Рабочая программа элективного курса "Система понятий курса химии" (9-11 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа элективного курса "Система понятий курса химии" (9-11 класс

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
химия
9 кл—11 кл
19.01.2017
Рабочая программа элективного курса "Система понятий курса химии" (9-11 класс
Программа предназначена для реализации подготовки выпускников 9,11 классов к ОГЭ и ЕГЭ. Программа может быть рассчитана на 68 или 34 часа. Курс позволяет привести в систему знания учащихся, показать логическую взаимосвязь химических знаний и устранить пробелы в знаниях, отработать необходимые умения. Количество демонстрационных опытов учитель планирует самостоятельно по мере необходимости. Программа не предусматривает выполнение лабораторных работ, однако для подготовки к экзамену с реальным экспериментом такие работы следует предусматреть и запланировать.Документ Microsoft Office Word (.docx)
РП_Система понятий учебного предмета химия.doc

Пояснительная записка к элективному курсу по подготовке к ОГЭ в 9 классе «Система понятий учебного предмета «Неорганическая химия»  

Разработала Омельянович Т.Г.,

учитель химии МБОУ «СШ №15»,

г Нижневартовск

tatiana_omel@mail.ru

 

Все предметные понятия в химии можно разделить на основные и вспомогательные, которые раскрывают суть и содержание их. В процессе освоение предмета важно иметь преставление не только о каждом понятии,  но и о системе этих понятий, иерархии. Это позволит более полно освоить содержание. Как показывает практика, отсутствие этой системы является одной их причин недостаточных знаний или  неуспешности по предмету.

            Данный курс позволяет в процессе совместной с учащимся деятельности определить содержание основных химических понятий, выделить перечень вспомогательных понятий и необходимых умений и навыков, связанных с ними. Данная деятельность предполагает не только создание схем, алгоритмов, шпаргалок, но и создание структуры предмета в соответствии с иерархией(логикой) понятий.

            Программа представлена несколькими блоками, каждый из которых может изучаться отдельно в зависимости от запроса учащегося. Блок «Свойства классов неорганических соединений» может изучаться отдельным курсом, его изучение также идет в соответствии с выстроенной системой понятий: атом-молекула-вещество-реакция.                                           

Курс будет полезен не только слабым учащимся, но и тем, кто хорошо знает предмет, но недостаточно уверен в своих знаниях. Его могу посещать учащиеся 8-11 классов,  начиная с любой темы.

Цель курса – подготовка к ОГЭ

 

Содержание курса

 

Тема 1. Атом – как система взаимосвязанных субъатомных частиц. Химический элемент(5 часа)

 

Состав: Ядро и электронная оболочка. Протоны, электроны, нейтроны. Химический элемент. Изотопы. Изменение состава атома. Атомная масса. Относительная атомная масса. Массовое число.

Строение: Строение электронной оболочки. Внешний электронный слой. Состояние электрона в атоме. s-, р-, d- электроны. Энергетический уровень, подуровень. Радиус атома.

Свойства:  Стремление атома к завершению энергетического уровня. Пути завершения (окисление восстановление) в зависимости от радиуса атома. Элементы Металлы и неметаллы. Окислители и восстановители. Степень окисления. Электроотрицательность. Формы существования элемента.

Периодический закон и система: Физический смысл периодической системы. Периодический закон. Характеристика химических элементов по положению в периодической системе. Изменение свойств в периодах и группах.

Требования к знаниям и умениям:

 

Учащиеся должны уметь:

Называть: химические элементы по символам; узнавать металлы и неметаллы.

Определять: заряд ядра; число протонов, электронов, нейтронов в атомах, ионах; количество электронов на внешнем энергетическом уровне; Металлы и неметаллы исходя из строения атома и положения в периодической системе; форму существования элемента.

Составлять:  схемы строения атомов химических элементов; схемы изменения состава атома; уравнения электронных переходов указывая окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Характеризовать: состояние электрона в атоме; химический элемент, изотоп; химический элемент одного периода(группы)по положению в периодической системе.

Объяснять: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода; закономерность изменения свойств элементов в периоде и группе на основе строения атома; сущность понятия химический элемент, изотоп, относительная атомная масса, массовое число.

Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов для анализа, сопоставления, сравнения химических элементов.

