Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» (9 класс)
Оценка 5

Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» (9 класс)

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
биология +2
9 кл
04.03.2018
Рабочая программа  элективного  курса  «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Элективный курс «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 17 часов в год. Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» составлена на основе авторских программ “Химия окружающей среды”, автор-составитель Полтавская О. Ю. и “Здоровый образ жизни (с основами биохимии)”, автор - Южакова Е. Н. Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности. Содержание программы «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» углубляет и расширяет знания обучающихся об экологических проблемах, о трансформации окружающей среды под влиянием производственной деятельности людей и возникающем при этом её загрязнении техногенными веществами. Загрязнение среды в настоящее время рассматривается как один из экологических факторов, снижающих уровень здоровья населения. Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов (эта проблема очень актуальна для Свердловской области). Ознакомление школьников со всеми этими проблемами следует рассматривать как элемент экологического воспитания и повышения уровня экологической культуры учащихся. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о загрязнении окружающей среды и его влиянии на здоровье человека, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, что способствует расширению и углублению базового компонента биологического и химического образования. В процессе изучения учебного материала по курсу учащиеся через систему практических занятий ознакомятся с методами оценки состояния окружающей среды и определения степени её благоприятности для жизни и различных видов деятельности населения, научатся давать прогнозы динамики здоровья населения с учётом тенденций социально-экономического развития регионов России и определённых государств. Изучение данного курса – дополнительное средство формирования научного мировоззрения и экологического мышления учащихся. Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационногоРабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» определяет основы организации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам. Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» составлена на основе авторских программ “Химия окружающей среды”, автор-составитель Полтавская О. Ю. и “Здоровый образ жизни (с основами биохимии)”, автор - Южакова Е. Н. Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности. Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о загрязнении окружающей среды и его влиянии на здоровье человека, позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, что способствует расширению и углублению базового компонента биологического и химического образования.
Рабочая программа элективного курса Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (9 класс).doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

с углубленным изучением отдельных предметов

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                  

                                                         

                                                               .                                      

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

основное общее образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Пяткова С. В.,

учитель биологии и химии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  элективного  курса  «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» определяет основы органи­зации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения и углубления знаний в области биологии, химии и экологии, развития любознательности и интереса к естественнонаучным предметам.

Рабочая программа элективного курса  «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» составлена на основе авторских программ  “Химия окружающей среды”, автор-составитель Полтавская О. Ю. и “Здоровый образ жизни (с основами биохимии)”, автор - Южакова Е. Н.

Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к биологии, экологии и химии, формирование у обучающихся экологически ориентированных мотивов поведения и деятельности.

 

Задачи программы

Образовательные:

1.      дать учащимся знания, позволяющие защитить здоровье от воздействия неблагоприятных экологических факторов, в том числе антропогенного происхождения (радиационное и химическое загрязнение воды, воздуха, почвы, продуктов питания; повышенный уровень шума в местах проживания);

  1. раскрытие взаимосвязи загрязнения окружающей среды и здоровья человека.
  2. ознакомление учащихся с глобальными экологическими проблемами, а также с экологическими проблемами Свердловской области.

Воспитательные:

1.      воспитывать у  учащихся любовь к природе, неприятие потребительского отношения к её ресурсам; развивать у школьников стремление внести свой посильный вклад в решение глобальных задач охраны окружающей среды;

2.       воспитание экологической грамотности через раскрытие экологических проблем, связанных с использованием веществ и материалов бытового и промышленного назначения;

3.      стимулировать стремление учащихся к активному, здоровому образу жизни;

4.      создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;

5.       содействие в профориентации школьников.

Развивающие:

 

1.       формирование научного мировоззрения и правильного экологического мышления как одной из неотъемлемых черт гармонически развитой личности нового, постиндустриального общества;

2.       формирование умений проводить  наблюдения за объектами окружающего мира, давать объяснения наблюдаемым явлениям.

3.       развитие у обучающихся умений выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;

4.        развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

 

2.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Содержание программы «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» углубляет и расширяет знания  обучающихся об экологических проблемах, о трансформации окружающей среды под влиянием производственной деятельности людей и возникающем при этом её загрязнении техногенными веществами. Загрязнение среды в настоящее время рассматривается как один из экологических факторов, снижающих уровень здоровья населения. Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов (эта проблема очень актуальна для Свердловской области). Ознакомление школьников со всеми этими проблемами следует рассматривать как элемент экологического воспитания и повышения уровня экологической культуры учащихся.

 Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о загрязнении окружающей среды и его влиянии на здоровье человека,  позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, что способствует расширению и углублению базового компонента биологического и химического образования.

Межпредметные связи

Изучение курса тесно связано с такими учебными дисциплинами, как география, биология, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание, ИКТ.

