Рабочая программа для 7 класса "Лингвистический анализ художественного текста"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств. В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно-изобразительные средства основному замыслу. Основной дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность факультативного курса «Лингвостилистический анализ художественного текста».
Иконка файла материала Прогр.Лингвистич.анализ худ. текста в 7кл.Мельникова Р.В..docx
Лингвостилистический анализ художественного текста.  Русский язык. 7 класс. Программа факультативного курса  Пояснительная записка. На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной   реализации   своих   возможностей,   открытой   для   восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных   ситуациях.   Чтобы   воспитать   такую   личность,   прежде   всего необходимо   научить   ребёнка   решать   языковыми   средствами   те   или   иные коммуникативные   задачи   в   разных   сферах   и   ситуациях   общения. Использование  языка  как  средства  общения требует  от говорящего  знания социальных,   ситуативных   и   контекстуальных   правил,   которые   должен учитывать   носитель   языка:   почему,   что,   где,   когда,   как   говорят,   какое значение   придаётся   отдельным   словам   и   выражениям   в   зависимости   от конкретных обстоятельств. В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и   интереса   к   родному   языку.   Развитие   речи   опирается   на   развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение   правильно   сочетать   слова,   использовать   их   в   речи,   логически   и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно   излагать   свои   мысли,   подчиняя   высказывание,   текст,   выразительно­ изобразительные   средства   основному   замыслу.   Основной   дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов   способствует   созданию   развивающей   речевой   среды,   что благоприятно   влияет   на   совершенствование   чувства   языка,   языковой интуиции.  Кроме   того,  мало   знакомить   ученика   с  яркими  текстами,  учить понимать   их,   видеть   и   слышать   изображённое   в   них.   Учащиеся   должны непроизвольно   запоминать   образцовые   тексты,  уметь  легко   воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный,   анализ   которого   помогает   ученику   ощутить   своеобразие эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет   оценить   их   художественную   ценность,   выразительность   не   на произвольном,   интуитивном   уровне,   а   на   основе   осознанного   восприятия языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность факультативного   курса   «Лингвостилистический   анализ   художественного текста».Лингвостилистический анализ текста ­ одна из важнейших методических и лингвистических   проблем   современного   преподавания   русского   языка. Умение понимать текст и работать с ним вырабатывает у учащихся чувство языка, развивает аналитические и творческие способности ­ как на уровне содержания,   так   и   на   уровне   языковых   средств.   Факультативный   курс направлен   на   расширение   и   углубление   знаний   и   навыков,   которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной   компетентности,   курс   знакомит   учащихся   с   одним   из   двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим   анализом  художественного  текста  (вторым   является литературоведческий   анализ).   Предлагаемый   факультативный   курс   дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7­го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и   которыми   мастерски   пользуются   русские   поэты   и   писатели.   Продолжая такую работу в старших классах, учитель­словесник может больше внимания уделять   языковому   анализу   отдельных   произведений   художественной литературы.   При   этом   ранее   приобретенные   навыки   такого   анализа   будут углубляться   и   совершенствоваться,   а   перед   учениками   еще   полнее   и многограннее   раскроются   тайны   родной   речи,   секреты   художественного творчества. В центре факультативного курса «Лингвостилистический анализ художественного   текста»   ­   текст   как   речевое   произведение.   Это художественные   тексты,   отчетливо прослеживаются   изобразительно­выразительные   свойства   рассматриваемых грамматических   категорий.   Содержательной   основой   занятий   по   данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку   с   более   глубоким   осмыслением   речевой   деятельности,   обогащением речи   изобразительно­выразительными   средствами.   Цель   курса:   помочь учащимся   в   ходе   практической   работы   приобрести   лингвистическую   и речевую   компетенцию   для   понимания   текста   как   произведения   словесного искусства,   сформировать   навык   лингвостилистического   анализа художественного   текста.   Задачи   курса:   дать   представление   об   уровневой структуре лингвостилистического анализа текста; способствовать овладению учащимися   методикой   и   техникой   лингвостилистического   анализа   текста; способствовать   развитию   языкового   и   стилистического   чутья.   Программа факультатива   составлена   на   основе   программы   спецкурса   «Уроки словесности» Львовой С.И. (Львова С. И. Уроки словесности.5­9 классы. – М.:   Дрофа,   2001.  –  416  с.)   и   рассчитана   на  35­часовое   изучение   (1  час   в неделю) учащимися 7­х классов согласно учебному плану школы. Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия.   Перед   каждым   занятием   учащимся   предлагается   ряд   вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие   лингвистической   наблюдательности   учащихся.   Так   как   работа   с   в   которых   наиболее   ярко,предусмотренных   программой, знания.   Ассонанс. каждым из уровней лингвостилистического анализа проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание   анализируемого   текста.   Занятия   проводятся   в   виде   свободного обсуждения  ответов  на предлагаемые вопросы.  