Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"
Оценка 4.6

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история +1
Взрослым
14.07.2019
Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"
Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран". Разработана в соответствии с ФГОС: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91). Очная форма обучения. Квалификация - бакалавр.
Б1.В.ДВ.07.01 История экономики зарубежных стран.docx
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"  (ФГБОУ ВО "НГПУ")  УТВЕРЖДАЮ  Проректор по УР  _______________Гайфутдинов А.М.  __ __________ 2018 г.  История экономики зарубежных стран  рабочая программа дисциплины (модуля)  Закреплена за кафедрой  Истории и методики ее преподавания  Направление подготовки  Квалификация  Форма обучения  Общая трудоемкость  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  бакалавр  очная  4 ЗЕТ  Часов по учебному плану  в том числе:  аудиторные занятия  самостоятельная работа  144  82  62  Виды контроля  в семестрах:  зачеты 7, 8  Распределение часов дисциплины по семестрам  Семестр  (<Курс>.<Семес тр на курсе>)  Недель  Вид занятий  Лекции  Практические  Итого ауд.  Контактная  работа  Сам. работа  Итого  7 (4.1)  8 (4.2)  Итого  РПД  15  11 5/6  УП  РПД  УП  РПД  УП  36  14  14  22  22  36  46  14  14  32  32  46  82  28  28  54  54  82  82  28  28  54  54  82  44  44  18  18  62  62  72  72  72  72  144  144 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 2  Программу составил(и):  канд. ист. наук, доцент, Магсумов Т.А. _________________  Рабочая программа дисциплины  История экономики зарубежных стран  разработана в соответствии с ФГОС:  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016г. №91)  составлена на основании учебного плана:  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)  гр. 581  утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2018 протокол № 7.  Рабочая программа одобрена на заседании кафедры  Истории и методики ее преподавания  Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  Срок действия программы: 2018­2019 уч.г.  Зав. кафедрой д­р ист. наук, профессор Корнилова И.В. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 3  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  1.1  Цель освоения дисциплины ­ формирование системы знаний и представлений о процессе становления и развития форм  экономической жизни в различных культурах и обществах и его закономерностях, расширении понимания современных  проблем экономики с учетом исторического опыта функционирования различных моделей хозяйствования, обучении  экономически мыслить и ориентироваться в мире современных экономических отношений, с учётом логических и  содержательно­методических связей в предметных областях "История России. Всеобщая история", "Обществознание" и  ориентации на становление личностных характеристик выпускника школы через урочную и внеурочную деятельность,  способности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения  обучающихся, опираясь на опыт и знания истории экономики зарубежных стран.  1.2  Задачи освоения дисциплины:  1.3  1.формирование способности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального  самоопределения обучающихся;  1.4  2.повышение общей и экономической культуры, расширение кругозора  в  области обществознания;  1.5  3.усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее  многообразии;  1.6  4.приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития  разных стран;  1.7  5.формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы  хозяйственной деятельности человечества;  1.8  6.выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности.  2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  Цикл (раздел) ОП:  Б1.В.ДВ.07  2.1  Требования к предварительной подготовке обучающегося:  2.1.1  Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики  2.2  Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:  2.2.1  Мировая экономика  2.2.2  Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ПК­5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения  Знать:  Уметь:  Владеть: обучающихся  основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся  критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся  технологии социализации и профессионального самоопределения обучающихся  применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения  обучающихся  оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся  подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения  обучающихся  навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся  навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и  профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям  навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в  аспекте решения профессиональных задач  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  3.1  Знать:  3.1.1  основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся;  3.1.2  критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся; УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 4  3.1.3  технологии социализации и профессионального самоопределения обучающихся;  3.1.4  историю положительного и негативного опыта хозяйственного развития зарубежных стран в различные исторические  эпохи;  