Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
химия
9 кл
04.03.2018
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Химия в быту» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 17 часов в год.
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» разработана на основе авторской учебной программы Н. В. Ширшиной «Химия в быту». Программы элективных курсов. Химия. 9 класс. Составитель Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2006.
Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни.
Задачи программы
Образовательные:
1. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
2. овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
3. расширение представлений о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);
4. формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами, используемыми в быту с соблюдением правил техники безопасности;
5. формирование умений оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с использованием химических препаратов в быту.
Воспитательные:
1. 1. воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами через раскрытие экологических проблем, связанных с использованием веществ и материалов бытового назначения;
2. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;
3. содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
2. развитие у обучающихся умений выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;
3. развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.
Содержание программы «Химия в быту» углубляет и расширяет знания обучающихся о веществах, их свойствах, областях применения. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования.
Содержание программы расширяет представления учащихся о химических веществах и материалах, окружающих человека в быту, вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности.
Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и материалов, их необычные свойства, лежащие в основе применения человеком, предполагает рассмотрение как положительного, так и отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, учит применять вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.
Из данного курса учащиеся узнают о том, как действуют лекарственные препараты и стиральные порошки, что им необходимо взять в дорогу, чтобы обезопасить себя от комаров и других насекомых, как очистить воду для питья, как правильно применять минеральные удобрения при подкормке растений, какие вещества входят в состав пищевых продуктов и как правильно сочетать продукты.
Содержание курса является актуальным, т.к. способствует повышению интереса учащихся к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной, строительством, химической промышленностью, косметологией.
Интеграция курса с биологией, экологией, медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции курса с историей, географией, литературой.
Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» разработана на основе авторской учебной программы Н. В. Ширшиной «Химия в быту». Программы элективных курсов. Химия. 9 класс. Составитель Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2006.
Содержание программы курса «Химия в быту» углубляет и расширяет знания обучающихся о веществах, их свойствах, областях применения. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования.
Рабочая программа элективного курса Химия в быту (9 класс).doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ХИМИЯ В БЫТУ»
основное общее образование
Исполнитель: Пяткова С. В.,
учитель химии и биологии Екатеринбург
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» определяет основы органи
зации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в
области химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным
предметам.
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» разработана на основе
авторской учебной программы Н. В. Ширшиной «Химия в быту». Программы элективных
курсов. Химия. 9 класс. Составитель Н.В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2006.
Цель программы развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся,
расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней
мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических
веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни.
Задачи программы
Образовательные:
1. осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, компонента общей культуры и практической
деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни
современного общества осознание химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
2. овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
3. расширение представлений о составе и свойствах химических соединений на
примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и
косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);
4. формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и
материалами, используемыми в быту с соблюдением правил техники безопасности;
5. формирование умений оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с использованием химических препаратов в быту.
Воспитательные:
1. 1. воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с
веществами через раскрытие экологических проблем, связанных с использованием
веществ и материалов бытового назначения;
2. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной
самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;
содействие в профориентации школьников.
3.
Развивающие:
1. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития
химической науки;
2. развитие у обучающихся умений выделять главное, существенное в изученном
материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;
развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно
приобретать и применять знания на практике.
3. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Содержание программы курса «Химия в быту» углубляет и расширяет знания
обучающихся о веществах, их свойствах, областях применения. Курс направлен на
удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в
повседневной жизни, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и
практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и
углублению базового компонента химического образования.
Содержание программы расширяет представления учащихся о химических
веществах и материалах, окружающих человека в быту, вооружает знаниями,
необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности.
Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и
материалов, их необычные свойства, лежащие в основе применения человеком,
предполагает рассмотрение как положительного, так и отрицательного воздействия на
человека и окружающую среду, учит применять вещества по назначению, соблюдая
правила безопасного обращения с ними.
