Рабочая программа "Бумажные истории"
Оценка 4.7

Рабочая программа "Бумажные истории"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
16.02.2019
Рабочая программа "Бумажные истории"
Значение оригами для детей: 1. Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. 2. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. 3. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. 4. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. 5. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. 6. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку. 7. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. 8. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. 9. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. 10. Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Рабочая программа Бумажные истории.docx
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом  МУДО «ДДЮТ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» Протокол №……… от…………..…… Приказом и. о. директора  МУДО «ДДЮТ  ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» от……………. №……… …………….В. П. Рыжий Образовательная программа кружка “ Бумажные истории ” Возраст  обучающихся: 6­10 лет срок  реализации:  3 года Составитель: Лаврова Ольга Сергеевна руководитель кружка  Муниципального учреждения  дополнительного образования  «ДОМА ДЕТСКОГО И  ЮНОШЕСКОГО  ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА  ДОКУЧАЕВСКА» Докучаевск ­ 2017  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА кружка «Бумажные истории» Одной   из  актуальных   задач  современного   образования   является развитие   творческого,   нестандартного   пространственного   мышления   и применение   его   в   практической   деятельности.   И   чем   раньше   дети   будут вовлечены в этот процесс, тем легче они в дальнейшем будут утверждаться как личности, проявлять творческий индивидуальный потенциал. Именно   это   задача   ставится   при   организации   кружков   изготовление поделок   из   бумаги,   особенно   сейчас,   когда   в   мире   приобрело   большую популярность и распространение традиционное японское искусство ­ оригами. В   Донбассе   новый   импульс   получили   и   национальные   виды   декоративно­ прикладного   искусства,  вытынанка   и  бумагопластика.  На   их   базе   ведущие мастера оригами создали новые направления искусства этого вида ­ аэрогами и бумагопластика геометрических фигур. Приемы создания, формы, конструктивные свойства изделий из бумаги в последнее время находят применение в различных областях деятельности человека:   автомобилестроении,   космических   конструкциях,   архитектуре, дизайне интерьера и экстерьера, упаковках товаров и продуктов. Итак, искусство создания поделок из бумаги дает широкие возможности для   развития   творческих   способностей   учеников,   в   том   числе   умение представлять,   фантазировать,   читать   и   самим   выполнять   схемы,   искать оптимальную   форму   и   строение,   объяснять   последовательность   создания изделия,   концентрировать   внимание,   соблюдать   четкость   и   аккуратность   в работе, находить цветовое решение. Тем более, что под рукой всегда найдется лист бумаги, а практика и научные исследования показывают, что обучение в кружке   помогает   успешному   овладению   знаниями   по   всем   предметам школьного курса. Целью программы  является формирование компетенций личности в процессе создания поделок из бумаги. Основные   задачи  заключаются   в   формировании   таких компетентностей: ­  Познавательной:  овладение   знаниями   о   бумаге,   ее   производстве; виды, свойства, способы конструирования из бумаги; ­ Практической: формирование умений и навыков работы с бумагой; изготовление   поделок   в   разных   техниках,   применение   основных   приемов работы; ­  Творческой:  формирование   личности   ребенка,   эмоциональное, физическое   и   интеллектуальное   развитие;   удовлетворение   потребности личности в творческой самореализации; ­  Социальной:  воспитание культуры труда; формирование дружеских отношений   в   коллективе;   чувство   ответственности,   коллективизма, взаимопомощи. Программа дает возможность почти на каждом занятии реализовывать учебно­воспитательные   задачи:   формирование   личности,   дружественных отношений,   чувство   ответственности,   коллективизма,   взаимопомощи, творческого использования народных традиций. Программа предусматривает обучение   учащихся   в   группах   начального   этапа,   среднего   этапа   и   этапа совершенствования   по   4   часа   в   неделю.   Для   детей   младшего   школьного возраста ­ начальный этап –  144  час в год, младшего и среднего школьного возраста ­ средний этап – 144 час в год, этап совершенствования – 144 час в год. Количественный состав учебной группы составляет 12­15 учеников.  