Рабочая программа для техникума по истории
Оценка 4.8

Рабочая программа для техникума по истории

Оценка 4.8
Особые потребности +1
doc
история
10 кл—11 кл +1
28.02.2018
Рабочая программа для техникума по истории
Создание рабочих программ по предметам необходимая часть работы любого преподавателя. Мной разработана рабочая программа по Мировой истории для групп техникума. Она может быть использована как основа для создания рабочей программы по истории. Мной были использованы учебные пособия Лубченкова при написании.
Раб программа ОДБ.05.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБПОУ МО «ШЭТ»)

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

__________________ А.В. Петрашкин

«____» ________________ 2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы

 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015

Г. Шатура

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее — СПО) 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка; 23.01.03 Автомеханик.

 

 

Организация разработчик: ГБПОУ МО «ШЭТ»

 

 

 

 

Разработчики:

 

Федотова Екатерина Борисовна, преподаватель истории

                                     Ф.И.О., должность

 

____________________________________________________

                                     Ф.И.О., должность

 

 

_____________________________________________________

                                     Ф.И.О., должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одобрено цикловой комиссией специальности ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

«_____» __________________ 20__ г.

 

Председатель: ________________________ /____________________________/

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.        СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.        условия реализации  учебной дисциплины

 

28

4.        Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

29

 

 

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

 

1.1.Область применения программы

История – является обязательным предметом общеобразовательного цикла федерального компонента.

Рабочая программа учебной дисциплины «История» является основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:

35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка; 23.01.03 Автомеханик.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

            Программа предназначена для изучения всеобщей истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу начального (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

            Рабочая программа по предмету «История» ориентирована на достижение следующих целей:

l     воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

l     развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

l     освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

l     овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

l     формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

·                                основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

·                                периодизацию всемирной и отечественной истории;

·                                современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

·                                особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

·                                основные исторические термины и даты;

уметь:

·                                анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

·                                различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

·                                устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

·                                представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

·                                работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);

·                                описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников);

·                                объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                                определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·                                использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·                                соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

·                                осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

              

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 255 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 170 часов;

самостоятельной работы обучающегося 85 часов.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

255

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

170

в том числе:

 

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

        реферат, компьютерные презентации

        индивидуальные задания

        домашняя работа

 

 

 

Итоговая аттестация для специальностей 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка; 23.01.03 Автомеханик в форме дифференцированного зачета


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Историческое знание, его достоверность и источники. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории.

Самостоятельная работа обучающихся:

[1] стр. 12, вопрос 4 - Составьте и заполните таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить формационный и цивилизационный подходы.

Раздел 1.

Древнейшая стадия истории человечества

4

 

Тема 1.1. Природное и социальное в человеке и человеческом обществе

Содержание учебного материала

2

2

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Самостоятельная работа обучающихся:

[1] стр. 22, вопрос 9 – Используя дополнительную литературу, составьте сообщение о происхождении религии или искусства.

Тема 1.2. Неолитическая революция

Содержание учебного материала

2

2

Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Самостоятельная работа обучающихся:

[1] стр. 31, вопрос 3 – Что нового появилось в жизни людей в период неолитической революции?

Раздел 2.

Цивилизация Древнего мира

9

 

Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

2

2

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.

Самостоятельная работа обучающихся:

[1] стр. 41, вопрос 9 — Сравните известные вам древневосточные государства. Укажите общие черты и особенности каждого из них.

Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Содержание учебного материала

2

2

Новоегипетская держава: Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства.

Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Самостоятельная работа обучающихся:

[1] стр. 47, вопрос 7 – Составьте сравнительную таблицу, раскрывающую общие черты и особенности развития трех -  четырех держав Древнего Востока.

Тема 2.3. Античная цивилизация

Содержание учебного материала

2

2

Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки.Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

Самостоятельная работа обучающихся:

[1] стр. 56, вопрос 7 – Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из политических деятелей Древней Греции.

Тема 2.4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Содержание учебного материала

2

2

Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 70, вопрос 2 – Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древней Греции и Рима. Вопрос 6 – Назовите не менее 10 достижений человеческого периода Древнего мира, которые продолжают играть существенную роль в современном мире.

 

Контрольная работа № 1 по теме «Цивилизация Древнего мира»

1

 

Раздел 3.

