Рабочая программа. Биология. 9 класс.
Оценка 4.8

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
9 кл
11.05.2018
Рабочая программа. Биология. 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: ● Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.; ● Приказ Минобразования России от31января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089»; ● Учебный план МАОУ СОШ № 2 г Покачи на 2015-2016 учебный год; ● Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина и В.М.Пакуловой М.: Дрофа, 2011, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. В 9 классе предусматривается изучение творческих и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранились все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в связи с возрастными особенностями обучающихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены обобщающие уроки. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации. Основными целями изучения биологии в основной школе являются: ● формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира; ● овладение научным подходом к решению различных задач; ● формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости сохранения биологического разнообразия и природных мест обитания; ● овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; ● создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний. Общая характеристика учебного предмета: Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, еѐ многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Роль и место учебного предмета в системе образования. Содержание курса является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе. Курспостроен по блочному типу. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьногокурса биологии. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю ‐ всего 70 часов. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета: Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека.
Рабочая программа_9 класс_биология.docx
Пояснительная записка 9 класс Рабочая   программа   составлена   на   основе   следующих   нормативно­правовых документов: ● ●  Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 г.;  Приказ Минобразования России от31января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования,   утвержденный   приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089»;  Учебный план МАОУ СОШ № 2 г Покачи на 2015­2016 учебный год;  Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов   В.В.Пасечника,   В.В.Латюшина   и   В.М.Пакуловой   М.:   Дрофа,   2011,   полностью отражающей   содержание   Примерной   программы   с   дополнениями,   не   превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. ● ● Согласно   действующему   Базисному   плану   рабочая   программа   для   9   класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного   общего   образования.   В   ней   также   заложены   возможности   предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков. В   9   классе   предусматривается   изучение   творческих   и   прикладных   основ   общей биологии. Программа  курса включает  в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10­11 классов. В ней сохранились все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в связи с возрастными особенностями обучающихся.  Для   приобретения   практических   навыков   и   повышения   уровня   знаний   в   рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для   текущего   тематического   контроля   и   оценки   знаний   в   системе   уроков предусмотрены   обобщающие   уроки.  Курс  завершает  урок  обобщения  и   систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на  формирование  активной   личности,  мотивированной  к  самообразованию,  обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, анализу и отбору информации. Основными целями изучения биологии в основной школе являются: ●  формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;  овладение научным подходом к решению различных задач;   формирование   основ   экологической   грамотности:   способности   оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание  необходимости   сохранения   биологического   разнообразия   и   природных   мест ● ● ● ● обитания; объективными реалиями жизни;  овладение  умением  сопоставлять  экспериментальные  и  теоретические  знания с   создание   основы   для   формирования   интереса   к   дальнейшему   расширению   и углублению биологических знаний. Общая характеристика учебного предмета: Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так целостность   на жизнь обеспечивают и об окружающем мире в целом. