Программа предпрофильного курса «Химия элементов» является дополнением к основному курсу химии и направлена на совершенствование познавательной и коммуникативной деятельности. Позволяет обучающимся включаться в проектную и исследовательскую деятельность. Способствует формированию целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способов деятельности; приобретению опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории; развитию познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к творческой деятельности.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комиссаровская средняя общеобразовательная школа
Утверждена приказом
по МБОУ Комиссаровской СОШ
от____________№_____
Директор школы
__________/Г.А.Перепелкин/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
«Химия элементов»
8 класс
основное общее образование
1
час /нед
35час/год
УМК: .
1. Дендебер С.В. , Зуева Л.В., Иванчикова Т.В. . Физика, химия, биология. Конструктор
элективных курсов. Москва, 2006г.
Учитель: ПЕРЕПЕЛКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
За основу рабочей программы взята программа курсов, опубликованная в сборнике «Химия.
Программы курсов по выбору /Т.В.Барсукова. – 3е изд., переработанное и дополненное – Ростов
наДону, 2006.
пос. Розет
2016годПрограмма предпрофильного курса «Химия элементов» является дополнением к
основному курсу химии и направлена на совершенствование познавательной и
коммуникативной деятельности. Позволяет обучающимся включаться в проектную и
исследовательскую деятельность. Способствует формированию целостного представления о
мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способов деятельности;
приобретению опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; подготовке к
осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории; развитию познавательной активности, самостоятельности,
настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся, способности к
творческой деятельности.
Цель курса:
Развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений и навыков в области
химического эксперимента, учебноисследовательской деятельности.
Задачи курса:
∙ формирование у учащихся устойчивого интереса к химии,
∙ расширение и углубление теоретических знаний по неорганической химии,
∙ совершенствование техники химического эксперимента,
∙ способствование более осознанному выбору естественнонаучного профиля для
дальнейшего обучения,
∙ обеспечение успешного прохождения итоговой аттестации по химии.
1. Требования к уровню подготовки обучающихся
При реализации рабочей программы «Химия элементов» деятельность учащихся должна
быть направлена на достижение личностных результатов:
В ценностноориентационной сфере – отношение к труду, гуманизм, целеустремленность,
самоконтроль и самооценка;
В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
В познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельностью.
Метапредметными результатами освоения рабочей программы «Химия элементов»
являются:
Владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение,
измерение, эксперимент, учебное исследование, применение основных методов познания
(системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных
интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
2Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
Использование различных источников для получения химической информации;
создавать творческие работы на заданную тему (доклад, реферат, научноисследовательская
работа, проект).
Предметными результатами освоения рабочей программы «Химия элементов» являются:
В познавательной сфере:
Давать определения изученных понятий: химический элемент, атом, ион, молекула,
химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса,
периодическая система, изотопы, электроотрицательность;
Формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;
Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для
этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
Классифицировать изученные объекты и явления;
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и быту;
Делать выводы и умозаключения из наблюдений;
Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
Моделировать строение атомов элементов первоготретьего периодов, строение простейших
молекул.
В ценностноориентационной сфере:
Разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и
взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого
единства;
Строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
В трудовой сфере:
Планировать и проводить химический эксперимент;
Планировать и создавать модели химических элементов;
В сфере безопасности жизнедеятельности:
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
2. Содержание учебной программы курса
В курсе рассматриваются сведения об элементах и их соединениях в зависимости от
положения в периодической системе и строении атома. Учащиеся узнают о
распространенности элементов в природе, их использовании.
3В целях усиления практической подготовки школьников теоретические занятия
сопровождаются лабораторными опытами. Предусмотрено проведение специальных
лабораторнопрактических занятий.
Программа курса в целом согласуется во времени с основным курсом химии 8 класса,
проводимого по учебнометодическому комплексу О.С. Габриеляна.
