Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
28.01.2017
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Приложение к рабочей программе элективного курса «Русская словесность» 9 класса составлено на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой («Русская словесность.От слова к словесности. 5-9 классы»,
Рабочая программа элективного курса в 9 классе Русская словесность.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Афоньевская основная  общеобразовательная школа  Волоконовского района Белгородской области» «Согласовано» Руководитель   межшкольного МО учителей русского языка и литературы _________      Роженкова Н.Л. Протокол №   ___  от «____»_________ 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора  МБОУ «Афоньевская ООШ»  ___________ Скурятина О.В. «____»____________2016 г. «Утверждаю» Директор  МБОУ «Афоньевская ООШ» __________  Сапрыкина С.И.  Приказ №   ___  от «___»__________2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  элективного курса  «Русская словесность. От слова к словесности»  9 класс                     Составитель: Скурятина Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы,                                                         высшая квалификационная категория 2016 год Раздел I. Пояснительная записка Рабочая   программа   элективного   курса   «Русская   словесность.   От   слова   к словесности» 9 класса составлена на основе:   ­  примерной   программы   под   редакцией   Р.И.   Альбетковой   для   5­9   классов  («Русская словесность. От слова к словесности. 5­9 классы», М.: «Дрофа», 2009 год); ­положения о рабочей программе учебного предмета (учебного курса, элективного курса), разрабатываемой   педагогом   в   соответствии   с   ФКГОС   МБОУ   «Афоньевская   ООШ»;­ учебника: Р.И.   Альбеткова   «Русская   словесность.   От   слова   к   словесности.   9  класс». – М.: «Дрофа», 2012 год.   Структура документа        Рабочая программа по курсу «Русская словесность. От слова к словесности»  представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание программы учебного  курса; календарно­тематическое планирование; формы и средства контроля; перечень  материально­технического и учебно­методического обеспечения образовательного  процесса.        Общая характеристика учебного курса          Предлагаемая программа представляет исходные сведения о словесности, основные приемы   словесного   выражения   содержания.  Освоение   материала   происходит последовательно,   в   связи   с   чем   выделены   два   концентра:   начальный   этап   ­   5­6   кл. (первоначальные   сведения   о   словесности),   второй   этап   ­   7­9   кл.   (основы   словесности, базовые категории искусства слова); вслед за этим программа А.И. Горшкова для 10­11 кл. определяет   углубление, завершение   изучения   предмета. Программа носит теоретико­практический характер: каждый раздел программы содержит теоретические сведения и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся, а также некоторые                    Целью программы  является формирование  умений  учащихся  самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно­художественный смысл произведений и применять   в   собственных   высказываниях   изученные   приемы   словесного   выражения содержания, а также заложить основы знаний о видах и жанрах словесности.            Задачи курса: произведений.   обобщение   и   над     виды языком   работы          словообразовательные,   грамматические   средства, помочь   школьникам   изучить   законы   употребления   языка,   его   лексические, фонетические,   формы, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных видов.  обучать   умению   самостоятельно   постигать   идейно­художественный   смысл прочитанного   через   языковую   ткань,   идя   от   словесной   организации   к   образу, сюжету,   композиции,   идее;   учить   осмысливать   все   компоненты   содержания   и формы   во   взаимосвязи   и   воспринимать   произведение   как   целостное   явление искусства слова. учить использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных  видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств,  учить творческому употреблению родного языка.  2 Изменения: в программе усилена практическая направленность изучения курса  (практическая работа по завершении каждого раздела) Место элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» в  базисном учебном плане: рабочая программа рассчитана на изучение предмета в IX классе  – 34 ч, 1 час в неделю. Формы и средства контроля: устный опрос, выразительное чтение наизусть  произведений словесности, творческие работы учащихся,  итоговая контрольная работа в  форме комплексного анализа художественного текста.       Срок реализации программы – 1 учебный год.       Приложением к рабочей программе является календарно­тематическое планирование  по курсу «Русская словесность. От слова к словесности». Утверждается ежегодно. Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся К   концу   9   класса   учащиеся   должны   овладеть   следующими   умениями   и навыками: Средства художественной изобразительности ­понимать идейно­художественное значение средств художественной изобразительности; ­уметь   выражать   понимание   идеи   произведения,   в   котором   употреблены   средства художественной изобразительности; ­уметь   использовать   средства   художественной   изобразительности   языка   в   собственных устных и письменных высказываниях. Жизненный факт и поэтическое слово ­понимать поэтическое значение словесного выражения; ­уметь определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; ­уметь   сопоставлять   документальные   сведения   о   реальных   событиях   и   лицах   с   их выражением   в   художественном   произведении   с   целью   понимания   специфики   искусства слова; ­уметь   сопоставлять   изображение   реального   факта   в   произведениях   разных   народов   и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; ­уметь   воспринимать   художественную   правду   в   произведениях,   написанных   как   в правдоподобной, так и в условной манере; ­уметь создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях. Историческая жизнь поэтического слова  ­уметь читать произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII­ XIX вв.; ­уметь   видеть   достоинства   произведений   прошлого,   исходя   из   понимания   своеобразия языка этих произведений; ­уметь   писать   сочинения­рассуждения,   посвященные   раскрытию   своеобразия   стиля произведения, а также сопоставлению произведений. ­уметь   определять   авторскую   позицию   в   произведениях   разных   эпох   и   литературных направлений, разных родов и жанров словесности. Произведение словесности ­уметь   воспринимать   произведение   словесности   как   целостного   явления,   как   формы эстетического освоения действительности; ­уметь создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям. Произведение   искусства   слова   как   единого   художественного   содержания   и   его словесного выражения.  