Из данного курса учащиеся узнают о том, как действуют лекарственные препараты и
стиральные порошки, что им необходимо взять в дорогу, чтобы обезопасить себя от
комаров и других насекомых, как очистить воду для питья, как правильно применять
минеральные удобрения при подкормке растений, какие вещества входят в состав пищевых
продуктов и как правильно сочетать продукты.
Содержание курса является актуальным, т.к. способствует повышению интереса
учащихся к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной,
строительством, химической промышленностью, косметологией.
Интеграция курса с биологией, экологией, медициной позволит учащимся лучше
понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историкоискусствоведческий материал создаёт базу для интеграции
курса с историей, географией, литературой.
Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.
Методы, формы и технологии организации учебного процесса
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1.Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение,
работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию
источников (справочники, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2.Частично – поисковый, основанный на использовании химических знаний, жизненного и
познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является
беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной,
повторительно – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой
деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков
самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
•
•
•
Формы организации образовательного процесса: лекция, практическая работа, парные и
групповые формы работы, зачеты, творческие отчеты, уроки общения, проектные работы,
диалоги и беседы.
В описании природных и химических факторов и явлений.
При выполнении практических работ.
При работе с различными источниками химического содержания.
Технологии, используемые в образовательном процессе: • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования
в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе
объяснительноиллюстративного способа обучения. В основе информирование,
просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки
у школьников общеучебных умений и навыков.
• Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала
обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного
интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и
относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в
различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
• Технология развития критического мышления с целью развития творческих
способностей обучающихся,
познавательных
возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата,
самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуальнопознавательное усвоение
учениками заданного предметного материала.
• Личностноориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в
процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей
обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных
способностей.
• Технология индивидуализации обучения.
• Информационнокоммуникационные технологии.
их интеллектуального потенциала,
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МАОУ СОШ№ 17 с углубленным изучением отдельных
предметов курс «Химия в быту» включен в компонент образовательного учреждения. На
изучение курса в 9 классе отводится 17 часов в год, 1 час в неделю в течение 1ого
полугодия.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
После изучения элективного курса «Химия в быту» учащиеся должны:
знать:
наиболее широко используемые средства гигиены и парфюмерии,
синтетические моющие средства;
типы тканей и способы выведения различных пятен с тканей;
понятие рН; окраску индикаторов в различных средах;
уметь:
пользоваться средствами бытовой химии, наиболее часто используемыми в быту;
определять индивидуальную переносимость химических средств бытовой химии;
выводить пятна с ткани и окрашивать ее.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами,
экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического
загрязнения окружающей среды на организм человека.
Данный курс является безотметочным.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Тема 1. Все о пище, с точки зрения химика (3 часа). Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Витамины незаменимая
часть пищевого рациона. Химические процессы в технологии приготовления пищи (гашение
соды, брожение, консервирование, денатурация белков и др.). Знать химический состав и
свойства важнейших пищевых продуктов и их отдельных компонентов, изменения которые
происходят с этими вми во время приготовления пищи, а также при заготовке продуктов
впрок.
Опасные вещества в пище. Кулинарная обработка пищи. Консервирование продуктов.
Содержание этикеток. Виды консервантов. Сроки хранения различных пищевых продуктов
и их энергетическая ценность. ГОСТы.
Кулинарные профессии. Химик – технолог.
Учащиеся должны знать:
состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека.
роль витаминов.
Учащиеся должны иметь представление:
об основных надписях на этикетках;
о различных видах консервантов.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться разрыхлителями.
пользоваться данными на этикетках
Основные термины: денатурация, витамины, ферменты, белки, жиры, углеводы,
консерванты.
Тема 2. Моющие и чистящие средства. Химчистка на дому (5 часов).
Исторические сведения использования и получения моющих средств, их состав, свойства.
Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение.
Чем и как стирать, белить, крахмалить.
Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной.
Безабразивные чистящие средства. Образование и удаление ржавчины.
