Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
11 кл
15.11.2018
Программа составлена на основе учебника В.Б.Захаров, В.И.Сонин.для углубленного изучения. В программе отражены механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
В процессе обучения используются элементы современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, технология опорного конспекта, технология уровневой дифференциации, личностно ориентированное обучение, элементы проектной деятельности.Отражены виды иформы контроля.
рабочая программа по биологии для профильного обучения 11 класс.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Утверждена приказом директора
№ 452од от 30.08.2018г.
Рассмотрена и рекомендована к
утверждению Методическим
советом школы протокол №1
от 29.08.2018.
Рабочая программа
по биологии
(профильный уровень)
для 11х классов
на 20182019учебный год I.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для изучения биологии на профильном уровне.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего общего образования на профильном уровне.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен
на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу
отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие
достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру
поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых
для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей
школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи –
отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в
соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука.
Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего
образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение
задач, самостоятельный поиск информации. Для приобретения практических навыков и
повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические
работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы
изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д.
Выполнение практической работы направлено на формирование учебнопознавательной
деятельности.
Цели
Изучение биологии на профильном уровне среднего общего образования направлено
на достижение следующих целей:
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и
принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении,
многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз,
биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в
биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами
самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов;
взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать
биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
устанавливать связь между развитием биологии и социальноэкономическими и
экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний и ВИЧинфекции, правила поведения в природе и обеспечения
безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области
биологии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе:
знакомства
с выдающимися открытиями и современными исследованиями в
биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического
исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических
задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание:
убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как
основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил
поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем,
биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики
заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и
умений в повседневной жизни.
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной
социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей
профессиональной деятельности;
дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями
построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с
личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями
Место и роль учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню
подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами
Курс биологии на ступени среднего общего образования на профильном уровне направлен
на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу
отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в
соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие
достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру
поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых
для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей
школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в
соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука.
Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны
с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития
учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса
биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии,
поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физикохимические
процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий
межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как
вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени
обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами физики, химии,
географии.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа.
1)
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г.
№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в ред.
Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N
427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69;
2) Приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. N 241,
30 августа 2010 г. N 889, 3 июня 2011 г. N 1994, 1 февраля 2012 г. N 74;
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года №
302 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями,
утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
8.06.2015 № 576;
4) Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009№ 1593 «Об
утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ учебных курсов,
(модулей)
общеобразовательными учреждениями, расположенных
на территории Тамбовской
области и реализующих программы общего образования».
дисциплин
предметов,
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая
программа
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по биологии (письмо
Департамента
государственной политики в образовании Минобрнауки России от
07.07.2005г. № 031263) с учетом требований Федерального компонента государственного
стандарта среднего общего образования по биологии на профильном уровне.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки
рабочей программы Примерная программа по биологии, рекомендованная письмом Департамента
государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 031263,
выбранная за основу для разработки рабочей программы, обеспечивает реализацию
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой
инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных
подходов к построению курса, в том числе с учетом особенностей учащихся класса.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу
и их обоснование
Изменения связаны с распределением учебного материала по годам изучения на старшей
ступени образования: рабочая программа составлена только на 10й класс. Изменена
структура программы в соответствии с приказом управления образования и науки
Тамбовской области от 05.06.2009 № 1593 «Об утверждении Примерного положения о
структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных
на территории Тамбовской области.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа разработана на основе учебного плана школы, в соответствии с которым на
изучение курса биологии выделено в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю), В 11классе
102часа.(3часа в неделю)
Примерное количество контрольных работ лабораторных, практических работ,
экскурсий.
Класс
Количество
контрольных работ
10
11
3
4
Количество
практических
работ
3
2
Количество
лабораторных
работ
4
6
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения является
урок. Это обстоятельство не исключает, а
предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три
группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.
На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации
учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция,
традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар,
практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, работа в парах постоянного
и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной
работы, урока зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, тестирование и
т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от
объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Технологии обучения. В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических
технологий как информационно коммуникационные, технология опорного конспекта,
технология уровневой дифференциации, личностно ориентированное обучение, элементы
проектной деятельности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего
общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка,
решение задач, самостоятельный поиск информации.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
логического обоснования выводов,
В ходе освоения содержания образования учащиеся овладевают разнообразными
способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования физических моделей для описания и решения прикладных
задач, задач из смежных дисциплин;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации
полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений,
аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты
работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного
коллектива и мнением авторитетных источников;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе
поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной
деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения;
извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации,
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно,
выборочно);
обоснование суждения, доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Виды и формы контроля
Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.
