Рабочая программа может быть реализована как в 11-м, так и 10 классе и решает задачу подготовки выпускников для успешной сдачи экзамена. Содержание курса охватывает все металлы и дает полное представление о них. Свойства металлов и их соединений усваивается на практикуме, что позволяет формировать лабораторно -практические и исследовательские умения и навыки. содержание курса позволяет организовать усвоение в процессе выполнения творческих, исследовательских и проектных работ.Документ Microsoft Office Word (.docx)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15»
Рабочая программа
учебного курса по выбору
«Металлы главных и побочных подгрупп»
Химия 11 класс
Авторы: Омельянович Т.Г., учитель
химии высшей категории,
г. Нижневартовск
1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс рассчитан на 35 часа учебного времени в целях профильной
подготовки учащихся 11 класса.
Тема металлы изучается в 9 классе. В базовой же программе 10 класса(программа
автора О.С. Габриеляна) предполагается изучение химии органических соединений, а в 11
классе на обобщение этой темы отводится всего 4 часа. Таким образом, существует
необходимость актуализации, обобщения, систематизации и расширении знаний учащихся о
металлах, так как при подготовке к ЕГЭ и поступления в высшее учебное заведение
требуется более полный и обширный объём знаний по данной теме.
В курсе кроме вопросов общей характеристики металлов, коррозии и способов
получения металлов рассматривается такие вопросы как: сплавы, электролиз растворов и
расплавов. По этой теме предполагается практикум по решению расчётных задач.
Исследование вопросов генетической связи соединений образованных элементами
главных подгрупп является основной формой обобщения и систематизации знаний по
данной теме. Значительное количество времени отводится на расширении знаний учащихся
об элементах побочных подгрупп, изучение которых в основной школе ограничивается
только железом.
Курс включает достаточно подробную информацию о комплексных соединениях.
При проведении занятий предусмотрены следующие формы организации учебно
лабораторные и
познавательной деятельности:
практические работы, отчетные сессии с презентациями поисковых материалов и
семинарыпрактикумы,
лекции,
исследовательских тем, стартовое и итоговое тестирование.
Цель курса:
1. Создать условия для актуализации, обобщения, систематизации, углубления знаний
учащихся по теме «Металлы главных и побочных подгрупп» и качественной
подготовки учащихся к сдачи ЕГЭ по химии.
2. Способствовать развитию интереса к учебнопознавательной деятельности.
Основные задачи курса:
1. Расширить знания учащихся о свойствах металлов главных подгрупп и их соединениях
2. Рассмотреть особенности атомов элементов побочных подгрупп и специфические
свойства простых веществметаллов и их соединений.
3. Совершенствовать лабораторнопрактические умения и навыки.
4.
Продолжить формирование умений решать химические задачи.
25. Развивать учебнокоммуникативные умения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов.
Физические и химические свойства, получение их простых веществ.
Состав и свойства их оксидов и гидроксидов.
Строение способы получения металлов.
Свойства комплексных соединений.
Практическое применение и биологическую роль металлов
Генетические ряды металлов.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать металлы как химические элементы и как вещества.
Записывать уравнения окислительновосстановительных реакций и реакций ионного
обмена, характеризующих свойства металлов и их соединений.
Осуществлять цепочки превращений.
Решать расчетные задачи различных типов.
Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты.
Осуществлять поиск необходимой информации и представлять её, в том числе с
использованием ИКТ.
Выполнять химический эксперимент, составлять отчет.
3УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Разделы
Количеств
о часов
Лаб.
работа
Прак.
работа
Формы
контроля
Теоретические основы
химии металлов.
Металлы
главных
подгрупп.
Металлы
побочной
подгруппы 1 группы.
Металлы
побочной
подгруппы II группы.
Металлы
побочной
подгруппы III группы.
Металлы
побочной
подгруппы IV группы.
Металлы
побочной
подгруппы V группы.
Металлы
побочной
подгруппы VI группы.
Металлы
подгруппы VII группы.
побочной
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Металлы
побочной
подгруппы VIII группы.
5
4
3
3
2
2
2
3
3
8
ИТОГО
35
1
4
6
4
5
3
2
1
1
1
1
1
3
Текущий,
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
Текущий,
тематический
4СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Теоретические основы химии металлов. 5 часов.
Металлы как химические элементы: положение в периодической системе Д.И.
Менделеева, особенность строения атомов, закономерность изменения металлических
свойств, распространение в природе.
Металлы как простые вещества: кристаллическая решетка и химическая связь,
характерные физические свойства, общие химические свойства, общие способы получения
металлов. Закономерности изменения свойств металлов и их соединений в периодической
системе.
Электролиз растворов и расплавов соединений металлов. Сплавы: виды сплавов,
получение, свойства, применение. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Химическая и электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Лабораторный опыт 1. Вытеснительный ряд металлов.
