Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)
Оценка 4.7

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
технология
5 кл—9 кл
19.11.2017
Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная обработка древесины» рассчитана на 2 года, носит индивидуальный и групповой характер обучения. По виду – прикладная; По типу – модифицированная; По уровню освоения – базовый уровень. В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования. Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках. Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.В файле расположена рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы "Художественная обработка древесины", которая реализуется в сельской школе.
Резьба по дереву КРУЖОК.docx
МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» Верховажского района Вологодской области Принята                                        «Согласовано»                  на заседании педагогического   Зам. директора по УВР    совета    №1                               25 августа  2015года                                                                    Киселева/                                                                   25 августа  2015 года            Приказ № 64 от 25.08.2015 г.                                                                                                             /О.А. Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественной  направленности «Художественная обработка древесины»                                  для учащихся 5­9 классов  (2 года обучения) Автор:                                                  Шутов Алексей Владимирович, педагог  дополнительного  образования                          МБОУ «Нижнекулойская  средняя школа» д. Урусовская 2015 г. 1. Пояснительная записка        Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая программа художественной направленности   «Художественная   обработка   древесины»   для   учащихся   5­9   классов разработана  на основании требований нормативно­правовых документов: ­Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ­Концепции     развития   дополнительного   образования   детей   (утверждена   распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726­р); ­Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным   программам   (утвержден   Приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008); ­Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; ­Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля   2014   г.   N   41   г.   Москва   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.4.3172­14   «Санитарно­ эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; ­Программы воспитания «Земное притяжение» МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» на 2011­2016 г.  ­Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»; ­Устава МБОУ «Нижнекулойская средняя школа». Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   «Художественная обработка древесины» рассчитана на 2 года,  носит индивидуальный и групповой характер обучения. По виду – прикладная; По типу – модифицированная; По уровню освоения –  базовый уровень. В   программе   отражается   специфика   стороны,   которая   присуща   предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все   требования   к   декоративно   –   прикладному   образованию,   которые   до   сих   пор   не используются в системе школьного и дополнительного образования. Актуальность  ­   данной   программы   заключается     в   соединении   умственного   и физического   творческого   труда,   которое   является   одной   из   основ   здорового   и долговременного   образа   жизни   человека.   Программа   содержит   установку   на   познание многообразия   живых   существ   на   земле,   свойства   и   строение   дерева   –   самого распространенного   природного   материала,   на   раскрытие   потребностей   детей   творить   и осознавать свои возможности. Новизна   данной   программы  заключается   в   объединении   традиций   русского народа   в   изготовлении   декоративно­прикладных   изделий   из   древесины   и   реализации творческой   индивидуальности   каждого   обучающегося;   в   программе     рассмотрены   все элементы   технологии   плетения   из   лозы,   мозаики,   резьбы   по   дереву,   начиная     с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках. Цель   данной   программы–   сформировать   устойчивую   мотивацию   к   познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом   –   одним   из   самых   любимых,   распространенных   материалов   для   декоративно­ прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение   потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты. Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года. Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.: 1.Программы   для   общеобразовательных   школ   и   гимназий   «Основы   народного   и декоративно­ прикладного искусства 1­8 классы; 2.Декоративно­прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений. 3.Программы «Живое дерево».  Внесены   свои   разделы   с  учетом   интересов   детей   и   с     учетом   их  возраста.   Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно­ прикладном творчестве. Задачи ДОО «Художественная обработка древесины» 1­й год обучения Образовательные: *Формировать пространственное представление, художественно – образное     восприятие действительности;  *Научить   познавать   и   использовать   красоту   и   свойства   древесины   для   создания художественных образов и предметов быта; *Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины; *Изучить  технологию работы лобзиком; *Изучить технологию работы выжигателем; *Научить работать различными инструментами, приспособлениями; Развивающие: *Развивать художественно – творческие способности учащихся; *Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром; *Развивать   фантазию,   память,   эмоционально   –   эстетическое   отношение   к   предметам   и явлениям действительности; Воспитательные:  *Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края; *Пробуждать   интерес   к   русскому   народному   творчеству   и   к   новым,   современным направлениям народного творчества; *Развивать  терпение, настойчивость, трудолюбие; *Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. 2­й год обучения Образовательные: *Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества; *Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для   резьбы, способы хранения древесины; *Изучить технологию мозаики; *Изучить технологию геометрической резьбы; *Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву. Развивающие: *Формировать   творческую   индивидуальность   в   различных   направлениях   декоративно   – прикладного творчества; *Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи; *Сформировать представление о народном мастере как творческой личности; *Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре. Воспитательные: *Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков; *Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы от других программ  работы с древесиной является   то,     что   она   нацелена   на   освоение   работы   деревом,   мозаикой   из   дерева. Обучающиеся  могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной:   быть   близка   к   природным   организмам,   упрощена   и   стилизована   или превращена в фантастические образы  В реализации программы участвуют Дети в возрасте 11­15 лет. Разработанная   программа   по   своему   тематическому   содержанию   применима   как   для учащихся среднего, так и для старшего звена Срок реализации программы 2 года Форма и режим занятий: Первый год обучения рассчитан на 39 часов в год Второй год обучения рассчитан на 39 часов в год  Форма занятий: *Беседы. *Объяснения *Рассказы *Практические работы *Выставки *Творческие отчеты Характеристика ожидаемых результатов 1­го года обучения В результате прохождения данной программы дети  должны знать:   принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;  основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);   физико­механические,   технологические,   энергетические,   экологические   свойства материалов;  способы разметки по шаблону и чертежу;  принцип подбора столярного инструмента ­ по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;  назначение   и   устройство   станков   и   электрооборудования   (электровыжигателя, электродрели,   токарного   станка   по   обработке   древесины,   сверлильного   станка, электролобзика,  электрофрезера);  иметь понятие о конструировании и моделировании;  способы   отделки   древесины   ­   грунтовка,   шлифование,   окраска,   лакирование, полирование;  основные   сведения   о   видах   художественной   обработки   дерева   на   территории родного края, их характерные особенности;  историю   возникновения   и   развития   местного   промысла   по   художественной обработке дерева, его роль в экономике области;  основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;  основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;  технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.           Должны уметь:            рационально   организовывать   рабочее   место.   Соблюдать   правила   Техники безопасности;  уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;  определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;  производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;  применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;  использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;  выполнять простейшие столярные операции;  производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;   самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;   экономно расходовать материалы и электроэнергию. Характеристика ожидаемых результатов 2­го года обучения Должны знать:     основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;  основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;  технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;  разные виды резьбы и их особенности;   способы   экономного   расходования   материалов,   электроэнергии,   бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;  правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ. Должны уметь:       выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;  затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;  выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;  выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;  проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их; бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами; Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить  Навыки:  владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;  выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;  владения основными элементами графической грамотности;  выполнения плоскостной разметки;  разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;  выполнение декорирования изделий ­ выжиганием, различными видами резьбы;  Формы организации учебной деятельности:    индивидуальная;  коллективная (звеньевая).  