Рабочая программа 5 класс .ФГОС
Оценка 4.7

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
5 кл
31.01.2017
Рабочая программа 5 класс .ФГОС
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.Рабочая программа для 5 класса.ФГОС
рабочая прогр 5 класс фгос татарча (2).docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г.Казани «Рассмотрено»                               «Согласовано»                                 «Утверждаю» на заседании кафедры Заместитель директора по УР         Директор Гимназии гуманитарного цикла _________ /Г.М.Фахрутдинова /                  _______ /М.Х.Хамидуллина /             ________ /Р.М.Арсланова / Пр.№1 от_________2016 г. «     »_________2016 г. Приказ №114 от 29.08.16 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ на 2016­2017 учебный год 5 класс  Рассмотрено на заседании  Педагогического совета Пр № 1 от________2016 г. Составитель: Г.Г.Хуснутдинова                                                               Учитель истории первой кв.категории Пояснительная записка Рабочая программа по Истории древнего мира для 5 класса на основании: 1.Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЭ;  2. . Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 г.  № 68­ЗРТ «Об образовании»; 3.Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от  17.12.1010); 4. Учебного плана МБОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г.Казани на 2016­2017 учебный год. 5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г.Казани 6. Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История 5­9 класса: – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты  второго поколения);  7. Законом Республики Татарстан «Об образовании» №68­ЗРТ от 22.07.2013; 8. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 8 июня  2015 г. № 576  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки Российской федерации от 31 марта 2014 г. № 253.   9. Образовательной программы основного общего образования  МБОУ «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Советского района г.Казани. 10 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 11.Годового календарного учебного графика МБОУ «Гимназия № 20 им.А.Алиша»на 2016­2017 учебный год 12. ПИСЬМО от 28 октября 2015 г. N 08­1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 13.Федерального   компонента   Государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утвержденный   приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089;  14. Основной образовательной программы основного общего образования на 2015­2020г; Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством . А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая,  учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ «Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для  общеобразовательных учреждений» М. Просвещение. 2012. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в  использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. II. Общая характеристика учебного предмета, курса. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая  историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую  пространственно­хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных  эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и  социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся  многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные  образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об  историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,  ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом  принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного  общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно­хронологическую систему,  учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами  исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий  прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на  ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить  представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической  информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано  прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования  их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Учебный предмет «История Древнего мира» является структурной частью предмета «История», который входит в область  «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования. Учебный предмет «История Древнего мира» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана, изучается в течение учебного года  по 2 часа в неделю (35 учебные недели), 70 часов в год. IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя: ­ целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном  периоде всеобщей  истории; ­ яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших  цивилизаций   Древнего мира; ­ способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников  Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и  личностной позиции в отношении дискуссионных и морально­ этических вопросов далекого прошлого; ­ представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом   источнике для изучения прошлого; ­ умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций,  соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» ­ уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко­географические объекты Древнего мира,  анализировать и  обобщать данные карты; ­ уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; ­ уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным  вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; ­ умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в  том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные  источники информации; ­ умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным  вопросам истории Древнего мира; ­ умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами; ­ готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми  фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: ­ способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения  истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; ­ готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать  разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог; ­ умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно­популярной литературе, Интернете, библиотеках и  музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо­поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты); ­ способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: ­  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном  поликультурном мире; ­ приобщение к истокам культурно­исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и  школьного обучения; ­ освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и  свободам человека, культурам разных народов; ­ опыт эмоционально­ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и  охраны. V. Содержание учебного предмета, курса. Введение (1 час) Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом.  Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах.  Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет).  Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ(6 часов) Глава 1 .  Первобытные собиратели и охотники. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека.  Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления.  Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер.  Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща  достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей.  Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает»  зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые  орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия  перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода,  племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало  обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине  земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая  революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств,  письменности). Глава 3. Счёт лет в истории.  Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова.  Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК(20 часов) Глава 4. Древний Египет Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем  Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте.  Управление страной. Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В  гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце  фараона. Отношения фараона и его вельможей. Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и  завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные  животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия,  гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм  — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов.  Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния  человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр,  Британский музей. Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности.  Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса —  древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения  инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства,  письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва  умершего). Глава 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное)  земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей.  Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни  от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астро­ номия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога  Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и  оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская  торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин.  Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и  его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог  даёт законы народу. Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и  предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.  Библейские предания о героях. Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование  железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство —  одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная  столица ассирийских царей­завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства  ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в  Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы  (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь. Глава 6. Индия и Китай в древности Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга.  Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы:  животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество  неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение  буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки  Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские  иероглифы. Китайская наука учтивости. Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства  Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь  Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага.  Компас. Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ(21 час) Глава 7. Древнейшая Греция Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель  Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города­ крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война.  Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором.  Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове  циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских  богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов­государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание  греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики.  Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание  недовольства демоса. Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства.  Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и  илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой  и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей.  Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения  колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался  завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр.  Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды  победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона.  Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную  службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил.  Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль  Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по­ беды греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий. В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское  население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли. В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига  посуды. Посуда с краснофигурным и черно­фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних  гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы­педагоги. Занятия в школе. Палестра.  Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры.  В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и  комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль  театральных представлений. Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в VB. ДО Н. э. Выборы на общественные должности в Афинах.  Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных  должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление.  Усиление северного соседа Греции — Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние  эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни.  Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при  Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции. Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник.  Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца.  Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение  великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на  территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший  порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская  библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление  обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (18 часов) Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели.  Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от  царской власти. Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие  законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. Глава 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над  Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь  к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая  морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном  Средиземноморье. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и  властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии.  Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима. Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники.  Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян.  Амфитеатры. Римские учёные о рабах. Глава 13. Гражданские войны в Риме Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало  гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками.  Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее  разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском.  Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность  римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины  поражения восставших. Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура  Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за  единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.  Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение  Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги  Римской империи. Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит  о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования  христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников.  Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором  пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего  избранника. Преследования римскими властями христиан. Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего  из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи.  Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. «Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон.  Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство  повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент  борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора.  Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление  влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт  архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию.  Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров­ варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами.  Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий  византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности. Итоговое повторение (4ч). Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении  государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад  народов древности в мировую культуру. VI. Тематическое планирование. Тематическое планирование. № п\п Наименование разделов и тем Всего часов 1 2 3. 4. 5 Введение Жизнь первобытных людей Древний Восток Древняя Греция Древний Рим Итоговое повторение 1 6 20 21 18 4 VII. Планируемые результаты изучение учебного предмета, курса. рабаты В том числе (практ, лаб\р конт.р и т.д) Теоретические часы Практические  1 5 19 20 17 3 0 0 0 0 2 Контрольные  работы 1 1 1 1 Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально­адаптивной  (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно­технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся,  позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Личностные результаты: — осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной  общности; поведению в современном обществе; — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; — осмысление социально­нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному  — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; — овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и  развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том  числе материалы на электронных носителях; — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,  презентация, реферат и др.); — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и  социальном окружении и др.; — активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с  другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: — овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания  современного общества, истории собственной страны; — способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; — способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; — умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную  принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; — расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и  человечества в целом; — готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. VIII. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса. Учебно­методический комплект Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса  авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. УМК по истории Древнего мира составляют: • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2013., 2014. • Атлас с комплектом контурных карт. Древний мир. • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2012. • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И.  Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010. • Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И.  Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2013». Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по истории .          Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных  форм. Устные формы контроля: беседы, вопрос ­ ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием и  другое.       Письменные формы: тесты на проверку понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и  тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы, дифференцированные задания, индивидуальные карточки,  домашние задания.         Оценивание результатов обучения  по пятибалльной шкале: Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:      логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали  объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;  правильно использовал научную терминологию в контексте ответа; верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; объяснил причинно­следственные и функциональные связи названных социальных объектов; обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально­ экономических и социальных наук;     проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической  рациональности; показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и  аргументы по определенным проблемам; на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;  устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и  обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку  незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или  классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и  экзаменуемого).  Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание  вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не  обнаружено какое­либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.  Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные  аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения. Оценка «2» может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам  Оценка «1» Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос IX. Календарно­тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. № п\п Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Что изучает наука история. Источники исторических знаний Древнейшие люди. Родовая  община охотников и собирателей Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати Измерение времени по годам.  Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей» Работа над ошибками.Государство на берегах Нила Колич ество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения план факт 06.09.16 07.09.16 13.09.16 14.09.16 20.09.16 21.09.16 27.09.16 28.09.16 4.10.16 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов Религия древних египтян. Искусство древних египтян Письменность и знания древних египтян. Повторение по теме «Древний Египет» Древнее Двуречье Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Финикийские мореплаватели Библейские  сказания Древнееврейское царство Ассирийская держава Персидская держава «царя царей». Природа и люди  Древней Индии Индийские касты Чему учил китайский мудрец Конфуций Первый властелин единого Китая. Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток» Работа над ошибками. Греки и критяне Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков Земледельцы Аттики теряют землю и свободу Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей Олимпийские игры в древности Победа греков над персами в Марафонской битве Нашествие персидских войск на Элладу В гаванях афинского порта Пирей В городе богини Афины 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.10.16 11.10.16 12.10.16 18.10.16 19.10.16 25.10.16 26.10.16 8.11.16 9.11.16 15.11.16 16.11.16 22.11.16. 23.11.16 29.11.16 30.11.16 6.12.16 7.12.16 13.12.16 14.12.16 20.12.16 21.12.16 10.01.17 11.01.17 17.01.17 18.01.17 24.01.17 25.01.17 31.01.17 1.02.17 7.02.17 8.02.17 14.02.17 15.02.17 43 44. 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 В афинских школах и гимнасиях В театре Диониса. Афинская демократия  при Перикле Города Эллады подчиняются Македонии Поход Александра Македонского на Восток В Александрии Египетской Контрольная работа №3 по теме «Древняя Греция» Работа над ошибками. Древнейший Рим Завоевание Римом  Италии Устройство Римской республики. Вторая война Рима с Карфагеном Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье Рабство в Древнем Риме Земельный закон братьев  Гракхов Восстание Спартака Единовластие Цезаря Установление империи. Соседи Римской империи Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение Промежуточная контрольная работа Работа над ошибками. Расцвет Римской империи во II в «Вечный город» во времена империи и его жители Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами Контрольная работа №4 по теме «Древний Рим» Работа над ошибками. Повторение по курсу: «История Древнего мира. Семь чудес света 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21.02.17 22.02.17 28.02.17 1.03.17 7.03.17 8.03.17 14.03.17 15.03.17 4.04.17 5.04.17 11.04.17 12.04.17 18.04.17 19.04.17 25.04.17 26.04.17 2.05.17 3.05.17 9.05.17 10.05.17 16.05.17 17.05.17 23.05.17 24.05.17 30.05.17 31.05.17 Выходит 34 учебных недели,так как некоторые дни совпадают с коникулами.(Изучение материала за счет уплатнения тем: Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами; Повторение и семь чудес света)

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС

Рабочая программа 5 класс .ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017