Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
химия
9 кл
04.03.2018
Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Химия в быту» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 17 часов в год. Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» разработана на основе авторской учебной программы Н. В. Ширшиной «Химия в быту». Программы элективных курсов. Химия. 9 класс. Составитель Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2006. Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни. Задачи программы Образовательные: 1. осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; 2. овладение основами химической грамотности, способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; 3. расширение представлений о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.); 4. формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами, используемыми в быту с соблюдением правил техники безопасности; 5. формирование умений оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с использованием химических препаратов в быту. Воспитательные: 1. 1. воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами через раскрытие экологических проблем, связанных с использованием веществ и материалов бытового назначения; 2. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов; 3. содействие в профориентации школьников. Развивающие: 1. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки; 2. развитие у обучающихся умений выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли; 3. развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике. Содержание программы «Химия в быту» углубляет и расширяет знания обучающихся о веществах, их свойствах, областях применения. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования. Содержание программы расширяет представления учащихся о химических веществах и материалах, окружающих человека в быту, вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности. Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и материалов, их необычные свойства, лежащие в основе применения человеком, предполагает рассмотрение как положительного, так и отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, учит применять вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними. Из данного курса учащиеся узнают о том, как действуют лекарственные препараты и стиральные порошки, что им необходимо взять в дорогу, чтобы обезопасить себя от комаров и других насекомых, как очистить воду для питья, как правильно применять минеральные удобрения при подкормке растений, какие вещества входят в состав пищевых продуктов и как правильно сочетать продукты. Содержание курса является актуальным, т.к. способствует повышению интереса учащихся к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной, строительством, химической промышленностью, косметологией. Интеграция курса с биологией, экологией, медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека. Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции курса с историей, географией, литературой. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» разработана на основе авторской учебной программы Н. В. Ширшиной «Химия в быту». Программы элективных курсов. Химия. 9 класс. Составитель Н.В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2006. Содержание программы курса «Химия в быту» углубляет и расширяет знания обучающихся о веществах, их свойствах, областях применения. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования.
Рабочая программа элективного курса Химия в быту (9 класс).doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17  с углубленным изучением отдельных предметов                                                                                                                                                                                                                                                                                       .                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  «ХИМИЯ В БЫТУ» основное общее образование Исполнитель: Пяткова С. В., учитель химии и биологии Екатеринбург 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» определяет основы органи­ зации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.  Рабочая программа   элективного   курса   «Химия в быту» разработана на основе авторской учебной программы Н. В. Ширшиной «Химия в быту». Программы элективных курсов. Химия.  9 класс. Составитель Н.В. Ширшина. ­ Волгоград: Учитель, 2006.    