Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
химия
7 кл
11.03.2018
Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса
Рабочая программа факультативного "Пропедевтического курс по химии" 7 класса раскрывает вклад учебного курса в достижение целей основного общего образования, повысить интерес к изучению курса "Химии", создать условия и подготовить обучающихся к более глубокому освоению химии в старших классах. Создать условия для развития творческих способностей в процессе решения задач по химии и использование полученных знаний для самореализации при исследовательской деятельности.Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса. Составитель учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 Сараева Галина Романовна
Сараева Г.Р. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Пропедевтика 7 класс.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 Г. ИРКУТСКА РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 1_____  от ___  ___________2017 г. УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ  г.Иркутска СОШ № 42   ________Н.В.  Зарипова  ___  ___________2017 г.  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Химия» ДЛЯ _7 КЛАССОВ Пропедевтический курс по химии для 7 классов НА 2017­2018 УЧ.Г. Составитель:  Сараева Галина Романовна, учитель химии,  высшая квалификационная категория 2017г. Пояснительная записка Рабочая программа Пропедевтического курса по химии для 7 классов составлена  в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования второго  поколения, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №  40937)  .Нормативную основу рабочей программы составили: 1. Учебный план МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 на 2017­2018 учебный год; 2. Примерные  программы  по   химии   О.   С.   Габриелляна   (О.   С.   Габриеллян,   Г.   А.   Шипарева «Программа курса химии для 7 класса»). Химия. 7­9 классы: Рабочие программы / сост.  Т.Д. Гамбурцева. ­3­е изд., стереотип. ­ М.:  Дрофа, 2015 – 159, [1]c. Учебно­методический комплекс Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин). Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы О. С. Габриелян, Г. А. Шипарева). Цель курса: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах. Создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе решения задач по химии Основные задачи: Успешное обучение в последующих классах;  Знание основных законов и понятий химии и их оценивание;  Умение проводить простейшие расчёты;  Умение ориентироваться среди различных химических реакций.  Успешная самореализация школьников в учебной деятельности. Общая характеристика курса                 Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного курса в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:       • • • • вещество , знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;  химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;  применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболечасто употребляются в повседневной жизни, широко используются промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно. в При   отборе   содержания,   конкретизирующего   программу,   учитывалось,   что   перед   общим образованием   не   стоит   задача   профессиональной   подготовки     обучающихся.   Это   определило построение курса как общекультурного, направленного, прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии. Учтена основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который характеризуется развитием познавательной сферы. На   этапе   основного   общего   среднего   образования   происходит   включение   обучающихся   в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения. Кроме   этого,   учащиеся   должны   овладеть   приемами,   связанными   с   определением   понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. .   Такое   построение   программы   сохраняет   лучшие   традиции   в   подаче   учебного   материала   с постепенным  усложнением  уровня его  изложения  в  соответствии  с возрастом  учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 7 по 9 класс. Принцип отбора содержания: Пропедевтический курс химии «Введение в химию» курс состоит из четырех тем:  Первая   тема  «Химия   в   центре   естествознания»  актуализирует   химические   знания учащихся, полученные при изучении природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Это уменьшает психологическую нагрузку, возникающую с появлением в 8­м классе нового предмета, позволяет заменить связанные с этим тревожные ожидания на положительные эмоции  встречи со старым знакомым. Параллельно  проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов.   Такая   межпредметная  интеграция   способствует   формированию  единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. В   соответствии   с   требованиями   государственного   образовательного   стандарта   в   курсе отмечено, что химия — наука экспериментальная. Определяются   понятия: как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Для   отработки практических умений учащихся отобраны несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы.  Ознакомление с несложным лабораторным  оборудованием   (устройство   штатива,   нагревательных   приборов,   химической посуды,  которую они применяли ранее), проведение  простейших операций с оборудованием и веществами (правила нагревания, фиксация результатов наблюдения и их анализ и т. д.). Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует  требованиям   безопасности   при   его   выполнении   и  включает ушедшие ныне из практики обучения химии продолжительные по времени экспериментальные работы (выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов). Вторая   тема   курса   «Математические  расчеты  в химии»  позволяет   отработать расчетные умения, столь необходимые при  решении химических задач, в первую очередь на нахождение части целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доли компонентов в смеси, в том числе и доля примесей). Как видно, внимание обращается не столько на химию, сколько на математику. Третья тема «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, полученные на уроках по другим предметам,  готовит их к изучению химического процесса на следующей ступени обучения. Четвертая тема «Рассказы по химии» включает интересные сведения о русских химиках, об отдельных веществах и некоторых химических реакциях. Изучение предлагаемого курса предусматривает повышение удельного веса самостоятельной работы   учащихся.   При  проведении   домашнего   химического   эксперимента   и   обсуждении  его результатов. Подготовке сообщений для ученических конференций,  защите  проектов,  выборе объекта  для   подготовки   сообщения   или   проекта   и   др.    Курс   направлен   на   развитие   таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение на основе анализа и синтеза, обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д. В заключение можно отметить, что в курсе почти не  затронуты требования стандарта химического   образования   для   основной   школы,   например   символы   химических   элементов   и формулы   веществ   семиклассники   учат   только   по  желанию,   не   предусмотрено   составление формул веществ и уравнений химических реакций, которые являются материалом для изучения в обязательном курсе химии Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  Личностные в   ценностно­ориентационной   сфере   —   чувство   гордости   за   российскую   химическую   науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; в   познавательной   (когнитивной,   интеллектуальной)   сфере   —   умение   управлять   своей познавательной деятельностью. формирование   основ   экологической   культуры,   соответствующей   современному   уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; Метапредметные умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы   действий   в   рамках предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного  выбора в учебной и познавательной деятельности; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать  основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать  выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать конфликты аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; позиций и учёта интересов; формулировать,  на основе согласования владение   устной   и   письменной   речью,   монологической   контекстной   речью;   формирование   и развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­коммуникационных технологий; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. В результате изучения химии ученик научится понимать химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ; • важнейшие   химические   понятия:  химический   элемент,   атом,   молекула, относительные атомная и молекулярная массы; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава; получит возможность научиться • называть: химические элементы, соединения; • объяснять:  физический   смысл   атомного   (порядкового)   номера   химического элемента,   номеров   группы   и   периода,   к   которым   элемент   принадлежит   в   периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; • определять: состав веществ по их формулам; • составлять: формулы неорганических соединений; • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: • безопасного обращения с веществами и материалами; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; • критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации Содержание учебного предмета (1 ч в неделю; всего 34 ч.) Тема 1. Химия в центре естествознания (11 ч) Химия как часть естествознания. Предмет  химии.  Естествознание  — комплекс наук о природе. Науки о природе: физика, химия, биология и география. Положительное и отрицательное воздействие человека на природу. Предмет   химии.   Тела   и   вещества.   Свойства   веществ   как   их   индивидуальные   признаки. Свойства веществ как основа их применения. Методы   изучения   естествознания.  Наблюдение   как   основной   метод   познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Эксперимент. Лаборатория. Эксперимент лабораторный и домашний. Способы фиксирования результатов эксперимента. Строение пламени свечи, сухого горючего, спиртовки. Моделирование.  Модели   как   абстрактные  копии   изучаемых   объектов   и   процессов. Модели в физике. Электрофорная машина как абстрактная модель молнии. Модели в биологии. Биологические муляжи. Модели в  химии: материальные (модели атомов, молекул, кристаллов, аппаратов и установок) и знаковые (химические символы, химические формулы и уравнения). Химическая   символика.  Химические   символы.   Их   написание,   произношение   и   ин­ формация, которую они несут. Химические формулы. Их написание, произношение и информация, которую они несут. Индексы и коэффициенты. Химия и физика.  Универсальный характер  положений молекулярно­кинетической теории. Понятия   «атом»,   «молекула»,   «ион».   Кристаллическое   состояние   вещества.   Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Агрегатное состояние вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Кристаллические и аморфные твердые вещества. Физические и химические явления. Химия и география.  Геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Элементный   состав   геологических   составных   частей   планеты.   