Цивилизация Запада и Востока в средние века

15

 

Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в средние века

Содержание учебного материала

2

2

Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 88, вопрос 7 — Сравните развитие Индии, Китая, Японии в Средние века. Назовите общие черты и различия.

Тема 3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация

Содержание учебного материала

2

2

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить эссе об исторической личности — Конфуций.

Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века

Содержание учебного материала

2

2

Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Самостоятельная работа обучающихся

Написать эссе на тему «Превращение буддизма в мировую религию»

Тема 3.4. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала

2

2

Возникновение ислама.Мухаммед. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХVв.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 80, вопрос 5 В каких областях культуры арабы оставили наиболее существенный вклад? Назовите известных вам арабских ученых, деятелей культуры.

Тема 3.5. Становление западноевропейской цивилизации

Содержание учебного материала

2

2

Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира.Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и егоисторические результаты. Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIIIXІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 93, вопрос 6 — В чем причины возникновения феодальной раздробленности? Какие из этих причин вы считаете главными? Можно было ли избежать раздробленности. Свой ответ аргументируйте.

Тема 3.6. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Содержание учебного материала

2

2

Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности.

Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 83, вопрос 5 — Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе на тему «Культура Византии»

Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1

2

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 109, вопрос 5 — Кто такие еретики? Как католическая церковь боролась с ересями?

Тема 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Содержание учебного материала

1

2

Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Самостоятельная работа обучающихся 

[1] стр. 109, вопрос 4 — В чем состояли причины крестовых походов? Каковы были их результаты? Почему крестоносцам не удалось удержаться на Востоке? Каковы были последствия крестовых походов для дальнейшего развития Европы.

 

Контрольная работа № 2 по теме «Цивилизация Запада и Востока в Средние века»

1

 

Раздел 4.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН  ДО КОНЦА XVII ВЕКА

31

 

Тема 4.1. Восточная Европа: природная среда и человек

Содержание учебного материала

1

2

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 126, вопрос 2 — Расскажите об условиях жизни восточных славян, их занятиях.

Тема 4.2. Племена и народы Восточной Европы в древности

Содержание учебного материала

2

2

Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Тема 4.3. Восточные славяне в VIIVIII вв.

Содержание учебного материала

2

2

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Самостоятельная работа обучающихся 

 

Тема 4.4. Формирование основ государственности восточных славян

Содержание учебного материала

1

2

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытнообщинного строя. Формирование союзов племен. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр.

Тема 4.5. Рождение Киевской Руси

Содержание учебного материала

2

2

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 126, вопрос 6 - Какие точки происхождения Древнерусского государства остаются дискуссионными? Охарактеризуйте различные точки зрения на данные вопросы.

Тема 4.6. Крещение Руси

Содержание учебного материала

2

2

Этнополитические особенности Древней Руси. Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX–X вв. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 130, вопрос 4 — Какого было значение введения Христианства на Руси?

Тема 4.7. Русь и ее соседи в XI–начале XII вв.

Содержание учебного материала

2

2

Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв. Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 133, вопрос 5 — Сравните Русь с западноевропейскими государствами раннего Средневековья. В чем состояли общие черты и различия.

Тема 4.8. Право в Древней Руси

Содержание учебного материала

1

2

Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 133, вопрос 3 — Какой вклад в развитие Руси внес Ярослав Мудрый?

Тема 4.9. Истоки русской культуры

Содержание учебного материала

1

2

Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 141, вопрос 3 — Дайте краткую характеристику известным памятникам древнерусской литературы.

Тема 4.10. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности

Содержание учебного материала

2

2

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 138, вопрос 6 — Сравните развитие Новгородской, Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальских земель. Укажите общие черты и различия.

Тема 4.11. Борьба Руси с иноземными завоевателями

Содержание учебного материала

2

2

Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды, ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве.

Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 146, вопрос 3 — Почему, на ваш взгляд, Руси удалось отбиться о врагов с запада и не удалось — с востока? Ответ аргументируйте.

Тема 4.12. Русь на пути к возрождению

Содержание учебного материала

2

2

Восстановление экономического уровня после нашествия монголо-татар. Земледелие и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства. Формирование дворянства. Город и ремесло. Церковь и духовенство. Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Обособление западных территорий Руси. Великое княжество Литовское и Польша. Особое положение Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. Отношения с Москвой.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 152, вопрос 3 — Когда и как Москва стала центром объединения Русских земель? Перечислите причины возвышения Москвы.