Цель программы ­ развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни. Задачи программы Образовательные: 1. осознание   объективной   значимости   основ   химической   науки   как   области современного   естествознания,   компонента   общей   культуры   и   практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного   общества   осознание   химических   превращений   неорганических   и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; 2. овладение   основами   химической   грамотности,   способностью   анализировать   и объективно   оценивать   жизненные   ситуации,   связанные   с   химией,   навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; 3. расширение   представлений   о   составе   и   свойствах   химических   соединений   на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);  4. формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами, используемыми в быту с соблюдением  правил техники  безопасности; 5. формирование умений оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с использованием химических препаратов в быту. Воспитательные: 1. 1. воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами через раскрытие экологических проблем, связанных с использованием веществ и материалов бытового назначения; 2. создание   педагогических   ситуаций   успешности   для   повышения   собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;  содействие в профориентации школьников. 3. Развивающие:  1. формирование   познавательных   способностей   в   соответствии   с   логикой   развития химической науки;  2. развитие   у   обучающихся   умений   выделять   главное,   существенное   в   изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;   развитие   творческих   способностей   и   умений   учащихся   самостоятельно приобретать и применять знания на практике. 3. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Содержание   программы   курса   «Химия   в   быту»  углубляет   и   расширяет   знания  обучающихся   о   веществах,   их   свойствах,   областях   применения.  Курс   направлен   на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни,  позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования.  Содержание   программы   расширяет   представления   учащихся   о   химических веществах   и   материалах,   окружающих   человека   в   быту,   вооружает   знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности. Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и материалов,   их   необычные   свойства,   лежащие   в   основе   применения   человеком, предполагает   рассмотрение   как   положительного,   так   и   отрицательного   воздействия   на человека   и   окружающую   среду,   учит     применять   вещества   по   назначению,   соблюдая правила безопасного обращения с ними. Из данного курса учащиеся узнают о том, как действуют лекарственные препараты и стиральные   порошки,   что   им   необходимо   взять   в   дорогу,   чтобы   обезопасить   себя   от комаров   и   других   насекомых,   как   очистить   воду   для   питья,  как   правильно   применять минеральные удобрения при подкормке растений, какие вещества входят в состав пищевых продуктов и как правильно сочетать продукты. Содержание   курса   является   актуальным,   т.к.   способствует   повышению   интереса учащихся   к   познанию   химии   и   ориентирует   на   профессии,   связанные   с   медициной, строительством, химической промышленностью, косметологией. Интеграция курса с биологией, экологией,  медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека. Разнообразный историко­искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции курса с историей, географией, литературой. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного. Методы, формы и технологии организации учебного процесса Основные методы, используемые в различных сочетаниях: 1.Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа   с   литературными   источниками)   с   иллюстрацией   различных   по   содержанию источников (справочники, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.). 2.Частично – поисковый, основанный на использовании химических знаний, жизненного и познавательного   опыта   обучающихся.   Конкретным   проявлением   этого   метода   является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, повторительно – обобщающей. 3.   