Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Басинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на                                                                     Рассмотрено на заседании                                                 Утверждаю
заседании МО                                                                        педагогического совета                                                     Директор МКОУ
Протокол №                                                                           протокол №                                                                         «Басинская ООШ»
От «___»_____201                                                                  от «___»____201                                                                   приказ №
Руководитель МО                                                                                                                                                                от «___»_____201
_______//                                /                                                                                                                                                 _______/Авдеева Е.В./
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
9 класс
Составила: учитель физики и математики
Тирмитова И.Т.
2017Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Пояснительная записка
развитие  познавательных   интересов   и   интеллектуальных   способностей   в   процессе   проведения   химического   эксперимента,
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение   умениями  наблюдать   химические   явления,   проводить   химический   эксперимент,   производить   расчеты   на   основе
•
•
химических формул веществ и уравнений химических реакций;
•
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
•
культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве,   решения   практических   задач   в   повседневной   жизни,   предупреждения   явлений,   наносящих   вред   здоровью   человека   и
окружающей среде.
воспитание  отношения   к   химии   как   к   одному   из   фундаментальных   компонентов   естествознания   и   элементу   общечеловеческой
Рабочая   программа   разработана   на   основе   авторской   программы   О.С.Габриеляна,   соответствующей   Федеральному   компоненту
Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян
Программа курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2е издание, переработанное и дополненное –
М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян  рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно
использовать учебники О.С.Габриеляна 20002004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем: 
тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;
тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 25 часов (включены практические работы);
2.Сокращено число часов:
 на повторение  « Основных вопросов  курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса»  на 2 часа за счет исключения темы «Свойства
оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т.  к.  этот материал частично включен в тему
«Генетические ряды металла и неметалла»  и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
с 8 часов до 7 часов.Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов,)
УМК О.С.Габриеляна.
Наименование темы
Всего
часов
Из них
Практические работы
Дата по
плану 
Дата по
факту
Контрольные
работы
По повторению
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Повторение основных вопросов
курса 8 класса.
Тема 1.
Металлы
Тема 2.
Неметаллы
Тема 3.
Органические соединения
Обобщение знаний по химии за 
курс основной школы
Итого 
6
18
25
12
7
68
  работа   №1.   Осуществление
Практическая  
цепочки химических превращений металлов
Практическая  работа№2. Получение и свойства
соединений металлов.
Практическая работа№3.Решение 
экспериментальных
№ 4. Экспериментальные задачи по теме: «Под
группа кислорода».
№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Под
группы азота и углерода».
№ 6. Получение, собирание и распознавание 
газов.
6
№ 1
№ 2
№3
№4
3Поурочное планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов  ),
УМК О.С.Габриеляна
Тема урока
Изучаемые вопросы
Эксперимент:
Д. – 
демонстрационный
Л. – лабораторный
Требования к уровню подготовки
выпускников
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)
№
№
п/п
1
Периодический
закон   и   перио
дическая   система
химических
элементов
Д.И.Менделеева   в
свете   учения   о
строении атома.
 
 
 
 
 
 
 
закон
элементов
Периодический
Д.И.Менделеева.
система
Периодическая
химических
элементов
 
Д.И.Менделеева   –   гра
фическое
отображение
Периодического
закона.
Физический   смысл   номера
элемента, номера периода и
номера
группы.
Закономерности   изменения
в
свойств
периодах   и  
группах.
Значение   Периодического
закона   и   периодической
системы
химических
элементов Д.И. Менделеева
Состав   атома.
  Строение
электронных оболочек атома
первых   20   элементов
периодической системы Д.И.
Менделеева.
  Характер
простого
вещества;
сравнение   свойств   простого
вещества со свойствами про
стых веществ, образованных
соседними   по   периоду
элементами; аналогично для
 
 
Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом;
основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический   смысл   атомного   (порядкового)   номера
химического элемента, номеров группы и периода, к
которым   элемент   принадлежит   в   периодической
системе Д.И.Менделеева;
закономерности   изменения   свойств   элементов   в
пределах малых периодов главных подгрупп.
Знать/понимать:
химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
называть:
соединения изученных классов;
характеризовать:
химические   элементы   (от   водорода   до   кальция)   на
основе   их   положения   в   периодической   системе
Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
 