3.1.5  основные особенности наиболее значимых экономических реформ в мире и их последствий в экономической истории  человечества;  3.1.6  этапы становления экономической истории;  3.1.7  основные варианты классификаций экономической истории, исторические аспекты развития экономикгосударств древнего  мира, особенности развития государств в эпоху  средневековья, нового и новейшего времениособенности развития   экономик отдельных стран мира;  3.1.8  историю мировых экономических кризисов, а также путей и методов их преодоления;  3.1.9  историю влияния государственных управленческих решений на основные направления развития в области экономики в  различных странах;  3.1.10  особенности воздействия различных хозяйственных укладов на ход развития экономической истории;  3.1.11  практические примеры реализации экономических теорий в экономическом развитии общества.  3.2  Уметь:  3.2.1  применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения  обучающихся;  3.2.2  оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся;  3.2.3  подбирать технологии педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения  обучающихся;  3.2.4  выявлять многовариантность экономического развития;  3.2.5  анализировать экономические явления как экономический прогресс, регресс и стагнацию;  3.2.6  выделять общие и особенные черты, присущие экономикам отдельных стран мира;  3.2.7  анализировать и критически оценивать современные научные публицистические работы по экономической истории,  определять степень доказанности и обоснованности их  3.2.8  основных положений;  3.2.9  разрабатывать пути и методы достижения поставленных экономических целей.  3.3  Владеть:  3.3.1  навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся;  3.3.2  навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и  профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям;  3.3.3  навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте  решения профессиональных задач;  3.3.4  навыки сбора и анализа основных источников по истории мировой экономики (картографические, статистические,  текстовые и др. материалы);  3.3.5  навыки обработки и презентации экономических и пространственных данных (мультимедиа презентация, аналитический  отчет, эссе, картографические произведения и др.);  3.3.6  владеть понятийным аппаратом истории экономики и важнейшими терминами основных этапов и направлений  экономического развития общества;  3.3.7  владеть методологическими подходами к выбору  теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;  3.3.8  навыки поиска и использования информации о развитии экономической истории в разрезе исторических эпох;  3.3.9  владеть методами ведения дискуссий об исторических предпосылках формирования современной территориально­  отраслевой организации хозяйства.  4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Код занятия  Наименование разделов и тем /вид занятия/  Раздел 1. Особенности экономического  развития древности.  Семестр / Курс  Часов  Компетен­  ции  Литература  Интер акт.  Примечание УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 5  7  6  ПК­5  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  7  6  ПК­5  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  0  0  1.1  1.2  Потребляющее и производящее хозяйство  Экономические причины возникновения  древневосточных государств  Поголовное рабство и рента­налог  Глобальный разрыв: две спирали  Экономика античного мира  Экономические причины падения  античных цивилизаций  Переходные социально­экономические  системы  Античный мир и Восток /Лек/  Предмет и метод истории экономики.  Общие закономерности экономического  развития стран Древнего Востока.  Основные исторические эпохи развития  Древнего Египта.  Природные и социально­экономические  условия возникновения и развития  государств Двуречья (Междуречья).  Исторические периоды развития  экономики Древней Греции.  Древнегреческие города­государства,  колониальная экспансия.  Основные исторические периоды развития экономики Древнего Рима. Особенности  древнеримского рабовладельческого  хозяйства, его эволюция. Колониальная  политика Древнего Рима. Причины гибели  Древнего Рима. /Пр/ стр. 6  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  7  22  ПК­5  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  1.3  Основные черты и периодизация  первобытнообщинного хозяйства. Возраст  современной экономики и  производительность каменной техники.  Присваивающее хозяйство и его типы.  Происхождение общественных институтов. Естественная среда и проблемы развития  общинной экономики. Факторы появления  производящего хозяйства («неолитическая  революция»). Индивидуализация  производственного процесса. Эволюция  форм социальной организации  первобытного общества. Зарождение  частной собственности. Экономические  предпосылки появления  государственности. Возникновение  рабства. Традиционная хозяйственная  система. Общие условия хозяйствования и  материальной культуры народов Древнего  Востока. Землевладение и кочевничество.  Ирригационные системы как основа  существования экономики государств  Древнего Востока. Характеристика  храмового хозяйства. Особенности  древневосточного рабства. Роль  рабовладения в системе производственных  отношений древневосточных обществ.  