Рабочая программа. Биология. 7 класс.
Оценка 4.8

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
7 кл
11.05.2018
Рабочая программа. Биология. 7 класс.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю (70 часов). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа для 7-го класса включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-позновательного процесса предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2013. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 304с. Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными. Общая характеристика учебного предмета Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем). Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Описание ценностных ориентиров содержания учебного Процесса Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Содержание программы 7 класс Животные (70 часов,2 часа в неделю) Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (19 часа) Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Лабораторная работа Знакомство с многообразием водных простейших Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Знакомство с многообразием кольчатых червей. Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. Лабораторная работа Особенности строения и жизни моллюсков Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звезд и других иглокожих.. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Знакомство с разнообразием ракообразных. Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых. Тип Хордовые.(20 часов) Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц. Экскурсия Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные работы Изучение особенностей различных покровов тела. Изучение способов передвижения животных Изучение способов дыхания животных РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа Изучение стадий развития животных и определение их возраста. РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (3 часа) Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (5 часа) Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.26 Экскурсии Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов) Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия Формы и средства контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Используются такие формы контроля как тестирование, самостоятельная проверочная работа, биологический диктант, письменные домашние задания. Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др. Каждый раздел рабочей программы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Итоговые тесты 1. по темам: «Простейшие», «Кишечнополостные» 2. по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски» 2. по теме: «Тип Членистоногие» 3. по теме «Классы Костные и Хрящевые рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся» 4. по теме «Классы Птицы» 5. по теме Млекопитающие» 6. по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» 7. по темам «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы» Лабораторные работы Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения дождевого червя. Лабораторная работа №3 Особенности строения и жизни моллюсков Лабораторная работа №4 Знакомство с разнообразием ракообразных Лабораторная работа №5 Изучение представителей отряда насекомых Лабораторная работа №6 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения птиц Лабораторная работа №8 Изучение особенностей покровов тела Лабораторная работа № 9 Изучение способов передвижения животных Лабораторная работа №10 Изучение способов дыхания животных Лабораторная работа. №11 Изучение стадий развития животных и определение их возраста По окончании курса 7 класса ученики должны овладеть следующими компетенциями: Содержание познавательной компетенции 7-х классов. • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7-ого класса. • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных. • Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья. Содержание информационной компетенции учащихся 7-х классов. • Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций. • Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов. • Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации. • Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов. • Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах. • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Содержание коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. • Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»). • Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др). • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Содержание рефлексивной компетенции учащихся 7-х классов • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. • Соблюдение норм поведения в окружающей среде. • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Учебно-методическая литература для учителя:  Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2012.