Пояснительная записка к элективному курсу по подготовке к ОГЭ в 9 классе «Система понятий учебного предмета «Неорганическая химия»
Разработала Омельянович Т.Г.,
учитель химии МБОУ «СШ №15»,
г Нижневартовск
tatiana_omel@mail.ru
Все предметные понятия в химии можно разделить на основные и вспомогательные, которые раскрывают суть и содержание их. В процессе освоение предмета важно иметь преставление не только о каждом понятии, но и о системе этих понятий, иерархии. Это позволит более полно освоить содержание. Как показывает практика, отсутствие этой системы является одной их причин недостаточных знаний или неуспешности по предмету.
Данный курс позволяет в процессе совместной с учащимся деятельности определить содержание основных химических понятий, выделить перечень вспомогательных понятий и необходимых умений и навыков, связанных с ними. Данная деятельность предполагает не только создание схем, алгоритмов, шпаргалок, но и создание структуры предмета в соответствии с иерархией(логикой) понятий.
Программа представлена несколькими блоками, каждый из которых может изучаться отдельно в зависимости от запроса учащегося. Блок «Свойства классов неорганических соединений» может изучаться отдельным курсом, его изучение также идет в соответствии с выстроенной системой понятий: атом-молекула-вещество-реакция.
Курс будет полезен не только слабым учащимся, но и тем, кто хорошо знает предмет, но недостаточно уверен в своих знаниях. Его могу посещать учащиеся 8-11 классов, начиная с любой темы.
Цель курса – подготовка к ОГЭ
Содержание курса
Тема 1. Атом – как система взаимосвязанных субъатомных частиц. Химический элемент(5 часа)
Состав: Ядро и электронная оболочка. Протоны, электроны, нейтроны. Химический элемент. Изотопы. Изменение состава атома. Атомная масса. Относительная атомная масса. Массовое число.
Строение: Строение электронной оболочки. Внешний электронный слой. Состояние электрона в атоме. s-, р-, d- электроны. Энергетический уровень, подуровень. Радиус атома.
Свойства: Стремление атома к завершению энергетического уровня. Пути завершения (окисление восстановление) в зависимости от радиуса атома. Элементы Металлы и неметаллы. Окислители и восстановители. Степень окисления. Электроотрицательность. Формы существования элемента.
Периодический закон и система: Физический смысл периодической системы. Периодический закон. Характеристика химических элементов по положению в периодической системе. Изменение свойств в периодах и группах.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Называть: химические элементы по символам; узнавать металлы и неметаллы.
Определять: заряд ядра; число протонов, электронов, нейтронов в атомах, ионах; количество электронов на внешнем энергетическом уровне; Металлы и неметаллы исходя из строения атома и положения в периодической системе; форму существования элемента.
Составлять: схемы строения атомов химических элементов; схемы изменения состава атома; уравнения электронных переходов указывая окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Характеризовать: состояние электрона в атоме; химический элемент, изотоп; химический элемент одного периода(группы)по положению в периодической системе.
Объяснять: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода; закономерность изменения свойств элементов в периоде и группе на основе строения атома; сущность понятия химический элемент, изотоп, относительная атомная масса, массовое число.
Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов для анализа, сопоставления, сравнения химических элементов.
Тема 2. Молекула как система взаимосвязанных атомов. Химические соединения (10 часов)
Состав: Качественный и количественный состав молекулы. Химическая формула. Бинарные соединения. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в процентах.
Строение: Относительная электроотрицательность. Природа химической связи атомов в молекуле. Ионная связь. Ковалентная полярная связь. Ковалентная неполярная связь. Электронная формула. Структурная формула.
Свойства: Длина химической связи. Энергия связи. Прочность Связи. Частицы – атомы, молекулы, ионы и их свойства.
Классы веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Генетическая связь на основе элементного состава(соответствие).
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Называть: вещество, читая формулу.
Определять: положение элемента в химической формуле исходя из относительной электроотрицательности и положения в периодической системе; степень окисления элемента по периодической системе и на основе строения атома и по формуле; Качественный и количественный состав; простое и сложное вещество; вид химической связи; прочность связи в сравнении; характер частицы(нейтральный атом, полярная молекула, неполярная молекула, ион).
Составлять: формулы бинарных соединений; формулы оснований, кислот, солей; электронные и структурные формулы; схемы образования связи; электронные переходы при окислении и восстановлении.
Характеризовать: Химические соединения по формуле;
Объяснять: характер связи исходя из свойств атомов химических элементов.
Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов и таблицей относительной электроотрицательности для анализа, сопоставления, сравнения химических элементов, химической связи.
Проводить вычисления: относительной молекулярной массы; массовой доли элементов в процентах; количественные и массовые отношение элементов; массы элемента в определённой массе вещества; вывод формул по массовой доли элементов в процентах.
