РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
Оценка 4.8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
география
5 кл—9 кл
24.06.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету «Географии» разработана для слабослышащих и позднооглохших обучающихся . Программа по курсу географии учитывает особенности психофизического развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся, индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. Программа составлена по линии учебников «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких.
раб по геог глу.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №30
ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рассмотрено
на заседании
методического
объединения
Протокол №__ от____
Руководитель МО
_______М.А. Алексеева
Согласовано
Зам. директора
ГБОУ УКШИ №30
для глухих и
и слабослышащих
обучающихся
__________ Ф.Ф.Янбаев
Утверждаю
Директор ГБОУ
УКШИ №30 для глухих
и
слабослышащих
обучающихся
_________О.Ю.Саликаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География»
Образовательная область: «Общественнонаучные предметы»
Основное общее образование
Срок реализации: 5 лет
Разработчик. Мария Анатольевна Алексеева,
учитель географии.
1 Уфа 2018
1. Пояснительная записка
Актуальность.
1.1.
Географическое образование в коррекционной школе должно обеспечить
формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в
жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально
экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности у слабослышащих и позднооглохших
обучающихся.
Это позволяет реализовать межпредметную направленность в обучении
предмета географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественнонаучного и естественно научного
знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития
представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный
подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в
условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета
«География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны.
Программа по курсу географии учитывает особенности психофизического развития
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, индивидуальные возможности и
обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
1.2. Нормативноправовая база.
Программа составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2);
Адаптированной основной общеобразовательной программы Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская школа – интернат №30
для глухих и слабослышащих обучающихся, утверждённой приказом директора
№;
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская общеобразовательная
школа – интернат №30 для глухих и слабослышащих обучающихся,
утверждённого приказом директора №.
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (утверждённым приказом Министерства образования и науки от 19
декабря 2014 г. № 1598;
Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
2 общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 г. № 253
О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08548
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. №
30067).
Устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Уфимская школа – интернат №30 для глухих и слабослышащих обучающихся.
1.3.Библиографический список программ (примерной, авторской), на основе,
которой разработана Рабочая программа.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 103 с. (Стандарты второго
поколения)
2. Примерные программы по учебным предметам. География 59 классы: проект. – 2е
изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
3. Программа курса «География». 59 классы/ авт.сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО
«Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
1.4.
Цель: оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим
обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы основного общего
образования по предмету география, коррекция недостатков в физическом и психическом
развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально
слышащих сверстников. Развитие у школьников целостного представления о Земле как
планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и
отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной
деятельности в различных природных условиях, формирование географического образа своей
Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа
взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и
хозяйства; путем поэтапного формирование разных видов речевой деятельности (чтения,
письма, слушания, говорения), речевого поведения, и создание слухоречевой среды с
применением как общих, так и специальных методов и приемов обучения.
1.5. Академические и жизненные компетенции.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. Эти
компетенции включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной
деятельности. Образовательные компетенции предполагают не усвоение обучающимися
отдельных друг от друга знаний, умений, а овладение процедурой целевого осмысленного
применения комплекса знаний,
способов деятельности в отношении
междисциплинарного круга вопросов. В содержание обучения включается формирование не
только образовательных, но и жизненных компетенций, затрагивающих проблемы
коммуникации, сотрудничества, управления собственной деятельностью, самооценки,
выполнение моральноэтических норм и др. Данный вариант программы предполагает в
большей степени развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного
3
умений, введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой
деятельности (чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, расширения
жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми и взрослыми на
основе словесной речи. Обязательной является организация и создание слухоречевой среды,
включении специальных предметов коррекционноразвивающего направления, особое
структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному
развитию словесной речи, формированию жизненных компетенций, а также применении как
общих, так и специальных методов и приёмов обучения.
Академические компетенции включают знания и умения по изучению предмета
географии. Эти умения включают:
умение использовать базовые знания предмета географии для решения
теоретических и практических задач;
владение сравнительным анализом географических данных;
владение исследовательскими навыками по географии;
умение работать самостоятельно с источниками географических знаний;
овладение навыками, связанных с использованием технических устройств и
компьютером;
владение навыками устной и письменной коммуникации на уроках географии.
Овладение академическими и жизненными компетенциями слабослышащего и глухого
ценностносмысловыми,
учебнопознавательными,
обучающегося:
коммуникативными; является важной основой курса географии.