 

Тема 2. Молекула как система взаимосвязанных атомов. Химические                   соединения (10 часов)

 

Состав: Качественный и количественный состав молекулы. Химическая формула. Бинарные соединения. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в процентах.

Строение: Относительная электроотрицательность. Природа химической связи атомов в молекуле. Ионная связь. Ковалентная полярная связь. Ковалентная неполярная связь. Электронная формула. Структурная формула.

Свойства: Длина химической связи. Энергия связи. Прочность Связи. Частицы – атомы, молекулы, ионы и их свойства.

Классы веществ: оксиды, основания, кислоты, соли. Генетическая связь на основе элементного состава(соответствие).

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны уметь:

Называть: вещество, читая формулу.

Определять: положение элемента в химической формуле исходя из относительной электроотрицательности и положения в периодической системе; степень окисления элемента по периодической системе и на основе строения атома и по формуле; Качественный и количественный состав; простое и сложное вещество; вид химической связи; прочность связи в сравнении; характер частицы(нейтральный атом, полярная молекула, неполярная молекула, ион).

Составлять:  формулы бинарных соединений; формулы оснований, кислот, солей; электронные и структурные формулы; схемы образования связи; электронные переходы при окислении и восстановлении.

Характеризовать: Химические соединения по формуле;

Объяснять: характер связи исходя из свойств атомов химических элементов.

Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов и таблицей относительной электроотрицательности  для анализа, сопоставления, сравнения химических элементов, химической связи.

Проводить вычисления: относительной молекулярной массы; массовой доли элементов в процентах;  количественные и массовые отношение элементов;  массы элемента в определённой массе вещества;  вывод формул по массовой доли элементов в процентах.

 

Тема 3. Вещество как система взаимосвязанных частиц(атомов, молекул, ионов) (6 часов)

Состав: Качественный и количественный состав вещества. Вещество как множество частиц(атомов, молекул, ионов). Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества. Чистые вещества и смеси. Раствор  как смесь. Диссоциация веществ электролитов.

Строение: Кристаллическая решетка как структура упаковки частиц. Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная. Причина упаковки – электростатическое притяжение и прочные ковалентные связи.

Свойства: Прочность упаковки и её зависимость от вида связи. Физические свойства и их зависимость от структуры упаковки. Растворимость веществ и её зависимость от типа кристаллической решетки. Агрегатное состояние веществ. Аморфные вещества.

Количество вещества: Количественная характеристика порции вещества. Число Авогадро. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Малярный объём. Плотность вещества. Относительная плотность газообразного вещества.

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны уметь:

Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание, соли.)

Определять: состав и класс вещества; качественный и количественный состав; простое и сложное вещество; тип кристаллической решетки и агрегатное состояние вещества; электролит, неэлектролит исходя из типа связи. Сильный, слабый электролит.

Составлять:  формулы соединений; электронные и структурные формулы; модель кристаллической решетки. Уравнения диссоциации сильных и слабых  электролитов.

Характеризовать: Химические соединения по формуле(состав, строение, физические свойства);

Объяснять: отличие смеси от химического соединения; причину и следствие взаимодействия частиц; причину диссоциации и её зависимость от типа связи и растворения.

Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов и таблицей относительной электроотрицательности для составления формул,   для анализа, сопоставления, сравнения веществ; физико-химическими постоянными(число Авогадро, молярный объём, относительная молекулярная масса воздуха).

Проводить: расчёты, связанные с использование количества вещества; моделирование веществ, кристаллической решетки; массовой доли примесей, вещества в растворе; описание веществ на основе строения. 

 

Тема 4. Химическая реакция как система взаимосвязанных веществ. (13 часов)

Химическая реакция как процесс разрушения и образования связей. Признаки химической реакции. Внутренняя энергия вещества. Экзотермическме и эндотермическме реакции. Тепловой эффект химической реакции.

Химическое уравнение. Индекс в формуле, как средство реализации закона постоянства состава вещества. Коэффициент в уравнении,  как средство реализации закона сохранения массы веществ.

Классификация химических реакций в зависимости от состава и количества исходных веществ и продуктов реакции( соединение, разложение, замещение, обмена). Гомогенные и гетерогенные реакции. Катализ и катализаторы. Окислительно-восстановительные реакции.

Обратимые и необратимые реакции. Скорость химической реакции и химическое равновесие. Способы смещения химического равновесия.

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны уметь:

Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание), соли.)