Исследовательский   метод   как   один   из   ведущих   способов   организации   поисковой деятельности   обучающихся   в   учебной   работе,   привития   им   умений   и   навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: • • • Формы организации образовательного процесса:  лекция, практическая работа, парные и групповые формы работы, зачеты, творческие отчеты, уроки общения, проектные работы, диалоги и беседы. В описании природных и химических факторов и явлений. При выполнении практических работ. При работе с различными источниками химического содержания. Технологии, используемые в образовательном процессе: • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в   соответствии   с   требованиями   стандартов;   технологии,   построенные   на   основе объяснительно­иллюстративного   способа   обучения.   В   основе   ­   информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. • Технологии   дифференцированного   обучения   для   освоения   учебного   материала обучающимися,   различающимися   по   уровню   обучаемости,   повышения   познавательного интереса.   Осуществляется   путем   деления   ученических   потоков   на   подвижные   и относительно   гомогенные   по   составу   группы   для   освоения   программного   материала   в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. • Технология   развития   критического   мышления   с   целью   развития   творческих способностей   обучающихся,   познавательных возможностей.   Обучение   ориентировано   на   самостоятельный   поиск   результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально­познавательное усвоение учениками заданного предметного материала. • Личностно­ориентированные   технологии   обучения,   способ  организации   обучения,   в процессе   которого   обеспечивается   всемерный  учет   возможностей   и   способностей обучаемых   и   создаются   необходимые   условия   для   развития   их   индивидуальных способностей. • Технология индивидуализации обучения. • Информационно­коммуникационные технологии.   их   интеллектуального   потенциала, 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В   учебном   плане   МАОУ   СОШ№  17   с   углубленным   изучением   отдельных предметов курс  «Химия в быту» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение   курса   в   9   классе   отводится   17   часов   в  год,   1   час   в   неделю   в   течение   1­ого полугодия.   4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) После изучения элективного курса «Химия в быту» учащиеся должны: знать: ­ наиболее широко используемые средства гигиены и парфюмерии, ­ синтетические моющие средства; ­ типы тканей и способы выведения различных пятен с тканей;  ­понятие рН; окраску индикаторов в различных средах; уметь: ­ пользоваться средствами бытовой химии, наиболее часто используемыми в быту;  ­ определять индивидуальную переносимость химических средств бытовой химии;  ­ выводить пятна с ткани и окрашивать ее. ­   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной   жизни   для   безопасного   обращения   с   веществами   и   материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Данный курс является безотметочным. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Тема 1. Все о пище, с точки зрения химика (3 часа). Основные химические вещества пищи: белки, жиры, углеводы. Витамины ­ незаменимая часть пищевого рациона. Химические процессы в технологии приготовления пищи (гашение соды, брожение, консервирование, денатурация белков и др.). Знать химический состав и свойства важнейших пищевых продуктов и их отдельных компонентов, изменения которые происходят с этими в­ми во время приготовления пищи, а также при заготовке продуктов впрок. Опасные   вещества   в   пище.   Кулинарная   обработка   пищи.   Консервирование   продуктов. Содержание этикеток. Виды консервантов. Сроки хранения различных  пищевых продуктов и их  энергетическая ценность. ГОСТы. Кулинарные профессии. Химик – технолог.  Учащиеся должны знать: ­ состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека. ­ роль витаминов. Учащиеся должны  иметь представление: ­ об основных надписях на этикетках; ­ о различных видах консервантов. Учащиеся должны уметь: ­ пользоваться разрыхлителями. ­ пользоваться данными на этикетках Основные   термины:   денатурация,   витамины,   ферменты,   белки,   жиры,   углеводы, консерванты. Тема 2. Моющие и чистящие средства. Химчистка на дому (5 часов). Исторические сведения использования и получения моющих средств, их состав, свойства. Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение. Чем и как стирать, белить, крахмалить. Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной.  Безабразивные чистящие средства. Образование и удаление ржавчины.    Международные символы допустимых условий пор уходу за текстильными изделиями. Техника   выведения  пятен.  Пятновыводители.  