Рабочая программа предназначена для детей младшего школьного возраста первого года обучения и направлена на создание условий для творческой самореализации личности и проявление индивидуальных способностей ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, образовательный процесс рассчитан на 144 учебных часа в год.
Цель программы: формирование и развитие художественной культуры личности через приобщение к творческой деятельности.
Рабочая программа АКВАРЕЛЬКА.doc
Рабочая программа
«Акварелька»
1 год обучения
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Старый Оскол
2017 Дополнительная образовательная программа: авторская дополнительная
образовательная программа «Акварелька» художественноэстетической
направленности.
Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «___» ___________ 20 __г., протокол № ____
Председатель ____________________ Пояснительная записка
Рабочая программа объединения по интересам «Акварелька»
художественноэстетической направленности составлена на основе авторской
дополнительной образовательной программы «Палитра чудес» Тулиновой
И.Н., утвержденной решением муниципального экспертного совета 24 ноября
2010 года. Данной программой предусмотрено расширенное и дополняющее
школьный курс содержание трех основных видов художественнотворческой
деятельности: диалоги об искусстве; изобразительная деятельность –
графика, живопись, скульптура; декоративноприкладная деятельность. Они
тесно связаны, дополняют друг друга и чередуются в течение всего учебного
года.
Рабочая программа предназначена для детей младшего школьного
возраста первого года обучения и направлена на создание условий для
творческой самореализации личности и проявление индивидуальных
способностей ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,
образовательный процесс рассчитан на 144 учебных часа в год.
Цель программы: формирование и развитие художественной культуры
личности через приобщение к творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение
следующих задач:
1. Создавать условия для усвоения знаний основ изобразительного,
народного и декоративноприкладного искусства, приобретения опыта
собственной художественнотворческой деятельности.
2. Развивать творческие способности личности через освоение образного
языка пластических искусств, техник и приемов художественной
деятельности.
3. Развивать умение создавать художественные проектыимпровизации с
сохранением образного языка традиционных народных промыслов.
4. Развивать коммуникативные качества. 5.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к
художественному наследию России.
6. Прививать интерес к произведениям искусства народов мира.
Программный материал изучается в определенной последовательности:
от простого к сложному. Одним из главных принципов построения занятий
является чередование различных видов деятельности обучающихся,
групповые и индивидуальные формы работы с использованием игровых
моментов. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет
удовлетворить возрастные потребности ребенка в игре, подражании,
движении, практическом действии. Это способствует продуктивному
усвоению обсуждаемой темы.
На занятиях делается акцент на
самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей,
что побуждает их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал,
соответствующий
возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями,
необходимыми для развития навыков ребенка. Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
• правила техники безопасности и организации рабочего места;
• названия основных цветов, элементарных правил смешивания красок;
• разнообразные выразительные средства: линия, цвет, объем, композиция,
ритм;
• технологию и последовательность выполнения аппликаций из различных
материалов;
• способы и приемы лепки;
• о профессии художника, скульптора, архитектора, декоратора, особенности
их труда;
уметь:
• владеть гуашевыми красками, акварелью, графическими материалами,
пластилином; обрывать, вырезать, наклеивать цветную бумагу;
• изображать особенности времен года посредством выбора соответствующей
техники, средств выражения;
• изображать человека во взаимодействии с природой;
• наблюдать и изображать явления окружающей жизни, лепить и
конструировать фигурки животных. Дата
№
п/п
Тема
учебного
занятия
Календарнотематический план
Всего
часов
Содержание деятельности
Теоретическа
Практическая часть
Воспитательная
работа
я часть
занятия
/форма
организации
деятельности
занятия /форма
организации
деятельности
1
5.09
Знакомство.
Техника
безопасности.
1.разел Вводное занятие. Техника безопасности
1.1
словесный
(рассказ,
беседа,
инструктаж),
наглядный
(рассматриван
ие
репродукций,
рисунков,
поделок).
2 раздел Живопись
2.1
9.09
2.2
12.09
Кто такой
художник?
Виды
изобразительно
го искусства
Цвет –
выразительное
средство в
живописи.
Радуга цветов.
2.3
16.09
Три основных
цвета. Метод
заливки.
Изображение
осенних
листьев.
2.4
19.09 Мазок.
Изображение
осеннего
дерева
2
2
2
2
Беседа о
профессии
художника
Знакомство с
главными
средствами
выразительнос
ти в живописи
– цвет и его
сочетания
(беседа).
Беседа, какие
цвета
называются
основными и
почему? Какие
цвета –
дополнительны
е и почему?
Осваиваются
понятия
«заливка»,
«лессировка».
Знакомство с
понятиями о
цветовом тоне,
светлоте и
насыщенности
цвета.
Игра
Формирование
доброжелательн
ого отношения
друг к другу.
