Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
-Примерной программы по биологии основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
- Основной образовательной программы основного общего образования 5-9 ФГОС МОУ «Победненская школа» на 2015-2020 г.
- Предметной линии учебников «Биология. Разнообразие живых организмов. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым
-Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 2018-2019 учебный год
РП биология 6.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основании
следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования ,утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Примерной программы по биологии основного общего образования
(Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент
государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.:
Дрофа, 2007).
Основной образовательной программы основного общего образования 59
ФГОС МОУ «Победненская школа» на 20152020 г.
Предметной линии учебников «Биология. Разнообразие живых организмов.
6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном
носителе /Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.:
Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе
внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского
района Республики Крым
Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 20182019 учебный год.
Цели
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной
и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе
изменением социальной ситуации развития, ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают
определённые особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является
социоморальная и интеллектуальная взрослость.
2 Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом,
поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или
общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в
процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей
ценностью
жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой
природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением
методами изучения природы, формированием интеллектуальных и
практических умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно
познавательной, информационной, ценностносмысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой
природы.
Планируемые результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в 6 классе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
3 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы в 6 классе являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научнопопулярной и справочной литературе), анализировать и
оценивать информацию;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числеальтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4 • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, для формирования современных представлений о
естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и
роли человека в природе;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении
локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
5 выделение существенных признаков биологических объектов и процессов
(обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитиеразмножение, регуляция жизнедеятельности
организма);
приведение доказательств (аргументация) необходимости защиты
окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах, моделях, гербарных образцах, влажных препаратах
органов цветкового растения, органов и систем органов животных, опасных
для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей,
органов, систем органов и их функциями; овладение методами
биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.
4. В сфере физической деятельности:
рациональная организация труда и отдыха, выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Содержание учебного предмета, курса
6 класс
(34ч. из них резервное время 1 ч.)
Раздел «Живые организмы»
Орган. Системы органов. Целостность организма.
6 Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег
система органов: почка, стебель, лист. Почка зачаточный побег. Внешнее и
внутреннее строение стебля и листа, их функции. Корень. Типы корневых
систем. Видоизменения побегов и корней.
Системы органов животных: опорнодвигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Особенности строения и функционирования у разных групп животных.
Движение живых организмов. Движение растений. Движение животных.
Приспособления различных групп животных к движению в различных средах
обитания.
Питание живых организмов. Питание растений: почвенное, воздушное
(фотосинтез). Удаление продуктов обмена. Питание животных. Способы
питания животных. Питание бактерий и грибов. Роль бактерий и грибов в
природе и жизни человека.
Дыхание живых организмов. Особенности дыхания связанные со строением
живых организмов и условий их существования.
Транспорт веществ у растений и животных.
Удаление продуктов обмена. Обмен веществ.
Размножение живых организмов. Способы размножения бесполое и половое.
Бесполое размножение одноклеточных и многоклеточных организмов.
Вегетативное размножение растений. Половое размножение растений. Цветок
– генеративный орган растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное
оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие. Половое
размножение многоклеточных животных.
Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Индивидуальное
развитие растений. Индивидуальное развитие животных.
Расселение живых организмов.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и
испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю,
условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков,
коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий,
способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые
образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы
жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с
полным и неполным превращением.
Лабораторные работы
№1. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и
генеративной почек
№2. Строение стебля
№3. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья
№4. Строение корневого волоска. Корневые системы
№5. Видоизменения подземных побегов
7 №6. Передвижение воды и минеральных веществ в растении
№7. Строение цветка
№8. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений
№9. Определение плодов
№10. Строение яйца птицы
Практическая работа
№1. Вегетативное размножение комнатных растений
Тематическое планирование по биологии
Класс 6А 6Б
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа в неделю 1час
Плановых контрольных работ 3
Плановых лабораторных работ 10 практических работ 1
Учебник Биология 56 класс Живой организм Л.Н.
Сухорукова
Издательство Просвещение 2014 год
№
п/п
1
2
3
4
Наименование
разделов и тем
Органы и системы
органов живых
организмов
Процессы
жизнедеятельности
живых организмов
Резерв
Всего
Практическая
часть
5
11
16
Учебные часы Контрольные
работы
1
3
4
11
21
2
34
8
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Рабочая программа 6 класс Сухорукова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.