 
Д.  Получение   и
изучение
ха
рактерных   свойств
основного
и
кислотного оксидов,
оснований   и   кислот
на примерах  MgO  и
SO2,
и
H2SO4.
 Mg(OH)2 
2
Характеристика
элемента   по   его
положению   в   пе
риодической
системе химических
элементов
Д.И.Менделеева.
Генетические   ряды
металлов
и
неметаллов
 
Кол
во 
часо
в
1
Тип 
урока
Дата по 
плану
Дата по 
факту
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
соседей   по   подгруппе.   Со
став и характер высшего ок
сида,   гидроксида,   летучего
водородного  
соединения
(для   неметаллов).
  Гене
тические ряды металла и не
металла.
 
Химические
свойства
кислот, солей и оснований в
свете ТЭД
 
Химические
свойства
амфотерных   оксидов   и
гидроксидов
Выполнение   упражнений   на
генетическую связь.
определять:
принадлежность   веществ   к   определённому   классу
соединений;
составлять:
схемы   строения   атомов   первых   20   элементов   пе
риодической системы Д.И.Менделеева.
Уметь
 характеризовать химические свойства кислот, 
солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными 
уравнениями
Уметь
 составлять: полные и сокращенные уравнения 
реакций обмена. Обращаться с химической посудой, 
растворами кислот и щелочей.
Уметь
 характеризовать химические свойства 
Тема2. Металлы (18 часов)
 
Положение   металлов   в
периодической
системе
химических
элементов
 
Д.И.Менделеева.
Особенности
 
атомов
 
Металлическая
строения
металлов.
кри
 
Л. 
Образцы
различных металлов.
Уметь:
характеризовать:
положение   металлов   в   периодической   системе   хи
мических элементов Д.И.Менделеева и особенности
строения их атомов;
1
1
1
1
1
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
3
4
5
6
7
Химические
свойства   оксидов,
кислот, основании.
Ионные   уравнения
реакций
Переходные
элементы . 
Решение
упражнений
Контрольная 
работа по 
повторению
По теме 1
Положение
  ме
таллов   в   перио
дической   системе
химических
элементов
Д.И.Менделеева,
строение их атомов 
8
Физические и 
химические
свойства   металлов.
Электрохимический
ряд напряжений ме
таллов.
 
 
в
сталлическая решётка и ме
таллическая   химическая
связь. 
Общие физические свойства
металлов.
Значение
металлов
  развитии
человеческой цивилизации.
Химические свойства метал
лов   как   восстановителей.
Электрохимический  ряд   на
пряжений металлов и его ис
пользование   для   характери
стики   химических   свойств
конкретных металлов.
 
 Взаимодействие
с
Д.
металлов
неметаллами.
 Взаимодействие
Л.
с
металлов
растворами кислот и
солей.
 
9 Металлы в природе.
  их
Способы  
получения
Нахождение металлов в при
роде.   Способы   получения
металлов:   пиро,   гидро   и
электрометаллургии
10
Общие   понятия   о
коррозии. Сплавы
Сплавы,   их   классификация,
свойства и значение.
Д. Образцы сплавов.
Уметь:
характеризовать:
химические свойства металлов;
общие физические свойства металлов;
связь   между   физическими   свойствами   и   строением
металлов (металлическая  связь, металлическая  кри
сталлическая решётка
составлять:
уравнения   реакций,   характеризующие   химические
свойства   металлов   в   свете   представлений   об   окис
лительновосстановительных   реакциях   и   их   поло
жения   в   электрохимическом   ряду   напряжений
(взаимодействие   с   неметаллами,   кислотами   и   со
лями).
Знать/понимать:
химические понятия:
окислитель   и   восстановитель,   окисление   и   восста
новление.
Уметь:
составлять:
уравнения   реакций   восстановления   металлов   из   их
оксидов   водородом,   оксидом   углерода   (II),   алюми
нием.
11
12
Щелочные   металлы
и их соединения.
 