– 128 с.: ил. (Дидактические материалы).  Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер»,2009. – 56 с.  Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.  Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2013. – 160 с.  Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 2011. – 174 с.  Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2009. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)  Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2011. – 272 с.  Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с. Дополнительная литература для учащихся:  Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В 2 ч. – М.: МИРОС, 2009. – 432 с.: ил.  Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. – СПб.: Специальная литература, 2009. – 240 с.: ил.  Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2013. – 624 с.: ил.  Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013. –144 с.: ил.  Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн», 2009. – 88 с.  Секреты природы / пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2009. – 432 с.  Сладков, Н. Покажите мне их! Зоология для детей худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 2009. – 183 с.: с ил.  Старикович, С. Ф. Замечательные звери: рассказы худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 2009. – 144 с.: с ил.  Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2010. – 206 с.: ил.  Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2009. – 704 с.: ил.  Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2009. – 464 с.: ил.  Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2011. – 400 с.: ил.  Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2009. – 480 с.: ил
Рабочая программа_7 класс_биология.doc
Пояснительная записка.    Рабочая   программа   составлена   с   учётом   Федерального   Государственного   стандарта, примерной   программы   основного   общего   образования   по   биологии   и   Программы   основного общего   образования   по   биологии   для   7   класса   «Животные»   авторов   В.В.   Пасечника,   В.В. Латюшина,   В.М. Пакуловой (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5­11 классы.­М.: Дрофа, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями,   не   превышающими   требования   к   уровню   подготовки   обучающихся.   Рабочая программа для 7­го класса предусматривает обучение биологии   в объёме 2 часа в неделю (70 часов).          В   рабочей   программе   нашли   отражение   цели   и   задачи   изучения   биологии   на   ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся   общих   учебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности   и ключевых компетенций.     Рабочая   программа   для   7­го   класса   включает   в   себе   сведения   о   строении   и жизнедеятельности   животных,   их   многообразии,   индивидуальном   и   историческом   развитии, структуре   и   функционировании   биогеоценозов,   их   изменении   под   влиянием   деятельности человека. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний  в рабочую программу включены   лабораторные   работы,   предусмотренные   Примерной   программой.   Система   уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,   мотивированной   к   самообразованию,   обладающей   достаточными   навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.        Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной   работе.   В   связи   с   этим   при   организации   учебно­позновательного   процесса  предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. ­ М.: Дрофа, 2013.    Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. ­ М.: Дрофа, 2011. ­ 304с. Изучение биологии в 7 классах направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;  проводить наблюдения за животными; •   развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей в процессе   проведения   наблюдений   за   живыми   организмами,   постановки   биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; •   использование   приобретенных   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни для   ухода   за домашними животными. Общая характеристика учебного предмета Учебный   курс   включает   теоретический   и   практический   разделы,   соотношение   между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. Курс   биологии   на  ступени   основного   общего   образования   направлен   на  формирование   у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции,   человеке   как   биосоциальном   существе.   