После краткого введения, где повторяются основные закономерности изменения свойств
элементов в периодической системе, знакомства с распространенностью химических
элементов , начинается изучение свойств химических элементов и их соединений.
В программу включены темы «Водород» и «Инертные элементы», с которыми в основном
курсе предусмотрено лишь краткое знакомство.
При изучении элементов (металлы главных подгрупп, железо, сера, азот, углерод, фосфор) и
их соединений рассматриваются, в основном, вопросы, не включенные в программу
основного курса. Кроме того, предусматривается краткое знакомство с другими элементами
периодической системы. Тем самым глубже просматривается зависимость свойств
элементов и их соединений от строения.
Курс «Химия элементов» в 8 классе реализуется в соответствии с учебным планом
МБОУ Комиссаровской СОШ на 2016/2017 учебный год и календарным учебным
графиком на 20162017 учебный год в объеме 1 час/нед, 35 час /год.
Данная рабочая программа реализуется за 34 часа в соответствии с календарным учебным
графиком МБОУ Комиссаровской СОШ и с учетом государственных праздничных дней.
Согласно учебному плану тема «Химия в игре» рассчитанная на 3 часа, реализуется за 2
часа (09.05 –праздничный день).
Тема 1. Основные понятия химии. Уровень атомномолекулярных представлений.(4час)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение.
Источники химической информации: химическая литература, энциклопедии, справочники,
Интернет.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент. Атом.
Молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических
элементов. Составление формул бинарных соединений.
Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Массовая доля
химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и
молярный объем.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических
элементов.
Тема 2 «Общая характеристика металлов» (7час)
Из истории открытия и использования металлов. Металлы в современной науке и технике.
Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах. Гальванические
элементы.
4Способы промышленного получения металлов: пирометаллургия, гидрометаллургия,
электрометаллургия.
Электролиз расплавов и растворов. Значение электролиза.
Электрохимическое получение алюминия.
Сравнительная характеристика металлов I,II,III группы главной подгруппы. Строение
атомов этих элементов, физические и химические свойства, соединения элементов, их
применение.
Краткая характеристика элементов: рубидия, цезия, франция, стронция, бария, радия.
Демонстрации: Взаимодействие натрия с водой, кислотами.
Хром, марганец, медь, серебро, золото – элементы побочных подгрупп. Строение их атомов.
Краткие сведения о свойствах и применении простых веществ и их соединений.
Тема 3. Инертные элементы. Водород. (3 час)
Положение инертных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение
атомов элементов – причина инертности.
История открытия инертных газов. Применение инертных газов.
Соединения инертных элементов.
Демонстрации: Видеофильм «Открытие гелия».
Особое положение ( в 1 и V11 группах ) химического элемента водорода в периодической
системе Д.И. Менделеева. Строение атома. Изотопы водорода.
Водород – простое вещество. История его открытия. Физические и химические свойства.
Способы получения в лаборатории и промышленности. Применение водорода. Пероксид
водорода, его физические и химические свойства.
Демонстрации: Взаимодействие натрия с водой. Взвыв «гремучей смеси».
Лабораторные опыты: Взаимодействие цинка с соляной кислотой. Собирание водорода
методом вытеснения воздуха и воды, проверка водорода на чистоту.
Лабораторные опыты: Ферментативное разложение пероксида водорода (ферментами
сырого картофеля или мяса). Отбеливание тканей пероксидом водорода. Качественная
реакция на сульфитион.
Тема 4. Галогены.(3 часа)
Фтор: история открытия, получение, физические и химические свойства. Фтороводород и
плавиковая кислота. Применение фтора и его соединений.
Хлор: История открытия, получение, физические и химические свойства. Физиологическое
действие хлора. Хлороводород и соляная кислота, их получение и свойства.
Кислородсодержащие соединения хлора. Применение хлора и его соединений.
Бром, иод, астат: история открытия, получение, физические и химические свойства.
Физиологическое действие брома и иода. Радиоактивность астата. Применение брома и йода
и их соединений.