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, еѐ многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования   у   учащихся   основ   научного   мировоззрения,   развития   интеллектуальных способностей   и   познавательных   интересов   в   процессе   изучения   биологии   основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке   проблем,   требующих   от   учащихся   самостоятельной   деятельности   по   их разрешению.  В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологи и. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для  10 11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразователь ной школе,   обобщаются   знания   о   жизни   и   уровнях   её   организации,   раскрывают мировоззренческие  вопросы  о  происхождении  и  развитии  жизни  на  Земле,  обобщают  и углубляют   понятия   об   эволюционном   развитии   организмов.   Полученные   биологические знания   служат   основой   при   рассмотрении   экологии   организма,   популяции,   биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за Земле. Однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особ енностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Роль и место учебного предмета в системе образования.  Содержание   курса   является   продолжением   линии   освоения   биологических   дисциплин, начатой   в   5   классе.   Курспостроен   по   блочному   типу.   Преемственные   связи   между разделами биологии. школьногокурса Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса преду сматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю ‐  всего 70 часов. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета: Ценностно­смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными  ориентирами, его способностью  видеть и  понимать окружающий  мир, ориентироваться   в   нем,   осознавать   свою   роль,   уметь   выбирать   целевые   и   смысловые установки   для   своих   действий   и   поступков,   принимать   решения.   Данная   компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее   зависит   индивидуальная   образовательная   траектория   ученика   и   программа   его жизнедеятельности в целом. Изучение   биологического   материала   позволяет   решать   задачи   экологического, эстетического,   патриотического,   физического,   трудового,   санитарно­гигиенического, полового   воспитания   школьников.   Знакомство   с   красотой   природы   Родины,   её разнообразием   и   богатством   вызывает   чувство   любви   к   ней   и   ответственности   за   её сохранность.   Учащиеся   должны   хорошо   понимать,   что   сохранение   этой   красоты   тесно связано с деятельностью человека. Содержание курса: Введение (2 часа) Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований.  Понятие   «жизнь».   Современные   научные   представления   о   сущности   жизни.   Значение биологической науки в деятельности человека.  Демонстрации: портреты ученых­биологов; схема «Связь биологии с другими науками».  Раздел 1. Уровни организации живой природы (46 часов) Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов) Химический   состав   клетки.   Органические   и   неорганические   вещества.   Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы. Тема 1.2. Клеточный уровень (12 часов) Предмет,   задачи   и   методы   исследования   цитологии   как   науки.   История   открытия   и изучения   клетки.   Основные   положения   клеточной   теории.   Значение   цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.   Клетка   как   структурная   и   функциональная   единица   живого.   Основные компоненты   клетки.   Строение   мембран   и   ядра,   их   функции.   Цитоплазма   и   основные органоиды.   Их   функции   в   клетке.   Особенности   строения   клеток   бактерий,   грибов, животных и растений. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК.   Регуляция   биосинтеза.   Понятие   о   гомеостазе,   регуляция   процессов   превращения веществ и энергии в клетке.  Демонстрации:   микропрепараты   клеток   растений   и   животных;   модель   клетки;   опыты, иллюстрирующие   процесс   фотосинтеза;   модели   РНК   и   ДНК,   различных   молекул   и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель­аппликация «Синтез белка».  Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов) Самовоспроизведение   —   всеобщее   свойство   живого.   Формы   размножения   организмов. Бесполое   размножение   и   его   типы.   Митоз   как   основа   бесполого   размножения   и   роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его   биологическое   значение.   Биологическое   значение   оплодотворения.   Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост,   дифференциация   клеток,   органогенез,   размножение,   старение,   смерть   особей. Влияние   факторов   внешней   среды   на   развитие   зародыша.   