Строение   атомов   щелочных
металлов.
  Щелочные
металлы  
простые
–
вещества,   их   физические   и
химические
свойства.
Важнейшие   соединения   ще
лочных   металлов   –  оксиды,
гидроксиды и соли, их свой
ства   и   применение   в
народном хозяйстве. 
 
  лития   с
  натрия   с
Д. 
Образцы
щелочных металлов.
Взаимодействие
натрия,
водой;
кислородом.
Л.  Ознакомление   с
образцами
природных  соедине
ний натрия.
Уметь:
называть:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды,
соли);
объяснять:
закономерности   изменения   свойств   щелочных   ме
таллов в пределах главной подгруппы;
сходства   и   различия   в   строении   атомов   щелочных
металлов;
характеризовать:
1
1
1
2
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
щелочные   металлы   (литий,   натрий,   калий)   по   их
положению   в   периодической   системе   химических
элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами ще
лочных металлов;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства   щелочных   металлов,   их   оксидов   и   гидро
ксидов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни:
NaCI – консервант пищевых продуктов.
Уметь:
называть:
соединения   щелочноземельных   металлов   (оксиды,
гидроксиды, соли);
объяснять:
закономерности   изменения   свойств   щелочнозе
мельных металлов в пределах главной подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочнозе
мельных металлов;
характеризовать:
щелочноземельные   металлы   по   их   положению   в
периодической   системе   химических   элементов
Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами ще
лочноземельных металлов;
составлять:
2
комбини
рованны
й
Образцы
Д. 
щелочноземельных
металлов.
  Взаи
модействие   кальция
с   водой;   магния   с
Л.
кислородом. 
Ознакомление
с
образцами
природных  соедине
ний кальция.
 
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и
гидроксидов.
Уметь:
2
называть:
соединения алюминия по их химическим формулам;
характеризовать:
алюминий  по   его  положению  в  периодической  сис
теме химических элементов Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства алюминия;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства алюминия.
 Получение
Д.
гидроксида
алюминия   и   его
взаимодействие   с
растворами кислот и
щелочей.
Л.  Ознакомление   с
образцами
природных  соедине
ний алюминия.
комбини
рованны
й
13
14
Щелочноземельные
металлы   и   их   со
единения
.
Соединения
кальция..
 
15
16
Алюминий   и   его
соединения.
 
 
Строение атомов щелочнозе
мельных
металлов.
Щелочноземельные   металлы
–   простые   вещества,   их
физические   и   химические
свойства.
  Получение   и
применение   оксида   кальция
(негашёной
извести).
Получение   и   применение
гидроксида   кальция   (га
шеной извести). Разновидно
сти гидроксида кальция (из
вестковая вода, известковое
молоко,
пушонка).Соединения
кальция как строительные
и   поделочные   материалы
(мел,мрамор, известняк).
 
алюминия  
Строение   атома   алюминия.
Физические   и   химические
свойства
простого вещества. Области
алюминия.
применения
Природные
соединения
алюминия.
 Соединения
алюминия  оксид и гидро
ксид,
  их   амфотерный
характер.
 
 
17
18
19
Решение задач
Железо   и   его   со
единения.
20
и
Обобщение
 
систематизация
знаний   по   теме
«Металлы».
21 Контрольная   ра
бота № 1 по теме 2
22
23
24
1.
 
Практическая
работа
 
Осуществление
цепочки
химических
превращений
металлов .
№2.
и
 
 
Практическая
работа
Получение
свойства
соединений
металлов.
Практическая 
работа 3.Решение 
Строение атома железа. Сте
пени   окисления   железа.
Физические   и   химические
свойства  железа   –  простого
вещества.
Области
применения железа.
Оксиды   и
 гидроксиды
железа.  Генетические ряды
Fe2+  и  Fe3+.   Важнейшие
соли железа.
 
