Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
математика
11 кл
05.11.2017
Главная цель современного образования – это формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений.
Поэтому, основная цель данного элективного курса - формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В результате изучения элективного курса обучающиеся научатся работать с различными источниками информации, составлять индивидуальный план работы, тезисы к работе, выполнять этапы исследования, вести дискуссию, выступать с докладами.
Бобер Е.В.конкурская работа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 имени А.Н. Знаменского р. п. Каменоломни
Утверждаю:
Директор МБОУ лицея № 82
им. А.Н. Знаменского
__________/Марусина Л.И./
Приказ № 234 от «31» августа 2016 г.
элективного курса «Основы научноисследовательской деятельности»
Рабочая программа
11 класс
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Бобер Елена Валентиновна
педагогический стаж работы: 15 лет 20162017 учебный год
Пояснительная записка.
Изучение математики на старшей ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:
ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования
явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики
для научнотехнического прогресса.
Программа элективного курса «Основы научноисследовательской деятельности» предназначена для учащихся 11 классов. Научно
исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования. Повышает престиж знаний, общую культуру,
совершенствует навыки учебной работы. Развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление.
Обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, воспитывает уверенность в своих силах. Современный
учащийся как творческая социальноактивная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой
работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Основная цель элективного курса «Основы научноисследовательской деятельности» – оказать методическую поддержку
учащихся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, презентации на различных научнопрактических конференциях
и конкурсах школьников.
Задачи курса: обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента;
дать представление о научной логике и изучить ее основы;
привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию;
сформировать представление о различных видах письменных научных работ;
обучить школьников основам оформления работы;
пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов;
научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
Рабочая программа элективного курса «Основы научноисследовательской деятельности» в 11 классе составлена на основе:
Требований федерального компонента государственного стандарта основного образования;
Примерной программы для школ (классов) с углубленным изучением математики. Место элективного курса в учебном плане.
Согласно учебному плану и готовому календарному учебному графику лицея на 20162017 учебный год рабочая программа
элективного курса: «Основы научноисследовательской деятельности» для 11 класса рассчитана на 34 часов( 1 час в неделю). В связи с тем,
что занятия выпали на праздничные дни ( 24.02), рабочая программа по элективному курсу «Основы научноисследовательской
деятельности» скорректирована и обучающимися будет освоена полностью за 33 часа. В результате изучения элективного курса «Основы научноисследовательской» в 11 классе обучающийся должен
Планируемые результаты обучающихся.
знать/понимать:
виды различных исследовательских работ;
структуру научноисследовательской работы;
технологии организации исследовательской деятельности;
методы научного исследования.
уметь:
работать с различными источниками информации;
обосновывать актуальность выбранной темы;
уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.;
выполнять компьютерную верстку научноисследовательской работы;
выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера;
описания и исследования с помощью реальных зависимостей;
при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. Содержание элективного курса.
Содержание элективного курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на
5 частей:
1.
Первая часть курса « Введение» рассматриваются основные виды исследовательских работ и даётся обзор основных
региональных и всероссийских научнопрактических конференций и конкурсов школьников.
2.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы.
Она включает изучение основных понятий научноисследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного
познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
3.
4.
5.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования.
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской деятельности работы в
ходе процедуры её защиты. Программа спецкурса предполагает как теоретические, так и практические занятия. Введение (2 часа)
Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Наука и научное мировоззрение. Отличие научного знания от других видов
обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный
обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Основные всероссийские и региональные научнопрактические конференции
и конкурсы школьников.
Методология научного творчества (8 часов)
Основные понятия научноисследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое
слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование,
научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение
Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории. Проблема как “знание о незнании”. Выявление и
формулировка проблемы. Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач
исследования.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы,
подбор методов исследования.