Теоретические   занятия   чередуются   с  практической   работой,  которой предоставляется значительное преимущество. Темы представлены в порядке возрастания сложности материала. Отдельные темы (модульные конструкции, оригаметрия, авторские модели) рассматриваются на разных этапах обучения в зависимости от их доступности освоения учениками. На   первых   занятиях   следует   уделить   большое   внимание   овладению навыками точного складывания бумаги, аккуратности при вырезании круга, овала   и   других   контуров,   ознакомлению   с   разными   видами   бумаги     и   ее свойствами. Повторение ранее изученного материала позволит кружковцам глубже усвоить программу, стимулировать развитие памяти, а детям, которые только что пришли, быстрее адаптироваться к работе в кружке. Изготовление   поделок   осуществляется   в   технике   оригами, бумагопластики, вытынанки. На   среднем   этапе   обучения   предпочтение   отдается   созданию многомодульных   изделий   в   технике   оригами,   а   также   в   процессе конструирования   (по   разверткам   и   из   отдельных   элементов).   Ученикам следует предоставлять возможность проявить свои творческие способности при изучении каждой темы. Основными формами оценки работы кружковцев является их участие в различных   мероприятиях,   соревнованиях,   выставках   и   т.   п.   Как   правило, каждый кружковец готовит творческий отчет с демонстрацией изделий.  Программа составлена на основе: 1. Конституции Донецкой Народной Республики; 2. Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72); 3. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310. 4. Приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»; 5. Приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики   от   11.08.2015 г.   № 392   «Об   утверждении   Требований   к программам дополнительного образования для детей»; 6. Приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма   от   22.06.2015 г.   № 94   «Об   утверждении   Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи». Методическое обеспечение Методическое   обеспечение   программы   включает:   формы,   приемы   и методы   организации   учебно   –   воспитательного   процесса,   дидактический, лекционный, методический материалы, материально – техническое оснащение занятий. На занятиях кружка применяются такие   формы организации обучения учащихся: ­   по   дидактической   цели  –   вводное   занятие,   практическое   занятие, комбинированные формы занятий; ­   по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – беседа, практикум, экскурсия,  конкурс, фестиваль, занятие – игра, игра – путешествие, круглый стол, мозговой штурм, и т.д. Методы обучения, применяемые на занятиях кружка: ­ словесные (беседа, объяснение); ­ наглядные (показ видео материалов, иллюстраций, показ по образцу); ­ практические (тренировочные упражнения, соревнования и т.д.). Материально­техническая   база   для   реализации   программы   кружка   начально­технического соответствует   Положению   про   лабораторию   моделирования,  в  которой     приводятся   сведения   о   помещении,  в  котором проводятся занятия (учебный класс, лаборатория, и т.д.). В Приложении 1 к Программе НТМ приводится перечень оборудования учебного   помещения,   (доска,   столы,   для   обучения   и   педагога,   шкафы   и стеллажи для хранения дидактических пособий, учебных материалов и т.д.) и перечень  оборудования, необходимого для проведения занятий (специальные приспособления, материалы и инструменты и т.д.). В   Приложении   2   приведен   прогнозируемый   результат     деятельности учащихся кружка. Учебно­тематический план Начальный этап подготовки № Раздел, тема 1 2 Вводное занятие Самые распространенные традиционные изделия из бумаги, выполненные в технике  вытынанки, оригами, бумагопластики  Условные знаки при работе с бумагой. Простые базовые формы оригами Сказки и рассказы оригами 3 4 5 Новогодние и рождественские фантазии Поделки оригами на основе сложных базовых форм 6 7 Вытынанки - особый вид поделок из бумаги 8 Бумажная аппликация 9 Изделия из гофрированной бумаги Изготовление экспонатов на выставку, общественно ­ полезная работа, экскурсии 10 11    Итоговое занятие  количество часов Всего Теор. Практ. 1 2 1 6 30 6 12 32 14 12 10 18 2 2 6 2 4 6 4 2 2 ­ 2 4 24 4 8 26 10 10 8 18 ­ Всего 144 31 113 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Начальный этап подготовки, один год обучения 1. Вступительное занятие (2 часа) Цель и содержание работы кружка. Инструменты и материалы. История изобретения   бумаги.   Свойства   бумаги   и   основные   приемы   работы   с   ней. Демонстрация лучших моделей. Вводный инструктаж по технике безопасности с режущими и колющими предметами. Практическая работа. Изготовление изделий из бумаги на свободную тему с целью проверки уровня подготовки детей. 