Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Экология человека»
основное общее образование
Исполнитель: Пяткова С. В.,
учитель биологии и химии
Екатеринбург 2017
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Экология человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 8 класса с целью формирования у них основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (т.е. умении предвидеть, прогнозировать), умении находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.
Рабочая программа элективного курса «Экология человека» разработана на основе программы Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений/сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011. – 158с.
Целью элективного курса «Экология человека» является формирование у обучающихся элементарных представлений о научных основах экологии, формирование экологической культуры на базе комплексного изучения различных проблем экологии человека и законов развития системы «общество-природа».
Задачи курса:
1. Расширить и углубить знания учащихся об основных факторах, определяющих условия жизни человека, об истории и законах развития взаимоотношений человека и природы, о негативных последствиях для человека деградации природной и искусственной окружающей среды, о негативных экологических и социальных последствиях деградации духовной среды, об экологической культуре, экологических движениях и ноосферном пути развития.
2. Обосновать необходимость перехода человека и общества на экологический (ноосферный) путь развития, развивать культуру разумного потребления, здорового образа жизни и экологически грамотного поведения.
3. Способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.)
4. Развивать интерес учащихся к экологии и биологии.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная концепция данного курса заключается в следующем: значение условий жизни человека (общества) и окружающей среды есть необходимое условие формирования личностных принципов «здорового образа жизни» и «экологического императива поведения».
Конституция РФ закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущербов, причиненных его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Одновременно с признанием экологических прав человека Конституция возлагает на каждого субъекта обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Только при условии внутреннего осознания и понимания жизненной необходимости соблюдения своих экологических прав и обязанностей, норм и правил поведения человек научится управлять собственным поведением, деятельностью и психическими процессами, направленными на сохранение собственного здоровья и благоприятной окружающей среды для жизни настоящих и будущих поколений.
Мы живем накануне новой парадигмы, когда современная экономическая парадигма вскоре должна уступить место экологической. Главное условие данного перехода – формирование у человека экологического мировоззрения, которое определяет новые, экологически оправданные нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Основная школа — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств. Содержание программы «Экология человека» углубляет и расширяет знания обучающихся об окружающем мире и месте человека в нём. Изучение курса «Экология человека» позволит учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны — как лично значимую.
Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:
человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;
природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;
культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
Элективный курс «Экология человека» носит практико-ориентированный характер. С целью формирования экологической грамотности учащихся в программу курса включены практические занятия.
Программа предусматривает использование технологии проектного обучения, которая позволяет ученикам самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, лабораторным оборудованием и справочными материалами.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседы, практические работы.
Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем.
Химия. Круговорот веществ в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Образование и свойства озона. Фреоны, их роль в разрушении озонового экрана Земли. Химические средства защиты растений (пестициды), их химический состав. Минеральные удобрения, их классификация. Нитраты, их разложение в живых организмах. рН среды, его возможные значения. Химические процессы, приводящие к образованию кислотных дождей. Углекислый газ, его роль в возникновении «парникового» («оранжерейного») эффекта. Тяжёлые металлы.
Физика. Круговорот потоков энергии в природе. Применение законов термодинамики. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, создаваемых радиоактивными веществами, их сравнительная проникающая способность в различных веществах.
География. Почва, почвообразование. Экологические катастрофы в геологической истории Земли. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Традиционные и альтернативные источники энергии. Географическое распределение населения Земли. Экстремальные условия жизни человека в отдельных районах Земли. Естественный радиационный фон, солнечная радиация, их значение для живых организмов. Магнитосфера и озоносфера Земли, их значение для существования биосферы. Демографическая ситуация в мире и России. Демографическая революция. Демографический взрыв.
Обществознание. Сущность технического освоения природы человеком и история его развития. Основные периоды взаимодействия общества и природы, особенности современного – постиндустриального периода. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Учение о ноосфере В.И. Вернадского, его культурологический аспект. Концепция устойчивого развития человечества. Экологическая культура и экологическая этика. Экологические аспекты современной внутри- и внешнеполитической деятельности. Экологическое право. Наука, её значение для развития цивилизации и решения экологических проблем.
Информационные технологии. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в преодолении глобального экологического кризиса.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МАОУ СОШ № 17 с углубленным изучением отдельных предметов курс «Экология человека» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса отводится 17 часов в год, 1 час в неделю в течение 1-ого полугодия.