Этапы научного исследования:
Общее знакомство с проблемой исследования, определение ее внешних границ, разработанности, перспективности, значимости; формулировка целей исследования как достижения новых состояний в какомлибо звене исследовательского процесса или как
результата преодоления противоречия между должным и сущим, описание проектируемого нормативного результата;
выбор объекта исследования;
разработка гипотезы исследования;
постановка задач исследования;
изучение и классификация доступной информации, составление библиографии и тезауруса исследования;
выбор методов исследования;
планирование и осуществление исследования сбор данных (проведение наблюдения и/или эксперимента);
анализ полученных результатов;
проверка выдвинутой гипотезы; формулирование общих и частных следствий, допускающих контрольную проверку и воспроизведение
экспериментального эффекта;
оценка адекватности методов исследования и исходных теоретических концепций;
формулирование выводов;
разработка прикладной части теории, адресуемой какимлибо категориям потребителей или уровням практики;
подготовка отчёта и/или защита работы.
Методы научных исследований (7 часов)
Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от
абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего,
закон достаточного основания; правила построения логических определений. Критерий истины. Доказательства.
Работа над основной частью исследования (8 часов) Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования. Определение
объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор
фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация. Опытноэкспериментальная работа. Работа с научной литературой.
Работа с понятийным аппаратом. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному разделу работы.
Оформление исследовательской работы (4 часа)
Структура содержания исследовательской работы: Титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список
литературы и других источников. Общие правила оформления текста работы: формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация страниц,
заголовки, сноски и примечания, приложения.
Представление результатов научноисследовательской работы (4 часа)
Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и электронной презентации. Психологический аспект
готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на
вопросы, заключительное слово. №
п/п
Дата
проведения
1
2
34
5
610
11
12
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
Календарнотематическое планирование.
Тема учебного занятия
Наука и научное мировоззрение. Принципы научного мышления.
Виды исследовательских работ.
Методология научного творчества (8ч)
Введение (2ч)
Основные понятия научноисследовательской работы
Объяснительное и описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.
Этапы научного исследования
Методы научного исследования (6 ч)
Индукция и дедукция. Анализ и синтез.
Метод аналогий. Основы моделирования. Графические методы.
Количество
часов
1
1
2
1
5
1
1 1314
1516
17
18
1920
2123
2425
2627
2829
3031
3233
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
Метод экспертных оценок. Наблюдение. Организация и проведение научного наблюдения.
Применение логических законов и правил.
Работа над основной частью исследования (8 ч)
Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования.
Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов. Составление индивидуального
рабочего плана.
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее
организация. Опытноэкспериментальная работа.
Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом.
Оформление исследовательской работы (4 ч)
Структура содержания исследовательской работы.
Общие правила оформления текста работы.
Представление результатов научноисследовательской работы (4 ч)
Подготовка презентации работы.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии.
Итого:
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
33 №
п/п
1
2
Технологическая карта изучения материала
Тема учебного занятия
Колво
часов
Форма организации
учебного процесса
Элементы содержания занятия
Введение (2 ч)
Наука и научное мировоззрение.
Принципы научного мышления.
Виды
исследовательских работ
проектно
1
1
Комбинированный
Лекция
Наука и научное мировоззрение.
Отличие научного знания от
других видов обыденного,
лженаучного, паранаучного.
тезисы доклада,
Доклад,
стендовый
доклад,
литературный обзор, рецензия,
научная статья, научный отчет,
реферат,
проект (практико
Примечание
Дереклеева Н.И.
Научно
исследовательская
работа в школе. —
М.:
ВербумМ,
2001
Виды
контроля
Устный
опрос
Провероч
ная
работа
Тест ориентированные,
исследовательские,
информационные,
творческие)
Методология научного творчества (8ч)
34
5
6
Основные понятия научно
исследовательской работы
Объяснительное и описательное в
науке.
их
интерпретация. Научные теории.
Факты
и
Этапы научного исследования.
Выбор объекта исследования;
разработка
исследования.
