РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
15.03.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)
В результате прохождения программы внеурочной деятельности«Этика: азбука добра» предполагается достичь следующих результатов: - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ЭТИКА-АЗБУКА ДОБРА.docx
Рассмотрено  на заседании методического объединения Утверждено директор МБОУ СОШ № 4 учителей начальных классов им. Л.А.Смык г. Липецка протокол №   от       __________ В.Н.Игнатов приказ № _____  от________ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ Л.А.СМЫК  Г. ЛИПЕЦКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» для 4 а класса на 2017– 2018 учебный год учителя начальных классов  Михальченко Надежды Валентиновны. 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате прохождения программы внеурочной деятельности«Этика: азбука добра»  предполагается достичь следующих результатов: ­  учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями  разных  убеждений, представителями различных социальных групп. Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение  учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с  окружающими. – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям  общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной  просоциальной среды, в которой каждый ребёнок получает практическое подтверждение  приобретённых знаний и начинает их ценить. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими  детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. – получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с  представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного  учреждения, в открытой общественной среде. на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как  учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно  ориентированной социально значимой деятельности. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть  последовательным, постоянным. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие  воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно­этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми,  взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в  трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и  обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других  людей; уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим ;знание  традиций своей семьи и ОУ, бережное отношение к ним; Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов  Основной образовательной программы МОУ СОШ № 4. Метапредметными   результатами   программы   внеурочной   деятельности   по  научно   – познавательному  Направлению   Этика:   «Азбука   Добра»   ­   является   формирование   следующих универсальных учебных действий  (УУД). 1.Регулятивные УУД. Структура   изложения   занятий   курса   позволяет   строить   занятия   индивидуальной траектории развития    с   учетом каждого   ребенка   и     организовывать   занятия     так,   что     дети   получают   возможность научиться:     принимать  и  сохранять  информационные   знания;   планировать   своё  действие  в соответствии с ними; осуществлять внутренний контроль по результату; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы.  2.  Познавательные УУД.    Добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя     дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.  Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в   результате   совместной работы всей группы.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять   рассказы   на   основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем). 3. Коммуникативные УУД.  Ученик   научится   или   получит   возможность   иметь   и   выражать   своё   мнение,  аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.   Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.  Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.  Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. В   результате   прохождения   программы   внеурочной   деятельности   по   научно   – познавательному направлению «Азбука добра»  в  процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил нравственного сознания   у   учащихся   формируются   познавательные,   регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.   личностные, Личностными   результатами   программы   внеурочной   деятельности   по  научно   – познавательному направлению  Этика «Азбука Добра»  является формирование следующих умений: 1. Получить   знания   о   характере   взаимоотношений   с   другими   людьми,   что   станет предпосылкой   воспитания   доброжелательного   и   заботливого   отношения   к   людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника. 2.  Знакомство с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт   осознавать   базовые   гуманистические   ценности,   характер   отношений   между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. 3. Обсуждения   сказок,   произведений   художественной   литературы   ученик   освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации. Вопросы и задания, носящие диагностический и тренинговый характер позволит 4. решить   задачи   самооценки   и   самопроверки   ученика.   