Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Образовательные программы +1
pdf
русская литература +2
2 кл
11.11.2017
Рабочая программа факультатива по развитию речи    «Речевая копилка»
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.Рабочая программа факультатива по развитию речи
Факультатив развитаие речи 2 в класс 2017.pdf

Рабочая программа факультатива по развитию речи   

«Речевая копилка» во 2-в классе

на 2017-2018 учебный год

 

 

 

Учитель: Ядрихинская Г.И

                                                                                                 Коряжма, 2017 г                                Пояснительная записка  

                                    Язык - это история народа. Язык - это путь    цивилизации и культуры.               Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием               от нечего делать, но насущной необходимостью. 

                                                                                                                                             А. Куприн 

       Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-

то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

     Факультатив «Речевая копилка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.

     В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию и литературного чтения. Педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения родному языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи. В современных учебниках нередко отсутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения. Для формирования личностных качеств школьника - креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию необходима система сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью. 

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русского языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного факультатива школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к факультативу “Речевая копилка ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературе, совершенствовать свою речь.

      Программа факультатива является шагом к  реализации коммуникативного подхода к обучению родному языку младших школьников, который должен строиться на осознанном  использовании его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе факультатива особое место отводится развитию речи, работе со словом.

    Для успешного проведения занятий факультатива используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Содержание и методы обучения “В мире слов” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

 

Задачи курса:

Обучающие:

    приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над       познанием родного языка;

    совершенствование общего языкового развития учащихся;

    углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

    обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    учить  пользоваться  разнообразными словарями;

 

Развивающие

    развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    развитие  смекалки и сообразительности;

    приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

    развитие мотивации к изучению русского языка;

 

Воспитательные: 

    воспитание культуры обращения с книгой;

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

    воспитание толерантности;

    воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

 

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: 

 

· субъектно-деятельностный подход;

· научность, доступность;  

· сознательность и активность; 

· наглядность; 

· занимательность;

· связь теории с практикой.

 

Основные принципы:

    принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик);

    принцип личностно-ориентированного подхода;

    принцип позитивного восприятия образовательной среды;

    коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

    этико – эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка, культуры речевого поведения);

    концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному          развитию        мышления     детей, их        языкового      чутья и          речевых способностей.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

    обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем; 

    учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу; 

    формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками; 

    формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий. 

 

Познавательные УУД:

    осуществлять анализ и синтез; 

    устанавливать причинно-следственные связи; 

    строить рассуждения; 

    составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и предложений недостающими компонентами;

    поиск и выделение необходимой информации;

    структурирование знаний;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    пользоваться словарями, справочниками.

 

Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 

    высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

    задавать вопросы,

    создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества;

    слушать собеседника, ориентироваться на его позицию, отличную от собственной, уважать иную точку зрения, уметь обосновывать собственную;

    договариваться, находить общее решение;

    уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;

    развивать и воспитывать правильное речевое поведение.

Личностные УУД (регулятивный компонент):

    формировать способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха своей работы, связывая это с усилиями, трудолюбием и стараниями;

        формировать познавательный мотив - интерес к новому;

        формировать чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культуры.

 

Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут в 24 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2–4-х классов.

Ожидаемые результаты

а) конкретные ожидаемые результаты:

        повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;

        психологическое благополучие и здоровьесбережение детей в учебной деятельности;

        получение более глубоких знаний по развитию речи; 

        овладение нормами речевой грамотностью.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся  к концу   2 - го класса

 

Обучающиеся должны знать:

Правила             правописания             слов             с             изученными             орфограммами.

Признаки             согласных             и            гласных             звуков.             Состав             слова.                  

Признаки родственных слов. Виды пересказа. 

Части              рассказа             (вступление,              основная              часть,              окончание).

 

Обучающиеся должны уметь:

Озаглавливать текст и его части.

Определять тему и основную мысль текста.

Работать                  с                 планом                  под                 руководством                  учителя.

Распознавать словосочетания в предложениях. Составлять рассказы по картине. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для второго класса

1.

      Беседа на тему о прочитанных книгах летом

1

2.

