Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа 9 кл. биол.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Верхнехавская Средняя общеобразовательная школа № 1
Воронежская область, Верхнехавский район, село Верхняя Хава, улица
Ленина 13.
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
директор школы зам. директора по УВР на заседании МО
Садовников Н.Н. Елисеева Н.В. Протокол №1
/____________/ «28» августа 2016 г. от «26» августа2016 г.
Приказ № от /____________/ Зубарева Т. В./_________/
« » августа 2016 г.
Рабочая программа
предмета «Биология»
для 9-го класса
(Базовый уровень)
Составил: учитель ВКК Уразов А.А.
Верхняя Хава 2016.
ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ 9КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного об
разовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру
содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа отража
ет идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания лично сти
гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий
(УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, вы работки
коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательно го
развития учащихся.
Про грамма соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и
включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
5. Содержание курса биологии.
6. Тематическое планирование.
7. Рекомендации по учебнометодическому и материальнотехническому обеспечению
учебного процесса.
8. Планируемые результаты изучения курса биологии.
Пояснительная записка
Главная цель совершенствования российского образования — повышение его
доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление
содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и
задачами развития государства. Образовательные учреждения должны осуществлять
индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться
максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность
успешной социализации. Принятие нового государственного стандарта основного общего
образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического
образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную
грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в
области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для
практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
При составлении рабочей программы использовались следующие источники:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 32661 "Об образовании", ст. 14 п. 5,
ст. 15 п.1, ст. 32 п.п 6. и 7.
«О внесении изменения в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого
государственного экзамена №17ФЗ от 09. 02. 2007.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением
Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями от 23.12. 2002, 01.02. 2005
30.12. 2005, 20.07.2007, 18.08. 2008, 10.03.2009). Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /
Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
(Стандарты второго поколения). – ISBN9785090232739;
примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго
поколения). — ISBN 9785090190435;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы
духовнонравственного развития и воспитания личности;
рабочие программы биология ФГОС Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко,О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Б63 Биология : 5–9 классы : программа. — М. :
ВентанаГраф, 2012. — 304 с.;
Биология. 9 класс «Общие биологические закономерности» Пономарёва И.Н., Корнилова
О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н. 2016г.
Общая характеристика курса биологии
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации
положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.
Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания
образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной
деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном
тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего
образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности
обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в
образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит
примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В программе
особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной
естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для
формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения
окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической
деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от
общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В
основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,
культурологического, личностнодеятельностного, историкопроблемного, интегративного,
компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего
образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о
человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в
процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с
методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от
учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия , как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
1) 5 класс (« Биологию» )Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Под ред.
Пономарёвой И.Н.
2) Биология. 6 класс(« Растения» )Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
Под ред. Пономарёвой И.Н.
3) Биология. 7 класс (« Животные») Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.
Под ред. Константинова В.М.
4) Биология. 8 класс («Человек и его здоровье») Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
5) Биология. 9 класс ( «Общие биологические закономерности») Пономарёва И.Н.,
Корнилова О.А., Чернова Н.М. Под ред. Пономарёвой И.Н.
В курсе основ общей биологии учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её
организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни
на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,
популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об
ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса
биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности,
владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и
способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и
общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического,
эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарногигиенического
воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и
богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся
должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью
человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и
поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать
память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной
учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться
определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем,
закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в
содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает
целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического
развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в
культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением
современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования
приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное
место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы
курса.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68
учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 9м классе
основной школы из расчета 2 учебного часа в неделю. В том числе 7 часов отводится на
выполнение лабораторных работ.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение
предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Основные цели изучения курса биологии в 9 классе:
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей; методах познания живой природы;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием
собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
биологических
в процессепроведения наблюдений за живыми организмами,
экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой
помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к
природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения
правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики
заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,
питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
наследственности и изменчивости,
регуляции жизнедеятельности организма,
раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении
биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на
готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
систематической группе (классификация);
• определять принадлежность биологических объектов к определенной • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках —
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧинфекции, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания)
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть
направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма
человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения
мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и
приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека;
на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов
животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных
для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (скальпели,
лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД)
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности, таких как:
выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных
закономерностей;
выбор условий для проведения и наблюдения или опыта, при которых меняется лишь
одна величина, а все остальные остаются постоянными;
использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам;
поиск необходимой информации в справочных изданиях, в том числе и на электронных
носителях;
работа с учебным текстом – выделение главного, составление плана, иллюстрирование
текста, ассоциативное запоминание, построение элементарных логических схем;
корпоративная деятельность на уроке;
развитие естественнонаучной лексики при ведении диалога, презентации результатов
исследований.