Ученик   получит   начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например: «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?») 5. Научится   сопоставлять,   сравнивать   героев,   их   поведение;   классифицировать материал   по   разным   основаниям   (   определить   группы   пословиц   по   теме   –   о   добре, трудолюбии, отношении к другим.) » предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов – учащиеся получат возможность выражать свое мнение о моральных   нормах   и   правилах   нравственного   поведения,   в   том   числе   об   этических   нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.  Для достижения данного уровня результатов необходимо:           сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам  взаимоотношения с окружающими.  Второй   уровень   результатов   ­   получение   обучающимися   опыта   переживания   и   позитивного отношения к   базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: 1. Воспитать   взаимоотношения   обучающихся   на   уровне   класса,   то   есть     дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.  2. Обучающиеся   должны   получить   опыт   взаимодействия   со   сверстниками,   старшими     и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.                              Третий уровень результатов ­   получение обучающимися опыта самостоятельной общественной     деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для его  достижения необходимо:  сформировать   навык   взаимодействия   обучающихся   с   представителями   различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С   переходом   от   одного   уровня   результатов   к   другому   существенно   возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на   третьем   уровне   создаются   необходимые   условия   для   участия   обучающихся   в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Переход   от   одного   уровня   воспитательных   результатов   к   другому   должен   быть В   результате   реализации   настоящей   программы   могут   быть   достигнуты   следующие      последовательным, постоянным. воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со   сверстниками,   старшими   и   младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие   к   жизненным   проблемам   других   людей,   сочувствие   к   человеку, находящемуся в трудной ситуации;    способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 класс Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Доброе слово,  что ясный день.  Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик ­ семицветик». От улыбки станет всем светлей. Тема 2. Ежели вы вежливы. Разговор   о   вежливости.   Игра   «Вежливо   ­   невежливо».   Анализ   поступков.   Небольшие сценки­загадки.   Мексиканская   сказка   «Вежливый   кролик».   Сказка   Л.Н.Толстого   «Белка   и волк». Тема 3. Да здравствует мыло душистое. Игра   «В   сказочной   стране   будильника».   Беседа   о   режиме   дня.   Конкурс   о   предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Тема 4. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила. Тема 5. Узнай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве. Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья­то. Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик­семицветик». Тема 7. Подарок коллективу. Урок­сюрприз.  Игры. Чаепитие. Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. Простые правила этикета. Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета. Тема 9. Повседневный этикет. Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно ­ нельзя». Тема 10. Весёлые правила хорошего тона. Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки­миниатюры. Тема 11. Сказка об Этикете.  Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете. Тема 12. Продолжение сказки об этикете. Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете. Тема 13. Путешествие в страну Этикета.  Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало». Тема 14­ 15. Просим к столу. Новогодний праздник. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.  Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета. Тема 17. Я могу быть волшебником.   Демонстрация   иллюстраций   к   путешествию.   Приём   свитка.   Приём   нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток». Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.  Создание живой картины.  Тема 19. Любимый уголок родной природы.  Карта   мест   отдыха.   Стихотворения   о   Родине.   Песня   «С   чего   начинается   Родина?». Рисунки о любимом месте. Тема 20. У каждого народа свои герои. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.  Тема 21. Мы соберём большой хоровод. Игра­праздник в форме хоровода. Тема 22. Я люблю маму милую мою. Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы. Тема 23. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.  Тема 24. Люби всё живое.  Знакомство   с   репродукциями,   музыкальными   произведениями   о   природе.   