      Членение сплошного текста на предложения

1

3.

      Работа над заглавием

1

4.

      Устные рассказы учащихся на заданную тему о летних впечатлениях

1

5.

Анализ образцов детских сочинений

1

6.

      Подробное изложение текста по готовому плану с пересказом текста перед записью

1

7.

      Составление описания животного

1

8.

      Работа над загадкой

1

9.

      Составление предложений из слов, объединённых одной темой

1

10.

      Редактирование текста в паре

1

11.

      Редактирование текста в группе

1

12.

       Устные рассказы учащихся по материалам личных впечатлений после экскурсии

1

13.

       Восстановление деформированного текста с опорой на план

1

14.

       Сочинение – описание на основе текущих наблюдений

1

15.

       Составление письменного рассказа по детскому опыту и впечатлениям

1

16.

      Составление письменного сочинения по серии сюжетных картинок

1

17.

Обучающее изложение по готовому плану «Огромная няня».

1

18.

Составление коллективного плана по мультфильму «Аленький цветочек».

1

19.

Составление рассказов по картинкам «Зимние забавы».

1

20.

Свободный диктант

1

21.

Изложение текста с сюжетным содержанием

1

22.

Беседа о Масленице

 

1

23.

Составление предложений со словосочетаниями

1

24.

Составление текста по материалам наблюдений за природой

1

25.

Чтение лучших работ. Анализ творчества

1

26.

Работа над планом

1

27.

Изложение текста повествовательного характера по коллективно составленному плану

1

28.

Краткое изложение текста

1

29.

Работа над речевыми ошибками

1

30.

Деление текста на части по готовому плану

1

31.

Работа над художественным описанием

1

32.

Составление рассказа по картине А. К. Саврасова                       «Грачи прилетели»

1

33.

Анализ работ учащихся

1

34.

Подведение итогов. Задание на лето. Обобщение

1

 

 

 

 

 

 

Содержание программы для второго класса

2.1. Беседа о летнем отдыхе. Рассказы детей о прочитанных книгах, впечатления о каникулах.

2.2. Чтение текста про себя, озаглавливание, нахождение границ предложений. Запись текста.

2.3.Размышления над содержанием текста, дополнение рассказа по вопросам, соответствие содержания текста заглавию.

2.4.Устные рассказы учащихся на тему « Как я отдыхал летом», « На море», «Прогулка в лесу», «На рыбалке», « В летнем лагере».

2.5.Чтение своих сочинений учащимися, выбор лучшего.

2.6.      Знакомство с текстом. Деление его на части в соответствии с планом. Пересказ текста. Запись.

2.7.      Рассматривание животного. Уточнение детских представлений о признаках зверей. Словарная подготовка. Запись коллективно составленного описания животного с опорой на его отличительные признаки.

2.8.      Знакомство с тематическими загадками. Добавление своих загадок по теме. Способы отгадывания.

2.9.      Выбор темы. Обоснование заглавия. Определение по началу текста о чём будет рассказ. Дополнение рассказа до точного соответствия заглавию.

2.10.  Чтение текста вполголоса или шёпотом друг другу в паре, ответы на вопросы и озаглавливание.

2.11.  Чтение текста в группе. Составление вопросов. Ответы на вопросы. Соответствие текста заголовку. Редактирование и запись рассказов.

2.12.  Беседа по детским впечатлениям об экскурсии с использованием  ранее подготовленных стихов, загадок и пословиц о природе.

2.13.  Определение темы и основной мысли текста, верного порядка предложений, начала, основной части и окончания рассказа.

2.14.  Выделение признаков или явлений, которые нужно описывать. Определение своего отношения к этому. Выбор нужных слов для более точного и яркого описания. Озаглавливание и письмо текста.

2.15.  Рассказы учащихся о праздновании дня рождения. Чтение детьми домашних заготовок. Различие краткого и подробного пересказа.

2.16.  Анализ содержания картинок. Ответы на вопросы. Выявление главного. Озаглавливание. Составление и запись плана. Определение краткого содержания каждой части.

2.17.  Осознание заголовков плана. Соответствие их содержанию. Вычленение главного. Устный пересказ. Словарная работа. Работа с презентацией и дополнительной информацией по содержанию.

