Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
27.07.2019
Рабочая программа внеурочного курса «Тайны текста» составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года, Федерального государственного стандарта основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577), Примерной программы «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) авторов Васильевой В. В., Ежовой Е.В.// Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.
Место предмета: 34 часа в год, 1 час в неделю.
РП Тайный мир слова 7 кл Зайцева.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школалицей №17»
муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
учителей русского языка и литературы
МБОУ «Школалицей №17» г. Симферополя
____________ Л.А. Эреджепова
Протокол № ___ от « » августа 2018г.
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Школалицей №17» г. Симферополя
____________ Л.А. Артамонова
« » августа 2018г.
Директор
МБОУ «Школалицей №17»
г. Симферополя
_______________ И.В. Глушко
Приказ № _____ от « » августа 2018г.
Рабочая
программа элективного курса
«тайный мир слова» для основного общего образования
7А, 7Б, 7В классы
2018/2019 учебный год
Учитель: Зайцева Ирина Викторовна
Рабочая программа внеурочного курса «Тайны текста» составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273
ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 20162017 года, Федерального государственного стандарта основного общего образования РФ от 17
декабря 2010 года № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577), Примерной программы «Учимся
работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) авторов Васильевой В. В., Ежовой Е.В.// Теория и практика образования в современном мире:
материалы VII Mеждунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.
Место предмета: 34 часа в год, 1 час в неделю.
Симферополь, 2018 год 1 Планируемые результаты изучения элективного курса «тайный мир слова». 7 класс
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и
исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения
по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного
наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой
информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
− определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
− выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
− формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
− составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
− сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; − понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления
данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя
из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только
содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и
свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. 2 Содержание программы
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функциональностилевая дифференциация тестов (разговорный
стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея.
Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац,
план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление
информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных
на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, непоказанных в тексте
напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического
высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации
из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с
опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции,
алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов
с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по
предложенной теме, представление одной
и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и
недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним
или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Критическое отношение к рекламной информации.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
3 Тематическое планирование
Тема
Язык и речь. Почему человек умеет говорить.
Русский язык среди других языков мира.
Изобразительные возможности языка.
Речь устная и письменная.
Диалог. Монолог. Полилог.
Слово как универсальная единица языка.
Прямое и переносное значение слова. Виды переносных значений.
Предложение как единица языка. Слова, предложения и их роль в тексте.
Текст. Тема текста.
Средства связи предложений в тексте.
Темы широкие и узкие.
Контекст. Подтекст.
Типы связи.
12.
13. Интонация и логическое ударение.
14.
Количество
часов по
авторской
программе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов РП
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Смысловая связь.
Разговорный, официальноделовой, публицистический, научный, художественный стили
речи.
15.
16. Публицистический стиль.
17. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
18.
19. Художественный стиль речи.
20.
Сочинение – рецензия по тексту публицистического стиля.
Сжатие текста художественного стиля. Сочинениерассуждение по художественному тексту.
Рецензия на написанное произведение.
Термины в научном стиле речи.
Составление высказывания на лингвистическую тему.
Типы речи.
21.
22.
23. Изобразительновыразительные средства языка в тексте.
24. Научный стиль речи.
25.
26.
27.
28. Повествование, описание, рассуждение.
29.
30. Анализ поэтического текста.
31. Анализ произведения в контексте.
32.
33.
34. Итоговый урок
Виды анализа прозаического текста.
Система работы над анализом текста.
Система работы над анализом текста. Тренировочные упражнения.
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 Дата
факт
№
Тема
план
07.09
14.09
21.09
28.09
04.10
Язык и речь.
Почему
человек умеет
говорить.
Русский язык
среди других
языков мира.
Изобразительн
ые
возможности
языка.
Речь устная и
письменная.
Диалог.
Монолог.
Полилог.
1.
2.
3.
4.
5.
4 Календарно тематическое планирование
предметные
Умение анализировать и оценивать
устные и письменные
высказывания.