Уровни   приспособления организма к изменяющимся условиям.  Демонстрации:   таблицы,   иллюстрирующие   виды   бесполого   и   полового   размножения, эмбрионального и  постэмбрионального  развития  высших  растений,  сходство  зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.  Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования   признаков   живых   организмов.   Работы   Г.   Менделя.   Методы   исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание.   Закон   доминирования.   Закон   расщепления.   Полное   и   неполное доминирование.   Закон   чистоты   гамет   и   его   цитологическое   обоснование.   Фенотип   и генотип.   Генетическое   определение   пола.   Генетическая   структура   половых   хромосом. Наследование   признаков,   сцепленных   с   полом.   Хромосомная   теория   наследственности. Генотип   как   целостная   система.   Основные   формы   изменчивости.   Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.  Демонстрации: модели­аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом;   результаты   опытов,   показывающих   влияние   условий   среды   на   изменчивость организмов;   гербарные   материалы,   коллекции,   муляжи   гибридных,   полиплоидных растений.  Методы   изучения   наследственности   человека.   Генетическое   разнообразие   человека. Генетические   основы   здоровья.   Влияние   среды   на   генетическое   здоровье   человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Задачи и   методы   селекции.   Генетика   как   научная   основа   селекции   организмов.   Достижения мировой и отечественной селекции.  Демонстрации:  живые  растения,  гербарные  экземпляры,  муляжи,  таблицы,  фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.  Тема 1.4. Популяционно­ видовой уровень (2 часа) Вид.   Критерии   вида.   Видообразование.   Понятие   микроэволюции.   Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их   характеристика.   Популяция.   Типы   взаимодействия   популяций   разных   видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов) Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей,   потребителей   и   разрушителей   органических   веществ   в   экосистемах   и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Движущие силы и результаты эволюции.  Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа) Биосфера   —   глобальная   экосистема.   В.   И.   Вернадский   —   основоположник   учения   о биосфере.   Роль   человека   в   биосфере.   Экологические   проблемы,   их   влияние   на   жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые   организмы   и   экосистемы.   Демонстрации:   таблицы,   иллюстрирующие   структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной   деятельности   человека   на   природу;   модель­аппликация   «Биосфера   и человек»; карты заповедников России.  Раздел 2. Эволюция органического мира (12 часа) Тема 1.7. Основы учения об эволюции (7 часов) Учение   об   эволюции   органического   мира.   Ч.   Дарвин   —   основоположник   учения   об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе   эволюции.   Биологическое   разнообразие   как   основа   устойчивости   биосферы, результат   эволюции.   Сущность   эволюционного   подхода   к   изучению   живых   организмов. Естественный   отбор   —   движущая   и   направляющая   сила   эволюции.   Борьба   за существование   как   основа   естественного   отбора.   Роль   естественного   отбора   в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный   характер.   Взаимоприспособленность   видов   как   результат   действия естественного   отбора.   Значение   знаний   о   микроэволюции   для   управления   природными популяциями,  решения  проблем  охраны  природы  и  рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро­ и макроэволюции. Усложнение растений и животных   в   процессе   эволюции.   Биологическое   разнообразие   как   основа   устойчивости биосферы, результат эволюции.  Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания   и   результаты   видообразования;   схемы,   иллюстрирующие   процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.  Тема 1.8. Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часа) Взгляды,  гипотезы  и  теории  о происхождении  жизни.  Органический  мир  как  результат эволюции. История развития органического мира.  Демонстрации:   окаменелости,   отпечатки   растений   и   животных   в   древних   породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов. Раздел 3 Основы экологии (10часов) Тема 1.9 Организм и среда (5 часов) Тема 1.10  Биосфера и человек (5 часов) Итоговая контрольная работа за курс «Биология. 