2.   Самые   распространенные   традиционные   изделия   из   бумаги, выполненные в технике вытынанки, оригами и бумагопластики (6 ч) История возникновения и развития искусства изготовления поделок из бумаги методом вытынанки, оригами и бумагопластики. Простейшие изделия в технике   вытынанки   (салфетки,   гирлянды),   оригами   (лодочки,   шапочки, курочки), бумагопластики (волшебные птицы, рыбки, цветы). Практическая   работа.  Изготовление   вытынанки   с   квадратного   листа бумаги (звездочки, орнаменты), из ленты (гирлянды из человечков и зайчиков). Изделия   в   технике   оригами   (двухтрубный   кораблик,   шапочка   от   солнца, голубок) и бумагопластики (павлин, волшебный цветок папоротника). 3. Условные знаки при работе с бумагой. Простые базовые формы оригами (30 ч) Общепринятые   условные   знаки   и   приемы   сборки.   Понятие   о   базовых формах:   «Треугольник»,   «Воздушный   змей»,   «Двери»,   «Блин»,   «Дом», «Водяная бомбочка». Практическая   работа.   Изготовление   не   менее   5   изделий   на   каждую базовую   форму.   Проведение   конкурса   на   лучшее   знание   базовых   форм   и изделий   из   них.   Выполнение   иллюстраций   к   известным   русским   сказкам, загадкам и пословицам (по выбору). 4. Сказки и рассказы оригами (6 ч) Назначение сказок и рассказов оригами. Рассказ про Донбасс, Золушку, бабочку, зайчика, ворону, отважного моряка. Практическая работа. Изготовление выше представленных моделей и конкурс на лучший рассказ или сказку к известным изделиям (по выбору). 5. Новогодние и рождественские фантазии (12 ч) Новогодние елки, изготовленные в технике бумагопластики, оригами и вытынанки. Простейшие елочные и рождественские украшения, изготовленные в   различных   техниках.   Инструктаж   по   технике   безопасности   и   целевые инструктажи. Практическая работа. Экскурсия на городскую елку или елку оригами. Изготовление   плоских   и   объемных   елок   методом   аппликации,   вытынанки, оригами   и   елочных   украшений   (звездочки,   полупрозрачные   звездочки, снежинки, шарики, сосульки). Рождественские звездочки и ангелы. Изделия по собственному замыслу. 6. Поделки оригами на основе сложных базовых форм (32 ч) Использование в изделиях базовых форм: «Двойной квадрат», «Рыба», «Катамаран»,   «Птица»,   «Лягушка».   История   о   японской   девочке   Садако Сасаки и 1000 журавликов. Практическая   работа.  Изготовление   не   менее   5   изделий   на   каждую базовую форму. Конкурс на лучшее знание базовых форм и известных изделий из   них.   Изготовление   сувениров   к   празднику   8   Марта.   Экскурсия   в художественный музей, картинную галерею, выставку. 7. Вытынанка ­ особый вид поделок из бумаги (14 ч) На   Донбассе   вытынанка   ­   самый   распространенный   вид   декоративно­ прикладного искусства из бумаги. Методы и приемы изготовления вытынанок. Образцы вытынанок. Аэрогами (воздушные вытынанки и оригами). Практическая   работа.  Изготовление   салфеток,   гирлянд,   масок, орнаментов,   звездочек,   снежинок.   Писанки,   украшенные   вытынанками. Изготовление аэрогами различных конструкций. Создание декоративного панно по собственному замыслу. 8. Бумажная аппликация (12 ч) Аппликация как вид декоративного ­ прикладного творчества. Лучшие образцы работ, выполненных известными художниками и графиками. Методы и приемы изготовления аппликаций. Практическая работа.  Изготовление предметно ­ декоративных (дом, грибок,   кораблик,   закладка,   орнамент,   узор),   силуэтных   (птицы,   рыбы, животные) и сюжетно­тематических (сказки, басни, пейзажи) аппликаций. 9. Изделия из гофрированной бумаги (10 ч) Гофрирования   бумаги   с   помощью   «долинок«   и   «горок»,   применение элементов   «елочных   структур».   Образцы   и   иллюстрации   изделий   из гофрированной бумаги, в частности, английского дизайнера Поля Джексона. Авторские работы  Ольги Сухаревской. Практическая работа.  Изготовление простых изделий, выполненных в технике гофрирования: цветы, открытки, бабочки, рыбки, птички, закладки, фонарики. 10.   Изготовление   экспонатов   на   выставку,   общественно­полезная работа, экскурсии (18 ч) Практическая   работа.  Изготовление   индивидуальных   и   групповых работ   в   одной   или   смешанных   техниках   конструирования   на   определенную тему или по собственному замыслу. Творческий отчет кружка   с выставкой работ. Изготовление бумажных игрушек для детского сада, детского приюта, школы­интерната. 11. Итоговое занятие (2 часа) Подведение   итогов   работы   за   год,   награждение   лучших   кружковцев. Обзор интернет­ресурсов, новинок литературы. Задание на лето. Учебно­тематический план Средний этап подготовки    № Раздел, тема  Количество часов Всего  Теорети ческие  Практи ческие 1  2  3  4  5  6  7  Вводное занятие Повторение материала начального уровня  обучения Конструирование правильных  многоугольников в разных техниках.  