информационными,
1.6. Задачи обучения предмету:
формирование основных представлений о географии, развитие представлений о себе
и круге близких людей;
преодоление ограниченности представлений о предметах и явлениях окружающего
мира посредством обогащения предметной деятельности слабослышащего и
позднооглохшего обучающегося, организации практического ознакомления и
целенаправленных наблюдений;
воспитание у обучающихся интереса к познанию и восприятию мира географии, в том
числе звуков окружающей среды;
актуализация, расширение и интегрирование знаний о географии в условиях
целенаправленного развития вербальных средств коммуникации и словесно
логического мышления обучающегося;
развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения
тематической и терминологической лексикой, используемой при изучении данного
предмета;
формирование умений использовать знания о географии в мире для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и
климатических условиях;
развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы, формирование знаний о
человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в
обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения – географическую карту, статистические материалы,
современные геоинформационные технологии для поиска,
интерпретации и
демонстрации различных географических данных; применять географические знания
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
4
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических
задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания
с другими народами; экологической культуры. Бережного отношения к окружающей
среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения
окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптации к
условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию
уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
1.7. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу, или общность носителя
ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой,
населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
Помимо этого, географическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое
самосознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по
курсам; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, населения и хозяйства,
формированием интеллектуальных умений;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к
эмоциональноценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
1.8. Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа.
Классы
7
Учебн. предметы
География
68
8
68
9
68
10
68
11
Всего
68
340
Предметная
область
Общественн
онаучные
предметы
1.9. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
При составлении рабочей программы по учебному предмету «География», для 711
класса использовалась авторская Программа курса «География». 59 классы/ авт.сост. Е.М.
Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная
школа).
Данная программа не является программой специальных коррекционных
общеобразовательных учреждений для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Поэтому в программу были добавлены дополнительные часы:
на повторение и обобщение учебного материала;
на выполнение практических работ;
5 на изучение нового материала.
Данная программа была адаптирована и пролонгирована с учетом особенностей развития
слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Учебный материал был дополнен
специальными упражнениями по обогащению словарного запаса, по развитию слуха и устной
речи.
1.10. Используемая в тексте программы система условных обозначений.
ОВЗ ограниченные возможности здоровья,
ООП – основная общеобразовательная программа,
АООП – адаптированная общеобразовательная программа,
ОО – образовательная организация,
ПМПК – психологомедикопедагогическая комиссия.
ОБЖ – основы безопасности и жизнедеятельности.
ЗУН – знания, умения, навыки.
2. Общая характеристика учебного предмета
2.1. Конкретизация общих целей и задач образования глухих и слабослышащих
обучающихся с учетом специфики учебного предмета (курса) по каждому классу, если
программа составлена на уровень образования.
Общие цели образования глухих и слабослышащих обучающихся:
создание благоприятных условий для реализации особых образовательных
потребностей слабослышащих и позднооглохших;
коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы
основного общего образования по предмету география;
специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений
здоровья учащихся;
оказание консультативной и методической помощи родителям обучающихся с
нарушением слуха.
В 7м классе в курсе под названием «География. Введение в географию» обучающиеся
знакомятся с основами астрономии, которые значимы для географии, с планами и картами и с
компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь понять мир Земли, его
уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной. Во второй
половине года изучается курс географии – «География. Начальный курс». Обучающиеся
знакомятся с оболочками Земли, их образованием и основными свойствами, расширяют
умения работать с картой и другими источниками информации. Главная цель курса –
формирование современной географической картины мира и географического мышления.
Содержание учебного материала единого курса 7го класса – это традиционный базовый
курс начальной школьной географии с элементами новой структуры и содержательной основы
современной географической картины мира с развитием разных видов речевой деятельности
(чтения, письма, слушания, говорения), речевого поведения, и слухоречевой среды. Основные
задачи:
знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим
изобретением человечества географической картой, с взаимодействием природы и
человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
В 8м классе курса «География Земли» у обучающихся формируются знания о
географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих
6 географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов,
распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность
людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о
целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях,
их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных
природных условиях.
Курс 8го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его
содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже
XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой
основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению
территориальных природнообщественных систем, развитию у обучающихся интереса к
изучению географии.
Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы,
населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины
разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать
людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие
знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и
оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной
средой.