Д. 
Получение
гидроксидов   железа
(II) и (III).
Л.  Ознакомление   с
образцами
природных  соедине
ний железа.
Уметь:
называть:
соединения железа по их химическим формулам;
характеризовать:
особенности строения атома железа по его положе
нию в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства железа, оксидов
железа (II) и (III);
области применения железа;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства железа – простого вещества, оксидов железа
(II) и (III).
Решение
 
упражнений.
задач
 
и
Уметь:
характеризовать:
химические свойства металлов и их соединений;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства металлов и их соединений;
обращаться:
с   химической   посудой   и   лабораторным   оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
комбини
рованны
й
1
2
1
1
1
1
1
экспериментальны
х задач на 
распознавание и 
получению 
веществ.
25
Общая
характе
ристика неметаллов.
 
Тема 3. Неметаллы (25 часов)
26
Водород,
физические
химические
свойства.
 
его
и
 
Двойственное положение во
дорода в периодической сис
теме   химических   элементов
Д.И.Менделеева.
Физические   и   химические
свойства   водорода,
  его
применение.
получение,
Распознавание водорода.
 
 Коллекция
не
в
аг
 
 
 
Д.
образцов
металлов
различных
регатных
состояниях.
 
Положение неметаллов в пе
риодической
системе
химических   элементов   Д.И.
  Особенности
Менделеева.
атомов
 
строения
неметаллов.
 
Электро
отрицательность,
ряд
 
электроотрицательности.
Кристаллическое   строение
неметаллов   –   простых
веществ.
 Аллотропия.
Физические
свойства
 
неметаллов. Состав воздуха.
Знать/понимать:
химическую символику:
знаки химических элементовнеметаллов.
Уметь:
называть:
1
комбини
рованны
й
химические элементынеметаллы по их символам;
объяснять:
закономерности   изменения   свойств   неметаллов   в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать:
неметаллы малых периодов на основе их положения в
периодической   системе   химических   элементов
Д.И.Менделеева;
особенности строения атомов неметаллов;
связь   между   составом,  строением  (кристаллические
решётки)   и   свойствами   неметаллов   –   простых   ве
ществ;
определять:
тип химической связи в соединениях неметаллов.
Знать/понимать:
1
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная   и   молекулярная   массы,   окислитель   и
восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
двойственное положение водорода в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева;
характеризовать:
физические свойства водорода;
химические свойства водорода в свете представлений
комбини
рованны
й
об окислительновосстановительных реакциях;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства водорода;
распознавать опытным путём:
водород среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с водородом.
Знать/понимать:
1
химическую символику:
знаки   химических   элементовгалогенов,   формулы
простых веществ – галогенов.
Уметь:
комбини
рованны
й
Д. 
Образцы
галогенов – простых
веществ.
объяснять:
закономерности   изменения   свойств   галогенов   в
пределах главной подгруппы;
характеризовать:
особенности строения атомов галогенов;
физические   и   химические   свойства   галогенов:
взаимодействие с металлами, водородом, растворами
солей галогенов;
определять:
степень окисления галогенов в соединениях;
тип химической связи в соединениях галогенов;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства галогенов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с хлором.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы   галогеноводородов,   галогеноводородных
кислот.
Уметь:
называть:
соединения галогенов по их химических формулам;
1
комбини
рованны
й
Д. 
Получение
хлороводорода и его
растворение   в  воде.
Образцы   природных
соединений хлора.
Л. 
Качественная
реакция   на   хлорид
ион.
27
Общая
ристика галогенов.
характе
 
28
Соединения
логенов.
 
га
 
Строение   атомов   галогенов
и   их   степени   окисления.
Строение
молекул
галогенов.   Физические   и
химические
свойства
галогенов. Применение гало
генов и их соединений в на
родном хозяйстве.
 
 
Галогеноводороды   и   их
свойства.   Галогениды   и   их
свойства.
Применение
соединений   галогенов   в
народном
хозяйстве.
Качественная   реакция   на
хлоридион.
 
29
Кислород,
физические
химические
свойства.
 
 
его
и
Кислород   в   природе.
Физические   и   химические
свойства кислорода. Горение
и   медленное   окисление.
Получение   и   применение
кислорода.
  Распознавание
кислорода.
 