Познакомить
обучающихся с
правами и
обязанностями,
правилами
безопасного
поведения.
Поэтапный
педагогический
рисунок (дети
работают
параллельно).
Игра: эксперимент по
смешиванию красок.
дети рисуют радугу,
траву и цветы.
Дети изображают
листья,
осенние
осваивая
приёмы
кистью
работы
«заливка»
и
«лессировка».
Дети осваивают
приём работы кистью
изображая
«мазок»,
красоту
осеннего
дерева. 2.5
23.09
Техника «по
сырой бумаге».
Осенний букет
2
2
2
2
2
2.6
26.09
Палитра осени.
Натюрморт
«Дары осени»
2.7
30.09
Цвет и
настроение.
Осенний
пейзаж.
2.8
3.10
Тематическое
рисование.
«Как
встречают
новый год в
разных
странах»
2.9
7.10
Изображение
животных по
шаблону
(отработка
навыков
Беседа о
теплых и
холодных
красках, об их
сочетаниях, о
смешивании
красок и
вливании цвета
в цвет.
Разговор о
теплых и
холодных
красках, об их
контрастах.
Знакомство с
понятием
«натюрморт».
Знакомство с
понятием
«пейзаж» на
примере
картины
художника
Левитана
«Золотая осень»
с первыми
понятиями
перспективы:
линия горизонта,
дальше
меньше, ближе
больше, а также
говорится об
эмоциональном
восприятии
картины.
Беседа о
празднике
Новый год, о
том, как этот
праздник
празднуется в
разных
странах, о
разнообразии
ярких образов
и сочетаний
красок.
Дети
знакомятся с
новым
понятием –
«шаблон».
Освоение техники «по
сырой бумаге». На
бумаге
простым
карандашом намечаем
вазу с цветами, затем
смачиваем
лист
бумаги водой, и по
сырой
бумаге
начинаем работать
кистью и красками.
Изображение
натюрморта из овощей
и фруктов.
(дети
Поэтапный
педагогический
рисунок
работают
параллельно).
Рисунок выполняется
в цвете, закрепляя
знания о теплых и
холодных
цветах,
применяя
приёмы
работы
кистью
«мазок», «заливка».
Дети
изображают
Деда Мороза и все
атрибуты праздника,
используя
многообразие красок
и
передавая
праздничное
настроение.
Изображение собаки
или кошки по
шаблону, отрабатывая
навыки штриховки и
растушёвки. 2.10
10.10
штриховки)
Самостоятельн
ое изображение
животных
«Чёрнобелые
коты» (гуашь)
2.11
14.10
17.10
21.10
24.10
Иллюстрации к
литературным
произведениям
2.12
28.10
Красавица
Осень
(женский
образ)
2.13
31.10
4.11
Иллюстрирова
ние сказок
А.С. Пушкина
2.14
7.11
«Корзина с
цветами»
(пластиковые
бутылки)
2.15
11.11
14.11
Тематическое
рисование
(свободная
2
8
2
4
2
4
Обучающиеся
изображают
семейство котов
(чёрный, белый и
серый), отрабатывая
навыки смешивания
красок.
Рисунок
воображению,
применяя гуашь или
акварель по выбору.
по
Дети выполняют
изображение осени в
женском образе.
Знакомство с
понятием
«гризайль».
Знакомство с
понятием
«иллюстрация»
, «главный
персонаж»,
«литературные
герои».
Выбирается
литературное
произведение,
знакомое
детям (сказка
или
стихотворение)
,
анализируется
его
содержание.
Беседа
возможностях
фантазии и
художественно
го
видения
художника; о
художественно
м образе и
средствах
выражения.
о
Закрепляются
знания о
правилах
выполнения
иллюстраций.
Анализируютс
я сказки (на
выбор детей).
Ознакомление
детей с
основными
приёмами
декорирования
изделий.
Анализ темы
Дети выполняют
иллюстрацию по
представлению.
Дети изготавливают
вазу из пластиковых
ёмкостей, и цветы из
цветной бумаги и
картона.
Выполнение
композиции
воображению
по
и тема)
2.16
18.11
2
Дворец для
Зимушки
2.17
21.11
Зимушказима
2
2.18
25.11
Узор в полосе
(геометрическ
ий,
растительный)
2.19
28.11
«Мамочка,
любимая моя!»
2.20
31.11
Натюрморт
2
2
2
2.21
2.12
«Пусть всегда
будет мир!»
2
3.1
5.12
2
Пятно и линия
–
выразительные
средства в
графике.
Изображение
дерева без
Беседа о
работе
декоратора,
возможностях
его фантазии и
художественно
го видения, о
применении
узоров для
украшения
«дворца».
Беседа о
художественно
м образе и
средствах
выражения, о
холодных
красках и их
сочетаниях.
