Программа кружка "Корреспондент" предназначена для профессиональной подготовки учащихся 7-9 классов. В процессе обучения учащиеся познакомятся с профессией корреспондента, основными направлениями деятельности, а так же научатся работать в текстовом редакторе Word. Учащиеся познакомятся с правилами написания заметок, очерков, статей, репортажей. В основе лежат навыки сбора, обработки информации на компьютере.
Программа кружка
«Корреспондент»
Кудинова Л.Г., учитель информатики
МОУ «Мамоновская СОШ»
Пронского района Рязанской области
1. Пояснительная записка.
Обоснование.
1.1.
С введением предпрофильной подготовки во второй ступени обучения
и профильного обучения в третьей ступени обучения основной задачей
является формирование самоопределения учащихся,
выявление
склонностей и способностей, формирование практического опыта в
различных сферах познавательной и профессиональной деятельности.
Сегодня каждый третий подросток покидает школу, не имея
представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому
приоритет выбора учащимися уровня собственных достижений и освоение
новых курсов в школе возрастает.
Главная цель школы на данном этапе – формирование у подростка
внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию,
корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Учитывая тот факт, что именно в школе происходит эмоциональное,
социальное и психическое становление личности, необходимо использовать
все возможности формирования психологической готовности школьников
к выбору профессии в ходе учебновоспитательного процесса.
Программа составлена таким образом, что школьник приобретает
первоначальные знания и умения профессии корреспондента.
При организации работы кружка сначала целесообразно опираться на
знания, полученные учащимися на уроках русского языка и литературы, а
также уроках информатики.
Особенностью проведения занятий является объединение теоретической и
практической частей. Порядок при этом может быть различным. Если
одном занятии обучающиеся могут заслушать доклад – сообщение о каком
либо из газетных жанров, а затем провести работу по созданию
собственных вариантов эскизов рассмотренных жанров, то на другом
занятии работа начинается с практической работы, а затем изучается
теоретический материал.
Выделяются также обобщающие практические работы с последующим
обсуждением и анализом.Программа предусматривает не только знакомство с профессией
корреспондента но и приобретение умений собирать материал,
систематизировать его, выполнять оформление сочинений в жанре
газетных публикаций в компьютерном варианте, составлять рабочий
материал, использовать в работе записные книжки, блокноты.
Цель:
1.2.
формирование индивидуальных способностей в успешном выборе
профессии и освоение основных навыков профессии, гармоничное
вхождение в трудовую деятельность, развитие познавательных, творческих,
поисковых способностей,
формирование конкурентоспособного
профессионала.
1.3. Задачи кружка:
Воспитание у учащихся потребность в устных и письменных
публицистических выступлениях и прививать им для этого
необходимые навыки.
Развитие коммуникативных навыков учащихся в совместной
познавательной, трудовой, досуговой деятельности.
Формирование навыков работы с текстовым редактором.
Развитие компьютерной грамотности.
Формирование и развитие навыков творческой, исследовательской
работы.
Развивать творческие способности учащихся – осуществлять выпуск
стенгазет, журналов, спецвыпусков школьной газеты, оформлять
альбомы, стенды и др.
Публикация работ учащихся в районной газете.
1.4 Формы и методы работы.
В процессе реализации программы, используются следующие методы и
формы:
поисковоисследовательский метод (самостоятельная работа детей по
сбору необходимой информации, с дальнейшим созданием эскизов
газетных жанров);
метод наблюдений, активизирующий активный познавательный процесс
(информирование учащихся о свойствах и отношениях реально
существующих явлениях, процессов, что предполагает объективность в
выводах и обобщениях);
моделирование
(экспериментальный метод по
созданию
информационных моделей); метод эксперимента (вмешательство в естественные условия
существования предметов и явлений или воспроизведение их
определенных сторон в специальных условиях с целью их изучения);
контроль
успеваемости и качества усвоения программного материала,
диагностика результатов обучения).