2.18.  Обсуждение мультфильма «Аленький цветочек». Деление на части. Озаглавливание. Выбор лучшего заголовка к каждой части.

2.19.  Рассматривание картинок, разбор содержания и озаглавливание. Подбор глаголов, характеризующих детские зимние забавы. Составление устных рассказов.

2.20.  Свободный диктант «Зимой в зоопарке». Чтение текста учащимися. Пересказ по плану. Запись текста по частям.

2.21.  Чтение текста учителем. Краткий обзор содержания. Выявление главного. Работа с планом. Словарно – орфографическая подготовка.

2.22.  Беседа о празднике Масленице. Чтение стихов, поговорок, пословиц, предметов. Просмотр эпизодов из мультфильмов и художественных фильмов о праздновании, о традициях. Разучивание игры.

2.23.  Знакомство с различными типами словосочетаний. Нахождение в тексте и чтение сочетаний существительное + прилагательное, глагол + существительное с предлогом.

2.24.  Сезонные изменения в природе. Выявление признаков весны. Прослушивание произведений классиков о весне. Составление подписей к слайдам презентации «Приход весны». Составление текстов.

2.25.  Чтение рассказов учащихся. Выбор лучшего. Обоснование. Анализ творческих работ.

2.26.  Знакомство с различными видами планов (краткий и развёрнутый). Коллективное составление развёрнутого плана по рассказу В. Бианки « Кто чем поёт?»

2.27.  Подготовка детей к восприятию текста. Чтение текста учителем. Коллективное составление плана в процессе анализа текста со стороны содержания и построения.

2.28.  Деление текста на части. Озаглавливание текста, постановка вопросов, запись плана. Краткое изложение рассказа.

2.29.  Чтение учителем детских работ. Выявление речевых ошибок. Исправление предложений, которые написаны неверно. Подбор более точных и правильных слов.

2.30.  Знакомство с планом. Выделение границ каждой части. Определение главной мысли в каждой части. Пересказ по частям. Запись.

2.31.  Чтение рассказа. Беседа по тексту. Олицетворение и сравнение как вспомогательные приёмы в работе над описанием. Сопоставление художественного и научного текста.

2.32.  Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Ответы на вопросы   учителя. Определение первых признаков весны. Словарная работа. Работа с трудными словами. Устное составление рассказа.

2.33.  Анализ работ. Выбор лучшего рассказа. Редактирование. Орфографическая работа, исправление речевых и грамматических ошибок. Чтение редактированных текстов.

2.34.  Задание на лето: сочинить литературное произведение на основе личных наблюдений во время летних каникул, с составлением плана, с использованием описания. Оформление творческой работы с рисунками.

 

 

 

 

                                       ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.      Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. М.,2015. 

2.      Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. — СПб: 2017                 

3.      Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.  М., Просвещение.

2015. 4. Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе.                  — СПб: 2016.

5.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ.- М. Просвещение.,2003

6.  Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому                  языку. Уроки русского языка. 2,3,4 класс.- М.: 2006. 

7.  Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 2002.

   

8.  Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 2016 

   

9.  Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение.2010

 

    10.Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.

 

Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка» во 2-в классе на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа факультатива по развитию речи «Речевая копилка» во 2-в классе на 2017-2018 учебный год

Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму

Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму

Исходя из этого, в программе факультатива особое место отводится развитию речи, работе со словом

Исходя из этого, в программе факультатива особое место отводится развитию речи, работе со словом

Основные принципы: • принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик); • принцип личностно-ориентированного подхода; • принцип позитивного восприятия образовательной среды; • коммуникативный – ориентирующий на отбор…

Основные принципы: • принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик); • принцип личностно-ориентированного подхода; • принцип позитивного восприятия образовательной среды; • коммуникативный – ориентирующий на отбор…

Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

Программа рассчитана на 4 года

Программа рассчитана на 4 года

Членение сплошного текста на предложения 1 3

Членение сплошного текста на предложения 1 3

Содержание программы для второго класса 2

Содержание программы для второго класса 2

Знакомство с различными типами словосочетаний

Знакомство с различными типами словосочетаний

Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку

Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