Международные символы допустимых условий пор уходу за текстильными изделиями.
Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод,
фруктов, овощей, соков, пищевых продуктов, крови, краски. Кто работает в химчистке?
Учащиеся должны знать:
состав мыла и СМС; причины жесткости воды, образование накипи и способы ее
удаления.
какими веществами можно очистить медные, золотые и серебряные изделия, утюг, пятна
на одежде, коврах, мягкой мебели;
технику выведения пятен различного происхождения;
правила техники безопасности при обращении с различными чистящими веществами.
Учащиеся должны уметь:
умягчать воду;
подбирать СМС по виду ткани и загрязнению;
грамотно применять моющие средства в быту с учетом фактуры ткани
выводить пятна различного происхождения
очистить медные, золотые и серебряные изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой
мебели;
удалять накипь и ржавчину.
Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение.
Образование и удаление накипи, ржавчины.
Практическое занятие: Умягчение воды, удаление накипи и ржавчины. Практическое занятие: «Домашняя химчистка»
Основные термины: мыло, СМС, жесткость воды (временная и постоянная),
пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворители.
Тема 3. Химические средства гигиены и косметики (2 часа).
Средства уходы за зубами, волосами, ногтями, кожей. Носители запаха. Волшебные
превращения причесок. Пудры и аэрозоли. Крема и их назначение. Профессии парфюмера,
косметолога, парикмахера.
Учащиеся должны знать:
назначение зубных паст, лака, крема, дезодоранта.
Учащиеся должны уметь:
подбирать зубные пасты, щетки, крем.
Основные термины: лаки, духи, крем, дезодорант, гель.
Тема 4. Химия и медицина (2 часа).
Экскурсия по аптечке. Антибиотики. Витамины. Лекарственные и ядовитые вещества.
Отравления бытовыми химикатами (лакокрасочные материалы,
растворители,
инсектициды, угарный газ, уксусная кислота). Оказание первой медицинской помощи при
отравлениях и ожогах. Допустимо ли самолечение? Химия и техника безопасности в вашем
доме. Профессия фармацевта.
Учащиеся должны знать:
ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия;
способы оказания первой медицинской помощи;
профессии медицинской сестры, лаборанта анализа.
Учащиеся должны уметь:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах порезах.
Практическая работа: Знакомство с лекарственными препаратами домашней аптечки.
Основные термины: яды, противоядия.
Тема 5. Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ (2
часа).
Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков. Строительные
профессии.
Учащиеся должны знать:
состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков.
профессии каменщика, маляра, штукатура.
Основные термины: цемент, известняк, клей, краски, растворители, лаки.
Тема 6. Химия на приусадебном участке (2часа).
Состав и структура почвы. Минеральные удобрения. Химические средства защиты
растений. Профессии агронома, садовода, овощевода.
Учащиеся должны знать:
состав и структура почвы;
виды минеральных удобрений;
виды химических средств защиты растений, средства для борьбы с сорняками;
профессии агронома, садовода, овощевода.
Основные термины: минеральные удобрения, гербициды, инсектициды. Тема 7. Химия – помощник туриста (2часа).
Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра.
Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии.
Посуда туриста. Профессии туроператора, экскурсовода.
Учащиеся должны знать:
состав и структура водонепроницаемой ткани;
состав жидкости для розжига, сухого горючего;
профессии туроператора, экскурсовода.
Основные термины: водонепроницаемая ткань, жидкость для розжига, сухое горючее.
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Химия в быту» (1 час) 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
(колво часов)
Содержание
Виды деятельности обучающихся,
требования к знаниям и умениям
Тема 1. Все о пище, с точки зрения химика (3 часа).
1. Основные химические
вещества пищи: белки,
жиры, углеводы,
витамины, минеральные
соли.
2. Химические процессы в
технологии
приготовления
пищи.
Профессия химик –
технолог
пищевого
производства.