Знакомство с
законами
построения
орнаментов,
проводится
беседа об их
разнообразии.
Знакомство с
понятием
«портрет», с
правилами
изображения
портрета.
Повторение и
закрепление
знаний об
изображении и
составлении
тематического
натюрморта.
Повторение
правил
изображения
пейзажа,
человека в
движении.
Беседа об
основных
средствах
выразительнос
ти в
графическом
рисунке –
представлению.
Дети выполняют
изображение дворца
для Зимушки по
замыслу, украшая его
узорами.
Дети
выполняют
изображение зимы в
женском образе.
Самостоятельное
изображение узора в
полосе.
Дети
портрет
стараясь
характерные черты.
выполняют
мамы,
передать
Дети самостоятельно
выполняют
тематический
натюрморт.
Дети самостоятельно
выполняют
композицию
воображению.
по
Обучающиеся
изображают дерево
без листвы, применяя
приемы
различные
работы
простым
карандашом. 3.2
9.12
листвы
(простой
карандаш)
Фантастическо
е дерево (тушь,
перо)
3.3
12.12
«Зимние
забавы»
3.4
16.12
«Узоры на
стекле» (воск,
акварель)
4.1
19.12
Вырезание
снежинок
2
2
2
2
4.2
23.12
26.12
Аппликация из
бумаги
плоская
4
линия, штрих,
тон.
Закрепляются
знания о
выразительных
средствах в
графике, дети
знакомятся с
новыми
материалами:
тушь, перо.
Правила
рисования
человека в
движении,
повторяются
правила
перспективы.
Беседа о
замысловатых
морозных
рисунках на
окнах.
Беседа о
красоте
снежинок, об
их
разнообразии;
о методе
изготовления
снежинок.
Дети
знакомятся с
понятием
«аппликация»,
с материалами
и
инструментами
,
необходимыми
для
выполнения
аппликации.
Дети изображают
фантастическое
дерево по
воображению тушью и
пером, отрабатывая
навыки штриховки
Дети выполняют
композицию по
памяти и
воображению,
изображая человека в
движении.
Выполняется
упражнение
на
смешивание белой и
синей красок, затем,
на альбомном листе,
выполняется
композиция
воображению
простым карандашом,
обводится свечой, а
затем раскрашивается
красками.
по
Дети отрабатывают
методы складывания
и вырезания ажурных
снежинок из бумаги,
учатся обводить и
вырезать детали по
шаблону, выполнять
аппликацию
по
образцу.
Дети учатся обводить
и вырезать детали по
шаблону, выполнять
аппликацию по
образцу. 4.3
13.01
16.01
20.01
23.01
Аппликация из
бумаги
объёмная
8
2
6
4.4
27.01 Мозаика из
бумаги
4.5
30.01
3.02
6.02
Объёмная
аппликация с
применением
различных
материалов
«Зимний день»,
«Снегурочка»,
«Ёлочка»
4.6
10.02
Аппликация из
природного
материала
2
Беседа о том,
что
аппликация
может быть
объёмной, а
бумагу можно
не только
вырезать, но и
обрывать,
скручивать,
складывать и
сворачивать.
Знакомство с
понятием
«мозаика»
Беседа о том,
что в
аппликации,
кроме бумаги и
картона,
можно
использовать
различные
материалы.
Беседа о
применении
художником в
своём
творчестве
различных
материалов
4.7
13.02
17.02
20.02
Объёмные
поделки из
бумаги
6 Методы
изготовления
объёмных
поделок из
бумаги.
4.8
24.02
27.02
4
Декоративное
панно с
гипсовыми
фигурками
Закрепляются
знания о
рельефе,
происходит
знакомство с
приёмами
раскрашивания
гипсовой
поверхности.
Аппликации: «Ветка
рябины» (обрывание и
скручивание бумаги);
«Снеговик»
(скручивание
и
складывание бумаги);
«Открытки»
и
(складывание
скручивание бумаги).
Последовательное
освоение техники.
При
выполнении
аппликации «Зимний
день» дети применяют
фольгу и вату;
«Снегурочка»
синтепон; «Ёлочка»
ткань.
Дети выполняют
аппликацию методом
вырезания плоских
деталей из соломы.
закрепляют
Дети
навыки работы с
шаблонами,
учатся
скручивать,
сворачивать бумагу,
склеивать отдельные
детали в готовое
изделие.
Детям
выдаются
фигурки из гипса. Их
задача – раскрасить
фигурку, придумать и
нарисовать картинку,
подходящую
по
содержанию
к
фигурке. Затем эту
фигурку вклеить в
картинку.
4.9
3.03
6.03
10.03
Фоторамки из
гипса
6
Закрепление
знания о
рельефе,
Детям
белые
фоторамки.