Плоские модули  Традиционное и нетрадиционное оригами.  Работа с бумажными полосками Елка оригами  Простейшие классические кусудамы  Аппликации из оригами  2 8 20 20 16 8 14 1 3 6 4 4 2 2 1 5 14 16 12 6 12 8  9  10  11 12 13 Простейшие объемные модульные  конструкции Поздравительные открытки Подвижные  оригами  Папье­маше Изготовление экспонатов на выставку.  Общественно­полезная работа, экскурсии Итоговое занятие Всего           8 10 8 10 18 2 144 2 2 2 2 2 2 34 6 8 6 8 16 ­ 110 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Средний этап подготовки, первый год обучения 1.Вводное занятие (2 ч) Обсуждение   плана   работы   кружка   на   учебный   год.  Работа   за   летний период.   Оформление   выставки   членов   кружка.   Инструктаж   по   технике безопасности с режущими и колющими предметами. Практическая   работа.    Соревнование:   кто   больше   и   качественнее сложит  поделку за определенное время. Подведение итогов. 2. Повторение материала  начального уровня обучения (8ч) Сходства и отличия в конструировании поделок из бумаги в технике оригами,   бумагопластики   и   вытынанки.   Условные   обозначения   и   базовые формы. Практическая   работа.    Выполнение   любимых   фигурок   в  технике оригами, вытынанки, аппликации, гофрирования. Конкурс на лучшую  работу. Соревнование: сложить фигурку по инструкции руководителя кружка на слух. 3. Конструирование правильных прямоугольников в разных техниках. Плоские модули (20 ч) Конструирование правильных треугольника, квадрата, пяти­, шести­ и восьмиугольника из целого листа бумаги методом оригами. Понятие про модульное оригами. Образцы   плоских модулей разных конструкций. Практическая   работа.    Изготовление   изделий     из   правильных многоугольников   в    технике   оригами,   вытынанки   и   бумагопластики   по образцам и схемам. Изготовление изделий из плоских модулей: звезды, орнаменты, симмет­ ричные   фигуры.   Творческая   работа   по   конструированию   собственных модулей. 4.   Традиционное   и   нетрадиционное   оригами.  Работа   с   бумажными полосками (20 ч) Понятие  про традиционное (классическое) и нетрадиционное оригами. Оригами с  ножницами — кирикоми­оригами; из листов бумаги, отличных от квадрата, и с использованием    клея. Использование бумажных полосок для изготовления изделий в технике оригами, бумагопластики, вытынанки. Практическая   работа.    Изготовление   кирикоми­оригами   (бабочка, лошадка, креветка), оригами с клеем (кусудамы), оригами из прямоугольного листа бумаги (кошелек, конверт). Изготовление   изделий     из   полосок   в   технике   оригами   (коврики, корзинки,   кубики,   звезды),   бумагопластики   (улитка,   кошка,   кролик), вытынанки (гирлянды). Создание сюжетных композиций. 5. Елка оригами (16 ч) История   елок   оригами.   Новогодние   украшения   на   елку   и     для интерьера.  Подарки   Деда   Мороза.  Инструктаж   по   технике   безопасности   и тематические инструктажи. Практическая   работа.    Изготовление   атрибутов   Новогоднего  Дед   Мороз,   Снегурочка,   Снеговик,   снежинки,   звездочки, праздника: колокольчики,   сосульки.   Украшения   на   елку   и   для   интерьера.   Конкурс лучших работ «Нужны ли для елки гирлянды и снежинки?». 6. Простейшие классические кусудамы (8 ч) История кусудам. Классические кусудамы. Использование кусудам для украшения интерьера и в терапии. Практическая работа.   Изготовление классической кусудамы из шести модулей, кусудамы «Шесть бомбочек», «Супершар», «Цветочная кусудама». Создание на их основе собственных конструкций.  7. Аппликации из оригами (14 ч) Аппликации из фигурок оригами. Показ  образцов мозаик и орнаментов, а так же отдельных изделий (цветы, грибы, бабочки, рыбки, коты, собаки). Практическая работа.   Создание  на основе аппликаций оригами  декоративных   композиций:   ваза   с   цветами,   виноград,   колоски, натюрморт с фруктами. 8. Простейшие объемные модульные конструкции (8 ч) Классический модуль и авторские модули в конструировании объемных поделок. Выставка лучших  работ. Практическая   работа.    Изготовление   из   отдельных   модулей   (по выбору)   тетраэдра,   гексаэдра,   октаэдра,   икосаэдра   и   додекаэдра.   Дизайн граней этих многоугольников. Головоломки с подбором цветов на гранях. 9. Поздравительные открытки (10 ч) Поздравительные   открытки     к   празднику     23   Февраля   и   8   Марта   с использованием ранее изученных техник. Выставка поделок. Практическая работа.   Изготовление открыток на основе аппликаций   по   образцу   или   по оригами,   объемных   и   в   технике   гофрирования   собственному замыслу. 