Критерии и показатели оценки знаний обучающихся              теоретический уровень знаний;  степень   овладения   рабочими   приёмами   при   работе   с   инструментами   и приспособлениями;  применение полученных знаний на практике;  соблюдение технических и технологических требований;  качество изготовления изделия ­ по внешнему виду готового изделия;  изготовление изделия в установленные нормы времени;  соблюдение   правил   техники   безопасности,   пожарной   и   электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.  экономия материалов;    желание трудиться;     познавательная активность и творческий подход;  самостоятельность;  партнёрские отношения при совместной работе.  Методы обучения 1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение; 2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации; 3. Практические: практические занятия; 4. Репродуктивные, проблемно­поисковые: повторение, конструирование 5. Эвристический: продумывание будущей работы. Формы   подведения   итогов   реализации   дополнительной   образовательной программы. 1. Выставки детского творчества 2. Участие   детей   в   районных,   областных   выставках   декоративно­прикладного творчества, конкурсах различного уровня. 3. Итоговая аттестация.                       Учебно­тематический план 1 год обучения 39 часов                         Количество часов №п/п Содержание темы Всего Теория Практические работы  Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (22 часа) 1.1 Охрана   труда,   электро   и пожарная  безопасность  при производстве художественных изделий. Основы материаловедения. 1.2. 1.3. Материалы,   инструменты   и 1.4. 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Раздел II.  Художественное  выжигание (17 часов) 2.1 1 1 1 1 2 1 2 3 1 2 3 2 3 22 1 2 1 2 приспособления. Виды  резьбы  по  дереву.   приёмы Технология   выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Технические выпиливания орнамента. Сборочные   и   отделочные работы. Художественно­ эстетические выпиливания лобзиком. Работа   над   конструкцией изделия. Построение орнамента. Отделка изделия. Изготовление изделия. основы         изделий и Инструменты приспособления для выполнения   работ   по выжиганию. Декорирование выжиганием. Основы композиции. Подготовка   заготовок   к работе. Технология   декорирования художественных   изделий выжиганием. Основные   приёмы 2 1 1 1 1 1 1 ­ ­ 6 1 1 1 1 1 2 2 2 3 2 3 16 ­ 1 1 2 2 2.7 2.8 2.9   выполнения выжигания. Технология   приёмов выжигания Отделка изделия. Изготовление   изделий   и декорирование их выжиганием.   2 2 4 17 ­ 3 2 2 4 14 Содержание программы Раздел I.  Выпиливание  лобзиком (22часа) Тема   1.1.   Охрана   труда,   электро­   и   пожарная   безопасность   при   производстве художественных изделий.   Введение   ТБ,   электро   и   пожарная   безопасность   при   производстве   художественных изделий. Начальная диагностика. Тема 1.2. Основы материаловедения  Основы   материаловедения.   Знакомство   с   учебно­тематическим   планом   по   выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи. Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления  Материалы, характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.   инструменты   и   приспособления.   Основные   свойства   материалов; Тема 1.4. Виды  резьбы  по  дереву.  Народные художественные традиции; Виды   и особенности резьбы  по  дереву.  Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание  Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)  Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность  оформления изделия. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь)  Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура.   Конструкция,   форма   изделия.   Подготовка   материалов,   рисунка.   Перевод рисунка на заготовку.  Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ. Технология   сборочных   и   отделочных   работ.   Способы   соединения   деталей.   Форма   и конструкция деталей. Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки Тема 1.8 Художественно­эстетические основы выпиливания лобзиком. Художественно­эстетические   основы   выпиливания   лобзиком.   орнамента. ­ симметрия; ­ орнаментальные розетты и полосы; ­ сетчатый орнамент.   Назначение   и   виды Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия. Работа над конструкцией изделия.  Плоские, объёмные изделия, изделия округлой формы, изделия со сложным орнаментом. Практическая работа:  сборка корзиночки для конфет.  Тема 1.10. Построение орнамента. Практическая работа: перевод рисунка   и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии.  Плоские, объёмные изделия,  изделия округлой формы, изделия со сложным орнаментом. Тема 1.11. Отделка изделия. Практическая работа: отделка изделия.  ­ Отделочные материалы; ­ нетрадиционные материалы; ­ облицовывание шпоном; ­ циклование и шлифование; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка. Тема 1.12.  Изготовление изделия.  Практическая работа: выполнение настенного панно   Раздел II.  Художественное  выжигание (17 часов) Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем  Правила: ­ поведения и техники безопасности; ­ пожарной и электробезопасности; ­личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.   Технология декорирования изделий выжиганием  ­ подготовка материалов; ­ перевод рисунка; ­ приёмы выжигания. Тема 2.3. Основы композиции. Технология   создания   композиции   с   использованием   отдельных   элементов   выполненных электро выжигателем. Основы композиции.   Основные принципы композиции, форма и конструкция изделия. Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе. Практическая работа: подготовка древесины  к работе, выполнение контурного рисунка на древесине ­ Основные требования к инструменту; ­ уход за инструментом. Тема 2.5.  Технология декорирования художественных изделий выжиганием.  ­ Подготовка материалов; ­ перевод рисунка; ­ приёмы выжигания; ­ способы соединения деталей; ­ сборка изделия; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка. Практическая работа:  выполнение контурного  выжигания. Тема 2.6. Основные приёмы выжигания. Технология  основных приёмов выжигания. Практическая работа:  совершенствование приёмов выжигания.  Тема 2.7. Технология  выполнения приёмов выжигания   Практическая   работа:   совершенствование   приёмов   выжигания.   Освоение   приёмов выжигания. Выполнение настенного панно   Тема 2.8. Отделка изделия. Практическая работа: выполнение настенного панно   ­ Отделочные материалы; ­ нетрадиционные материалы; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка. Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. Практическая работа: выполнение настенного панно   ­ Форма и конструкция изделия; ­ назначение и виды орнамента; ­ симметрия; ­ изделия со сложным орнаментом.                              Методическое обеспечение ДОО по разделам и темам № п/п Наименование раздела и темы Форма занятий Приемы   и методы Раздел I.  Выпиливание  лобзиком 1.1 Охрана Беседа   труда, электро и пожарная безопасность   при производстве Словесно­ наглядный. Приучение к выполнению Форма подведения итогов Средства обучения Вводная диагностика Раздаточный материал художественных изделий. 1.2. Основы материаловедения. 1.3 Материалы, инструменты   приспособления. требований Объяснение Словесно­ наглядный Обобщающая беседа Объяснение Словесно­ наглядный и 1.4. Виды     резьбы     по дереву. Объяснение Словесно­ наглядный как 1.5. Технология выпиливания лобзиком   разновидность  оформления изделия. Технические приёмы выпиливания орнамента. и Сборочные отделочные работы. 1.7 1.6   1.8 Художественно­ эстетические основы выпиливания лобзиком. Работа конструкцией изделия. Построение орнамента. над   Отделка изделия. Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный Изготовление изделия. Объяснение Словесно наглядный Раздел II.  Художественное  выжигание 2.1 Инструменты   Беседа Словесно наглядный 1.9 1.1 0 1.1 1 1.1 2 2.2 и приспособления для выполнения   работ по выжиганию. Декорирование изделий выжиганием. Объяснение Словесно наглядный 2.3 Основы композиции. Объяснение Словесно Таблицы, инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Таблицы, инструменты   и принадлежности Таблицы, инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ 2.4 Подготовка заготовок к работе. Объяснение Словесно наглядный наглядный 2.5 Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Объяснение Словесно наглядный 2.6 Основные   приёмы выжигания. Объяснение Словесно наглядный 2.7 Технология выполнения приёмов выжигания 2.8 Отделка изделия. Объяснение Словесно наглядный Объяснение Словесно наглядный 2.9 Изготовление   Объяснение Словесно наглядный изделий и декорирование   их выжиганием. Выставка детского творчества 3.6 работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка Анализ работ, выставка принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Инструменты   и принадлежности Оснащение каждого занятия Каждый ребенок должен иметь:  Карандаш Линейка Ластик Тетрадь Ручка Циркуль Пилки для лобзика Электровыжигатель Акварель или гуашь Копирка Кисти Стакан для воды                          Учебно­тематический план 2­ой год обучения №п/п Содержание темы Количество часов Всего Теория Практические работы Виды мозаики по дереву                                                Раздел I.  Мозаика  (16 часов) 1.1 1 1.2. Материал 1 1.3. 1 1 1 1 4 1 2 2     и для Оборудование, инструменты приспособления мозаичных работ Приемы мозаики 1 Орнамент Сюжетный набор 3 Наклеивание   мозаичного 2 выполнения 1 4   1.4. 1.5 1.6. 1.7. набора на основу Отделка мозаичного набора 1.8 3 16 4                                   Раздел II.  Резьба по дереву (23 часа) 2.1 труда,   3 12 5 3 1 3 6 1 19 1 1 1 5 3 1 1 3 6 1 23 1 1 1 1 4   Охрана производственная санитария,   электро   и пожарная  безопасность  при производстве художественных изделий из дерева. Виды резьбы, материал Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву Геометрическая   резьба   по дереву.   