3. Содержание этикеток
пищевых продуктов.
Основные химические вещества пищи: белки, жиры,
углеводы витамины, минеральные соли. Витамины
незаменимая часть пищевого рациона. Химические
процессы в технологии приготовления пищи (гашение
соды, брожение, консервирование, денатурация белков и
др.).
Кулинарная обработка пищи.
продуктов. Опасные вещества в пище.
Содержание этикеток пищевых продуктов. Виды
консервантов. Стабилизаторы. Пищевые красители.
Сроки хранения различных пищевых продуктов и их
энергетическая ценность. ГОСТы.
Кулинарные профессии. Химик – технолог.
Консервирование
Основные термины: денатурация, витамины, ферменты,
белки, жиры, углеводы, консерванты, стабилизаторы,
пищевые красители, разрыхлители.
Учащиеся должны знать:
состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании
человека.
роль витаминов.
химический состав и свойства важнейших пищевых
продуктов и их отдельных компонентов, изменения
которые происходят с этими веществами во время
приготовления пищи, а также при заготовке продуктов
впрок.
Учащиеся должны иметь представление:
об основных надписях на этикетках;
о различных видах консервантов, стабилизаторов,
красителей.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться разрыхлителями.
пользоваться данными на этикетках пищевых продуктов.
Тема 2. Моющие и чистящие средства. Химчистка на дому (3 часа).
4. Синтетические моющие
средства. Мыло.
Отбеливатели.
Безабразивные чистящие
средства.
5. Лабораторная работа
№1 «Умягчение воды,
Из истории моющих средств. Синтетические моющие
средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее
устранение. Чем и как стирать, белить, крахмалить.
Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной.
Безабразивные чистящие средства. Образование и
удаление ржавчины.
Международные символы допустимых условий пор
Основные термины: мыло, СМС, жесткость воды
(временная и постоянная), пятновыводители (чистящие
средства), виды тканей, растворители.
Практическое занятие: «Умягчение воды, удаление
накипи и ржавчины».
Практическое занятие: «Выведение различных пятен».
Учащиеся должны знать: удаление накипи и
ржавчины».
6. Техника выведения
пятен. Пятновыводители.
Лабораторная работа №2
«Выведение различных
пятен».
уходу за текстильными изделиями. Техника выведения
пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен,
пятен от ягод, фруктов, овощей, соков, пищевых
продуктов, крови, краски.
Как можно очистить медные, золотые и серебряные
изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой мебели.
Кто работает в химчистке?
и СМС; причины жесткости воды,
некоторые исторические сведения использования и
получения моющих средств, их состав, свойства.
состав мыла
образование накипи и способы ее удаления.
технику выведения пятен различного происхождения;
правила техники безопасности при обращении с
различными чистящими веществами.
Учащиеся должны уметь:
умягчать воду;
подбирать СМС по виду ткани и загрязнению;
грамотно применять моющие средства в быту с учетом
фактуры ткани.
выводить пятна различного происхождения.
удалять накипь и ржавчину.
Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели.
Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление
накипи, ржавчины.
Тема 3. Химические средства гигиены и косметики (2 часа).
7. Средства ухода за
зубами и волосами.
Носители запаха.
Профессии стоматолога,
парфюмера.
8. Средства ухода за
кожей и ногтями.
Профессии косметолога,
парикмахера.
Средства ухода за зубами, волосами, ногтями, кожей.
Носители запаха. Какие вещества являются носителями
запаха, из каких компонентов состоят духи, одеколоны и
др. косметические средства.
Волшебные превращения причесок. Пудры и аэрозоли.
Крема и их назначение. Профессии стоматолога,
парфюмера, косметолога, парикмахера.
Основные термины: лаки, духи, крем, дезодорант, гель.
Учащиеся должны знать:
назначение зубных паст, лака, крема, дезодоранта.
какие вещества являются носителями запаха,
из каких компонентов состоят духи, одеколоны и др.
