Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
23.01.2017
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу
«Нормативный аспект культуры речи»
для 9 класса разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- авторская программа элективного курса по русскому языку «Культура речи» для общеобразовательных учреждений, Вентана-Граф, 2008 год. Автор-составитель С.И.Львова (программа автор Львова С. И.,// Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С. И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 80 с. — (Библиотека элективных курсов)
Цель курса состоит в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Данный курс направлен на совершенствование умения пользоваться основными нормами русского литературного языка.
Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развивается такое качество речи, как правильность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Рабочая программа элективного курса по русскому языку Чумаковой Г.А..doc
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу
I Пояснительная записка
«Нормативный аспект культуры речи»
для 9 класса разработана на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта образования,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
авторская программа элективного курса по русскому языку «Культура речи» для
общеобразовательных учреждений, ВентанаГраф, 2008 год. Авторсоставитель
С.И.Львова (программа автор Львова С. И.,// Русский язык : 711 классы : программы
факультативных и элективных курсов / С. И. Львова. — М. : ВентанаГраф, 2008. — 80 с.
— (Библиотека элективных курсов)
II Общая характеристика учебного предмета
Цель курса состоит в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления
культуры.
Данный курс направлен на совершенствование умения пользоваться основными нормами
русского литературного языка.
Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического
использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков
правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На
этой основе развивается такое качество речи, как правильность, что может быть
достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного
языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
Программой предусмотрено 16 часов в год (1 час в неделю).
IV Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает
условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в
системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые
базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных
способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями
и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях
общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение
работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
№ п/п
Разделы
V Содержание учебного предмета
Колво часов по
авторской
программе
Колво часов по
рабочей программе
1.
2.
3.
4.
5.
Правильность речи
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Грамматические нормы
Интонационные нормы
1
2
2
2
1 6.
7.
Орфографические нормы
Пунктуационные нормы
Итого
27
4
4
16
Правильность речи.
Правильность речи как соответствие её нормам современного русского литературного
языка. (1 ч)
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. (2 ч)
Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Особенности произношения
иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. Нормы ударения в современном
русском языке.
Лексические нормы. (2 ч)
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное
условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его
значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. (2 ч)
Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу
согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с
подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также
сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические
и смысловые различия.
Интонационные нормы. (1 ч)
Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи.
Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче
смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. (4 ч)
Разделы русской орфографии и основные принципы написания:
1) правописание морфем;
2) слитные, дефисные и раздельные написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4)правила переноса слов;
5)правила грамматического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. (4 ч)
Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил,
включенных в каждый из них:
1) знаки препинания в конце предложений;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
VI Требования к уровню подготовки обучающихся
Знания и умения
К концу 9 класса обучающиеся должны:
углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка;
умело использовать в речи и собственных текстах различные языковые средства;
приобрести навыки лингвистического анализа текста;
выразительно читать художественный текст; закрепить владение языковым анализом художественного текста;
создавать творческие работы.
VIII Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
Список литературы
Для учащихся
Бердникова ЕД., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
Голуб И. Б., Розенталъ Д. Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
Голъдин В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов И. Н., Еталычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной
коммуникации. — М., 1991.
Крысин Л. П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. —
М., 2000.
Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова СМ. Речевой этикет — М., 1995.
Львова С. И. Схемытаблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные
материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.
Милаславскип И. Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.
Норман Б. Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.
Розенталъ Д. И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.
Скворцов ЛЛ. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Словари
БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.
Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарьсправочник. — М., 2003.
Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим порусски? — М 1983.
Скорлуповская Е. В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико
грамматическими формами — М., 2000.
Для учителя
Акишина АЛ., Формановская Н. И. Этикет русского письма.—М., 1981.
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред.
проф. учеб, завел. — М., 2006.
ВведенскаяЛА. Культура речи. — РостовнаДону, 2001.
Введенская Л А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное
пособие для вузов. — РостовнаДону 2001. Гойхман ОЛ., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М.,
2002.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
Горбачевич К. С. Вариантность слов и языковая норма — Л 1978.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М.. 1994.
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. —
М., 1989.
Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
Минеева СЛ. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
Мучник Б. С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). М.,
1994.
Розентпалъ Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В. И. Максимова. — М., 2000.
Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О. Я. Гойхмана. — М., 2002.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А. И. Дуняев и др.; под ред. В. Д.
Черняк. — М., 2002.
Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. —
М., 2006.
Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. —
М., 2002.
Уайтпсайд Р. О чем говорят лица. — СПб., 1996. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п Разделы, темы
Колво
часов
Дата
план
факт
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Правильность речи (1 ч)
Правильность речи как соответствие её нормам
современного русского литературного языка
Орфоэпические нормы (2 ч)
Основные нормы современного литературного
произношения. Особенности произношения иноязычных
слов.
Нормы ударения в современном русском языке.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы (2 ч)
Употребление слова в строгом соответствии с его
лексическим значением – важное условие речевого
общения.
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом
его значения и стилистических свойств. Молодёжный
сленг и отношение к нему.
Грамматические нормы (2 ч)
Нормативное употребление форм слова. Нормативное
построение словосочетаний по типу согласования,
управления. Правильное употребление предлогов в
составе словосочетаний.
Правильное построение
предложений.
Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.
Правильное построение предложений с обособленными
членами. Правильное построение сложноподчинённых
предложений. Синонимия грамматических форм и их
стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы (1 ч)
Основные элементы интонации: логическое ударение,
пауза,
речи.
Смыслоразличительная роль элементов интонации. Роль
темп и
мелодика,
тон
1
1
1
1
1
1
1
1 интонации в передаче смысла речи и подтекста.
Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы (4 ч)
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы (4 ч)
Знаки препинания в конце предложений.
Знаки препинания внутри простого предложения.
Знаки препинания между частями сложного
предложения.
Знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как
пунктуационный знак, передающий смысловое членение
текста.
1
1
1
1
1
1
1
1
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Рабочая программа основного общего образования по элективному курсу «Нормативный аспект культуры речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.