Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"
Оценка 4.9

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
9 кл—11 кл
22.01.2018
Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"
Важное место курса "Анатомия и физиология человека" как учебного предмета в системе профильного медико-биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений учащихся о строении и процессах жизнедеятельности организма человека, способствует осмысленному выбору учащимися профессии врача.. Рабочая программа по анатомии и физиологии человека предназначена для углубленного изучения данного курса в классах с профилем "Биология" (10-11 класс), рассчитана на 34 часа.
программа.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34 Г. Комсомольск­на­Амуре Хабаровского края РАССМОТРЕНА           СОГЛАСОВАНА                 ПРИНЯТА                     УТВЕРЖДЕНА На заседании ШМО      Зам.директора по УВР       на заседании          Приказ №     от «   »_____2017 Руководитель ШМО   _____/___________ /            педагогического      Директор МОУ СОШ № 34 ______/_________ /                                               совета   протокол №           _______   М.В.Суровцева протокол №      от                                                   от «     » ______ 2017     «     » _______ 2017                                                                                                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ   ПО БИОЛОИИ   «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА». для 10  класса                                                                                                           Модифицирована:                                                                       Власовой Ириной Анатольевной 2017год Пояснительная записка         Выделение медико­биологического профиля в старших классах средних общеобразовательных учреждений   соответствует   концепции   модернизации   российского   образования   и   переходу   к профильному обучению. В системе современного знания биология человека занимает особое место в связи с уникальностью человека как объекта изучения. Анатомия и физиология  ­ это науки, изучающие   биологическую   сущность   человека,   являются   фундаментом   для   медицины.   Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе профильного медико­ биологического   образования   определяется   ее   значением   в   формировании   правильных представлений учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма  человека, развитии навыков здорового образа жизни. Данный  учебный  курс, являясь одним из звеньев профильного биологического образования, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача.                 Концептуальной   основой   содержания   программы   «Анатомия   и   физиология   человека» является неразрывная связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами, протекающими в нем как результат эволюции человека как биосоциального вида.            Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека и включает в себя более глубокое и расширенное содержание,   усиленное   выполнением   практических   работ.   Программа   включает   отдельные содержательные   блоки,   каждый   из   которых   ­   это   круг   вопросов,   связанных   со   строением   и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Количество часов на учебный курс. Программа рассчитанная на 34 (33) часа Целевая   аудитория :   учащиеся   10   класса,   углубленно   изучающих   предметы   медико­ биологического цикла. Цель курса: формирование у учащихся научных представлений о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира, компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Задачи курса:    знакомство   с   фундаментальными   законами   и   принципами   существования   организма человека; особенности человека как вида животного царства; изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;  формирование системы общебиологических понятий;  знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых; освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; знакомство с гигиеническими аспектами и привитие навыков здорового образа жизни; расширение   экологических   знаний   учащихся,   воспитание   ответственного   отношения   к собственному здоровью.    Требования к результатам обучения 1. Учащиеся должны имеет представления:     о жизненно­важных потребностях человека об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме  кодирования в центральной нервной системе о биоэлектрических, биомеханических и биохимических процессах, протекающих в  организме о топографии органов и систем организма 2.Учащиеся  должны знать: основные закономерности развития и жизнедеятельности организма; строение клеток, тканей, органов и систем организма, взаимосвязь с их функцией в   норме;  морфофункциональные закономерности процессов адаптации организма и психической  деятельности человека. 