Содержание курса составлено в соответствии с поставленными целями и задачами, с учетом количества времени, отводимого на его изучение.
В результате изучения курса «Экология человека»
обучающиеся должны знать:
- основные факторы, определяющие условия жизни человека;
- историю взаимоотношений человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;
- основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;
- основные техногенные причины ухудшения искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека и пути ее оздоровления (влияние различных источников загрязнения на здоровье человека, влияние транспорта и различных производств на здоровье человека).
- основные причины деградации духовной среды, ее последствия для человека и пути духовного возрождения;
- основные проблемы социальной экологии (проблемы демографии, урбанизации, экологической культуры и образования, экологического права и т.д.);
- основные принципы ноосферного пути развития.
- факторы здоровья и факторы риска болезни;
- связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
обучающиеся должны уметь:
- оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;
- исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;
- осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;
- проводить разъяснительную работу по улучшению духовной окружающей среды, объяснять на примерах прямое и косвенное влияние факторов природной среды на здоровье человека;
- подтверждать фактами, примерами значимость каждого компонента ЗОЖ; рационального питания, культуры движения, смены ближайшего окружения;
- обосновывать влияние неблагоприятных воздействий вредных привычек на здоровье человека;
- участвовать в дискуссиях;
- работать с дополнительной литературой, представлять результаты исследований в виде презентаций;
- использовать полученные знания в своей деятельности, пропагандировать экологические идеи.
Формы контроля и критерии оценки результатов освоения учебного предмета.
Данный курс является безотметочным.
Введение (1 час)
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.
Экология человека как наука: значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития.
Практическая работа №1. «Оценка биологического возраста человека»
Тема 1. Условия жизни человека (4 часа)
Понятие о среде и качестве жизни. Образ жизни человека и его здоровье: причинно-следственные связи. Активное приспособление человека к природной окружающей среде. Миграции и расселение человека в пространстве и времени. Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия. Болезни и эпидемии. Рациональное питание. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и наркотиков.
Потребности человека (биологические, этнические, психологические, социальные, трудовые, экономические, духовные). Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека
Практическая работа №2 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами».
Практическая работа №3 «Комплексный анализ собственного рациона, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».
Тема 2. История взаимоотношений человека и природы (2 часа)
Экологические последствия появления человека на Земле. История изменений взаимоотношений человека и природы.
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. История взаимоотношений человека и природы. Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия. Возникновение устной и письменной речи.
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов.
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.
Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды.
Практическая работа №4 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья»
Тема 3. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (3 часа)
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.
Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.).
Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов.
Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности.
Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов. Основные антропогенные факторы деградации природной среды. Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования.
Проблема пресной воды. Состав и качество питьевой воды. Вода и цивилизация. Как работают очистные сооружения. Вода и государственный стандарт. Кондиционирование воды. Фильтры для очистки воды. Культура водопотребления. Запасы пресной воды на Земле. Сколько воды нужно человеку. Экономия воды.
Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.
Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология. Особо охраняемы территории и их значение для человека. Экологические технологии. Основные законы развития системы «общество-природа». Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле.
Тема 4. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (3 часа)
Образ жизни человека. Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.
Загрязнение городской среды. Пылевое загрязнение. Влияние транспорта и промышленных предприятий на загрязнение городской среды. Причины шумового загрязнения. Природные шумы. Уровень громкости звука. Влияние шумового загрязнения на здоровье человека. Изменения в слуховом аппарате под влиянием громких звуков. Определение остроты слуха.
Город в мусорном кольце. Проблема отходов. Способы ликвидации мусора. Как устроить мусорную свалку. Компостирование отходов. Переработка и вторичное использование отходов.
Высокая плотность городского населения: влияние на эпидемиологическую обстановку, частоту возникновения стрессовых ситуаций и т.д.
Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан. Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды. Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека. Пути улучшения искусственной окружающей среды. Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. Экополитика. Зеленые насаждения в городе. Озеленение городов. Главные функции зеленых насаждений. Строительные и отделочные материалы. Дома повышенной этажности. Экологически опасные стройматериалы. Электромагнитные излучения. Статические электрические поля.
Интерьер и микроклимат жилища. Цветовая гамма помещений. Освещенность квартиры. Относительная влажность воздуха в квартире.
Препараты бытовой химии и их безопасное использование. Синтетические моющие средства. Средства личной гигиены. Правила применения препаратов бытовой химии.
Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой.
Практическая работа №5 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».