Биология. Курс “Биология. Человек ” создаёт фундамент для понимания патологического изменения физиологических реакций человеческого организма под влиянием загрязняющих веществ. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем.

Химия. Курс химии обеспечивает знание химического состава этих веществ и их превращений в результате химических реакций.  Круговорот веществ в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Образование и свойства озона. Фреоны, их роль в разрушении озонового экрана Земли. Химические средства защиты растений (пестициды), их химический состав. Минеральные удобрения, их классификация. Нитраты, их разложение в живых организмах. рН среды, его возможные значения. Химические процессы, приводящие к образованию кислотных дождей. Углекислый газ, его роль в возникновении «парникового» («оранжерейного») эффекта. Тяжёлые металлы.

Физика. Круговорот потоков энергии в природе. Применение законов термодинамики. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, создаваемых радиоактивными веществами, их сравнительная проникающая способность в различных веществах.

География. Благодаря изучению географии учащиеся владеют знаниями о природных условиях как факторах формирования населения и хозяйства своей страны, о закономерностях и многообразии видов производственной деятельности, создающих условия для распространения загрязняющих веществ. Почва, почвообразование. Экологические катастрофы в геологической истории Земли. Географические пояса, секторы, природные зоны и ландшафты. Традиционные и альтернативные источники энергии. Географическое распределение населения Земли. Экстремальные условия жизни человека в отдельных районах Земли. Естественный радиационный фон, солнечная радиация, их значение для живых организмов. Магнитосфера и озоносфера Земли, их значение для существования биосферы. Демографическая ситуация в мире и России. Демографическая революция. Демографический взрыв.

Обществознание. Сущность технического освоения природы человеком и история его развития. Основные периоды взаимодействия общества и природы, особенности современного – постиндустриального периода. Мировоззренческие истоки экологической проблемы. Экологическая культура и экологическая этика. Экологические аспекты современной внутри- и внешнеполитической деятельности. Экологическое право. Наука, её значение для развития цивилизации и решения экологических проблем.

Информационные технологии. Необходимость широкой информатизации научной деятельности. Роль информационных технологий в преодолении глобального экологического кризиса.

Таким образом, учащиеся 9 класса вполне готовы к восприятию и освоению данного курса.

В процессе изучения учебного материала по курсу учащиеся через систему практических занятий ознакомятся с методами оценки состояния окружающей среды и определения степени её благоприятности для жизни и различных видов деятельности населения, научатся давать прогнозы динамики здоровья населения с учётом тенденций социально-экономического развития регионов России и определённых государств.

Изучение данного курса – дополнительное средство формирования научного мировоззрения и экологического мышления учащихся.

Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.

Методы, формы и технологии организации учебного процесса

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1.Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.Частично – поисковый, основанный на использовании химических знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

                     В описании природных и химических факторов и явлений.

                     При выполнении практических работ.

                     При работе с различными источниками химического содержания.

Формы организации образовательного процесса: лекция, практическая работа, парные и  групповые формы работы, зачеты, творческие отчеты, уроки общения, проектные работы, диалоги и беседы.

            Технологии, используемые в образовательном процессе:

        Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

        Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

        Технология развития критического мышления с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

        Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

        Технология индивидуализации обучения.

        Информационно-коммуникационные технологии.

 

3.      МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В учебном плане МАОУ СОШ17 с углубленным изучением отдельных предметов курс «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»  включен в компонент образовательного учреждения. На изучение курса в 9 классе отводится 17 часов в год, 1 час в неделю в течение 1-ого полугодия.

 

4.      РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

 

После изучения элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» учащиеся должны:

знать:

  1. Причины и пути распространения загрязняющих веществ;
  2. Закономерности концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде и в живых организмах;
  3. Влияние основных загрязняющих веществ на здоровье человека;
  4. Зависимость уровня здоровья населения от экологической ситуации территории.

уметь:

  1. Прогнозировать экологические ситуации, связанные с распространением загрязняющих веществ.
  2. Давать оценку состояния окружающей среды в районах с тем или иным характером производственной деятельности.
  3. Применять элементарные способы очистки веществ на практике.

Данный курс является безотметочным.

 

5.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Тема 1. Введение. Предмет экологии (1 час)

Цель: познакомить учащихся со следующими понятиями и терминами: “экология”, “экологические кризисы и революции”, “Особенности современного экологического кризиса”, “биосфера”, “экосистема”, “антропогенное воздействие”, “загрязнение” “канцерогены”, “предельно допустимая концентрация”, “предельно допустимый выброс”, “ксенобиотики”.

Почему экологию должны знать все. Благоприятная природная среда – главное условие гармоничного развития человека. Угроза окружающей среде, создаваемая производственной деятельностью человека. Классификация потребностей человека. Стратегия устойчивого развития человечества как всемирный план действий по достижению гармонии в отношениях между людьми и между природой и обществом. Значение экологических знаний для успешной реализации данной стратегии. Происхождение термина «экология», предмет экологии как науки. Экосистема. Биосфера. Биологическая экология. Глобальная экология. Экология человека. Социальная экология. Отличие экологии от наук классического типа.