3. Учащийся должен уметь:     применять знания анатомической номенклатуры, а также физиологические понятия и  термины опознавать основные структуры человеческого организма, на различных видах  анатомических препаратов, муляжах, таблицах и атласах, соотносить их расположение на  живом человеке владеть понятийным модулем и алгоритмами, позволяющими дифференцировать  нормальные показатели констант внутренней среды организма  произвести микроскопию разновидностей организмов и тканей Раздел 1. «Человек, как предмет изучения анатомии и физиологии» Учащийся должны: Знать: части тела; системы органов; полости тела,  основные анатомические термины , предмет  изучения физиологии, основные физиологические термины Иметь представление:  о предмете анатомии и физиологии, их взаимной связи и месте в ряду  медицинских дисциплин,   методах исследования ,  вклад в развитие анатомии и физиологии  известных деятелей медицины,   о связи структуры и функции,   о понятиях: норма, аномалия,  жизнь и здоровье,  об анатомической номенклатуре Уметь: применять анатомическую и физиологическую терминологию Раздел 2:  «Отдельные вопросы гистологии»   2.1 «Основы гистологии» Учащийся должен:  Иметь представление:   об основах классификации клеток на ткани, о структурно­ функциональных единицах органов Знать:  определение ткани , классификацию тканей, расположение и функции тканей Уметь:различать разновидности тканей на таблицах, в атласе, использовать гистологическую  терминологию , соотносить органы с системами органов 2.2 «Внутренняя среда организма. Кровь» Учащийся  должен:  Иметь представление: о составе внутренней среды организма, о гомеостазе, о месте крови в  системе внутренней среды, о системе крови, о приборах, используемых для подсчета форменных  элементов, определения гемоглобина, СОЭ Знать:общую характеристику и физиологическое значение жидкостей, образующих внутреннюю среду организма,   состав крови, функции крови,  состав сыворотки, плазмы  крови; форменные элементы крови Уметь: атласе и на таблицах  применять медицинскую терминологию, различать форменные элементы крови в  3 раздел. «Остеология» 3.1 Строение костей и их соединение. Учащийся должен:  Иметь представление: о видах движений, о принципе рычага в работе суставов, о пассивной и  активной части опорно­двигательного аппарата Знать:виды костей,  строение кости как органа , виды соединения костей , строение сустава ,  классификация суставов Уметь: распознавать на скелете соединения костей 3.2. «Скелет» Учащийся  должен:  Иметь представление:  об особенностях скелета в связи с прямохождением , о топографических образованиях туловища Знать: структуры, составляющие скелет туловища , позвоночный столб, отделы, изгибы , строение  грудины, ребер, их соединения, соединения ребер с позвоночником, мышцы синергисты и  антагонисты Уметь:  показать в атласе и на муляжах кости, их соединения 3.3 «Череп» Учащийся  должен:  Иметь представление о черепе в целом, о топографических образованиях головы  Знать:  отделы черепа и кости их образующие, соединения костей черепа Уметь: распознать на скелете кости черепа и их соединения 3.4 «Кости верхней и нижней конечностей» Учащийся  должен:  Иметь представление:  о возрастных особенностях строения скелета конечностей, о  топографических образованиях верхней и нижней конечностей Знать: отделы скелета верхней конечности, строение костей плечевого пояса, строение костей  свободной верхней конечности, отделы скелета нижней конечности, скелет тазового пояса, скелет  свободной нижней конечности, соединения костей Уметь: показать движения в суставах конечностей 4. «Миология» Знать: мышца как орган, мимические мышцы, мышцы синергисты и антагонисты, мышцы шеи,  мышцы спины, мышцы груди, диафрагма, мышцы живота Уметь:показать в атласе и на муляжах кости, их соединения, мышцы туловища  Представлять: виды движений в суставах, внешнее и внутреннее строение мышцы, расположение  и значение скелетных мышц  5. «Спланхнология» 5.1 «Пищеварительная система» Учащийся должен:  Иметь представление: о методах обследования пищеварительного канала (зондирование,  ректороманоскопия, копрограмма и т.д.). Знать: Анатомию и физиологию следующих отделов: полость рта ,  глотку, пищевод , желудок,  тонкую кишка, отделы , толстую кишка, отделы, состав желудочного сока , состав кишечного сока  Уметь: проецировать органы пищеварительного канала на поверхность тела человека 5.2. «Дыхательная система» Учащийся должен:  Иметь представление: о потребности дышать,о структурах организма человека,  удовлетворяющих потребность дышать, о приборах для определения легочных объемов Знать:этапы процесса дыхания , механизм дыхательных движений , структуры, участвующие в  процессе дыхания Уметь: проецировать органы дыхания на скелете , подсчитать число дыханий в 1 мин,  использовать медицинскую терминологию 5.3. «Мочевая система» Учащийся должен:  Иметь представление: о методах исследования мочевой системы , о топографии мочевой  системы Знать: строение почек, расположение, строение нефронов, их виды,  процесс выделения Уметь:использовать медицинскую терминологию, показать на муляжах и таблицах органы  мочеобразования и мочевыделения  5.4. «Репродуктивные системы» Учащийся  должен:  Иметь представление: о процессе ово­ и сперматогенеза, о механизме движения яйцеклетки из  яичника в матку, о месте оплодотворения яйцеклетки, о механизме движения сперматозоидов Знать: внутренние и наружные женские половые органы, внутренние и наружные мужские половые органы Уметь:использовать медицинскую терминологию, показать на муляжах женские и мужские  половые органы 6 раздел  «Иммунная система» Учащийся  должен  Иметь представление: об иммунной системе, о реакции региональных лимфоузлов во время  ОРВИ и других инфекций, о значении ретикуляции лимфоцитов в удовлетворении потребности в  безопасности, о нейрогуморальном механизме регуляции иммунитета Знать: значение иммунной системы, иммунитет, органы иммунной системы, понятие тканевого  иммунитета, специфические и неспецифические факторы иммунитета Уметь: применять медицинскую терминологию, показать на муляже и в атласе органы иммунной  системы 7 Раздел «Ангиология» 7.1. «Сердце» Учащийся должен:  Знать:сердце, расположение, строение, камеры сердца, отверстия, клапаны, строение стенки  сердца , физиологические свойства сердечной мышцы , фазы и продолжительность сердечного  цикла, показатели сердечной деятельности , механизмы регуляции сердечной деятельности Уметь: показать на муляжах и таблицах структуры сердца, пользоваться медицинской  терминологией 7.2.