9 класс. Введение в общую биологию и экологию» Требования к уровню подготовки выпускников: В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:  •   признаки   биологических   объектов:   живых   организмов;   генов   и   хромосом;   клеток   и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития,  размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;  уметь:  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно­научной картины мира,   в   практической   деятельности   людей   и   самого   ученика;   родство,   общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);   роль   различных   организмов   в   жизни   человека   и   его   деятельности;   взаимосвязи организмов   и   окружающей   среды;   роль   биологического   разнообразия   в   сохранении биосферы;   необходимость   защиты   окружающей   среды;   родство   человека   с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей   среды;   зависимость   здоровья   человека   от   состояния   окружающей   среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний; •   изучать   биологические   объекты   и   процессы:   ставить   биологические   эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и  развитием   растений   и   животных,   поведением   животных,   сезонными   изменениями   в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать  выводы на основе сравнения;  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье   человека,   последствий   деятельности   человека   в   экосистемах,   влияние   его поступков на живые организмы и экосистемы;  •   проводить   самостоятельный   поиск   биологической   информации:   находить   в   тексте учебника отличительные признаки основных систематических  групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых  организмах (в том числе с использованием информационных технологий);  •   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), Контроль уровня обучения. Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В ходе изучения курса по биологии в 9 классе используются следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический (периодический),     заключительный. Предварительный   контроль предназначен   для   того,   чтобы   выявить   исходный   уровень знаний,   от   которого   можно   отталкиваться   в   последующем   обучении.   Он   может проводиться в начале учебного года или в начале урока. Текущий контроль осуществляется на протяжении всего урока с целью контроля за ходом усвоения изучаемого материала. Тематический   (периодический) контроль   проводится   в   конце   темы   (или   какого­либо длительного отрезка учебного времени ­ четверти, полугодия и т. п.). Заключительный контроль проводится в конце года или в конце всего курса обучения в виде итоговой контрольной работы.  При изучении курса биологии в 9 классе используется сочетание разнообразных методов контроля: Методы устного контроля (осуществление контроля за выполнением домашних заданий): ­     индивидуальный контроль результатов (проводится на каждом уроке); ­     фронтальная контролирующая беседа (кратковременная). Методы   письменной   проверки   результатов   обучения (организация   самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом выполнения): ­        взаимоконтроль; ­        самоконтроль; ­        самостоятельная проверочная работа; ­        проведение тестовых работ по темам курса; ­        контрольная работа.  Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках: 1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология / Общая биология. – М.: Дрофа, 2013.  2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана ­ Граф»,2009. 3.   А.А.   Каменский   и   др.   1000   вопросов   и   ответов.   Биология:   учебное   пособие   для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. 4. Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования – М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2009. ­78с. 5.   Кириленко   А.А.   Колесников   С.И.   Подготовка   к   ЕГЭ.   Биология.   –   Ростов­на­Дону: Легион, 2011. Учебно­методическое обеспечение. 1. Федеральный Государственный стандарт. 2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник  нормативных документов. Биология. Федеральный компонент  государственного стандарта. Примерные программы по биологии. ­ М.:  Дрофа, 2010). 3. Биология 5 ­11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.  Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. 4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2011 – 304 с. (Гриф:  Рекомендовано МО РФ)  5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»:  Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.:  Дрофа, 2013 Дополнительная литература: 1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. ­ М.: Дрофа, 2013. 