Данная рабочая программа разработана как факультативный курс на основании рабочей программы «Основы потребительского образования», составленной Павлодарским политехническим колледжем.
Цель факультативного курса – научить обучающихся находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей, дать представление о существующих денежных инструментах, научить планировать свой бюджет, сформировать установки грамотного поведения в различных рыночных ситуациях, ознакомить с правами и обязанностями как потребителей, с существующей системой защиты прав потребителей в РК, сформировать общие представления о роли человека в экономической и социальной ситуации.
Қазақстан Республикасының білім және ғылым
Павлодар технологиялық колледжі
Министерство образования и науки Республики
министрлігі
Казахстан
Павлодарский технологический колледж
БЕКІТЕМІН
Директордың оқу
ісі жөніндегі орынбасары
_________
Бектурганова Ш.У.
«____» __________ 2016
ж.
Оқу жұмыс бағдарламасы
Рабочая учебная программа
Оқытушы Иманбаева Акмарал Мерекеновна
Преподавателя
« Тұтынышылық білім беру негіздері» пәні бойынша
жұмыс бағдарламасы типтік бағдарлама негізінде
құрастырылған.
Рабочая программа разработана на основании рабочей
программы факультативного
«Основы
потребительского образования»
Для специальности 1226000 - «Технология и организация
производства продукции предприятий питания»
курса
Оқыту сағаттарын бөлу
Распределение учебного времени
Оның ішінде/из них
Теориялық
сабақ/теоретическ
их ханятий
Зертхана
жұмысы/лабораторны
е работы
Сем
.№ 1
Сем
.№ 2
12
Сем.
№ 1
Сем.
№ 2
Тәжірибе
сабағы/практиче
ские занятия
Сем
Сем.
№2
.№1
Курстық
жұмыстар/
курсовых работ
Сем.
Сем
№1
.№ 2
курс
Барлық
сағат/
всего
часов
ІІІ
12
Топтарда оқылатын пән
Предмет изучается в группахОқу жылы/учебный год
Курстың нөмірі/номер курса
20162017
ІІІ
Әлеумметтік-
экономикалық циклдік
Топтың шифрі/шифр группы
П31, П32
пән комиссиясы отырысында қабылданды
«___» ______________ № хаттама_______
ПЦК төрайымы ________/Байтлесова Д.Т
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана как факультативный курс на
основании рабочей программы «Основы потребительского образования»,
составленной Павлодарским политехническим колледжем.
Цель факультативного курса – научить обучающихся находить и
анализировать информацию, предназначенную для потребителей, дать
представление о существующих денежных инструментах, научить планировать
свой бюджет, сформировать установки грамотного поведения в различных
рыночных ситуациях, ознакомить с правами и обязанностями как
потребителей, с существующей системой защиты прав потребителей в РК,
сформировать общие представления о роли человека в экономической и
социальной ситуации.
На изучение факультативного курса предусмотрено 12 часов
теоретических занятий.
Факультативный курс предусматривает проведение занятий на основе
активизации познавательной деятельности.
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны знать:
права потребителя
права и обязанности продавца и покупателя.
источники получения информации для потребителей.
роль рекламы
понятие бюджета
основные направления расходования средств
инструменты финансового рынка
основы кредита
виды инвестиций
систему защиты интересов потребителей.
этику потребительского поведения.
Уметь:
осознавать себя потребителями
уметь распознавать торговые уловки
уметь вырабатывать собственные критерии оценки товара
использовать рекламу как источник потребительской информации
особенности платного и бесплатного образования.Тематический план
№ п.п
Наименование темы
Количество часов
1
2
3
4
5
6
Кто такие потребители
Реклама и ее регулирование
Деньги и потребитель
Права и обязанности в сфере образования,
производства и оказания услуг
Этика потребительского поведения
Самозащита потребителей
Итого
2
2
2
2
2
2
12Содержание рабочей программы
Тема 1. Кто такие потребители?
Знакомство с основными понятиями, связанными с проблемами потребительского
поведения: потребитель, продавец, рынок, спрос, предложение, суверенитет потребителя.
Знакомство с правами и обязанностями продавца и покупателя. Знакомство с
торговыми уловками: различными скидками и распродажами, лотереями, торговлей по
схеме «пирамида».
Изучение источников сведений о товарах и услугах, анализ полученной информации.
Знакомство с символами на упаковках товаров. Понятие сертификация.
Тема 2. Реклама и ее регулирование
Роль рекламы в жизни общества. Знакомство с основными рекламными приемами.
Научиться противостоять воздействию рекламы, уметь критически относиться к ней.
Использование рекламы как источник информации.
Тема 3. Деньги и потребитель
Понятие бюджета, основные направления расходования средств. Знакомство с
различными инструментами финансового рынка. Проблемы долгов и кредита. Получение
кредита. Виды инвестиций под процент. Научиться сравнивать и выбирать различные
финансовые услуги и финансовые учреждения, исходя из критериев доходности и
надежности. Системы скидок, дисконтные системы, электронные деньги, принципы работы
дебетовых и кредитных карт.
Тема 4. Наши права в сфере образования, производства и оказания услуг.
Основные права потребителей, предусмотренные казахстанским законодательством.
Приобретение навыков грамотного потребительского поведения при покупке товаров в
магазинах, знакомство с правилами безопасности при пользовании услугами службы быта.
Особенности платного и бесплатного образования.Тема 5. Этика потребительского поведения
Формирование этики потребительского поведения. Вопросы взаимоотношения
человека и окружающей среды, противоречивости экономических интересов отдельного
человека и общества в целом. Способы воздействия на благополучие окружающей среды
через потребительское поведение.
Тема 6. Самозащита потребления.
Закрепление приобретенных навыков поведения в «экстремальных»
потребительских ситуациях. Предотвращение конфликтов с продавцом, разрешение
конфликтов в досудебном порядке. Необходимость обращения за помощью к
профессионалам в особо сложных случаях.
Система защиты интересов потребителей, существующей в Республике Казахстан:
государственные органы по защите прав потребителей, общественные организации
потребителей. Необходимость обращения в суд, к юристам.
Список литературы
1. Казиева Р.К. Основы бизнеса. Астана, Фолиант, 2008.
2. Терещенко О.Н.
Академцентр, 2010.
Основы экономики: практикум.
Москва,
3. Шуленбаева Ф.А. Практикум по основам рыночной экономики.
Астана, Фолиант. 2010.
4. Мартова Т.В. Этика деловых отношений. Феникс, 2009.
5. Гражданский Кодекс РК от 1999 г. (с изменениями и дополнениями
по состоянию на 20.12.2004 г.).
6. Закон РК от 4 мая 2010 г. № 274ІV «О защите прав
потребителей»
7. Закон РК № 508 от 19 декабря 2003 г. «О рекламе» (с изменениями
и дополнениями по сосотоянию на 29.10.2015 г.).
8. Закон РК от 9 ноября 2004 г.
№ 603 «О техническом
регулировании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на
24.11.2015 г.).
9. Закон РК от 27 июля 2007 г. N 319. «Об образовании» Заңы (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015).