выдаются
гипсовые
Их знакомство с
приёмами
раскрашивания
гипсовой
поверхности.
Дети
знакомятся с
одним из видов
изобразительно
го искусства –
скульптурой.
Рассматривают
ся
репродукции
скульптур
великих
мастеров,
обсуждаются
материалы,
применяемые в
скульптуре.
Дети
знакомятся с
новой
техникой –
лепка из
солёного теста.
Беседа о
мастерстве
художника,
умеющего
видеть
удивительное
во всём
окружающем в
мире, о том,
что золотые
руки мастера
могут дать
вторую жизнь
ненужным
вещам.
Беседа о
разновидностя
х аппликаций,
о технологии
изготовления
аппликации из
ниток.
Дети
знакомятся с
одним из видов
изобразительно
4.10
13.03
17.03
Объёмная
скульптура
(домашние
птицы)
4.11
20.03
24.03
Изготовление
подставки для
яйца (солёное
тесто)
4.12
27.03
31.03
Поделки из
бросового
материала
4
4
4
4.13
3.04
7.04
Аппликация из
ниток
4
5.1
10.04
14.04
4
Объём –
выразительное
средство в
скульптуре.
задача: понять образ и
аккуратно раскрасить.
Дети
изображают
животных методом
налепливания
кусочков пластилина
и
размазывания
(рисование
пластилином)
Изготовление
подставки для яйца из
солёного теста и
украшение
её
декоративными
элементами.
Дети самостоятельно
выполняют поделки из
различных материалов
(пластиковые
ёмкости,
картон и т.д.)
трубочки,
Дети самостоятельно
выполняют
аппликацию из ниток
методом
мелкой
нарезки ниток.
Дети
изображают
животных методом
налепливания
кусочков пластилина Рисуем
пластилином
(лес,
животные)
5.2
17.04
Весенний
пейзаж
6.1
21.04
«Весенний
дождь» (воск,
акварель)
6.2
24.04
6.3
28.04
5.05
Коврик для
лесных
жителей (узор
в квадрате)
Тематическое
рисование. «Ко
Дню Великой
Победы»
6.4
8.05
Изображение
птиц
6.5
12.05
Натюрморт
«Весенние
цветы»
2
2
2
4
2
2
го искусства –
скульптурой.
Рассматривают
ся
репродукции
скульптур
великих
мастеров,
обсуждаются
материалы,
применяемые в
скульптуре.
Повторение
правил
перспективы,
приёма
смешивания
красок, приёма
работы кистью
Повторение
правил
перспективы
размазывания
и
(рисование
пластилином)
Дети изображают
пейзаж с весенними
признаками: прилёт
птиц, набухание
почек, цветение
первых цветов.
Дети рисуют пейзаж
восковыми мелками,
капли дождя рисуют
воском,
а
затем
раскрашивают
акварелью.
Дети самостоятельно
составляют узор в
квадрате.
Ознакомление
с правилами
составления
узоров в
квадрате или
круге.
Беседа о ВОВ. Учимся
рисовать
затем
танк,
а
это
применяем
в
изображение
композиции.
Работа
выполняется в цвете
акварелью.
Дети учатся рисовать
голубя,
воробья и
лебедя.
Дети учатся рисовать
цветы – нарциссы и
ландыши.
Беседа о
многообразии
птиц, о
характерных
особенностях в
изображении
птиц.
Повторение
правил
изображения
натюрморта,
выясняется,
какие цветы являются
весенними,
какие краски
используют
для
изображения
нежных,
весенних
цветов.
Беседа о
празднике
«День семьи,
любви и
верности»
Обсуждается
тема будущего
коллективного
панно,
выясняется
последователь
ность
выполнения
коллективного
панно
Итоговая
работа.
2
2
2
6.6
15.05
Поздравительн
ая открытка
6.7
19.05
Рисование
цветов для
коллективного
панно
6.8
22.05
Коллективное
панно
«Цветочная
полянка»
Открытка
выполняется
фломастерами.
Ребёнок рисует
декоративные цветы
дети
по
Фон
Работу
выполняют
группам.
(полянку)
раскрашивают
гуашью,
а
наклеивают
декоративные цветы.
затем Содержание рабочей программы
Рабочая программа первого года обучения строится на основе
приобщения детей к наблюдению за окружающей действительностью. Педагог
должен объяснить детям, что вся творческая деятельность художника
построена на собственных наблюдениях окружающей жизни, поэтому очень
важно научиться видеть. Первые практические занятия построены по
принципу знакомства со способами работы различными художественными
материалами, на них определенная часть времени отводится организации
рабочего места. Практические задания выполняются как на плоскости листа
различными графическими и живописными материалами, так и в объеме из
пластилина и бумаги.