 

 Тема 2. Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами загрязнителей атмосферы.
  2. Дать представление о механизмах воздействия загрязнителей на атмосферу.
  3. Познакомить учащихся с воздействием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.
  4. Научить определять загрязнённость среды диоксидом серы.

Общая характеристика атмосферы, состав незагрязнённого воздуха, время пребывания веществ, кислотные осадки и их воздействия на качество окружающей среды.

Парниковый эффект, механизм его воздействия на окружающую среду, прогнозы последствия парникового эффекта для нашей страны, стратегия борьбы с парниковым эффектом.

Проблема “истощения” озонового слоя, “озоновые дыры”: история возникновения данной проблемы, причины возникновения, пути решения проблемы.

Смог как первичное загрязнение: химизм возникновения смога, отрицательное действие на организм человека. Фотохимический смог как вторичное загрязнение.

Тема 3. Источники загрязнения воды, влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами загрязнения воды.
  2. Познакомить учащихся с воздействием данных загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.
  3. Научить простейшим способам очистки питьевой воды, а также показать возможности водоёма к самоочистке. Показать влияние тяжёлых металлов и других вредных веществ на процессы самоочистки водоёма.

Общая характеристика гидросферы, химия континентальных вод, элементов, содержащихся в воде. Биологические процессы, происходящие в воде. Загрязнение подземных вод.

Химия элементов морской воды. Антропогенное воздействие на воду, последствия такого воздействия. Методы очистки воды (практические рекомендации).

 Практическая работа «Методы очистки воды».

Нормативы качества питьевой воды (с экологических позиций).

 Тема 4. Пути загрязнения почвы и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа)

Цель: познакомить учащихся с основными видами загрязнения почвы, а также с воздействием этих веществ на организм человека.

Ресурсы почвы. Предположительный срок до полного истощения на Земле запасов некоторых ресурсов. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы. Сравнительная характеристика различных поколений пестицидов. Удобрения и регуляторы роста и развития растений.

Тема 5. Радиоактивное загрязнение среды и влияние ионизирующей радиации на организм человека (1 час)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами радиоактивного загрязнения.
  2. Дать представление о последствиях радиоактивного воздействия на организм человека.
  3. Научить определять уровень радиоактивного загрязнения помещения.

Природа и источники радиации. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией. Радиочувствительность различных биологических объектов. Вклад различных источников в суммарную дозу радиации для человека.

Тема 6. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор (2 часа)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами биологических загрязнителей, показать их роль в возникновении инфекционных заболеваний.
  2. Научить предупреждать возникновение инфекционных заболеваний, а также познакомить с основными признаками пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи.
  3. Научить определять качество молока, мяса, мёда в домашних условиях.

 

Основные виды биологических загрязнителей, их роль в возникновении инфекционных заболеваний.

Предупреждение  возникновения инфекционных заболеваний.

Способы определения качества молока, мяса, мёда в домашних условиях.

Основными признаки пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи.

Практическая работа №2 «Определение качества молока, мяса, мёда».

Тема 7. Тепловое загрязнение среды как экологический фактор (2 часа)

Цели:

  1.  Познакомить учащихся с основными видами и причинами теплового загрязнения среды, его влиянием на организм человека.
  2. Научить производить элементарные расчёты, связанные с нахождением количества загрязняющих веществ в выбросах конкретного предприятия по известным его производственным характеристикам.

Заводы, использующие охлаждающие системы, и электростанции, как основной источник теплового загрязнения среды. Последствия повышения температуры воды: изменение баланса питательных элементов, гибель или изменение состава видов рыб, усиление токсичности многих ксенобиотиков.

Практическая работа №3 «Решение задач на расчёты, связанные с нахождением количества загрязняющих веществ в выбросах предприятия по известным производственным характеристикам».

Тема 8. Информационное загрязнение среды как экологический фактор (1 час)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами информационного загрязнения, а также влиянием загрязнителей на организм человека и последствиями этого воздействия.
  2. Научить определять уровень шума в жилых помещениях.

Определение информационного загрязнения среды, его источники. Влияние информационного загрязнения на организм человека, последствия этого влияния. Возможные выходы из данной ситуации.

Тема 9. Медицинские препараты как специфический вид загрязнения организма человека (1 час)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными видами воздействия медицинских препаратов на организм человека.
  2. Доказать на практике содержание вредных компонентов в медицинских препаратах.
  3. Дать представление о правильном использовании лекарств.

Воздействие медицинских препаратов на организм человека: положительное и отрицательное. Химический состав некоторых распространённых лекарств. Необходимость точного соблюдения предписаний врача. Вред самолечения.