«Сосуды   кругов  кровообращения»  Учащийся должен:  Знать: артерии сердца, вены сердца, значение коронарного круга кровообращения Уметь: распознавать на таблицах, в атласе, на муляжах структуры малого и коронарного кругов  кровообращения. Учащийся должен:  8. «Лимфатическая система» Иметь представление: о строении лимфоидной ткани  об общем плане строения лимфатической  системы, об образовании лимфы Знать: основные лимфатические сосуды, состав лимфы Уметь: показать на таблицах и муляжах грудной и правый лимфатический протоки, различать на  муляже основные группы лимфатических узлов 9. «Нервная система» 9.1. «Центральная нервная система».  «Спинной и головной мозг» Учащийся должен:  Знать: расположение и строение спинного и головного  мозга, основные центры  мозга, функции  мозга, рефлексы спинного мозга, рефлекторные дуги Уметь: показать в атласе и на муляжах основные структуры спинного мозга, применять  медицинскую терминологию, отобразить (на память) звенья рефлекторной дуги 9.2. «Периферическая нервная система» Учащийся должен:  Иметь представление:  о структурах периферической нервной системы, о значении  периферической нервной системы в передаче информации Уметь: показать основные нервы сплетений передних ветвей спинномозговых нервов на муляжах  и таблицах, показать зоны иннервации верхних и нижних конечностей, туловища различными  парами спинномозговых нервов в атласе и таблицах 9.3. «Вегетативная нервная система» Учащийся должен:  Иметь представление: об отличиях вегетативной нервной системы от соматической, о роли  симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении потребностей организма  человека Знать: общую характеристику вегетативной нервной системы и ее частей, центральные и  периферические отделы, влияние симпатической и парасимпатической нервной системы, на  деятельность внутренних органов 10. «Высшая нервная деятельность»  Учащийся должен:  Иметь представление: о биоритмах мозга, о стадиях сна,о критериях оценки психической  деятельности Знать: структуры, осуществляющие психическую деятельность, типы высшей нервной  деятельности, формы психической деятельности, физиологические основы памяти, речи, сознания,  условный рефлекс, виды торможение условного рефлекса Уметь: использовать медицинскую терминологию, показать в атласе и на таблицах и муляжах  структуры, осуществляющие психическую деятельность Анатомия и физиология человека ­ фундамент медицинского образования, медицинской Содержание  курса Введение – 2 часа  науки. Особенности   строения   тела   человека,   характерные   для   каждого   индивидума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека факторов внешней среды (питание, климатические и географические условия, физическая нагрузка). Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, изучение отдельного органа или группы органов, их внутреннего строения. Физиология ­ наука о функциях и механизмах жизнедеятельности целостного организма, его   системы   и   органов.   Физиология   относится   к   биологическим   дисциплинам.   Она   изучает функции живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на них факторов внешней среды. Физиология   изучает   как   видимую,   феноменологическую   сторону   явления,   так   и   их физиологические механизмы. Физиология ­ это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными методами ­ наблюдением и экспериментом.   Раздел 2   «Отдельные вопросы гистологии» ­ 8 часов    2.1 «Основы гистологии»         Ткань ­ определение, классификация, функциональные различия.  Эпителиальная   ткань  ­   расположение   в   организме,   виды   (покровная,   железистая),   регенерационная,   всасывательная,   выделительная,   дыхательная, функции   (защитная, секреторная), строение.  Классификация покровного эпителия ­ однослойный, многослойный, переходный. Соединительная   ткань  ­   расположение   в   организме,   функции   (формообразующая, защитная, трофическая, выделительная, регенерационная) классификация: опорно­трофическая ­   собственно   соединительная   (рыхлая   волокнистая,   плотная   соединительная   оформленная   и неоформленная)   и   соединительная   со   специальными   свойствами   (ретикулярная,   пигментная, жировая). Строение   соединительной   ткани   (клетки,   межклеточное   вещество,   волокна).   Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базифилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток). Хрящевая ткань ­ строение, виды, расположение в организме. Костная ткань, расположение, строение, функции. Мышечная ткань  ­ специфическое свойство (сократимость), функции, виды ­ гладкая, исчерченная скелетная и сердечная.  Гладкая   мышечная   ткань  ­   расположение,   функции,   структурно­функциональная единица.   Исчерченная   скелетная   мышечная   ткань,   функциональные   особенности.   Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности. Нервная   ткань  ­   расположение,   строение.   