Д.  Горение   серы   и
железа в кислороде.
Получение
ки
слорода
разложением   пер
манганата   калия   и
пероксида водорода,
собирание
и
распознавание
кислорода.
 
1
комбини
рованны
й
характеризовать:
химические свойства соляной кислоты;
составлять:
химические   формулы   галогеноводородов   и   галоге
нидов;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства соляной кислоты и хлоридов;
распознавать опытным путём:
соляную   кислоту   среди   растворов   веществ   других
классов; хлоридион среди других ионов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для: критической оценки информации о применении
в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.
Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная   и   молекулярная   массы,   окислитель   и
восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
строение атома кислорода по его положению  в пе
риодической   системе   химических   элементов
Д.И.Менделеева;
характеризовать:
физические свойства кислорода;
химические   свойства   кислорода:   взаимодействие   с
простыми   веществами   (металлами   и   неметаллами),
сложными веществами;
определять:
тип химической связи в молекуле кислорода и в ок
сидах;
степень окисления атома кислорода в соединениях;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства кислорода;
распознавать опытным путём:
кислород среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
30
31
 
Сера, её физические
и
химические
свойства.
  Оксиды
серы.
 
Строение атома серы и сте
пени окисления серы.  Алло
тропия   серы.  Химические
свойства   серы.   Сера   в  при
Биологическое
роде.
 
значение
серы,
её
применение
(демер
 
куризация).   Оксиды   серы
(IV)   и   (VI),   их   получение,
свойства   и   применение.
Сернистая   кислота   и   её
соли.
 
Д.  Взаимодействие
серы с металлами и
кислородом.
Образцы   природных
соединений серы. Д.
Получение   оксида
серы  
  его
взаимодействие   с
водой и со щёлочью.
(IV),
безопасного   обращения   с   кислородом   (условия   го
рения и способы его прекращения).
Знать/понимать:
2
химическую символику:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).
Уметь:
комбини
рованны
й
объяснять:
строение   атома   серы   по   её   положению   в   периоди
ческой системе химических  элементов Д.И. Менде
леева;
закономерности   изменения   свойств   элементов   (ки
слорода и серы) в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
физические свойства серы;
химические   свойства   серы   (взаимодействие   с   ме
таллами, кислородом, водородом) в свете представ
лений об окислительновосстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях серы;
степень окисления атома серы в соединениях;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства серы;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
экологически грамотного поведения (для удаления и
обезвреживания разлитой ртути).
называть:
оксиды серы по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства оксидов серы;
химические   свойства   оксидов   серы   (как   типичных
кислотных оксидов);
определять:
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;
степень   окисления   атома   серы   и   тип   химической
связи в оксидах;
составлять:
уравнения   химических   реакций   взаимодействия   ок
сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;
32
Серная кислота и её
соли.
Свойства   серной   кислоты   в
свете теории электролитиче
ской диссоциации и окисли
тельновосстановительных
реакций.   Сравнение  свойств
концентрированной и разбав
ленной   серной   кислоты.
Применение серной кислоты.
Соли   серной   кислоты   и   их
применение   в   народном
хозяйстве.
  Качественная
реакция на сульфатион.
 
Д. 
Образцы
важнейших
для
народного хозяйства
сульфатов.
Разбавление
концентрированной
серной   кислоты.
Свойства   разбав
ленной
серной
кислоты.
Л. 
Качественная
реакция на сульфат
ион.
 