Тема 3. Вещество как система взаимосвязанных частиц(атомов, молекул, ионов) (6 часов)
Состав: Качественный и количественный состав вещества. Вещество как множество частиц(атомов, молекул, ионов). Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества. Чистые вещества и смеси. Раствор как смесь. Диссоциация веществ электролитов.
Строение: Кристаллическая решетка как структура упаковки частиц. Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная. Причина упаковки – электростатическое притяжение и прочные ковалентные связи.
Свойства: Прочность упаковки и её зависимость от вида связи. Физические свойства и их зависимость от структуры упаковки. Растворимость веществ и её зависимость от типа кристаллической решетки. Агрегатное состояние веществ. Аморфные вещества.
Количество вещества: Количественная характеристика порции вещества. Число Авогадро. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Малярный объём. Плотность вещества. Относительная плотность газообразного вещества.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание, соли.)
Определять: состав и класс вещества; качественный и количественный состав; простое и сложное вещество; тип кристаллической решетки и агрегатное состояние вещества; электролит, неэлектролит исходя из типа связи. Сильный, слабый электролит.
Составлять: формулы соединений; электронные и структурные формулы; модель кристаллической решетки. Уравнения диссоциации сильных и слабых электролитов.
Характеризовать: Химические соединения по формуле(состав, строение, физические свойства);
Объяснять: отличие смеси от химического соединения; причину и следствие взаимодействия частиц; причину диссоциации и её зависимость от типа связи и растворения.
Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов и таблицей относительной электроотрицательности для составления формул, для анализа, сопоставления, сравнения веществ; физико-химическими постоянными(число Авогадро, молярный объём, относительная молекулярная масса воздуха).
Проводить: расчёты, связанные с использование количества вещества; моделирование веществ, кристаллической решетки; массовой доли примесей, вещества в растворе; описание веществ на основе строения.
Тема 4. Химическая реакция как система взаимосвязанных веществ. (13 часов)
Химическая реакция как процесс разрушения и образования связей. Признаки химической реакции. Внутренняя энергия вещества. Экзотермическме и эндотермическме реакции. Тепловой эффект химической реакции.
Химическое уравнение. Индекс в формуле, как средство реализации закона постоянства состава вещества. Коэффициент в уравнении, как средство реализации закона сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций в зависимости от состава и количества исходных веществ и продуктов реакции( соединение, разложение, замещение, обмена). Гомогенные и гетерогенные реакции. Катализ и катализаторы. Окислительно-восстановительные реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Скорость химической реакции и химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание), соли.)
Определять: тип химической реакции, указывая все классификационные признаки; условия химической реакции.
Составлять: химические уравнения разных типов реакций.
Характеризовать: Химические реакции с точки зрения электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Объяснять: сущность химических реакций.
Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов и таблицей растворимости для определения возможности протекания реакции, для анализа, сопоставления, сравнения химических реакций; физико-химическими постоянными(число Авогадро, молярный объём, относительная молекулярная масса воздуха).
Проводить: расчёты, связанные с решение задач по уравнениям химических реакций, в том числе по термохимическим уравнениям.
Тема 5. Свойства классов химических соединений (34 часов)
Окиды: Состав и классификация(основные, амфотерные, кислотные) Физические свойства оксидов. Получение и применение. Химические классов свойства оксидов с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления.
Основания: Состав и классификация. Щелочи и нерастворимые основания. Амфотерные гидроксиды. Физические свойства оснований. Получение и применение. Химические классов свойства оснований с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления.
Кислоты: Состав и классификация. Физические свойства кислот. Получение и применение. Химические классов свойства кислот с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления. Сильная и слабая кислот.
Соли: Состав и классификация. Физические свойства солей. Получение и применение. Химические классов свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
. Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание), соли.)
Определять: химические свойства вещества по формуле.
Составлять: химические уравнения химических реакций. характеризующих
Характеризовать: свойства вещества с точки зрения электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Объяснять: специфические свойства веществ.
Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и созданным материалом,
Проводить: расчёты, связанные с решение задач по уравнениям химических реакций.