2.   А.А.   Каменский   и   др.   1000   вопросов   и   ответов.   Биология:   учебное   пособие   для поступающих в вузы. ­ М.: Книжный дом «Университет», 2009. 4. Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования ­ М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2009. ­78с. 5. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт­сост. Е. Ю. Щелчкова. ­Волгоград: Учитель, 2010. ­ 293с. Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах: http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки http://www.fipi.ru Портал ФИПИ ­ Федеральный институт педагогических измерений  http://www.ege.eda.ruПортал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)  http://www.probaege.edu.ruПортал Единый экзамен  http://edu.ru/index.phpФедеральный портал «Российское образование»  http://www.infomarker.ru/toD8.htmt RUSTEST.RU ­Федеральный центр тестирования.  http://www.pedsovet.orgВсероссийский Интернет­Педсовет № Тема ы с а Ч а т а д Цели 0 Введение. 2 ­ Познакомить учащихся  с методами  биологических  исследовании; Форма организации учебной деятельности , т а ж р е д о С и и н и л Формируемые и развиваемые понятия Домашнее задание №, объем я л о р т н о к д и В   I. Организм­ биологическая  система. II..Надорганизмеины е системы: 1 .Взаимосвязь  организма и среды. 2.Природные и искусственные сообщества. 1. Биология ­ наука о  жизни. Методы  исследования в  биологии. 1. 2. Методы исследования в биологии. 1. Объяснение учителя с элементами  беседы. Фронтальная беседа. Рассказ учителя. ­ Систематизировать и  обобщить знания  учащихся о биологии; ­ Показать развитие  биологических наук и  значение биологических  знаний в деятельности  человека; ­ Сформировать  современные научные  представления о  сущности жизни и  свойствах живого. § 1,2, дать определение терминов. § 3, выводы к  главе с. 13. Биология. Биофизика. Микробиология. Генетика. Радиобиология. Гипотеза. Эксперимент. Закон. Теория. Жизнь. Обмен веществ. Размножение. Развитие. Открытая система. Наследственность. Изменчивость. Раздел I. Уровни  организации живой  природы Молекулярный уровень 10. Уровни организации  живой природы.  Молекулярный  уровень: общая  характеристика. 1. 1. 1. 1. 1. I 3 4. Углеводы. 5 6 Липиды. Состав и строение  белков. 7. Функции белков. 8 Нуклеиновые кислоты. 1. ­ Сформировать у  учащихся представление  об уровнях организации  живой природы; ­ Сформировать понятие  о биомолекулах и их  универсальности в  построении живого. ­ Показать особенности  функционирования  биологических систем на  молекулярном уровне; Рассказ учителя с элементами беседы Заполнение таблицы. Рассказ учителя.  ИКТ. I. Организм  биологическая  система: 1.Клетка­ единица строения и  жизнедеятельности организма. Ткани.  2.Строение и  жизнедеятельность  организма.  З.Организм единое  целое. Рассказ учителя с  элементами беседы.  ИКТ. Рассказ учителя.  Сам. раб. уч­ся с  рис.6 и 7 учебника  на с.25­26 ИКТ. Рассказ учителя с  элементами беседы;  сообщения уч­ся;  демонстр. опыт. ИКТ. Рассказ учителя с  элементами беседы,  с использов. таблиц ИКТ. § 1.1 ?с.18  термины. § 1.2 ?с.21.  Выводы к главе с.23. § 1.3 ?с.23 Тестирование § 1.4 ?с. 27,  сообщения о  функциях  белка. §1.5,?с29, заполнить таблицу §1.6,?с.32. Биологическая  система. Уровни  организации.  Биополимеры.  Мономеры. Углеводы. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Рибоза. Дезоксирибоза Липиды. Жиры.  Гормоны. Белки. Полипептид.  Аминокислоты.  Структура белка. Функции белков.  Фермент. Нуклеиновая кислота. Нуклеотид. ДНК. РНК. Комплементарность 1. 1. 1. 1. 12. 1. 9 АТФ и другие  органические  соединения клетки. 10. 11 12. II 13 Биологические  катализаторы. Лаб.раб.  «Расщепление  пероксида, водорода  ферментом  каталазой» Вирусы. Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Молекулярный  уровень организации  живой природы». Клеточный уровень Основные положения  клеточной теории. Лаб.раб. «Рассматривание  клеток растений и  животных под  микроскопом». Объяснение учителя с элементами беседы; сам .работа уч­ся с послед. Обсуждением. ИКТ. Объяснение  учителя; сам. раб.  по инструкции Объяснение  учителя; сам. раб. с  текстом учебника на с.37­39 ИКТ. Обобщающая беседа с использованием  таблиц и дем.  материала. АТФ. АДФ. АМФ.  Макроэргическая связь. Витамины. §1.7, ? с. 35 тест Катализатор.  Кофермент. Активный  центр фермента. §1.8, ?с.37 Вирус. Капсид. Устный опрос § 1­9, с.39 Выводы к главе с.40. Контр, раб. ­Сформировать понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете; ­ Познакомить учащихся с процессами метаболизма, биосинтеза белка и Беседа с  использованием  таблиц и дем.  