Практическая работа №6 «Исследование качества питьевой воды в квартире».
Тема 5. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения (4 часа)
Основные причины деградации духовной среды. Экологические последствия деградации духовной среды (бездуховность, безнравственность, социальная напряженность, самоубийства, войны, терроризм и т.д.). Миграционные процессы и связанные с ними проблемы демографии.
Пути духовного возрождения.
Учение о ноосфере. Ослабление устойчивости биосферы в результате неосмотрительной деятельности человека. Ноосфера («сфера разума» по В.И. Вернадскому) как новый, качественно более высокий этап развития биосферы. Основные условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу. Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, её принципы. Социальная экология, необходимость её появления в качестве самостоятельной науки. Основные законы социальной экологии (законы Б. Коммонера), их специфика.
Концепция устойчивого развития. Необходимость определения разумной перспективы развития человечества. Сущность понятия «устойчивое развитие». Главная идея концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Экологическая революция, её цель и отличия от аграрной и промышленной революций. Становление экологической культуры. Культура как глобальное понятие. Экологическая культура, её важнейший признак. Антропоцентризм и биосфероцентризм. Экологическая этика как мера экологической культуры, её основной принцип и требования, предъявляемые к каждому человеку.
Политическая экология. Политика как глобальное понятие. Основные требования к организации политической деятельности. Связь экологических проблем с политической деятельностью. Значение демократизации общественной жизни, свободы слова, доступности объективной информации для успешного решения экологических проблем. Основные принципы деятельности современных экологических партий и движений. Возрастание роли экологического фактора в международной политике. Экологическое право. Право как глобальное понятие. Экологическое право. Конституция государства – основа экологического законодательства. Всеобщая Декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах человека, их значение для определения экологических прав и свобод личности. Экологические права граждан Российской Федерации, их государственные гарантии. Обеспечение исполнения экологического законодательства в Российской Федерации. Основные правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Экологичная экономика. Современное понимание экономики. Глубинная связь экономики и экологии. Формирование экологичного производства – важнейшая задача мировой экономики. Важнейшие предпосылки экологичной экономики. Инженерная экология. Понятие об инженерной экологии. Экологический подход к социально-экономической оценке технических систем. Инженерно-экологическая экспертиза технических объектов. Прогнозирование технологических рисков и последствий воздействия на человека слабых доз токсических веществ.
Безотходное и экологическое производство. Сущность экологизации производства. Объективная необходимость равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями. Биотехнология, её роль в утилизации производственных отходов. Безотходные и малоотходные производства. Освоение космоса и проблемы экологии. Роль освоения космического пространства в решении экологической проблемы, получении качественно новой информации о природной среде, реализации материально-производственных проектов. Воздействие полётов ракет и спутников на состояние биосферы Земли. Формирование системы «Человечество – Земля – Вселенная».
Экологическая культура. Экологическое образование. Из истории природоохранного дела в России.
Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Экология человека», 8 класс
Название темы |
Кол-во часов |
Из них: |
|
Теория Кол-во часов |
Практика Кол-во часов |
||
Введение
|
1 |
0,5 |
0,5 |
Тема 1. Условия жизни человека
|
4 |
3 |
1 |
Тема 2. История взаимоотношений человека и природы |
2 |
1,5 |
0,5 |
Тема 3. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации |
3 |
3 |
0 |
Тема 4. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления |
3 |
2 |
1 |
Тема 5. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения |
4 |
4 |
0 |
ИТОГО |
17 |
14 |
3 |
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема (кол-во часов) |
Содержание |
Виды деятельности обучающихся |
Введение (1 ч)
|
||
1. Экология человека как наука: значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития. Практическая работа №1. «Оценка биологического возраста человека» |
Ключевым понятием экологии является экосистема. Учение об экосистеме интегрирует концепции естествознания (жизнь, вещество, энергия, поле, пространство, время), техники (устойчивость, надёжность, ёмкость, нагрузки), экономики (ресурс, качество, оценка, прогноз) с гуманитарными концепциями ценностей человека и его окружения, принципов и нормативов поведения и деятельности. Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология города (урбоэкология), экология человека. Значение экологических знаний в жизни современных людей. Экология человека как наука: значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития. Практическая работа №1. «Оценка биологического возраста человека» |
Дают определения основным понятиям: - экология; - окружающая среда; - экологические проблемы; -экологические факторы; -популяция; -биоценоз. Выделяют направления современной экологии. Характеризуют значение, основные цели и задачи, современное состояние и перспективы развития экологии человека как науки. Участвуют в обсуждении вопросов: Сколько лет жить человеку. Основные составляющие здорового образа жизни. Биологические сроки жизни человека, их сравнение со сроками жизни других млекопитающих. Средняя продолжительность жизни, пожилой возраст, старость, долгожители. Особенности жизни современного человека, негативно влияющие на её продолжительность: гиподинамия, нерациональное питание, психоэмоциональные перегрузки. Здоровый образ жизни, его основные составляющие: культура движения, рациональные умственные и физические нагрузки, культура питания, полноценная семейная жизнь. Активный образ жизни, поддержание высокого жизненного тонуса – залог здоровья и долголетия. Выполняют практическую работу №1 «Оценка биологического возраста человека» |
Тема 1. Условия жизни человека (4 часа)
|
||
2. Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека. Практическая работа №2 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами». 3. Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия. 4. Болезни и эпидемии человечества. 5. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, неправильное питание). Практическая работа №3 «Анализ собственного рациона питания, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».