Раздел 1. Вводное занятие
На вводном занятии обучающиеся знакомятся с режимом работы объединения
по интересам, правами и обязанностями, правилами безопасного поведения на
занятиях. Знакомство с планом работы. Беседа о деятельности художника.
Раздел 2. Живопись
В работе с красками осваиваются основы цветоведения, осознаются понятия о
цветовом тоне, светлоте и насыщенности цвета, локальном, теплом и
холодном цвете, колорите, а также об эмоциональном восприятии и
символике цвета в живописи. В практической части занятий варьируются
различные приемы работы с кистью и красками для передачи фактуры
изображаемых предметов, временного состояния реальной действительности
и собственного эмоционального настроения.
2.1. Кто такой художник? Виды изобразительного искусства
Проводится беседа о профессии художника, о том, что может изобразить
художник и какими средствами, техниками и материалами он пользуется.
2.2. Цвет – выразительное средство в живописи. Радуга цветов.
В теоретической части занятий происходит знакомство с главными
средствами выразительности в живописи – цвет и его сочетания (беседа). В
практической части занятия дети рисуют радугу, траву и цветы.
2.3. Три основных цвета. Метод заливки. Изображение осенних листьев. В теоретической части занятия выясняем, какие цвета называются основными
и почему? Какие цвета – дополнительные и почему? Осваиваются понятия
«заливка», «лессировка». В практической части занятия изображаем осенние
листья, осваивая приёмы работы кистью «заливка» и «лессировка».
2.4. Мазок. Изображение осеннего дерева. В теоретической части занятия
осознаются понятия о цветовом тоне, светлоте и насыщенности цвета. В
практической части занятия осваивается приём работы кистью «мазок»,
изображая красоту осеннего дерева.
2.5. Техника «по сырой бумаге». «Осенний букет». В теоретической части
занятия ведётся беседа о теплых и холодных красках, об их сочетаниях, о
смешивании красок и вливании цвета в цвет. В практической части занятия –
освоение техники «по сырой бумаге». На бумаге простым карандашом
намечаем вазу с цветами, затем смачиваем лист бумаги водой, и по сырой
бумаге начинаем работать кистью и красками.
2.6. Палитра осени. Натюрморт «Дары осени». В теоретической части
занятия – разговор о теплых и холодных красках, об их контрастах.
Знакомство с понятием «натюрморт». В практической части занятия –
изображение натюрморта из овощей и фруктов.
2.7. Цвет и настроение. Осенний пейзаж. В теоретической части занятия на
примере картины художника Левитана «Золотая осень» происходит
знакомство с понятием «пейзаж»; с первыми понятиями перспективы: линия
горизонта, дальше меньше, ближе больше, а также говорится об
эмоциональном восприятии картины. В практической части занятия
выполняется поэтапный педагогический рисунок (дети работают
параллельно). Рисунок выполняется в цвете, закрепляя знания о теплых и
холодных цветах, применяя приёмы работы кистью «мазок», «заливка».
2.8 Тематическое рисование. «Как встречают новый год в разных странах»
В теоретической части занятия происходит беседа о празднике Новый год, о
том, как этот праздник празднуется в разных странах, о разнообразии ярких
образов и сочетаний красок. В практической части дети изображают Деда Мороза и все атрибуты праздника, используя многообразие красок и
передавая праздничное настроение.
2.9 Тематическое рисование «Зимние забавы». В теоретической части
занятия объясняются правила рисования человека в движении, повторяются
правила перспективы. В практической части занятия дети выполняют
композицию по памяти и воображению, изображая человека в движении.
2.10 Тематическое рисование «Узоры на стекле». В теоретической части
занятия проводится беседа о замысловатых морозных рисунках на окнах. В
практической части занятия выполняется упражнение на смешивание белой и
синей красок, затем, на альбомном листе, выполняется композиция по
воображению простым карандашом,
раскрашивается красками.
обводится свечой,
а затем
2.11. Иллюстрации к литературным произведениям. В теоретической части
занятия знакомимся с понятием «иллюстрация», «главный персонаж»,
«литературные герои». Выбирается литературное произведение, знакомое
детям (сказка или стихотворение), анализируется его содержание. В
практической части занятия выполняется рисунок по воображению, применяя
гуашь или акварель по выбору.
2.12. Тематическое рисование. «Освобождение родного города».
В теоретической части занятия проводится беседа о ВОВ, о том, когда
произошло освобождение города от немецких захватчиков. В практической
части занятия учимся рисовать танк, а затем применяем это изображение в
композиции. Работа выполняется в цвете акварелью.
2.13. Тематическое рисование. Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина.. В
теоретической части занятия закрепляются знания о правилах выполнения
иллюстраций. Анализируются сказки (на выбор детей). В практической части
занятия дети выполняют иллюстрацию по представлению.