косметические средства.
Учащиеся должны уметь:
подбирать зубные пасты, щетки, крем.
профессии стоматолога,
парикмахера.
косметолога,
парфюмера,
9. Содержимое аптечки.
Лекарственные
Содержимое аптечки. Лекарства, биологическиактивные
добавки Ядовитые вещества. Антибиотики. Витамины.
Основные термины: лекарства, биологическиактивные
добавки (БАДы), витамины, яды, противоядия.
Тема 4. Химия и медицина (2 часа). препараты, БАДы,
витамины. Профессия
фармацевта.
10. Отравления
средствами бытовой
химии и лекарственными
препаратами. Оказание
первой медицинской
помощи.
Отравления бытовыми химикатами (лакокрасочные
материалы, растворители, инсектициды, угарный газ,
уксусная кислота). Оказание первой медицинской
помощи при отравлениях и ожогах. Допустимо ли
самолечение? Химия и техника безопасности в вашем
доме. Профессия фармацевта.
Практическая работа: Знакомство с лекарственными
препаратами из домашней аптечки.
Учащиеся должны знать:
ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия;
назначение некоторых лекарственных средств, помнить,
что самолечение не допустимо.
способы оказания первой медицинской помощи;
профессии медицинской сестры, лаборанта анализа.
Учащиеся должны уметь:
приготовить растворы заданной концентрации перекиси
водорода, соды, перманганата калия.
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах
порезах.
Тема 5. Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ (2 часа).
11.Строительные
материалы.
12. Отделочные
материалы для наружных
и внутренних работ.
Строительные профессии.
13. Состав и структура
почвы. Минеральные
удобрения. ПДК нитратов
в овощах.
14. Химические средства
защиты растений.
Профессии агронома,
садовода, овощевода.
Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок,
растворителей, лаков. Строительные профессии.
Основные термины: цемент, известняк, клей, краски,
растворители, лаки.
Учащиеся должны знать:
состав и свойства цемента, известняка, клея, красок,
растворителей, лаков.
профессии каменщика, маляра, штукатура.
Тема 6. Химия на приусадебном участке (2часа).
Состав и структура почвы. Минеральные удобрения.
ПДК нитратов в овощах.
Химические средства защиты растений.
Профессии агронома, садовода, овощевода.
Основные термины: минеральные удобрения, гербициды,
инсектициды.
Учащиеся должны знать:
как состав и структура почвы влияет на рост растений;
какими хим. средствами можно защитить растения от
болезней и вредителей.
виды минеральных удобрений;
виды химических средств защиты растений от
насекомых;
виды химических средств для борьбы с сорняками; 15. Состав
водонепроницаемой
ткани, жидкости для
розжига, сухого горючего.
16. Посуда туриста.
Требования безопасности
к составу одноразовой
посуды. Профессии
туроператора,
экскурсовода.
17. Обобщение и
систематизация знаний по
курсу «Химия в быту»
профессии агронома, садовода, овощевода.
Тема 7. Химия – помощник туриста (2часа).
Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг
костра.
Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал
друг другу с помощью химии.
С помощью каких веществ можно развести костер в
сырую погоду, какими средствами можно пользоваться в
походе, чтобы сохранить крепкое здоровье. Посуда
туриста.
Профессии туроператора, экскурсовода.
Основные термины: водонепроницаемая ткань, жидкость
для розжига, сухое горючее, одноразовая посуда.
Учащиеся должны знать:
состав и структура водонепроницаемой ткани; как можно
получить водонепроницаемую ткань.
состав жидкости для розжига, сухого горючего; с
помощью каких веществ можно развести костер в сырую
погоду,
какими средствами можно пользоваться в походе, чтобы
сохранить крепкое здоровье;
профессии туроператора, экскурсовода.
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Химия в быту» (1 час)
Повторение.
Как можно использовать приобретенные в ходе изучения
курса «Химия в быту» знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для безопасного
обращения с веществами и материалами, экологически
грамотного поведения в окружающей среде, оценки
влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека.
