Рабочая программа элективного курса предназначена для реализации в процессе обучения в средней общеобразовательной школе в десятом классе на базовом образовательном уровне. Элективный курс «Математические методы в решении прикладных задач» является дополнением предметной области «Математика и информатика». Изучение данной дисциплины направлено на формирование представлений учащихся о социальных, культурных и исторических факторах становления математики; на развитие логического, алгоритмического и математического мышления; на умение применять полученные знания при решении задач; а также на ликвидацию пробелов в знаниях тех учащихся, которые не овладели математическими компетенциями, требуемыми в повседневной жизни, за период обучения в основной школе.
электив по матем 10 кл.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Рабочая программа элективного курса
Математические методы в решении прикладных задач
для изучения на базовом уровне в 10 классе
Учитель:
Карпова Светлана Эдуардовна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория
1 г. Чусовой
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса предназначена для реализации в процессе обучения в
средней общеобразовательной школе в десятом классе на базовом образовательном уровне.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования;
Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего
(полного) общего образования;
Образовательная программа МБОУ «СОШ №5»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего,
среднего общего образования»
основного общего,
Элективный курс «Математические методы в решении прикладных задач» является
дополнением предметной области «Математика и информатика». Изучение данной дисциплины
направлено на формирование представлений учащихся о социальных, культурных и исторических
факторах становления математики; на развитие логического, алгоритмического и математического
мышления; на умение применять полученные знания при решении задач; а также на ликвидацию
пробелов в знаниях тех учащихся, которые не овладели математическими компетенциями,
требуемыми в повседневной жизни, за период обучения в основной школе.
Общая характеристика элективного курса
«Математические методы в решении прикладных задач»
В рабочей программе элективного курса представлены содержательные линии «Практический
расчет, оценка и прикидка», «Графики и диаграммы», «Теория вероятностей», «Математическое
моделирование», «Отдельные задачи планиметрии», «Тригонометрия», «Отдельные задачи
стереометрии». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
1. Получение математических знаний в соответствии с имеющимися у учащихся
способностями и выбранными направлениями требований к результатам
математического образования;
2. Получение математических компетенций, достаточных для успешной жизни в
обществе, в повседневной жизни;
3. Развитие математического таланта;
4. Совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения
математического языка.
Изучение элективного курса в средней школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к
умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
формирование алгоритмического мышления;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о
значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания
2 действительности;
3) в предметном направлении
ликвидация проблем в базовых предметных компетенциях;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения
обучения в образовательных учреждениях профессиональной направленности, изучения
смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов
мышления, характерных для математической деятельности.
«Математические методы в решении прикладных задач» в учебном плане
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Место элективного курса
Содержание элективного курса
«Математические методы в решении прикладных задач»
№
Темы (разделы)
1
2
3
4
5
6
7
Практический расчет, оценка и прикидка
Графики и диаграммы
Теория вероятностей
Математическое моделирование
Отдельные задачи планиметрии
Тригонометрия
Отдельные задачи стереометрии
Итого за 11 класс
Итого по программе
Колво
часов
9
3
5
6
1
5
5
34
34
В том числе
(диагностические работы)
2
1
1
1
1
1
7
7
Основные изучаемые вопросы
1. Практический расчет, оценка и прикидка (9 часов)
Практический расчет. Задачи с целочисленным ответом. Денежные расчеты. Оценка и
прикидка. Задачи на проценты и части. Задачи на выбор наилучшего варианта. Работа с
информацией.
2. Графики и диаграммы (3 часа)
Чтение графиков и диаграмм. Виды диаграмм. Температурные графики. Биржевые графики.
3. Теория вероятностей (5 часов)
Случайные опыты. Элементарные события. Статистическая вероятность. Классическое
определение вероятности. Противоположные события. Несовместные события. Правило сложения
вероятностей. Умножение вероятностей. Геометрическая вероятность. Объединение событий.
Противоположные события. Пересечение событий.
4. Математическое моделирование (6 часов)
Построение и исследование математических моделей. Задачи на движение. Задачи на
совместную работу. Методы решения задач на движение и на совместную работу. Задачи с
физическим содержанием.
5. Отдельные задачи планиметрии (1 час)
Задачи на нахождение площадей плоских фигур – треугольника, четырехугольника, круга,
сектора круга, трапеции, ромба.
6. Тригонометрия (5 часов)
Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике. Высоты в прямоугольном
треугольнике. Равнобедренный треугольник. Тригонометрические функции тупого угла.
Тригонометрия при решении планиметрических задач.
7. Отдельные задачи стереометрии (5 часов)
3 Прямоугольный параллелепипед, призма, тетраэдр, пирамида. Элементы геометрических тел.