Тема 10. Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности (2 часа)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с состоянием окружающей среды в Свердловской области.
  2. Научить прогнозировать состояние здоровья населения в зависимости от экологического состояния нашей местности, а также любой другой по заданным условиям.

Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в Свердловской области. Основные виды загрязнителей. Состояние здоровья населения, основные заболевания. Возможные пути улучшения экологической ситуации.

Практическая работа №4 «Прогнозирование состояния здоровья населения Свердловской области с учётом экологического состояния».

 

Тема 11. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» (1 час).


6.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

(кол-во часов)

Содержание

 

Виды деятельности обучающихся,

 требования к знаниям и умениям

Тема 1. Введение. Предмет и задачи  экологии (1 час)

 

1. Введение. Предмет и задачи экологии.

Почему экологию должны знать все. Благоприятная природная среда – главное условие гармоничного развития человека. Угроза окружающей среде, создаваемая производственной деятельностью человека. Классификация потребностей человека.

Понятие о стратегии устойчивого развития человечества как всемирный план действий по достижению гармонии в отношениях между людьми и между природой и обществом. Значение экологических знаний для успешной реализации данной стратегии. Происхождение термина «экология», предмет экологии как науки. Экосистема. Биосфера. Биологическая экология. Глобальная экология. Экология человека. Социальная экология. Отличие экологии от наук классического типа.

Ознакомление  учащихся со следующими понятиями и терминами: “экология”, “экологические кризисы и революции”, “особенности современного экологического кризиса”, “биосфера”, “экосистема”, “антропогенное воздействие”, “загрязнение” “канцерогены”, “предельно допустимая концентрация”, “предельно допустимый выброс”.

Понятие о токсикологии. Основные группы химических веществ, негативно влияющих на здоровье человека: канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды. Особенности влияния на здоровье человека соединений тяжёлых металлов, химических средств защиты растений (пестицидов), минеральных удобрений.

Учащиеся должны знать: цели и задачи предмета экология.

Основные термины: “Экология”, “Экологические кризисы и революции”, “Особенности современного экологического кризиса”, “биосфера”, “экосистема”, “антропогенное воздействие”, “загрязнение” “канцерогены”, “предельно допустимая концентрация”, “предельно допустимый выброс”.

Учащиеся должны  иметь представление:

- о стратегии устойчивого развития человечества как всемирном плане действий по достижению гармонии в отношениях между людьми и между природой и обществом.

-о значении экологических знаний для успешной реализации данной стратегии.

- о токсикологии.

- об основных группах химических веществ, негативно влияющих на здоровье человека: канцерогены, мутагены, аллергены, тератогены, промышленные яды.

“Экологические революции” (видеосериал студии INGBS, США, “Спешите спасти планету”)

Тема 2. Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа)

 

2.Общая характеристика атмосферы. Кислотные дожди.

3. Парниковый эффект. Смог.

 

Общая характеристика атмосферы, состав незагрязнённого воздуха, время пребывания веществ, кислотные осадки и их воздействия на качество окружающей среды.

Парниковый эффект, механизм его воздействия на окружающую среду, прогнозы последствия парникового эффекта для нашей страны, стратегия борьбы с парниковым эффектом.

Проблема “истощения” озонового слоя, “озоновые дыры”: история возникновения данной проблемы, причины возникновения, пути решения проблемы.

Смог как первичное загрязнение: химизм возникновения смога, отрицательное действие на организм человека. Фотохимический смог как вторичное загрязнение.

 

Учащиеся должны знать:

- основные видами загрязнителей атмосферы.

Учащиеся должны  иметь представление:

- об определении загрязнённости среды диоксидом серы.

- о механизмах воздействия загрязнителей на атмосферу.

- о воздействии загрязнителей на организм человека и последствиях этого воздействия.

 

“Только одна атмосфера”(видеосериал студии INGBS, США, “Спешите спасти планету”)

“Спасение озонового слоя”, “Что такое парниковый эффект?” (видеосериал “Глобальная экология”)

Тема 3. Источники загрязнения воды и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа)

 

4. Общая характеристика гидросферы.

5. Антропогенное воздействие на воду. Практическая работа №1 «Методы очистки воды».

Общая характеристика гидросферы, химия континентальных вод, элементов, содержащихся в воде. Биологические процессы, происходящие в воде. Загрязнение подземных вод.

Химия элементов морской воды.

Антропогенное воздействие на воду, последствия такого воздействия. Методы очистки воды (практические рекомендации).

Нормативы качества питьевой воды (с экологических позиций).

 

Учащиеся должны знать:

- основные виды загрязнения воды.

- последствия воздействия данных загрязнителей на организм человека;

- простейшие способы очистки питьевой воды,

Учащиеся должны  иметь представление:

- о возможности водоёма к самоочистке.