|
Понятие о среде и качестве жизни. Образ жизни человека и его здоровье: причинно-следственные связи. Активное приспособление человека к природной окружающей среде. Закономерности географической изменчивости организма человека. «Средний» человек и его здоровье. Здоровье – ключевая характеристика человека. Признаки, обобщённо характеризующие «среднего» человека. Прямохождение и его значение. Двигательная, чувствительная и психическая асимметрия. Общественное здоровье, его состояние в России. Средняя продолжительность жизни. Окружающая человека среда как система факторов, влияющих на его существование. Географическое распределение современного населения Земли. Миграции и расселение человека в пространстве и времени. Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия. Представления Т. Мальтуса о необходимости снижения роста численности населения. Два противоположных подхода к проблеме снижения темпов роста населения. Три пути выхода из сложившейся в мире демографической ситуации. Динамика изменения численности населения земного шара. Стратегия человечества как биологического вида. Численность детей в семье, необходимая для простого воспроизводства населения. Развитие демографической ситуации в мире в различные исторические эпохи. Современная демографическая ситуация в России, её причины и возможные последствия. Болезни и эпидемии. Рациональное питание. Опасность, связанная с потреблением алкоголя и наркотиков. Потребности человека (биологические, этнические, психологические, социальные, трудовые, экономические, духовные). Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека Практическая работа №2 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами». Практическая работа №3 «Анализ собственного рациона питания, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности».
|
Дают определения основным понятиям: -среда жизни; - качество жизни; - демографический взрыв; - демографический кризис; - кризис перепотребления; - экологическая культура. Характеризуют потребности человека: - биологические, - этнические, - психологические, - социальные, - трудовые, -экономические, - духовные. Отвечают на вопросы: Какая среда комфортна для человека? Основные факторы среды, влияющие на самочувствие человека: температура, солнечный свет, погода, метеочувствительность, ландшафт местности, звуковой ландшафт. Сколько детей должно быть в семье? Выявляют связь между образом жизни человека и его здоровьем. Выполняют практические работы №2 «Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами», № 3 «Анализ собственного рациона питания, обнаружение симптомов алиментарной недостаточности». |
Тема 2. История взаимоотношений человека и природы (2 часа)
|
||
6.Экологические последствия появления человека на Земле. История изменений взаимоотношений человека и природы. 7. Экологические кризисы. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды, их влияние на человека. Практическая работа №4 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья» |
Экологические последствия появления человека на Земле. История изменений взаимоотношений человека и природы. Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. История взаимоотношений человека и природы. Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда. Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия. Возникновение устной и письменной речи. Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов. Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы. Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира. Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика. Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России. Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу. Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами. Экологические кризисы. Переход к современной искусственной модели окружающей среды. Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды. Практическая работа №4 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья»
|
Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Обсуждают экологические последствия появления человека на Земле. Характеризуют этапы из истории взаимоотношений человека и природы. Характеризуют особенности человека: -умение добывать и использовать огонь; - способность к образному мышлению; -владение речью. Ознакомление с основными понятиями: - экологическая культура; - кризис перепотребления. Обсуждают представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов. Характеризуют современные глобальные экологические проблемы: - сокращение биологического разнообразия, - истощение природных ресурсов, - загрязнение окружающей среды, - изменение климата. Обсуждают экологические последствия военных конфликтов. Делают вывод о необходимости бережного отношения человека к окружающей среде. Выполняют практическую работу №4 «Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья». |
Тема 3. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации (3 часа)
|
||
8. Основные антропогенные факторы деградации природной среды. 9. Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека. 10. Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология. Особо охраняемы территории России и их значение для человека. |
