Программа рассчитана на учащихся 4 - 5 классов. Игра в волейбол - одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приемы, тактические действия заключают в себя большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.Рабочая программа дополнительного образования спортивной секции "Волейбол" для 4 - 5 классов.
Лангепасское Городское Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор
школы: Н.А. Щукина А.Г. Сизикова
«____» ________ 2014 г. Приказ № ______
Подпись:
от «___ » 2014 г.
Подпись:
Рабочая программа
Дополнительного образования
спортивной секции «Волейбол»
для девочек 4 – 5 класс (10 – 11 лет)
Л.Л. ЖАРКОВА. Учитель физической культуры
Количество часов: 144часа(4 часа в неделю)
Срок реализации программы: 3 учебных года.
Программа составлена на основе программы А.В. Долинской « Волейбол», рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения
СССР. Сборник « Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивных кружков и секций» под редакцией С.М. Зверева.
Москва « Просвещение», 1986г.
Рассмотрено на заседании МС
Протокол № _______
от «_____»__________ 2014 г.
Председатель МС Е.А. Ломова
Подпись:Лангепас 2014год.
Пояснительная записка
I. Назначение программы по предмету:
Программа рассчитана на учащихся 4 – 5 классов. Игра в волейбол – одна из захватывающих, интересных и популярных игр на
сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития
физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков.
В процессе изучения у учащихся формируется потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся
приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них
физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке
при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в
соревнованиях по волейболу различного масштаба. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие
в соревнований. Игровая деятельность подчеркивает уникальные возможности не только физического, но и нравственного воспитания
подростков, особенно для познавательных интересов, выработки воли и характера, формирование умений ориентироваться в окружающей
действительности.
II. Цели:
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни
двигательных и моральноволевых качеств.
Цель программы углублённое изучение спортивной игры волейбол.
III.
Задачи:1. Укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся.
2. Содействие правильному физическому развитию.
3. Повышение общей физической подготовленности.
4. Развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игровых навыков.
5. Дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры.
6. Приобретение навыка в организации и проведения учебнотренировочных занятий и соревнований.
IV. Принципы построения:
Личностного и деятельного подходов, гуманизации и демократизации. Педагогический процесс строится на основе использования широких
гибких методов и средств обучения для развития подростков разным уровнем двигательных и психических особенностей.
V.
Специфика предмета:
Основой подготовки занимающихся в кружке волейбол является универсальность в овладении технико – тактическими приемами
игры. В течение года обучение учебнотренировочных групп девушек происходит логическое продолжение технического,
тактического арсенала и физической подготовленности. По – прежнему основное внимание уделяется технической и тактической
подготовке, но уменьшается количество часов на физическую подготовку. Продолжается дальнейшая технико – тактическая
подготовка волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков. В процессе игры и на методических
занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.
VI. Форма и режим занятий
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа (144 часа в год)
Занятия проводятся в группе, в которую зачисляются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом.
Форма занятий физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спарринги, игру), беседы по правилам и судейству
соревнований
VII.
Технология и методика:
Занятия по волейболу должны носить учебнотренировочную методическую направленность. В процессе учебнотренировочных занятий
обучающиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях девушки приобретают навыки судейства игры. С этой целью
на занятиях назначают помощников тренера и дают им задания по проведению упражнений общей физической подготовки, по обучению и
совершенствованию техники и тактики игры. Судейство в учебнотренировочных играх осуществляется девушками.Практические методы:
метод упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
VIII. Ожидаемые результаты
После окончания первого года обучения учащийся должен:
знать:
расстановку игроков на поле;
правила перехода игроков по номерам;
правила игры в миниволейбол;
правильность счёт по партиям;
уметь:
выполнять перемещения и стойки;
выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками;
выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;
выполнять нижнюю подачу с 56 метров;
IX. Итоги реализации программы: участие в соревнованиях, товарищеские игры, сдача контрольных нормативов и контрольные задания.X.
Тематический план занятий учебнотренировочной группы обучения
9 – 11лет.
№ п/п
Наименование темы
Всего
Теоретические
занятия
Практические
занятия
1
1
1
1
1
1
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Физическая культура и спорт в России
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль,
предупреждение травматизма.
Сведения о строении функции организма
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Основы методики обучения и тренировки.
7. Места занятий, оборудование, инвентарь.
8.
9.
Общая и специальная физическая подготовка
Основы техники и тактики волейбола.
10. Инструкторская и судейская подготовка.
11. Контрольные игры и соревнования
12. Контрольные испытания
13. Экскурсии. Посещения соревнований.