- о влиянии тяжёлых металлов и других вредных веществ на процессы самоочистки водоёма.

“На развалинах рая”(видеосериал студии INGBS, США, “Спешите спасти планету”)

“Живая вода” (Россия)

Тема 4. Пути загрязнения почвы и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа)

 

6. Пути и виды загрязнения почвы. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы.

7. Удобрения и регуляторы роста и развития растений.

Ресурсы почвы. Предположительный срок до полного истощения на Земле запасов некоторых ресурсов. Химические загрязнители почвы: пестициды, тяжёлые металлы. Сравнительная характеристика различных поколений пестицидов. Удобрения и регуляторы роста и развития растений.

Влияние химических веществ на здоровье человека. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды нитратами. Нитраты как представители азотных удобрений, их значение для растений. Экологические последствия накопления избытка нитратов в воде, почве, продуктах питания. Механизм негативного влияния нитратов на здоровье человека. Градация растений по лёгкости накопления избытка нитратов. Способы уменьшения содержания нитратов в продуктах питания.

           Экологические проблемы загрязнения окружающей среды химическими средствами защиты растений (пестицидами). Пестициды, их основные группы (гербициды, инсектициды, бактерициды, фунгициды и т.д.), области их практического применения. Экологические последствия накопления пестицидов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, живых организмах. Механизм негативного влияния пестицидов на здоровье человека. Пути решения экологических проблем, связанных с неумеренным использованием пестицидов. Биологические методы и средства защиты растений как альтернатива пестицидам: энтомофаги, вирусные препараты, фитонциды, репелленты, аттрактанты, хемостерилянты, ауксины, феромоны, настои и отвары из растений. Основные преимущества биологических методов и средств защиты растений по сравнению с химическими.

 

Учащиеся должны знать:

- основные виды загрязнения почвы,

- последствия воздействия этих веществ на организм человека.

 

Тема 5. Радиоактивное загрязнение среды и влияние ионизирующей радиации на организм человека (1 час)

 

8. Радиоактивное загрязнение среды и

влияние ионизирующей радиации на организм человека.

Природа и источники радиации. Два типа биологических повреждений, вызываемых радиацией. Радиочувствительность различных биологических объектов. Вклад различных источников в суммарную дозу радиации для человека.

           Влияние радиационных излучений на здоровье человека. Естественный радиационный фон, его значение. Открытие явления радиоактивности, его сущность. Три вида излучений, образуемых радиоактивными веществами, их проникающая способность в живых организмах, способы защиты от данных излучений. Медицинская радиология. Три фазы воздействия радиации на живые организмы. Сравнительная радиовосприимчивость различных живых организмов. Наиболее опасные последствия воздействия радиационных излучений на здоровье человека. Сравнительная радиовосприимчивость людей в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья. Мероприятия по уменьшению неблагоприятного воздействия радиационных излучений на здоровье людей, проживающих в зоне загрязнения, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС: дезактивация; диспансеризация населения; полноценное и рациональное питание населения; ограничение потребления спиртных напитков; отказ от курения; прогулки на свежем воздухе, водные процедуры, занятия  физическими упражнениями; ограничение пребывания в зоне влияния прямого солнечного света; предупреждение возникновения стрессов. Сущность радиофобии и причины её возникновения.

 

Учащиеся должны знать:

- основные виды радиоактивного загрязнения.

- последствия радиоактивного воздействия на организм человека.

Учащиеся должны  иметь представление:

-о способах определения уровня радиоактивного загрязнения помещения.

 

Тема 6. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор (2 часа)

 

9. Биологическое загрязнение организма. Основные виды биологических загрязнителей, их роль в возникновении инфекционных заболеваний.

10. Практическая работа №2 «Определение качества молока, мяса, мёда». Пищевые отравления и оказание первой доврачебной помощи.

 

Основные виды биологических загрязнителей, их роль в возникновении инфекционных заболеваний.

Предупреждение  возникновения инфекционных заболеваний.

Способы определения качества молока, мяса, мёда в домашних условиях.

Основными признаки пищевых отравлений различными продуктами и оказанием первой доврачебной помощи.

Учащиеся должны знать:

- основные виды биологических загрязнителей,

-роль биологических загрязнителей в возникновении инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны  иметь представление:

- о предупреждении возникновения инфекционных заболеваний,

- об основных признаках пищевых отравлений различными продуктами и оказании первой доврачебной помощи.

Учащиеся должны уметь:

- определять качество молока, мяса, мёда в домашних условиях;

- оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях.

 .

 

Тема 7. Тепловое загрязнение среды как экологический фактор (2 часа)

 

11. Тепловое загрязнение среды, его влияние на организм человека.