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.). Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов. Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности. Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов. Основные антропогенные факторы деградации природной среды. Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека. Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Состав и качество питьевой воды. Вода и цивилизация. Как работают очистные сооружения. Вода и государственный стандарт. Кондиционирование воды. Фильтры для очистки воды. Культура водопотребления. Запасы пресной воды на Земле. Сколько воды нужно человеку. Экономия воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем. Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология. Особо охраняемы территории и их значение для человека. Экологические технологии. Основные законы развития системы «общество-природа». Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. |
Ознакомление с основными понятиями: - элемент среды, - экологический фактор; - рекультивация природной среды; - культура водопотребления; - экологические технологии. Характеризуют экологические факторы: - абиотические; - биотические; - антропогенные. Характеризуют факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Обсуждают проблему истощение запасов природных ресурсов и их рационального использования. Обсуждают проблему пресной воды; объясняют роль воды в жизни человека. Обсуждают проблему качества питьевой воды и влияние воды на здоровье человека. Рассматривают основные способы очистки питьевой воды. Делают вывод о важности экономного использования воды. Обсуждают проблемы сокращения лесов на планете, истощения почвы. Обсуждают проблемы сокращения биологического разнообразия и разрушения природных экосистем. Обсуждают проблему воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека. Рассматривают основные законы развития системы «общество-природа». Делают вывод, что охрана биосферы является условием сохранения жизни на Земле. |
Тема 4. Негативные воздействия искусственной окружающей среды, пути их ликвидации и ослабления (3 часа)
|
||
11. Экологические факторы негативного воздействия на человека искусственной окружающей среды. Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека (радиационное загрязнение и др.) Практическая работа №5 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта» 12. Пути улучшения искусственной окружающей среды. Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. Практическая работа №6 «Исследование качества питьевой воды». 13. Проблемы урбанизации. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. |
Образ жизни человека. Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. Загрязнение городской среды. Пылевое загрязнение. Влияние транспорта и промышленных предприятий на загрязнение городской среды. Причины шумового загрязнения. Природные шумы. Уровень громкости звука. Влияние шумового загрязнения на здоровье человека. Изменения в слуховом аппарате под влиянием громких звуков. Определение остроты слуха. Город в мусорном кольце. Проблема отходов. Способы ликвидации мусора. Как устроить мусорную свалку. Компостирование отходов. Переработка и вторичное использование отходов. Высокая плотность городского населения: влияние на эпидемиологическую обстановку, частоту возникновения стрессовых ситуаций и т.д. Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан. Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды. Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека. Пути улучшения искусственной окружающей среды. Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления. Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов. Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах. Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. Экополитика. Зеленые насаждения в городе. Озеленение городов. Главные функции зеленых насаждений. Строительные и отделочные материалы. Дома повышенной этажности. Экологически опасные стройматериалы. Электромагнитные излучения. Статические электрические поля. Интерьер и микроклимат жилища. Цветовая гамма помещений. Освещенность квартиры. Относительная влажность воздуха в квартире. Препараты бытовой химии и их безопасное использование. Синтетические моющие средства. Средства личной гигиены. Правила применения препаратов бытовой химии. Перспективы развития городов. Город будущего - экологичный город. Основная характеристика экологичного города - равновесие между природной и урбанизированной средой. Практическая работа №5 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта». Практическая работа №6 «Исследование качества питьевой воды». |
Ознакомление с основными понятиями: - городские экосистемы; -урбанизация; -агломерация; - информационная перегрузка. Характеризуют основные виды загрязнений городской среды. Предлагают пути улучшения искусственной окружающей среды. Обсуждают проблему отходов в городе, делают вывод о необходимости переработки и вторичного использования отходов. Объясняют необходимость озеленения городов, главные функции зеленых насаждений. Рассматривают вопросы использования экологически безопасных строительных материалов, препаратов бытовой химии, синтетических моющих средств и средств личной гигиены. Выполняют практические работы №5 «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта», № 6 «Исследование качества питьевой воды». |