1
1
1
1
1
1
1
19
96
6
8
4
6
14. Итого:
144
7
19
96
6
8
4
6
137Учебный план на Сентябрь
№
п/п
I.
II.
1.
2.
3.
1.
2.
III.
Наименование темы
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища,
таза, ног ; гимнастические упражнения ; легкоатлетические
упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости
,быстроты ); подвижные и спортивные игры.
Специальная подготовка:
действий Упр. Для развития
прыгучести, быстроты реакции ответных действий; упр. с
набивными мячами; упражнения для развития физических
качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики
игр: техника нападения и техника защиты; тактика
нападения и тактика защиты.
IV.
Учебные и тренировочные игры.
№
занятий
число
1
1
Х
2
3
Х
3
8
Х
4
10
Х
5
15
Х
6
17
Х
7
22
Х
8
24
Х
9
29
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
ХI.
Время занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Учебный план на Октябрь
№
п/п
I.
II.
1.
2.
3.
1.
2.
III.
Наименование темы
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища,
таза, ног ; гимнастические упражнения ; легкоатлетические
упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости
,быстроты ); подвижные и спортивные игры.
Специальная подготовка:
действий Упр. Для развития
прыгучести, быстроты реакции ответных действий; упр. с
набивными мячами; упражнения для развития физических
качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики
игр: техника нападения и техника защиты; тактика
нападения и тактика защиты.
№
занятий
число
10
1
Х
11
12
6
Х
8
Х
13
13
Х
14
15
Х
15
20
Х
16
22
Х
17
27
Х
18
29
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
ХХ
2
19
3
Х
Х
2
Х
2
Х
2
Х
2
20
5
Х
21
10
Х
22
12
Х
23
17
Х
Х
2
Х
2
24
19
Х
Х
2
25
24
Х
Х
2
26
26
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
IV.
V.
№
п/п
I.
II.
1.
2.
3.
1.
2.
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Наименование темы
Учебный план на Ноябрь
№
занятий
число
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища,
таза, ног ; гимнастические упражнения ; легкоатлетические
упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости
,быстроты ); подвижные и спортивные игры.
действий Упр. Для развития
Специальная подготовка:
прыгучести, быстроты реакции ответных действий; упр. с
набивными мячами; упражнения для развития физических
качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.III.
IV.
V.
№
п/п
I.
1.
2.
3.
1.
II.
Изучение и совершенствование техники и тактики
игр: техника нападения и техника защиты; тактика
нападения и тактика защиты.
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Наименование темы
Учебный план на Декабрь
№
занятий
число
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища,
таза, ног ; гимнастические упражнения ; легкоатлетические
упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости
,быстроты ); подвижные и спортивные игры.
Х
Х
2
27
1
Х
Х
Х
Х
Х
Х
2
Х
2
Х
2
Х
2
28
29
3
Х
8
Х
30
10
Х
31
15
Х
Х
Х
2
32
17
Х
Х
Х
2
33
22
Х
Х
Х
2
34
24
Х
35
29
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х2.
III.
IV.
V.
№
п/п
I.
1.
2.
3.
II.
Специальная подготовка:
действий Упр. Для развития
прыгучести, быстроты реакции ответных действий; упр. с
набивными мячами; упражнения для развития физических
качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики
игр: техника нападения и техника защиты; тактика
нападения и тактика защиты.
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Учебный план на Январь
Наименование темы
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
№
занятий
число
36
12
Х
37
14
Х
Х
Х
Х
38
19
Х
Х
Х
Х
39
21
Х
Х
Х
Х
40
26
Х
Х
Х
Х
41
28
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х1.
2.
III.
IV.
V.
№
п/п
I.
1.
2.
3.
Общая физическая подготовка: строевые упражнения; Акробатические
упражнения для мышц шеи, рук, туловища, таза, ног ; гимнастические упражнения
; легкоатлетические упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости ,быстроты ); подвижные
и спортивные игры.
Специальная подготовка:
реакции ответных действий; упр. с набивными мячами; упражнения для развития
физических качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.
действий Упр. Для развития прыгучести, быстроты
Изучение и совершенствование техники и тактики игр: техника
нападения и техника защиты; тактика нападения и тактика защиты.
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Х
Х
Х
2
Х
2
Х
Х
2
Учебный план на Февраль
Наименование темы
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
№
занятий
число
42
2
Х
43
44
4
Х
9
Х
45
11
Х
Х
Х
2
46
16
Х
Х
Х
2
47
18
Х
Х
Х
2
48
25
ХII.
Практические занятия
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
1.