комбини
рованны
й
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
экологически   грамотного   поведения   в   окружающей
среде (кислотные дожди).
Знать/понимать:
1
 химическую символику:
формулу серной кислоты.
Уметь:
называть:
серную   кислоту   и   сульфаты   по   их   химическим
формулам;
характеризовать:
физические   свойства   концентрированной   серной
кислоты;
химические свойства серной кислоты в свете теории
электролитической   диссоциации   и   окислительно
восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение серной кислоты и её
солей;
определять:
принадлежность серной кислоты и её солей к соот
ветствующим классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления серы в серной ки
слоте и в сульфатах;
составлять:
химические формулы сульфатов;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства разбавленной серной кислоты;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства   концентрированной   серной   кислоты
(взаимодействие с медью);
распознавать опытным путём:
серную   кислоту   среди   растворов   веществ   других
классов;
сульфатион среди других ионов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с концентрированной серной
кислотой (растворение).
33
Азот,
  его   физи
ческие и химические
свойства.
Строение атома и молекулы
азота. Физические и химиче
ские свойства азота в свете
представлений   об   окисли
тельновосстановительных
реакциях.
  Получение   и
применение   азота.   Азот   в
природе и его биологическое
значение.
Аммиак   и   его
свойства.
34
 
Строение
аммиака.
химические
получение,
распознавание аммиака.
молекулы
  Физические   и
свойства,
  собирание   и
 
 
Получение,
и
Д. 
собирание
распознавание
аммиака.
Растворение
аммиака   в   воде   и
взаимодействие   ам
миака
с
хлороводородом.
 
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная   и   молекулярная   массы,   окислитель   и
восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
строение атома азота по его положению в периоди
ческой системе химических  элементов Д.И. Менде
леева;
характеризовать:
физические свойства азота;
химические свойства азота как простого вещества в
свете   представлений   об   окислительновосстанови
тельных реакциях;
определять:
тип химической связи в молекуле азота и в его со
единениях;
степень окисления атома азота в соединениях;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства азота.
Знать/понимать:
1
 химическую символику:
формулу аммиака.
Уметь:
называть:
аммиак по его химической формуле;
характеризовать:
физические и химические свойства аммиака;
определять:
тип химической связи в молекуле аммиака;
валентность и степень окисления атома азота в ам
миаке;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства   аммиака   (взаимодействие   с   водой,   кисло
тами и кислородом);
распознавать опытным путём:
аммиак среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
35
36
Решение задач
Соли аммония.
 
Состав,   получение,   физиче
ские и химические свойства
солей
аммония:
взаимодействие со щелочами
и   разложение.   Применение
солей   аммония   в   народном
хозяйстве.
37
Азотная   кислота   и
её   свойства.   Соли
азотной кислоты.
 
Состав   и   химические
свойства   азотной   кислоты
как
электролита.
Особенности окислительных
свойств   концентрированной
азотной   кислоты.
  При
менение   азотной   кислоты.
Нитраты и их свойства. Про
блема
повышенного
содержания   нитратов   в
сельскохозяйственной
продукции.
 
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
тической деятельности и повседневной жизни
для:
критической   оценки   информации   о   применении
аммиака в быту (нашатырный спирт). 
Распознавание
Л. 
солей аммония.
Знать/понимать:
химические понятия:
катион аммония.
Уметь:
называть:
Д.  Взаимодействие
концентрированной
азотной   кислоты   с
медью.
соли аммония по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства солей аммония;
определять:
принадлежность   солей   аммония   к   определённому
классу соединений;
тип химической связи в солях аммония;
составлять:
химические формулы солей аммония;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства солей аммония.
Знать/понимать:
 химическую символику:
формулу азотной кислоты.
Уметь:
характеризовать:
физические свойства азотной кислоты;
химические свойства азотной кислоты в свете теории
электролитической   диссоциации   и   окислительно
восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение азотной кислоты;
определять:
принадлежность   азотной   кислоты   к   соответствую
щему классу неорганических соединений;
валентность   и   степень   окисления   азота   в   азотной
кислоте;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства разбавленной азотной кислоты;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства   концентрированной   азотной   кислоты
(взаимодействие с медью);
распознавать опытным путём:
азотную   кислоту   среди   растворов   веществ   других
классов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с концентрированной азотной
кислотой.
называть:
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
характеризовать:
химические   свойства   солей   азотной   кислоты   (раз
ложение при нагревании);
составлять:
химические формулы нитратов;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства нитратов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
критической   оценки   информации   о   нитратах   (про
блема   их   содержания   в   сельскохозяйственной   про
дукции).
Уметь:
объяснять:
строение   атома   фосфора   по   его   положению   в   пе
риодической   системе   химических   элементов   Д.И.
Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов (азота
и фосфора) в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
химические свойства фосфора (взаимодействие с ме
таллами,   кислородом)   в   свете   представлений   об
окислительновосстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях фосфора;
степень окисления атома фосфора в соединениях;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства фосфора.
1
комбини
рованны
й
38
Фосфор,   его   фи
зические   и   хи
мические свойства.
Строение   атома   фосфора.
  фосфора.
Аллотропия
Химические
 