Тема 5. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возрождения (4 часа)
|
||
14. Основные причины и последствия деградации духовной среды. 15. Пути духовного возрождения человека. Учение о ноосфере. Концепция устойчивого развития. 16. Становление экологической культуры. Понятие о политическая экологии, об экологическом праве, экологичной экономике и инженерной экологии. 17. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы
|
Основные причины деградации духовной среды. Экологические последствия деградации духовной среды (бездуховность, безнравственность, социальная напряженность, самоубийства, войны, терроризм и т.д.). Миграционные процессы и связанные с ними проблемы демографии. Пути духовного возрождения. Ноосферный путь развития. Учение о ноосфере. Ослабление устойчивости биосферы в результате неосмотрительной деятельности человека. Ноосфера («сфера разума» по В.И. Вернадскому) как новый, качественно более высокий этап развития биосферы. Основные условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу. Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, её принципы. Социальная экология, необходимость её появления в качестве самостоятельной науки. Основные законы социальной экологии (законы Б. Коммонера), их специфика. Концепция устойчивого развития. Необходимость определения разумной перспективы развития человечества. Сущность понятия «устойчивое развитие». Главная идея концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Экологическая революция, её цель и отличия от аграрной и промышленной революций. Становление экологической культуры. Культура как глобальное понятие. Экологическая культура, её важнейший признак. Антропоцентризм и биосфероцентризм. Экологическая этика как мера экологической культуры, её основной принцип и требования, предъявляемые к каждому человеку. Политическая экология. Политика как глобальное понятие. Основные требования к организации политической деятельности. Связь экологических проблем с политической деятельностью. Значение демократизации общественной жизни, свободы слова, доступности объективной информации для успешного решения экологических проблем. Основные принципы деятельности современных экологических партий и движений. Возрастание роли экологического фактора в международной политике. Экологическое право. Право как глобальное понятие. Экологическое право. Конституция государства – основа экологического законодательства. Всеобщая Декларация прав человека и Пакт о гражданских и политических правах человека, их значение для определения экологических прав и свобод личности. Экологические права граждан Российской Федерации, их государственные гарантии. Обеспечение исполнения экологического законодательства в Российской Федерации. Основные правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития. Экологичная экономика. Современное понимание экономики. Глубинная связь экономики и экологии. Формирование экологичного производства – важнейшая задача мировой экономики. Важнейшие предпосылки экологичной экономики. Инженерная экология. Понятие об инженерной экологии. Экологический подход к социально-экономической оценке технических систем. Инженерно-экологическая экспертиза технических объектов. Прогнозирование технологических рисков и последствий воздействия на человека слабых доз токсических веществ. Безотходное и экологическое производство. Сущность экологизации производства. Объективная необходимость равновесия между производящей и нейтрализующей технологиями. Биотехнология, её роль в утилизации производственных отходов. Безотходные и малоотходные производства. Освоение космоса и проблемы экологии. Роль освоения космического пространства в решении экологической проблемы, получении качественно новой информации о природной среде, реализации материально-производственных проектов. Воздействие полётов ракет и спутников на состояние биосферы Земли. Формирование системы «Человечество – Земля – Вселенная». Экологическая культура. Экологическое образование. Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты. |
Ознакомление с основными понятиями: - социальная экология; - устойчивое развитие; - ноосферный путь развития; - экологическая культура; - экологическая этика; - экологичная экономика. - политическая экология; - инженерная экология; - экологическое право. Называют основные причины и последствия деградации духовной среды. Обсуждают в группах и предлагают возможные пути духовного возрождения. Обсуждают основные принципы ноосферного пути развития и концепцию устойчивого развития. Обсуждают экологические права граждан Российской Федерации, их государственные гарантии, обеспечение исполнения экологического законодательства в Российской Федерации. Называют основные правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Выступают с презентациями по теме: «Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы».