Освоение   приемов выполнения геометрической резьбы Контурная резьба Рельефная   и   скульптурная резьба Отделка   и   реставрация резных изделий Изготовление простого художественного   изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне.   Перенос   ее   на заготовку. Изготовление   разделочной доски   и   декорирование   ее геометрической резьбой. Выставка творчества детского       2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Содержание программы Раздел I.  Мозаика Тема 1.1 Виды мозаики по дереву  Теория: Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико­технологические сведения: ­ виды резьбы; ­ отличительные черты; ­ особенности композиции орнаментов; ­ подготовка изделия к резьбе; ­ приемы и способы выполнения мозаичных наборов; ­ отделка изделия; ­ требования к качеству работ; ­ безопасность труда.  Тема 1.2. Материал  Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины. Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для  мозаичных работ Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для   мозаичных работ. Рабочее место. Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики  Теория   :Технология   выполнения   мозаики.   Подготовка   рисунка   для   мозаичного   набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико­технологические сведения: ­ принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции; ­ своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву; ­ зарисовки растений, птиц, животных; ­ понятие о колорите; ­ цветовой круг; ­ цвета в композиции; ­ однотонная и многоцветная композиция.  Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета.    Тема 1.5. Орнамент  Теория:   Технология   изготовления   орнамента   Общие   сведения   об   орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический. Тема 1.6. Сюжетный набор  Теория: технология выполнения  сюжетного набора. Практическая работа: выполнения  сюжетного набора. Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу  Теория: технология наклеивания мозаичного набора на основу. Практическая работа: Подготовка основы.  Прессование. Приготовление и нанесение клея.  Тема 1.8. Отделка мозаичного набора  Теория : технология отделки мозаичного набора Технико­технологические сведения: ­ материалы, инструменты, приспособления; ­ технология отделки изделия; ­ качество мозаичных работ; ­ безопасность труда.  Практическая работа: отделка мозаичного набора  Раздел II.  Резьба по дереву Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.  Технико­технологические сведения: ­ правила поведения в мастерских; ­ основные направления работы; ­ задачи на год.  Тема 2.2. Виды резьбы  Теория:   технология   выполнения   плосковыемчатой,   плоскорельефной,   рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.  ­ виды резьбы по дереву; ­ их характерные особенности и разновидности; ­ правила безопасности труда при работе режущими инструментами.  Тема 2.3. Материал  Теория:   технология   подготовки   материала,   Выбор   материала   Технико­технологические сведения: ­ декоративные свойства дерева; ­ клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий; ­ отделочные материалы и отделка; ­ способы предупреждения и устранения дефектов.  Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву Теория : Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.   геометрической   резьбы   по   дереву.   Технико­ Тема 2.4.  Геометрическая резьба по дереву.   Теория:   технология   выполнения   технологические сведения: ­ история возникновения и развития; ­ особенности; ­ элементы геометрической резьбы; ­ сочетание различных элементов; ­ способы вычерчивания орнамента; ­ материалы, инструменты; ­  способы выполнения резьбы; ­ безопасность труда при резьбе.  Практическая работа: Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико­технологические сведения: Сочетание треугольников: ­ с прямыми и кривыми сторонами; ­ со сторонами разной длины; ­ с миндалевидными углублениями; ­ морщинистая резьба; ­ безопасность труда при резьбе.  Тема 2.5. Контурная резьба  Теория Технология выполнения контурной резьбы Технико­технологические сведения: ­ своеобразие резьбы; ­ особенности композиции орнаментов; ­ подготовка изделия к резьбе.  Практическая работа: Выполнение орнамента Тема 2.6. Рельефная и скульптурная резьба   Теория   :технология   выполнения   рельефной   и   скульптурной   резьбы   Технико­ технологические сведения: ­ виды плоскорельефной резьбы; ­ художественно­стилевые особенности резьбы; ­ материалы, инструменты и приспособления; ­ приемы выполнения видов резьбы; ­ требования к качеству резьбы; ­ безопасность труда при ее выполнении.  Тема 2.7. Отделка и реставрация резных изделий  Практическая работа: Отделка и реставрация резных изделий Технико­технологические сведения: ­ отделочные материалы; ­ нетрадиционные материалы; ­ устранение дефектов; ­ прозрачная отделка.  Тема   2.8.   Изготовление   простого   художественного   изделия   столярным   способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Практическая   работа   Изготовление   простого   художественного   изделия   столярным способом.   Составление   композиции   на   шаблоне.   Перенос   ее   на   заготовку.   Технико­ технологические сведения: ­ составление резной композиции; ­ перенос ее на заготовку; ­ способы выполнения резьбы; ­ безопасность труда при резьбе.  Тема 2.9. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Практическая   работа.   