Отбор   содержания   проведен   с   учетом культурообразного   подхода,   в   соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи   –   отличительные   особенности   живой   природы,   ее   многообразие   и   эволюция.   Основу изучения   курса   биологии   составляют   эколого­эволюционный   и   функциональный   подходы,   в соответствии   с   которыми   акценты   в   изучении   многообразия   организмов   переносятся   с рассмотрения   особенностей   строения   отдельных   представителей   на   раскрытие   процессов   их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных   с   использованием   полученных   знаний,   повышения   образовательного   уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм   практических   занятий,   которые   проводятся   после   подробного   инструктажа   и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Методы   и   формы   обучения   определяются   с   учетом   индивидуальных   и   возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения   биологии   на   данном   уровне:   обучение   через   опыт   и   сотрудничество;   учет индивидуальных   особенностей   и   потребностей   учащихся;   интерактивность   (работа   в   малых группах,   ролевые   игры,   имитационное   моделирование,   тренинги,   предусмотрена   проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем). Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования  и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в  программе  предусмотрены  такие   виды  учебных  занятий  как  лекции,   семинарские   занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально­групповых формах. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся ­ важнейший этап учебного процесса,   выполняющий   обучающую,   проверочную,   воспитательную   и   корректирующую функции.   В   структуре   программы   проверочные   средства   находятся   в   логической   связи   с содержанием   учебного   материала.   Реализация   механизма   оценки   уровня   обученности предполагает систематизацию  и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня   усвоения   знаний   и   овладения   умениями   и   навыками,   заданными   как   планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания,   компьютерный   контроль   и   т.д.),   анализ   творческих,   исследовательских   работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Описание ценностных ориентиров содержания учебного Процесса Рабочая   программа   предусматривает   формирование   у   учащихся   общеучебных   умений   и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Содержание программы 7 класс Животные (70 часов,2 часа в неделю) Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (19 часа) Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Лабораторная работа Знакомство с многообразием водных простейших Многоклеточные животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация   микропрепаратов   гидры,   образцов   кораллов,   влажных   препаратов   медуз, видеофильма. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Знакомство с многообразием кольчатых червей. Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. Лабораторная работа Особенности строения и жизни моллюсков Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация морских звезд и других иглокожих.. Тип   Членистоногие.   Класс   Ракообразные.   Многообразие.   Среда   обитания,   образ   жизни   и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Знакомство с разнообразием ракообразных. Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Изучение представителей отрядов насекомых. Тип Хордовые.(20 часов) Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания,   образ   жизни,   поведение.   Биологические   и   экологические   особенности.   Значение   в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические   и   экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические   и   экологические   особенности.   Значение   в   природе   и   жизни   человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа Изучение внешнего строения птиц. Экскурсия Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов) Покровы   тела.   Опорно­двигательная   система   и   способы   передвижения.   Полости   тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и  энергии.  Органы размножения, продления  рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные работы Изучение особенностей различных покровов тела. Изучение способов передвижения животных Изучение способов дыхания животных РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных  Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Лабораторная работа Изучение стадий развития животных и определение их возраста. РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (3 часа) Доказательства эволюции: сравнительно­анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.   