Тема 4.13. От Руси к России

Содержание учебного материала

2

2

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 170, вопрос 6 — Как изменилось управление Русскими землями в связи с созданием единого государства? Кто стал опорой нового государства? В чем состояло значение Судебника 1497 г.?

Тема 4.14. Россия в царствование Ивана Грозного

Содержание учебного материала

3

2

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп.

Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 171, вопрос 9 — Сравните деятельность Ивана Грозного и совремнных ему правителей других стран.

Тема 4.15. Смута в России начала XVII в.

Содержание учебного материала

2

3

Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 178, вопрос 7 — Почему царем России был избран Михаил Романов?

Тема 4.16. Россия в середине и второй половине XVII в.

Содержание учебного материала

2

2

Территория и население. Формы землепользования. Города. Ремесла. Торговля. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 184, вопрос 2 — Какие изменения в российском ремесле, промышленности, торговле произошли в XVII в.?

Тема 4.17. Русская культура в ХIII–ХVII вв.

Содержание учебного материала

1

2

Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 198, вопрос 4 - Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим событием в развитии культуры? Вопрос 5 - Дайте характеристику развития русской архитектуры XVIXVII вв.

 

Контрольная работа № 3 по теме «История России с древнейших времен до XVII века»

1

 

Раздел 5.

ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVIXVIII ВВ.

13

 

Тема 5.1 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

Содержание учебного материала

2

2

Запад и Восток в XVIXVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 207, вопрос 4 — Какие изменения произошли в западноевропейском обществе в XVIXVII вв? Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.

Тема 5.2 Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации

Содержание учебного материала

2

2

 Европа в период Реформации и Контрреформации.

Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 215, вопрос 3 — Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы кактоликов и протестантов в Европе?

Тема 5.3 Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала

2

2

Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 203, вопрос 7 - Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из путешественников XVXVIвв.

Тема 5.4. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации

Содержание учебного материала

1

2

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 221, вопрос 6 — Что такое просвещенный абсолютизм? Чем он отличался от абсолютизма XVI — XVII вв.?

Тема 5.5 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время

Содержание учебного материала

1

2

Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 231, вопрос 1 — Расскажите об османских завоеваниях. Как европейские страны боролись с османской агрессией?

Тема 5.6 Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах

Содержание учебного материала

1

2

XVII век -эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира.Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности. Секуляризация общественного сознания.

Самостоятельная работа обучающихся

Эссе на тему «От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения»».

Тема 5.7 Век Просвещения

Содержание учебного материала

1

2

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Особенности просвещения в России, «просвещенный абсолютизм».

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 242, вопрос 4 — Что такое эпоха Просвещение? В чем состояли основные идеи главных деятелей Просвещения? Заполните таблицу.

Деятели культуры XVIIXVIII вв.

Их главные творения

 

 

Тема 5.8 Технический прогресс и Великий промышленный переворот

Содержание учебного материала

1

2

Технические изобретения и изменение отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Работающие машины. Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 226, вопрос 7 — Что такое промышленный переворот? В чем он проявился? Каковы были его последствия?

Тема 5.9 Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриального общества

Содержание учебного материала

2

2

Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 247, вопрос 3 — Как жители колоний начали борьбу за свою независимость?; стр. 253, вопрос 1 — В чем состояли причины революции во Франции?

Раздел 6.

РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ

10

 

Тема 6.1 Россия в период реформ Петра I

Содержание учебного материала

3

2

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 263, вопрос 9 — Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ». Дайте собственную оценку этим реформам.

Тема 6.2 Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725–1762 гг.)

Содержание учебного материала

3

2

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 278, вопрос 10 - Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе об одном из сражений периода русско-турецких войн XVIII в.

Тема 6.3 Россия во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала

3

2

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 278, вопрос 8 — Какое значение

Тема 6.4 Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала

1

2

Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Самостоятельная работа обучающихся

[1] стр. 285, вопрос 4 - В каких сферах творили русские ученые XVIII века. Перечислите их важнейшие открытия и их значение. Вопрос 6 - Расскажите о развитии русского искусства XVIII века. Какие стили в нем преобладали? Назовите главных деятелей искусства XVIII века и их произведения.

Раздел 7.

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

6

 

Тема 7.1 Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Содержание учебного материала

2

2

Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Объединительные процессы в Европе и Америке. Объединение Германии и Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 9, вопрос 5 - Используя дополнительную литературу, напишите историческое эссе по истории экономического развития одной из стран в XIX веке (по выбору).

Тема 7.2 Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Содержание учебного материала

2

2

Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.