Централизация экономики и командно­  распределительная система. «Азиатский»  способ производства и его характеристика. Характеристика различных моделей  «восточной экономики»: Египет, Шумер,  Вавилонское царство, Индия, Китай.  Формирование материальных основ  существования древнегреческой  цивилизации (X–IX вв. до н.э.).  Экономический подъем VIII–VI вв. до н.э.  Причины и последствия Великой греческой колонизации. Торговля и колониализм.  Хозяйство и быт Древней Греции.  Античный полис: зарождение, социально­ экономическая структура, эволюция.  Аграрный и торгово­ ремесленный типы  полиса. Эволюция социально­ экономической структуры римского  общества. Основные черты хозяйства  Римской империи. Землевладение и  землепользование. Римский тип аграрной  рабовладельческой экономики.  Крестьянское хозяйство и  рабовладельческая латифундия:  организация труда, связь с рынком,  хозяйственное значение. Быт Древнего  Рима.  Автономность производителей как основа  античной экономики. Технологическая  сфера античности. Структура античного  общества. Торговля и денежное  обращение. Развитие ремесла. Античная  семья. Античное рабовладение и его  особенности. Разложение и УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 7  2.1  2.2  перерождение хозяйственных структур и  социальных основ организации античного  общества. Колонат. Причины гибели  античного мира. Античная система  хозяйства как первая форма рыночной  экономики. Роль античности в социально­ экономической истории Западной  Европы. /Ср/  Раздел 2. Феодальная система  хозяйства. Зарождение  капиталистической экономики в  Западной Европе.  Генезис европейского феодализма  «Неклассический» феодализм  Восточный феодализм: исторический  фантом  Великий интегратор  Средневековый европейский город  Средневековый восточный город  Мануфактура: капитал завоевывает  экономическое пространство  «Новый Свет»: капитал завоевывает  географическое пространство  «Дух капитализма»: капитал завоевывает  идеологическое и этическое пространство  Революция: капитал завоевывает  политическое пространство /Лек/  Основные черты и этапы развития  экономики средневековья  Особенности эволюции форм  хозяйствования и структуры экономики в  макромоделях феодализма  Внешняя торговля в период средневековья  Экономический быт и хозяйственная  культура средневековья  Влияние великих географических  открытий на экономическое развитие  Европы  Первоначальное накопление капитала:  источники, методы и результаты  Влияние мануфактурного производства на эволюцию структуры экономики развитых  стран  /Пр/  7  8  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  7  8  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 8  7  22  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  2.3  Проблема периодизации  западноевропейского феодализма. Переход от частнособственнического классического римского права к «кулачному» праву.  Каролингское возрождение. Бурный  подъем хозяйства в XI–XIII вв.  Экономические причины крестовых  походов. Кризис XIV в.  Особенности становления и эволюции  феодализма в европейских странах.  Краткая характеристика феодальной  экономики Франции, Англии, Германии.  Основные черты развития феодальной  экономики Западной Европы.  Экономическая структура феодализма.  Аграризация и натурализация  экономических отношений.  Системы землевладения феодальной  Европы. Основные формы средневековой  экономики Европы. Феодальная вотчина и  рента. Монастырское хозяйство.  Ремесленный цех. Купеческая гильдия.  Социальная структура средневекового  общества. Средневековый быт. Города  Западной Европы и их экономическая  роль. Коммунальные революции.  Развитие товарно­денежных отношений и  зарождение капиталистических форм  хозяйствования. Международная торговля. Активизация денежного обращения и  появление первых форм кредитно­ финансовой деятельности. «Скрыто»­ капиталистическая промышленность.  Рассеянная мануфактура. Появление  централизованных мануфактур. Ранняя  капитализация городов Южной Европы.  Факторы экономического лидерства  Италии. Роль феодализма в экономическом развитии западноевропейского региона.  Сдвиги в развитии производительных сил  Европы в XVI в. Первоначальное  накопление капитала как исходная точка  становления капитализма. Развитие  мануфактурного производства. Типы  мануфактур. Великие географические  открытия и их влияние на экономическое  развитие Западной Европы. Раздел мира  между великими державами. Революция  цен. Банки. Ярмарки. Биржи. Акционерные общества. Духовные основы формирования новой экономической системы.  Реформация. Протестантизм как  идеологическая основа формирования  новой хозяйственной этики и трудовой  мотивации. Просвещение и его роль в  утверждении капиталистической  экономики. Быт и нравы эпох Возрождения и Просвещения. Особенности становления  капиталистического способа производства  в Голландии. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 9  Голландия как «образцовая  капиталистическая страна» XVII в.  Факторы экономических успехов  Голландии. Наиболее развитые отрасли  хозяйства. Причины экономического  отставания Голландии в XVIII в.  Переход к капиталистическому хозяйству  в Англии. Экономические предпосылки и  роль Английской буржуазной революции в  хозяйственно­ экономическом развитии  Англии. Отраслевая структура английской  экономики в середине XVII — первой  половине XVIII в.  