Удаление  жировых   пятен,  пятен   от  ягод, фруктов, овощей, соков, пищевых продуктов, крови, краски. Кто работает в химчистке? Учащиеся должны знать: ­   состав   мыла     и   СМС;   причины   жесткости   воды,   образование   накипи   и   способы   ее удаления. ­ какими веществами можно очистить медные, золотые и серебряные изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой мебели;   ­ технику выведения пятен различного происхождения; ­ правила техники безопасности при обращении с различными чистящими веществами. Учащиеся должны уметь: ­ умягчать воду; ­ подбирать СМС по виду ткани и загрязнению; ­ грамотно применять моющие средства в быту с учетом фактуры ткани ­ выводить пятна различного происхождения ­ очистить медные, золотые и серебряные изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой мебели; ­ удалять накипь и ржавчину. Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи, ржавчины. Практическое занятие: Умягчение воды, удаление накипи и ржавчины. Практическое занятие: «Домашняя химчистка» Основные   термины:  мыло,   СМС,   жесткость   воды   (временная   и   постоянная), пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворители. Тема 3. Химические средства гигиены и косметики (2 часа). Средства   уходы   за   зубами,   волосами,   ногтями,   кожей.   Носители   запаха.   Волшебные превращения причесок. Пудры и аэрозоли. Крема и их назначение. Профессии парфюмера, косметолога, парикмахера. Учащиеся должны знать: ­ назначение зубных паст, лака, крема, дезодоранта. Учащиеся должны уметь: ­ подбирать зубные пасты, щетки, крем. Основные термины: лаки, духи, крем, дезодорант, гель. Тема 4. Химия и медицина (2 часа). Экскурсия   по   аптечке.   Антибиотики.   Витамины.   Лекарственные   и   ядовитые   вещества. Отравления   бытовыми   химикатами   (лакокрасочные   материалы,   растворители, инсектициды, угарный газ, уксусная кислота). Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах. Допустимо ли самолечение? Химия и техника безопасности в вашем доме. Профессия фармацевта. Учащиеся должны знать: ­ ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия; ­ способы оказания первой медицинской помощи; ­ профессии медицинской сестры, лаборанта анализа. Учащиеся должны уметь: ­ оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах порезах. Практическая работа: Знакомство с лекарственными препаратами домашней аптечки. Основные термины: яды,  противоядия. Тема 5. Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ (2 часа). Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков. Строительные  профессии. Учащиеся должны знать: ­ состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков. ­ профессии каменщика, маляра, штукатура. Основные термины: цемент, известняк, клей, краски, растворители, лаки. Тема 6. Химия на приусадебном участке (2часа). Состав и структура почвы. Минеральные удобрения. Химические средства защиты  растений. Профессии агронома, садовода, овощевода. Учащиеся должны знать: ­ состав и структура почвы;  ­ виды минеральных удобрений;  ­ виды химических средств защиты растений, средства для борьбы с сорняками; ­ профессии агронома, садовода, овощевода. Основные термины: минеральные удобрения, гербициды, инсектициды. Тема 7. Химия – помощник туриста (2часа). Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра. Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал друг другу с помощью химии.  Посуда туриста. Профессии туроператора, экскурсовода. Учащиеся должны знать: ­ состав и структура водонепроницаемой ткани; ­ состав жидкости для розжига, сухого горючего; ­ профессии  туроператора, экскурсовода. Основные термины: водонепроницаемая ткань, жидкость для розжига, сухое горючее. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Химия в быту» (1 час) 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Тема  (кол­во часов) Содержание  Виды деятельности обучающихся,  требования к знаниям и умениям  Тема 1. Все о пище, с точки зрения химика (3 часа). 1. Основные химические  вещества пищи: белки,  жиры, углеводы,  витамины, минеральные  соли. 2. Химические процессы в технологии приготовления пищи. Профессия   химик   – технолог пищевого   производства.  3. Содержание этикеток  пищевых продуктов.   Основные   химические   вещества   пищи:   белки,   жиры, углеводы   витамины,   минеральные   соли.   Витамины   ­ незаменимая   часть   пищевого   рациона.   Химические процессы   в   технологии   приготовления   пищи   (гашение соды, брожение, консервирование, денатурация белков и др.). Кулинарная   обработка   пищи. продуктов. Опасные вещества в пище.  Содержание   этикеток   пищевых   продуктов.   Виды консервантов.   Стабилизаторы.   