Минералы   и   горные  породы. Магматические и осадочные (органические и неорганические, в том числе и горючие) породы. Химия   и   биология.  Химический   состав  живой   клетки:   неорганические   (вода   и минеральные соли) и органические (белки,  жиры, углеводы, витамины) вещества. Простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции в химии.  Понятие  о   качественных   реакциях   как   о   реакциях, воспринимаемых органолептически: с помощью зрения, слуха, обоняния. Аналитический эффект. Определяемое   вещество   и   реактив   на   него.   Возможность   изменения   их  роли   на противоположную. Демонстрации. 1. Коллекция разных тел  из одного вещества или материала (например, лабораторная посуда из стекла). 2. Коллекция различных тел или фотографий тел из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение». 3­ Учебное оборудование, используемое при изучении   физики,  биологии,   географии   и   химии.   4.   Электрофорная   машина   в   действии.   5. Географические модели (глобус, карта). 6. Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека).7. Физические и химические модели атомов, молекул веществ и их кристаллических решеток. 8. Объемные и шаростержневые модели молекул воды, углекислого   и   сернистого   газов,   метана.   9­   Распространение   запаха   одеколона,   духов   или дезодоранта как процесс диффузии. 10. Образцы твердых веществ  кристаллического строения. 11. Модели кристаллических   решеток.   12.   Три   агрегатных  состояния воды. 13. Переливание углекислого газа в стакан, уравновешенный на весах. 14. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них. 15. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).   16.   Коллекция   горных   пород   (гранит,   различные   формы   кальцита   ­   мел,   мрамор, известняк). 17. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь,  сланцы,   торф).   18. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев. 19. Прокаливание сухой зелени растений в муфельной печи для количественного определения минеральных веществ в них. 20. Качественная реакция на кислород. 21. Качественная реакция на углекислый газ. 22. Качественная реакция на известковую воду. Лабораторные опыты. 1. Описание свойств кислорода, уксусной кислоты, алюминия. 2. Строение пламени свечи (спиртовки, сухого горючего). 3. Наблюдение броуновского движения частичек  черной   туши  под   микроскопом.   4.   Изучение   гранита   с  помощью увеличительного стекла.   5.   Обнаружение   жира   в   семенах   подсолнечника   и  грецкого   ореха.   6.   Обнаружение эфирных  масел   в   апельсиновой   корке.   7.   Обнаружение  крахмала   и   белка   (клейковины)   в пшеничной муке. 8. Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе с помощью известковой воды. Домашний эксперимент. 1. Изготовление моделей молекул из пластилина. 2. Диффузия ионов   перманганата   калия   в   воде.3.  Изучение скорости диффузии аэрозолей.  4.  Диффузия сахара в воде. 5. Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой. 6. Количественное определение содержания воды в свежей зелени. 7. Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом. 8. Изучение состава  поливитаминов из домашней аптечки. 9­ Обнаружение крахмала в продуктах питания. Практическая   работа   1.  Знакомство   с  лабораторным   оборудованием.   Правила безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории). Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами. Тема 2. Математические расчеты в химии (9 ч) Относительные атомная и молекулярная массы. Понятие об относительных атомной и молекулярной   массах   на   основе   водородной   единицы.   Определение   относительной  атомной массы химических элементов по периодической таблице. Нахождение по формуле вещества относительной молекулярной массы как суммы относительных  атомных масс составляющих вещество химических элементов. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле ­ (w)  химического элемента в сложном веществе и ее  расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов  (для 2­часового изучения курса). Чистые вещества и смеси.  Понятие о чистом  веществе   и   смеси.   Смеси  газообразные (воздух,   природный   газ),   жидкие   (нефть)   и  твердые   (горные   породы,   кулинарные   смеси, синтетические моющие средства). Смеси гомогенные и гетерогенные. Объемная доля компонента газовой смеси.  Понятие об объемной доле ( ) компонен та газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. Расчет объема компонента газовой смеси по его объемной доле, и наоборот. φ Массовая доля вещества в растворе. Понятие о массовой доле (w) вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества и другие расчеты с использованием этих понятий. Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля  (w) примеси   в   образце   исходного   вещества.   Основное   вещество.   Расчет   массы   основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей, и другие расчеты с использованием этих понятий. Демонстрации. 1.  Минералы   куприт   и   тенорит.   2.   Оксид   ртути(П).   3.   Коллекции различных видов мрамора и изделий (или иллюстраций изделий) из него. 4. Смесь речного и сахарного песка и их разделение. 5. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 6. Коллекция бытовых смесей (кулинарные смеси, синтетические моющие средства, шампуни, напитки и др.). 7. Диаграмма объемного состава воздуха, 8. Диаграмма объемного состава природного газа. 9­ Приготовление раствора с заданными массой и массовой долей растворенного вещества. 10. Образцы веществ и материалов, содержащих определенную долю примесей. Домашний   эксперимент.  состава   бытовых   кулинарных   и хозяйственных смесей по этикеткам. 