3 ­уметь   понимать   художественное   содержание,   выраженное   в   словесной   форме произведения; ­уметь понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени; ­уметь при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения   и   передавать   его   в   выразительном   чтении,   пересказе,   в   сочинении   о произведении. Произведение словесности в истории культуры ­уметь понимать эстетическую природу искусства слова; ­уметь   выявлять   личностный   смысл   произведения   словесности,   уметь   передавать   его   в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем; ­уметь   использовать   «вечные»   образы,   жанры   и   стили   произведений   прошлого   в собственном творчестве Раздел III. Содержание программы элективного курса  9 класс МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ Средства художественной изобразительности Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных   средств   языка.   Употребление   их   в   разговорном   языке   и   в   художественном произведении.   Индивидуально­авторские   особенности   применения   средств художественной изобразительности. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория   и   символ.   Употребление   в   произведении   этих   средств   художественной изобразительности. Гипербола.   Гипербола   в   разговорном   языке,   в   диалогах   пьесы,   в   эпическом   и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая»   речь.   Значение   употребления   этого   средства   в   произведении словесности. Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов. Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. ///   Понимание   идейно­художественного   значения   средств   художественной изобразительности.   Умение   выразить   понимание   идеи   произведения,   в   котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рас­ суждении   о   нем.   Использование   средств   художественной   изобразительности   языка   в собственных устных и письменных высказываниях. Жизненный факт и поэтическое слово Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение   жизненных   впечатлений   в   явление   искусства   слова.   Прототип   и на объект и субъект. литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. /// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею   произведения,   исходя   из   внимания   к   поэтическому   слову.   Сопоставление документальных   сведений   о   реальных   событиях   и   лицах   с   их   изображением   в художественном   произведении   с   целью   понимания   специфики   искусства   слова. Сопоставление  изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, 4 разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную   правду   в   произведениях,   написанных   как   в   правдоподобной,   так   и   в условной манере. Создание произведения, основанного на жизненных впечатлениях. Историческая жизнь поэтического слова Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Изображение   действительности   и   поэтическое   слово   в   древнерусской   литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский,   древнерусский   и   церковнославянский   языки.   Своеобразие   средств художественной изобразительности. Изображение  действительности  и   поэтическое   слово   в  литературе   XVIII  в.  Повести Петровского   времени.   Теория   трех   штилей   М.   В.   Ломоносова   и   ее   применение   в произведениях поэта. Новое отношение  к поэтическому слову  в творчестве Г. Р. Дер­ жавина. Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и   романтизма.   Поэтические   открытия   В.   А.   Жуковского.   Романтический   стиль   А.   С. Пушкина. Изображение   действительности   в   искусстве   реализма.   Поэтическое   слово   в реалистическом   произведении:   эпическом,   лирическом,   лиро­эпическом.   Субъект   речи. Полифония. Авторская   индивидуальность.   Проявление   художественной   одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. /// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений   прошлого,   исходя   из   понимания   своеобразия   языка'   этих   произведений. Сочинение­рассуждение,   посвященное   раскрытию   своеобразия   стиля   произведения,   а также   сопоставлению   произведений.   Определение   авторской   позиции   в   произведении. Понимание   способов   выражения   авторской   позиции   в   произведениях   разных   эпох   и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ Произведение   искусства   слова   как   единство   художественного содержания и его словесного выражения Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. Художественный   образ.   Различные   виды   художественного   образа.   Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества. Художественная действительность:объективное   и   субъективное   начала   в   ней. Художественное содержание. Словесная   форма   выражения   художественного   содержания.   «Приращение   смысла» слова.   Отбор   и   организация   словесного   материала.   Общая   образность   языка   в произведении. Эстетическая функция языка. Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного   образа.   Хронотоп   в   произведениях   разных   родов   словесности   как средство выражения художественного содержания. Герой   произведения   словесности   как   средство   выражения   художественного содержания.   