Умение создавать текст с учетом
коммуникативной задачи,
выражать свою позицию,
аргументировать её.
Повторение понятий «текст, тема
текста, главная мысль текста».
Умение определять и использовать
лексические и грамматические
средства связи текста.
Умение устанавливать
принадлежность текста к
определённой функциональной
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС ООО)
матапредметные
Регулятивные (Р): постановка учебной
задачи. Познавательные (П): смысловое
чтение, работа с информацией.
Коммуникативные (К): соблюдение норм
речи
Планирование последовательности
действий (Р), поиск информации (П),
владение письменной речью (К).
личностные
Мотивация к изучению
русского языка.
Мотивация к изучению
русского языка.
Постановка учебной задачи (Р),
просмотровое и смысловое чтение (П),
владение всеми видами речевой
деятельности (К).
Планирование последовательности
действий (Р), классификация,
конкретизация (П), участие в
коллективном обсуждении (К).
Постановка учебной задачи, выдвижение
аргументов (Р), умение участвовать в
коллективном обсуждении (К).
Выражение
положительного
отношения к процессу
познания.
Оценивание ситуации с
точки зрения правил и
этики
Применение правила
делового
сотрудничества: разновидности языка.
Умение создавать текст с учетом
коммуникативной задачи,
выражать свою позицию,
аргументировать её.
Умение устанавливать
принадлежность текста к
определённой функциональной
разновидности языка.
Планирование последовательности
действий (Р), поиск информации (П),
владение письменной речью (К).
Постановка учебной задачи (Р),
выдвижение аргументов, навык анализа
(П), умение полно и точно выражать
мысли (К).
Умение связывать предложения в
тексте.
Планирование последовательности
действий (Р), поиск информации (П),
владение письменной речью (К).
11.10
18.10
25.10
Слово как
универсальная
единица языка.
Прямое и
переносное
значение слова.
Виды
переносных
значений.
Предложение
как единица
языка. Слова,
предложения и
их роль в
тексте.
Текст. Тема
текста.
08.11
Углубление знаний о тексте и его
теме.
Средства связи
предложений в
тексте.
15.11
Умение составлять план текста,
связывать предложения в тексте.
Постановка учебной задачи (Р),
универсальные логические действия (П),
умение участвовать в коллективном
обсуждении (К).
Постановка учебной задачи,
планирование последовательности
действий, осуществление самооценки (Р),
смысловое чтение (П).
Темы широкие
и узкие.
22.11
Умение распознавать узкие и
широкие темы, понимать значение
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, классификация (П), умение
сравнивать разные точки
зрения, считаться с
мнением другого
человека
Мотивация к учению
Мотивация к изучению
русского языка.
Восприятие речи
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную к
учащемуся
Проявление внимания,
удивления, желания
больше узнать
Применение правила
делового
сотрудничества:
сравнивать разные точки
зрения, считаться с
мнением другого
человека
Мотивация к изучению
русского языка.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Контекст.
Подтекст.
контекста и подтекста в
произведении.
участвовать в коллективном обсуждении
(К).
Типы связи.
29.11
Углубление знаний о видах связи.
Умение анализировать
предложения с точки зрения
интонации и логического
ударения.
Умение определять смысловую
связь между предложениями в
тексте.
Умение определять стиль речи.
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, классификация (П), умение
участвовать в коллективном обсуждении
(К).
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, классификация (П), умение
участвовать в коллективном обсуждении
(К).
Постановка учебной задачи,
планирование последовательности
действий (Р), обобщение, классификация
(П).
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Желание приобретать
новые знания, умения,
совершенствовать
имеющиеся
Освоение новых видов
деятельности
Участие в творческом,
созидательном процессе
Стремление к красоте
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Интонация и
логическое
ударение.
Смысловая
связь.
06.12
13.11
Разговорный,
официально
деловой,
публицистичес
кий, научный,
художественн
ый стили речи.
Публицистичес
кий стиль.
Проблема и
аргументы в
текстах
публицистичес
кого
характера.
Сочинение –
рецензия по
тексту
Умение создавать текст с учетом
коммуникативной задачи,
выражать свою позицию,
аргументировать её.