Самостоятельная работа обучающихся

Написать эссе на тему «Социальная структура общества XIX в.»

Тема 7.3 Особенности духовной жизни нового времени

Содержание учебного материала

1

2

Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 28, вопрос 4 - Составьте таблицу художественных стилей и направлений конца XIX – начала XX в., указав фамилии творивших в рамках этих стилей деятелей культуры. Почему для некоторых деятелей культуры невозможно найти места в подобной таблице?

 

Контрольная работа № 4 по теме «Становление индустриальной цивилизации»

1

 

Раздел 8.

ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА

4

 

Тема 8.1 Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии

Содержание учебного материала

2

2

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй,формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индиив «короне» Британской империи.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 33, вопрос 4 - Используя текст учебника и дополнительную литературу, заполните таблицу

Метрополии

Колонии

Даты окончательного захвата

 

 

 

Тема 8.2 Попытки модернизации в странах Востока

Содержание учебного материала

2

2

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 38, вопрос 5 - Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из политических деятелей Китая и Японии XIXв.

Раздел 9.

РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ

22

 

Тема 9.1 Россия в первой половине XIX столетия

Содержание учебного материала

3

2

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».

Самостоятельная работа обучающихся

 

Тема 9.2 Власть и реформы в первой половине XIX в.

Содержание учебного материала

3

2

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 44, вопрос 1 — Какие задачи стремился решить Александр I, проводя реформы? Назовите преобразования, осуществленные в начале XIX в.

Тема 9.3 Внешняя политика Александра I и Николая I

Содержание учебного материала

3

2

Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия иевропейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 61, вопрос 5 — Заполните таблицу.

Войны России в правление Николая I

Результаты войн

 

 

Тема 9.4 Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.

Содержание учебного материала

2

2

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в.. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] Используя документ (учебник, стр. 73), напишите историческое эссе на тему «Мировоззрение революционной молодежи России 60 – 70-х гг. XIX века».

Тема 9.5 Россия в эпоху великих реформ Александра II

Содержание учебного материала

3

2

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земскаяи военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 78, вопрос 1 — Какие перемены происходили в сельском хозяйстве после 1861 г.? Что способствовало его развитию, а что тормозило?

Тема 9.6 Пореформенная Россия

Содержание учебного материала

2

2

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 68, вопрос 8 — Что такое контрреформы? В чем их причины? Какие изменения произошли в рамках политики контрреформ?

Тема 9.7 Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Содержание учебного материала

2

2

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 83, вопрос 5 — Почему и как произошло сближение России и Франции? Кому, на ваш взгляд, этот союз был более выгоден, России или Франции?

Тема 9.8 Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России

Содержание учебного материала

2

2

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 90, вопрос 3 — Как развивалась система образования в XIX в.? Каковы достижения и в чем причины недостатков в деле просвещения?

Тема 9.9 Повседневная жизнь населения России в XIX в.

Содержание учебного материала

2

2

Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Самостоятельная работа обучающихся

Напишите эссе на тему «Быт населения России во второй половине XIX в.»

Раздел 10.

От новой истории к новейшей

17

 

Тема 10.1 Международные отношения в началеXX в.

Содержание учебного материала

3

2

Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии. Россия в системе международных отношений. Начало борьбы за передел мира. Русско-японская война. Складывание двух противостоящих друг другу военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 96, вопрос 7 - Охарактеризуйте развитие науки и техники в конце XIX в – начале XX в. Назовите важнейшие открытия и изобретения. Как они повлияли на развитие экономики?

Тема 10.2 «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале ХХ в.

Содержание учебного материала

1

2

Перемены в социальной структуре индустриально развитых стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного уровня населения. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.

Самостоятельная работа обучающихся

Аргументируйте нужность и значимость профсоюзного движения в начале XX в.

Тема 10.3 Научно-технический прогресс на рубеже XIXXX вв.

Содержание учебного материала

2

2

Энергетическая революция. Новая физика и распад «неделимого атома». Расширение границ познаваемого мира. Новые скорости информационных потоков. Транспорт — кровеносная система индустриального общества. Достижения естественных наук. Новые отношения науки и производства.

Самостоятельная работа обучающихся

Охарактеризуйте какое положительное и отрицательное значение для людей западной цивилизации могло иметь достижение научно-технического прогресса на рубеже XIXXX вв.

Тема 10.4 Россия в начале XX в.