взаимоконтроль,
метод контроля
(самоконтроль,
Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество часов – 144.
Первый год обучения 72 часов (2 часа в неделю), второй год обучения – 72
часов (2 часа в неделю).
Учебные группы смешанные разновозрастные (ребята группируются по
талантам, творческим способностям).
1.5. Знания и умения.
По завершению курса обучения учащиеся должны знать:
способы поиска, хранения, и обработки информации;
правила работы с компьютером, правила работы в текстовом редакторе
Word;
основные жанры публицистического стиля;
виды газетных и журнальных публикаций, алгоритм их написания и
оформления на газетных полосах;
основные принципы работы с газетными и журнальными
иллюстрациями.
По завершению курса обучения учащиеся должны уметь:
определять стиль и тип речи;
давать характеристику текста публицистического стиля;
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал,
в устных и письменных
составлять план и пользоваться им
высказываниях;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
уметь работать с текстовым редактором, проводить редактирование
текста;
уметь оформлять основные жанры публицистического стиля;
уметь создавать эскизы страниц газет и журналов.
2. Учебно тематический план2.1.
Учебнотематический план /1 год обучения/
Тематика занятий
Количество часов
Всег
Теори
Практик
о
я
а
№
п/
п
1.
2
6
4
4
5
8
8
6
2
10
6
6
5
72
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
23
1
4
2
3
3
6
6
4
8
4
4
4
49
Распределение
Вводное
обязанностей. Цели и задачи работы кружка.
занятие.
2. Стили речи, общая характеристика.
3.
Виды газетных и журнальных публикаций.
Хроника.
4. Организация работы корреспондентов –
хроникеров.
Расширенная информация.
Заметка.
5.
6.
7. Интервью.
8. Анкетирование.
9. Курс бесед «Роль газеты в моей жизни и
жизни моей семьи».
10. Путевые заметки.
11. Отчет.
12. Репортаж.
13. Зарисовка.
Итого:
2.2.
Учебнотематический план /2ой год обучения/Тема учебного материала
№
п/
п
1. Корреспонденция.
2. Литературное редактирование.
3.
Теория и практика редактирования
текста.
2
6
8
Количество часов
Всего
Теори
я
1
2
2
Практик
а
1
4
6
4. Обучение практике верстки номеров
10
газет.
Рецензия.
5. Статья.
6. Обзор печати.
7.
8. Очерк.
9. Фельетон.
10. Газетные иллюстрации.
11. Обучение практике верстки номеров
школьных газет.
Итого:
6
4
6
8
4
8
10
72
2
2
2
2
2
1
1
2
8
4
2
4
6
3
7
8
19
53
3. Содержание учебного материала.3.1. Первый год обучения.
Вводное занятие. Распределение обязанностей. Цели и задачи работы кружка.
Знакомство с целями и задачами кружка. Выбор старосты. Распределение
обязанностей между членами кружка.
Стили речи, общая характеристика.
Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи.
Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения,
жанры, стилевые особенности, языковые средства. Сходство и различие
художественного и публицистического стилей.
Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника.
Газетные публикации, их виды. Журнальные публикации, их виды. Понятие
хроники.
Организация работы корреспондентов – хроникеров.
Профессия корреспондента. Основные должностные обязанности профессии
корреспондент. Организация работы корреспондентов –хроникеров.
Расширенная информация.
Понятие расширенной информации. Написание расширенной информации.
Заметка.
Заметка. Анализ образцов заметок, взятых из различных газет и журналов.
Заметка информационного характера. Заметка типа делового описания.
Заметка типа художественного описания с элементами повествования.
Информационная заметка с отрицательным содержанием. Заметки на темы,
связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. Заметка
благодарность. Заметка – вопрос. Заметкапросьба. Оформление заметок на
газетных страницах.
Интервью.
Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.
Интервьюмонолог. Интервьюдиалог. Коллективное интервью. Интервью –
зарисовка. Оформление интервью на газетных страницах.
Анкетирование.