10. Подвижные  оригами (8 ч) Любимые   детские   фигурки,   которые   самостоятельно   передвигаются, прыгают или в которых двигаются  отдельные детали. Практическая работа.   Изготовление лягушки, бабочки, собаки, кота; вороны, которая каркает; журавлика, который машет крыльями и др. Игры с такими фигурками. 11. Папье­маше (10 ч) Специфика   изготовления   изделий   из   папье­маше.   Инструменты   и материалы. Образцы изделий. Практическая   работа.    Изготовление   простейших   изделий:   вазы, писанки, маски, фигурки для пальчикового театра.  Фигурки из папье­маше. 12. Подходы к созданию авторских работ. Изготовление экспонатов на выставку. Общественно­полезная работа, экскурсии (18 ч) Подходы   к   созданию   авторских   работ:   изучение   известных   авторских моделей   средней   степени   сложности;   внесение   некоторых   изменений   в известные   классические   и   авторские   модели;   анализ   способа   складывания фигуры   или   модуля   на   основе   схожести   заготовки   с   реальной   поделкой. Демонстрация на примерах. Практическая работа        . Изготовление на базе классического модуля по схемам   известных авторских работ: кубика Петера Будаи (Венгрия), кубика Владимира Марка (Украина), кусудама «Цветы сакуры» Тапгиказу  Кавасаки (Япония).   Конкурс   на   создание   учениками   авторских   работ   по   одному   из указанных направлений. Изготовление индивидуальных и групповых выставочных работ в одной или нескольких техниках конструирования из бумаги (отдельные изделия или групповые   сюжетные   композиции   по   замыслу   или   на   указанную   тему). Творческий отчет кружковцев, выставка лучших работ Изготовление наглядных изделий для учебных кабинетов. 13. Итоговое занятие (2 ч) Подведение   итогов   работы   за   год,   определение   лучших   работ.   Обзор интернет­ресурсов, новинок литературы. Задание кружковцам на лето. Учебно­тематический план Этап совершенствования № Раздел, тема Количество часов Практ. Всего  Теорет. 1 Вводное занятие  2 1 1 2 Повторение основных тем  3 Шапки из бумаги 4 Юные оригамисты 5 Изделия в технике гофрирования  Авторские кусудамы. Новогодние и  рождественские подарки и  сувениры  6 7 Бумажный  морской флот  8 Оригами от сердца к сердцу.  9 Искусство изготовления бумажных цветов и  бабочек в технике оригами  10 Дизайнеры воздушного флота  11 Искусство складывания листов и конвертов  12 Изготовление выставочных работ.   Общественно­полезный труд, экскурсии 10 8 8 10 18 12 18 20 12 6 18 4 2 2 2 4 2 4 4 2 1 ­ 6 6 6 8 14 10 14 16 10 5 18 13 Итоговое занятие  Всего 2 144 2 30 ­ 114                                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Этап совершенствования, второй год обучения 1.Вводное занятие (2 ч) Беседа:   «Гармоничный   и   прекрасный,   неповторимый   мир   —   мой собственный». Цель и   содержание работы кружка в учебном году. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Практическая работа.  Соревнование: кто больше сложит изделий на указанную тему за определенное время. Подведение итогов. 2. Повторение основных тем (10 ч) Условные   обозначения   и   базовые   формы.   Плоские   и   объемные конструкции, выполненные  в разных техниках. Практическая работа    . Складывание фигурок по схемам и изготовлен­ ие сюжетных композиций: «Времена года». Соревнования: кто больше сложит фигурок на тему «Собаки и коты — бумажные хвосты». 3. Шапки из бумаги (8 ч) Традиционные   и   авторские   модели   шляп.   Национальные   традиции   в конструировании шляп в разных техниках. Практическая   работа    .  Изготовление   шляп:   колпак   повара,   кепка лесника, шапочка врача, кепка жокея, бриль, цилиндр, сомбреро, тюбетейка, тиролька, корона  и др. 4. Юные оригамисты (8 ч) Современный порядок установления авторства на изделия, выполненные в технике оригами. Правила выполнения схем, последовательность сложения изделий и объяснения к ним. Практическая   работа.  Выполнение   опубликованных   работ оригамистов Донбасса и других регионов: Дмитрия Сухаревского, Владимира Марка, Михаила Иваненка, Аллы Копоть, Станислава Криворучка, Дмитрия Бережного,   Александра  Скачкова,   Сергея   Рубана,   Богдана,   Алексея   и Ростислава Матийцовых, Людмилы Ивановой, Сергея и Елены Афонькиных, Дмитрия Гончара, Лилии Соколовой и Лучии Рошка и др. 5. Изделия в технике гофрирования (10 ч) Повторение   правил   изготовления   изделий   в     технике   гофрирования. Выставка изделий. Практическая   работа    .  Изготовление   изделий   в     технике гофрирования: павлин, змея, вазы для цветов, зонтики, веера, украшения для интерьера, кусудамы­гофре  с листочками. 6.   Авторские   кусудамы.  Новогодние   и   рождественские  подарки   и сувениры (18 ч) Кусудамы   —   красивые   модульные   изделия.   