Практическая работа 1: Электролиз раствора хлорида меди(II).
Тема 2. Металлы главных подгрупп.4 часа.
Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Характер оксидов, гидроксидов.
Гидролиз солей образованных сильными основаниями. Алюминий. Металлы главной
подгруппы IV, V групп. Генетические ряды превращений.
Лабораторные опыты: 2.Свойства гидроксида натрия и кальция. 3.Щелочная среда
растворов гидроксидов и солей щелочных металлов. 4.Получение гидроксида алюминия и
доказательства его амфотерности. 5.Действие растворов щелочей на алюминий.
Практическая работа 2: Генетические превращения: Mg
MgSO4 ; СаО Са(→ OH)2 СаСО
→
3 Са(НСО
СаСО
3 СаС→
L2
→ MgO →MgCl2 →Mg(OH)2 →
→
3)2
→
Тема 3. Металлы побочной подгруппы 1 группы. 3 часа
Особенность строения атомов. Медь, серебро, золото. Нахождение в природе.
Получение. Понятие о комплексных соединениях: состав, строение, основы номенклатуры,
свойства и способы получения. Генетический ряд меди.
Лабораторные опыты: 6.Окрашивание пламени солями меди. 7.Взаимодействие меди с
серной и соляной кислотами (под тягой), 8.Действие щелочей на растворы солей меди.
8.Получение аммиаката меди. 10.Получение оксида меди(I), 11.Окислительные свойства
меди(II).
5Практическая работа 3: Генетические превращения соединений меди:
Cu
→ Cu(OH)2
→ CuO
→ CuO
→ CuSO4
→ Cu
Тема 4. Металлы побочной подгруппы II группы. 3 часа
Особенность строения атомов и изменения свойств в подгруппе. Свойства цинка и
его соединений. Амфотерность цинка и её причины. Кадмий и ртуть.
Лабораторные опыты: 12. Отношение цинка к соляной кислоте, концентрированной и
разбавленной азотной кислоте ( под тягой). 13. Взаимодействие цинка с едким натром. 14.
Получение гидроксида цинка и доказательство его амфотерности. 15.Получение аммиаката
цинка.
Практическая работа 4.Осуществление генетических превращений соединений цинка.
Zn
→ ZnCl2 →Zn(OH)2 →Na2ZnO2
→ ZnSO4
ZnO
Тема 5. Металлы побочной подгруппы III группы. 2 часа.
Положение в системе лантаноидов и актиноидов, особенности строения их атомов.
Типичные для редкоземельных металлов физические и химические свойства. Краткие
сведения об истории открытия редкоземельных металлов. Нахождение лантаноидов в
природе. Применение.
Тема 6. Металлы побочной подгруппы IV группы. 2 часа.
Титан, особенность строения атома, физические и химические свойства.
Применение титана и оксида титана(IV). Использование металлотермии в производстве
титана. Цирконий, его свойства и применение.
Тема 7. Металлы побочной подгруппы V группы. 2 часа.
Ванадий, особенность строения атома, физические и химические свойства.
Соединения ванадия. Применение ванадия и его соединений. Ниобий Тантал.
Тема 8. Металлы побочной подгруппы VI группы. 3 часа.
Хром, особенность строения его атома, Свойства хрома. Оксиды, гидроксиды хрома
и их характер в зависимости от степени окисления. Хромовая и двухромовая кислоты и их
соли. Окислительные свойства этих соединений. Применение хрома и его соединений.
Вольфрам и молибден. Применение этих металлов и их соединений. Получение
молибдена их его соединений восстановлением водородом. Изменение свойств металлов и
характера их соединений с возрастанием порядкового номера в подгруппе.
6Лабораторные опыты: 16.Получение оксида хрома разложение дихромата
аммония. 17.Получение гидроксида хрома(III) и доказательства его амфотерности. 18.
Взаимодействие соли хрома (III) с бромной водой. 19. Переход хромата калия в дихромат и
дихромата в хромат. 20. Окислительные свойства хромовой смеси.
Тема 9. Металлы побочной подгруппы VII группы. 3 часа
Строение атомов марганца, технеция, рения. Физические и химические свойства
марганца. Применение марганца в металлургии. Оксиды и гидроксиды марганца, изменение
их свойств в зависимости от степени окисления. Марганцевая кислота, её соли.
Соединения марганца в природе, их получение и применение. Свойства технеция и рения,
применение этих металлов и их соединений. Изменение свойств металлов и характера их
соединений с возрастанием порядкового номера в подгруппе.
Лабораторные опыты: 21.Получение и свойства гидроксида марганца(II). 22.Окисление
гидроксида марганца (II) бромной водой. 23.Окислительные свойства перманганата калия.