Главная цель курса – развитие у обучающихся целостного представления о Земле как
планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и
отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной
деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний
общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей
эпохи.
Отбор изучаемых в курсе стран проведен не только исходя из их роли в развитии
мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени
отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики
этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их
хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и
природы.
Задачи изучения географии:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей
среды для жизни на Земле;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведения в окружающей среде.
В курсе 9 класса «География. Материк и океаны», основное внимание направлено на
рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы
океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных
стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования,
этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности,
экологические проблемы).
7 Главная цель курса – развитие у обучающихся целостного представления о Земле как
планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и
отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной
деятельности в различных природных условиях. Изучение особенностей общей физической
природы России, географического положения страны, исследования территории,
геологическое строение и рельеф, климат и погода, моря и внутренние воды, почвы.
В 9 классе обучающиеся начинают осваивать «Географию России», а именно «Природу
России». Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать
взаимосвязь территориально объединённых социоприродных процессов и явлений.
В 10 классе обучающиеся осваивают «Географию России». Программа курса реализует
позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально
комплексный подход,
объединённых социоприродных процессов и явлений.
Цель курса – изучение особенностей общей физической природы России, природные зоны,
крупные природные районы, взаимосвязь природы и человека.
Задачи изучения географии:
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учетом исторических факторов;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах
России и мира;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости.
Курс 11 класса включает «Население и хозяйство России». Он рассматривает социально
экономические особенности населения и хозяйства нашей страны.
Цель курса – изучение населения и хозяйства России, экономических районов.
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социальнокоммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.
познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира.
2.2. Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы,
формы обучения.
8 На уроках географии используется основная технология «типового плана», изложенная в
виде правил, образцов, планов описаний и характеристик географических объектов.
Использование типовых планов позволяет дать логично выстроенную характеристику
изучаемого объекта с обязательным раскрытием причинноследственных связей и
предусматривает широкую работу с картами. План можно применять также для
самоконтроля за качеством усвоения изученного материала.
Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями применения
дополнительной технологии проектного обучения. Проектом считается план какоголибо
замысла, мероприятия, деятельности. Дидактический смысл проектного обучения
заключается в реализации личностных качеств учащихся, в формировании опыта творческой
деятельности и эмоциональноценностного отношения к миру. Технология проектного
обучения предполагает проблемнопоисковую познавательную деятельность учащихся,
выражающуюся в процессе создания учебного проекта.
Метод обучения процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате
которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных
содержанием обучения.
По источникам знаний выделяют следующие методы обучения: словесные; наглядные;
практические. Основное назначение словесных методов передача учебной информации при
введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при
обобщении и систематизации учебного материала. Речь важнейшее средство общения между
людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. Наглядные методы обучения условно можно
подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций. Метод
иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт,
зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр. Метод демонстраций обычно связан с
демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов.
Практические задания: тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций.
По уровню познавательной деятельности выделяют: объяснительноиллюстративный
метод; частичнопоисковый метод обучения географии; исследовательский метод обучения
географии. Объяснительноиллюстративный метод обучения географии предназначен для
передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний
с использованием средств наглядности. Задачей
частичнопоискового метода обучения
географии
постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Суть
исследовательского метод метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают
новый для них материал.
Основной формой организации процесса обучения географии является урок. Вместе с
тем специфика географии требует использования таких организационных форм, как
экскурсии и самостоятельные наблюдения учащихся. Экскурсия – это значит выход, выезд
учащихся из места их обычного пребывания, путешествие к определенной цели; это
образовательная поездка, совершаемая и подготовленная объединенною группою ищущих
знания под руководством одного (или нескольких) из тех, кто призван им организационно
помогать; это – погружение их в широкий мир для непосредственного изучения
самостоятельным трудом, личными и коллективными силами подлинных объектов, которые
намечены избранною темою, в их естественной обстановке, среди природы, человеческой
культуры. К внеурочным формам обучения географии относят не только экскурсии и
наблюдения, но и практикумы, консультации, олимпиады. Процесс обучения географии
осуществляется в различных организационных формах, а его эффективность зависит от
наличия взаимосвязи между работой на уроках и внеклассной деятельностью. Организация
учебной деятельности по географии в зависимости от особенностей взаимодействия учителя и
учеников, а также их количества может быть фронтальной, групповой или индивидуальной.