12. Практическая работа №3 «Решение задач на расчёты, связанные с нахождением количества загрязняющих веществ в выбросах предприятия по известным производственным характеристикам».

 

Основные виды и причины теплового загрязнения среды, его влияние на организм человека.

Элементарные расчёты, связанные с нахождением количества загрязняющих веществ в выбросах конкретного предприятия по известным его производственным характеристикам.

Заводы, использующие охлаждающие системы, и электростанции, как основной источник теплового загрязнения среды. Последствия повышения температуры воды: изменение баланса питательных элементов, гибель или изменение состава видов рыб, усиление токсичности многих ксенобиотиков.

 

Учащиеся должны знать:

- основные виды и причины теплового загрязнения среды, его влияние на организм человека;

- последствия повышения температуры воды.

Учащиеся должны уметь:

- производить элементарные расчёты, связанные с нахождением количества загрязняющих веществ в выбросах конкретного предприятия по известным его производственным характеристикам.

“Чтобы не иметь отходов – надо не хотеть их иметь” (студия INGBS, США, “Спешите спасти планету”)

Тема 8. Информационное загрязнение среды как экологический фактор (1 час)

 

13. Информационное загрязнение среды, его источники и влияние на организм человека.

Основные виды информационного загрязнения среды.

Определение уровня шума в жилых помещениях.

Определение информационного загрязнения среды, его источники. Влияние информационного загрязнения на организм человека, последствия этого влияния. Возможные выходы из данной ситуации.

 

Учащиеся должны знать:

- основные виды информационного загрязнения среды;

 - влияние информационного загрязнения на организм человека и последствия этого воздействия.

Учащиеся должны  иметь представление:

- об определении уровня шума в жилых помещениях.

 

Тема 9. Медицинские препараты как специфический вид загрязнения организма человека (1 час)

 

14. Воздействие медицинских препаратов на организм человека.

Основные виды воздействия медицинских препаратов на организм человека.

Воздействие медицинских препаратов на организм человека: положительное и отрицательное. Химический состав некоторых распространённых лекарств. Необходимость точного соблюдения предписаний врача. Вред самолечения.

 

Учащиеся должны знать:

- основные виды воздействия медицинских препаратов на организм человека.

Учащиеся должны  иметь представление:

- о правильном использовании лекарств;

- о химическом составе некоторых распространённых лекарств.

Учащиеся должны уметь:

- доказать на практике содержание вредных компонентов в медицинских препаратах.

 

Тема 10. Прогнозирование состояния здоровья населения с учётом экологического состояния своей местности (2 часа)

 

15. Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в Свердловской области.

16. Практическая работа №4 «Прогнозирование состояния здоровья населения Свердловской области с учётом экологического состояния».

 Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в Свердловской области. Основные виды загрязнителей.

 Состояние здоровья населения, основные заболевания. Возможные пути улучшения данной ситуации.

 

Учащиеся должны знать:

- характеристику основных предприятий и заводов, расположенных в Свердловской области.

- основные виды загрязнителей в Свердловской области.

- состояние окружающей среды в Свердловской области.

Учащиеся должны  иметь представление:

- об основных заболеваниях населения Свердловской области;

-  о путях улучшения экологической обстановки.

Учащиеся должны уметь:

- прогнозировать состояние здоровья населения в зависимости от экологического состояния Свердловской области, а также любой другой местности по заданным условиям.

“Хотим ли мы так жить?” (студия INGBS, США, “Спешите спасти планету”)

Тема 11. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» (1 час)

 17. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека»

Повторение.

 Как можно использовать приобретенные в ходе изучения курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека» знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

           «Средний» человек и его здоровье. Здоровье – ключевая характеристика человека. Признаки, обобщённо характеризующие «среднего» человека. Прямохождение и его значение. Двигательная, чувствительная и психическая асимметрия. Общественное здоровье, его состояние в России. Средняя продолжительность жизни. Какая среда комфортна для человека. Окружающая человека среда как система факторов, влияющих на его существование. Географическое распределение современного населения Земли. Основные факторы среды, влияющие на самочувствие человека: температура, солнечный свет, погода, метеочувствительность, ландшафт местности, звуковой ландшафт.

Учащиеся должны знать:

Причины и пути распространения загрязняющих веществ;

Закономерности концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде и в живых организмах;

Влияние основных загрязняющих веществ на здоровье человека;

Зависимость уровня здоровья населения от экологической ситуации территории.

Учащиеся должны уметь:

Прогнозировать экологические ситуации, связанные с распространением загрязняющих веществ.

Давать оценку состояния окружающей среды в районах с тем или иным характером производственной деятельности.

Применять элементарные способы очистки веществ на практике.

 


2.      МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Наименование объектов и средств

 материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1.  

Авторские программы “Химия окружающей среды”, автор-составитель Полтавская О. Ю. и “Здоровый образ жизни (с основами биохимии)”, автор - Южакова Е. Н.