Изготовление   разделочной   доски   и   декорирование   ее геометрической резьбой. Технико­технологические сведения: ­ подбор материала; ­ составление резной композиции; ­ перенос ее на  заготовку; ­ способы выполнения резьбы; ­ отделка изделия; ­ безопасность труда при резьбе. Тема 2.10. Итоговая аттестация .  Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.                                                Ожидаемые результаты Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление   фойе   школы   и   классов,     участие   в   различных   конкурсах   декоративно­ прикладного искусства. Условия реализации программы В школе имеется мастерская по обработке древесины,  где проходят занятия. Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно­ прикладного   творчества,   требуется   большое   количество   разных   материалов,   которые приобретаются по договоренности за счет родителей и за счет средств школы : древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины и др.                                                                                                             Литератур для учителя 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву.­ М.: Высшая школа, 2011 2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.­ М., 2005 3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.­ М.: Культура и традиции, 1999. 4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. ­ М.: Просвещение, 2003 5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ ­ М.: Просвещение, 1999 6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ ­М.: Рипол классик, 2004. 7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. ­ М.: Лукоморье, 2000. 8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. ­ М.: Высшая школа, 1986. 9.  Логачёва   Л.А.   Резчикам   по  дереву   (альбом   орнаментов.  Выпуск   3).  ­   М.:  Народное творчество, 2001. 10. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. ­ М.: Высшая школа, 2010 11. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. ­ М.: Мир, 2002 12. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. ­ Ростов ­ на ­ Дону.: Феникс, 2000. 13. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. ­ Минск.: Современное слово, 2008 14. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). ­ Минск.: Современное слово, 2008.                                                     для обучающихся 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ ­ М.: Траст пресс,2005. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. ­ М.: Экология, 2010 3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 ­ 9. ­ М.: Просвещение, 1995. 4. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. ­ Минск.: Полымя, 1990. 5. Технология 5 ­8 /Под ред. Симоненко В.Д./. ­ М.: Просвещение, 2012. 6. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. ­Минск.: Элайда, 2009. на ДООП  художественной направленности « Художественная обработка древесины» Рецензия         Данная   программа   ориентирована   на   учащихся   среднего   звена,   реализуется   в   разновозрастном составе.  Срок реализации программы – 2 года.         Актуальность   программы   заключается   в   формировании   художественной   культуры обучающихся как составной части материальной и духовной культуры, художественно – творческой активности, которая помогает им в овладении образного языка декоративно­ прикладного искусства. Новизна и оригинальность заключается в знакомстве с новыми технологиями: выжигание, выпиливание лобзиком, резьба по дереву, составление мозаики.  Образовательная программа разработана на основе программы Б.М. Неменского и В.Д. Симоненко:     «Технология»   5­9   классы,   «Декоративно­прикладное   творчество   для дополнительных   образовательных   учреждений»   и   программы   для   общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно­ прикладного искусства 1­8 классы» Учителем  внесены  изменения  с  учетом  интересов  и  возраста,  программа  расширена  по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы. Образовательная программа тесно взаимосвязана с историей России, с изобразительным искусством, технологией, биологией. Основными   структурными   компонентами,   программы   являются:   «художественное выжигание», «выпиливание лобзиком», «мозаика», «резьба по дереву». В ходе изучения программы у детей развивается  и укрепляется чувство любви к Родине, к родному краю. В результате они смогут приобрести следующие умения: проектировать и создавать декоративные изделия с учетом закономерностей дизайна, знать и выполнять технологии различных изделий из дерева. Учебно­методический материал в полной степени соответствует специализации системы ДООП,   помогает   дополнительно   получить   знания   и   умения   в   области   обработки древесины. Программа отражает специфику, которая присуща предметам практической деятельности, как   мощному   средству   назначения   и   развития,   учитывающая   все   требования   к декоративно­прикладному образованию.                                  Директор МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»­ Т.Н. Игнатьевская

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)

Рабочая программа ДОО программы художественной направленности "Художественная обработка древесины" (5-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017