материала; сам. раб. по инструкции.  ИКТ. I. Организм­ биологическая  система:  1. Клетка­единица  строения и  жизнедеятельности Клеточная теория.  Микроскоп. Ядро. §2.1, ?с.43. 14 15 16 17 18 19 20. Общие положения о  клетках. Клеточная  мембрана. Ядро клетки.  Хромосомный набор  клетки. Эндоплазматическая  сеть. Рибосомы.  Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении  клеток эукариот и  прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. митоза, их значением и биологической сущностью. Объяснение  учителя;  Фронтальная беседа. ИКТ. Объяснение учителя с элементами  беседы. ИКТ. организма. Ткани.  2.Строение и   жизнедеятельность  организма. 3.  Организм­единое  целое. II Надорганизменные  системы: 2.Взаимо­ связь организма и среды. Объяснение учителя с элементами  беседы с использов.  таблиц и ИКТ дем.  материала. Объяснение  учителя; сам. раб. с  учебником. ИКТ. Объяснение учителя с элементами  беседы с использов.  рис.  учебника. ИКТ. Объяснение учителя. Фронтальная беседа. Рассказ­беседа. Индивидуальна я работа по  карточкам §2.2, ?с.45. §2.3 ,? с.49, §2.4 ,?с.51 §2.5, ? с.55 § 2.6, ? с. 58 тест  Цитоплазма. Органоиды. Мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз. Прокариоты. Эукариоты. Хроматин. Хромосомы. Кариотип. Гомологичные хромосомы. Эндоплазматическа я  сеть. Рибосомы.  Комплекс Гольджи. Лизосомы.  Митохондрии.  Пластиды. Кристы.  Граны. Клеточный центр.  Органоиды движения,  Клеточные включения.  Цитоскелет. Центриоли. Анаэробы. Споры. § 2.7, ? с.60* Ассимиляция и диссимиляция.Метабол изм. § 2.8,2.9  ? с.61, 64 21. Типы питания клетки.  Фотосинтез и  хемосинтез. 1. 22 Синтез белков в клетке. 1. 23 Деление клетки. Митоз. 1. 24 III 25 Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Клеточный  уровень организации  живой природы» Организменный  уровень. Размножение организмов. Оплодотворение. 1. 14 1. Рассказ учителя.  Сам. раб. уч­ся с  текстом учебника.  ИКТ. Объяснение учителя с элементами беседы с использов. таблиц и рис учебника. ИКТ. Объяснение  учителя; сам. раб.  По составлению  таблицы. ИКТ. Беседа. Автотрофы.  Гетеротрофы.  Фототрофы.  Хемотрофы. Фотолиз  воды. Хемосинтез. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Митоз.  Жизненныйцикл. §2.10,2.11,2.12 ? с.65,69,70.  §2.13,  ? с.76. Индивидуальна я работа по  карточкам Фронтальный  опрос §2.14,? с.81,краткое   содерж. главы  с.81 тест ­ Сформировать  уучащихся  представлениеоб  организме как целом, со свойственными ему  механизмами  согласованного  функционирования  Объяснение учителя с элементами  беседы I. Организм­  биологическая  система: 1. Клетка­единица  строения и  жизнедеятельности организма. Ткани. 2. Строение и  Бесполое размножение. Почкование. Вегетативное размножение. § 3.1, ?с.86. Индивидуальна я работа по  карточкам 26 27 28 29 30. 31. Развитие половых  клеток. Мейоз.  Оплодотворение. Индивидуальное  развитие организмов.  Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное  доминирование.  Анализирующее  скрещивание. Дигибридное  скрещивание. 1. 1. 1. 1. 1. 1. органов в процессе жизнедеятельности; ­  Познакомить с  основными законами  наследственности. Объяснение учителя с элементами  беседы. ИКТ. Рассказ учителя. Объяснение учителя; сам. раб. ИКТ. Тестирование жизнедеятельность  организма. 3. Организм­единое целое. II.  Надорганизменные системы:  2.Взаимосвязь организма и среды. §3.2,3.3, ? с.  92,93,  составить  таблицу  (Сравнит, хар­ ка мейоза и  митоза) § 3.4, ? с.99. §3.5, ? с. 104. Гаметы. Мейоз.  Конъюгация.  Оплодотворение.  Зигота. Эндосперм. Онтогенез.  Эмбриогенез.  Биогенетический закон. Филогенез. Генетика.  Гибридологии, метод.  Чистые линии.  Аллельные гены. Объяснение учителя с элементами  беседы. ИКТ. Доминантные и  рецессивные признаки.  Закон чистоты гамет. §3.6, ?с.107. термины Устный опрос Объяснение учителя с элементами  беседы. ИКТ. Объяснение  учителя. Анализ  таблицы. ИКТ. Фенотип. Генотип. §3.5,3.6 терм, диктант §3­7, ?.с.110. Закон независимого  наследования  признаков Решетка  Пеннета. 32 33. 34 Сцепленное  наследование  признаков. Закон  Т.Моргана. Генетика пола.  Сцепленное с полом  наследование. Модификационная  изменчивость. Лаб.раб. «Выявление  изменчивости  организмов» 35 Мутационная  изменчивость. 36 37 Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Основные методы  селекции растений,  животных и  микроорганизмов. 1. 1. 1. 1. 1. 1. Объяснение учителя с элементами беседы.  ИКТ. Объяснение  учителя; Объяснение учителя с элементами  беседы; сам. раб. уч­ ся по инструкт.  карточке. ИКТ. Рассказ учителя,  заполнение таблицы. ИКТ. Объяснение учителя с элементами  беседы. Сообщения уч­ся.  