Тема 10. Металлы побочной подгруппы VIII группы. 8 часа
Строение атомов элементов семейства железа. Свойства железа, кобальта, никеля.
Сплавы этих металлов и их применение. Оксиды и гидроксиды железа, изменение свойств
гидроксидов с изменением степени окисления. Химические превращения при ржавлении
железа. Оксиды и гидроксиды кобальта и никеля, свойства и применение этих соединений.
Лабораторные опыты:
24.Получение и окисление гидроксида кобальта(II).
25.Получение и окисление гидроксида железа (II).
Практическая работа 5. Генетические превращения соединений железа:
Fe
→ Fe(OH)2
→ Fe Cl2
→ Fe(OH)3
→ Fe2O3
→ FeCl3
7КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 20142015 учебный год
№
п/п
Дата
Тема
Вид
деятельности.
Форма
Форма контроля.
Тема 1. Теоретические основы химии металлов. 5 часов.
1.
2.
3.
4.
5.
6. 1
7. 2
8. 3
9. 4
10. 1
11. 2
12. 3
Вводное занятие.
Металлы как химические
элементы и как вещества
Свойства металлов. Сплавы
Ряд напряжения металлов.
Коррозия.
Электролиз
Электролиз раствора хлорида
меди
Лекция.
составление
опорного
конспекта.
Семинар
практикум
Лабораторная
работа
Опыт1
Лекция
Практикум по
решению задач
Практическая
работа 1
конспектсхема,
таблица
Самостоятельная
письменная
работа
Опорный
конспект
Отчет
Наблюдение
промежуточная
презентация
Тема 2. Металлы главных подгрупп.4 часа.
Лабораторная
Щелочные металлы.
Щелочноземельные металлы.
работа
Опыт 2,3
Алюминий.
Металлы главной подгруппы
IV, V групп
Генетические превращения
Лабораторная
работа
Опыт 3,4
лекция
Практикум по
решению задач
Практическая
работа 2:
самостоятельная
работа
самостоятельная
работа
промежуточная
презентация,
отчёт о работе
Тема 3. Металлы побочной подгруппы 1 группы. 3 часа
Особенность строения атомов.
Медь, серебро, золото.
Нахождение в природе.
Получение.
Генетические превращения
соединений меди:
Понятие о комплексных
соединениях: состав, строение,
основы номенклатуры, свойства
и способы получения.
Лабораторная
работа
Опыт 6,7,8,10,11
Практическая
работа 3
Лабораторная
работа
Опыт 9
отчёт о работе
промежуточная
презентация
Тема 4. Металлы побочной подгруппы II группы. 3 часа
813. 1
.
14. 2
.
15. 3
.
16. 1
.
17. 2
.
18. 1
.
19. 2
.
20. 1
.
21. 2
.
Свойства цинка и его
соединений. Амфотерность
цинка и её причины.
Лабораторная
работа
Опыт 12,13,14,15.
самостоятельная
работа
Кадмий и ртуть.
Осуществление генетических
превращений соединений цинка.
Практикум по
решению задач
Практическая
работа 4.
промежуточная
презентация,
отчет о работе
Тема 5. Металлы побочной подгруппы III группы. 2 часа.
Положение в системе
лантаноидов и актиноидов,
особенности строения их
атомов. Типичные для
редкоземельных металлов
физические и химические
свойства.
Лекция
конспект
Краткие сведения об истории
открытия редкоземельных
металлов. Нахождение
лантаноидов в природе.
Применение.
Лекция
Практикум по
решению задач
промежуточная
презентация
Тема 6. Металлы побочной подгруппы IV группы. 2 часа.
Титан, особенность строения
атома, физические и
химические свойства.
Применение титана и оксида
титана(IV).
Использование металлотермии
в производстве титана.
Цирконий, его свойства и
применение.
Лекция
Конспект
Лекция
практикум по
решению задач
промежуточная
презентация
Тема 7. Металлы побочной подгруппы V группы. 2 часа.
Ванадий, особенность строения
атома, физические и
химические свойства.
Соединения ванадия.
Применение ванадия и его
соединений
. Ниобий Тантал.
Лекция
практикум по
решению задач
Лекция
практикум по
решению задач
самостоятельная
работа
промежуточная
презентация
Тема 8. Металлы побочной подгруппы VI группы. 3 часа.
922. 1
.
23. 2
.
24. 3
.
25. 1
.
26. 2
.
27. 3
.
28. 1
29. 2
30. 3
31. 4
Хром, особенность строения
его атома, Свойства хрома.
Оксиды, гидроксиды хрома и их
характер в зависимости от
степени окисления.
Хромовая и двухромовая
кислоты и их соли.
Окислительные свойства этих
соединений. Применение хрома
и его соединений.
Вольфрам и молибден.
Применение этих металлов и их
соединений. Получение
молибдена из его соединений
восстановлением водородом.