Используется педагогом при разработке и составлении рабочих программ по предмету; при разработке дидактических материалов; в работе с обучающимися.

Учебники:

Сонин Н. И., Сапин М.Ф. Биология. Человек. 8 класс: учеб­ник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа, любое из­дание с 2007 г.

 

Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 270с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования  и науки Российской Федерации».

 

 Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. – 270с. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования  и науки Российской Федерации».

Дополнительная литература:

 

  1. Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/
  2. Величковский Б. Т. , Кирпичев В. И. , Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М. : Новая школа, 1997.
  3. Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту. – Горький: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.
  4. Войтович В.А. Химия в быту – М.: Знание, 1980.
  5. Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.
  6. Даутов Ф. Ф. Изучение здоровья населения в связи с факторами среды. – Казань: Издательство казанского университета, 1992.
  7. Дзятковская Е. Н. Экология и здоровье (1 и 2 часть). Иркутск: ИЧП “Арком”, 1994 г.
  8. Елизарова Е.Н., Хамидуллин Р.С. Химия в быту и здоровье человека. -  М.: Медицина, 1974.
  9. Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе1/1998.
  10. Игольницына Л. М. Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и полевой экопрактикумы (по химии, биологии, географии, физике). Издательство ИГУ, 1997 г.
  11. Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.
  12. Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.
  13. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас.- М.: Высшая школа, 1992.
  14. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.
  15. Малиновская Ю.В. Из чего сделана наша одежда. Химия в школе 4/1998.
  16. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 464 с.: ил.
  17. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачёв С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», 2003. – 272 с.: ил.
  18. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Экология: учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. –М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.-306с.:ил.
  19. Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной  химической лаборатории. Сборник инструкций и рекомендаций. – М.: Аркти, 2002.
  20. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995. – 232 с.
  21. Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядие. - Л.: Наука, 1982.
  22. Пухнаревич В. Б. , Большакова С. А. Введение в химию окружающей среды. Иркутск: ИГПУ, 2002г.

23.  Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах.

Книга 1. Народонаселение и пищевые ресурсы: Пер. с англ. – М.: Мир, 1994. – 340 с.: ил.

Книга 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер с англ. – М.: Мир, 1995. – 296 с.: ил.

Книга 3. Энергетические проблемы человечества: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 291 с.: ил.

Книга 4. Здоровье и среда, в которой мы живём: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 191 с.: ил.

24.  Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Экология России. Книга для учителя. (Методический комментарий). – М.: АО МДС, 1995. – 176 с.

  1. Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.
  2. Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?»  Химия в школе 3/1998.
  3. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Экология: задания, тесты: рабочая тетрадь. – М.: Школа – Пресс, 1996. – 176 с.

28.  Фелленберг Г. Загрязнение природной среды: Введение в экологическую химию: Пер. с нем. – М.: Мир, 1997. – 232 с.

  1. Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.
  2. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004. – 144 с.: ил.
  3. Шустов С. Б. , Шустова Л. В. Химические основы экологии. Москва, “Просвещение”, 1995 г.
  4. Экологическое состояние территории России. Учебное пособие/под редакцией Ушакова С. А. , Каца Я. Г. – М. : центр “Академия”, 2001.
  5. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.

Печатные пособия

  1.  

Комплект таблиц по химии.

Портреты учёных-химиков.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Таблица растворимости.

Печатные пособия имеют сменную экспозицию в кабинете

Цифровые образовательные ресурсы

  1.  

MULTIMEDIA - поддержка курса

Интернет-ресурсы:

http://www.virtulab.net/Виртуальная образовательная лаборатория

http://interneturok.ru/      Интернет уроки онлайн.

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования;

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://rsr-olymp.ru/

 - официальный сайт Всероссийских олимпиад школьников (нормативные документы, дистанционные олимпиады, анализ результатов и рекомендации).

http://ecol.olimpiada.ru/ Сайт Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

http://www.step-into-the-future.ru/

 программа «Шаг в будущее (выставки, семинары, конференции, форумы для школьников и учителей по вопросам организации исследовательской деятельности, подготовки проектных работ);

http://www.iteach.ru

 - программа Intel – «Обучение для будущего» (технология проектного обучения, создание школьных учебных проектов, методические особенности организации проектной деятельности, конкурсы).

http://www.redu.ru/

 – Цент развития исследовательской деятельности учащихся (подготовка исследовательских проектов, методические рекомендации для учителя, конкурсы, мероприятия для школьников on-line).

http://ecology.gpntb.ru Сайт по экологической тематике, созданный Государственной публичной научно-технической библиотекой России

http://www.ecodeti.ru/

Детский эко-информ: экология

http://old.eco.rosolymp.ru/ Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по экологии.