2.14. Тематическое рисование. «Мамочка, любимая моя!». В теоретической
части занятия – знакомство с понятием «портрет», с правилами изображения
портрета. В практической части занятия дети выполняют портрет мамы,
стараясь передать характерные черты. 2.15. Тематическое рисование на конкурсы. Эти задания отводятся для
выполнения рисунков для конкурсов. В теории анализируется тема конкурса,
а на практике дети выполняют композицию по воображению и представлению.
2.16. Натюрморт «Весенние цветы».
В теоретической части занятия
повторяются правила изображения натюрморта, выясняется, какие цветы
являются весенними, какие краски используют для изображения нежных,
весенних цветов. В практической части занятия дети учатся рисовать цветы –
нарциссы и подснежники.
2.17. Изображение птиц.
В теории: беседа о многообразии птиц, о
характерных особенностях в изображении птиц. На практике дети учатся
рисовать голубя, воробья и лебедя.
2.18. Тематическое рисование. «Весенний дождь». В теоретической части
занятия повторяются правила перспективы. В практической части занятия
дети рисуют пейзаж восковыми мелками, капли дождя рисуют воском, а затем
раскрашивают акварелью.
2.19. Тематическое рисование. «Весенний пейзаж». В теоретической части
занятия повторяются правила перспективы, приёмы смешивания красок,
приёмы работы кистью. В практической части занятия дети изображают
пейзаж с весенними признаками: прилёт птиц, набухание почек, цветение
первых цветов.
2.20. Натюрморт. В теории: повторение и закрепление знаний об
изображении и составлении тематического натюрморта. В практической части
дети самостоятельно выполняют тематический натюрморт.
2.21.Тематическое рисование. «Пусть всегда будет мир!» Итоговая
композиция. В теории повторяются правила изображения пейзажа, человека в
движении. В практической части дети самостоятельно выполняют
композицию по воображению.
Раздел 3. Графика
3.1. Пятно и линия – выразительные средства в графике. В теоретической
части занятий проводится беседа об основных средствах выразительности в
графическом рисунке – линия, штрих, тон. В практической части обучающиеся изображают дерево без листвы, применяя различные приемы
работы простым карандашом.
3.2. «Фантастическое дерево». В теоретической части занятий закрепляются
знания о выразительных средствах в графике, дети знакомятся с новыми
материалами: тушь, перо. В практической части обучающиеся изображают
фантастическое дерево по воображению тушью и пером, отрабатывая навыки
штриховки.
3.3. Изображение животных по шаблону (отработка навыков штриховки). В
теоретической части занятий дети знакомятся с новым понятием – «шаблон».
В практической части обучающиеся изображают собаку или кошку по
шаблону, отрабатывая навыки штриховки и растушёвки.
3.4. Самостоятельное изображение животных. «Чёрнобелые коты». В
теоретической части занятий обучающиеся знакомятся с понятием
«гризайль». В практической части обучающиеся изображают семейство котов
(чёрный, белый и серый), отрабатывая навыки смешивания красок.
Раздел 4. Художественная обработка материала
Этот вид деятельности способствует развитию пространственного
воображения, конструктивного мышления, умения работать с разным
материалом. В качестве материала используются различные краски, ткань,
картон, цветная бумага, глина, пластилин, бросовый материал и т.п.
4.1. Аппликация из природного материала. В теории: беседа о применении
художником в своём творчестве различных материалов, например, сухих
осенних листочков. В практической части дети выполняют аппликацию
методом вырезания плоских деталей из сухой листвы.
4.2. Аппликация из бумаги плоская. В теории дети знакомятся с понятием
«аппликация», с материалами и инструментами, необходимыми для
выполнения аппликации. В практической части занятий дети учатся обводить
и вырезать детали по шаблону, выполнять аппликацию по образцу.
4.3. Аппликация из бумаги объёмная. В теории: беседа о том, что аппликация
может быть объёмной, а бумагу можно не только вырезать, но и обрывать,
скручивать, складывать и сворачивать. В практической части этих занятий дети выполняют следующие аппликации: «Ветка рябины» (обрывание и
скручивание бумаги); «Валентинки» (скручивание и складывание бумаги);
«Открытки» (складывание и скручивание бумаги).
4.4. Мозаика из бумаги. В теоретической части дети знакомятся с понятием
«мозаика», а в практической части последовательно осваивают эту технику.
4.5. Объёмная аппликация. В теоретической части проводится беседа о том,
что в аппликации, кроме бумаги и картона, можно использовать различные
материалы. В практической части при выполнении аппликации «Зимний день»
дети применяют фольгу и вату; «Снегурочка» синтепон; «Ёлочка» ткань.
4.6. Вырезание снежинок. В теории: беседа о красоте снежинок, о их
разнообразии; о методе изготовления снежинок. На практике дети
отрабатывают методы складывания и вырезания ажурных снежинок из бумаги,
учатся обводить и вырезать детали по шаблону, выполнять аппликацию по
образцу.