Своеобразие   изображения   человека   в   эпическом,   лирическом   и драматическом произведениях. ///   Восприятие   произведения   словесности   как   целостного   явления,   как   формы эстетического   освоения   действительности.   Понимание   художественного   содержания, выраженного   в   словесной   форме  произведения.   Понимание   значения   художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения   и   передавать   его   в   выразительном   чтении,   пересказе,   в   сочинении   о произведении.   Создание   собственного   произведения   по   жизненным   впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения. Произведение словесности в истории культуры Взаимосвязь   разных   национальных   культур.   Значение   перевода   произведения 5 словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. Развитие   словесности.   Традиции   и   новаторство,   использование   традиций   в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание   мира   средствами   искусства   слова.   Нравственные   проблемы   в   произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершен­ ствованию мира и человека. /// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности.  Использование «вечных» образов, жанров и стилей  произведений прошлого в собственном творчестве. Раздел 1V.  Календарно­тематическое планирование (Приложение) Раздел V.    Формы и средства контроля Итоговая контрольная работа (комплексный анализ текста) 9 класс (1)Стоял сентябрь. (2)Дни были тёплые, ясные, сухие. (3)Берёзы все в золоте утопали,  осинник полыхал ярко. (4)А небо синее­синее, как бабушкины глаза. (5)Мы, босоногие ребятишки, только вышли из леса: по грибы ходили. (6)У нашей избы  толпился народ. (7)Когда мы подошли, толпа расступилась, и бабушка, вытирая слезы  фартуком, сказала: «Дмитрий Васильевич, на своего ­ то взгляни. Пожалуй, и не узнаешь за  пять лет войны». (8)Я увидел незнакомого солдата. (9)Но когда лицо его дрогнуло, затряслись руки, а губы  прошептали «сынок», я всё понял и закричал: «Папка!» (10)Отец всё гладил и гладил мои вихры. (11)Но вот взгляд его упал на доверху  наполненные грибами лукошки. (12)«Важные какие, хоть генеральский мундир на каждого  примеряй», — говорил он, приседая на корточки. (13) «А у меня, дядя Митя, смотри, какой  пузан!» — звенели колокольцами голоса моих сверстников. (14)Ребятам, конечно, лестно  было услышать похвалу от солдата­фронтовика. (15)Каждую удачную находку отец брал в широкие ладони и нюхал. (16) «Хлебом пахнут и  родными краями, — убеждённо говорил он, — нигде такой гриб не растёт, только у нас». (17)И мы были бесконечно горды и счастливы, что краше наших боровиков нет на всём  белом свете, что кончилась война, что в небе светит мирное солнце.  (По И. Аксенову). 1. Каким чувством проникнут рассказ? С какой интонацией его нужно прочитать? В каком предложении заключён его основной смысл?  2. Определите стиль и ведущий тип речи.  3. Из предложения 4 выпишите слова, в которых все согласные мягкие. 4. Из предложения 15 выпишите местоимение. 5. Из   предложения   11 выпишите   слово,  образованное приставочно­суффиксальным способом. 6. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. 7. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу. 8. Среди     предложений   1­5   найдите   предложение   с   обособленным   приложением. 6 Напишите номер этого предложения. 9. Среди предложений 12 – 14 найдите предложение с вводным словом. 10. В предложении 16 замените прямую речь косвенной. Запишите предложение. 11. Среди   предложений   15   –   17   найдите   сложноподчиненное   предложение   с однородным  подчинением. Напишите номер этого предложения. 12.   Охарактеризуйте   изобразительно­выразительные   средства,   использованные автором  в тексте.  Раздел VI.   Перечень учебно­методического обеспечения                    Материально­техническое обеспечение образовательного процесса ­ Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система,  привод для чтения­записи компакт­дисков, аудио­ и видио входы / выходы, возможности  выхода в Интернет; оснащение акустическми колонками, микрофоном и наушниками; с  пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).  ­ Мультимедиапроектор.  ­ Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в  Интернет; создаются в рамках материально­технического обеспечения всего образовательного  учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).  ­ Сканер (входит в материально­техническое обеспечение образовательного учреждения).  ­ Принтер лазерный.  ­ Копировальный аппарат (входит в материально­техническое обеспечение образовательного  учреждения).  ­ Диапроектор ил оверхэд (графопроектор).  ­ Экран на штативе.  ­ Телевизор (входит в материально­техническое обеспечение образовательного учреждения).  ­ Аудиоцентр (с возможностью использования аудиопоисков CDR).  Учебно ­ методическая литература:          1. Программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности. 5­9 классы», под редакцией Р.И. Альбетковой. – М.: «Дрофа», 2009 год 2. Р.И. Альбеткова. «Русская словесность. От слова к словесности.  9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2012 год. 3.   Р.И.   Альбеткова.   Методические   рекомендации   к   учебному   пособию   «Русская словесность. От слова к словесности. 9  класс». –  М.: «Дрофа», 2012 год. 3. А.Б. Малюшкин. Комплексный  анализ  текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. ­   М.: «Сфера», 2009 год.     4. Н.М. Шанский «Лингвистические детективы». – М.: « Дрофа», 2007     год 5. Словари русского языка. Сайты и электронные пособия по курсу «Русская словесность. От слова к  словесности» http://lit.1september.ru   ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок  литературы» http   ://   belclass  .  ru – Сетевой класс Белогорье  .  net     7 ://   www   .9151394.   ˗ http://rifma.com.ru/ ­ Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений. http  http://www.feb­web.ru   ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и  фольклор» http://www.ug.ru/   «Учительская газета»  ru   /   Информационные и коммуникационные технологии в обучении ˗ 8

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность", 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017