Умение отличать проблему от
аргументов в тексте.
Планирование последовательности
действий (Р), поиск информации (П),
владение письменной речью (К).
Мотивация к учению
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), умение
участвовать в коллективном обсуждении
(К).
Признание
общепринятых
моральноэтических
норм
Умение создавать текст.
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), умение
участвовать в коллективном обсуждении
Желание приобретать
новые знания публицистичес
кого стиля.
Художественн
ый стиль речи.
Сжатие текста
художественно
го стиля.
Сочинение
рассуждение
по
художественно
му тексту.
Рецензия на
написанное
произведение.
Изобразительн
о
выразительные
средства языка
в тексте.
Научный стиль
речи.
Термины в
научном стиле
речи.
Составление
высказывания
на
лингвистическ
ую тему.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
(К).
Умение определять признаки
художественного стиля.
Умение использовать приемы
сжатия текста.
Умение создавать текст
рассуждение.
Постановка учебной задачи,
планирование последовательности
действий (Р), обобщение, классификация
(П).
Постановка учебной задачи,
планирование последовательности
действий (Р), обобщение, классификация
(П).
Определение основной и второстепенной
информации, универсальные логические
действия (анализ, сравнение) (П).
Мотивация к изучению
русского языка.
Осознание себя как
гражданина
определенной культуры
и народа
Осознание трудностей и
стремление их
преодолеть
Умение создавать рецензию на
написанное произведение.
Умение находить изобразительно
выразительные средства языка в
тексте, распознавать их,
использовать в речи.
Умение определять признаки
научного стиля, распознавать
тексты научного стиля.
Умение создавать текст
определённого функционально
смыслового типа речи.
Умение создавать высказывания на
определенную тему.
Определение основной и второстепенной
информации, универсальные логические
действия (анализ, сравнение) (П).
Определение основной и второстепенной
информации, универсальные логические
действия (анализ, сравнение) (П).
Проявление
доброжелательности,
доверия, внимания
Мотивация своих
действий
Определение основной и второстепенной
информации, универсальные логические
действия (анализ, сравнение) (П).
Постановка учебной задачи (Р), поиск и
извлечение необходимой информации (П),
умение полно и точно выражать мысли
(К).
Постановка учебной задачи,
планирование последовательности
действий (Р), обобщение, классификация
(П).
Соотношение поступка с
моральной нормой
Расширение фоновых
знаний
Идентификация себя с
принадлежностью к
народу, стране,
государству 27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Типы речи.
Повествование
, описание,
рассуждение.
Виды анализа
прозаического
текста.
Анализ
поэтического
текста.
Анализ
произведения в
контексте.
Система
работы над
анализом
текста.
Система
работы над
анализом
текста.
Тренировочны
е упражнения.
Умение распознавать типы речи,
создавать тексты разных типов
речи.
Умение создавать тексты разных
типов речи.
Умение анализировать
прозаический текст по плану.
Формулирование цели деятельности (Р),
извлечение необходимой информации (П),
рефлексия (К).
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Умение анализировать
поэтический текст по плану.
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Умение анализировать
произведение в контексте.
Умение анализировать тексты.
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Умение анализировать разные типы
текстов.
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Мотивация к учению
Оценивать собственную
учебную деятельность
Анализировать и
характеризовать
эмоциональные
состояния и чувства
окружающих, строить
свои взаимоотношения с
их учетом
Воспринимать речь
учителя
(одноклассников),
непосредственно не
обращенную к
учащемуся
Идентифицировать себя
с принадлежностью к
народу, стране,
государству
Признание
общепринятых
моральноэтических
норм
Применять правила
делового
сотрудничества:
сравнивать разные точки
зрения, считаться с
мнением другого
человека Итоговый урок
34.
Умение систематизировать знания
курса, использовать при системном
анализе текста.
Постановка учебной задачи (Р),
сравнение, сопоставление (П), владение
устной речью (К).
Участие в творческом,
созидательном процессе
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Рабочая программа элективного курса "Тайный мир слова" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.