4.7. Объёмные поделки из бумаги. В теоретической части анализируются
методы изготовления объёмных поделок из бумаги. В практической части
дети закрепляют навыки работы с шаблонами, учатся скручивать, сворачивать
бумагу, склеивать отдельные детали в готовое изделие.
4.8. Декоративное панно с гипсовыми фигурками. В теории закрепляются
знания о рельефе, происходит знакомство с приёмами раскрашивания
гипсовой поверхности. В практической части занятия детям выдаются
фигурки из гипса. Их задача – раскрасить фигурку, придумать и нарисовать
картинку, подходящую по содержанию к фигурке. Затем эту фигурку вклеить
в картинку.
4.9. Фоторамки из гипса. В теории: закрепление знания о рельефе, знакомство
с приёмами раскрашивания гипсовой поверхности. В практической части
занятия детям выдаются белые гипсовые фоторамки. Их задача: понять образ
и аккуратно раскрасить.
4.10. «Корзина с цветами». В теории: ознакомление детей с основными
приёмами декорирования изделий. В практической части дети изготавливают
вазу из пластиковых ёмкостей, и цветы из цветной бумаги и картона. 4.11. Изготовление подставки для яйца. В теоретической части дети
знакомятся с новой техникой – лепка из солёного теста. В практической части
дети изготавливают подставку для яйца из солёного теста и украшают её
декоративными элементами.
4.12. Поделки из бросового материала. В теоретической части идет беседа о
мастерстве художника, умеющего видеть удивительное во всём окружающем
в мире, о том, что золотые руки мастера могут дать вторую жизнь ненужным
вещам. В практической части занятия дети самостоятельно выполняют
поделки из различных материалов (пластиковые ёмкости, трубочки, картон и
т.д.)
4.13. Аппликация из ниток. В теоретической части идет беседа о
разновидностях аппликаций, о технологии изготовления аппликации из ниток.
В практической части занятия дети самостоятельно выполняют аппликацию из
ниток методом мелкой нарезки ниток.
Раздел 5. Скульптура
Объем – основа языка скульптуры. Работа в объеме и пространстве развивает
объемнопространственное мышление, чувство конструкции, пропорций,
равновесия и пластики формы. В процессе освоения различных приемов лепки
развивается чувство фактуры и формы.
5.1. Объём – выразительное средство в скульптуре. В теоретической части
занятий дети знакомятся с одним из видов изобразительного искусства –
скульптурой. Рассматриваются репродукции скульптур великих мастеров,
обсуждаются материалы, применяемые в скульптуре. В практической части
дети изображают животных, пейзаж методом налепливания кусочков
пластилина и размазывания (рисование пластилином)
5.2. Объёмная скульптура. В теоретической части занятий повторяется, что
является основой языка скульптуры. Рассматриваются репродукции
скульптур мастеров народных промыслов. В практической части дети лепят
из пластилина домашних птиц.
Раздел 6. Декоративноприкладное рисование. Данный вид деятельности способствует развитию художественно
графических умений и навыков учащихся, сознательному использованию
средств художественной выразительности в создании художественного образа
вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, декоративного образа; способствует
развитию пространственного воображению, конструктивного мышления.
6.1. Узор в полосе (геометрический, растительный) В теоретической части
этого занятия происходит знакомство с законами построения орнаментов,
проводится беседа об их разнообразии. В практической части занятия
предполагается самостоятельное изображение узора в полосе.
6.2. Коврик для лесных жителей. В теории: ознакомление с правилами
составления узоров в квадрате или круге. На практике: дети самостоятельно
составляют узор в квадрате.
6.3. Красавица Осень. В теории: беседа о возможностях фантазии и
художественного видения художника; о художественном образе и средствах
выражения. В практической части занятия дети выполняют изображение осени
в женском образе.
6.4. «ЗимушкаЗима». В теории: беседа о художественном образе и средствах
выражения, о холодных красках и их сочетаниях. В практической части
занятия дети выполняют изображение зимы в женском образе.
6.5. «Дворец для Зимушки». В теоретической части занятия проводится
беседа о работе декоратора, возможностях его фантазии и художественного
видения, о применении узоров для украшения «дворца». В практической части
занятия дети выполняют изображение дворца для Зимушки по замыслу,
украшая его узорами.
6.6. «Поздравительная открытка». В теоретической части ведётся беседа о
празднике Защитника Отечества. В практической части дети рисуют солдата
или моряка на фоне российского флага. Открытка выполняется
фломастерами.
6.7. Рисование цветов для коллективного панно.В теоретической части
обсуждается тема будущего коллективного панно,
выясняется последовательность выполнения коллективного панно, а в практической части
каждый ребёнок рисует декоративные цветы.