Образцы   и   иллюстрации кусудам известных мастеров оригами: Томоко Фузе, Тоши Такахама, Сабуро Казе  (Япония),  Эвердиен   Тиглаар   (Голландия),  Сади   Санделл  (Финляндия), Сегрея Афонькина (Россия) и др. Новогодние   и   рождественские   традиции   разных   стран.   Образцы новогодних и рождественских подарков, сувениров. Инструктаж по технике безопасности и целевые инструктажи. Практическая   работа.  Изготовление   известных   авторских   кусудам: роза ветров, цветок на кубе и др. Творческая работа по дизайну работ кусудам известных оригамистов. Изготовление     новогодних   и   рождественских   подарков,   сувениров: рождественский сапожок  для  подарков, Дед  Мороз, Санта­Клаус, веночек,   кольцо, звездочка, поздравительная открытка , шар ­ кусудама, коробочка­звезда.   орнамент,   завиток,   кристалл,   ангел,   свечка,  7. Бумажный морской флот (12 ч) Традиции изготовления и спусков на воду бумажных корабликов. Кла­ ссические и авторские поделки в технике оригами. Практическая   работа    .  Изготовление   моделей   (пароходики, кораблики,   яхты,   лодки,   парусники,   джонки,   катамараны,   каравеллы)   и сюжетных картинок с  спользованием разных техник оригами. 8. Оригами от сердца к сердцу (18 ч) История праздника влюбленных — Дня святого Валентина. Атрибуты и сувениры этого праздника. Практическая работа. Изготовление по схемам классических и автор­ ских моделей с использованием сердечек: сердечко, сердечко на подставке, пульсирующее   сердечко,   кольцо   с   сердечком,   два   сердечка,   сердечная кусудама, открытки  с сердечками. Изготовление  изделия по собственному замыслу. 9.  Искусство изготовления бумажных цветов  и бабочек в технике оригами  (20 ч) Традиции дарить праздничные и поздравительные открытки с разными   и   цветочных   композиций   в цветами.   Искусство   изготовления   цветов   различных техниках конструирования. Классические   и   авторские   модели     бабочек   в   технике   оригами. Подвижные модели. Поделки в других техниках выполнения. Практическая   работа    .  Изготовление   классических   и   авторских изделий  цветов   (ирис,   роза   Кавасаки).   Создание   праздничных   открыток   и композиций   «Букет   цветов».   Конкурс   на   лучшую   детскую   фантазию «Цветочный орнамент». Изготовление   моделей   бабочек   по   схемам   и   оформление   панно   по образцу и по собственному замыслу. 10. Дизайнеры воздушного флота (12 ч) Требования   к   летальным   аппаратам.   Выставка   классических     и авторских моделей. Практическая   работа    .  Изготовление   моделей   самолетов,   ракет, планеров,  гляйдеров,   парашютов,   змеев,   спиралей,   стрел,   сказочных летальных аппаратов,  летающих  тарелок и   ковров­самолетов. Творческая работа по дизайну известных поделок,  создание собственных  конструкций. Соревнования на дальность, высоту полета, время пребывания в воздухе и точность   приземления   известных   летательных   аппаратов   и   собственной конструкции. 11. Искусство складывания листов и конвертов (6 ч) Конверт «Солдатский треугольник», письмо. Методы складывания писем и конвертов и  создание каталога этих моделей. Практическая   работа    .  Изготовление   по   схемам   классического конверта  и   авторских:   два   уголка,   мотылек,   журавлик,   сердечко,   вертушка, стрелка, рыбка. Творческая работа с конструированием собственных моделей. 12.  Изготовление выставочных работ. Общественно ­ полезный труд, экскурсии (18 ч) Требования   к   выставочным   работам.   Изготовление   тематических коллективных  и   индивидуальных   работ   в   разных   техниках   выполнения   к празднику Победы. Творческий отчет кружковцев, выставка лучших работ. Изготовление   игрушек­сувениров   для   передачи   в   детские   отделения больниц. 13. Итоговое занятие (2 ч) Подведение   итогов   работы,   определение   лучших   кружковцев,   обзор интернет­ресурсов, новинок литературы. Индивидуальные задания на лето. Список литературы для педагогов 1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Аким, 1995. — 207 с. 2. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами на праздничном столе. —  М.: Аким, 1996. — ЗО с. 3. Афонькин С., Афонькина Е. Дело в шляпе. — СПб.: Химия, 1998. —  56с. 4. Афонькин С. Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами для знатоков. Динозавры.   — СПб.: Кристалл, 1999. — 207 с. 5. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами для знатоков. Драконы. — СПб.: Кристалл, 1999. — 137 с. 6. Афонькин С., Афонькина Е. Игры и фокусы с бумагой. — М.: Рольф  Аким, 1999.— 186с. 7. Афонькин С., Афонькина Е. Волшебные шары кусудамы. — СПб.:  Кристалл, 2001. — 153 с. 8. Афонькин С., Афонькина Е. Все об оригами. — СПб.: Кристалл, М.:  Оникс, 2005. — 269 с. 9. Афонькин С. Ю., Лежнева А. В., Пудова В. П. Оригами и аппликация.  — СПб.: Кристалл, 2001. — 303 с. 10.Бельтюкова Н. Папье­маше. ­ М.: Рипол Кпассик, 2001. ­ 108 с. 11.Бельим С. Н. Задачи по геометрии, решаемые методами складывания  (оригами). — М.: Аким, 1998. — 63 с. 12.Веннинджер. Модели многогранников. ­ М.: Мир,1974. ­ 235 с. 13.Гарднер М. Математические головоломки й развлечения. — М.: Мир,  1971. —509с. 14.Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. — СПб.: Кристалл,  2001.—153с. 15. Кунихико Касахари, Тоши Такахама. Оригами для знатоков. ­  Аким, 1988. — 167 с. 16.Лу Розелль. Ракеты. М.: Эксмо Пресс, 2002. — 175 с. 17.Мейстер Н. Г. Бумажная пластика. ­ М.: Астрель, 2001.­ 62 с. Список литературы для воспитанников       1. Оригами.   Искусство   складывания из бумаги. — : Аким, 1996­2002. —  №№ 1­30. 2. Сержантова Т. 365 моделей оригами. — М.: Айрис Пресс Рольф, 1999.  — 285 с. 3. Соколова С. Азбука оригами. ­ М.: Эксмо, 2005. ­ 427 с. Нормативно­правовая литература: 1. Конституции Донецкой Народной Республики; 2. Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72); 3. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 04.04.2016 г. № 310. 4. Приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 19.01.2015 г. № 8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»; 5. Приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики   от   11.08.2015 г.   № 392   «Об   утверждении   Требований   к программам дополнительного образования для детей»; 6. Приказа   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 17.07.2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма   от   22.06.2015 г.   № 94   «Об   утверждении   Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи». Приложение 1 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ КРУЖКА  Бумага белая, бумага  цветная, специальная бумага для оригами, ножницы,  клей ПВА. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПОМЕЩЕНИЯ Доска, столы и стулья  для учащихся, стол и стул для педагога, шкафы и  стеллажи для хранения дидактических пособий, учебных материалов,  инструментов,  и т.д. Приложение 2  ПРОГНОЗИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Ученики должны знать: ­ историю изобретения бумаги и ее особенности; ­ самые распространенные традиционные изделия из бумаги: ­ виды вытынанок; ­ виды аппликаций; ­ приемы гофрирования бумаги; ­ технику создания изделий из папье­маше; ­ международные условные знаки, базовые формы и приемы складывания в  технике оригами; ­ про традиционное, нетрадиционное и авторское оригами; ­ известных оригамистов мира и их работы; ­ историю кусудам; ­ историю елок оригами; ­ сказки и рассказы оригами; ­ основные направления конструирования при создании новых изделий из  бумаги; ­ как празднично  оформить помещение, выставку и серверовать стол  изделиями из бумаги; ­ основы подбора цветов; ­ особенности  правильных многогранников (Платоновы тела), правильных  звездчатых многогранников (тела Кеплера — Пуансо), полуправильных  многогранников (тела Архимеда); ­ основные особенности одно ­ и многосторонних поверхностей; правила техники безопасности при работе с колющими и режущими  предметами. Ученики должны уметь: ­ использовать разные приемы и техники при изготовлении изделия из бумаги; ­ читать чертежи, схемы и выполнять по ним изделия разной степени  сложности; ­ чертить схемы изделий; изготавливать шаблоны и трафареты; ­ изготавливать разнообразные вытынанки; ­ изготавливать предметно­декоративные, силуэтные и сюжетно­тематические  аппликации; ­ выполнять гофрирование бумаги и изготавливать из нее разные изделия; ­ изготавливать поделки из папье­маше; ­ складывать сказки оригами и рассказы для лучшего запоминания  процесса  складывания; ­ изготавливать изделия из простых плоских модулей и бумажных полос; ­ изготавливать разнообразные кусудамы и создавать собственные  конструкции; ­ изготавливать поздравительные открытки к праздникам; ­ празднично украшать помещения, оформлять выставки изделиями из бумаги; ­ создавать модели правильных выпуклых многогранников, правильных  звездчатых многогранников, полуправильных многогранников по  их  разверткам и из отдельных модулей в технике оригами; ­ создавать каркасные модели многогранников и их декоративные формы; ­ подбирать цвета при оформлении изделий; ­ применять полученные знания на уроках в школе; ­ придерживаться четкости и аккуратности в работе, а также находить   оптимальную декоративную форму в создании своих изделий: экономно тратить материалы и бережно относиться к инструментам и   оборудованию. Приложение 3 Календарно­тематическое планирование кружка «Бумажные истории» № п/п Дата  проведения Тема занятия факт план 19.09 1 Самые распространенные традиционные изделия из бумаги, выполненные в технике вытынанки, оригами, бумагопластики Вводное занятие 2 3 4 5 6 21.09 26.09 28.09 03.10 05.10 История возникновения и развития  искусства изготовления поделок из  бумаги методом вытынанки, оригами и  бумагопластики. Изготовление вытынанки из квадратного  листа бумаги, из ленты. Изготовление изделия в технике оригами  и бумагопластики. Условные знаки при работе с бумагой.   