Площадь боковой и полной поверхности, площадь основания. Решение задач на нахождение
площадей полной и боковой поверхностей геометрических тел.
Требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании изучения элективного курса.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Методы решения задач на практический расчет оценку, прикидку;
Методы решения задач на части и проценты;
Виды диаграмм;
Правила сложения и умножения вероятностей;
Способы решения линейных и квадратных уравнений; систем уравнений;
Методы построения математических моделей;
Формулы площадей плоских фигур: треугольника, четырехугольника, круга, сектора
круга, трапеции, ромба;
Тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике;
Теорему Пифагора;
Свойства равнобедренного треугольника;
Определения геометрических тел и их элементов: прямоугольного параллелепипеда,
призмы, тетраэдра, пирамиды;
Формулы площадей боковой,
полной поверхностей геометрических тел:
прямоугольного параллелепипеда, призмы, тетраэдра, пирамиды;
Решать задачи на практический расчет, оценку, прикидку;
Решать задачи на проценты и части;
Решать задачи на выбор наилучшего варианта;
Строить по имеющимся статистическим данным таблицы и диаграммы заданного типа;
Использовать табличный процессор для наглядного представления информации;
Вычислять моду, медиану, среднее арифметическое, размах числового ряда;
Вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными
событиями;
Использовать правила сложения и умножения вероятностей;
Строить математические модели при решении задач на движение и совместную работу;
Решать линейные и квадратные уравнения и системы уравнений;
Решать задачи с физическим содержанием;
Выражать из формулы заданную переменную;
Находить площади плоских фигур;
Решать задачи с использованием теоремы Пифагора;
Решать задачи с использованием тригонометрических функций;
Находить площади боковой и полной поверхностей геометрических тел:
прямоугольного параллелепипеда, призмы, тетраэдра, пирамиды;
Представлять результаты своего труда.
4 Тематическое планирование элективного курса
«Математические методы в решении прикладных задач»
№
1
Перечень разделов с
указанием количества
часов
Практический расчет,
оценка и прикидка (9
часов)
Название темы
1.1 Задачи с целочисленным
ответом
1.2 Оценка и прикидка.
Денежные расчеты
1.3 Проценты и части
1.4 Задачи на выбор
наилучшего результата
Колво
часов на
изучение
темы
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
1 час
1 час
2 часа
1 час
2 часа
2 часа
2 часа
1 час
Практическая
часть программы
Фронтальный
контроль
(тематическое
тестирование);
Фронтальный и
индивидуальный
контроль
(диагностические
задания)
Фронтальный
контроль
(тематическое
тестирование);
Фронтальный и
индивидуальный
контроль
(диагностические
задания)
Фронтальный
контроль
(тематическое
тестирование)
Фронтальный
контроль
(тематическое
тестирование);
Фронтальный и
индивидуальный
контроль
(диагностические
задания)
Фронтальный
контроль
(тематическое
тестирование)
Фронтальный
5
2
3
4
5
6
Графики и диаграммы
(3 часа)
2.1 Чтение графиков и
диаграмм. Температурные и
биржевые графики
Теория вероятностей (5
часов)
Математическое
моделирование (6
часов)
3.1 Вероятность события
3.2 Противоположные события
3.3 Объединение и
пересечение событий
3.4 Решение задач на теорию
вероятностей
4.1 Построение и исследование
математических моделей.
Задачи на движение
4.2 Задачи на совместную
работу.
4.3 Задачи с физическим
содержанием
Отдельные задачи
планиметрии (1 час)
5.1 Задачи на нахождение
площадей плоских
геометрических фигур
Тригонометрия (5
6.1 Тригонометрические
1 час часов)
7
Отдельные вопросы
стереометрии (5 часов)
функции в прямоугольном
треугольнике
6.2 Высоты в прямоугольном
треугольнике
6.3 Равнобедренный
треугольник
6.4 Тригонометрические
функции тупого угла. Решение
задач
7.1 Прямоугольный
параллелепипед. Решение
задач
7.2 Призма, тетраэдр,
пирамида. Решение задач.
1 час
1 час
2 часа
2 часа
3часа
контроль
(тематическое
тестирование);
Фронтальный и
индивидуальный
контроль
(диагностические
задания)
Фронтальный и
индивидуальный
контроль
(диагностические
задания)
6
Рабочая программа элективного курса по математике
Рабочая программа элективного курса по математике
Рабочая программа элективного курса по математике
Рабочая программа элективного курса по математике
Рабочая программа элективного курса по математике
Рабочая программа элективного курса по математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.