Демонстрации: ( Все опыты с хлором проводятся в вытяжном шкафу). Получение хлора.
Взаимодействие хлора с медью. Взаимодействие хлора с водородом. Получение соляной
кислоты реакцией обмена. Взаимодействие бромной воды с органическими веществами.
5Растворение иода в воде, растворе иодида калия, этиловом спирте. Взаимодействие йода с
алюминием (цинком) в присутствии воды в качестве катализатора. Вытеснение галогенов
друг другом из растворов их соединений.
Лабораторные опыты: Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов. Качественная реакция
на иод.
Практическая работа: Химические свойства соляной кислоты (действие на индикаторы,
взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, некоторыми солями,
качественная реакция на соляную кислоту).
Тема 5. Подгруппа кислорода (халькогены).(3 часа)
Нахождение элементов подгруппы кислорода в природе. История открытия этих элементов.
Соединения серы: сероводород и сероводородная кислота, сернистая кислота, сульфиды и
сульфиты. Качественные реакции на ионы, содержащие серу. Окислительные свойства
концентрированной серной кислоты.
Селен, теллур, полоний: строение атомов элементов, физические и химические свойства.
Радиоактивность полония. Соединения этих элементов.
Применение элементов подгруппы кислорода и их соединений.
Получение серной кислоты из пирита и отходов металлургической промышленности.
Демонстрации: (все опыты с концентрированной серной кислотой проводятся в вытяжном
шкафу). Взаимодействие концентрированной серной кислоты с цинком и обнаружение
сероводорода. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с неметаллами (серой,
углем).
Тема 6. Подгруппа азота.(4 часа)
Нахождение элементов подгруппы азота в природе. История открытия этих элементов.
Водородные соединения азота: гидразин, диимин, азотистоводородная кислота. Оксиды
азота: получение, физические и химические свойства. Азотистая кислота, ее свойства.
Окислительные свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами).
Применение азота и его соединений.
Водородные соединения фосфора, оксиды фосфора, фосфоросодержащие кислоты.
Азот и фосфор – элементы питания растений. Минеральные удобрения. Расчеты содержания
элементов питания в минеральных удобрениях.
Мышьяк, сурьма, висмут: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения
этих элементов. Применение.
Демонстрации: Получение оксида азота (1) и его обнаружение. Действие концентрированной
азотной кислоты на металлы (олово) и неметаллы (серу). Разрушение органических веществ
азотной кислотой.
Практические работы:
Распознавание минеральных удобрений.
Тема 7. Подгруппа углерода.(4 часа)
Нахождение элементов подгруппы углерода в природе. История открытия элементов.
Получение минеральных удобрений (фосфата аммония).
6Аллотропные видоизменения углерода: карбин, поликумулен, фуллерены. Искусственные
алмазы, их получение и применение.
Аллотропия кремния. Применение кремния как полупроводника. Соединения кремния с
водоводом _ кремневодороды. Свойства силана. Применение соединений кремния.
Германий, олово, свинец: строение атомов, физические и химические свойства. Соединения
этих элементов. Применение.
Тема 8. Химия и экология.(2 часа)
Химические загрязнители природной среды, нормирование качества среды (ПДК).
Глобальные экологические проблемы и роль химии в их решении.
Примерные темы для докладов учащихся:
Кислотные дожди: причины и последствия.
Озоновая проблема и пути ее решения.
Металлы – опасные загрязнители природной среды.
Тема 9. Химия и здоровье человека.(2 часа)
Химические элементы в организме человека. Макро и микроэлементы.
Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека. Витамины, их значение. Авитаминоз и
гипервитаминоз. Гормоны.
Тема 10. Химия в игре .(3 часа)
Интеллектуальные игры о химии и химическом элементе
Анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, удивительные превращения, ребусы,
викторины, рассказы – загадки, криптограммы, кроссворды, чайнворды, головоломки.