Итого: 68 часа.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
дата |
тема |
Содержание деятельности |
Тема 1. Атом – как система взаимосвязанных субъатомных частиц. Химический элемент(5 часа) |
|||
1.1 |
|
Состав атома |
Определение состава атома. Изменение состава атома. Модель. |
1.2 |
|
Электронное строение атома |
Составление схемы, диаграммы, электронной конфигурации |
1.3 |
|
Электронное строение атома |
Составление схемы, диаграммы, электронной конфигурации |
1.4 |
|
Свойства атома |
Изменение числа электронов. Ионы. Составление схем окисления, восстановления. |
1.5 |
|
Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. |
Физический смысл периодической системы. Изменение свойств. Составление опорного конспекта-схемы. |
Тема 2. Молекула как система взаимосвязанных атомов. Химические соединения. (10 часов) |
|||
2.6. |
|
Химическая формула. |
Расчет относительной молекулярной массы и массовой доли элементов в процентах |
2.7 |
|
Ионная связь, как связь между атомами металла и неметалла |
Составление схем образования ионной химической связи. Составление формул ионных соединений. |
2.8 |
|
Ковалентная связь, как связь между атомами разных неметаллов. Валентность. |
Составление схем образования ковалентной связи химической связи, структурных формул |
2.9 |
|
Степень окисления. |
Составление формул бинарных соединений Составление формул по степени окисления, определение степени окисления по периодической системе и по формулам |
2.10 |
|
Ковалентная неполярная связь |
Составление формул простых веществ. |
2.11 |
|
Свойства связи |
Сравнение химической связи |
2.12 |
|
Оксиды и гидроксиды- основания |
Составление формул по степени окисления, валентности, зарядов ионов. |
2.13 |
|
Оксиды и гидроксиды – кислородсодержащие кислоты |
Составление формул по степени окисления, валентности, зарядов ионов. |
2.14. |
|
Соли как производные кислот и оснований |
Составление формул по степени окисления, валентности, зарядов ионов. |
2.15 |
|
Генетическая связь на основе элементного состава веществ |
Составление генетических рядов элементов металлов и не металлов. |
Тема 3. Вещество как система взаимосвязанных частиц(атомов, молекул, ионов). (6 часов) |
|||
3.16. |
|
Вещество как множество частиц. Кристаллическая решетка.
|
Составление схемы упаковки атомов, молекул (полярных и неполярных), ионов. Определение растворимости и нерастворимости веществ. Определение типа кристаллической решетки. Физические свойства вещества в зависимости от типа вещества и упаковки. |
3.17 |
|
Состав вещества. Простые и сложные вещества. Чистые вещества и смеси. Растворы. |
Расчет массовой доли вещества в растворе, примесей в смеси.
|
3.18 |
|
Количество вещества Молярная масса. Молярный объём
|
Расчеты, связанные с понятием количества вещества- моль. |
3.19 |
|
Плотность вещества. Относительная плотность газообразного вещества. |
Расчеты, связанные с относительной плотностью. |
3.20. |
|
Диссоциация веществ |
Составление уравнений диссоциации веществ по таблице растворимости. |
3.21 |
|
Характеристика вещества по формуле. Вывод химической формулы |
Составление опорного конспекта «Что показывает формула», характеристика вещества по формуле. Вывод химических формул по количественному и массовому отношению элементов и по массовой доли элемента в процентах. |
Тема 4. Химическая реакция как система взаимосвязанных веществ.(13 часов) |
|||
4.22.
|
|
Сущность химических реакций. Химические уравнения. |
Определение признаков и условий химической реакции. Составление модели (исходные вещества и продукты реакции). |
4.23, 4.24
|
|
Классификация химических реакций. |
Характеристика(выделение классификационных признаков, расстановка коэффициентов,) химической реакции по тепловому эффекту. Расчеты по термохимическому уравнении. Составление уравнений реакций. |
4.25, 4.26
|
|
Классификация химических реакций. |
Составление уравнений реакций. Характеристика(выделение классификационных признаков, расстановка коэффициентов) химической реакции по признаку обратимости. Равновесие. |
4.27 4.28.
|
|
Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительный баланс как способ подбора коэффициентов. |
Характеристика(выделение классификационных признаков, расстановка коэффициентов) химической реакции по признаку -степень окисления. Составление окислительно-восстановительных уравнений реакций.
|
4.29 4. 30. |
|
Реакции ионного обмена |
Составление ионных уравнений. Определение возможности протекания реакции. |
4.31 4.32 4.33 4.34 |
|
Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций. |
Составление общего способа решения задач по уравнениям. |
Тема 5. Свойства классов химических соединений.(34 часов)
|
|||
5.35 5.36 5.37 5.38
|
|
Оксиды с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления |
Составление модели общих свойств. Решение расчетных задач и тестов |
5.39 5.40 5.41 5.42 4.43. |
|
Кислоты с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления |
Составление модели общих свойств. Решение расчетных задач и тестов |
5.44 5.45 5.46 5.47.
|
|
Основания с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления. Амфотерные гидроксиды |
Составление модели общих свойств. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных задач и тестов |
5.48 5.49 5.50 5.51 5.52 |
|
Соли с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления |
Составление модели общих свойств. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных задач и тестов |
5.53 5.54 5.55 5.56 5.57 5.58 5.59 |
|
Свойства металлов и их соединений. Генетическая связь |
Составление цепочек превращений. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных задач и тестов |
5.60 5.61 5.62 5.63 5.64 5.65 |
|
Свойства неметаллов и их соединений. Генетическая связь |
Составление цепочек превращений. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных задач и тестов |
5.66 5.67 5.68 |
|
контрольное решение тестов |
решение задач |
Итого: 68 часа.
Литература для учащихся:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.