гипотезы
2
1
Комбинированный
Практикум
1
Лекция
индукция,
Аспект, гипотеза, дедукция,
идея,
категория,
концепция, ключевое слово,
метод
исследования,
методология
научного
познания, научная дисциплина,
научная тема, научная теория,
научное исследование, научное
познание, научный факт, обзор,
объект исследования, предмет
исследования,
принцип,
проблема,
теория,
умозаключение Объяснительное
и описательное в науке. Факты и
их интерпретация.
Научные
теории.
Выбор объекта исследования;
разработка
гипотезы
исследования; постановка задач
Устный
опрос
Практиче
ская
работа
Масленникова АВ.
Научно
практические
семинары в системе
методической
работы школы по
теме «Организация
научно
исследовательской
деятельности
учащихся»//Практи
ка
административной
работы в школе. —
2002, № 1.
Письменн
ый отчет
Обучающ
Научно
исследовательская
деятельность
учащихся.
Московские 7
8
9
10
11
12
Постановка задач исследования;
изучение и классификация
доступной информации.
Составление библиографии и
тезауруса исследования
Выбор методов исследования;
планирование и осуществление
исследования сбор данных.
Анализ полученных результатов;
проверка выдвинутой гипотезы;
формулирование общих и
частных следствий.
Формулирование
подготовка отчёта.
выводов,
Индукция и дедукция.
Анализ и синтез.
Метод аналогий. Основы
моделирования.
Графические методы.
1
1
1
1
1
1
Практикум
Круглый стол
исследования;
изучение и
классификация
доступной
информации,
составление
библиографии и тезауруса
исследования; выбор методов
исследования; планирование и
осуществление исследования
сбор данных
(проведение
наблюдения или эксперимента);
Практикум
анализ полученных результатов;
проверка выдвинутой гипотезы;
формулирование общих и
оценка
частных следствий,
методов;
адекватности
формулирование
выводов;
разработка прикладной части
теории, подготовка отчёта или
защита работы.
Методы научного исследования (6 ч)
Семинар
Лекция
Индукция и дедукция.
Анализ и синтез
Комбинированный Метод аналогий. Основы
моделирования.
Графические методы. Статисти
диаграммы,
ческий график,
изолинии,
картограмма,
графический образ
ая работа
Устный
опрос
Практиче
ская
работа
Фронталь
ный опрос
Устный
опрос
Провероч
ная
работа
Тест
1314 Метод
экспертных оценок. 2
Комбинированный Метод
экспертных оценок. Устный
конференции
исследовательских
и проектных работ
школьников
—
2002. Выпуск 2 //
Серия
«Инструктивно
методическое
обеспечение
содержания
образования
Москве.
Ответственный
редактор
Курнешова.—.М.:
Центр «Школьная
книга», 2002.
Л.Е.
в
/
Масленникова А.В.,
Бессонова
И.П.
Организация
детской научно
исследовательской
и
проектной
деятельности
учащихся
образовательных
учреждениях
в
Наблюдение. Организация и
проведение
наблюдения.
научного
Практикум
1516 Применение логических законов
2
Лекция
и правил.
Практикум
Сравнение,
измерение,
эксперимент, абстрагирование,
исторический метод,
метод
восхождения от абстрактного к
конкретному.
закон
закон
закон
противоречия,
исключенного третьего, закон
достаточного
основания;
правила построения логических
определений. Критерий истины.
Доказательства.
тождества,
Работа над основной частью исследования(9 ч)
1718
1920
2123
2
2
3
Выбор темы. Обоснование ее
актуальности.
Формулировка
цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования.
Определение объекта и предмета
исследования. Выбор методов.
Составление индивидуального
рабочего плана.
Поиск источников и литературы,
отбор фактического материала.
Сбор первичной информации и ее
Опытно
организация.
Комбинированный
Мозговой штурм
Комбинированный
Практикум
Лекция
Практикум
Практикум
объекта
Выбор темы. Обоснование ее
актуальности.
Формулировка
цели и конкретных задач
предпринимаемого
исследования.
Определение
и
предмета исследования. Выбор
Составление
методов.
индивидуального
рабочего
плана.