Анкета. Виды анкет. Анкетирование. Оформление анкеты.
Курс бесед «Роль газеты в моей жизни и жизни моей семьи».
Путевые заметки.Понятие путевых заметок. Анализ образцов путевых заметок, взятых из
различных газет. Написание путевых заметок.
Отчет.
Отчет. Отчет общий (прямой). Отчет тематический. Отчет с комментариями.
Написание отчета.
Репортаж.
Репортаж. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный
репортаж. Подготовка материала к репортажу. Сбор и обработка
информационного материала. Оформление репортажа на газетных страницах.
Зарисовка.
Зарисовка. Написание зарисовки. Оформление зарисовки на газетных
страницах.
3.2. Второй год обучения.
Корреспонденция.
Корреспонденция. Повторение курса первого года обучения. Написание
корреспонденции.
Литературное редактирование.
Литературное редактирование работ различных видов. Исправление ошибок.
Различных типов.
Теория и практика редактирования текста.
Ввод текста. Редактирование текста. Расположение статей в газетных
полосах.
Обучение практике верстки номеров газет.
Макеты газетных страниц. Оформление газетных полос.
Статья.
Статья. Передовая статья. Статья, обобщающая опыт работы. Проблемная
статья. Критическая статья. Оформление статьи на газетных страницах.
Обзор печати.
Обзор печати. Тематические обзор. Общий обзор. Информационный обзор.
Подготовка обзора.
Рецензия.
Рецензия. Рецензия на литературную тему. Рецензия на искусственную тему.
Рецензия на телепередачу.Очерк.
Очерк. Очерк портретного характера. Проблемный очерк. Событийный очерк.
Путевой очерк. Написание очерка.
Фельетон.
Фельетон. Тематический фельетон. Проблемный фельетон. Написание
фельетона.
Газетные иллюстрации.
Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет,
пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский
шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат,
заставки,
орнаменты, виньетки, репродукции). Вставка иллюстраций в газетные полосы.
Обучение практике верстки номеров школьных газет.
Оформление газетных страниц. Вставка газетных иллюстраций.
4. Используемая литература.
1. Словарь литературоведческих терминов. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев –
М.: Просвещение, 1974.
2. Обучение деловому письму. К.П. Щепина – М.: Просвещение, 1980.
3. Речь, язык. Г.Г. Гранина, Л.А. Концевая – М.: Просвещение, 1995.
4. Язык мой – друг мой. Л.Г. Григорян – М.: Просвещение, 1976.
5. Основы компьютерного делопроизводства. Н.В. Макарова – Питер:
Издательский дом, 2005.6. Практическая информатика. С. Симонович – М.: Просвещение, 2005.
7. Специальная информатика. С. Симонович – М: Просвещение, 2000.
8. Газетные и журнальные публикации.
5. Методическое обеспечение образовательной
программы.
№
п/п
1.
2.
Тема из плана
Форма занятия Методы
Публицистический
стиль речи
Коллективная
проведения
занятия
Рассказ, беседа,
демонстрация
Групповая
Виды газетных и
журнальных
публикаций.
Хроника.
Минибеседа,
минидиалог,
самостоятельная
работа
Дидактические
материалы
Техническое
оснащение
и
и
Газетные
журнальные
публикации
Образцы
газетных
журнальных
публикаций
Форма
подведения
итогов
Анализ
работы
учащихся,
подведение
итогов.3.
4.
Профессия
корреспондента.
Основные
должностные
обязанности
профессии.
Расширенная
информация
Коллективная
Лекция
Оценка
педагога.
Групповая
Беседа,
практическая
работа в группах
Газетные
публикации,
вырезки
Работа
компьютере
на
Анализ
работы групп.
Оценка
педагога.
5.
Заметка.
Коллективная
6.
Написание заметки
Групповая
7.
Интервью.
Коллективная
Лекция,
демонстрация
Беседа,
практическая
работа, конкурс
Беседа,
демонстрация
Интервью
газетных страницах
на
Групповая,
индивидуальная
Практическая
работа
Беседа,
демонстрация,
анкетирование
обучающихся
Практическая
работа
8.