Дарвин   о   причинах   эволюции   животного   мира.   Усложнение   строения   животных   и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции. РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (5 часа) Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.26 Экскурсии Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов) Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание.   Разведение,   основы   содержания   и   селекции   сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсия Формы и средства контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся ­ важнейший этап учебного процесса,   выполняющий   обучающую,   проверочную,   воспитательную   и   корректирующую функции.   В   структуре   программы   проверочные   средства   находятся   в   логической   связи   с содержанием учебного материала. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль. Используются   такие   формы   контроля   как   тестирование,   самостоятельная   проверочная работа, биологический диктант, письменные домашние задания. Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены тестирование, биологические диктанты и др. Каждый   раздел   рабочей   программы   завершают   уроки,   позволяющие   обобщить   и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Итоговые тесты 1. по темам: «Простейшие», «Кишечнополостные» 2. по темам «Типы Плоские, Круглые, Кольчатые Черви, Моллюски» 2. по теме: «Тип Членистоногие» 3. по теме «Классы Костные и Хрящевые рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся» 4. по теме «Классы Птицы» 5. по теме Млекопитающие» 6. по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» 7. по темам «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы» Лабораторные работы Лабораторная работа №1.Знакомство с многообразием водных простейших Лабораторная работа №2 Изучение внешнего строения дождевого червя. Лабораторная работа №3 Особенности строения и жизни моллюсков Лабораторная работа №4 Знакомство с разнообразием ракообразных Лабораторная работа №5 Изучение представителей отряда насекомых Лабораторная работа №6 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб Лабораторная работа №7 Изучение внешнего строения птиц Лабораторная работа №8 Изучение особенностей покровов тела Лабораторная работа № 9 Изучение способов передвижения животных Лабораторная работа №10 Изучение способов дыхания животных Лабораторная работа. №11 Изучение стадий развития животных и определение их возраста По окончании курса 7 класса ученики должны овладеть следующими компетенциями: Содержание познавательной компетенции 7­х классов. •   Сравнение,   сопоставление,   классификация,   ранжирование   объектов   по   одному   или нескольким   предложенным   основаниям,   критериям.   Умение   различать   факт,   мнение, доказательство, гипотезу, аксиому •   Определение   адекватных   способов   решения   учебной   задачи   на   основе   заданных алгоритмов.   Комбинирование   известных   алгоритмов   деятельности   в   ситуациях,   не предполагающих стандартное применение одного из них.  •  Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных   экспериментов   для   доказательства   выдвигаемых   предположений;   описание результатов этих работ  •  Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7­ого класса.  •  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.  •   Использование   для   познания   окружающего   мира   различных   методов   (наблюдение, измерение,   опыт).   Проводят   фенологические   наблюдения   за   поведением   и   сезонными изменениями животных. •  Определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого. Разделение процессов на этапы, звенья. Содержание информационной компетенции учащихся 7­х классов. •  Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций.  •  Умение   работать   с   биологическими   словарями   и   справочниками   в   поиске   значений биологических терминов.  •   Умение   пользоваться   предметным   указателем   энциклопедий   и   справочников   для нахождения информации.  объектах.  •  Умение делать сообщения объемом 4­5 печатных листов.  •  Умение   пользоваться   ИНТЕРНЕТ   для   поиска   учебной   информации   о   биологических •  Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Содержание коммуникативной компетенции учащихся 7­х классов  •  Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.  •  Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).  •   Осознанное   и   беглое   чтение   текстов   различных   стилей   и   жанров,   проведение информационно­смыслового   анализа   текста.   Использование   различных   видов   чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др).  •  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).  Содержание рефлексивной компетенции учащихся 7­х классов  •  Самостоятельная   организация   учебной   деятельности   (постановка   цели,   планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).  •   Владение   навыками   контроля   и   оценки   своей   деятельности,   умением   предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.  •  Соблюдение норм поведения в окружающей среде.  •  Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в  решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). •   Оценивание   своей   деятельности   с   точки   зрения   нравственных,   правовых   норм, эстетических   ценностей.   Использование   своих   прав   и   выполнение   своих   обязанностей   как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса. Учебно­методическая литература для учителя: (cid:216)  Дмитриева,  Т.   А.,  Суматохин,  С.  В.  Биология:   растения,  бактерии,   грибы,  лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2012.– 128 с.: ил. (Дидактические материалы). (cid:216)  Дидактические карточки­задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер»,2009. – 56 с. (cid:216)  Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.:  Дрофа, 2011. – 192 с. (cid:216)  Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2013. – 160 с.  (cid:216)  Никишов,   А.   И.,   Теремов,   А.   В.   Дидактический   материал   по   зоологии.   –   М.:   РАУБ «Цитадель», 2011. – 174 с. (cid:216)  Теремов,   А.,   Рохлов,   В.   Занимательная   зоология:   книга   для   учащихся,   учителей   и родителей. – М.: АСТ­ПРЕСС, 2009. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки») (cid:216)  Фросин,   В.   Н.,   Сивоглазов,   В.   И.   Готовимся   к   единому   государственному   экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2011. – 272 с. (cid:216)  Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с. 2 ч. – М.:  Дополнительная литература для учащихся: (cid:216)  Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В МИРОС, 2009. – 432 с.: ил. (cid:216)  Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. – СПб.: Специальная литература, 2009. – 240 с.: ил. (cid:216)  Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2013. – 624 с.: ил. (cid:216)  Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013. –144 с.: ил. (cid:216)  Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн», 2009. – 88 с. (cid:216)  Секреты природы / пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 2009. – 432 с. (cid:216)  Сладков, Н. Покажите мне их! Зоология для детей  худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 2009. – 183 с.: с ил. (cid:216)  Старикович, С. Ф. Замечательные звери: рассказы   худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 2009. – 144 с.:  с ил. (cid:216)  Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2010. – 206 с.: ил. (cid:216)  Энциклопедия   для   детей.   Т.   2.   Биология.   5­е   изд.,   перераб.   и   доп./   глав.   ред.   М.   Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2009. – 704 с.: ил. (cid:216)  Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2009. – 464 с.: ил. (cid:216)  Я   познаю   мир:   детская   энциклопедия:   развитие   жизни   на   Земле.   –   М.:   ООО   «Фирма «Издательство  АСТ»; ООО «Астрель», 2011. – 400 с.: ил. (cid:216)  Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма  «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2009. – 480 с.: ил я и н е д ж о х о р п   а т а Д ы м м а р г о р п № Тема ы с а Ч Введение. История развития зоологии.  Методы изучения животных Современная зоология.  1.  2. Многообразие животных.   I.1. Простейшие. Корненожки,  Радиолярии, Солнечники,  Споровики. Лаб.раб.  «Знакомство с  многообразием водных  простейших» (пров.). 2      1.       1.       2. Рабочая программа по биологии для учащихся 7­х классов В 7 классе по программе отводится 70 часов (2 часа в неделю):  Цели Форма организации  учебной  деятельности Учащиеся должны  знать/ понимать Учащиеся должны  уметь: Соблюдать   правила (С.П.): Домашнее задание № §, объем я л о р т н о к д и В   Познакомить уч­ся с  зоологией – наукой о  животных, этапами развития, основными достижениями,  многообразием животного  мира, характерными  признаками животного  организма, чертами сходства и различия между  животными, растениями,  бактериями  и грибами ­ основные  систематические  категории, признаки  вида, царств живой  природы, причины и  результат эволюции Рассказ учителя с  элементами беседы. Беседа, правила  поведения в  природе,  наблюдения в  природе. § 1 термины,  ? с.7,9 § 2 (систем.  