Пищевые   красители. Сроки   хранения   различных     пищевых   продуктов   и   их энергетическая ценность. ГОСТы. Кулинарные профессии. Химик – технолог.    Консервирование Основные термины: денатурация, витамины, ферменты, белки,   жиры,   углеводы,   консерванты,   стабилизаторы, пищевые красители, разрыхлители. Учащиеся должны знать: ­ состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека. ­ роль витаминов. ­   химический   состав   и   свойства   важнейших   пищевых продуктов   и   их   отдельных   компонентов,   изменения которые   происходят   с   этими   веществами   во   время приготовления   пищи,   а   также   при   заготовке   продуктов впрок. Учащиеся должны  иметь представление: ­ об основных надписях на этикетках; ­   о   различных   видах   консервантов,   стабилизаторов, красителей. Учащиеся должны уметь: ­ пользоваться разрыхлителями. ­ пользоваться данными на этикетках пищевых продуктов. Тема 2. Моющие и чистящие средства. Химчистка на дому (3 часа). 4. Синтетические моющие средства. Мыло.  Отбеливатели.  Безабразивные чистящие  средства. 5. Лабораторная работа  №1 «Умягчение воды,  Из   истории   моющих   средств.     Синтетические   моющие средства.   Мыло.   Отбеливатели.   Жесткость   воды   и   ее устранение.   Чем   и   как   стирать,   белить,   крахмалить. Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной.  Безабразивные   чистящие   средства.   Образование   и удаление ржавчины.    Международные   символы   допустимых   условий   пор Основные   термины:  мыло,   СМС,   жесткость   воды (временная   и   постоянная),   пятновыводители   (чистящие средства), виды тканей, растворители. Практическое   занятие:   «Умягчение   воды,   удаление накипи и ржавчины». Практическое занятие: «Выведение различных пятен». Учащиеся должны знать: удаление накипи и  ржавчины». 6. Техника выведения  пятен. Пятновыводители.  Лабораторная работа №2  «Выведение различных  пятен». уходу   за   текстильными   изделиями.   Техника   выведения пятен.   Пятновыводители.   Удаление   жировых   пятен, пятен   от   ягод,   фруктов,   овощей,   соков,   пищевых продуктов, крови, краски.  Как можно очистить медные, золотые и серебряные  изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой мебели.  Кто работает в химчистке?   и   СМС;   причины   жесткости   воды, ­  некоторые   исторические   сведения   использования   и получения моющих средств, их состав, свойства. ­   состав   мыла   образование накипи и способы ее удаления. ­ технику выведения пятен различного происхождения; ­   правила   техники   безопасности   при   обращении   с различными чистящими веществами. Учащиеся должны уметь: ­ умягчать воду; ­ подбирать СМС по виду ткани и загрязнению;  ­грамотно применять моющие средства в быту с учетом фактуры ткани. ­ выводить пятна различного происхождения. ­ удалять накипь и ржавчину. Синтетические   моющие   средства.   Мыло.   Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи, ржавчины. Тема 3. Химические средства гигиены и косметики (2 часа). 7. Средства ухода за  зубами и волосами.  Носители запаха.  Профессии стоматолога,  парфюмера. 8. Средства ухода за  кожей и ногтями.  Профессии косметолога,  парикмахера. Средства   ухода   за   зубами,   волосами,   ногтями,   кожей. Носители запаха. Какие вещества являются носителями запаха, из каких компонентов состоят духи, одеколоны и др. косметические средства. Волшебные   превращения   причесок.   Пудры   и   аэрозоли. Крема   и   их   назначение.   Профессии   стоматолога, парфюмера, косметолога, парикмахера. Основные термины: лаки, духи, крем, дезодорант, гель. Учащиеся должны знать: ­ назначение зубных паст, лака, крема, дезодоранта. ­ какие вещества являются носителями запаха,  ­   из   каких   компонентов   состоят   духи,   одеколоны   и   др. косметические средства. Учащиеся должны уметь: ­ подбирать зубные пасты, щетки, крем. ­профессии   стоматолога, парикмахера.   косметолога,   парфюмера, 9. Содержимое аптечки.  Лекарственные  Содержимое аптечки. Лекарства, биологически­активные добавки   Ядовитые   вещества.   Антибиотики.   Витамины. Основные   термины:   лекарства,   биологически­активные добавки (БАДы), витамины, яды,  противоядия. Тема 4. Химия и медицина (2 часа). препараты, БАДы,  витамины. Профессия  фармацевта. 10. Отравления  средствами бытовой  химии и лекарственными  препаратами. Оказание  первой медицинской  помощи. Отравления   бытовыми   химикатами   (лакокрасочные материалы,   растворители,   инсектициды,   угарный   газ, уксусная   кислота).   Оказание   первой   медицинской помощи   при   отравлениях   и   ожогах.   