В соответствии с локальными актами школы на ступени основного общего образования
предусмотрена итоговая, промежуточная, текущая аттестация.
Итоговая аттестация проводится на основании соответствующих государственных
нормативных правовых документов.
Промежуточная аттестация это оценка качества усвоения обучающимся содержания
конкретного учебного предмета, по окончании их изучения по итогам четверти, полугодия,
учебного года
Текущая аттестация проводится с целью оценки качества усвоения содержания
компонентов какойлибо части (темы) в процессе её изучения обучающимся по результатам
проверки (проверок).
По формам организации контроля он подразделяется на индивидуальный, групповой,
фронтальный и комбинированный. Программой рекомендуется проведение контроля знаний обучающихся по итогам изучения
каждой темы.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования на
профильном уровне направлены на освоение содержания, значимого для продолжения
образования в сфере биологической науки, овладение биологическими методами
исследования.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным
образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах
деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать
задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и
оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки
учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Рекомендуемые учебники:
Захаров В.В., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. Углубленный уровень.
10 класс. Изд. Дрофа, 20122015
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Генетика человека
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Составление и
анализ родословных. Решение задач по анализу родословной. Проблемы генетической
безопасности. Решение генетических задач.
Знать:
генные заболевания и хромосомные;
методы исследования генетики человека;
Уметь:
применять знания при выполнении тестовых заданий, решении задач
ВИД. Основы учения об эволюции
Доказательства эволюции живой природы.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,
эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида.
Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора.
Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная
единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова.
Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон ХардиВайнберга.
Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых
видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости
биосферы.
Микро и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).
Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического
прогресса и биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Этапы
эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Тестирование.
Л.Р. «Морфологические особенности растений различных видов».
Л.р. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
Л.Р. «Выявление изменчивости у особей одного вида»
.Л.р.«Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
1) вклад Дарвина в развитие эволюционного учения
2) основные положения Дарвинизма
3) сущность естественного отбора, биологические термины по данной теме
4) ключевые понятия темы
Уметь: 1) объяснять вклад теории эволюции в формирование естественнонаучной картины мира,
единство живой и неживой природы, родство живых организмов, причины эволюции и
изменяемости видов
2) описывать особей по морфологическому критерию
3) выявлять приспособления организмов к среде обитания
4) сравнивать естественный и искусственный отбор
Использовать:
1) информацию о биологических объектах и критически оценивать ее
2) знания для оценки эстетических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
Демонстрации
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Аналогичные и гомологичные органы
Рудименты и атавизмы
Доказательства эволюции органического мира
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Движущий и стабилизирующий отбор
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ, БИОТЕХНОЛОГИИ
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и
происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений,
животных, микроорганизмов
Тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
1) терминологию по данной теме, вклад Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина в селекцию
2) сущность искусственного отбора
Уметь:
1)
выявлять источники мутагенов в окружающей среде
Использовать знания: 1) для оценки эстетических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
АНТРОПОГЕНЕЗ
Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека.Движущие силы антропогенеза.
Критика расизма и социального
Прародина человека. Происхождение человеческих рас.
дарвинизма.
Тестирование.
Демонстрации
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Знать:
1) термины по теме, стадии антропогенеза
Уметь:
1) сравнивать зародыши человека и других млекопитающих.
2)
называть и различать человеческие расы
Применять: анализировать и оценивать гипотезы происхождения человека
ЭКОСИСТЕМЫ
Основы экологии
Экологические факторы,
общие закономерности их влияния на организмы. Закон
оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы.
Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.
Типы пищевых цепей. Правила
экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития
экосистемы. Сукцессия. Агроэкосистемы.
Эволюция биосферы и человек.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности
распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов.
Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого
развития биосферы.
Тестирование.
Л.р. «Составление цепей питания»
Л.р. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистемы своей
местности»
Пр.р. « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Фотопериодизм
Экосистема
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Трофические уровни экосистемы Правила экологической пирамиды
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Сукцессия
Агроэкосистема
Биосфера
Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Знать:
1)
2)
3)
4)
структуру экосистем
сущность круговорота веществ
термины
ключевые понятия темы
объяснять влияние экологических факторов на организмы, причины устойчивости и
Уметь:
1)
смены экосистем
2)
Применять:
составлять элементарные цепи питания.
