Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов. Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
«Обучению грамоте,
математике и логике»
МБДОУ № 22 «Малыш»
На 20142015 уч. год
Преподаватель: Дулалаева С.И.
г. Зеленодольск
2014 годПояснительная записка
Предлагаемая программа является одним из структурных компонентов
Образовательной системы.
В современном российском образовании сложилась ситуация
рассогласованности целей и отсутствие единой образовательной системы на разных
этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется
создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только
связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных
знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в
себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других
психических процессов.
Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и
преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1 Создание развивающей среды.
2 Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их
двигательной культуры.
3 Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных
качеств ребёнка, а также его мышления, воображения, памяти,
речи, эмоциональной сферы.
4 Формирование опыта самопознания.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в
дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит
ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать
самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я
такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Программа построена в соответствии с принципами:
а) Личностно – ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели
воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи
приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к
развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к
дальнейшему развитию.Принцип психологической комфортности.
Предполагает психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации.
б) Культурно – ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не
абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не
мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе
переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования
не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии
с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь
формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен
использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.
Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа
деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и
принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться
в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с
результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностноориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
открытия, узнают чтото новое путем решения доступных проблемных задач.
Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды
деятельности – конструирование, рисование. Используемые в процессе обучения
игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей
познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения
интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что
того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует
опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не
управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и
поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач
и проблемных ситуаций.При разработке данной программы Школы дошкольника был учтён
накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также
современные подходы в данной области.
Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 2030 минут,
прерываемого динамической паузой 5 минут.
Предмет
Учебный план
Подготовка детей в подготовительной группе (67лет)
1+1
1+1
2+2
Математика и логика
Обучение грамоте
Итого (объём
аудиторной нагрузки
в неделю)
Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе дошкольника выступают
дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения
взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес
к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно
выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет
высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной
самооценки.
Структура и содержание программы
Программа представлена следующими разделами:
1 Математика и логика.
2 Обучение грамоте.
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в
развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку
успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов
его развития
1. Математика и логика
Количество и счёт:
• закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;
• счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми
глазами;
• количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа
двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
• образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;• сравнение натуральных чисел первого десятка;
• присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт
группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
• знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых
задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда
второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);
• классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;
• развитие логического мышления.
Величина:
• измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной
мерки;
• развитие глазомера.
Форма:
• закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
• правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб,
куб);
• использование геометрического материала в качестве средства классификации и
сериации множеств.
Ориентировка в пространстве:
• ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Ориентировка во времени:
• закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и
месяцев года;
• развитие «чувства времени» у детей.
2. Обучение грамоте.
Речь (устная и письменная) общее представление.
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем. Слог, ударение.
Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более
сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в
слове.
Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие
преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль
гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой
анализ слов (установление количества звуков в слове,
их характер,
последовательности), выделение
ударных слогов, соотнесение слышимого и
произносимого слова со схемой моделью, отражающей его слогозвуковую
структуру.
Обучение чтению.Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению
вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных
детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания
букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку
ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знаками препинания в
конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную
литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в
содержание их речи.
Развитие устной речи.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой),
слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:
обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию,
умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и
правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых
общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение
сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым
или последующих.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек,
песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой
содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты,
эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении
собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и
рассказам других детей.
Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и
умения держать карандаш и ручку при письме и рисования.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких
мышц пальцев: обводка и штриховка контуров и бордюров непрерывным движением
руки
Знакомство с начертанием элементов некоторых больших и меленьких букв.
Списывание слов и предложений с образцов (печатным шрифтом).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Учебно тематический план (6 –7 летки)
Обучение
грамоте№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема уроков
В мире звуков. Путешествие в Букварию. Посадка при
письме. Письмо вертикальных линий. Наша речь.
Речь состоит из предложений. Расскажи сказку. Сказка
«Репка». Правильно держим карандаш. Письмо вертикальных
линий.
Предложения по характеру и цели высказывания. Письмо
вертикальных линий. Хорошие манеры. Путешествие в
страну Вежливых Слов.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Штриховка (отгадки на загадки). Игра «Плетень».
Предложения состоят из слов. А у нас сегодня капустник!
Штриховка (овощи).
Ознакомление со слоговым строением слова. Путешествие в
сказку «Колобок». Штриховка (картинка к сказке).
Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и
согласные звуки. Путешествие в сказку «Теремок».
Штриховка (картинка к сказке).