Допустимо   ли самолечение?   Химия   и   техника   безопасности   в   вашем доме. Профессия фармацевта. Практическая   работа:   Знакомство   с   лекарственными препаратами из домашней аптечки. Учащиеся должны знать: ­ ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия; ­ назначение некоторых лекарственных средств, помнить, что самолечение не допустимо. ­ способы оказания первой медицинской помощи; ­ профессии медицинской сестры, лаборанта анализа. Учащиеся должны уметь: ­приготовить   растворы   заданной   концентрации   перекиси водорода, соды, перманганата калия. ­   оказывать   первую   помощь   при   отравлениях,   ожогах порезах. Тема 5. Строительные и отделочные материалы для наружных и внутренних работ (2 часа). 11.Строительные  материалы.  12. Отделочные  материалы для наружных  и внутренних работ.  Строительные профессии. 13. Состав и структура  почвы. Минеральные  удобрения. ПДК нитратов в овощах. 14. Химические средства  защиты растений.  Профессии агронома,  садовода, овощевода. Состав и свойства цемента, известняка, клея, красок,  растворителей, лаков. Строительные профессии. Основные термины: цемент, известняк, клей, краски,  растворители, лаки. Учащиеся должны знать: ­ состав и свойства цемента, известняка, клея, красок,  растворителей, лаков. ­ профессии каменщика, маляра, штукатура. Тема 6. Химия на приусадебном участке (2часа). Состав и структура почвы. Минеральные удобрения.  ПДК нитратов в овощах. Химические средства защиты растений.  Профессии агронома, садовода, овощевода. Основные термины: минеральные удобрения, гербициды,  инсектициды. Учащиеся должны знать: ­ как состав и структура почвы влияет на рост растений;  ­ какими хим. средствами можно защитить растения от  болезней и вредителей. ­ виды минеральных удобрений;  ­ виды химических средств защиты растений от  насекомых; ­ виды химических средств для борьбы с сорняками; 15. Состав  водонепроницаемой   ткани, жидкости для  розжига, сухого горючего. 16. Посуда туриста.  Требования безопасности  к составу одноразовой  посуды. Профессии  туроператора,  экскурсовода.  17. Обобщение и  систематизация знаний по курсу «Химия в быту» ­ профессии агронома, садовода, овощевода. Тема 7. Химия – помощник туриста (2часа). Как получают водонепроницаемую ткань. Химия вокруг костра. Химия на страже здоровья туриста. Как подать сигнал  друг другу с помощью химии.  С помощью каких веществ можно развести костер в  сырую погоду, какими средствами можно пользоваться в  походе, чтобы сохранить крепкое здоровье. Посуда  туриста. Профессии туроператора, экскурсовода. Основные термины: водонепроницаемая ткань, жидкость  для розжига, сухое горючее, одноразовая посуда. Учащиеся должны знать: ­ состав и структура водонепроницаемой ткани; как можно получить водонепроницаемую ткань. ­ состав жидкости для розжига, сухого горючего; с  помощью каких веществ можно развести костер в сырую  погоду, ­ какими средствами можно пользоваться в походе, чтобы  сохранить крепкое здоровье; ­ профессии  туроператора, экскурсовода. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Химия в быту» (1 час) Повторение.  Как можно использовать приобретенные в ходе изучения  курса «Химия в быту» знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для безопасного  обращения с веществами и материалами, экологически  грамотного поведения в окружающей среде, оценки  влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека. знать: ­   наиболее   широко   используемые   средства   гигиены   и парфюмерии, ­ синтетические моющие средства; ­   типы   тканей   и   способы   выведения   различных   пятен   с тканей;  ­понятие рН; окраску индикаторов в различных средах; уметь: ­ пользоваться средствами бытовой химии, наиболее часто используемыми в быту;  ­ определять индивидуальную переносимость химических средств бытовой химии;  ­ выводить пятна с ткани и окрашивать ее. ­   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в практической   деятельности   и   повседневной   жизни   для безопасного   обращения   с   веществами   и   материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки   влияния   химического   загрязнения   окружающей среды на организм человека. 2. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/п Наименование объектов и средств  материально­технического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Авторская программа Н. В. Ширшиной «Химия в быту»  Программы   элективных   курсов.  Химия.   9   класс.   Составитель   Н.В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2006. Учебники: Габриелян О.С.  Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  –   М.:   Дрофа,   2009.   –   270с.   Учебник   соответствует федеральному   компоненту  государственного   стандарта   общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано  Министерством образования  и науки Российской Федерации».   Габриелян О.С.  Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.   –  М.:   Дрофа,   2009.   –   270с.   Учебник   соответствует федеральному   компоненту  государственного   стандарта   общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано  Министерством образования  и науки Российской Федерации». Дидактическое описание Используется  педагогом при  разработке и  составлении рабочих  программ по  предмету; при  разработке  дидактических  материалов; в работе с обучающимися. Дополнительная литература: 1. Аликберова   Л.   Занимательная     химия:   Книга   для   учащихся, учителей и родителей.­ М.: АСТ ­ Пресс, 1999. 2. Балуева   Г.А.,   Осокина   Д.Н.   Все   мы   дома   химики.   –   М: Химия,1979. 3. Боровский  Е.Э. Озоновый слой  земли: проблемы  и прогнозы. Химия в школе 5/2000/ 4. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Изд­ во «Большая российская энциклопедия», 1998. 5. Войтович В.А. Химия в быту – М.: Знание, 1980. 6. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998. 7. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 класс.­ М.: Дрофа, 2003. 8. Гроссе   Э., Вайсмантель  Х. Химия  для  любознательных.  ­  Л.: Химия, 1995. 9. Дудоров   И.Г.   Общая   технология   силикатов.   М.:   Стройиздат 1987 10. Елизарова   Е.Н.,   Хамидуллин   Р.С.   Химия   в   быту   и   здоровье человека. ­  М.: Медицина, 1974. 11. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе1/1998. 12. Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998. 13. Кришталь   Н.Ф.,   Санков   Б.Г.   Экология   нашей   планеты: сохранение   озонового   слоя   стратосферы.   Химия   в   школе 6/2000. 14. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.­ М.: Высшая школа, 1992. 15. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981. 16. Малиновская   Ю.В.   Из   чего   сделана   наша   одежда.   Химия   в школе 4/1998. 17. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной  химической лаборатории.   Сборник   инструкций   и   рекомендаций.   –   М.: Аркти, 2002. 18. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядие. ­ Л.: Наука, 1982. 19. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982. 20. Химия в быту. Смоленск: Русич 1996. 21. Шульгин Г.Б. Эта увлекательная химия. ­ М.: Химия, 1984. 22. Юдин А.М. Химия для вас. – М.: Химия, 1984. Печатные пособия 4. Комплект таблиц по химии. Портреты учёных­химиков. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Таблица растворимости. Цифровые образовательные ресурсы Печатные пособия  имеют сменную  экспозицию в кабинете 5. Интернет­ресурсы: MULTIMEDIA ­ поддержка курса  http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;  Единая коллекция     Цифровых Образовательных Ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов fcior.edu.ru/ Цифровые компоненты учебно­методических комплексов по всем  разделам курса химии https://learningapps.org/ https://ru.wikipedia.org/ https://lib.dnevnik.ru/ http://www.yaklass.ru/ Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.  (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и  презентационных) Экранно­звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) Используется для  создания  тематических и  итоговых  разноуровневых  тренировочных и  проверочных  материалов для  организации  фронтальной и  индивидуальной  работы. ЦОРы  ориентированына  различные формы  познавательной  деятельности  Пакет прикладных  программ  7. Комплект видеоуроков по химии. Технические средства обучения (средства ИКТ) 8. Доска интерактивная – лекционная  Мультимедиа проектор Компьютер Pentium 4 Монитор Samsung МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a Основные технические требования:  графическая  операционная система, возможность выхода в  Интернет. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ Общего назначения и демонстрационные 13. Демонстрационная зона Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив  металлический ШЛБ. 15. Набор химических реактивов для проведения лабораторных работ. Учебно­практическое  и учебно­лабораторное оборудование.  Химические реактивы  для проведения  лабораторных работ.

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса «Химия в быту» (9 класс)

Рабочая программа  элективного  курса  «Химия в быту» (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018