полож.) Познакомить уч­ся с общей  характеристикой  Простейших, их  многообразием, значением в  природе и жизни человека; Рассказ учителя –  презентация. Лаб. раб Знать Общую хар­ку типа  Простейшие, значение  простейших в природе и жизни человека Уметь Распознавать  простейших под  микроскопом С.П. § 3 термины? Лаб. раб  № 1 2. Жгутиконосцы, Инфузории.       Продолжить формирование  умения работать с  микроскопом, распознавать  простейших  Беседа. Сам раб –  составл табл  использ § 4 ИКТ II.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  9.  10. Многоклеточные животные. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие  Кишечнополостных. Редкие  и исчезающие виды  Кишечнополостных и Губок Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Кольчатые черви. Лаб.  Раб. «Внешнее строение  дождевого червя» (пров.). Тип Моллюски. Класс  Брюхоногие.   Тип Моллюски. Классы  Двустворчатые и  Головоногие. Лаб. Раб.  «Особенности строения и  жизни моллюсков» (пров.). Тип Иглокожие. 17       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1. Расширить представление  учащихся о многоклеточных  беспозвоночных животных; Сформировать знания об  особенностях строения  жизнедеятельности,  приспособленности к среде  обитания, основах  систематики  многоклеточных животных,  об их роли в природе и  жизни человека;  Сформировать понятие о  необходимости охраны  беспозвоночных животных; Познакомить учащихся с  мерами профилактики  гельминтозных заболеваний; Продолжить формирование  умения проводить  лабораторные исследования  и делать выводы  Рассказ с использ  презентации и  учебника с 13. Сам  раб § 5 составл табл Рассказ,  презентация, фильм Сообщения уч­ся Беседа. Сам раб с  учебником с 21, 22 Рассказ. Фильм Рассказ.  Презентация. Рассказ с элем  беседы. Лаб. раб. Рассказ.  Презентация. Беседа. Сам раб по  заданиям – лаб. раб. Сам. раб с  учебником Характеризовать Признаки усложнения  животных в процессе  эволюции, причины  многообразия  животных; Обосновывать Роль многообразия  животных в природе,  значение в хоз деят­ти человека, меры по  охране. Характеризовать Строение и  жизнедеят­ть  беспозвоночных;  особенности питания;  связь особенностей  внешнего строения и  образа жизни со  средой обитания; Знать Законы об охране  животного мира. Приготовления  микропрепаратов и  рассматривания их  под микроскопом; Бережное отношения  к организмам, видам; Профилактики  заболеваний,  вызываемых  простейшими Сравнивать: Организмы животных; Уметь Вести наблюдения за  животными, ставить  простейшие опыты;  готовить  микропрепараты; ­ Составлять план  изучаемого материала, использовать рисунки  и текст как  руководство к лаб  работам, находить в  тексте сведения для  составления таблиц и  схем; Определять  принадлежность  животных к  систематическим  категориям; Распознавать: На рисунках, таблицах органы, системы  органов,  представителей  Беспозвоночных  животных, в т.ч.  охраняемых  § 3,4? с.15,19, термины; повт § 1­4 § 5, термины,  ? 3 письмен Контр  раб №1 § 6 с. 25­27,  с.240; Сообщения § 6 ? § 7, ?и  термины с.35 § 8, ? Табл § 9 до с.39 § 9,10, ?;   повтор § 5­7,  термины § 11 до с.47 § 11, 12 ? и  сообщ по  «Иглокожим» § 13 ? Лаб раб №2 К.р №2 Лаб раб №3 11.  12.  13.  14. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лаб.  раб. «Знак­во с  ракообразными» (пров.). Класс Паукообразные. Класс Насекомые.   Отряд Прямокрылые,  Таракановые.  15. Отряд Жуки, Клопы.  16.  17.  III.  1.  2.  3. Отряд Чешуекрылые,  Перепончатокрылые. Контроль и обобщение  знаний по теме  «Беспозвоночные». Лаб.  раб. «Изучение  представителей отрядов  насекомых» (зачет). Позвоночные. Тип  Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Рыбы: Хрящевые,  Костные.    Лаб. раб.  «Наблюдение за внешним   строением и  передвижением рыб»  (пров.).           Класс Хрящевые:  Отряды Акулы, Скаты,  Химерообразные.       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1.     20.       1.          1.       1. Объяснение  учителя. Лаб. раб.  Беседа. Сам раб с  учебником Дем  коллекций,  презентация, работа  по составл табл Раб с учебником Раб с учебн,  коллекциями,  сообщения Рассказ. Фильм.  Лаб раб по заданиям Беспозвоночных  ХМАО; § 14 с 56­58,  термины,  табл. § 14 с.59­62, ? 3 письм § 15 до с.65 § 16 до с.68,  табл.,  сообщения § 17 ?, табл. § 18 ?,  сообщения,  творч. раб.  §14­19 §14­19,  сообщен Рассказ, состав  схемы Объяснение учителя Лаб раб Беседа с использ  презентации, сам  раб с учебни Знать: Особенности  внутреннего строения  животных; Основные признаки  усложнения строения  систем органов в  процессе эволюции; Узнавать: На рисунках, таблицах и по описанию органы  и системы органов  животных; Выявлять: Черты сходства и  различия в строении  § 20 ?,  термины § 21 ?,  сообщен § 22 ?,  сообщен Лаб раб №4 Лаб раб  №5 Лаб раб №6 4.  5.  6.  7.  8.  9.  10.  11.  12.  13.  14.           Класс Костные:  Отряды Осетрообразные,  Сельдеобразные,  Лососеобразные,  Карпообразные,  Окунеобразные. Класс Земноводные: Отряды Безногие, Хвостатые,  Бесхвостые. Класс Пресмыкающиеся:  Отряд Чешуйчатые.           Отряды Черепахи и  Крокодилы. Класс Птицы. Сезонные  изменения в жизни птиц.  Лаб. раб. «Изучение  внешнего строения птиц»  (пров.).            Отряды Пингвины,  Страусообразные,  Гусеобразные.            Отряды Дневные и  ночные хищники, Куриные.       1.       1.          1.       1.         1.          1.       1. Отряды Воробьинообразные, Голенастые.       1. Экскурсия  «Изучение многообразия  птиц». Обобщение по темам:  «Рыбы, Земноводные,  Пресмыкающиеся, Птицы». Класс Млекопитающие.           Отряды Сумчатые,  Насекомоядные,  Рукокрылые.       1.       1.       1. Сообщения,   сам раб с учебником Связь особенностей  внешнего и  внутреннего  строения со средой  обитания; отдельных групп  животных; Уметь: Пользоваться лаб  оборудованием; вести  наблюдение за  животными;   Связь строения  органов и их систем с  выполняемыми  функциями; Направления  эволюции строения  животных; Этапы размножения и  развития животных; Продолжительность  жизни различных  животных; Уметь: Использовать рисунки  и текст как  руководство к лаб  работам, находить в  тексте сведения для  составления таблиц и  схем; Рассказ,  презентация, сам  раб с учебником Рассказ,  презентация, сам  раб с учебником Рассказ,  сообщ  презентация,  Объяснение  учителя,  Лаб раб Беседа,  презентация,  сообщения, заполн  табл Беседа,  презентация,  сообщения, заполн  табл Беседа,  презентация,  сообщения, заполн  табл Сам раб в группах  по заданиям Обобщ беседа.  Выполнение тест  заданий Беседа,  презентация,  сообщения, заполн  табл по учебнику § 23 ?,  таблица; § 20­23  повтор § 24 до с. 119 Контр  раб №3 § 24, 25  сравнит  таблица,  сообщ. § 25, 26 ? § 27 до с. 136, с139 читать Лаб раб №7 § 27, 28,  табл.,  сообщен § 29, табл.,  сообщен § 30, табл.,  сообщен Отчет об  экскурс отчет Сообщен,  повтор. § 24­ 30 § 24­30 Зачет  №2 15.  16.  17.  18  19.  20. IV  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7. Отряды Грызуны,  Зайцеобразные. Отряды  Китообразные, Ластоногие,  Хоботные, Хищные. Отряды  Парнокопытные и  Непарнокопытные. Отряд Приматы Редкие и  охраняемые млекопитающие  ХМАО Обобщающий урок по теме  «Тип Хордовые». Эволюция строения и  функций органов и их  систем. Покровы тела. Лаб. раб.  «Изучение покровов тела»  (обуч.). Опорно­двигательная  система. Способы передвижения  животных. Полости тела.   Органы дыхания и  газообмен.  Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Кровеносная система.  Кровь. Органы выделения.       1.       1.       1.       1.       1.       1. 14       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1. Продолжить формирование  понятия об эволюции; Сформировать знания об  основных причинах  эволюции животных и ее  результатах, о  закономерностях  размещения животных; Познакомить учащихся с  основными  доказательствами эволюции  животных; Раскрыть основные  положения эволюционного  учения Ч. Дарвина. Сформировать у учащихся  знания о биоценозах и их  разнообразии; о факторах  среды и их влиянии на  биоценозы; о структурных  компонентах биоценоза, их  взаимосвязях,  закономерностях; о пищевых цепях, пищевой пирамиде,  продуктивности. Беседа,  заполн табл Беседа,  презентация,  сообщения, заполн  табл Беседа, заполн табл Беседа, заполн табл Беседа,  презентация,  сообщения Обобщ беседа.  Выполнение тест  заданий Рассказ учителя, лаб раб по заданиям Объяснение  учителя,  презентация, заполн  табл Лекция Объяснение,  презентация, заполн  табл Лекция, заполн табл Объяснение,  презентация Объяснение  учителя,  презентация, заполн  табл § 31 ?, табл.,  сообщен § 32 ?, табл.,  сообщен § 33 ?, табл.,  сообщен тест § 34 ?, табл.,  сообщен § 35 ?, табл. повтор. § 31­ 35, тетрадь. Повтор. § 20­ 35 Зачет  № 3 Знать: Причины и результаты эволюции животных; Причины  многообразия видов; Характеризовать Условия обитания  организмов §36, 37 до с.  194, ?,  термины § 37, ?, табл. § 38 ?, табл.,  термины § 39 ?, табл.,  §36­39 повт § 40 ? § 41 ?, табл. тест Объяснять: Причины широкого  распространения  насекомых, птиц,  млекопитающих; Уметь: сравнивать животных основных  типов; делать вывод об их  родстве; доказывать  естественное  происхождение  животных; 8.  