знать:
наиболее широко используемые средства гигиены и
парфюмерии,
синтетические моющие средства;
типы тканей и способы выведения различных пятен с
тканей;
понятие рН; окраску индикаторов в различных средах;
уметь:
пользоваться средствами бытовой химии, наиболее часто
используемыми в быту;
определять индивидуальную переносимость химических
средств бытовой химии;
выводить пятна с ткани и окрашивать ее.
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для
безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде,
оценки влияния химического загрязнения окружающей
среды на организм человека. 2. МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
Наименование объектов и средств
материальнотехнического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Авторская программа Н. В. Ширшиной «Химия в быту»
Программы элективных курсов. Химия. 9 класс. Составитель Н.В.
Ширшина. Волгоград: Учитель, 2006.
Учебники:
Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 270с. Учебник соответствует
федеральному компоненту
государственного стандарта общего
образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации».
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 270с. Учебник соответствует
федеральному компоненту
государственного стандарта общего
образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации».
Дидактическое
описание
Используется
педагогом при
разработке и
составлении рабочих
программ по
предмету; при
разработке
дидактических
материалов; в работе с
обучающимися. Дополнительная литература:
1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся,
учителей и родителей. М.: АСТ Пресс, 1999.
2. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М:
Химия,1979.
3. Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы.
Химия в школе 5/2000/
4. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Изд
во «Большая российская энциклопедия», 1998.
5. Войтович В.А. Химия в быту – М.: Знание, 1980.
6. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.
7. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга
учителя. Химия 11 класс. М.: Дрофа, 2003.
8. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.:
Химия, 1995.
9. Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат
1987
10. Елизарова Е.Н., Хамидуллин Р.С. Химия в быту и здоровье
человека. М.: Медицина, 1974.
11. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия
в школе1/1998.
12. Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе
4/1998.
13. Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты:
сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе
6/2000.
14. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
15. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.
16. Малиновская Ю.В. Из чего сделана наша одежда. Химия в
школе 4/1998.
17. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической
лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций. – М.:
Аркти, 2002.
18. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядие. Л.: Наука, 1982.
19. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
20. Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.
21. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. М.: Химия, 1984.
22. Юдин А.М. Химия для вас. – М.: Химия, 1984.
Печатные пособия
4. Комплект таблиц по химии.
Портреты учёныххимиков.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Таблица растворимости.
Цифровые образовательные ресурсы
Печатные пособия
имеют сменную
экспозицию в кабинете 5.
Интернетресурсы:
MULTIMEDIA поддержка курса
http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория
http://interneturok.ru/ Интернет уроки онлайн.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;
Единая коллекция
Цифровых Образовательных Ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
fcior.edu.ru/
Цифровые компоненты учебнометодических комплексов по всем
разделам курса химии
https://learningapps.org/
https://ru.wikipedia.org/
https://lib.dnevnik.ru/
http://www.yaklass.ru/
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.
(Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и
презентационных)
Экраннозвуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Используется для
создания
тематических и
итоговых
разноуровневых
тренировочных и
проверочных
материалов для
организации
фронтальной и
индивидуальной
работы. ЦОРы
ориентированына
различные формы
познавательной
деятельности
Пакет прикладных
программ
7. Комплект видеоуроков по химии.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
8. Доска интерактивная – лекционная
Мультимедиа проектор
Компьютер Pentium 4
Монитор Samsung
МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a
Основные технические
требования:
графическая
операционная система,
возможность выхода в
Интернет.
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных
принадлежностей для лабораторных работ
Общего назначения и демонстрационные
13. Демонстрационная зона
Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив
металлический ШЛБ.
15. Набор химических реактивов для проведения лабораторных работ.
Учебнопрактическое
и учебнолабораторное
оборудование.
Химические реактивы
для проведения
лабораторных работ.
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.