Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № __ от _____ 2016г. Руководитель ШМО: _________ /Ооржак Э.Д../
|
«Согласовано» ЗД по УВР: _______ /Донгак Е.К./ 25.06.2016г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: _______ /Ооржак В.Д./ Приказ № 160\1 от 26.06.2016г. |
Факультативный курс по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ по рускому языку»
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Донгак Шенне Родиславовна,
учитель русского языка и литературы
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
с.Ак-Даш – 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» составлена для 9 класса на основе:
· Требований государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089);
· Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017 года по русскому языку;
· Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по русскому языку;
· Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по русскому языку;
· Авторской программы учителя русского языка и литературы Беловой Е.Т., 2014г.
· Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская СОШ». Приказ №160\1 от 26.06.2016год;
· Учебного плана МБОУ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская СОШ» на 2016-2017 учебный год. Приказ №160 от 26.06.2016 год;
· Расписании уроков. Приказ № 159 от 25.06.2016 г.
· Педсовет № 9 от 20.06.2016 г.
· Годового календарного графика МБОУ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва «Ак-Дашская СОШ» на 2016-2017 учебный год. Приказ №159\1 от 25.06.2016 год.
· Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования по русскому языку 2007 г.;
Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения. На программу изучения факультативного курса в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Общее количество часов за год обучения составляет 31 часа (начат в октябрь месяц 2016г.)
Содержание учебного предмета
Раздел 1 Сжатое изложение
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, ч то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Раздел 3 Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
· владение разными видами чтения;
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
· владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
· владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
· способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
· умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
· умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
· владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
· способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
· осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п |
Дата |
Раздел. Тема |
Кол. час. |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
|
План |
Факт |
||||
Раздел 1 Сжатое изложение (11 ч) |
|||||
1 |
|
|
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстр-ым вариантом 2017. Особ-ти заполнения бланков ЭР. |
1 |
Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
2 |
|
|
Сжатое изложение. Что такое микротема.Учимся находить микротемы исх.текста. Абзацное членение текста. |
1 |
|
3 |
|
|
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. |
1 |
|
4 |
|
|
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. |
1 |
|
5 |
|
|
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. |
1 |
|
6 |
|
|
Практическая работа. Сжатое изложение. Выбор приемов сжатия. |
1 |
|
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом |
|||||
7 |
|
|
Тестовые задания. Текст. |
1 |
Работа с тестом, заполнение бланков.
|
8 |
|
|
Лексика и фразеология. |
2 |
|
9 |
|
|
Орфография. |
1 |
|
10 |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Виды связи слов в словосочетании. |
2 |
|
11 |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Грамматическая основа предложения. |
2 |
|
13 |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Осложненное простое предложение. |
2 |
|
14 |
|
|
Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Вводные слова. |
2 |
|
15 |
|
|
Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами. |
1 |
|
16 |
|
|
Сжатое изложение (аудио) |
1 |
|
Раздел 2 Сочинение-рассуждение (19 ч) |
|||||
17 |
|
|
Сочинение 15.3. Структура сочинения-рассуждения. |
1 |
Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
18 |
|
|
Учимся формулировать тезис. |
1 |
|
19 |
|
|
Учимся аргументировать. |
1 |
|
20 |
|
|
Учимся писать вывод сочинения. |
1 |
|
21
|
|
|
Практическая работа. Сочинения-рассуждение по прочитанному тексту. |
3 |
|
22 |
|
|
Сжатое изложение (аудио) |
1 |
|
23
|
|
|
Работа с КИМом ОГЭ. |
6 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Рекомендуемая литература
1. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций./ Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н.Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по русскому языку.
4. Егораева Г.Т. ОГЭ. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ М. «Экзамен», 2016,2017.
5. Русский язык. 9-й класс. Подготовка е ОГЭ-2017. Тренировочные варианты по новой демоверсии на 2017 год / под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н / Д: Легион, 2017 г.
6. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. – Москва: Национальное образование, 2017
Образовательные электронные ресурсы
1. http://lit.1september.ru/ Газета «Русский язык»
2. http://www.slovari.ru/ Русские словари
3. Презентации по изучаемым темам
4. www.fipi.ru Сайт ФИПИ
Технические средства обучения:
1. Телевизор
2. Компьютер
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.