Отличительные черты генезиса  капитализма во Франции. «Консерватизм»  французского феодализма. Итоги  экономического развития Франции к концу XVIII в. Пути проникновения капитализма  в народное хозяйство. Особенности  государственно­политического развития  германских княжеств в XVI– XVIII вв. и их влияние на экономическое развитие.  «Второе издание крепостничества».  Причины отсталости германского  капитализма. /Ср/  0  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  2.4  Зачет /Зачёт/  7  0  ПК­5  8  10  ПК­5  3.1  Раздел 3. Становление и развитие  индустриальной системы.  Генезис индустриальной цивилизации в  Европе: социально­экономическая форма  индустриального мира  Великобритания — классическая страна  капитализма. Франция и ее особенности.  Развитие индустриальной цивилизации в  США.  «Особые пути» к капиталистической  экономике. Капиталистическая  модернизация в Германии  Япония: восточный тип модернизации  Расцвет индустриального Запада: этапы  индустриального развития: модели и  лидеры  Государство как активная экономическая  сила  Экономика колониального и  постколониального мира /Лек/ УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 10  8  16  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  3.2  Содержание промышленного переворота  Особенности индустриализации западного  мира  Развитие финансовой системы  Экономическое развитие ведущих стран в  эпоху формирования индустриальной  цивилизации. Страны­лидеры и их  экономическая роль в мире  Вторая научно­техническая революция и  ее последствия (конец XIX ­ начало XX  вв.)  Структурные изменения в экономике  развитых стран в конце XIX– начале XX в.  Выдвижение США, Германии и Японии в  ведущие страны мира  Особенности становления  монополистического капитализма в  ведущих странах мира.  Экономика стран Востока в эпоху  колониализма  Экономические причины и последствия  первой мировой войны  Мировой экономический кризис 1929–  1933 гг.  Развитие государственного регулирования экономики после великой депрессии.  Либерально­ реформистская модель  регулируемого капитализма.  Тоталитарная модель регулируемого  капитализма /Пр/ УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 11  3.3  4.1  Первоначальное накопление капитала в  Западной Европе  Внешняя торговля  Сельское хозяйство в период  первоначального накопления  Промышленность в период  первоначального накопления  Промышленный переворот  Промышленный переворот в Англии  Развитие рыночной инфраструктуры в  Англии  Промышленный переворот во Франции  Промышленный переворот в Германии  Сельское хозяйство и кредитная система  Германии  Промышленный переворот в США  Сельское хозяйство и торговля в США  Промышленный переворот в Японии  Вторая технологическая революция  Становление монополистической  экономики в Англии  Становление монополистической  экономики в Германии и Франции  Экономические итоги первой мировой  войны  Послевоенный экономический подъем в  США и кризис 1929–1930 гг. «Новый  курс» Рузвельта  Тоталитарная модель регулируемого  капитализма в Германии  Становление монополистической  экономики в США и Японии  Колонии и зависимые страны в конце XIX   Раздел 4. Постиндустриальная  экономика.  Глобализация мировой экономики.  Противоречия глобализации  Всемирная интеграция  Штрихи к истории интерграции  «Однополярный» мир не может  существовать долго  Инновационная экономика: мировой опыт  Противоречия постиндустриального  мира /Лек/  8  8  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  8  12  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 стр. 12  0  Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  8  16  ПК­5  УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  4.2  Экономические последствия второй  мировой войны  Национальные программы возрождения  экономики  Основные тенденции развития мировой  экономики.  США. Экономические проблемы страны –  лидера мировой экономики  Различные модели «государств  благосостояния» Западной Европы  Экономика Японии после Второй мировой войны  Экономика стран социалистической  системы. Деятельность СЭВ  Крушение колониализма: выбор пути  развития  Интернационализация хозяйственной  деятельности и экономическая интеграция  Третья НТР и формирование  постиндустриальной цивилизации  Мировые центры деловой активности и  базовые модели социально­ экономических отношений  Глобализация. Глобальные проблемы  современности  Современный этап развития мирового  хозяйства. /Пр/ УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 13  8  10  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  4.3  Важнейшие тенденции общемирового  экономического развития  Особенности интеграции  Экономика США после Второй мировой  войны: основные направления  экономического развития  Рейганомика: цели, методы, результаты.  Экономическая политика Б. Клинтона.  Экономика Германии после Второй  мировой войны: проблемы и результаты  послевоенного развития. Реформы Л.  Эрхарда  Немецкое "экономическое чудо"  Экономика Франции после Второй  мировой войны: основные направления  экономического развития  Особенности государственного  регулирования экономики во Франции.  