Определять: тип химической реакции, указывая все классификационные признаки; условия химической реакции.

Составлять:  химические уравнения разных типов реакций.

Характеризовать: Химические реакции с точки зрения электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Объяснять: сущность химических реакций.

Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов и таблицей растворимости для определения возможности протекания реакции,    для анализа, сопоставления, сравнения химических реакций; физико-химическими постоянными(число Авогадро, молярный объём, относительная молекулярная масса воздуха).

Проводить: расчёты, связанные с решение задач по уравнениям химических реакций,  в том числе по термохимическим уравнениям.

 

Тема 5. Свойства классов химических соединений (34 часов)

Окиды: Состав и классификация(основные, амфотерные, кислотные) Физические свойства оксидов. Получение и применение. Химические классов свойства оксидов с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления.

Основания: Состав и классификация. Щелочи и нерастворимые основания. Амфотерные гидроксиды. Физические свойства оснований. Получение и применение. Химические классов свойства оснований с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления.

Кислоты: Состав и классификация. Физические свойства кислот. Получение и применение. Химические классов свойства кислот с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления. Сильная и слабая кислот.

Соли: Состав и классификация. Физические свойства солей. Получение и применение. Химические классов свойства солей с точки зрения электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

 

. Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны уметь:

Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание), соли.)

Определять: химические свойства вещества по формуле.

Составлять:  химические уравнения химических реакций. характеризующих

Характеризовать: свойства вещества с точки зрения электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Объяснять: специфические свойства веществ.

Пользоваться: пользовать периодической системой химических элементов, таблицей растворимости и созданным материалом,

Проводить: расчёты, связанные с решение задач по уравнениям химических реакций.

Итого: 68 часа.


Календарно-тематическое планирование.

 

дата

тема

Содержание деятельности

Тема 1. Атом – как система взаимосвязанных субъатомных частиц. Химический элемент(5 часа)

1.1

 

Состав атома

Определение состава атома. Изменение состава атома. Модель.

1.2

 

Электронное строение атома

Составление схемы, диаграммы, электронной конфигурации

1.3

 

Электронное строение атома

Составление схемы, диаграммы, электронной конфигурации

1.4

 

Свойства атома

Изменение числа электронов. Ионы. Составление схем окисления, восстановления.

1.5

 

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Физический смысл периодической системы. Изменение свойств. Составление опорного конспекта-схемы.

 

Тема 2. Молекула как система взаимосвязанных атомов. Химические                   соединения. (10 часов)

2.6.

 

Химическая формула.

Расчет относительной молекулярной массы и массовой доли элементов в процентах

2.7

 

Ионная связь, как связь между атомами металла и неметалла

Составление схем образования ионной химической связи. Составление формул ионных соединений.

2.8

 

Ковалентная связь, как связь между атомами разных неметаллов. Валентность.

Составление схем образования ковалентной связи химической связи,  структурных формул

2.9

 

Степень окисления.

Составление формул бинарных соединений Составление формул по степени окисления, определение степени окисления по периодической системе и по формулам

2.10

 

Ковалентная неполярная связь

Составление формул простых веществ.

2.11

 

Свойства связи

Сравнение химической связи

2.12

 

Оксиды и гидроксиды- основания

Составление формул по степени окисления, валентности, зарядов ионов.

2.13

 

Оксиды и гидроксиды – кислородсодержащие кислоты

Составление формул по степени окисления, валентности, зарядов ионов.

2.14.

 

Соли как производные кислот и оснований

Составление формул по степени окисления, валентности, зарядов ионов.

2.15

 

Генетическая связь на основе элементного состава веществ

Составление генетических рядов элементов металлов и не металлов.

Тема 3. Вещество как система взаимосвязанных частиц(атомов, молекул, ионов).

(6 часов)

3.16.

 

Вещество как множество частиц. Кристаллическая решетка.

 

Составление схемы упаковки атомов, молекул (полярных и неполярных), ионов. Определение растворимости и нерастворимости веществ. Определение типа кристаллической решетки. Физические свойства вещества в зависимости от типа вещества и упаковки.

3.17

 

Состав вещества. Простые и сложные вещества. Чистые вещества и смеси. Растворы.

Расчет массовой доли вещества в растворе, примесей в смеси.

 

3.18

 

Количество вещества Молярная масса. Молярный объём

 

Расчеты, связанные с понятием количества вещества- моль.