Игра   «на лужайке». Народные изречения о природе. Этика отношений в коллективе (9 часов) Тема 25. Если радость на всех одна. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Тема 26. Мой класс – мои друзья. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Тема 27. Самолюб никому не люб. Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». Тема 28. Поиграем и подумаем. Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки. Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек». Тема 30. Путешествие в мир мудрых мыслей. Создание книги мудрости. Тема 31­33. Доброта что солнце.  Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.   2 класс Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.  Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно. Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Тема 3. Добро творить – себя веселить. Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре. Тема 4. Подумай о других. Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного   города».   Раскрытие   правила   «Поступай   всегда   так,   как   бы   ты   хотел,   чтобы поступали по отношению к тебе». Тема 5. Подарок коллективу. Урок­сюрприз, урок общения. Тема 6. Делу – время, потехе ­ час. Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе ­ час». Изготовление значка ­ вежливость. Работа в группах Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. По  правилам этикета. Беседа:   «Что   такое   этикет?»   Путешествие   по   лабиринту   этикетных   правил.   Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя». Тема 9. Приглашение к столу. Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников». Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем. Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета. Тема 11. Вот магазин, куда идем.  Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Тема 13 ­ 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке. Тема 15. В гостях у Вежи. Новогодний праздник. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. Подари другому радость.  Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость». Тема 17. От чего зависит настроение. Беседа   «От   чего   зависит   настроение».   Знакомство   с   правилами   создания   хорошего настроения. Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.  Подарок Старичку ­ лесовичку  и гномику Пыху. Создание газеты Тема 19. Мой дом – моя семья.  Дискуссия   на   тему:   «Какой   домик   нужно   построить   гномику   Пыху   и   Старичку   ­ лесовичку». Тема 20. В труде человек хорошеет. Практическое занятие: «Наш общий дом» Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети. Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев». Тема 22. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок. Тема 23. Со взрослыми и сверстниками. Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы­пословицы о добре. Добрый совет другу. Тема 24. Цени доверие других.  Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку ­ лесовичку. Этика отношений в коллективе (10 часов) Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Тема 26. Советуем друг другу. Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»  Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Сбор   советов   для   мальчиков   и   для   девочек.   Составление   требований   к   классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Тема 28. Поговорил бы кто со мной. Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора. Тема 29. Путешествие по весеннему лесу. Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу. Тема 30. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу. Тема 31. Делаем газету. Беседа   о   работе   по   курсу   «Этическая   грамматика»   за   год.   Дети   выражают   свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты. Тема 32­33. Мы рисуем добро Основное   содержание   деятельности   занятия   –   осмысление   необходимости   проявлять только добрые чувства, что поможет ребёнку выразить свои чувства на бумаге. Тема 34­34 Доброта что солнце.  Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков. 3 класс Раздел 1. Этика общения   Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Тест­опросник. Тема 2. Будем беречь друг друга. Беседа   о   понятиях   «друг»,   «товарищ»,   «дружба»   (Работа   со   словарём   Ожогова). Осуждение   проблемных   ситуаций.   Викторина   «Кто   скем   дружит?».   Разработать   памятку «Законы Дружбы». Тема 3. Дружим с добрыми словами. Идет   работа   по   «превращению»   слов.   Жадность   заменяется   щедростью,   зависть   – доброжелательностью,   расположенностью,   добродушием.   Грубость   –   нежностью,   лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. Игра «Вежливо, невежливо». Разработка памятки «Правильно разговаривайте друг с другом» . Тема 4. Любим добрые поступки. Беседа «Добрые поступки вокруг нас». Значение слов «добро» и «зло». Притча о добре. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Тест «О добром отношении к людям» Тема 5. Подари дело и слово доброе. Путешествие в страну «Добра», где ребята вместе, дружно, сообща, дерево за деревом создают   волшебный   сад.   (Дерево   Доброты,   дерево   Дружбы,   дерево   Добрых   сердец,   дерево Добрых поступков). Тест «Диагностика нравственной воспитанности». Тема 6. Умеем общаться. Чтобы   быть   приятными   окружающим   и   себе,   надо   соблюдать   определенные   правила. Главное   из   них   –   проявлять   уважение   к   другому   человеку:   уметь   видеть   его   настроение   и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. 8. Тест «Закончи историю» (по методике  Р.Р. Калининой) Тема 7. Каждый интересен. Дети   говорят   стоящему   (по   очереди),   чем   он   им   интересен.   Учитель   добавляет,   где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Игра «Чем интересен твой друг?».  Тест   «Диагностика нравственной воспитанности» (Приложение № 7). Методика № 2. Диагностика этики поведения. Тема 8. Подарок коллективу. Беседа на тему «Искусство дарить подарки». Виды подарков. Каждый дарит коллективу подарок:   выдумку,   песенку,   рассказ   …   Творческая   мастерская   «Упаковка   подарка». Составляется памятка дарителя. Раздел 2. Этикет   Тема 9. Премудрости дедушки Этикета. Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. История возникновения этикета. Этикетная атрибутика.   Обсуждение   правил   поведения   человека   в   разных   жизненных   ситуациях. Рекомендации по соблюдению норм этикета. Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом. Беседа   «Правила   поведения   за   столом».   Инсценировка   басни   «Пир»   (Обыгрывание ситуаций поведения за столом). Пословицы и поговорки. 11. Анкетирование   «Едим ли мы то, что следует есть?» Коллективное чаепитие.  Тема 11. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. Анкетирование по методике «Сюжетные картинки» (по Р.Р. Калининой) Тема 12. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте,   в   театре,   в   музее,   в   библиотеке.   Игры.   Тест   на   знание   правил   поведения   в общественных местах    Тема 13. Как решать семейные проблемы. Беседа   «Семейные   проблемы».   Разбор   ситуаций.   (Обсуждение   волнующих   детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.) Викторина «Вместе – дружная семья». Анкетирование учащихся «Как оценивают тебя твои родители? »;  «Доверие родителей » Тема 14. Чистый ручеек вашей речи. Беседа   по   теме.   Дети   импровизируют,   передавая   разговор   у   «костра»   воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Анализ стихотворений В. Лившиц «Два козла», С. Михалкова «Сашина каша».  Игра «Вежливое правило». Тема 15. Встречаем Новый год. Новогодняя викторина.  Раздел 3. Этика отношений с окружающими  Тема 16. Душа – это наше творение. Рисование   любимого   сказочного   героя,   наделенными   теми   качествами,   какими   хочет обладать   ребенок.   Обсуждение   ситуаций:   «Я   плачу,   когда   …»,   «Я   смеюсь,   когда   …»,   «Я радуюсь,   когда   …».   Чтение   и   анализ   рассказа   Немировича­Данченко   «Ключ   врага милосердного». Тест «Добрый ли вы человек?» Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Игры «Словарная лесенка», «Угадай­ка», «Закончи предложение». Тема 18. Хорошие песни к добру ведут. Высказывания великих людей. Разучивание песни «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко). Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. Тема 19­20. Вглядись в себя, сравни с другими. Беседа «Каждый человек индивидуален.». Составление рассказа о себе ( где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.). Создание книги чувств. 6. Анкета­опросник «Настоящий друг». Тема 21. О настоящем и поддельном. Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения   ко   всему   окружающему.   Разбор   проблемных   ситуаций.   Составление   правил настоящего друга. Тема 22. Тепло родного дома. Беседа. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло   дома   должно   согревать   всех   его   обитателей.   Создание   проектов:   «Идеальная   семья», «Счастливая семья», «Современная семья». Анкета «Близкие ребенку люди». Тема 23. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа. Цветы   –   это   живое   воплощение,   отклик   Родины   на   наше   чувство,   живая   ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Загадки.   Тестирование   «Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся» Тема 25.Когда солнце тебе улыбается. Чтение и анализ стихотворения  Глеба Горбовского «Мертвый лес». Интересные факты. Разгадывание   кроссворда,   загадок,   птичьих   голосов.   Правила   поведения   в   лесу.   Народные прметы. Этика отношений в коллективе   Тема 26. Чтобы быть коллективом. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Игра «Закончи фразу». Составление памятки  "Правила жизни в коллективе". «Законы жизни» Тема 27. Коллектив начинается с меня. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. Игры. Притча. Тема 28. Подарок коллективу. Анализ произведения Л.Н. Толстого «Правда, всего дороже». Беседа на тему «Какие подарки   больше   ценят?».   Составление   плана   и   написание   мини­сочинения   «Какой   подарок лучше?».  Тема 29 ­30. Секретные советы девочкам и мальчикам. Анализ   рассказа   Е.   Пермяка   «Надёжный   человек».   