3. Тематическое планирование
Название темы
Количество часов
Основные понятия химии. Уровень атомно
молекулярных представлений
Общая характеристика металлов
Инертные элементы. Водород
Галогены
. Подгруппа кислорода (халькогены).
Подгруппа азота
Подгруппа углерода
. Химия и экология
Химия и здоровье человека
Химия в игре
4
7
3
3
3
4
4
2
2
3
7
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
108Календарнотематическое планирование
№
Тема
Тип урока
Элементы
содержания
Метод
обучения
Требования к
результату
Форма работы Характеристика основных
видов деятельности
Дата
план
Дата
факт
Тема 1. Основные понятия химии. Уровень атомномолекулярных представлений (4час)
1
Предмет химии. Химия
элемента
2
3
4
Методы познания в
химии: наблюдение,
эксперимент, измерение
Периодичность свойств
химических элементов и
их соединений.
Классификации
элементов.
Распространенность
элементов в природе
Земли и Космосе.
Частично
поисковый
Эвристическая
беседа
Уметь:
Классифициро
вать изученные
объекты и
явления
Нахождение
химических
элементов в
природе
Частично
поисковый
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
химический
элемент, атом,
ион, молекула,
химическая
формула,
относительная
атомная масса,
относительная
молекулярная
масса
Методы
познания в
химии:
наблюдение,
эксперимент,
измерение
Классификаци
и элементов.
Знать:
понятия
химический
элемент, атом,
ион, молекула,
химическая
формула,
относительная
атомная масса,
относительная
молекулярная
масса
Уметь:
Классифициро
вать изученные
объекты и
явления
Эвристическая
беседа
Различать предметы
изучения естественных
наук.
Различать понятия
«молекула», «атом»,
«химический элемент».
Измерять массы веществ.
Эвристическая
беседа
Различать предметы
изучения естественных
наук.
06.09
13.09
20.09
27.09
9Знать: история
открытия
элементов.
Эвристическая
беседа
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Характеризовать
химические элементы
малых периодов по их
положению в
периодической системе.
04.10
11.10
Тема 2 «Общая характеристика металлов» (7час)
5
6
7
Из истории открытия и
использования металлов.
Способы промышленного
получения металлов.
Щелочные и щелочно
земельные металлы
История
открытия
щелочных
металлов.
Энтомология
названий
элементов.
Знакомство с
портретами и
биографией
ученых
Электролиз
расплавов и
растворов.
Значение
электролиза.
Электрохимич
еское
получение
алюминия.
Строение
атомов
элементов,
физические и
химические
свойства,
соединения
элементов, их
применение
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Знать способы
получения
металлов.
пирометаллург
ия,
гидрометаллур
гия,
электрометалл
ургия
Уметь:
Моделировать
строение
атомов
элементов
первого
третьего
периодов,
строение
Частично
поисковый
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Демонстрации:
взаимодействие натрия с
водой
18.10
108
9
Сравнительная
характеристика
металлов I,II,III группы
главной подгруппы.
Рубидий, цезий,
франций, стронций,
барий
10
Хром, марганец, медь
элементы побочных
подгрупп.
Частично
поисковый
Частично
поисковый
Частично
поисковый
Строение
атомов
элементов,
физические и
химические
свойства,
соединения
элементов, их
применение
Краткая
характеристик
а элементов:
рубидия,
цезия,
франция,
стронция,
бария, радия
Строение
атомов.
Краткие
сведения о
свойствах и
применении
простых
простейших
молекул.
Ученик должен
знать/понимать
:
открытие
элементов
данной группы
Уметь:
пользоваться
знаками
химических
элементов
Ученик должен
знать/понимать
:
открытие
элементов
данной группы
Уметь:
узнавать
ученых по их
портретам.
Структурирова
ть изученный
материал и
химическую
информацию,
полученную из
других
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Демонстрации:
Взаимодействие магния с
водой, кислотами.
25.10
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
08.11
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Характеризовать
химические элементы по
их положению в
периодической системе.