9.
Анкетирование.
Коллективная
10. Оформление анкеты
Групповая
11. Путевые заметки.
Коллективная
Беседа,
демонстрация
12. Написание путевой
заметки
Индивидуальная
Практическая
работа
13. Отчет
Коллективная
14. Написание отчета
Групповая
15.
Репортаж,
репортажей
16. Оформление
репортажей
виды
Коллективная
Групповая
мини
Беседа,
диалог
Практическая
работа
Лекция,
демонстрация
Поисковая,
практическая
работа
и
Заметки
(газетные
журнальные
вырезки)
Эскизы заметок,
тематика
заметок.
план
Газетные
вырезки,
написания
интервью
Эскизы интервью
и
Газетные
журнальные
вырезки
интервью
Тематика
анкетирования
Алгоритм
написания
заметки
Газетные
вырезки
Алгоритм
написания
заметки,
тематика
заметок
Образцы отчетов,
тематика
Тематика
отчетов
Газетные
публикации
Тематика
репортажей
17.
Зарисовка.
Оформление
зарисовки
Коллективная
Практическая
работа
Образцы
зарисовок
18. Литературное
Коллективная
редактирование
работ. Исправление
ошибок.
Практическая
работа
Словари
различного
содержания
Работа
компьютере
на
Подведение
итогов
конкурса.
Оценка жюри.
Работа
компьютере
на
Анализ работ.
Оценка
педагога
Работа
компьютере
на
Анализ работ.
Оценка
педагога.
Печать
лучших работ
в школьной
газете
Работа
компьютере
на
Оценка
педагога
Работа
компьютере
на
Анализ работ.
Оценка
педагога
Магнитофон,
блокнот,
работа
компьютере
на
Анализ
оценка работ
и
Подведение
итогов.
Обсуждение
Подведение
итогов работы19.
Ввод
редактирование
и
Групповая
20. Макеты газетных
Групповая
Практическая
работа
Практическая
работа
страниц.
Оформление
газетных полос.
Статья.
статей.
21.
Виды
Коллективная
Беседа
22. Написание статей
Индивидуальная Практическая
работа
23.
24.
Рецензия.
Коллективная
Рецензия
телепередачу
на
Групповая
Беседа,
демонстрация
Практическая
работа
25. Очерк.
Виды
очерков.
Содержание.
Коллективная
Самостоятельная
Поисковая
работа
26. Фельетон.
Индивидуальная
27.
Газетные
иллюстрации
Коллективная
Творческая
работа
/конкурс/
Беседа,
демонстрация,
минидиалоги
в
Документы
компьютерном
варианте
Эскизы газетных
публикаций в
компьютерном
варианте
Газетные
вырезки
Тематика
содержание
статей
Образцы
рецензий
и
Работа
компьютере
на
Зачет. Оценка
педагога
Работа
компьютере
на
Общая оценка
работы
Работа
компьютере
на
Выставка
творческих
работ
Телевидение
Работа
компьютере
на
и
Коллекция
газетных
журнальных
иллюстраций
Творческий
отчет групп.
Оценка
педагога
Оценка
педагога
Подведение
итога
конкурса
Смотр
газетных
страниц
6. Досуговые мероприятия.
Первый год обучения.
1. Беседа «Моя любимая газета»
2. Конкурс творческих работ /заметка, интервью, анкета, отчет, репортаж/.
3. Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи».
4. Экскурсия в редакцию районной газеты «Пронская газета». Встреча с
сотрудниками.
Второй год обучения.
1. Встреча с корреспондентом районной газеты «Пронская газета».
2. Смотр творческих работ /статья, рецензия, очерк, фельетон/.
3. Подготовка спецвыпусков школьной газеты.
4. Публикация лучших работ обучающихся в районной газете.
5. Часы общения на тему «Если бы я бал редактором…»