Строение   нейрона.   Виды   нейронов   ­ униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные,   эффекторные   ­   двигательные   соматические   и   вегетативные,   секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы. Орган ­ определение, принципы строения, система органон ­ определение системы органон человека. 1. Основы гистологии.  Клетка. Ткани. 2. Определение разновидностей тканей на макро­и микропрепаратах. Перечень практических занятий 2.2 «Внутренняя среда организма. Кровь» Состав и  функции  внутренней  среды  организма. Гемеостаз. Основные  физиологические константы   внутренней   среды.   Кровь   как   ткань.   Процесс   гемопоэза.   Место   крови   в   системе внутренней   среды   организма.   Количество   крови.   Состав   крови:   плазма   крови,   форменные элементы.   Константы   крови.   Функции   крови.   Транспортная,   дыхательная,   трофическая, выделительная,   регуляторная,   защитная   терморегуляционная,   свертывающая,   иммунная. Гемостаз, определение, механизмы (сосудисто­тромбоцитарный, гемокоагуляционный). Факторы свертывания крови.                    Группы крови  ­ принцип, лежащий в основе деления крови на группы, виды и расположение   агглютиногенов   и   агглютининов,   характеристика   групп   крови.   Групповая совместимость крови. Донорство. Резус­ фактор, локализация. Антирезус­агглютинины, причины появления. Резус­положительная   и   резус­отрицательная   кровь.   Причины   возникновения   резус конфликта. Механизм АВО­конфликта. Гемолиз, его виды. Гемофилия. 3 раздел. «Остеология» ­ 7 часов 3.1 Строение костей и их соединение. Потребность   в   движении,   структуры   организма   ее   удовлетворяющие.   Виды   движений: поддержание позы, собственно движение ­ локамоция и манипулирование, непроизвольные и произвольные движения, значение движений. Опорно­двигательный   аппарат   ­   понятие.   «Скелет   понятие,   функции,   структурно­ функциональная единица скелет ­ кость. Кость как орган, ее химический состав. Виды костей, их строение,   надкостница.   Соединения   костей:   синартозы,   гемиартрозы,   диартрозы.   Строение сустава.   Вспомогательный   аппарат   суставов.   Классификация   суставов   ­   простые,   сложные, комплексные,   комбинированные,   плоские,   шаровидные,   эллипсовидные,   блоковидные, седловидные, одноосные, двухосные, трехосные. Виды движений в суставах; 3.2.  «Скелет»         Скелет   туловища,   структуры   его   составляющие.   Позвоночный   столб,   отделы.   Строение позвонков,   крестца,   копчика.   Соединения   позвоночного   столба:   диартрозы,   синхондрозы, синдесмозы,   синостозы,   крестцово­копчиковый   гемиартроз.   Позвоночный   столб   ­   изгибы, движения.          Грудная клетка в целом, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы   грудной   клетки:   коническая,   цилиндрическая,   плоская.   Строение   грудины.   Ребра: истинные, ложные, колеблющиеся. Соединение ребер с позвоночником: сустав головки ребра, реберно­поперечный сустав, движения в них.        3.3 «Череп» Череп в целом ­ свод, основание, черепные ямки, глазница, полость носа, полость рта. Возрастные особенности черепа. Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.   Мозговой   и   лицевой   отделы   черепа.   Соединения   костей   черепа   ­   синостозы, синхондрозы, виды швов 3.4 «Кости верхней и нижней конечностей» Скелет   верхней   конечности,   отделы.   Скелет   плечевого   пояса   ­   кости   его   образующие. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный, суставы кисти). Скелет нижней конечности ­ отделы. Скелет тазового пояса. Большой и малый таз ­ кости их   образующие.   Половые   различия   таза,   размеры   женского   таза.   Скелет   свободной   нижней конечности ­ кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое ­ своды стопы (продольные ­ опорный и рессорный, поперечный). Движения   в   суставах   свободной   нижней   конечности   (тазобедренный,   коленный, голеностопный,   большеберцово   ­   малоберцовые,   голеностопный,   плюсне­предплюсневые, плюсне­фаланговые, межфаланговые). Типичные места переломов конечностей. Перечень практических занятий 1. Кости, их соединения головы. 2. Кости, их соединения туловища. 3. Кости, соединения костей верхних конечностей. 4. Кости, их соединения нижних конечностей. 4 Раздел.  «Миология» ­2 часа              Саркомер,   его   участки,   механизм   скольжения   миофибрилл,   сокращение   саркомера, мышечного   волокна,   мышцы.   Расположение,   значение   скелетных   мышц.   Мышечные   группы. Мышца   как   орган,   структурно­функциональная   единица   ­   мышечное   волокно,   миофибрилла, пучки мышечных волокон, эндомизий, перимизий. Строение и работа мионеврального синапса.       Виды мышц (по форме, расположению, функции, направлению мышечных волокон).       Вспомогательный аппарат мышц: фасции и костно­фиброзные каналы. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. Основные физиологические свойства мышц ­ возбудимость,   возбуждение,   рефрактерность,   лабильность,   сократимость.   Изотонический   и изометрический   режимы   сокращения.   