9.  10.  11.  12.  13.  14. V.  1.  2. Нервная система. Рефлекс.  Инстинкт. Лаб. раб.  «Изучение ответной  реакции животных на  раздражение» (обуч.). Органы чувств. Регуляция  деятельности организма.  Продление рода. Органы  размножения. Способы размножения  животных. Оплодотворение. Развитие животных с  превращением и без  превращения. Лаб. раб  «Изучение стадий  развития животных и  определение их возраста»   (обуч.) Периодизация и  продолжительность жизни  животных. Обобщающий урок по теме  «Эволюция строения и  функций органов и их  систем». Развитие и закономерности  размещения животных на  Земле. Доказательства эволюции  животных. Ч.Дарвин о  причинах эволюции  животного мира. Усложнение строения  животных. Многообразие  видов как результат  эволюции.       1.       1.       1.       1.       1.       1.       1. 3       1.       1. Объяснение  учителя,  презентация, лаб раб по заданиям Лекция Рассказ учителя с  элементами беседы Сам раб с текстом  учебника по  заданиям, беседа Рассказ учителя с  элементами беседы,  лаб. раб Сам раб с текстом  учебника по  заданиям, беседа Обобщение знаний в беседе, выполнение  проверочной работы Лекция. Сам раб с  текстом учебника  по заданиям,  составл схемы Объяснение  учтилеля с  элементами беседы § 42 ?, табл. находить палеонтологические  доказательства в  природе § 43 ?, табл.,  практич.  деят­ть § 44, ? § 45, 46 тест § 45, 46 ? тест § 47 ? § 48 ?,  повтор § 44­ 48 Сообщения Адм  раб Характеризовать Сравнивать: § 49, 50 с.  139, тетрадь,  термины Познакомить учащихся с  воздействием человека на 3. VI.  1. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Биоценозы. Естественные и  искусственные биоценозы.  2.  3.  4.  5. Факторы среды и их влияния на биоценозы. Цепи питания. Поток  энергии. Взаимосвязь  компонентов биоценоза  приспособленность друг к  другу. Экскурсия «Изучение  взаимосвязей животных с  другими компонентами  биоценоза». Обобщающий урок по темам  «Развитие и закономерности  размещения животных на  Земле. Биоценозы». VII. Животный мир и  хозяйственная деятельность  человека.       1.  5       1.       1.       1.       1. 1. 7 животный мир, его видами:  промыслом,  одомашниванием; С законами России,  охраняющими животный  мир, документами, их  декларирующими; с  основными направлениями  охраны животного мира. Сам раб со статьями учебника, обобщ  беседа Объяснение на  презентации, раб с  гербарным  материалом Подвести итоги изучения  биологии в 7 классе; Познакомить с заданиями по проведению летних  наблюдений. Сам раб с текстом  учебника, обобщ  беседа Объяснение на  презентации,  раб с текстом  учебник, составл  цепей питания Сам раб по индивид. заданиям Обобщение знаний в беседе. Выполнение  тестовых заданий Природные и  искусственные  сообщества, их звенья, приспособленность  организмов к жизни в  сообществе, пищевые  связи в нем; роль  растений в сообществе как первого звена  пищевой цепи; Знать: Компоненты  биоценоза,  направление потока  энергии; круговорот  веществ и роль живых  организмов в нем; Знать: Законы об охране  природы; Меры по  рациональному  использованию  животных; Способы воздействия  человека на природу; Биологические основы выращивания и  разведения животных; Характеризовать Влияние деятельности человека на среду  обитания животных. Искусственные и  природные  сообщества; Уметь: составлять схемы цепей питания; определять  приспособл­сть  организмов биоценоза  к совместному  существованию; выявлять влияние  окружающей среды на  биоценоз; вести наблюдения за  животными в природе; соблюдать правила  поведения в природе. Уметь: Вести  фенологические  наблюдения; Выявлять изменения  среды обитания под  влиянием  деятельности  человека; Применять знания по  экологии при уходе за  домашними  животными; Соблюдать правила  поведения в природе. § 51,  сообщения по  § 52 Зачет  №4 § 49­52, ?,  термины. § 53­55, цепи  питания,? тетрадь § 55, 56 ? Подгот к  экскурс Отчет об  экскурсии § 49­56  повтор. Сообщения Отчет Зачет  №5 1. Воздействие человека и его  деятельности на животный  мир  2. Одомашнивание животных.  3.  4. 5.  6.   7. Охрана и рациональное  использование животного  мира Охраняемые животные  ХМАО Годовая контрольная работа Разбор ошибок  Заключительный урок по  курсу. Летние задания.       1.       1.       1.       1. 1. 1.       1. Сообщения уч­ся.  Работа с текстом  учебника по  заданиям. Сообщения. Беседа  на основе  презентации Беседа на основе  презентации Сообщения. Беседа Контрольная работа Распределение  летних заданий § 57, 58 ? Сообщ § 58­60 ? Сообщен об  охраняем  животных

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.

Рабочая программа. Биология. 7 класс.