В  конце  занятия  учащимся рекомендуется   написать   небольшой   фрагмент   анализа   текста,   применив полученные     После   изучения   факультативного   курса «Лингвостилистический анализ художественного текста» учащиеся должны: знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части духовной   культуры   русского   народа;   понимать   эстетическую   ценность художественного   текста,   своеобразие   языка   писателя;   знать   определения языковых   понятий,   изобразительно­ выразительные  средства   разных  языковых  уровней  и способы  их  создания; уметь   правильно   находить   верный   стиль,   форму,   манеру   высказывания, средства   выразительности   в   зависимости   от   речевых   ситуаций;   создавать собственный   текст   с   опорой   на   анализируемые   тексты.   Содержание программы   факультативного   курса   “Лингвостилистический   анализ художественного   текста”   Текст   (7   часов)   Текст.   Признаки   и   определение текста. Способы и средства связи предложений текста. Тема текста. Основная мысль   (идея)   текста.   Типы   речи:   повествование,   рассуждение,   описание. Разговорный   и   книжные   стили   речи:   научный,   официально­деловой, публицистический и художественный. Композиция словесного произведения. Внесюжетные   элементы.   Система   образов.   Звуковые   образные   средства русского   языка   (4   часа)   Звуковая   организация   художественного   текста. Аллитерация.   Приём звукоподражания.   Смысловая   функция   ударения.   Стихотворный   размер. Двухсложные   и   трёхсложные   размеры   стиха.   Дольник.   Акцентный   стих. Основные   элементы   интонации   и   их   смыслоразличительная   роль. Изобразительные   возможности   интонации.   Изобразительные   ресурсы словообразования (3 часа) Русское словообразование. Морфема и её значение. Приёмы,  основанные  на  значимости морфем: приём  семантизации  морфем, словообразовательный   повтор.   Приём   паронимического противопоставления. Изобразительные ресурсы лексики (7 часов) Слово как основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса значения: по сходству, по смежности, по функции. Основные виды тропов: эпитет,   метафора,   олицетворение,   сравнение,   метонимия,   синекдоха. Омонимы   и   похожие   на   них   языковые   явления:   омофоны,   омоформы, омографы.   Экспрессивное   использование   омонимов   в   тексте.   Синонимы   и антонимы.   Антитеза   и   оксюморон   и   языковые   средства   из   создания. Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи. Морфологические средства   выразительности   русской   речи   (5   часов)   Использование   имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Стилистическое   использование   грамматической   категории   падежа   имени существительного.   Использование   Смысловая   функция   звукописи.   Приём   «говорящих»   фамилий.   Паронимы.прилагательных   в   создании   эпитетов.   Роль   прилагательных   в   создании цветовых   образов.   Краткие   и   полные   прилагательные   в   художественном тексте.   Экспрессивная   роль   глагола   в   художественном   тексте. Грамматическая   категория   времени   как   источник   выразительности   речи. Использование   глаголов   в   создании   олицетворений.   Стилистические особенности   употребления   причастий   и   деепричастий.   Синтаксическое богатство   русского   языка   (9   часов)   Экспрессивное   использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи: анаколуф, анафора, антитеза,   бессоюзие,   многосоюзие,   градация,   инверсия,   риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипс, эпифора.  Ожидаемые результаты: ­ умение производить лингвистический анализ художественных текстов; ­   содержательно­   композиционный(указать   тему,   основную   мысль,   её развитие,   микротемы,   их   связь   между   собой,   абзацное   членение   текста, характер отношений между предложениями внутри абзаца); ­ типологический(указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначения в этом тексте);  ­   стилистический(показать   системность   использования   языковых   и изобразительно­выразительных речевых средств);  ­   умение   создавать   собственные   тексты,   используя   при   этом   изученный теоретический материал; ­   умение   совершенствовать   написанное,   добиваясь   большей   точности словоупотребления, образности, выразительности. Тематическое планирование занятий факультативного курса Кол­во часов  Текст (7 часов)  1 Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи  предложений текста. 1 ч. 2  Тема и идея текста. 1 ч  3 Типы речи 1 ч.  4 Стили речи. Разговорный стиль. 1 ч.  5 Научный и официально­деловой стили речи. 1 ч.  6 Публицистический и художественный стили речи. 1 ч.  7 Композиция словесного произведения. Система образов. 1 ч.  Звуковые образные средства русского языка (4 часа)  8 Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём  звукоподражания. 1 ч.  9 Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер.Двусложные размеры стиха. 1 ч.  10 Трёхсложные размеры стиха. 1 ч.  11 Интонация как ритмико­мелодическая сторона звучащей речи. Основные  элементы интонации. 1 ч.  Изобразительные ресурсы словообразования (3 часа)  12 Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с  суффиксами субъективной оценки. 1 ч.  13 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1 ч.  14 Паронимы и паронимическое противопоставление. 1 ч. Изобразительные  ресурсы лексики (7 часов)  15 Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды. 1 ч.  16 Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов. 1 ч.  17 Основные виды тропов. 1 ч.  18 Омонимы и похожие на них языковые явления 1 ч.  19 Синонимы и антонимы в художественном тексте 1 ч.  20 Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи 1 ч.  21 Лингвостилистический анализ лирического произведения. 1 ч.  Морфологические средства выразительности русской речи (5 часов)  22 Употребление имен существительных в речи. 1 ч.  23 Употребление имен прилагательных в речи. 1 ч.  24 Употребление глаголов в речи. 1 ч.  25 Употребление причастий и деепричастий в речи. 1 ч.  26 Роль служебных частей речи в семантико­стилистическом оформлении  художественного текста. 1 ч. Синтаксическое богатство русского языка (9  часов)  27­28 Экспрессивное использование предложений разного типа 2 ч.  29 Способы передачи значения сравнения в русском языке. 1 ч.  30 Период как особая форма организации художественного текста. 1 ч.  31­32 Стилистические фигуры речи. 2 ч.  33 Прямая, косвенная и несобственно­прямая речь как средство создания  речевой характеристики персонажа. 1 ч.  34 Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г.  Паустовского “Колотый сахар” 1 ч.  35 Итоговое занятие. 1 ч.

Посмотрите также