ФГОС основного общего образования определяет ценностные ориентиры содержания
образования:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий;
уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
доброжелательность, доверие и внимание к людям,
готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческой
нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление
следовать им;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и
окружающих людей, развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке).
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе;
готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и
безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Рабочая программа формируется с учётом психологопедагогических особенностей
развития детей 14—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и
осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством
учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и
осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в
единстве мотивационносмыслового и операционнотехнического компонентов,
становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и
оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на возрастном уровне (12—13 лет), благодаря развитию рефлексии
общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебнопредметные
области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и
оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к
развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению
жизненных планов во временнóй перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его
на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от
классноурочной к
лекционнолабораторной
исследовательской.
лабораторносеминарской и
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9
«А» и 9 «Б» классов и специфики классных коллективов. Между обучающимися
достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе « аутсайдеров» ( 2
человека). Они замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом
деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу,
стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не
отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход, как при
отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так
и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их
личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость
внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ,
сравнение, выделение главного), плохая память.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средними уровнем способностей и
достаточной мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на
базовом уровне. Они отличаются
организованностью, дисциплинированностью,
ответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе
можно выделить группу обучающихся ( 5 человек ), которые достаточно часто не имеют
всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей
в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их
деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить
себя работать не в состоянии.
В целом обучающиеся класса весьма разные с точки зрения своих индивидных
особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности,
темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе
с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод
работы.
Тип программы: базового уровня.
Содержание обучения
1. Введение в основы общей биологии (4 ч.)
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов.
Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии,
раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
2. Основы учения о клетке (10 ч.)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как
биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности
строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Биологический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их
разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки,
аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые
кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки.
Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их
функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке
(фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы
в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч.)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление
клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление
клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза.
Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов
размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие
организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и
наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) Краткий экскурс в историю
генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип,
изменчивость. Закономерности изменчивости. Закономерности наследования признаков.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения.
Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное
действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом..
Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная
изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность
загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых
растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и
хозяйстве.
Лабораторная работа. Решение генетических задач.
Лабораторная работа. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у
растений, разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч.)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения
селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции
животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее
роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч.)
Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза
возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых
организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи
наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее
возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к
эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в
формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле.
Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений.
Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному
образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
7.Учение об эволюции (9 ч.)
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об
эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм.
Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции:
наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный
отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер
приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Современные
представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе.
Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования
вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы
образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и
макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления
эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и
сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии
природы.
Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.
8.Происхождение человека (антропогенез) (6 ч.) Место человека в системе
органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и
физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у
человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных
факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.
Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди,
становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу
Земли.
9.Основы экологии (12 ч.) Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей
средой. Среда источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная,
наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы
среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия
факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных
факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и
жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.
Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции:
рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных
сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе,
биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты:
биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток
энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о
сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере
восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных
экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под
влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.
Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли.
Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического
разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа
рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов.
Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры
человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Лабораторная
работа. Оценка качества окружающей среды.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания. Биологическое
разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранения биоразнообразия.
Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Контрольные работы: Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке».
Контрольная работа №2 «Основы общей биологии». Тема Урока
№
Урок
а
Тематическое планирование 68 часов ( 2 часа в неделю)
Тип урока
УУД Примечания
Дата
(П)*
Дата
(Ф)*
Глава 1 «Общие закономерности жизни» 5 часов
1/1
Биология — наука о живом
мире.
Урок открытия
нового знания
02.09
2/2 Методы биологических
Урок рефлексии
исследований
3/3
Общие свойтва живых
организ
мов.
Урок рефлексии
4/4
Многообразие форм жизни
Урок
систематизации
знаний
Называть и характеризовать
различные научные области
биологии.