Виды   мышечного   сокращения:   одиночное,   зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Контрактура. Работа мышц. Образование ЛТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц. 5 раздел. «Спланхнология»­ 16 часов 5.1 «Пищеварительная система» Полость рта; строение:  Желудок ­ расположение, формы, отделы, поверхности, кривизны. Строение   стенки   желудка:   серозная   оболочка,   мышечная   оболочка   (выраженность косого,   продольного   и   циркулярного   слоев;   пилорический   сфинкер),   слизистая   оболочка (складки, эпителии, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). Железы желудка: виды (собственные,   кардиальные,   пилорические)   ­   их   строение:   клетки   (главные,   добавочные, обкладочные,   С­клетки   и   вещества,   ими   вырабатываемые;   протеолитические   ферменты (пепсиноген,   липолитические   ферменты   (липаза   желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор   Кастла),   лизоцим,   соляная   кислота,   тканевые   гормоны   (гастрин,   гастрон).   Функции желудка. Желудочный сок ­ свойства, состав. Тонкая кишка ­ расположение, строение, отделы: 12­перстная, тощая и подвздошная кишка, функции.   гастриксин,   химозин), Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок ­ свойства, состав, функции. Толстая   кишка  ­   расположение,   отделы   (слепая,   восходящая   ободочная,   поперечная ободочная, нисходящая ободочная, сигмовидная ободочная и прямая). Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Прямокишечное   венозное   сплетение   слизистой,   внутренний   сфинкер   мышечного   слоя стенки кишки, наружный сфинкер заднего прохода. Состав   кишечного   сока  ­   неорганические   и   органические   вещества,   подлежащие выведению   из   организма,   непереваренные   остатки   пищи,   ферменты,   отторгнутые   клетки слизистой,   микрофлора   (ацидофильные   палочки,   бактерии,   гниения,   кишечные   палочки, бактерии, инактивирующие ферменты кишечной сока), ее значение. Пищеварение  в  полости  рта:  механическая  и  химическая  обработка  пищи,  образование пищевого   комка.   Всасывание   в   полости   рта.   Глотание.   Роль   полости   рта   в   секреторной   и моторной функции пищеварительного тракта. Движение пищи в глотке и пищеводе. Пищеварение   под   воздействием   ферментов   желудочного   сока.   Моторная   функция желудка, как фактор механического переваривания пищи. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Голодные и антиперистательские движения желудка. Пищеварение   в   тонком   кишечнике,   виды.   Полостное   пищеварение.   Пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкой кишки. Всасывание в тонкой кишке. Эвакуация пищи в толстую кишку (работа илеоцекального клапана). Пищеварение   в   толстой   кишке   под   действием   ферментов   кишечного   сока   и   бактерий. Синтез витаминов группы В, витаминов К. Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования каловых масс. Акт дефекации. Мотивация голода и насыщения. Центры голода. Аппетит. Регуляция пищеварения  ­ местные механизмы (инрамуральная нервная система, гормоны желудка и кишечника, желчь), центральные механизмы ­ пищеварительный центр ­ уровни, их функция, рефлекторный механизм действия. Перечень практических занятий 1. Анатомия и физиология органов пищеварительного канала. 2. Анатомия и физиология больших пищеварительных желез. 3. Физиология пищеварения. 5.2. «Дыхательная система»   Потребность   дышать;   структуры   организма   человека,   ее   удовлетворяющие.   Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания ­ определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами. Дыхательный   цикл.  Механизм   образования   дыхательных   шумов.   Аускультация   и перкуссия   легких.   Механизм   вдоха   и   выдоха,   1­го   вдоха   новорожденного.   Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма. Нервная и гуморальная регуляция  дыхания. Саморегуляция дыхания. Критерии оценки процесса дыхания. Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные   пазухи   носа.   Гортань,   топография,   строение   стенки,   хрящи   гортани,   мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Плевра ­ строение, листки, плевральная полость, синусы. Бронхи ­ виды бронхов, строение  стенки, бронхиальное дерево. Легкие  ­ внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции.   Факторы,   препятствующие   старению   легких.   Мертвое   пространство,   определение, виды. Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы. Регуляция дыхания ­  дыхательный центр, его уровни. Строение, границы, отделы средостения. 1. Анатомия и физиология органов дыхания. 2. Определение минутного объема легких. Перечень практических занятий 5.3. «Мочевая система Мочевая   система,   органы   ее   образующие.   Почки,   макроскопическое   строение:   края, порота,  оболочки,   фиксирующий  аппарат,   корковое  и   мозговое   вещество,  чашечки,   сосочки, лоханки.   Топография   почек.   Кровоснабжение   почки.   Строение   нефронов,   их   виды. Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь ­ расположение, отношение к брюшине, строение. Мочеиспускательный канал мужской и женский (строение стенки, отделы     мужского мочеиспускательногоканала, произвольный     сфинкер мочеиспускательного канала). Строение мочеполовой диафрагмы. Определение   и   характеристика   мочевыделения.   Механизмы   образования   мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Количество и состав первичной мочи, количество и состав конечной мочи. Суточный диурез. Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов   мочеиспускания.   Регуляция   мочеобразования   и   мочевыделения.   