15.11
11Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Характеризовать
химические элементы по
их положению в
периодической системе.
22.11
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Демонстрации: Видеофильм
«Открытие гелия».
29.11
11
Серебро, золото
элементы побочных
подгрупп
веществ и их
соединений
Строение
атомов.
Краткие
сведения о
свойствах и
применении
простых
веществ и их
соединений
12
Тема 3 «Инертные элементы. Водород» (3час)
Инертные элементы
Положение
инертных
элементов в
периодической
системе Д.И.
Менделеева.
Строение
атомов
элементов –
причина
инертности.
История
открытия
инертных
газов.
Применение
инертных
газов.
Соединения
инертных
Частично
поисковый
Частично
поисковый
источников
Структурирова
ть изученный
материал и
химическую
информацию,
полученную из
других
источников
Знать/понимат
ь:
Символы
химических
элементов.
Кем и когда
были открыты.
Историю
открытия
Этимологию
названия.
Страну
открытия.
Строение
атома
химического
элемента.
Уметь:
Ориентировать
ся в
1213
Водород.
Особое
положение химического
элемента водорода в
периодической системе
Д.И. Менделеева.
14
Пероксид водорода, его
физические
и
химические свойства.
элементов.
Строение
атома.
Изотопы
водорода.
Водород –
простое
вещество.
История его
открытия.
Физические и
химические
свойства.
Способы
получения в
лаборатории и
промышленнос
ти.
Применение
водорода
история
открытия,
получение,
физические и
химические
свойства.
периодической
системе
химических
элементов
Узнавать
ученых по их
портретам.
Знать:
строение
атома;
историю
открытия
элемента.
Уметь:
работать с
лабораторным
оборудованием
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Частично
поисковый
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Демонстрации:
Взаимодействие натрия с
водой. Взвыв «гремучей
смеси».
опыты:
Лабораторные
водорода
Собирание
методом
вытеснения
воздуха и воды, проверка
водорода на чистоту.
опыты:
Лабораторные
Обнаружение пероксида
водорода
действием
раствора иодида калия в
присутствии крахмального
клейстера. Ферментативное
разложение
пероксида
(ферментами
водорода
06.12
13.12
13Тема 4 «Галогены» (3час)
Фтор.
15
Частично
поисковый
история
открытия,
получение,
физические и
химические
свойства.
Фтороводород
и плавиковая
кислота.
Применение
фтора и его
соединений.
16
Хлор
Частично
поисковый
История
открытия,
получение,
физические
свойства.
Знать/понимат
ь:
Символы
химических
элементов.
Историю
открытия
Этимологию
названия.
Страну
открытия.
Строение
атома
химического
элемента.
Уметь:
Пользоваться
знаками
системы
Распределять
электроны по
облакам.
Узнавать
ученых по их
портретам
Оказывать
первую
помощь при
отравлениях,
ожогах и
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
сырого картофеля или
мяса). Отбеливание тканей
пероксидом водорода.
Конкретизировать понятия .
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
20.12
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Демонстрации: Получение
соляной кислоты реакцией
обмена.
Лабораторные опыты:
Взаимодействие цинка с
27.12
1417
Бром, иод, астат
Физиологическ
ое действие
хлора.
Хлороводород
и соляная
кислота.
Применение
хлора и его
соединений.
история
открытия,
получение,
физические
свойства.
Физиологическ
ое действие
брома и иода.
Применение
брома и йода и
их соединений.
Частично
поисковый
Тема 5 «Подгруппа кислорода. Халькогены» (3час)
Халькогены.
18
Частично
поисковый
Нахождение
элементов
подгруппы
кислорода в
природе.
История
открытия этих
элементов.
Пероксид
водорода, его
физические и
химические
других
травмах,
связанных с
веществами и
лабораторным
оборудованием
Структурирова
ть изученный
материал и
химическую
информацию,
полученную из
других
источников
Структурирова
ть изученный
материал и
химическую
информацию,
полученную из
других
источников
соляной кислотой
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Лабораторные
опыты:
Распознавание хлоридов,
бромидов,
иодидов.