Характеризовать роль биологи
ческих наук в практической
деятельности людей
Объяснять назначение методов
исследования в биологии.
Характеризовать и сравнивать
методы между собой.
Соблюдать правила работы в
кабинете, обращения с
лабораторным оборудованием.
Называть и характеризовать
признаки живых существ.
Сравнивать свойства живых
организмов со свойствами тел не жи
вой природы, делать выводы
Называть четыре среды жизни в
биосфере.
Характеризовать отличительные
особенности представителей разных
царств живой природы. 5/5
Обобщение и систематизация
знаний по теме 1
Урок
развивающего
контроля
Объяснять особенности строения и
жизнедеятельности вирусов.
Объяснять понятие «биосистема».
Называть структурные уровни
организации жизни
Отвечать на итоговые вопросы темы
1, предложенные в учебнике.
Овладевать умением
аргументировать свою точку зрения
при обсуждении проблемных
вопросов темы, выполняя итоговые
задания
Глава 2 «Закономерности жизни на клеточном уровне» 11 часов
6/1
Многообразие клеток.
Лабораторная
работа № 1
«Многообразие
клеток эукариот.
Сравнение
растительных и
животных кле
ток»
7/2
Химические вещества в
клетке
Урок открытия
нового знания
Называть отличительный признак
различия клеток прокариот и
эукариот. Приводить примеры
организмов прокариот и
эукариот. Выделять существенные
признаки жизнедеятельности клетки
свободноживущей и входя
щей в состав ткани.
Называть имена учёных,
положивших начало
изучению клетки
Различать и называть основные
неорганические и органические
вещества клетки. Объяснять
функции воды, минеральных ве
ществ, белков, углеводов, липидов и 8/3
Строение клетки
Урок открытия
нового знания
9/4
Органоиды клетки и их
функции
Урок открытия
нового знания
10/5
Обмен веществ — основа
су ществования клетки
Урок открытия
нового знания
нуклеиновых кислот в клетке.
Сравнивать химический состав
клеток живых организмов и тел не
живой природы, делать выводы
Различать основные части
клетки.
Называть и объяснять
существенные признаки всех
частей клетки.
Сравнивать особенности
клеток расте ний и животных
Выделять и называть
сщественные признаки
строения органоидов.
Различать органоиды клетки
на рисун ке учебника.
Объяснять функции от
дельных органоидов
в жизнедеятельности
раститель ной и животной
клеток
Определять понятие «обмен
веществ». Устанавливать
различие понятий
«ассимиляция» и
«диссимиляция».
Характеризовать и сравнивать
роль ассимиляции и
диссимиляции в
жизнедеятельности 11/6
Биосинтез белка в живой
клетке
Урок открытия
нового знания
12/7
Биосинтез углеводов —
фо тосинтез
Урок открытия
нового знания
13/8
Обеспечение клеток
энерги ей
Урок рефлексии
14/9
15/10
Размножение клетки и
её жизненный цикл.
Лабораторная работа №
2
Урок рефлексии
Урок
систематизации
клетки, делать выводы на
основе сравнения.
Определять понятие
«биосинтез бел ка». Выделять
и называть основных
участников биосинтеза белка в
клет ке. Различать и
характеризовать эта пы
биосинтеза белка в клетке.
Отвечать на итоговые вопросы
Определять понятие
«фотосинтез».
Сравнивать стадии
фотосинтеза, де лать выводы
на основе сравнения.
Характеризовать значение
фотосин теза для
растительной клетки и при
роды в целом
Определять понятие
«клеточное ды хание».
Сравнивать стадии клеточного
дыхания и делать выводы.
Характеризовать значение
клеточного дыхания для
клетки и организма. Выявлять
сходство и раз личие дыхания
и фотосинтеза
Характеризовать значение
размно жения клетки.
Сравнивать деление клетки «Рассматривание микро
пре паратов с
делящимися клет ками».
знаний
16/11 Обобщение и
систематиза ция знаний
по теме 2
Урок
развивающего
контроля
прокариот и эукариот, де лать
выводы на основе сравнения.
Давать определение понятия
«ми тоз». Объяснять механизм
распреде ления
наследственного материала
между двумя дочерними
клетками у прокариот и
эукариот.
Давать определение понятия
«кле точный цикл».
Называть и характеризовать
стадии клеточного цикла.