Содержание учебного материала

3

2

Социальный и демографический состав российского общества.. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 111, вопрос 1 — Каковы причины революции 1905 — 1907 гг.? Что послужило толчком к началу революции?

Тема 10.5 Первая мировая война

Содержание учебного материала

2

2

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: техносфера против человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 104, вопрос 6 - Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из участников русско-японской войны.

Тема 10.6 Россия в Первой мировой войне

Содержание учебного материала

2

2

Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

Самостоятельная работа обучающихся

Перечислите какое влияние оказала Первая мировая война на общество России.

Тема 10.7 Февральская революция в России

Содержание учебного материала

2

2

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 134, вопрос 4 — Чего хотел добиться Л.Г. Корнилов? Каковы были последствия его выступления?

Тема 10.8 Приход большевиков к власти в России

Содержание учебного материала

2

2

Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 148, вопрос 6 - Могли ли белые, по вашему мнению, победить в Гражданской войне? Каковы были бы последствия этого? Приведите аргументы в подтверждение своего мнения.

Раздел 11.

Между мировыми войнами

12

 

Тема 11.1 Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала

2

2

Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 154, вопрос 6 - Используя дополнительную литературу, сравните экономический кризис 1929 – 1933 гг. с экономическими кризисами XIX – начала XX, с кризисом, начавшимся в 2008г.

Тема 11.2 Запад в 30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала

2

2

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 159, вопрос 6 - Используя дополнительную литературу, напишите биографический очерк об одном из участников гражданской войны в Испании.

Тема 11.3 Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Содержание учебного материала

2

2

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 163, вопрос 4 — Проведите сравнительный анализ борьбы народов различных азиатских стран за независимость. Что изменилось в этой борьбе в 20-30-е гг XX в., по сравнению с началом XX в.?

Тема 11.4 Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала

2

2

Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Риббентропа.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 166, вопрос 1 — С какой целью была создана Лига Наций? Каковы были ее структура и направления деятельности? Почему ее деятельность оказалась во многом неэффективной?

Тема 11.5 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма

Содержание учебного материала

3

2

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и направления. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г. Основные направления национально-государственного строительства. Централизация государственного аппарата.

Основные направления общественно-политического и государственного развития СССР в 20–30-е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности.Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Развитие экономики СССР в конце 20–30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

«Культурная революция».Создание советской системы образования. Достижения и потери в сфере науки и искусства.

Самостоятельная работа обучающегося

[2] стр. 177, вопрос 3 — Назовите положительные и отрицательные итоги НЭПа.

 

Контрольная работа № 5 по теме «Между мировыми войнами»

1

 

Раздел 12

Вторая мировая война

5

 

Тема 12.1 Вторая мировая война: причины, ход, значение

Содержание учебного материала

2

2

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Самостоятельная работа обучающегося

[2] стр. 211, вопрос 7 — Каковы результаты Второй мировой войны? В чем состояло значение победы антигитлеровской коалиции? Расскажите о цене победы для СССР.

Тема 12.2 СССР в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала

3

2

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 211, вопрос 1 — Почему Сталинградскую битву считают важнейшим событием Второй мировой войны? Опишите ее ход и результаты.

Раздел 13.

Мир во второй половине XX вЕКА

6

 

Тема 13.1 «Холодная война»

Содержание учебного материала

2

2

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонкавооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 217, вопрос 3 — Что такое «холодная война»? В чем ее были причины?

Тема 13.2 Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала

2

2

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства.

Самостоятельная работа обучающихся

Перечислите приоритетные направления НТП.

Тема 13.3 Страны Азии, Африки и Латинской Америки

Содержание учебного материала

1

2

Вторая мировая война — кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 236, вопрос 4 — Какими путями шли развивающиеся страны во второй половине XX в.? Каковы результаты их развития?

 

Контрольная работа № 6 по теме «Мир во второй половине XX в.»

1

 

Раздел 14

СССР в 1945–1991 гОДЫ

8

 

Тема 14.1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Содержание учебного материала

2

2

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этнокультурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 262, вопрос 3 — Назовите основные черты жизни общества после войны.

Тема 14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима

Содержание учебного материала

2

2

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 266, вопрос 1 — Чем завершилась борьба за власть после смерти И.В. Сталина?

Тема 14.3 СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов

Содержание учебного материала

2

2

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н.Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам.Ю.В.Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 273, вопрос 2 — В чем состояла суть экономической реформы 1965 г.? Почему она претерпела изменения? Как развивалась советская экономика во второй половине 60-х — первой половине 80-х гг.?

