Рабочая программа элективного курса «Химия в задачах», 11 класс
Разработала Гаврилко Людмила Алексеевна, учитель химии
Пояснительная записка
Элективный курс разработан на основе нормативных документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Постановления Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении» с изменениями и дополнениями.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 №2783.
5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.04 г. № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, обучающихся»;
6. Методические рекомендации по реализации элективных курсов
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413).
7. Методические рекомендации по организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-412).
8. Спецификация КИМ для проведения единого государственного экзамена по химии.
ЕГЭ по химии в современных условиях совмещает в себе две функции:
итоговую аттестацию выпускников за курс средней общеобразовательной школы и представление им возможности продолжить образование по избранной специальности в высшей школе. Анализ результатов экзамена свидетельствует о том, что его успешная задача зависит от степени владения учащимся теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях. Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что выпускники недостаточно успешно справляются с такой формой проведения экзамена. Для повышения эффективности результатов необходимо осуществлять так же и дополнительную подготовку учащихся к экзамену. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. К тому же не все темы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи экзамена достаточно и полно рассматриваются в рамках школьной программы.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 11 класса и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю) с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии.
Актуальность элективного курса не оставляет сомнения. Одним из последствий сокращения числа учебных часов является то, что у учителя практически не остается времени для отработки навыков решения задач, а именно задачи, обеспечивающие закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, логически мыслить. Содержание программы элективного курса направлено на то, чтобы расширить и углубить умения учащихся решать основные типы химических задач. Особенность данной программы заключается в том, что элективный курс позволит обучающимся на заключительном этапе обучения углубить и систематизировать знания по органической и неорганической химии, в рабочую программу включены задачи повышенного уровня сложности.
Программа предназначена не только на совершенствование практических навыков решения различных типов задач и упражнений, но и на формирование ключевых компетенций, таких как - изучать, думать, сотрудничать, находить взаимосвязь между объектами и явлениями, глубоко понимать свойства химических элементов и на основе этого прогнозировать реакционную способность химических веществ, развить химическую интуицию и наблюдательность. Решение задач и упражнений - это один из активных способов повышения мыслительной деятельности учащихся. Данный курс предлагается обучающимся получить более глубокие знания по предмету химии.
Цель элективного курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить выпускников к выполнению заданий ЕГЭ.
Задачи:
Образовательные:
• формирование знаний учащихся по химии;
• формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
• повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные: формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки; содействие в профориентации учащихся.
Развивающие:
• развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
• развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов.
• развивать практические умения учащихся при выполнении практических
экспериментальных задач.
Методическое обеспечение программы
Программа составлена на основе кодификатора КИМа по химии. При проведении занятий используются в различном сочетании традиционные методы обучения, творческие задания, содействующие повышению познавательной активности учащихся. Используются различные формы самостоятельной работы учащихся: работа с книгой, поиск информации в сети Интернет, проектная деятельность, мультимедийная лекция, работа с тестами в on-line, работа с КИМами.
Для реализации данной программы используются в качестве дидактического материала: КИМы, Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская АГ. Химия, Гаврусейко Н.П. «Проверочные работы по общей химии», О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова «Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях», тренировочные задания для ЕГЭ.
Формы обучения: индивидуальная, самостоятельная работа, практические занятия, тестирование.
Приемы: объяснение, работа с книгой, упражнения, решение типовых задач, эксперименты, on-line тесты.
Методы: словесно-иллюстративный, частично - поисковый, индивидуальное обучение,интерактивное.
Оборудование: компьютер, Интернет, презентации по темам программы, наборы химических веществ по химии, химическое оборудование.
Дидактический материал: CD - диски с заданиями, тесты.
Методы организации и осуществления деятельности учащихся:
• методы словесной передачи информации и слухового восприятия
материала: беседа, сообщение;
• методы наглядной передачи информации: наблюдение;
• методы передачи информации с помощью практической деятельности:
выполнение практических работ, составление схем, решение расчетных задач; • методы индуктивные и дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация. Уровень деятельности учащихся: репродуктивный, поисковый, исследовательский, частично-творческий.
Главная деятельность обучающихся - поисковая.
Виды и формы контроля:
• Входная диагностика
• Устный контроль (оценивание решенных задач), оценивание в on-line.
