Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса.

  • Образовательные программы
  • doc
  • 08.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.
Иконка файла материала Электив-химия 10 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Камышки

Александрово-Гайского района Саратовской области

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Сюсюкина Л.Н.

Протокол № ___

От «____»___________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.Камышки

__________/Трибунская Н.Д./

«____»____________2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ с.Камышки

_____________/С.П.Харьков/

Приказ № ___

от «__»______________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса по химии

  "Решение  качественных задач по органической химии"

для учащихся  10 класса

 

Сулименовой Анны Камалиевны

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____

от «__»__________________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка.

 

     Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

     Учитывая то, что  в       соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года  выделяется всего лишь  70 часов, а также то, что  в   общеобразовательных    учреждениях     появляются 

профильные    химико-биологические классы, в которых ведется углубленное изучение биологии и химии, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности,  появляется  необходимость разработки элективного курса для учащихся 10 классов  "Решение  качественных задач по органической химии".

    Несомненно, самостоятельная подготовка к экзамену достаточно сложна, и дополнительную, особую трудность  здесь представляет решение задач.

    Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.

Для органической химии качественные задачи являются очень важным звеном, они наглядно позволяют иллюстрировать связь между строением, свойствами, реакционной способностью и применением органических веществ.

    Кроме того, решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществление контроля за его усвоением, а учащимся – самоконтроля, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей

 

  Основная цель данных элективных курсов – способствовать формированию необходимых умений и навыков для решения качественных  задач по органической химии.

   Для реализации цели поставлены следующие задачи:

обучающие:

- создать условия для освоения выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на профессию;

- способствовать формированию навыков решения качественных задач различного типа по курсу органической химии;

- продолжить формирование умения устанавливать связь между теоретическими и практическими знаниями у учащихся.

 

развивающие:

- создать условия для развития логического мышления учащихся;

- продолжить формирование  умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.

 

воспитательные:

- способствовать воспитанию социально успешных личностей;

- создать условия для формирования у учащихся коммуникативных способностей,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

    В программе сделан акцент на то, что учащиеся обладают  опорными знаниями  курса химии 8, 9, 10 классов. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе.

   Программа предполагает начинать с более простых по химическому содержанию задач, и лишь после перейти к решению  более сложных задач (нестандартных, конкурсных и олимпиадных).  Программа предполагает решение качественных задач по темам, в каждой теме используются задачи нескольких видов:  номенклатура и изомерия органических соединений, идентификация органических веществ, разделение смесей на основе различных физических, механизмы реакций органических соединений и их сравнение, сопоставление реакционной способности органических веществ (реакции присоединения, реакции замещения, реакции отщепления, кислотно-основные свойства), расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ, цепочки превращений с участием органических соединений.

  Продолжительность курса: 35 часов (1 час в неделю).

  Ожидаемые результаты обучения.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- стандартные алгоритмы решения качественных задач;

- способы решения различных типов усложненных задач;

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

- решать усложненные задачи различных типов;

- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

- работать самостоятельно и в группе;

- владеть химической терминологией;

- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

   В курсе  используются инновационные педагогические технологии (коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия), развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся, способность принятия решений.

   Форма отчетности по изучению данного элективного курса: зачет по решению задач.

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу

 

         Учащиеся должны знать:

I. Основные понятия, законы формулы:

1.     Относительная/молекулярная атомные массы;

2.     Количество вещества, моль;

3.     Число Авогадро, молярный объем, н.у.;

4.     Массовая, молярная, объемная доли;

5.     Раствор, растворимость;

6.     Закон постоянства состава вещества;

7.     Массовые соотношения;

8.     Закон Бойля-Мариотта, закон  Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона;

 

        Учащиеся должны уметь:

1.     Использовать формулы;

2.     Решать задачи с использованием долей;

3.     Выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления;

4.     Решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы, «избыток-недостаток»;

5.     Решать задачи по уравнениям реакций на смеси;

6.     Решать комбинированные задачи и задачи с «продолжением»;

7.     Решать задачи повышенного уровня сложности по классам органических соединений.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание элективного курса   

"Решение  качественных задач по органической химии"

Тема 1. Углеводороды (16 часов)

Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.

Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения  (9 часов)

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.

Тема 3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества(9 часов)

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.

Тема 4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (7 часов)

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Образовательный продукт

1

Тема 1: Углеводороды

Теория строения органических соединений. Изомерия

1

- знать и понимать:

принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- гомологи, изомеры;

- строение органических соединений;

- химические реакции в органической химии, их механизмы.

2-4

Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены

3

выполнение упражнений и тренировочных заданий

5-9

Решение задач по теме: «Предельные углеводороды»

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного

вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

10-15

Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды»

6

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

16

Ароматические углеводороды

1

- выполнение упражнений и тренировочных заданий

17

Тема 2: Кислородсодержащие органические соединения. Сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот

1

- выполнение упражнений

15-18

Решение задач  по теме: Кислородсодержащие органические соединения.

4

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

19-22

Решение задач

4

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

23-24

Тема 3: Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества

2

выполнение упражнений, осмыслить задание и наиболее трудные вопросы

25-28

Решение задач

4

определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях

расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

29-30

Тема 4: Решение практических задач по теме: «Органическая химия»

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между органическими веществами.

2

Задачи на вывод формулы веществ. Выполнение генетических цепочек

31-32

Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами.

2

Выполнение генетических цепочек неорганическими и органическими веществами

33-34

Идентификация органических соединений

Решение экспериментальных задач по теме: Кислородосодержащие

2

Качественные реакций по кислородосодержащим соединениям

35

Обобщающие занятия

1

Итоговый отчёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Для учителя

1. Ахлебинин А. К. Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991. – 66 с.

2.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

3.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

4.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

5.Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО,2005.

6.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Химия. 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс / Авт.-сост. Денисова В.Г. – Волгоград: Учитель, 2004.

7.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

 

Для учеников:

1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.