Экономическая политика дирижизма  Экономика Англии после Второй мировой  войны: особенности экономического  развития  Экономическая политика М. Тэтчер  Экономика Японии после Второй мировой войны: особенности экономического  развития. Политика "обратного курса"  Японское "экономическое чудо"  Опыт строительства социализма в странах  Восточной Европы, Азии и на Кубе.  Экономическое развитие стран,  освободившихся от колониального  господства. Страны как фактор роста  всемирного хозяйства  Социально­экономическая  дифференциация развивающихся стран  Интеграционные процессы в странах  Третьего мира /Ср/  4.4  Зачет по дисциплине /Зачёт/  8  0  ПК­5  0  Л1.1 Л2.1 Л2.3 Л3.1  Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6  5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  5.1. Контрольные вопросы и задания  Промежуточная аттестация (Зачет)  Вопросы к зачету (7 семестр):  1.Предмет и метод экономической истории  2.Периодизация экономической истории  3.Общая характеристика хозяйства первобытного общества.  4.Основные черты и особенности экономического развития государств Месопотамии  5.Основные черты и особенности экономического развития Древнего Египта  6.Основные черты и особенности экономического развития Древнего Китая  7.Основные черты и особенности экономического развития Древней Индии  8.Особенности экономического развития Древней Греции  9.Экономическое развитие Древнего Рима  10.Место феодализма в мировой истории и его периодизация  11.Аграрные отношения и сельское хозяйство средневековой Франции  12.Особенности феодализма и аграрные отношения в средневековой Германии  13.Аграрные отношения в Англо­саксонской деревне  14.Внешняя и внутренняя торговля средневековых городов Западной Европы  15.Особенности экономического развития городов Северной Италии  16.Ганза ­ торговый союз средневековых городов Западной Европы  17.Общая характеристика развития Западной Европы в условиях позднего феодализма  18.Предпосылки Великих географических открытий и важнейшие морские экспедиции 15­16 веков. Последствия ВГО. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 14  19.Голландия ­ ведущая страна торгового капитализма в 17 веке.  20.Аграрный переворот и развитие мануфактурной промышленности в Англии в 16­18 вв.    Промежуточная аттестация (Зачет)  Вопросы к зачету (8 семестр):  1.Вторая техническая революция, ее воздействие на эффективность национальных экономик, образование мирового хозяйства  2.Экономика Англии 1870­1914 годы. Предпосылки к утрате Англией промышленного первенства  3.Франция: экспорт капитала и торможение индустриального развития  4.США в конце 19­ начале 20 веков, завоевание промышленного первенства  5.Германия конца 19 начала 20 веков ­ самая развитая страна Европы  6.Главные социально­экономические итоги Первой мировой войны  7.США ­ ведущая страна мирового хозяйства 20­х годов  8.Германия 20­х годов: проблема репараций, планы Дауса и Юнга  9.Ослабление позиций Англии в мировом хозяйстве после Первой мировой войны  10.Ослабление позиций Франции в мировом хозяйстве после Первой мировой войны  11.«Великая депрессия» 1929­1933 гг.  12.«Новый курс» президента США Ф.Д. Рузвельта  13.Антикризисное регулирование в Великобритании в послевоенные годы  14.Антикризисное регулирование во Франции в послевоенные годы  15.Фашистско­тоталитарный режим и милитаризация экономики Германии  16.Итоги Второй мировой войны, ее экономические и демографические последствия для стран Запада  17.Научно­техническая революция. Ее основные черты на первом этапе (1950­1970­е годы)  18.Смешанная экономика послевоенных лет. Возрастание роли государства в экономическом развитии  19.США после Второй мировой войны. Первенство в мировом хозяйстве на первом этапе НТР  20.Послевоенное возрождение Западной Германии. Экономическая реформа Л. Эрхарда  21.Становление европейской экономической интеграции  22.Япония после Второй мировой войны: демократические реформы и ускорение экономического роста на первом этапе НТР  23.Циклические и структурные кризисы середины 1970­х ­ начала 1980­х годов  24.Переход ко второму этапу НТР. Его основные черты  25.США и Япония ­ лидеры второго этапа НТР  26.Экономически интегрированная Европа в конце 20 и начале 21 веков.  5.2. Темы письменных работ  Промежуточный контроль  Реферат  Темы рефератов:  7 семестр:  1.Предмет и метод экономической истории и ее периодизация  2.Экономическая природа Восточных деспотий.  3.Основные черты и особенности экономического развития стран Древнего Востока  4.Становление хозяйственной деятельности людей в условиях перехода от примитив­ных обществ к цивилизации  5.Достижения и ограничения экономики рабовладельческого общества  6.Античная товарная вилла.  7.Особенности экономического развития Древней Греции  8.Экономическое развитие Древнего Рима  9.Место феодализма в мировой истории и его периодизация  10.Аграрные отношения и сельское хозяйство средневековой Франции  11.Особенности феодализма и аграрные отношения в средневековой Германии  12.Аграрные отношения в англо­саксонской деревне  13.Возникновение феодального города и его роль в истории средневековой Европы  14.Внешняя и внутренняя торговля средневековых городов  15.Особенности экономического развития городов Северной Италии  16.Ганза и Левантийский союз, их роль в развитии средневековых городов Западной Европы  17.Система маноров (Англия).  18.Цеховая система феодального города.  