ИКТ. Объяснение учителя с элементами  беседы. ИКТ. Закон Моргана. Локус гена. Перекрест. Кодоминирование. Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Аутосомы. Половые хромосомы. Изменчивость.  Модификации. Норма  реакции. Генные, хромосомные, Геномные мутации. Делеция. Дупликация. Инверсия. Мутагенные вещества. Полиплоидия. Селекция §3.8,3.9 ?с112,  114 §3.10,?с.117 §з3.11, ?'с.118. Лаб. раб. §3.12, ?с.122,  подготовить  сообщения. §3.13, ?с126. Сообщ. Гибридизация. Отбор.  Гетерозис. §3.14, ? с. 130,  выводы к главе с.130­ 132. 38 IV 39. Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Организменный  уровень организации  живого». Популяционно­видовой уровень.  Вид. Критерии вида.  Лаб.раб. «Изучение  морфологического  критерия вида». 40 Популяции. 1. 2. 1 1. V 41 42 Экосистемный уровень 5 Сообщество.  Экосистема. Биоценоз. Состав и структура  сообщества. 1. 1. Фронтальный опрос. Зачет ­Сформировать у уч­ся  представление о том. что вид ­ реально  существующая  элементарная единица  живой, природы;  ­Показать, что вид  существует в виде  популяций,что продолжительность  жизни любого организма  определена генетически,  популяция же при  оптимальных условиях  может развиваться  неограниченно долго. ­Сформировать у уч­ся  понятия о составе и основных свойствах  экосистем;о  взаимоотношениях  организма и среды, о потоках энергии и  вещества, обеспечивающих их  Объяснение учителя с элементами  беседы; сам.раб. уч­ ся по инструкт.  карточке. Беседа. Вид. Критерии вида.  Ареал. Лаб.раб. §4.1, ?с.137;  заполнить  таблицу. §4.2,4.3,  выводы к главе  с 144.. Популяция. Самовоспроизводство.  Экология. Демографические показатели. Систематика. Категории. Беседа­рассказ. Объяснение учителя с элементами  беседы I. Организм­ биологическая  система: 3.  Организм­единое  целое. II. Надорганизменные системы: 2.Природныеи Биоценоз. Экосистема.  Биогеоценоз.  Биосфера. Вид.разнообразие.  Видовой состав.  Жизненные формы.  Ярусность.  Трофический уровень. §5.1, ?с.149. §5.2, ?с.158. Тестирование 43. 44. 45. VI. 46 47 48 1. 1. 1. 3 1. 1. 1. Потоки вещества и  энергии в экосистеме. Саморазвитие  экосистемы. Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Экосистемный  уровень». Биосферный уровень. Биосфера. Среды  жизни. Круговорот веществ в  биосфере. Контрольно­ обобщающий урок ПО  теме «Биосферный  уровень». Раздел II.Эволюция  органического мира. функционирование; об  условиях, определяющих продуктивность  экосистем, их  устойчивость, а также о  влиянии на экосистемы деятельности человека. Объяснение учителя с элементами  беседы Беседа с  разъяснением. Сообщения уч­ся. искусственные  сообщества. Пирамида численности  и биомассы.  Продукция. Сукцессия. Равновесие. §5.5 §5.3,5.4, ?с.161, 164. Выводы к главе с. 170 Выводы к главе с. 170 тест II Надорганизменные  системы:  2.Взаимосвязь организма и среды. Сам.раб. уч­ся с  текстом учебника. Объяснение учителя с элементами  беседы; сам.раб. уч­ ся по учебнику. Биосфера. Среды  жизни. Гумус.  Фильтрация. Биогеохимический  цикл. Биогенные  вещества. §6.1,6.2 ?с.177,  180. §6.3,? с. 185 ­Развить у уч­ся  представление о  биосфере не только как  об оболочке планеты,  заселенной живыми  организмами, но и о  сфере, возникшей и  развивающейся в  результате  жизнедеятельности  организмов; ­Развить  знания уч­ся о средах  обитания живых  организмов;  ­Сформировать  представления о  круговороте веществ в  биосфере. Фронтальная беседа  с дополнениями  учителя. . Выводы к главе с. 185 Опрос VII. Основы учения об  49 50 51. эволюции. Развитие эволюционного учения. Изменчивость  организмов. Борьба за  существование.  Естественный отбор. 52. Видообразование. 53 Макроэволюция. 54 Основные закономерности эволюции. 7. 1. 1. 1. 1. 1. 1. ­Дать общее  представление о современном состоянии  теории эволюции. I. Организм­ биологическая  система: 1. Клетка­единица  строения и  жизнедеят­ти организма. Ткани. 2. Строение и   жизнедеятельность  организма. 3. Организм­единое  целое. III. Многообразие и  эволюция  органическо го  мира: 1. Классификация организмов, эволюционное  учение. 2.Система и эволюция растительного и животного мира. Объяснение учителя с элементами  беседы; Объяснение учителя с элементами  беседы; Объяснение  учителя; сам. раб.с  текстом учебника Рассказ­беседа.  ИКТ. Объяснение учителя с элементами  беседы; Объяснение учителя с элементами  беседы; Эволюция. Естественный отбор. Искусственный отбор. Ненаследственная и  наследственная  изменчивость.  Генофонд. Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность Микроэволюция. Барьеры. Видообразование. Макроэволюция. Филогенетические ряды. Параллелизм. Конвергенция. Дивергенция. Гомология. Аналогия. Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация. §7.1, ?с. 193 Устный опрос § 7.2, 7.3, ? с.197,200. §7.4,7.5, 7.6, ?с. 206, 209,213. §7.7, ?с.217. §7.8, ? с.220, Устный опрос §7.9, ? с. 225,  выводы к главе  с.225,.  подготовить  сообщения к  семинару. 55 Контрольно­ обобщающий урок ПО  теме «Основы учения  об эволюции» VIII Возникновение и  развитие жизни на  Земле. Гипотезы возникновения жизни 56 1. 5. 1. ' 57 58 59 60. 1. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. 1. 1. 1. Развитие жизни в  мезозое и кайнозое. Контрольно­ обобщающий урок по  теме «Возникновение и  развитие жизни на  Земле». Раздел III.Основы  ­Познакомить уч­ся с  современными взглядами на проблему  возникновения и  развития жизни на Земле; ­Расширить  представления о главных  ароморфозах и  идиоадаптациях в  эволюции живых  организмов; ­Углубить  знания эволюционных  закономерностей. Сообщения уч­ся в  ходе семинара. Объяснение  учителя. Сообщения уч­ся, беседа. ИКТ. Сообщения уч­ся,  беседа. Беседа. ИКТ. Сообщения уч­ся.  Беседа с использ.  таблицы. ИКТ. Сообщения уч­ся в  ходе семинара. II. Надорганизменные  системы: 2.Взаимо­ связьорганизма и  среды. III. .Многообразие и  эволюция  органическо го  мира:  1.Классификация организмов,  эволюционное  учение. 2.Система и  эволюция  растительного и животного мира. Креационизм. Гипотеза стационарного состояния. Самопроизвольное зарождение. Панспермия. Коацерваты. Пробионты. Прогенот. Эубактерии. Архебактерии. Эра. Период. Эпоха.  Архей. Протерозой.  Палеозой. Мезозой. Динозавры.  Кайнозой. Антропоген. Семинар Сообщен §8.1, ? с.232,  подготовить  сообщения. Индивидуальна я работа по  карточкам Семинар § 8.2, 8.3, ? с.236,238,  составить  схему. § 8.4, 8.5, 8.6, ? с.243, 246, 252. Сообщения. §8.7,8.8,?!  с.257, 260.  Выводы к главе с.260. . экологии IX Организм и среда 61. 62 63 64 65 Экологические  факторы. Условия среды. Лаб.раб.  «Строение растений в  связи с условиями  жизни». Экологические  ресурсы. Адаптация организмов  к различным условиям  существования. Межвидовые  взаимоотношения  организмов. Экскурсия  «Среда жизни и ее  обитатели» Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. 5. 1. 1. 1. 1. 1. ­ Познакомить уч­ся с  различием и сходством понятий экологические условия и экологические ресурсы; ­Расширить представления о приспособленности организмов к среде обитания;  ­Развивать у уч­ся  представление о связи  факторов среды и  колебаниями  численности организмов  и о том, как  осуществляется  экологическая регуляция в природе. Рассказ­беседа; сам. раб. уч­ся по  инструкт. карточке. Объяснение учителя с элементами  беседы; Рассказ учителя. Беседа. Правила  поведения в  природе;  сам.наблюдения в  природе. Объяснение учителя с элементами  беседы; I. Организм­ биологическая  система: 2.Строение и   жизнедеятельность  организма. 3.  Организм­единое  целое. II.  Надорганизмеиные системы: 1 .Взаимосвязь  организмаи среды. 2.Природа и искусственные сообщества. III..Многообразие и эволюция органического мира: IV. Классификация организмов, эволюционное  учение. 2.Система и эволюция растительно го и животного мира. §9.1,9.2 ? с.267, 270. Лаб.раб §9.3, ? с. 272. §9.4, ? с.276. §9.5, ? с.279.  Подготовить  отчет об  экскурсии. Отчет об экскурс. §9­6, ?с.284.  Выводы к главе с.285. Экологические факторы и условия. Загрязняющие вещества. Толерантность. Экотипы. Закон минимума. Экологические,  пищевые и  энергетические  ресурсы. Морфологические  приспособления. Ритмы жизни. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Динамика популяций. Рождаемость. Смертность. Циклические колебания численности. X 66. 67 68 69. 70. Биосфера и человек Эволюция биосферы. Экскурсия  «Антропогенное  воздействие на  природную среду». Основы рационального природопользования. Годовая контрольная  работа. Разбор ошибок Решение генетических  задач 5. 1. 1. 1. 1. 1. ­Познакомить уч­ся с  основными этапами  эволюции биосферы;  ­Сформировать понятие  ноосферы, определить  место человека в  биосфере; ­Познакомить  с основами  рационального  природопользования. Объяснение учителя с элементами  беседы;  сам.наблюдения в  природе. Объяснение учителя с элементами  беседы; II Надорганизменные  системы:  2.Взаимосвязь организма и среды.  3.Человек и среда. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие. Ноосфера. Отчет об экскурс. §10.1,10.2, ?  с.293, 296.  Подготовить  отчет об  экскурсии. §10.3. Выводы  к главе с.299. тестирование Объяснение учителя с элементами  беседы;

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.

Рабочая программа. Биология. 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018