2. Приготовление раствора соли, расчет массовой доли растворенного   вещества   и   опыты   с  полученным  раствором.   3­   Изучение   состава некоторых  бытовых   и   фармацевтических   препаратов,  содержащих   определенную   долю примесей, по их этикеткам.  1.   Изучение Практическая   работа   3­  Приготовление  раствора   с   заданной   массовой   долей растворенного вещества. Тема 3. Явления, происходящие с веществами (11 ч) Разделение   смесей.  Понятие   о   разделении  смесей   и   очистке   веществ.   Некоторые простейшие   способы   разделения   смесей:   просеивание,   разделение   смесей   магнитом, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки. Фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Фильтрат. Адсорбция.  Понятие   об   адсорбции   и   адсорбентах.   Активированный   уголь   как важнейший   адсорбент,   его   использование   в  быту, на  производстве  и  в  военном  деле. Устройство противогаза. Дистилляция,   кристаллизация   и   выпаривание.  Дистилляция   как   процесс выделения  вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения. Перегонка   нефти.   Фракционная   перегонка   жидкого   воздуха. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для   Нефтепродукты. выпаривания) и природе. Химические реакции.  Понятие о химической реакции как процессе превращения одних веществ в другие. Условия течения и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций. Изменение цвета, выпадение осадка, растворение осадка, выделение газа. Демонстрации.  1.   Просеивание   смеси  муки   и   сахарного   песка.   2.   Разделение смеси порошков серы и железа. 3. Разделение смеси порошков серы и песка. 4. Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки. 5. Центрифугирование. 6.   Фильтрование.   7.   Респираторные  маски   и   марлевые   повязки.   8.   Адсорбционные свойства   активированного   угля.   9.   Силикагель   и   его   применение   в   быту   и   легкой промышленности.   10.   Противогаз   и   его   устройство.   11.   Получение   дистиллированной воды   с   помощью   лабораторной   установки  для   перегонки   жидкостей.   12.   Коллекция «Нефть   и   нефтепродукты».   13.   Разделение  смеси   перманганата   и   дихромата   калия способом кристаллизации. 14. Взаимодействие порошков железа и серы при нагревании. 15. Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью   известковой   воды.   16.   Каталитическое   разложение   пероксида   водорода (катализатор   —   диоксид   марганца).  17.   Ферментативное   разложение   пероксида водорода с помощью катал азы. 18. Кислотный огнетушитель, его устройство и принцип действия.   19.   Реакция   нейтрализации   окрашенного   фенолфталеином   раствора   щелочи кислотой. 20. Взаимодействие растворов  перманганата  и   дихромата   калия   с  раствором сульфита натрия. 21. Получение осадка гидроксида меди (П) или гидроксида железа(Ш) реакцией обмена. 22. Растворение полученных осадков гидроксидов металлов в кислоте. 23. Получение углекислого газа взаимодействием раствора карбоната натрия с кислотой. Лабораторные   опыты.   1.   Изготовление  фильтра   из   фильтровальной   бумаги   или бумажной салфетки. 2. Изучение устройства зажигалки и ее пламени. Домашний эксперимент.  1. Разделение  смеси сухого молока и речного песка. 2. Изготовление марлевой повязки как средства индивидуальной защиты в период эпидемии гриппа.   3.   Отстаивание   взвеси   порошка   для  чистки   посуды   в   воде   и   ее   декантация.   4. Адсорбция   активированным   углем   красящих  веществ   пепси­колы.   5.   Адсорбция кукурузными   палочками   паров   пахучих   веществ.  6.   Изучение   состава   и   применения синтетических моющих средств, содержащих энзимы. 7. Разложение смеси питьевой соды и сахарной   пудры   при   нагревании.   8.   Растворение   в   воде   таблетки   аспирина   УПСА.   9. Приготовление   известковой   воды   и   опыты   с   ней.  10.   Взаимодействие   раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой. Практическая работа 4 (домашний эксперимент). Выращивание кристаллов соли. Практическая работа 5. Очистка поваренной соли. Практическая работа 6 (домашний эксперимент). Коррозия металлов. Тема 4. Рассказы по химии (3ч) Ученическая   конференция   «Выдающиеся  русские   ученые­химики».  Жизнь   и деятельность М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. М. Бутлерова. Конкурс   ученических   проектов.  Исследования   в   области   химических   реакций: фотосинтез, горение и медленное окисление, коррозия металлов и способы защиты от нее, другие реакции, выбранные учащимися. № Тема Количество часов В том числе УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Химия в центре естествознания  1. 2. Математические расчеты в химии 3. 4. Явления, происходящие с веществами Рассказы по химии (3ч) Итого По  программ е О.С.  Габриеля на По   рабочей  программ е практич еских работ контрол ьных работ 11 9 11 3 34 11 9 11 3 34 2 1 3 6 1 1 2 Календарно­тематическое планирование уроков химии в 7 классе  № п/п Тема урока Количество часов Дата План Факт Глава I. Химия в центре естествознания.(11 ч) Химия как часть естествознания. Предмет химии. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и  химии. Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным  оборудованием. Правила техники безопасности.» Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство  и работа спиртовки.» Моделирование. Химические знаки и формулы. Химия и физика. Агрегатные состояния веществ. Химия и география. Химия и биология. Качественные реакции в химии. Глава II. Математика в химии. (9 ч) Относительная атомная и молекулярная масса. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1, 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Массовая доля элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Объемная доля газа в смеси. Массовая доля вещества в растворе. Практическая   работа   №3   «Приготовление   раствора   с   заданной массовой долей растворенного вещества» Массовая доля примесей. Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии» Контрольная работа №1 «Математика в химии» Глава III. Явления, происходящие с веществами. (11 ч) Разделение смесей. Способы разделения смесей. Фильтрование. Адсорбция. Дистилляция. Обсуждение   результатов   практической   работы   №4   «Выращивание кристаллов соли» Практическая работа №5 «Очистка поваренной соли» Химические реакции. Условия протекания химических реакций. Признаки химических реакций. Обсуждение результатов практической работы №6 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний опыт) Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления происходящие с веществами» Контрольная работа №2 «Явления, происходящие с веществами» Глава IV. Рассказы по химии (3 ч) Конкурс сообщений  учащихся «Мое любимое химическое вещество» Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в  области химических реакций. Итоговое  занятие Учебно­методический комплекс: 1 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1. Габриелян   О.С.   Программа   курса   химии   для   8­11   классов   общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2013. 2. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. Пособие/ О.С. Габриелян, И.Г.  Остроумов, А.К. Ахлебинин. – М.: Дрофа, 2013. 3. Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна,  И.Г. Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое  пособие/ О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – М.: Дрофа,           Дополнительная литература для ученика и учителя 1. Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ­ПРЕСС, 1999. 2. Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005. 3. Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000. 4. Занимательные   опыты   с   веществами   вокруг   нас:   иллюстрированное   пособие   для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт.­сост. Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. — СПб.: Крисмас, 2003. 1. Камни мира. — М.: Аванта+, 2001. 5. Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995. 6. Кузнецова   Н.   Е.,   Шаталов   М.   А.  Обучение   химии   на   основе   межпредметной интеграции. 8—9 кл. — М.: Вентана­Граф, 2005. 10. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания / Авт.­сост. В. Н. Головнер. — М.: НЦЭНАС, 2005. 11. Штремплер Г. И., Пичугина Г. А.  Дидактические игры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004. Примерные темы докладов учащихся Учеба М.В.Ломоносова в Москве (1731— 1735). М. В. Ломоносов — основатель первой химической лаборатории в России. Круг научных интересов М. В. Ломоносова. Д. И. Менделеев — ученый с мировыми заслугами. Д. И. Менделеев — организатор и первый директор Главной палаты мер и весов. Д. И. Менделеев — исследователь воздухоплавания. 1. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Д. И. Менделеев — создатель бездымного пороха. 11 Друзья и коллеги Д. И. Менделеева в сфере науки, техники и культуры. 12. 13. 14. 15. Увлечения Д. И. Менделеева. Именем Д. И. Менделеева названы... Александр Михайлович Бутлеров — замечательный русский химик. А. М. Бутлеров — выдающийся биолог. Электронные образовательные ресурсы и Интернет ресурсы Химия. 8 класс. (3) Химия. 8­11 классы. Виртуальная лаборатория. (2) Химия. 8­11 классы. (Биб­ка э.н.п.). Химия 9 класс (3 СD) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (3) /2006 г./ Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия. (2) /2005 г. Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru ChemNet:  портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru АЛХИМИК: сайт  Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru  Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru WebElements: онлайн­справочник химических элементов http://webelements.narod.ru Белок и  все о нем в биологии и химии http://belok­s.narod.ru Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru Занимательная химия: все о металлах http://all­met.narod.ru Мир химии http://chem.km.ru Материально – техническое обеспечение Натуральные объекты: Коллекции минералов и горных пород; Металлов и сплавов; Минеральных удобрений; Пластмасс, каучуков, волокон. Химические реактивы и материалы: Наиболее часто используемые : 1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк; 2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния; 3)кислоты: серная, соляная, азотная; 4)основания ­ гидроксиды: натрия,кальция,25%­ный водный раствор аммиака; 5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра;  сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия; 6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус. Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы: 1)Приборы для работы с газами; 2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами; 3)измерительные  приборы и приспособления для выполнения опытов; 4)стеклянная и пластмассовая посуда и  приспособления для проведения опытов. Модели: Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;  Кристаллические решетки солей. Учебные пособия на печатной основе: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; Таблица растворимости  кислот, оснований солей; Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач.

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса

Рабочая программа  факультатива "Пропедевтического курс по химии" для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018