Процесс   выделения. Потребность выделять. Вещества, подлежащие выделению (экскреты) с мочой, калом, потом, при дыхании. Органы, выполняющие выделительные функции (почки и потовые железы, легкие, железы желудочно­кишечного тракта, сальные железы кожи, печень). Этапы процесса выделения: образование   экскретов   и   поступление   их   из   тканей   в   кровь,   транспорт   экскретов   кровью   к органам, обезвреживающим их, к органам выделения, в депо питательных веществ, выведение экскретов из организма. Выделительная функция легких (углекислый газ и вода). Выделительная функция почек (избыток воды, солей, гормонов, большая часть конечных продуктов обмена ­ мочевина, аммиак). Выделительная функция желез желудочно­кишечного тракта (йода, желчные кислоты,   пигменты,   холестерин,   избыток   гормонов   и   непереваривание   остатки   пищи   в   виде каловых масс). Выделительная функция потовых и сальных желез кожи. Состав пота (мочевина, мочевая кислота, креатинин, хлорид натрия), плотность пота (1.012 ­ 1.010). Суточное количество пота. Интенсивность потоотделения. Нервная и гуморальная регуляция потоотделения. Критерии оценки процесса выделения (самочувствие, состояние кожи, слизистых, водный баланс, характер мочеиспускания, свойства мочи, потоотделение, дефекация, состав пота, кала). Перечень практических занятий 1. Анатомия и физиология мочевой системы. 2. Оценка общего клинического анализа мочи. 5.4. «Репродуктивные системы» Процесс   ово­   и   сперматогенеза.   Механизм   движения   яйцеклетки   из   яичника   в   матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку. Критерии оценки процесса репродукции ­ развитие вторичных половых признаков, наличие либидо,   менструаций,   поллюций,   возможность   полового   акта,   возможность   наступления   и развития беременности, наличие материнских и отцовских чувств. Женские   половые   органы   внутренние   (яичники,   маточные   трубы,   матка,   влагалище)   и наружные (большие и малые половые губы, клитор, девственная плева). Прямокишечно­маточное   пространство.   Большие   половые   губы.   Половая   щель,   лобок. Малые половые губы. Преддверие влагалища. Клитор,   строение,   функции.  Молочная   железа  ­   функция,   расположение,   внешнее строение, строение дольки. Мужские половые органы ­ внутренние (яичко, придаток яичника, семявыносящий проток, семенные   пузырьки,   предстательная   железа,   куперовы   железы)   и   наружные   (половой   член, мошонка). Сперма ­ образование, состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал. Выделение   спермы.   Промежность:   понятие.   Границы,   мочеполовой   и   анальный треугольник, мужская и женская промежность. Половые реакции человека. Мужской и женский половой цикл. 6 раздел  «Иммунная система» ­ 4 часа  Иммунитет ­ определение, виды (врожденный, приобретенный, активный, пассивный, специфический, неспецифический, клеточный, гуморальный), структуры его осуществляющие. Органы иммунной системы ­ центральные (красный костный мозг, вилочковая железа) и периферические (лимфатические узлы, лимфоидная ткань, кишки селезенка, кровь). Красный костный мозг ­ расположение, строение, функции. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой. Лимфатические узлы ­ строение, роль в иммунном процессе. Селезенка ­ расположение, строение, роль в иммунном процессе. Миндалины ­ расположение, строение, роль в иммунном процессе. Вилочковая   железа  ­   расположение,   строение   (доли,   капсула,   строма,   паренхима, корковый   и   мозговой   слои),   функции.   Ретикуляция   лимфоцитов,   факторы   клеточного (тканевого) и гуморального иммунитета. Т­ и В­лимфоциты, их дифференцировка, их функции. Классификация антител. Понятие иммунной толерантности. Лимфоидная ткань стенок орган пищеварительной и дыхательной систем (миндалины ­ язычная, небные, глоточная, трубные, групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка, обобщенные лимфоидные узелки подвздошной кишки, одиночные лимфоидные узелки). 7 Раздел «Ангиология»­ 12 часов  7.1.«Сердце» Сердце  ­   расположение,   внешнее   строение,   анатомическая   ось,   проекция   на   поверхность грудной   клетки,   камеры   сердца,   отверстия   и   клапаны   сердца.   Строение   стенки   сердца   ­ эндокард,  миокард,  эпикард,  расположение,  физиологические  свойства.  Строение  перикарда. Сосуды и нервы сердца. Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма ­ зубцы, интервалы. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца,   факторы,   обусловливающие   звуковые   явления   в   сердце.   Перкуссия   и   аускультация сердца. Регуляция   деятельности   сердца:   местные   механизмы   (закон   Старлинга,   Бейнбриджа), центральные механизмы ­ сердечно­сосудистый центр продолговатого мозга. 7.2.«Сосуды малого круга кровообращения. Кровообращения плода»  Структуры   малого   круга   кровообращения:   легочный   ствол,   легочные   артерии,   долевые, сегментарные, дольковые артерии, капилляры, венулы, дольковые, сегментарные, долевые вены, легочные вены. Кровоснабжение легких ­ бронхиальные артерии. Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, цепочный синус.   Значение   коронарного   круга   кровообращения.   Кровообращение   плода,   особенности, связанные с периодом развития. 7.3. «Сосуды большого круга кровообращения» Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие. Плечеголовной ствол. Артерии шеи и головы, области   кровоснабжения.   