Простые  базовые формы оригами Общепринятые условные знаки при работе с бумагой и приемы сборки Понятие о простых базовых формах. Кол­во часов Теор. Практ . 1 4 2 2 24 2 6 2 2 2 30 2 2 1 2 2 6 2 2 Базовая форма «Треугольник».  Изготовление изделия. Базовая форма «Воздушный змей».  Изготовление изделия. Базовая форма «Двери». Изготовление  изделия. Понятие о простых базовых формах. Базовая форма «Блин». Изготовление  изделия. Базовая форма «Блин». Изготовление  изделия. Базовая форма «Дом». Изготовление  изделия. Базовая форма «Дом». Изготовление  изделия. Базовая форма «Водяная бомбочка».  Изготовление изделия. Базовая форма «Водяная бомбочка».  Изготовление изделия. Базовая форма «Водяная бомбочка».  Изготовление изделия. Проведение конкурса на лучшее знание  базовых форм и изделий из них. Выполнение иллюстраций к известным  русским сказкам, загадкам и пословицам Сказки и рассказы оригами Рассказ про Донбасс, Золушку, бабочку,  зайчика, ворону, отважного моряка. Изготовление моделей на лучший рассказ  или сказку к известным изделиям. Изготовление моделей на лучший рассказ  или сказку к известным изделиям. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 10.10 12.10 17.10 19.10 24.10 26.10 31.10 02.11 07.11 09.11 14.11 16.11 21.11 23.11 28.11 30.11 Новогодние и рождественские фантазии 23 05.12 24 07.12 25 26 12.12 14.12 Новогодние елки, изготовленные в  технике бумагопластики, оригами и  вытынанки. Простейшие елочные и рождественские  украшения, изготовленные в различных  техниках. Изготовление плоских елок методом  аппликации. Изготовление объемных елок методом  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 8 2 2 28.12 19.12 вытынанки. Изготовление елочных украшений  методом оригами. Рождественские звездочки и ангелы. 21.12 Поделки оригами на основе сложных базовых форм История о японской девочке Садако  26.12 Сасаки и 1000 журавликов. Использование в изделиях сложных  базовых форм. Использование в изделиях сложных  базовых форм. Базовая форма «Двойной квадрат».  Изготовление изделия.  Базовая форма «Двойной квадрат».  Изготовление изделия. Базовая форма «Рыба». Изготовление  изделия. Базовая форма «Рыба». Изготовление  изделия. Базовая форма «Катамаран».  Изготовление изделия. Базовая форма «Катамаран».  Изготовление изделия. Базовая форма «Птица». Изготовление  изделия. Базовая форма «Птица». Изготовление  изделия. Базовая форма «Лягушка». Изготовление  изделия. Базовая форма «Лягушка». Изготовление  изделия. Конкурс на лучшее знание базовых форм  и известных изделий из них. Изготовление сувениров к празднику 8  Марта. Изготовление сувениров к празднику 8  Марта. 2 2 32 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 2 2 2 2 2 26 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Вытынанки ­ особый вид поделок из бумаги Вытынанка ­ самый распространенный вид декоративно­прикладного искусства из  бумаги. Методы и приемы изготовления  10 14 2 2 4 2 2 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 вытынанок. Образцы вытынанок.  Аэрогами. Изготовление салфеток, гирлянд, масок. Изготовление орнаментов, звездочек,  снежинок. Писанки, украшенные вытынанками. Изготовление аэрогами различных  конструкций. Создание декоративного панно по  собственному замыслу. Бумажная аппликация Аппликация как вид декоративного ­  прикладного творчества. Методы и  приемы изготовления. Изготовление предметно – декоративных  аппликаций. Изготовление силуэтных аппликаций. Изготовление силуэтных аппликаций. Изготовление сюжетно­тематических  аппликаций. Изготовление сюжетно­тематических  аппликаций. Изделия из гофрированной бумаги Образцы и иллюстрации изделий из  гофрированной бумаги. Изготовление закладки. Изготовление фонарика. Изготовление бабочки. Изготовление открытки. 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Изготовление экспонатов на выставку, общественно ­ полезная работа, экскурсии 18 ­ Изготовление индивидуальных  работ. Изготовление индивидуальных  работ. Изготовление индивидуальных  работ. Изготовление индивидуальных  работ. Изготовление групповых работ. Изготовление групповых работ. Изготовление групповых работ. Изготовление групповых работ. Творческий отчет кружка  с выставкой  работ. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 2 72 Итоговое занятие 2 2 ­

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"

Рабочая программа "Бумажные истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2019