19.Французский феодализм по «Капитулярию о виллах».  20.Предпосылки Великих географических открытий и важнейшие морские экспедиции 15 – 16 веков  21.Изменения в направлениях и формах торговли в эпоху географических открытий  22.«Революция цен» в Западной Европе в 16 в. и её последствия  23.Главные черты мануфактурного производства, его предпосылки для перехода к ин­дустриальной стадии развития    Промежуточный контроль  Реферат  Темы рефератов:  8 семестр:  1.Голландия – ведущая страна торгового капитализма в 17 веке УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 15  2.Аграрная реформа в Пруссии в 1­ой половине 19 в.  3.Экономические противоречия английских колоний Северной Америки с метрополией и война за независимость  4.Аграрный переворот и развитие мануфактурной промышленности в Англии.  5.Вторая техническая революция, ее воздействие на эффективность национальных эко­номик, образование мирового хозяйства  6.Техническая революция конца 19 –начала 20 вв. и распространение новых организа­ционных форм капитала (картели, синдикаты,  тресты)  7.Экономика Англии 1870­1914 годы  8.Предпосылки к утрате Англией промышленного первенства  9.Экономика Франции времен Великой французской революции.  10.Франция: экспорт капитала и торможение индустриального развития  11.США в конце 19­ начале 20 веков, завоевание промышленного первенства  12.Монополизация экономики США на рубеже XIX – XX веков.  13.Революция Мейдзи и ее экономические последствия.  14.«Скованный капитализм» Германии.  15.Таможенный союз в Германии; преодоление экономической разобщённости в сере­дине 19 в.  16.Германия конца 19 начала 20 веков – самая развитая страна Европы  17.Соотношение социально­экономических сил в мировом хозяйстве в накануне Пер­вой мировой войны  18.Главные социально­экономические итоги Первой мировой войны  19.Версальский мирный договор 1919 года и его роль в мировом экономическом разви­тии  20.США – ведущая страна мирового хозяйства 20­х годов  21.Германия 20­х годов: проблема репараций, планы Дауса и Юнга  22.Ослабление позиций Англии в мировом хозяйстве после Первой мировой войны  23.Ослабление позиций Франции в мировом хозяйстве после Первой мировой войны  24.«Великая депрессия» 1929­1933 г.г  25.«Новый курс» президента США Ф.Д. Рузвельта  26.Антикризисное регулирование в Великобритании в послевоенные годы  27.Антикризисное регулирование во Франции в послевоенные годы  28.Фашистско­тоталитарный режим и милитаризация экономики Германии  29.Экономическая политика НСДАП в Германии (национал ­ социалистическая народ­ная партия) 1933 – 1935гг.  30.Итоги Второй мировой войны, ее экономические и демографические последствия для стран Запада  31.План Дж. Маршалла в восстановительном процессе стран участниц II Мировой вой­ны  32.Бреттон­Вудская конференция и создание системы международных экономических учреждений (1944­1948)  33.Научно­техническая революция. Ее основные черты на первом этапе (1950­1970­е годы).  34.Смешанная экономика послевоенных лет. Возрастание роли государства в экономи­ческом развитии.  35.США после Второй мировой войны. Первенство в мировом хозяйстве на первом этапе НТР.  36.Послевоенное возрождение Западной Германии. Экономическая реформа Л. Эрхар­да  37.Становление европейской экономической интеграции.  38.Япония после Второй мировой войны: демократические реформы и ускорение эко­номического роста на первом этапе НТР.  39.Современные экономические реформы в Китае.  40.Циклические и структурные кризисы середины 1970­х – начала 1980­х годов  41.Переход ко второму этапу НТР. Его основные черты.  42.Патерналистская модель японской экономики.  43.США и Япония – лидеры второго этапа НТР.  44.Экономически интегрированная Европа в конце 20 и начале 21 веков.  45.Становление рыночных отношений в постсоциалистических странах (страны Вос­точной Европы).  46.Проблемы глобализации мировой экономики.  47.Свободные экономические зоны.  48.Модели рыночной экономики: шведская, японская, немецкая.  см. Фонд оценочных среств в Приложении  5.3. Фонд оценочных средств  6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Авторы, составители  Л1.1  М. В. Конотопов, С. И. Сметанин, А. В.  Тебекин  Авторы, составители  Л2.1  Заславская М.Д.  6.1. Рекомендуемая литература  6.1.1. Основная литература  Заглавие  Экономическая история: учебник для бакалавров; https://biblio­ online.ru/book/ekonomicheskaya­istoriya­425214  6.1.2. Дополнительная литература  Заглавие  История экономики: учебное пособие для бакалавров;  http://www.iprbookshop.ru/24789  Издательство, год  М. : Издательство Юрайт, 2019  Издательство, год  М.: Дашков и К, 2014 УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  Авторы, составители  Л2.2  Тимошина Т.М.  Л2.3  Конотопов М.В.,   стр. 16  Издательство, год  М.: Юстицинформ, 2012  М. : Дашков и К, 2015  Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие;  http://www.iprbookshop.ru/13416  Экономическая история: учебник;  http://www.iprbookshop.ru/35334.html  Заглавие  Заглавие Сметанин С.И.  6.1.3. Перечень учебно­методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  Издательство, год  Авторы, составители  Л3.1  Толмачева Р.П.  Практикум по экономической истории: [практикум];  http://www.iprbookshop.ru/14083  М. : Дашков и К, 2015  Э1  Э2  Э3  Э4  Э5  Э6  6.2. Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети "Интернет"  Поляк Г.Б. Экономическая история [Электронный ресурс]: учебник/ Поляк Г.Б., Адвадзе В.С., Квасов А.С.— Электрон.  текстовые данные.— М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2014.— 503 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18163.— ЭБС  «IPRbooks», по паролю  Кашникова Т.В. Экономическая история [Электронный ресурс]: учебник/ Кашникова Т.В., Костенко Е.П.— Электрон.  текстовые данные.— Ростов­на­Дону: Южный федеральный университет, 2010.— 640 c.— Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/47199.— ЭБС «IPRbooks», по паролю  Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тимошина Т.М.—  Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2012.— 504 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13416.—  ЭБС «IPRbooks», по паролю  Заславская М.Д. История экономики [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Заславская М.Д.—  Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 294 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24789.— ЭБС  «IPRbooks», по паролю  Конотопов М.В. Экономическая история [Электронный ресурс] : учебник / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. — Электрон.  текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2015. — 604 c. — 978­5­394­02538­9. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/35334.html  Толмачева Р.П. Экономическая история [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / Р.П. Толмачева. — Электрон.  текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 320 c. — 978­5­394­01930­2. — Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/60560.html  6.3. Перечень информационных технологий  6.3.1 Перечень программного обеспечения  6.3.1.1  Microsoft Office 2010  6.3.1.2  FineReader 10  6.3.1.3  Антивирус Касперского  6.3.1.4  Windows 7  6.3.1.5  Adobe Acrobat Reader DC  6.3.1.6  NEW Конструктор тестов ­ indigotech.ru  6.3.1.7  SMART Notebook 10  6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем  6.3.2.1  Перечень ресурсов информационно­телекоммуникационной сети «Интернет»  6.3.2.2  1.Электронный каталог библиотеки НГПУ. ­ Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi­bin/zgate.exe?  init+test.xml,simple.xsl+rus  6.3.2.3  2.Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. ­ Режим доступа:  https://elibrary.ru  6.3.2.4  3.Национальная электронная библиотека (НЭБ). ­ Режим доступа: https://нэб.рф/  6.3.2.5  4.База данных портала Polpred.com Обзор СМИ ­ Режим доступа: https://polpred.com/news  6.3.2.6  5.Ресурсы East View (ИВИС) ­ Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login  6.3.2.7  6.3.2.8  Перечень профессиональных баз данных и  информационных справочных систем  6.3.2.9  1.Электронно­библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. ­ Режим доступа:  www.iprbookshop.ru  6.3.2.10  2.Электронная библиотечная система «Юрайт». ­ Режим доступа: https://biblio­online.ru/  6.3.2.11  3.Информационная правовая система Гарант. ­ Режим доступа: http://www.garant.ru/  7. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  7.1  Учебный корпус №2, пер. Железнодорожников, д.9 А.  7.2  213 каб. Учебная аудитория для занятий лекционного и семинарского типа. УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 17  7.3  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.4  Техническая оснащенность: интерактивный комплект (компьютер, экран, проектор).  7.5  302 каб. Учебная аудитория  для самостоятельной работы.  7.6  Рабочие места: посадочные рабочие места.  7.7  Техническая оснащенность: компьютеры с выходом в сеть «Интернет» и доступом в ЭИОС Университета, принтер,  видеокамера Canon, МФУ Kyocera.  8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)  Методические указания к лекциям.  Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно  развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать  дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для  успешной самостоятельной работы.  В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.  Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера  всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно  проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких­либо отступлений, а если были, по какой причине это  произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что­то осталось  невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.  Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное  слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их  конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное,  основное и сделано это самим студентом.  Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций  рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а  следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут  способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое  следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью  разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем  самым не отвлекать их во время лекции.  Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ  стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую  дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко  овладеть формируемыми компетенциями.    Методические указания к практическим занятиям.  Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются  сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной  дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с  научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует  подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов,  поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.  Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков  публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих  дисциплину.  Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен  как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной  лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между  преподавателем и студентами и самими студентами.  При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:  а) разработка учебно­методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение  дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;  подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;  б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы  (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);  создание набора наглядных пособий.  Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы,  затронутой сообщением.  Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать  соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за  неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 18  компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы.  Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким  образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в  тетрадь.  На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы  собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления  должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают  развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса  заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.  Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа;  последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность  излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических  фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.  В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:  качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные  предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.    Методические указания к самостоятельной работе.  Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению  изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять  теоретические знания на практике.  Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе  самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.  На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей  исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует  уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.  В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством  преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под  непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение  содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные  ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение  микроисследований.  Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других  форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и  продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.  Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля  освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).  Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной  дисциплины.    Методические указания к зачету.  Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также  проверки результатов учебных и производственных практик.  При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на  высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые  знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы  развития законодательства.  Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема  вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть  его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно  перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса  большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.  Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально  организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.  С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо  последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать  конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.  В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты УП: ab44.03.05 ИиО п581.plx  стр. 19  вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить  время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в  межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или  иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.  За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с  включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом  совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение  опорных мыслей и главных идей.  При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего  обучающемуся соответствующую помощь.

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"

Рабочая программа дисциплины "История экономики зарубежных стран"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2019