Артерии   верхних   конечностей:   подмышечная,   плечевая,   локтевая, лучевая, ладонные дуги ­ расположение, области кровообращения. Ветви грудной и брюшной часть аорты, артерии таза. Артерии нижних конечностей ­ бедренная, подколенная глубокая артерия   бедра,   передняя  и   задняя  большеберцовые   артерии,   малоберцовая   артерия,   тыльная артерия   стоим,   медиальная   и   латеральная   подошвенные   артерии.   Артериальный   пульс,   его характеристики,   определение.   Критерии   оценки   процесса   кровообращения   ­   самочувствие, положение   человека,   цвет   и   тургор   кожи,   видимое   состояние   сосудов,   пульс,   артериальное давление,   сердечный   толчок,   границы   сердца,   сердечные   тоны,   функциональные   сердечно­ сосудистые пробы. ЭКГ. Временная остановка кровотечения. Вены таза и нижних конечностей, вены живота. Система воротной вены печени. Кровоснабжение печени. Регуляция сосудистого тонуса. 1. Анатомия и физиология сердца. Перечень практических занятий 2. Артерия большого и малого кругов кровообращения. 3. Вены большого и малого кругов кровообращения. 4. Функциональная анатомия лимфатической системы. 5. Исследование артериального пульса человека. 6. Измерение артериального давления у человека. 7. 8 раздел.  «Лимфатическая система» ­ 2 часа Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение   стенки   лимфатических   сосудов.   Отличие   строения   лимфатического   капиллара   от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Причины движения лимфы по лимфососудам. Функции лимфатической системы. Строение и функции лимфоузла. Группы лимфоузлов.   Строение   и   функции   селезенки.   Связь   лимфатической   системы   с   иммунной системой. Значение лимфатической системы для организма. 9 раздел  «Нервная система. Сенсорная система» ­ 12 часов 9.1. «Центральная нервная система».  Спинной   мозг  ­   расположение,   внешнее   строение   (внешний   вид,   утолщения,   мозговой конус,   терминальная   нить,   щель   и   борозды),   полость,   отделы,   микроструктура.   Оболочки спинного   мозга.   Локализация   чувствительных   нейронов.   Сегмент   ­   понятие,   виды.   Зоны Захарьина­Геда. Спинномозговые корешки: передние и задние, их функции. Проводящие пути спинного мозга: восходящие, исходящие, нервные центры спинного мозга. Функции спинного мозга:   рефлекторная   и   проводниковая.   Рефлексы   спинного   мозга   (сухожильные,   кожно­ мышечные,   кожно­висцеральные,   висцеро­моторные,   аксон­рефлекс.   Рефлекторные   дуги простых и сложных соматических рефлексов спинного мозга (сухожильных и кожно­мышечных).         Головной мозг­расположение, отделы. Ствол мозга: отделы,  структуры, их составляющие  Продолговатый мозг ­ расположение, строение, полость, центры, функции Задний мозг: мост и мозжечок – расположение, строение, центры, функции  Средний мозг: ножки мозга, четверохолмие ­ расположение, строение, центры, функции Промежуточный мозг – структуры, его образующие. Полость промежуточного мозга Таламус, эпиталамус, метаталамус, гипоталамус – расположение, структуры, ядра, функции Ретикулярная формация – строение, функции 9.2. «Периферическая нервная система» «Спинномозговые нервы»  Спинномозговые нервы: образование, виды, количество, нервные волокна, их образующие (чувствительные   ­   дендриты   чувствительных   нейронов   спинальных   ганглиев,   двигательные   ­ аксоны   двигательных  нейронов   спинного  мозга,   вегетативные   аксоны  вегетативных   нейронов спинного мозга). Ветви   спинномозговых   нервов,   функциональные   виды   нервных   волокон,   идущих   в   их составе;   серия   соединительная   ветвь.   Грудные   спинномозговые   нервы.   Сплетения   передних ветвей спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцово­коническое), нервные стволы, области иннервации, сплетений. 9.3. «Вегетативная нервная система» Классификация   вегетативной   нервной   системы.   Области   иннервации   и   функции вегетативной нервной системы. Центральные и периферические отделы вегетативной нервной системы.   Отличая   вегетативной   нервной   системы   от   соматической,   симпатической   от парасимпатической. Симпатические стволы и нервные сплетения, вегетативная рефлекторная дуга, медиаторы в синапсах. Влияние   симпатической   и   парасимпатической   нервной   системы   на   свойства   миокарда, тонус сосудов, просвет бронхов, секрецию бронхиальных желез, секрецию пищеварительного тракта,   секрецию   потовых   желез,   детрузор   и   непроизвольный   сфинкер   мочевого   пузыря,   на обмен веществ и энергии.            Определение сенсорной системы, ее значение. Классификация сенсорных систем Органы чувств, их вспомогательный аппарат. Виды рецепторов, функции.  Соматическая сенсорная система  Обонятельная сенсорная система Вкусовая сенсорная система    Зрительная сенсорная система.  Слуховая  и вестибулярная  сенсорные системы               Анализатор, функциональная структура; Отделы анализатора. Виды анализаторов,  функции Зрительный анализатор: отделы, расположение, функции Слуховой анализатор: отделы, расположение, функции Вестибулярный анализатор: отделы, расположение, функции  Обонятельный анализатор: отделы, расположение, функции  Вкусовой анализатор: отделы, расположение, функции 10 раздел  «Высшая нервная деятельность» ­2 часа Понятие   о   высшей   нервной   деятельности.   Инстинкты,   условные   рефлексы.   Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова. Особенности образования условных рефлексов, механизмы. Виды   условных   рефлексов.   