Качественная реакция на
иод.
10.01
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
17.01
Конкретизировать понятия .
Исследовать
свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью
естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
1519
Соединения серы
20
Селен, теллур, полоний.
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
24.01
Демонстрации: (все опыты с
концентрированной серной
кислотой проводятся в
вытяжном шкафу).
Взаимодействие
концентрированной серной
кислоты с цинком и
обнаружение сероводорода.
Взаимодействие
концентрированной серной
кислоты с неметаллами
(серой, углем).
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
31.01
Конкретизировать понятия .
Исследовать
свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью
естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
Частично
поисковый
Частично
поисковый
свойства.
сероводород и
сероводородна
я
кислота,
сернистая
кислота,
сульфиды и
сульфиты.
Качественные
реакции на
ионы,
содержащие
серу.
Окислительные
свойства
концентрирова
нной серной
кислоты.
строение
атомов
элементов,
физические и
химические
свойства.
Радиоактивнос
ть полония.
Соединения
этих
элементов.
Применение
элементов
подгруппы
кислорода и их
соединений.
Оказывать
первую
помощь при
отравлениях,
ожогах и
других
травмах,
связанных с
веществами и
лабораторным
оборудованием
Знать/понимат
ь:
Символы
химических
элементов.
Кем и когда
были открыты.
Этимологию
названия.
Строение
атома
химического
элемента.
Уметь:
Ориентировать
ся в
16Частично
поисковый
периодической
системе
химических
элементов
Распределять
электроны по
облакам.
Узнавать
ученых по их
портретам.
Составлять
компьютерную
презентацию
Знать/понимат
ь:
Символы
химических
элементов.
Кем и когда
были открыт
Историю
открытия
Этимологию
названия.
Строение
атома
химического
элемента.
Уметь:
Пользоваться
знаками
системы
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
07.02
Конкретизировать понятия.
Исследовать
свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью
естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
17
21
Тема 6 «Подгруппа азота» (4час)
Элементы подгруппы
азота
в
Нахождение
элементов
подгруппы
азота
природе.
История
открытия этих
элементов.
Водородные
соединения
азота:
гидразин,
диамин,
азотистоводор
одная кислота.
Оксиды азота:
получение,
физические и
химическиеРаспределять
электроны по
облакам.
Узнавать
ученых по их
портретам.
Оказывать
первую
помощь при
отравлениях,
ожогах и друг
травмах,
связанных с
веществами и
лабораторным
оборудованием
Уметь
проводить
расчеты
содержания
элементов
питания в
минеральных
удобрениях.
свойства.
Азотистая
кислота, ее
свойства.
22
Окислительные свойства
азотной кислоты
(взаимодействие с
металлами и
неметаллами).
Применение
азота и его
соединений.
Частично
поисковый
23
Азот и фосфор –
элементы
питания
растений.
Минеральные
удобрения.
Частично
поисковый
24
Мышьяк, сурьма, висмут
Частично
поисковый
строение
атомов,
физические и
химические
свойства.
Соединения
этих
элементов.
Применение
Тема 7 «Подгруппа углерода» (4час)
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
14.02
Действие
концентрированной азотной
кислоты на металлы (олово)
и неметаллы
(серу).
Разрушение органических
веществ азотной кислотой.
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Конкретизировать понятия.
Практические
работы:
Получение минеральных
удобрений
(фосфата
аммония).
Распознавание
минеральных удобрений.
Конкретизировать понятия .
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
21.02
28.02
1825
Элементы подгруппы
углерода
в
Нахождение
элементов
подгруппы
углерода
природе.
История
открытия
элементов.
Аллотропные
видоизменения
углерода:
карбин,
поликумулен,
фуллерены.
Искусственные
алмазы, их
получение и
применение
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
07.03
Конкретизировать понятия .