6.8. Коллективное панно «Цветочная полянка». Итоговая работа. Работу
дети выполняют по группам. Фон (полянку) раскрашивают гуашью, а затем
наклеивают декоративные цветы.
Средства контроля
Итоговые занятия по закреплению полученных навыков, знаний и
умений проводятся в конце каждой темы в форме контрольного опроса
(приложение), конвертаопросника, коллективной работы, тематической
выставки. В конце учебного года подводиться итог работы объединения по
интересам в форме отчетного мероприятия и выставки, на которой
представлены работы обучающихся по всем разделам программы. Список используемой литературы для педагога
1. Программа Министерства образования и науки «Изобразительное
искусство»: 59 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 72с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 52 с.
3. Гиронимус, Т. Учебник по трудовому обучению «Маленький мастер».
4 класс / Т. Гиронимус. – М.: «АртПресс школа», 2005. – 159 с.
4. Горяева, Н.А. Декоративноприкладное искусство в жизни человека /
Н.А. Горяева, О.В.Островская. – М.: Просвещение, 2005. – 250 с.
5. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997. –
158 с.
6. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. – М.:
Просвещение, 1984. – 282 с.
7.
Панкеев, И. Русские праздники / И. Панкеев. – М.: Просвещение,
1998. – 252 с.
8. Риттерхофф, А. Посмотрите, что я умею! / А. Риттерхофф.
Издательство АРКАИМ, 2006. – 34 с.
9. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве / В.Б. Розенвассер. – М.:
Просвещение, 1979. – 226 с.
10. Рыжова, Н.А. Коллекция увлечений / Н.А. Рыжова. М.: ООО
«ЛинкаПресс», 2005. – 80 с.
11. Шабанов, Н.К. У истоков творчества / Н.К. Шабанов, О.П.
Шабанова. – Курск, 1995. – 104 с.
12. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и
детское творчество / Т.Я. Шпикалова. – М.: Гуманитарный издательский
Центр, 2000. – 182 с.
13. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе / Т.Я.
Шпикалова. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с. Список рекомендуемой литературы
для детей и родителей
1. Волкова, А.Н. Лепим и конструируем / А.Н. Волкова. – М.: Премьера,
ООО Фирма издательство АСТ, 2000. – 60 с.
2. Выгонов, В.В. Игрушки и поделки из бумаги / В.В. Выгонов. – М.:
Издательский дом МСП, 2006. – 56 с.
3. Докучаева, Н. Мастерим бумажный мир: Короли и рыбки, школа
волшебства, Строим город / Н.Докучаева. – СПб: «Валери СПб», 1997. – 56 с.
4. Необыкновенное рисование: учеб. пособие. – М.: Издательство
«Москвасинтез», 2004. – 20 с.
5. Пудов, В. Игрушки из природного материала / В. Пудов, Л. Лежнева.
– СПб: «Валери СПб», 1998. – 52 с.
6. Художественная аппликация и узоры из бумаги: учеб. пособие. – М.:
«БаоПресс, РИПОЛ КЛАССИК», 2006. – 28 с. Вопросы для контрольного опроса
Приложение
Раздел «Живопись»
1. Какие цвета радуги ты знаешь?
2. Сколько их? Расскажи стихотворение о радуге.
3. Какие краски мы называем основными?
4. Сколько основных цветов ты знаешь?
5. Расскажи, как получить зелёную, оранжевую и фиолетовую краски, если
есть красная, жёлтая и синяя краски?
6. Назови тёплые краски, почему они так называются?
7. Назови холодные краски, почему они так называются?
8. Что такое палитра?
9. Что такое мазок?
10. Что значит «рисовать посырому»?
11.Что является выразительным средством в живописи?
Раздел «Графика»
1. Что означает слово «Графика»?
2. Какими материалами пользуются в графике?
3. Что такое штрих?
4. Что такое пятно?
5. Что значит «растушевать»?
6. Что такое тон?
7. Как получить светлый тон простым карандашом?
8. Что является выразительным средством в графике?
Раздел «Декоративное рисование»
1. Что такое декоративное рисование?
2. Что такое узор?
3. Какие узоры ты знаешь?
4. Что такое чередование?
5. Для чего предназначено декоративное рисование?
6. Как давно появилось декоративное рисование?
7. Какие материалы используют в декоративном рисовании?
Раздел «Скульптура»
1. Какие материалы используют в скульптуре?
2. Что такое рельеф? 3. Где можно увидеть рельеф?
4. Что такое объёмная скульптура?
5. Когда появилась скульптура как вид изобразительного искусства?
6. Что изображали первые скульптуры?
7. Что такое стеки?
8. Что такое гончарный круг?
9. Что является выразительным средством в скульптуре?
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Рабочая программа "Акварелька"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.