3.19

 

Плотность вещества. Относительная плотность газообразного вещества.

Расчеты, связанные с относительной плотностью.

3.20.

 

Диссоциация веществ

Составление уравнений диссоциации веществ по таблице растворимости.

3.21

 

Характеристика вещества по формуле. Вывод химической формулы

Составление опорного конспекта «Что показывает формула», характеристика вещества по формуле. Вывод химических формул по количественному и массовому отношению элементов и по   массовой доли элемента в процентах.

Тема 4. Химическая реакция как система взаимосвязанных веществ.(13 часов)

4.22.

 

 

Сущность химических реакций. Химические уравнения.

Определение признаков и условий химической реакции. Составление модели (исходные вещества и продукты реакции).

4.23,

4.24

 

 

Классификация химических реакций.

Характеристика(выделение классификационных признаков, расстановка коэффициентов,) химической реакции по тепловому эффекту.

 Расчеты по термохимическому уравнении. Составление уравнений реакций.

4.25,

4.26

 

 

Классификация химических реакций.

Составление уравнений реакций.

Характеристика(выделение классификационных признаков, расстановка коэффициентов) химической реакции по признаку обратимости. Равновесие.

4.27

4.28.

 

 

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительный баланс как способ подбора коэффициентов.

Характеристика(выделение классификационных признаков, расстановка коэффициентов) химической реакции по признаку -степень окисления. Составление окислительно-восстановительных уравнений реакций.

 

4.29

4. 30.

 

Реакции ионного обмена

Составление ионных уравнений. Определение возможности протекания реакции.

4.31

4.32

4.33

4.34

 

Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций.

Составление общего способа решения задач по уравнениям.

Тема 5. Свойства классов химических соединений.(34 часов)

 

5.35

5.36

5.37

5.38

 

 

Оксиды с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления

Составление модели общих свойств.

Решение расчетных  задач и тестов

5.39

5.40

5.41

5.42

4.43.

 

Кислоты  с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления

Составление модели общих свойств. Решение расчетных  задач и тестов

5.44

5.45

5.46

5.47.

 

 

Основания  с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления. Амфотерные гидроксиды

Составление модели общих свойств. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных  задач и тестов

5.48

5.49

5.50

5.51

5.52

 

Соли  с точки зрения электролитической диссоциации и окисления восстановления

Составление модели общих свойств. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных  задач и тестов

5.53

5.54

5.55

5.56

5.57

5.58

5.59

 

Свойства металлов и их соединений.

Генетическая связь

Составление цепочек превращений. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных  задач и тестов

5.60

5.61

5.62

5.63

5.64

5.65

 

Свойства неметаллов и их соединений.

Генетическая связь

Составление цепочек превращений. Определение специфики. Составление уравнений, схем превращений – упражнения. Решение расчетных  задач и тестов

5.66

5.67

5.68

 

контрольное решение тестов

решение задач

Итого: 68 часа.


 

Литература для учащихся:

  1. Учебник по химии 9,11 класс.
  2. Экспресс-курс по неорганической химии с примерами,  задачами и уравнениями реакций. А.А.Кушнарёв.,М: «Школьная пресса», 2002
  3. 500 задач по химии. 8-11 класс. М: «Издат-школа 2000», 2000
  4. СD Открытая химия 2.6

Пояснительная записка к элективному курсу по подготовке к

Пояснительная записка к элективному курсу по подготовке к

Составлять : схемы строения атомов химических элементов; схемы изменения состава атома; уравнения электронных переходов указывая окислитель, восстановитель, окисление, восстановление

Составлять : схемы строения атомов химических элементов; схемы изменения состава атома; уравнения электронных переходов указывая окислитель, восстановитель, окисление, восстановление

Чистые вещества и смеси. Раствор как смесь

Чистые вещества и смеси. Раствор как смесь

Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание), соли

Называть: вещество, читая формулу; класс вещества(простое, сложное, бинарное соединение, оксиды, гидроксиды(кислота, основание), соли

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Кристаллическая решетка.

Кристаллическая решетка.

Реакции ионного обмена Составление ионных уравнений

Реакции ионного обмена Составление ионных уравнений

Литература для учащихся: Учебник по химии 9,11 класс

Литература для учащихся: Учебник по химии 9,11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017