Игра   «Свет   мой,   зеркальце…» (Составление секретных советов для девочек и мальчиков)Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». Тема 31. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Значение слова «Самопознание». Народная мудрость. Составление письма­обращения к самым близким и дорогим людям, моим родителям. Тема 32­33. Вот и стали добрей и умней. Беседа по теме. Знакомство с картой «Путешествие по лабиринту мудрых откровений». Игры.  Слушание  и  анализ  сказки  А. Неелова     «Даром  ни  одно доброе  дело  не  пропадает». Выводы. Тема 34­35. Путешествие в страну Добра и Этикета Заключительное занятие.  Игра­путешествие «В стране Добра и Этикета». 4 класс           Раздел 1. Этика общения (7 часов) Тема 1. Оглянись внимательно вокруг. Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность. Тема 2.  Умение быть самим собой. Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души. Тема 3. Что достойно гражданина. Рассматривание   понятий   гражданин,   гражданственность,   гражданская   активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина. Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями. Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где  нет  труда,   сады   там  не  цветут».  Труд  –  это  не  только  физическая  работа.  Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд. Тема 5. Праздник школьного вальса. Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни. Тема 6 ­ 7. Приглашение к зеркалу. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну­ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным. Раздел 2. Этикет (8 часов) Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей. Тема 9 – 10. Твой стиль поведения. Разобраться,   что   же   должно   и   что   не   должно   быть   свойственно   стилю   поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе. Тема 11. Мальчики. Девочки. Отбор   наиболее   важных   советов   в   этике   поведения   для   мальчиков   и   для   девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы. Тема 12. Поиграем и подумаем. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры. Тема 13. Когда какое слово молвить. Умение   разговаривать   –   искусство   весьма   не   простое.   Каждый   человек   несет ответственность   за   произнесенное   слово.   Бестактное   слово   –   угроза   здоровью,   так   как   оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор. Тема 14. За общим столом. Обсуждение   необходимости   сервировки   праздничного   стола,   умения   вести   себя   за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета. Тема 15. Доброта и доброжелательность. Доброта   –   глубокое   и   широкое   понятие   –   чуткость,   отзывчивость,   деликатность   по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты. Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость) Игровые   моменты.   Ролевые   игры.   Изречения,   пословицы   на   тему   добра.   Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!» Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) Жизнь   предлагает   разные   ситуации,   и   очень   важно   думать,   как   поступить.   Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу. Тема 18. Родительский дом. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга. Тема 19. Любите ваших матерей. Отчего   грустнеют   мамины   глаза?   Как   сократить   минуты   грусти.   Печали,   душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам». Тема 20.  «Поздравляем наших мам». «Огонек», посвященный мамам. Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям. Любовь,   как   и   доброта,   должна   быть   активной,   проявлять   себя.   Самая   чистая, действенная  и  светлая  любовь  –  это  любовь   к  матери   и  к  Родине.   Разговор  о  воевавших  и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод. Тема 22. Умей быть щедрым. Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры. Тема 23. Праздник благодарности. Участие каждого в празднике, внесение своих предложений. Тема 24. Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше. Этика отношений в коллективе (10 часов) Тема 25. Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции Тема 26. Присмотритесь друг к другу. На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко. Тема 27. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения  детей, подведение итогов навыков этического поведения. Тема 28. Я, ты, мы. Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе. Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек. Разговор   о   нормах   этического   отношения   мальчиков   и   девочек.   Работа   с   таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы. Тема 30. Не хуже других. Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип. Тема 31­32. «Скажи себе сам». Написать   пять   нравственных   качеств,   важных   для   человека.   Напротив   каждого   – собственная оценка себя. Ролевые игры. Тема 33­34. Храни достоинство свое повсюду, человек! Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения  проблемы.  Достойный человек  не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства 1. 2. 3. 