На уроках географии используются следующие типы уроков по их дидактическим целям:
9
урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой
информацией и первичное закрепление. Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия,
исследование, составление проекта.
Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного
закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению
знаний. Виды: практикум, дискуссия, проект, деловая игра, конкурс, викторина.
Урок обобщения и систематизации, полученные знания обобщаются в систему, важно
показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей
системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, диспут, ролевые и деловые игры,
путешествие, викторины.
Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН
по теме, выявление уровня освоенности темы. Виды: зачеты, контрольная работа,
самостоятельная работа.
Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно
применять новые знания на практике. Виды: экскурсия, конференция, практикум.
2.3. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного
плана.
Повышенное внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и
рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями,
призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников, подготовить
их к освоению учебного курса ОБЖ.
В соответствии с принципом историзма знакомство с развитием научных географических
идей и географических открытий ведётся от древних греков, когда впервые были введены в
географическую науку такие понятия, как «атмосфера», «гидросфера», «литосфера», Эти и
другие геосферы нашей планеты, а также сама планета Земля рассматриваются с позиций
происхождения и развития составляющего их вещества. Логическая связь с историей и
биологией.
Впервые в школьной географии среди компонентов окружающего нас мира в самых
общих чертах рассмотрено особое состояние вещества – плазменное, о котором современные
дети уже знают (звёздное вещество, лазер, не говоря уже о молниях и полярных сияниях). При
рассмотрении мира воды (раздел о гидросфере) в особый раздел вынесены сведения о твёрдой
(кристаллической) воде. Это обуславливает логическая связь с физикой.
3. Описание места учебного курса географии в учебном плане
3.1. Предметная область, к которой относится учебный предмет.
География относится к общественнонаучной предметной области учебного плана.
3.2. Количество часов на изучение предмета в неделю.
География изучается 2 ч в неделю в 711 классах.
3.3. Количество учебных недель.
Количество учебных недель в году – 34.
3.4. Количество, контрольных, бесед, экскурсий и т.д.
Класс
7
Практические работы
Контрольные работы
Экскурсии
7
4
10 8
9
10
11
9
9
9
8
4
4
4
4
1
1
1
1
4.Личностные, межпредметные и предметные результаты и
система оценки освоения курса географии
4.1. Личностные результаты обучения географии.
Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями,
необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность
мотивации к обучению и познанию.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих её народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям,
традициям и образу жизни других народов; осознанной
доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
11
окружающей среде и рационального природопользования; осознание значения семьи в
жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи;
развитие эмоциональноценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы;
пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными
адаптированными средствами в разных ситуациях.
4.2. Межпредметные результаты обучения географии.
Межпредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют
основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение
опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Межпредметные результаты обучения географии:
желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых
обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и
социокультурных задач;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
устанавливать аналогии,
умение определять понятия,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
делать обобщения,
12
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (ИКТ компетенции).
4.3. Предметные результаты обучения географии.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной и коррекционноразвивающей области и характеризуют их достижения в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.
овладение представлением об окружающем мире, осознание целостности окружающего
мира, освоение основ экологической грамотности;
овладение географическими терминами, словами и словосочетаниями, обозначающими
объекты и явления географии, выражающие временные и пространственные отношения
и включение их в самостоятельную речь;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире;
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных
этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
13 формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
7 класс:
осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных
источников географической информации;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
использование географических умений: находить в различных источниках и
анализировать географическую информацию; составлять описания различных
географических объектов на основе анализа разнообразных источников
географической информации; применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей: определять на карте местоположение
географических объектов, понимание смысла собственной действительности:
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека
к условиям окружающей среды;
осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных
источников географической информации;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; объяснять
воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы; выделять, описывать и
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними,
их изменения в результате деятельности человека; различать типы земной коры;
выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил; выявлять
главные причины различий в нагревании земной поверхности; выделять причины
стихийных явлений в геосферах;
использование географических умений: находить в различных источниках и
анализировать географическую информацию; составлять описания различных
географических объектов на основе анализа разнообразных источников
географической информации; применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей: определять на карте местоположение
географических объектов;
понимание смысла собственной действительности: формулировать своё отношение к
природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;приводить примеры
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям
окружающей среды.
8 класс:
14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География» Образовательная область: «Общественно-научные предметы» Основное общее образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.