• Выходная диагностика
Технология:ИКТ
Содержание программы Раздел № 1 Введение (1ч)
Тема № 1 Входная диагностика
Раздел № 2 Теоретические основы химии (20 ч)
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: S-, р- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IA-HIA групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика
неметаллов IV А- УНА групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа). Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных;
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия
(структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений.
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Раздел № 3 Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч)
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы Идентификация органических соединений. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам
неорганических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Полимеры.
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты теплового эффекта реакции.
массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты массы (объема,
количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества.
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Контроль: текущий контроль знаний и умений осуществляется посредством решения варианта КИМа.
Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего часов |
В том числе |
|
||
лекция |
пр/работа, решение задач |
|
тест |
|||
Раздел № 1. Введение (1 ч) |
|
|||||
1 |
Входная диагностика |
1 |
|
|
|
1 |
Раздел № 2. Теоретические основы химии (20 ч) |
|
|||||
2 |
Современные представления о строении атома |
1 |
1 |
|
|
|
3 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
2 |
1 |
|
|
1 |
4 |
Химическая связь и строение вещества |
2 |
1 |
|
|
1 |
5 |
Химическая реакция |
5 |
1 |
2 |
|
2 |
6 |
Неорганическая химия |
5 |
1 |
2 |
|
2 |
7 |
Органическая химия |
5 |
1 |
2 |
|
2 |
Раздел № 3. Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч) |
|
|||||
8 |
Экспериментальные основы химии |
3 |
1 |
1 |
|
1 |
9 |
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ |
2
|
1 |
|
|
1 |
10 |
Расчеты по химическим формула и уравнениям реакции |
7 |
|
6 |
|
1 |
Обобщение (1 ч) |
|
|||||
11 Итоговое занятие Выходной контроль. |
1 |
|
|
|
1 |
|
Итого |
34 |
8 |
13 |
|
13 |
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии. Выявлять взаимосвязи понятий. Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений.
Применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ. Понимать границы применимости изученных химических теорий. Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам. Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами. Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике. Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ Уметь
Называть:
изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре. Оnределять/ классифицировать: валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; пространственное строение молекул; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам); Характеризовать:
s, р и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;
общие химические свойства простых веществ - металлов и неметаллов; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных диссоциации, ионного уравнения, составлять их уравнения); влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия. Планировать / проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям.
1. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. «Химия». 11 класс. Методическое пособие. -
М.: Дрофа, 2011.
2. Методика решения задач по химии: Учеб. Пособие для студентов/ Д. П. Ерыгин, Е.А. Шишкин - М.: Просвещение. 1989.
3. А.В. Хомченко, В.А. Хомченко. Сборник задач по химии, Москва, «Просвещение», 201 ОЛ.
4. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 8-11 классы, Москва, Айрис - пресс,2009.
5. Н.Л. Глинка. Задачи и упражнения по общей химии. Ленинград. Химия, 1983.
6. Н.А. Шириков. Готовимся к олимпиаде по химии: Сборник заданий и ответов для 8-11 классов, 2009.
7. Задачи по химии и способы их решения: 8-9 классы. Габриелян О.С., Остроумов
И.Г., Решетов П.В. Дрофа, 2007. Литература для учащихся
1. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл.!О.С. Г абриелян, П.В. Решетов, И.И. ОСТРОУМОВ. - М: Дрофа. 2004.
2. Габриелян, О.С., Решетов, П.В., Остроумов, И.г. и др. Готовимся к единому государственному экзамену: Химия. - М.: Дрофа, 2010.
3. Учись решать задачи по химии: Кн. Для учащихся.! Н.Н Магдесиева, Н.Е.
Кузьменко. - Просвещение 1986. Электронные издания
1. Химия 8-11 классы. Виртуальная лаборатория
2. Химия общая и неорганическая 10-11 классы
3. Химия для всех - XXI. Решение задач.
4. Подготовка к ЕГЭ по химии.
5. Школьный химический эксперимент Часть 1-6
6. Тренажеры. Подготовка к экзамену.