свойства
  Применение   и
фосфора.
биологическое
значение
фосфора.
 
 
Д. 
Образцы
природных
со
единений   фосфора.
Получение   белого
фосфора
из
красного.
 
39 Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная   ки
слота и её соли.
Оксид фосфора (V)  типич
ный кислотный оксид. Орто
фосфорная   кислота   и   три
ряда   её   солей:   фосфаты,
гидрофосфаты
и
дигидрофосфаты.
 
Д. 
Образцы
важнейших
для
народного хозяйства
фосфатов.
 
40
Углерод,   его   фи
зические   и   хи
мические свойства.
Строение   атома   углерода.
Аллотропия:
  алмаз   и
графит.  Физические   и
химические
свойства
углерода.
 
Д. 
природных
единений углерода.
Образцы
со
 
1
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
Знать/понимать:
 химическую символику:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки
слоты.
Уметь:
называть:
оксид   фосфора   (V),   ортофосфорную   кислоту   и   её
соли по их химическим формулам;
характеризовать:
химические   свойства   оксида   фосфора   (V),   орто
фосфорной кислоты  в свете  теории электролитиче
ской диссоциации;
народнохозяйственное значение фосфатов;
определять:
принадлежность   оксида   фосфора   (V),   ортофосфор
ной кислоты и её солей к соответствующим классам
неорганических соединений;
валентность   и  степень   окисления   атома   фосфора  в
оксиде   фосфора   (V),   ортофосфорной   кислоте   и   в
фосфатах;
составлять:
химические формулы фосфатов;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства   оксида   фосфора   (V)   как   типичного   ки
слотного оксида;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства ортофосфорной кислоты.
Уметь:
объяснять:
строение   атома   углерода   по   его   положению   в   пе
риодической   системе   химических   элементов   Д.И.
Менделеева;
характеризовать:
химические свойства углерода (взаимодействие с ме
таллами,   оксидами   металлов,   водородом,   кисло
родом) в свете представлений об окислительновос
становительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях углерода;
степень окисления атома углерода в соединениях;
составлять:
Оксиды углерода.
41
Оксид   углерода   (II)   или
угарный   газ:
  получение,
свойства,
применение.
Оксид   углерода   (IV)   или
углекислый   газ:   получение,
свойства, применение.
 
Л. 
Получение
углекислого   газа   и
его распознавание.
Угольная   кислота   и
её соли.
42
Состав   и   химические
свойства   угольной   кислоты.
Карбонаты   и   их   значение   в
природе   и   жизни   человека.
Переход   карбонатов   в
гидрокарбонаты   и   обратно.
Распознавание
  карбонат
иона среди других ионов.
 
Д. 
Образцы
для
важнейших
народного хозяйства
карбонатов.
Л. 
 
реакция
карбонатион.
Качественная
на
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства углерода.
Знать/понимать:
1
химическую символику:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).
Уметь:
называть:
оксиды углерода по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства оксидов углерода;
химические свойства оксида углерода (IV) (как ти
пичного кислотного оксида);
определять:
принадлежность оксидов углерода к определённому
классу соединений;
степень окисления атома углерода и тип химической
связи в оксидах;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства оксида углерода (IV);
распознавать опытным путём:
углекислый газ среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с оксидом углерода (II).
Знать/понимать:
1
 химическую символику:
формулу угольной кислоты.
Уметь:
называть:
соли угольной кислоты по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства угольной кислоты;
народнохозяйственное значение карбонатов;
определять:
принадлежность угольной кислоты и её солей к оп
ределённым классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления углерода в угольной
кислоте;
составлять:
43
44
Кремний   и   его
соединения.Силикат
ная
промышленность
Строение   атома   кремния,
сравнение   его   свойств   со
свойствами   атома   углерода.
Кристаллический   кремний:
его   свойства   и   применение.
Оксид   кремния   (IV)   и   его
природные   разновидности.
Кремниевая   кислота   и   её
соли.   Значение   соединений
кремния в живой и неживой
природе.
  Понятие   си
ликатной промышленности.
 