|
Итого: 17 часов Практических работ - 6 |
|
|
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Дидактическое описание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
|
Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений/сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011. – 158с. |
Используется педагогом при разработке и составлении рабочих программ по предмету; при разработке дидактических материалов; в работе с обучающимися. |
Учебное пособие Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Графф, 2010. – 144с.: ил. |
||
Учебники Сонин H. И. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, 2014. |
||
Дополнительная литература Литература для учителя: Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996. Кондратьев И.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ. – М.: Логос, 2003. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977. Проблемы жизни в окружающей среде: Учебн. пособ. Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1995. Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.:АСТ, 2002. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001. Литература для учащихся: Величковский Б.Т.,Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997. Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997. Воротников А.А. Биология и анатомия: Универ. Энцикл.шк. Ми.: ТОО «Харвест», 1995. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003 Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997. |
||
Печатные пособия |
||
|
Комплект таблиц по биологии. Портреты учёных-биологов. |
Печатные пособия имеют сменную экспозицию в кабинете |
Цифровые образовательные ресурсы |
||
|
MULTIMEDIA - поддержка курса Биология, химия, экология: Электронное учебное издание. - М. : Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО "Физикон", ООО "Дрофа", 2005. - CD-ROM. - Межпредметный интегрированный курс включает: теоретический материал, 600 вопросов и задач, виртуальные эксперименты, видеофрагменты. Биология.6-11кл.: Учеб.электр. издание. CD 1. - Республиканский мультимедиа центр. - 2004. лабораторный практикум, аттестация, биогеографические карты, атлас анатомии и физиологии человека, хрестоматия, словарь терминов, интернет-поддержка. Биология.6-11кл.: Учеб.электр. издание. CD 2. - Республиканский мультимедиа центр. - 2004.определитель растений, коллекции фотоизображений, видеозаписей поведения животных, методическое пособие для учителя. Биология: Анатомия и физиология человека. 9 кл.: Мультимедийное учеб.пособие нового образца. Диск 1. - YDP InteractivePublishing. - 2003. - (Электронная библиотека "Просвещение")-50 полноэкранных видеофрагментов. Интерактивный анатомический атлас. Биология: Анатомия и физиология человека. 9 кл.: Мультимедийное учеб.пособие нового образца. Диск 2. - YDP InteractivePublishing. - 2003. - (Электронная библиотека "Просвещение")-50 полноэкранных видеофрагментов. Интерактивный анатомический атлас. Словарь биологических и медицинских терминов. Биология. 6-11 класс: Лабораторный практикум: Учебное электронное издание. - М.: Республиканский мультимедиа центр, 2004. - 2 CD-ROM. - (. I). - Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы, проводимого НФПК Биология. 6-9 класс: Библиотека электронных наглядных пособий. - М.: Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, ООО "Кирилл и мефодий", 2003. - CD-ROM. Природа, человек, общество. - М.: ООО "ДОС", 2004. - CD-ROM. - Содержит демонстрации, учебные задания, игровые сюжеты, тест, поисковую систему; журнал учета работы ученика; методические материалы; систему составления контрольных работ; Интернет-ресурсы: http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория http://interneturok.ru/ Интернет уроки онлайн. www.bio.1september.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»; www.bio.nature.ru– научные новости биологии; www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования; http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44741/?interface=pupil&class=53&subject=29 (Интерактивные задачи по биологии и экологии) http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдия экологов www.gost.newmail.ru/ecos.htm - система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов Комплекты электронных таблиц по биологии http://www.varson.ru/bio_ser1botanika.html http://uchkopilka.ru/biologiya/informatsionno-spravochnye-materialy/item/5999-tablitsy-po-biologii-20150316 http://biouroki.ru/material/biologiya-v-shemah-i-tablitsah/ http://tnktop.ucoz.ru/index/tablicy_po_biologii/0-33 http://istudy.su/nabor-sxem-po-biologii-zhivoj-organizm/ Справочные таблицы по биологии по всем темам курса http://infotables.ru/biologiya http://схемо.рф/schema/biologija Атласы http://www.alleng.ru/d/bio/bio398.htm http://www.anatomcom.ru/ |
Ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Используется для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. ЦОРы ориентированына различные формы познавательной деятельности(исследовательскую, проектную работу) Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. |
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
Пакет прикладных программ |
|
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) |
||
|
Комплекты видеофильмов по биологии и экологии.
|
Видеофильмы: «Видеоуроки.net», «Инфоурок»
|
Технические средства обучения (средства ИКТ) |
||
|
Доска интерактивная – лекционная |
Основные технические требования: графическая операционная система, возможность выхода в Интернет. |
Мультимедиа проектор |
||
Компьютер Pentium 4 |
||
Монитор Samsung |
||
МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a |
||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ |
||
Общего назначения и демонстрационные |
||
|
Демонстрационная зона |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей. |
Лабораторная посуда и набор химических реактивов |
||
Штатив металлический ШЛБ. |
||
Столик подъемный |
||
Лабораторное оборудование для фильтрования |
||
Лабораторное оборудование для дистилляции |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.