1) умение сравнивать экосистемы Тамбовской области, анализировать и оценивать
последствия собственной деятельности в окружающей среде
2) информацию о биологических объектах и критически оценивать ее
III. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы
Количеств
о часов
Количество
лабораторны
х работ
Количество
практически
х работ
Количество
контрольны
х работ
1
2
3
4
Генетика
11класс
человека
Основы учения об
эволюции
Основы селекции
и биотехнологии.
Антропогенез
Основы экологии.
и
5
6
7 Эволюция
биосферы
человек.
Итого:
8
6
27
15
9
30
15
102
4
2
6
1
1
1
1
4
1
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ биогенетического);
зародышевого сходства;
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о
путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения
культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя;
сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной
изменчивости;
закономерностей
(изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом;
взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;
экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни,
происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов,
хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в
клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз,
мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение,
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие
организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов,
отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора,
географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов
эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция
биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой
и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и
правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие
зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих
рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и
хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем,
необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций
органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых
реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по
морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и
описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у
растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов),
абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме,
источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своего региона; исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и
животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз;
бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных
животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора;
искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро и микроэволюцию;
пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические
аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных
источниках (учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики
распространения вирусных (в том числе ВИЧинфекции) и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в
природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение);
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в
основе которой лежит данный учебный предмет.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Основная литература:
1. В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т. Захарова. Общая биология.
Углубленный уровень. 10 класс. Изд. «Дрофа», 20122015
2.Рабочие тетради: Сухова Т.С., Козлова Т. А., Сонин Н.И. Общая биология. 10
11кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2012. – 171с.
Методические пособия для учителя:
1. Козлова ТА. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.
Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 1011 классы» при изучении
биологии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2010. – 48с.
2. Козлова ТА. Общая биология 1011 классы. Методическое пособие к учебнику В.
Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина «Общая биология». – М.: Дрофа, 2011. – 224с.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс.
Биология. 6 11 классы. – М.: Дрофа, 2009. – 138 с.
4. Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А. Г.,
Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010.
Список литературы для учителя:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник
для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2011. 2. Болгова И. В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.:
«Оникс 21век» «Мир и образование», 2012.
3. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 611 классы. Справочное
пособие. – М.: Дрофа, 2010.
4. Пименов А. В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу
«Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2007.
5. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. –
М.: Просвещение, 2008.
6. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену:
Общая биология. – М.: Дрофа, 2010. – 216с.
Список литературы для обучающихся:
1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник
для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2011.
2. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену:
Общая биология. – М.: Дрофа, 2012. 216с.
Дополнительная литература для учителя:
1. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана
Граф, 2010. 240с.
2. Биология: школьный курс. – М.: АСТПРЕСС, 2000. – 576 с: ил.
(«Универсальное учебное пособие»).
3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений /Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н.Мягкова. – М.:
Просвещение, 2012.
4. Козлова Т.А. Колосов С.Н. Дидактические карточкизадания по общей биологии.
– М.: Издательский Дом «Генджер», 2012. – 96с.
5. Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
6. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н. И. Общая биология. 1011 кл.: рабочая
тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2012. 171с.
7. Общая биология: Учеб. для 1011 кл. с углубл. изучением биологии в шк. /Л.В.
Высоцкая,СМ. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. В.К. Шумного и др. – М.:
Просвещение, 2009. – 462 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в
рамках требований Государственного стандарта по биологии:
• MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»;
• Лабораторный практикум. Биология 611 класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2010;
• Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к
учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2009;
• Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа,
Физикон,2012;
• Лаборатория КЛЕТКА;
• Лаборатория ГЕНЕТИКА;
• Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ;
Сайты в Интернет:
• www.bio.1september.ru – газета «Биология» приложение к «1 сентября»;
• www.bio.nature.ru – научные новости биологии;
• www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования; • www.km.ru/education учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий».
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы,
диаграммы, модели и др.);
учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации
самостоятельной работы учащихся,)
инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего,
тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического
образования);
варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
материалы внеклассной и научноисследовательской работы по предмету (перечень тем
рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая
литература).
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Рабочая программа для профильного обучения 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.