2.
III.
IV.
V.
№
п/п
I.
1.
2.
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища, таза, ног ;
гимнастические упражнения ; легкоатлетические упражнения ;
упражнения для физических качеств ( силы, скоростно – силовых,
выносливости, гибкости, ловкости ,быстроты ); подвижные и
спортивные игры.
Специальная подготовка:
быстроты реакции ответных действий; упр. с набивными мячами;
упражнения для развития физических качеств необходимых при
выполнении приемов и передач мяча; подач; нападающих ударов;
блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики игр:
техника нападения и техника защиты; тактика нападения и
тактика защиты.
действий Упр. Для развития прыгучести,
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Наименование темы
Учебный план на Март
№
занятий
число
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Х
Х
2
49
2
Х
Х
Х
Х
Х
2
Х
2
Х
2
Х
Х
2
Х
Х
2
Х
Х
2
50
51
4
Х
9
Х
52
11
Х
53
16
Х
54
18
Х
55
30
ХII.
3.
1.
2.
III.
IV.
V.
№
п/п
I.
1.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища, таза, ног ;
гимнастические упражнения ; легкоатлетические упражнения ;
упражнения для физических качеств ( силы, скоростно – силовых,
выносливости, гибкости, ловкости ,быстроты ); подвижные и
спортивные игры.
Специальная подготовка:
быстроты реакции ответных действий; упр. с набивными мячами;
упражнения для развития физических качеств необходимых при
выполнении приемов и передач мяча; подач; нападающих ударов;
блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики игр:
техника нападения и техника защиты; тактика нападения и
тактика защиты.
действий Упр. Для развития прыгучести,
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
2
Х
Х
Х
Х
2
Х
2
Х
2
Х
Х
2
Х
Х
2
Х
Х
2
Наименование темы
Теоретические знания
Физическая культура и спорт в России.
Учебный план на Апрель
№
занятий
число
56
1
Х
57
58
6
Х
8
Х
59
13
Х
60
15
Х
61
20
Х
62
22
Х
63
27
Х
64
29
ХII.
2.
3.
1.
2.
III.
IV.
V.
№
п/п
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища,
таза, ног ; гимнастические упражнения ; легкоатлетические
упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости
,быстроты ); подвижные и спортивные игры.
Специальная подготовка:
действий Упр. Для развития
прыгучести, быстроты реакции ответных действий; упр. с
набивными мячами; упражнения для развития физических
качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики
игр: техника нападения и техника защиты; тактика
нападения и тактика защиты.
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Наименование темы
Учебный план на Май
№
занятий
число
I.
Теоретические знания
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
2
65
4
Х
Х
Х
Х
Х
Х
2
Х
2
Х
2
Х
2
66
6
Х
67
11
Х
68
13
Х
69
18
Х
Х
Х
2
Х
Х
2
70
20
Х
Х
Х
2
71
25
Х
Х
Х
2
72
27
ХII.
1.
2.
3.
1.
2.
III.
IV.
V.
Физическая культура и спорт в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающих.
Правила соревнований, их организация и проведение.
Практические занятия
Общая физическая подготовка: строевые упражнения;
Акробатические упражнения для мышц шеи, рук, туловища,
таза, ног ; гимнастические упражнения ; легкоатлетические
упражнения ; упражнения для физических качеств ( силы,
скоростно – силовых, выносливости, гибкости, ловкости
,быстроты ); подвижные и спортивные игры.
Специальная подготовка:
действий. Упр. Для развития
прыгучести, быстроты реакции ответных действий; упр. с
набивными мячами; упражнения для развития физических
качеств необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
подач; нападающих ударов; блокирование.
Изучение и совершенствование техники и тактики
игр: техника нападения и техника защиты; тактика
нападения и тактика защиты.
Учебные и тренировочные игры.
Время занятий
Формы и методы контроля за ЗУН учащихся.
1. Внутришкольные первенства по волейболу.
2. Городские соревнования по волейболу.
3. Разбор игр и анализ работы.
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
2
Х
Х
Х
Х
Х
2
Х
2
Х
2
Х
2
Х
Х
2
Х
Х
2
Х
Х
2Литература: Ю.Д. Железняк, Н.Г.Озолин, А.Г.Фурманов, М.Фидлер.
Материально – техническое обеспечение программы:
1.Скакалки – 15шт.
2. Набивные мячи – 10шт.
3.Палки гимнастические – 15шт.
4. Мячи мини – баскетбольные – 15шт.
5. Мячи волейбольные – 15шт.
6 Кубики – 6шт.
7.Мячи теннисные – 15ш.