Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса.
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
химия
10 кл
08.01.2017
Рабочая программа элективного курса по химии  "Решение  качественных задач по органической химии" для учащихся  10 класса.
Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.
Электив-химия 10 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Камышки

Александрово-Гайского района Саратовской области

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Сюсюкина Л.Н.

Протокол № ___

От «____»___________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.Камышки

__________/Трибунская Н.Д./

«____»____________2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ с.Камышки

_____________/С.П.Харьков/

Приказ № ___

от «__»______________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

элективного курса по химии

  "Решение  качественных задач по органической химии"

для учащихся  10 класса

 

Сулименовой Анны Камалиевны

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____

от «__»__________________2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка.

 

     Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобразовательных учреждений (базовый уровень).

     Учитывая то, что  в       соответствии с базисным учебным планом полной средней школы на изучение химии за 2 года  выделяется всего лишь  70 часов, а также то, что  в   общеобразовательных    учреждениях     появляются 

профильные    химико-биологические классы, в которых ведется углубленное изучение биологии и химии, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности,  появляется  необходимость разработки элективного курса для учащихся 10 классов  "Решение  качественных задач по органической химии".

    Несомненно, самостоятельная подготовка к экзамену достаточно сложна, и дополнительную, особую трудность  здесь представляет решение задач.

    Решение качественных задач по химии – очень важная составляющая процесса обучения химии, которая призвана обеспечить достижение указанных целей, поэтому качественная задача является обязательным элементом любого экзамена. Умение решать задачи дает возможность учащимся глубже изучить и понять многие химические процессы и закономерности, способствует полному усвоению теоретического материала.

Для органической химии качественные задачи являются очень важным звеном, они наглядно позволяют иллюстрировать связь между строением, свойствами, реакционной способностью и применением органических веществ.

    Кроме того, решение задач – признанное средство развития логического мышления учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования. Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику и осуществление контроля за его усвоением, а учащимся – самоконтроля, что воспитывает их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей

 

  Основная цель данных элективных курсов – способствовать формированию необходимых умений и навыков для решения качественных  задач по органической химии.

   Для реализации цели поставлены следующие задачи:

обучающие:

- создать условия для освоения выбранного предмета на повышенном уровне с ориентацией на профессию;

- способствовать формированию навыков решения качественных задач различного типа по курсу органической химии;

- продолжить формирование умения устанавливать связь между теоретическими и практическими знаниями у учащихся.

 

развивающие:

- создать условия для развития логического мышления учащихся;

- продолжить формирование  умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи при решении задач.

 

воспитательные:

- способствовать воспитанию социально успешных личностей;

- создать условия для формирования у учащихся коммуникативных способностей,  химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

    В программе сделан акцент на то, что учащиеся обладают  опорными знаниями  курса химии 8, 9, 10 классов. Содержание  курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10-м классе.

   Программа предполагает начинать с более простых по химическому содержанию задач, и лишь после перейти к решению  более сложных задач (нестандартных, конкурсных и олимпиадных).  Программа предполагает решение качественных задач по темам, в каждой теме используются задачи нескольких видов:  номенклатура и изомерия органических соединений, идентификация органических веществ, разделение смесей на основе различных физических, механизмы реакций органических соединений и их сравнение, сопоставление реакционной способности органических веществ (реакции присоединения, реакции замещения, реакции отщепления, кислотно-основные свойства), расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях с участием органических веществ, цепочки превращений с участием органических соединений.

  Продолжительность курса: 35 часов (1 час в неделю).

  Ожидаемые результаты обучения.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

- стандартные алгоритмы решения качественных задач;

- способы решения различных типов усложненных задач;

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

- решать усложненные задачи различных типов;

- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

- работать самостоятельно и в группе;

- владеть химической терминологией;

- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

   В курсе  используются инновационные педагогические технологии (коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия), развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся, способность принятия решений.

   Форма отчетности по изучению данного элективного курса: зачет по решению задач.