и
Поиск
литературы,
отбор
фактического материала. Сбор
первичной информации и ее
Опытно
организация.
источников
опрос
Зачетная
работа
Лаборато
рная
работа
//
Научно
исследовательская
и
проектная
деятельность
учащихся. Выпуск
З
Серия:
Инструктивно
методическое
обеспечение
содержания
образования
Москве
/
редактор
Курнешова.—М.:
Центр «Школьная
книга»., 2003.
в
Отв.
Л.Е.
Практиче
ская
работа
Зачетная
работа
Устный
опрос
Практиче
ская
Научно
исследовательская
деятельность
учащихся.
Московские
конференции
исследовательских
и проектных работ
школьников
—
2002. Выпуск 2 //
Серия
«Инструктивно
методическое
обеспечение
содержания 2425
2627
2829
3031
экспериментальная работа.
Работа с научной литературой.
Работа с понятийным аппаратом.
Заключение. Результаты работы.
Общие требования к данному
разделу работы.
Структура
исследовательской работы.
содержания
Общие правила оформления
текста работы
2
2
2
Подготовка презентации работы.
3233 Психологический
аспект
готовности к выступлению.
Культура выступления и ведения
дискуссии.
экспериментальная работа.
работа
Практикум
Круглый стол
Виды информации (обзорная,
реферативная, методы поиска
информации)
Практиче
ская
работа
в
/
образования
Москве.
Ответственный
редактор
Курнешова.—.М.:
Центр «Школьная
книга», 2002.
Л.Е.
Оформление исследовательской работы (4 ч)
Лекция
Комбинированный
Лекция
Практикум
Титульный лист, оглавление,
введение,
основная часть,
заключение, список литературы
и других источников.
шрифт,
Формат,
объем,
интервал,
нумерация
поля,
страниц, заголовки, сноски и
примечания
2
Практикум
Представление результатов научноисследовательской работы (4 ч)
Составление
тезисов,
требования к докладу и
электронной презентации
Правила этикета, обращение к
оппонентам, ответы на вопросы,
заключительное слово.
Мастеркласс
2
Практиче
ская
работа
Устный
опрос
Практиче
ская
работа
Практиче
ская
работа
Защита
проектов
Дереклеева Н.И.
Научно
исследовательская
работа в школе. —
М.:
ВербумМ,
2001
Михальская А.К.
Основы риторики;
Мысль и слово:
Учеб. пособие для
учащихся 10—11
кл. общеобразоват.
учреждений. — М.:
Просвещение: АО
«Моск.
учеб.»,
1996. Учебнометодическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса. 1. Дереклеева Н.И. Научноисследовательская работа в школе. — М.: ВербумМ, 2001.
2. Журнал «Математика в школе»
3. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научноисследовательской и проектной деятельности учащихся в
образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). Научноисследовательская и проектная
деятельность учащихся. Выпуск З // Серия: Инструктивнометодическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор
Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга»., 2003.
4. Масленникова АВ. Научнопрактические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно
исследовательской деятельности учащихся» .//Практика административной работы в школе. — 2002,№ 1.
5. Михальская А.К. Основы риторики; Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М.:
Просвещение: АО «Моск. учеб.», 1996.
6. Научноисследовательская деятельность учащихся. Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников — 2002.
Выпуск 2 // Серия «Инструктивнометодическое обеспечение содержания образования в Москве. / Ответственный редактор Л.Е.
Курнешова.—.М.: Центр «Школьная книга», 2002.
7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования
Материально техническое обеспечение образовательного процесса. Технические средства обучения:
Автоматизированное рабочее место учителя (компьютер).
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Средства телекоммуникации.
Лазерный принтер чернобелый.
Сканер.
Цифровая фотокамера.
Цифровые образовательные ресурсы:
Операционная система Widows XP Professional.
Графические редакторы Corel Draw. Paint.
Табличный процессор Microsoft Word, Microsoft Excel.
Программа для создания презентаций PowerPoint.
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Рабочая программа элективного курса «Основы научно-исследовательской деятельности» (11 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.