На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств. В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно-изобразительные средства основному замыслу. Основной дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность факультативного курса «Лингвостилистический анализ художественного текста».
Лингвостилистический анализ художественного текста.
Русский язык. 7 класс. Программа факультативного курса
Пояснительная записка.
На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к
максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия
нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных
жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего
необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные
коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Использование языка как средства общения требует от говорящего знания
социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен
учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое
значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от
конкретных обстоятельств. В дидактике на первое место выдвигаются задачи
развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви
и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие
познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса,
умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и
стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства,
связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно
изобразительные средства основному замыслу. Основной дидактической
единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор
текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что
благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой
интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить
понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны
непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить
их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст
художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие
эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает
работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых
поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на
произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия
языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность
факультативного курса «Лингвостилистический анализ художественного
текста».Лингвостилистический анализ текста одна из важнейших методических и
лингвистических проблем современного преподавания русского языка.
Умение понимать текст и работать с ним вырабатывает у учащихся чувство
языка, развивает аналитические и творческие способности как на уровне
содержания, так и на уровне языковых средств. Факультативный курс
направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые
приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения
предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух
основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста –
лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является
литературоведческий анализ). Предлагаемый факультативный курс дает
возможность через лингвистический анализ художественного текста показать
ученикам 7го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной
речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка
и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Продолжая
такую работу в старших классах, учительсловесник может больше внимания
уделять языковому анализу отдельных произведений художественной
литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут
углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и
многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного
творчества. В центре факультативного курса «Лингвостилистический анализ
художественного текста» текст как речевое произведение. Это
художественные тексты,
отчетливо
прослеживаются изобразительновыразительные свойства рассматриваемых
грамматических категорий. Содержательной основой занятий по данному
курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому
языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, обогащением
речи изобразительновыразительными средствами. Цель курса: помочь
учащимся в ходе практической работы приобрести лингвистическую и
речевую компетенцию для понимания текста как произведения словесного
искусства,
сформировать навык лингвостилистического анализа
художественного текста. Задачи курса: дать представление об уровневой
структуре лингвостилистического анализа текста; способствовать овладению
учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста;
способствовать развитию языкового и стилистического чутья. Программа
факультатива составлена на основе программы спецкурса «Уроки
словесности» Львовой С.И. (Львова С. И. Уроки словесности.59 классы. –
М.: Дрофа, 2001. – 416 с.) и рассчитана на 35часовое изучение (1 час в
неделю) учащимися 7х классов согласно учебному плану школы. Основные
формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические
занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов,
направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на
развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с
в которых наиболее ярко,предусмотренных программой,
знания.
Ассонанс.
каждым из уровней лингвостилистического анализа проводится на материале
художественного произведения, то одним из обязательных условий является
знание анализируемого текста. Занятия проводятся в виде свободного
обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся
рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив
полученные
После изучения факультативного курса
«Лингвостилистический анализ художественного текста» учащиеся должны:
знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части
духовной культуры русского народа; понимать эстетическую ценность
художественного текста, своеобразие языка писателя; знать определения
языковых понятий,
изобразительно
выразительные средства разных языковых уровней и способы их создания;
уметь правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания,
средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций; создавать
собственный текст с опорой на анализируемые тексты. Содержание
программы факультативного курса “Лингвостилистический анализ
художественного текста” Текст (7 часов) Текст. Признаки и определение
текста. Способы и средства связи предложений текста. Тема текста. Основная
мысль (идея) текста. Типы речи: повествование, рассуждение, описание.
Разговорный и книжные стили речи: научный, официальноделовой,
публицистический и художественный. Композиция словесного произведения.
Внесюжетные элементы. Система образов. Звуковые образные средства
русского языка (4 часа) Звуковая организация художественного текста.
Аллитерация.
Приём
звукоподражания. Смысловая функция ударения. Стихотворный размер.
Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Дольник. Акцентный стих.
Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль.
Изобразительные возможности интонации.
Изобразительные ресурсы
словообразования (3 часа) Русское словообразование. Морфема и её значение.