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
Частично
поисковый
Знать/понимат
ь:
Символы
химических
элементов.
Кем и когда
были открыты.
Историю
открытия
Этимологию
названия.
Страну
открытия.
Строение
атома
химического
элемента.
Уметь:
Ориентировать
ся в
периодической
системе
химических
элементов
Распределять
электроны по
облакам.
Узнавать
ученых по их
портретам.
Составлять
компьютерную
презентацию.
1926
Кремний, его соединения Аллотропия
кремния.
Применение
кремния как
полупроводник
а. Соединения
кремния
с
водоводом _
кремневодород
ы.
Свойства
силана.
Применение
соединений
кремния.
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
14.03
Конкретизировать понятия .
Исследовать
свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью
естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
Частично
поисковый
Знать:
Символы
химических
элементов.
Кем и когда
были открыты.
Историю
открытия
Этимологию
названия.
Страну
открытия.
Строение
атома
Уметь:
Ориентировать
ся в
периодической
системе
химических
элементов
Пользоваться
знаками
системы
Распределять
электроны по
облакам.
Узнавать
ученых по их
портретам.
27
Германий, олово, свинец
строение
атомов,
физические и
Частично
поисковый
Знать/понимат
ь:
Символы
Самостоятельн
ая работа с
информац
Конкретизировать понятия .
Исследовать
свойства
изучаемых веществ.
21.03
20химические
свойства.
Соединения
этих
элементов.
Применение
28
География открытия.
Знакомство с
портретами и
биографией
ученых
Частично
поисковый
химических
элементов.
Кем и когда
были открыты.
Историю
открытия
Этимологию
названия.
Страну
открытия.
Строение
атома
химического
элемента.
Уметь:
Распределять
электроны по
облакам.
Узнавать
ученых по их
портретам.
Составлять
компьютерную
презентацию.
Писать
рефераты и
доклад
базами данных
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью
естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
04.04
Конкретизировать понятия .
Исследовать свойства
изучаемых веществ.
Наблюдать и описывать
химические реакции с
помощью естественного
(русского, родного) языка и
языка химии.
29
Тема 8 «Химия и экология» (2час)
Химические
загрязнители природной
среды,
нормирование
Информационн
оразвивающий
Эвристическая
беседа
Примерные темы для
докладов учащихся:
Кислотные дожди: причины
11.04
21качества среды (ПДК).
Глобальные
экологические проблемы
и роль химии в их
решении.
Глобальные
проблемы
экологии
Информационн
оразвивающий
Эвристическая
беседа
и последствия.
Озоновая проблема и пути
ее решения.
Металлы – опасные
загрязнители природной
среды
30
31
Тема 9 «Химия и здоровье человека» (2час)
Химические элементы в
и
организме человека.
Макро
микроэлемент
ы.
Роль
микроэлементо
в в
жизнедеятельн
ости человека.
Авитаминоз и
гипервитамино
з.
Информационн
оразвивающий
Информационн
оразвивающий
Творчески
репродуктивны
й
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
Оказывать первую помощь
при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных
с веществами и
лабораторным
оборудованием
Самостоятельн
ая работа с
информац
базами данных
коллективная
мыслительная
деятельность
малыми
группами
создавать творческие
работы на заданную тему
32
Витамины. Гормоны.
33
Тема 10 «Химия в игре» (3час)
Интеллектуальные игры
о химии и химическом
элементе
Анаграммы,
логогрифы,
метаграммы,
шарады,
удивительные
18.04
25.04
25.04
02.05
2234
35
Интеллектуальные игры,
конкурсы
Интеллектуальные игры,
конкурсы
превращения,
ребусы,
викторины,
рассказы –
загадки,
криптограммы,
кроссворды,
чайнворды,
головоломки.
Творчески
репродуктивны
й
Творчески
репродуктивны
й
коллективная
мыслительная
деятельность
малыми
группами
коллективная
мыслительная
деятельность
малыми
группами
16.05
23.05
23