Торможение   условных   рефлексов   (безусловное,   внешнее   и запредельное), условное ­ угасательное, запаздывающее, дифференцированное, условный тормоз по   И.П.   Павлову.   Динамический   стереотип.   Взаимоотношения   процессов   возбуждения   и торможения   в   коре   больших   полушарий.   Психическая   деятельность   (ВИД)   физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно­рефлекторной деятельности. Электрические явления в коре, биоритмы мозга. Сигнальные   системы.   Деятельность   1­ой   сигнальной   системы.   Деятельность   II   сигнальной системы.   Структурно­функциональные   основы   особенностей   психической   деятельности человека (I и II сигнальные системы); физиологические основы индивидуальной психической деятельности.   Типы   высшей   нервной   деятельности   человека,   основанные   на   3­х   свойствах нервных  процессов  (сила,  уравновешенность,  подвижность),  холерик,  меланхолик,   сангвиник, флегматик;   на   особенностях   взаимодействия   I   и   II   сигнальных   систем,   художественный, мыслительный, средний. Формы психической деятельности: память, мышление, сознание, самосознание, речь ­ их физиологические основы. Критерии   оценки   психической   деятельности,   адекватное   поведение   и   речь,   память обучаемость, мышление, сознание, связь психической деятельности и соматического состояния организма. Психосоциальные потребности. Календарно­тематическое планирование  Наименование темы № №  в  ра зде ле Дата  Примеч ание    Человек как предмет изучения анатомии и физиологии  – 1 час    человека   ­   фундамент   медицинского Анатомия   образования, медицинской науки.     Физиология ­ наука о функциях   и   механизмах   жизнедеятельности   целостного организма, его системы и органов. Отдельные вопросы  гистологии – 4 часа Основы гистологии.  Ткань, определение, классификация,  различия. Эпителиальная ткань ­ расположение в  организме, виды.  Соединительная ткань ­ расположение в  организме, функции Состав и функции внутренней среды организма.  Группы  крови Мышечная ткань ­ специфическое свойство  (сократимость), функции, виды ­ гладкая, исчерченная  скелетная и сердечная.  Нервная ткань ­ расположение,  строение. ПР. Определение разновидностей тканей на макро­и  микропрепаратах. Остеология и миология – 5 часов Строение костей и их соединение Скелет туловища, структуры его составляющие.  Позвоночный столб, отделы. ПР Кости, их соединения.   08.09 15.09 22.09 29.09 06.10 13.10 20.10 1 1 2 3 4 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 20 21 22 23  24 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 1 1 2 3 4 5 6 1 Череп. ПР Кости, их соединения в голове Скелет верхней конечности, отделы. ПР. Кости, соединения костей верхних конечностей   Скелет нижней конечности – отделы ПР. Кости, их соединения нижних конечностей. Мышца как орган, структурно­функциональная единица ­  мышечное волокно Виды мышц Спланхнология ­  7 часов Полость   рта;  строение.   Пищеварение   в   полости   рта Желудок  Пищеварение   под   воздействием   ферментов желудочного сока Тонкая и толстая  кишка ­ расположение, строение,  отделы ПР Анатомия и физиология органов пищеварительного  канала. Дыхательная система. Верхние дыхательные пути, нижние  дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их  функции ПР Анатомия и физиология органов дыхания. Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания,  легочные объемы ПР. Определение минутного объема легких. Мочевая система, органы ее образующие.  Определение и  характеристика мочевыделения. ПР. Анатомия и физиология мочевой системы. Репродуктивные системы Женские половые органы  Мужские половые органы Повторение темы  Иммунная система – 1 час  Иммунитет ­ определение, виды . Органы иммунной  системы ­ центральные (красный костный мозг, вилочковая железа) и периферические Ангиология – 6 часов Сердце ­ расположение, внешнее строение Сердечный цикл,  его фазы, продолжительность. ПР Анатомия и физиология сердца. Структуры малого круга кровообращения.   Кровообращение плода, особенности, связанные с периодом развития. Аорта, ее отделы, артерии от них отходящие  ПР Артерии большого и малого кругов кровообращения.  Вены большого и малого кругов кровообращения. Артериальный пульс, его характеристики, определение. ПР. Исследование артериального пульса человека. Критерии оценки процесса кровообращения ПР. Измерение артериального давления. Повторение темы Лимфатическая система 1 час   Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань  Строение и функции селезенки.     27.10 10.11 17.11 24.11 01.12 08.12 15.12 22.12 29.12 12.01 19.01 26.01   02.02 09.02 16.02 02.03 09.03 16.03 1 2 3 4 1 2 Нервная система. Сенсорная система  ­ 4 часа Нервная система. Классификация   нервной системы.  Спинной мозг ­ расположение, внешнее строение. Рефлексы спинного мозга Головной мозг­расположение, отделы. Определение сенсорной системы, ее значение.     Зрительная сенсорная система. Строение глаза Слуховая сенсорная система. Орган слуха и равновесия.  Вестибулярный аппарат. Высшая нервная деятельность 2 часа Понятие о высшей нервной деятельности. Инстинкты,  условные рефлексы Формы психической деятельности Обобщение темы (3 часа) 1­2 Контрольная работа 3 Работа над ошибками 23.03   06.04 13.04 20.04 27.04 04.05  11.05 18.05 25.05 25 26 27 28 29 30 31­ 32 33

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"

Рабочая программа факультатива "Анатомия и физиология человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018