Приёмы, основанные на значимости морфем: приём семантизации морфем,
словообразовательный повтор.
Приём паронимического
противопоставления. Изобразительные ресурсы лексики (7 часов) Слово как
основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса
значения: по сходству, по смежности, по функции. Основные виды тропов:
эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха.
Омонимы и похожие на них языковые явления: омофоны, омоформы,
омографы. Экспрессивное использование омонимов в тексте. Синонимы и
антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства из создания.
Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи. Морфологические
средства выразительности русской речи (5 часов) Использование имён
существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте.
Стилистическое использование грамматической категории падежа имени
существительного.
Использование
Смысловая функция звукописи.
Приём «говорящих» фамилий.
Паронимы.прилагательных в создании эпитетов. Роль прилагательных в создании
цветовых образов. Краткие и полные прилагательные в художественном
тексте.
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.
Грамматическая категория времени как источник выразительности речи.
Использование глаголов в создании олицетворений. Стилистические
особенности употребления причастий и деепричастий. Синтаксическое
богатство русского языка (9 часов) Экспрессивное использование
предложений разного типа. Стилистические фигуры речи: анаколуф, анафора,
антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, риторические
вопросы, восклицания, обращения, эллипс, эпифора.
Ожидаемые результаты:
умение производить лингвистический анализ художественных текстов;
содержательно композиционный(указать тему, основную мысль, её
развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное членение текста,
характер отношений между
предложениями внутри абзаца);
типологический(указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их
назначения
в этом тексте);
стилистический(показать системность использования языковых и
изобразительновыразительных речевых средств);
умение создавать собственные тексты, используя при этом изученный
теоретический материал;
умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точности
словоупотребления,
образности, выразительности.
Тематическое планирование занятий факультативного курса Колво часов
Текст (7 часов)
1 Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи
предложений текста. 1 ч. 2
Тема и идея текста. 1 ч
3 Типы речи 1 ч.
4 Стили речи. Разговорный стиль. 1 ч.
5 Научный и официальноделовой стили речи. 1 ч.
6 Публицистический и художественный стили речи. 1 ч.
7 Композиция словесного произведения. Система образов. 1 ч.
Звуковые образные средства русского языка (4 часа)
8 Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём
звукоподражания. 1 ч.
9 Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер.Двусложные размеры стиха. 1 ч.
10 Трёхсложные размеры стиха. 1 ч.
11 Интонация как ритмикомелодическая сторона звучащей речи. Основные
элементы интонации. 1 ч.
Изобразительные ресурсы словообразования (3 часа)
12 Приём семантизации морфем. Особенности употребления слов с
суффиксами субъективной оценки. 1 ч.
13 Словообразовательный повтор как стилистическое средство. 1 ч.
14 Паронимы и паронимическое противопоставление. 1 ч. Изобразительные
ресурсы лексики (7 часов)
15 Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды. 1 ч.
16 Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов. 1 ч.
17 Основные виды тропов. 1 ч.
18 Омонимы и похожие на них языковые явления 1 ч.
19 Синонимы и антонимы в художественном тексте 1 ч.
20 Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи 1 ч.
21 Лингвостилистический анализ лирического произведения. 1 ч.
Морфологические средства выразительности русской речи (5 часов)
22 Употребление имен существительных в речи. 1 ч.
23 Употребление имен прилагательных в речи. 1 ч.
24 Употребление глаголов в речи. 1 ч.
25 Употребление причастий и деепричастий в речи. 1 ч.
26 Роль служебных частей речи в семантикостилистическом оформлении
художественного текста. 1 ч. Синтаксическое богатство русского языка (9
часов)
2728 Экспрессивное использование предложений разного типа 2 ч.
29 Способы передачи значения сравнения в русском языке. 1 ч.
30 Период как особая форма организации художественного текста. 1 ч.
3132 Стилистические фигуры речи. 2 ч.
33 Прямая, косвенная и несобственнопрямая речь как средство создания
речевой характеристики персонажа. 1 ч.
34 Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г.
Паустовского “Колотый сахар” 1 ч.
35 Итоговое занятие. 1 ч.