4. Класс     Общее Теоретические  Практические количество учебных часов 10 10 12 14 46 23 25 23 21 92 Наименование разделов и тем Этика общения Этикет Этические нормы  общения с  окружающими Этика отношений  в коллективе 33 35 35 35 Итого часов: 138 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   1 класс № 1 Тема урока Этика общения   Количество часов 7 часов Доброе слово что ясный день  Ежели вы вежливы  Да здравствует мыло душистое  Когда идёшь по улице  Узнай себя  Нам счастье не сулит обида чья­то  Подарок коллективу  1 1 1 1 1 1 1 2 Этикет   8 часов Простые правила этикета  Повседневный этикет  Весёлые правила хорошего тона  Сказка об этикете  Продолжение сказки об этикете  Путешествие в страну этикета  Просим к столу  1 1 1 1 1 1 2 3 Этика отношений с окружающими 9 часов Путешествие в волшебную сказку  Я могу быть волшебником  Маленькое дело лучше большого безделья  Любимый уголок родной природы  У каждого народа свои герои  Мы соберём большой хоровод  Я люблю маму милую мою  Поздравляем наших мам  1 1 1 1 1 1 1 1 Люби всё живое  4 Этика отношений в коллективе   1 9 часов Если радость на всех одна 1ч Мой класс – мои друзья 1ч Самолюб никому не люб 1ч Поиграем и подумаем 1ч О дружбе мальчиков и девочек 1ч Путешествие в мир добрых мыслей 1ч Доброта что солнце 1ч Резервный урок 1 1 1 1 1 1 1 2                                                      ИТОГО 33 часа № 1 2 класс Тема урока Этика общения   Количество часов 7 часов Если песни петь, с ними веселей  Добрым жить на белом свете радостно  Добро творить – себя веселить  Подумай о других  Подарок коллективу  Делу – время, потехе – час  Чего в другом не любишь, того и сам не делай  1 1 1 1 1 1 1 2 Этикет   8 часов По правилам этикета  Приглашение к столу  Вот школа, дом, где мы живём  Вот магазин, куда идём  1 1 1 1 Дороги, транспорт, пеший путь  Лес, речка, луг, где можно отдохнуть   Лес, речка, луг, где можно отдохнуть  В гостях у Вежи  1 1 1 1 3 Этика отношений с окружающими 9 часов Подари другому радость  От чего зависит настроение  Не стесняйтесь доброты своей  Мой дом – моя семья  В труде человек хорошеет  Всё на белом свете солнышкины дети  Поздравление наших мам  Со взрослыми и сверстниками  Цени доверие других  1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Этика отношений в коллективе   11 часов Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались  Советуем друг другу  Общее и особенное для мальчиков и девочек  Поговорил бы кто со мной  Путешествие по весеннему лесу  Подарок коллективу  Делаем газету  Доброта что солнце  Повторение  1 1 1 1 1 1 1 1 3                                                      ИТОГО 35 часов 3 класс № 1 Тема урока Этика общения   Количество часов 8 часов Здравствуйте все.  Будем беречь друг друга  Дружим с добрыми словами  Любим добрые поступки  Подари дело и слово доброе  Умеем общаться  Каждый интересен  Подарок коллективу  2 Этикет   Премудрости дедушки Этикета  За столом с дедушкой Этикетом Школьные правила этикета  Когда рядом много людей  Как решать семейные проблемы  Чистый ручеёк вашей речи  Встречаем  Новый год  1 1 1 1 1 1 1 1 7 часов 1 1 1 1 1 1 1 3 Этика отношений с окружающими 10 часов Душа – это наше творение  Отворите волшебные двери добра и доверия  Хорошие песни к добру ведут  Вглядись в себя, сравни с другими  Помоги понять себя  О настоящем и поддельном  Тепло родного дома  Поздравляем наших мам  1 1 1 1 1 1 1 1 Цветы, цветы – в них Родины душа  Когда солнце тебе улыбается  4 Этика отношений в коллективе   1 1 9 часов Чтобы быть коллективом  Коллектив начинается с меня  Подарок коллективу  Секретные советы девочкам и мальчикам  Скажи себе сам  Вот и стали добрей и умней  Школе посвящается  Школе посвящается  Повторение  Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                                                      ИТОГО 35 часов № 1 4 класс Тема урока Этика общения   Количество часов 7 часов Оглянись внимательно вокруг Умение быть самим собой Что достойно гражданина Даже будни может труд сделать праздничными днями Праздник школьного вальса Приглашение к зеркалу Приглашение к зеркалу 1 1 1 1 1 1 1 2 Этикет   8 часов «Обычай – деспот меж людей» Твой стиль поведения Твой стиль поведения Мальчики. Девочки Поиграем и подумаем Когда какое слово молвить За общим столом Доброта и доброжелательность 3 Этика отношений с окружающими «Поспешай делать добро» (народная мудрость) «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» Родительский дом Любите ваших матерей «Поздравляем наших мам» О тех, кто сердце отдал людям Умей быть щедрым Праздник благодарности Добрыми делами славен человек 1 1 1 1 1 1 1 9часов 1   1 1 1 1 1 1 1 4 Этика отношений в коллективе   11 часов Расскажи мне о себе Присмотритесь друг к другу Подарок коллективу Я, ты, мы О дружбе мальчиков и девочек Не хуже других «Скажи себе сам» «Храни достоинство своё повсюду, человек!» Повторение 1 1 1 1 2 1 1 1 2 ИТОГО 35 часов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Этика – азбука добра» (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Этика – азбука добра» (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018