Наблюдать, опи сывать и
зарисовывать делящиеся
клетки по готовым
микропрепара там.
Фиксировать результаты на
блюдений, формулировать
выводы.
Обобщать и систематизировать
зна ния по материалам темы 2.
Обсуждать проблемные
вопросы, предложенные в
учебнике.
Отвечать на итоговые вопросы.
Использовать
информационные ре сурсы для
подготовки презентаций и
сообщений по материалам
темы
Глава 3 Закономерности жизни на организме ном уро не (17 ч) 17/1
Организм — открытая жи
вая система
(биосистема)
Урок открытия
нового знания
18/2
Примитивные организмы Урок рефлексии
19/3
Растительный организм
и его особенности
Урок рефлексии
Обосноввать отнесение живого
ор ганизма к биосистеме.
Выделять существенные
признаки биосистемы
«организм»: обмен ве ществ и
пре вращения энергии, пи
тание, дыхание, транспорт
веществ, связи с внешней
средой.
Объяснять целостность и
откры тость биосистемы.
Выделять существенные
признаки бактерий,
цианобактерий и виру сов.
Объяснять (на конкретных при
мерах) строение и значение
бакте рий, цианобактерий и
вирусов.
Рассматривать и объяснять по
ри сунку учебни ка процесс
проникно вения вируса в
клетку и его размно жения.
Приводить примеры заболе
ваний, вызываемых
бактериями и вирусами
Выделять и обобщать
существен ные признаки
растений и раститель ной
клетки. Характеризовать осо
бенности процессов
жизнедеятель ности растений:
питания, дыхания,
фотосинтеза, размножения. 20/4 Многообразие растений
и значение в природе
Урок рефлексии
21/5
Организмы царства
грибов и лишайников.
22/6 Животный организм и
его особенности
Сравнивать значение полового
и бесполого способов
размножения растений, делать
выводы на основе сравнения.
Выделять и обобщать
существен ные признаки
растений разных групп,
особенности строения споро
вых растений. Называть
конкретные примеры споровых
растений.
Выделять и обобщать
особенности строения
семенных растений.
Выделять и характеризовать
суще ственные признаки
строения и про цессов
жизнедеятельности грибов и
лишайников. Сравнивать
строение грибов со строением
растений и жи вотных, делать
выводы.
Называть конкретные примеры
гри бов и лишайников.
Выделять и обобщать
существен ные признаки
строения и процес сов
жизнедеятельности
животных. Наблюдать и
описывать поведение
животных.
Называть конкретные примеры
раз личных диких животных и
§
§ 23/7 Многообразие животных
24/8
Сравнение свойств
организ ма человека и
животных
25/9
Размножение живых
орга низмов
§
§
наибо лее распространённых
домашних животных.
Выделять и обо щать
существен ные признаки
строения и процес сов
жизнедеятельности
животных. Выявлять
принадлеж ность животных к
определённой
систематической группе
(классифи кации). Различать
на натуральных объектах,
рисунках, фотографиях,
таблицах органы и системы
органов животных разных
типов и классов, наиболее
распространён ных домашних
животных и живот ных,
опасных для человека.
Приводить доказательства
родства человека с
млекопитающими жи вотными.
Выявлять и называть клет ки,
ткани органы и системы орга
нов человека на рисунках
учебника и таблицах.
Выделять и характеризовать
суще ственные признаки двух
типов раз множения
организмов.
Сравнивать половое и
бесполое раз множение,
женские и мужские по ловые 26/10 Индивидуальное
развитие ор ганизмов
27/11 Образование половых
кле ток. Мейоз
28/12 Изучение механизма
наследственности
клет и, делать выводы.
Объяснять роль
оплодотворения и образования
зиготы в развитии жи вого
мира.
Давать определение понятия
«онто генез». Выделять и
сравнивать су щественные
признаки двух перио дов
онтогенеза.
Объяснять процессы развития
и рос та многоклеточного
организма.
Различать на рисунке и
таблице ос новные стадии
развиия эмбриона.
Называть и характеризовать
жен ские и мужские половые
клетки, ди плоидные и
гаплоидные клетки ор
ганизмов. Давать определение
п ня тия «мейоз».
Характеризовать и сравнивать
первое и второе деле ние
мейоза, делать выводы.
Различать понятия
«сперматоге нез» и «оогенез».
Анализировать и оценивать
биоло гическуюроль мейоза.
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Рабочая программа биология 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.