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу

 

         Учащиеся должны знать:

I. Основные понятия, законы формулы:

1.     Относительная/молекулярная атомные массы;

2.     Количество вещества, моль;

3.     Число Авогадро, молярный объем, н.у.;

4.     Массовая, молярная, объемная доли;

5.     Раствор, растворимость;

6.     Закон постоянства состава вещества;

7.     Массовые соотношения;

8.     Закон Бойля-Мариотта, закон  Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона;

 

        Учащиеся должны уметь:

1.     Использовать формулы;

2.     Решать задачи с использованием долей;

3.     Выводить формулы химических соединений и по формулам веществ производить вычисления;

4.     Решать задачи по уравнениям реакций на газовые законы, «избыток-недостаток»;

5.     Решать задачи по уравнениям реакций на смеси;

6.     Решать комбинированные задачи и задачи с «продолжением»;

7.     Решать задачи повышенного уровня сложности по классам органических соединений.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание элективного курса   

"Решение  качественных задач по органической химии"

Тема 1. Углеводороды (16 часов)

Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.

Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения  (9 часов)

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.

Тема 3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества(9 часов)

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.

Тема 4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (7 часов)

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Образовательный продукт

1

Тема 1: Углеводороды

Теория строения органических соединений. Изомерия

1

- знать и понимать:

принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- гомологи, изомеры;

- строение органических соединений;

- химические реакции в органической химии, их механизмы.

2-4

Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены

3

выполнение упражнений и тренировочных заданий

5-9

Решение задач по теме: «Предельные углеводороды»

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного

вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

10-15

Решение задач по теме: «Непредельные углеводороды»

6

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

16

Ароматические углеводороды

1

- выполнение упражнений и тренировочных заданий

17

Тема 2: Кислородсодержащие органические соединения. Сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот

1

- выполнение упражнений

15-18

Решение задач  по теме: Кислородсодержащие органические соединения.

4

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

19-22

Решение задач

4

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

23-24

Тема 3: Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества

2

выполнение упражнений, осмыслить задание и наиболее трудные вопросы

25-28

Решение задач

4

определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях

расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

29-30

Тема 4: Решение практических задач по теме: «Органическая химия»

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между органическими веществами.

2

Задачи на вывод формулы веществ. Выполнение генетических цепочек

31-32

Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами.

2

Выполнение генетических цепочек неорганическими и органическими веществами

33-34

Идентификация органических соединений

Решение экспериментальных задач по теме: Кислородосодержащие

2

Качественные реакций по кислородосодержащим соединениям

35

Обобщающие занятия

1

Итоговый отчёт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Для учителя

1. Ахлебинин А. К. Решение качественных задач по органической химии. Методическое пособие для студентов, абитуриентов и школьников. – Калуга, 1991. – 66 с.

2.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

3.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

4.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

5.Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 6. Методические рекомендации по химии / Авт.-сост. М.А.Ахметов; Под ред. Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО,2005.

6.Химия для гуманитариев / Сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Химия. 10 класс: Поурочные планы. По учебнику: Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия, 10 класс / Авт.-сост. Денисова В.Г. – Волгоград: Учитель, 2004.

7.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Т.Б.Качкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

 

Для учеников:

1.Габриелян О.С. Орган. химия : Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А.Карцова. –М.: Просвещение, 2004.

2.Кузьменко Н.Е. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, В.А.Попков. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» : ООО «Издательство « Мир и Образование», 2002.

3.Кушнарёв А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Школа-Пресс, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

В программе сделан акцент на то, что учащиеся обладают опорными знаниями курса химии 8, 9, 10 классов

В программе сделан акцент на то, что учащиеся обладают опорными знаниями курса химии 8, 9, 10 классов

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих рабочую программу

Содержание элективного курса "Решение качественных задач по органической химии"

Содержание элективного курса "Решение качественных задач по органической химии"

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Ароматические углеводороды 1 - выполнение упражнений и тренировочных заданий 17

Ароматические углеводороды 1 - выполнение упражнений и тренировочных заданий 17

Решение задач 4 определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества,…

Решение задач 4 определение молекулярной формулы вещества; - расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества,…

Литература Для учителя 1.

Литература Для учителя 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2017