7.Повторение и контроль знаний Интернет-ресурсы
1. rcoi.info.ru
2.caйт ФИПИ
3. school-collection.edu.ru
4. www.uroki.ru
5. dnevnik.ru
6. iclass.home-edu.ru
№ п/п |
Тема урока |
кол-во часов |
вид контроля |
дата проведения |
|
по плану |
факт. |
||||
Раздел № 1 Введение (1 ч) |
|||||
1 |
Входная диагностика |
1 |
тест |
|
|
Раздел № 2 Теоретические основы химии (20 ч) |
|||||
2 |
Современные представления о строении атома |
1 |
тест № 1-2 (КИМ) |
|
|
3-4 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
2 |
№ 1-2 (КИМ) |
|
|
|
Химическая связь и строение вещества |
2 |
|
|
|
5 |
Типы химической связи |
1 |
тест № 4 (КИМ) |
|
|
6 |
Электроотрицательность |
1 |
тест № 3 (КИМ) |
|
|
|
Химическая реакция |
5 |
|
|
|
7 |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии |
1 |
тест № 19 (КИМ) |
|
|
8 |
Обратимые и необратимые реакции |
1 |
№ 24 (КИМ) |
|
|
9 |
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена |
1 |
Пр/р № 31 (КИМ) |
|
|
10 |
Гидролиз солей |
1 |
№ 23 (КИМ) |
|
|
11 |
Окислительно- восстановительные реакции |
1 |
тест № 30 (КИМ) |
|
|
|
Неорганическая химия |
5 |
|
|
|
12 |
Классификация неорганических веществ |
1 |
№ 5 (КИМ) |
|
|
13 |
Химические свойства металлов и |
1 |
Пр/р № 6 -9 |
|
|
|
неметаллов |
|
(КИМ) |
|
|
14 |
Химические свойства оксидов, оснований, кислот |
1 |
Пр/р № 6 -9 (КИМ) |
|
|
15 |
Химические свойства солей |
1 |
Пр/р № 6 -9 (КИМ) |
|
|
16 |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ |
1 |
тест № 10, 32 (КИМ) |
|
|
|
Органическая химия |
5 |
|
|
|
17 |
Теория строения органических соединений: гомология, изомерия. |
1 |
№ 12 (КИМ) |
|
|
18 |
Классификация органических веществ |
1 |
№ 11 (КИМ) |
|
|
19 |
Химические свойства углеводородов (алканы, алкены, алкины, спирты, фенол) |
1 |
тест № 13- 14 (КИМ) |
|
|
20 |
Химические свойства карбоновых кислот, сложных эфиров, аминов, аминокислот |
1 |
Пр/р № 13- 14 (КИМ) |
|
|
21 |
Взаимосвязь органических соединений |
1 |
тест № 18 (КИМ) |
|
|
Раздел № 3 Методы познания в химии. Химия и жизнь (12 ч) |
|||||
|
Экспериментальные основы химии |
3 |
|
|
|
22 |
Методы разделения смесей и очистки веществ |
1 |
№ 26 (КИМ) |
|
|
23 |
Качественные реакции на неорганические вещества |
1 |
Пр/р № 25 (КИМ) |
|
|
24 |
Идентификация органических соединений |
1 |
тест |
|
|
|
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ |
2 |
|
|
|
25 |
Общие способы получения металлов |
1 |
|
|
|
26 |
Высокомолекулярные соединения |
1 |
тест № 26 (КИМ) |
|
|
|
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции |
7 |
|
|
|
27 |
Расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» |
1 |
решение задач № 27 (КИМ) |
|
|
28 |
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты по термохимическим уравнениям. |
1 |
решение задач № 28 (КИМ) |
|
|
29 |
Расчеты массы вещества или объема газов по известному |
1 |
решение задач № 29 |
|
|
|
количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ |
|
(КИМ) |
|
|
30 |
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) |
1 |
решение задач № 34 (КИМ) |
|
|
31 |
Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного |
1 |
решение задач № 34 (КИМ) |
|
|
32 |
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси |
1 |
решение задач № 34 (КИМ) |
|
|
33 |
Установление молекулярной и структурной формулы вещества |
1 |
решение задач № 35 (КИМ) |
|
|
|
Раздел № 4 Обобщение (1 ч) |
||||
34 |
Итоговое занятие. Выходной контроль |
1 |
КИМ |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.