http://www.msuee.ru/PL_lab/HTMLS/BIBL/DICT/ Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/bio/ Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных экологов проводится под эгидой Министерства образования Российской Федерации.

http://www.biodat.ru/ Портал BioDat создан в рамках проекта Глобального экологического фонда "Сохранение биоразнообразия" для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России.

http://eidos.ru/olymp/ecology/ Раздел сайта Центра дистанционного образования "Эйдос", посвященный дистанционным олимпиадам по экологии, проводимым как открытые олимпиады в сети Интернет. 

http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/ Подборка книг, пособий, школьных атласов-определителей, энциклопедий и статей по биологии и экологии.

http://chayk.u-education.ru/osdemo/ Модульный учебный курс предназначен для углубленного изучения разделов экологии, касающихся взаимоотношения организмов друг с другом и окружающей природной средой. http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140010

Подборка материалов по теме "Экосистемы" раздела "Экология" школьного курса биологии, подготовленная на основе публикаций газеты "Биология" Издательского дома "Первое сентября" и размещенная на сайте "Я иду на урок биологии".

http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140030

Подборка материалов по теме "Влияние деятельности человека на биосферу" раздела "Экология"

http://bio.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140020

Подборка материалов по теме "Биосфера. Охрана биосферы" раздела "Экология"

http://edu2.tsu.ru/res/1535/ Учебно-методический комплекс (УМК) "Экология человека" ориентирован на изучение науки о человеке как междисциплинарной, определяющей пространственно-временное положение человека в системе живой природы, в окружающем мире. УМК содержит: электронное учебное пособие, тестирующий модуль, глоссарий, биографический материал, список литературы и приложение, содержащее видеолекцию "Экология жилых помещений и здоровье человека".

http://dic.academic.ru/contents.nsf/ecolog/ В словаре дано толкование более 1000 терминов, которые используются при описании проблем экологии, природопользования и охраны природы. 

Используется для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

ЦОРы ориентированына различные формы познавательной деятельности(исследовательскую,  проектную работу)

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. (Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)

Пакет прикладных программ

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

  1.  

Комплект видеоуроков по биологии и химии.

 

Технические средства обучения (средства ИКТ)

  1.  

Доска интерактивная – лекционная

Основные технические требования: графическая операционная система, возможность выхода в Интернет.

Мультимедиа проектор

Компьютер Pentium 4

Монитор Samsung

МФУLaserJet 100 color MFP M 175 a

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для лабораторных работ

Общего назначения и демонстрационные

  1.  

Демонстрационная зона

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Лабораторное оборудование и посуда. Столик подъемный. Штатив металлический ШЛБ.

  1.  

Набор химических реактивов

Химические реактивы для проведения лабораторных работ.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономно е общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов

Муниципальное автономно е общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека » определяет основы органи­зации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека » определяет основы органи­зации и порядок обучения учащихся 9 классов с целью расширения…

Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов (эта проблема очень актуальна для

Появляется целый специфический ряд заболеваний, вызванных влиянием техногенных факторов (эта проблема очень актуальна для

Информационные технологии. Необходимость широкой информатизации научной деятельности

Информационные технологии. Необходимость широкой информатизации научной деятельности

Технология индивидуализации обучения

Технология индивидуализации обучения

Научить определять загрязнённость среды диоксидом серы

Научить определять загрязнённость среды диоксидом серы

Основные виды биологических загрязнителей, их роль в возникновении инфекционных заболеваний

Основные виды биологических загрязнителей, их роль в возникновении инфекционных заболеваний

Практическая работа №4 « Прогнозирование состояния здоровья населения

Практическая работа №4 « Прогнозирование состояния здоровья населения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 2. Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа) 2

Тема 2. Пути загрязнения воздуха и влияние загрязняющих веществ на здоровье человека (2 часа) 2

Пути и виды загрязнения почвы.

Пути и виды загрязнения почвы.

Тема 5. Радиоактивное загрязнение среды и влияние ионизирующей радиации на организм человека (1 час) 8

Тема 5. Радиоактивное загрязнение среды и влияние ионизирующей радиации на организм человека (1 час) 8

Тема 6. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор (2 часа) 9

Тема 6. Биологическое загрязнение организма как экологический фактор (2 часа) 9

Основные виды и причины теплового загрязнения среды, его влияние на организм человека

Основные виды и причины теплового загрязнения среды, его влияние на организм человека

Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в

Характеристика основных предприятий и заводов, расположенных в

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас

Печатные пособия Комплект таблиц по химии

Печатные пособия Комплект таблиц по химии

Модульный учебный курс предназначен для углубленного изучения разделов экологии, касающихся взаимоотношения организмов друг с другом и окружающей природной средой

Модульный учебный курс предназначен для углубленного изучения разделов экологии, касающихся взаимоотношения организмов друг с другом и окружающей природной средой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018