лекция
конспект схема
Семинар
практикум
Лабораторная
работа
Опыт
16,17,18,19,20.
опорный
конспект
шпаргалка
лекция
промежуточная
презентация
Тема 9. Металлы побочной подгруппы VII группы. 3 часа
Строение атомов марганца,
технеция, рения. Физические и
химические свойства марганца.
Применение марганца в
металлургии.
Оксиды и гидроксиды марганца,
изменение их свойств в
зависимости от степени
окисления. Марганцевая кислота,
её соли. Соединения марганца в
природе, их получение и
применение.
Свойства технеция и рения,
применение этих металлов и их
соединений.
Семинар
практикум
Лабораторная
работа
Опыт 21,22,23
опорный
конспект
шпаргалка
промежуточная
презентация
Тема 10. Металлы побочной подгруппы VIII группы. 8 часа
Строение атомов элементов
семейства железа. Свойства
железа Химические превращения
при ржавлении железа.
Оксиды и гидроксиды железа,
изменение свойств гидроксидов с
изменением степени окисления.
Генетические превращения
соединений железа:
Свойства кобальта, никеля. и их
соединений Сплавы этих металлов
и их применение.
Лабораторная
работа
Опыт 24
семинар
практикум
Практическая
работа 5
Лабораторная
работа
самостоятельная
работа
промежуточная
презентация,
отчет о работе
10Опыт 25
зачет
32. 5
33. 6
34. 7
35. 8
Решение задач
Решение задач
Итоговое занятие
итоговая презентация
поисковых тем
Литература для учителя
ЛИТЕРАТУРА
1. Глинка Н.Л.Общая химия: учебное пособие для вузов. – Л.: Химия,1988.
2. Шиманович И.Е. и др, Общая химия в формула, определениях, схемах. – Минск, 1996
3. Ерёмин В.В., Н.Е. Кузьменко. Сборник задач и упражнений по химии. – Москва:
ОНИКС 21 век,2005
4. Врублёвский А.И. Решение заданий химических превращений. – Минск: ООО
Юнипресс,2003
5. Практические работы при изучении соединений хрома и железа. Журнал «Химия в
школе» №82006. стр70.
6. Жуков П.А., Жукова И.Н., Смирнова Л.М. сборник задач по неорганической химии 10
11 классы. СанктПетрбург: «Паритет»2000
7. Г.П. Хомченко, Химия для поступающих в вузы. М., «Высшая школа» 1995
8. П.П. Хомченко, Задачи по химия для поступающих в вузы. М., «Высшая школа» 1996
Литература для учащихся
1. Венецкий С.Н. Рассказы о металлах. – М.: Металлургия,1986.
2. Габриелян О.С.Химия 9 класс, учебник. М.: Дрофа,2005
3. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор. – РостовнаДону: «Феникс»,1996
4. Локерман, А.А. Рассказы о самых стойких. – М.: Знание,1982
5. Мазенин,Н.А. занимательное о железе. – М.: Металлургия,1985.
6. Немчанинов, Г.Л. Путешествие по шестой группе. Элементы 6 группы периодической
системы Д.И. Менделеева. – М.: Просвещение,1975
117. Попова,Л.Ф. Элементы 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева – М.:
Просвещение,1972
8. Популярная библиотека химических элементов/под редакцией ПетряноваСоколова
И.В. в 2 книгах. – М.: Наука 1978
9. Фадеев, Г.Н. Пятая вертикаль периодической системы Д.И. Менделеева – М.:
Просвещение,1973
10. Фадеев, Г.Н., Сычёв, А.А. Мир металлов и сплавов. – М.: Просвещение,1978
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Металлы и обменные процессы в организме человека.
(Металлы в организме и их участие в обменных процессов в клетке. Продукты
питания, богатые металлами. Металлы и необходимость сбалансированного питания
для здоровья человека. Советы диетолога. Металлы яды и концерогены.
Физиологическая и патологическая роль некоторых металлов в организме.).
2. Роль металлов в развитие человеческой цивилизации.
3. Металлы в художественном народном творчестве, в монументальном искусстве и
архитектуре(Тульские самовары, жостовские подносы, устюжское чернение по
серебру, каслинское литьё.).
4. Место металлов в производственной деятельности человека(Металлы в
производстве. Металлы в космонавтике и авиации. Военные профессии металлов).
5. Проблемы металлизации литосферы и необходимость её решения в России с учётом
опыта других стран.
6. Металлы и объекты культурного наследия России(Московский кремль,
исторический цент СанктПетербурга, памятники Золотого кольца России, оружие,
кольчуги, Художественная эмаль финифть).
7. Рациональное использование всех видов природных ресурсов – залог устойчивого
развития общества.
8. Металлы и нанотехнология
9. Значение медь(др металлы) и её соединений
10. Презентации по теме
12