Тема 14.4 СССР в период перестройки

Содержание учебного материала

2

2

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 280, вопрос 2 — Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Каковы были результаты реформ?

Раздел 15.

Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ

4

 

Тема 15.1 Российская Федерация на современном этапе

Содержание учебного материала

2

2

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Самостоятельная работа обучающихся

[2] стр. 297, вопрос 1 — Что такое «шоковая терапия»? Каковы были ее последствия?

Тема 15.2 Мир в ХХIв.

Содержание учебного материала

2

2

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Страны третьего мира.Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализируйте современное состояние государств, международных отношений и место России в современном мире.

 

Дифференцированный зачет

2

 

Уровни усвоения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

            Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете № 107 «Обществознание»;

Оборудование учебного кабинета:

·                          посадочные места по количеству обучающихся;

·                          рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

·                          компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

 

3.2. Информационное обеспечение обучения:

 

Основные источники:

 

1.                       Артемов В.В., История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред.проф.образования: в 2 ч. Ч.1/В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.

2.                       Артемов В.В., История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред.проф.образования: в 2 ч. Ч.2/В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

            Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

·                                 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

·                                 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

 

Экспертная оценка:

·                            устного ответа;

·                            письменной работы (рабочая тетрадь);

Наблюдение за деятельностью обучающихся (работа с историческими картами, схемами, дидактическими материалами).

·                                 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых историческихпроцессов и явлений;

 

Экспертная оценка:

•                   устного ответа;

•                   письменной работы (рабочая тетрадь);

 

Наблюдение за деятельностью обучающихся (работа с историческими картами, схемами, дидактическими материалами).

 

·                                 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

 

Экспертная оценка:

·                            защиты рефератов, творческих проектов

·                            выполнения письменных работ

Наблюдение за деятельностью обучающихся (работа с исторической картой, схемами, дидактическим материалом)

Знание/понимание:

 

·                                 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

 

Экспертная оценка:

·                            устного ответа

·                            письменных работ (тесты, терминологические диктанты, хронологические диктанты)

·                            выполнение практических заданий по учебнику с использованием материала исторических хрестоматий, дидактического материала для обучающихся

·                            дополнительной (самостоятельной) работы с рекомендованными историческими источниками

·                                 периодизацию всемирной и отечественной истории;

 

·                                 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

 

·                                 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

 

·                                 основные исторические термины и даты;

 

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                                 определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

·                                 использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

·                                 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

·                                 осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

 

Экспертная оценка:

·                            защиты творческого проекта (индивидуальные и групповые работы),

·                            реферата с компьютерной презентацией,

 

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История» 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История» 1

России, ее роль в мировом сообществе; · основные исторические термины и даты; уметь : · анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,…

России, ее роль в мировом сообществе; · основные исторические термины и даты; уметь : · анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,…

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История »

Тематический план и содержание учебной дисциплины «История »

Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век

Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век

Сущность буддизма. Священные места, связанные с

Сущность буддизма. Священные места, связанные с

Европы.

Европы.

Европы.

Европы.

Самостоятельная работа обучающихся [1] стр

Самостоятельная работа обучающихся [1] стр

Самостоятельная работа обучающихся [1] стр

Самостоятельная работа обучающихся [1] стр

Содержание учебного материала 12

Содержание учебного материала 12

Самостоятельная работа обучающихся [1] стр

Самостоятельная работа обучающихся [1] стр

Написать эссе на тему «Социальная структура общества

Написать эссе на тему «Социальная структура общества

Конституционные проекты. Причины неудач реформ

Конституционные проекты. Причины неудач реформ

Россия Содержание учебного материала 2 2

Россия Содержание учебного материала 2 2

Россия Содержание учебного материала 2 2

Россия Содержание учебного материала 2 2

Временного правительства. Причины радикализации общества

Временного правительства. Причины радикализации общества

Тема 11.4 Международные отношения в 20—30-е годы

Тема 11.4 Международные отношения в 20—30-е годы

Решающая роль СССР в разгроме нацизма

Решающая роль СССР в разгроме нацизма

Тема 14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима

Тема 14.2 Советский Союз в период частичной либерализации режима

Становление новой российской государственно-правовой системы

Становление новой российской государственно-правовой системы

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

России, ее роль в мировом сообществе; · основные исторические термины и даты;

России, ее роль в мировом сообществе; · основные исторические термины и даты;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018