Ударение. Игра «Молоточки». Путешествие в сказку
«Красная Шапочка». Штриховка (картинка к сказке).
Слияние согласного с гласным. Путешествие в сказку «Маша
и Медведь». Штриховка (картинка к сказке).
10 К тайнам звуков и букв. Гласные звуки [а], [о], буквы Аа, Оо.
Штриховка (фрукты). Арбузник.
11 К тайнам звуков и букв. Гласные звуки [у], [э], буквы Уу, Ээ.
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо
прямых коротких линий. Времена года. Осень.
12 К тайнам звуков и букв. Гласный звук [ы], буква ы. Письмо
длинной прямой наклонной линии. Времена года. Зима.
13 К тайнам звуков и букв. Звонкие согласные звуки [л], [л’],
[м], [м’], буквы Лл, Мм. Письмо наклонных коротких и
длинных линий с закруглением внизу. Времена года. Весна.
14 К тайнам звуков и букв. Гласный звук [и] после мягких
согласных в слиянии, буквы Ии. Письмо наклонных коротких
и длинных линий с закруглением вверху. Времена года. Лето.
Загадки.
15 К тайнам звуков и букв. Звонкий, мягкий согласный звук [и’],
буквы Ий. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу.
Хорошие манеры дома. Порядок и беспорядок.
16 К тайнам звуков и букв. Звонкие согласные звуки [н], [н’],
[р], [р’]. Буквы Нн, Рр. Игра «Рыбалка». Письмо прямой
длинной линии с петлёй внизу. Скороговорки
17 К тайнам звуков и букв. Гласные звуки [й’э], [й’о], буквы Ее,
Кол – во
часов
3
3
3
3
3
4
4
4
3
2
2
2
2
2
2
2
2Её. Письмо прямой длинной линии с петлёй вверху.
Скороговорки
18 К тайнам звуков и букв. Обозначение буквами Е, Ё гласных
звуков [э], [о] после мягких согласных в слиянии. Письмо
буквы О маленькой и заглавной. Небылицы перевертыши.
19 К тайнам звуков и букв. Гласные звуки [й’у], [й’а], буквы
Юю, Яя. Письмо буквы О маленькой и заглавной. Игра
«Доскажи словечко».
20 К тайнам звуков и букв. Обозначение буквами Ю, Я гласных
звуков [у], [а] после мягких согласных в слиянии. Письмо
буквы у маленькой. Игра «Полслова за вами».
21 К тайнам звуков и букв. Парные согласные звуки [п], [п’], [б],
[б’]. Буквы Пп, Бб. Письмо строчной буквы п. Хорошие
манеры. Шесть золотых правил.
22 Парные согласные звуки [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’],
буквы Гг, Кк, Дд, Тт. Письмо строчной буквы г. Хорошие
манеры. Шесть золотых правил.
23 К тайнам звуков и букв. Парные согласные звуки [з], [з’], [с],
[с’], [в], [в’], [ф], [ф’], буквы Зз, Сс, Вв, Фф. Письмо
строчной буквы с. Хорошие манеры. Дружба.
24 К тайнам звуков и букв. Парные согласные звуки [ж], [ш],
буквы Жж, Шш. Письмо строчной буквы ш. Хорошие
манеры. День рождения.
25 К тайнам звуков и букв. Буква Ь в конце и середине слова
для обозначения мягкости согласных. Слова лес, лось.
Письмо ь. Хорошие манеры. Уроки этикета.
26 К тайнам звуков и букв. Мягкие глухие согласные звуки [ч’],
[щ’], буквы Чч, Щщ. Письмо коротких палочек с
закруглениями внизу. Хорошие манеры. Гость в доме хозяину
радость.
27 К тайнам звуков и букв. Согласные глухие звуки [х], [х’],
буквы Хх. Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц. Письмо
коротких палочек с закруглениями внизу. Азбука хороших
манер.
28 Повторение изученного материала. Путешествие в Букварию.
Самое удивительное чудо на свете.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
Итого: 70
Основные результаты обучения
В результате обучения к концу года дети должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки
произносим, буквы пишем); гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
написание элементов некоторых строчных и заглавных букв.
дети должны уметь:
вычленять слова из предложения;
делить слова на слоги;
вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
чётко, без искажений писать некоторые элементы строчных и заглавных букв;
правильно списывать слова, написанные печатным шрифтом;
грамотно (без пропусков) писать (печатным шрифтом) под диктовку короткие
слова, написание которых не расходиться с произношением;
правильно, без ошибок читать по слогам слова, небольшие предложения.