Д. 
Образцы
природных
со
единений   кремния.
Образцы  
стекла,
керамики, цемента.
Л.  Ознакомление   с
природными
силикатами.
Л.  Ознакомление   с
продукцией
силикатной
промышленности.
 
и
задач
Решение
 
упражнений.
Подготовка   к   контрольной
работе.
45
и
Обобщение
 
систематизация
знаний   по   теме
«Неметаллы».
46 Контрольная   ра
бота № 2 по теме 3
47 Практическая
работа   №   4.
Решение
экспериментальны
х   задач   по   теме:
«Подгруппа
2
комбини
рованны
й
химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;
уравнения   химических   реакций   превращения   кар
бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;
распознавать опытным путём:
карбонатион среди других ионов.
Знать/понимать:
 химическую символику:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.
Уметь:
называть:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по
их химическим формулам;
характеризовать:
химические   свойства   оксида   кремния   (IV),   крем
ниевой   кислоты   в   свете   теории   электролитической
диссоциации;
народнохозяйственное значение силикатов;
определять:
принадлежность   оксида   кремния   (IV),   кремниевой
кислоты  и её  солей к определённым  классам  неор
ганических соединений;
валентность   и   степень   окисления   атома   кремния   в
оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили
катах;
составлять:
химические формулы силикатов;
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой
кислоты.
Уметь:
характеризовать:
химические свойства  соединений серы;
 составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства соединений серы;
1
кислорода».
48 Практическая
работа   №   5
Эксперимен
тальные задачи по
теме:   «Подгруппы
азота и углерода».
49 Практическая
работа   №   6.   По
лучение, собирание
и   распознавание
газов.
Предмет
нической химии.
 
орга
50
обращаться:
с   химической   посудой   и   лабораторным   оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
Уметь:
характеризовать:
химические   свойства   веществ,   образованных   эле
ментами подгрупп азота и углерода;
составлять:
уравнения   химических   реакций,   характеризующие
свойства   веществ,   образованных   элементами   под
групп азота и углерода;
обращаться:
с   химической   посудой   и   лабораторным   оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
Уметь:
характеризовать:
способы   получение,   собирания   и   распознавания
важнейших газов;
составлять:
уравнения химических реакций получения газов;
обращаться:
с   химической   посудой   и   лабораторным   оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
Тема 3. Органические соединения (9 часов)
Вещества органические и не
органические.   Особенности
органических веществ. При
чины
многообразия
 
Д.  Модели молекул
органических
соединений.
Знать/понимать:
 химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
1
1
1
комбини
рованны
й
органических   соединений.
Валентность   и   степень
окисления   углерода   в
органических   соединениях.
химического
Теория
строения
органических
соединений   А.М.Бутлерова.
  формулы.
Структурные
Значение
 
органической
химии.
Строение молекул метана и
этана.   Физические   свойства
метана.   Горение   метана   и
этана.
  Дегидрирование
этана. Применение метана.
51
Предельные
леводороды
(алканы)
 
уг
Д. 
Горение
углеводородов   и
обнаружение
продуктов
горения.
Л. 
Изготовление
моделей   молекул
метана и этана.
их
 
52
Непредельные
углеводороды
(алкены).
Строение молекулы этилена.
Двойная   связь.   Химические
свойства   этилена   (горение,
взаимодействие   с   водой,
бромом).
Реакция
 
полимеризации.
Д.   Взаимодействие
этилена   с   бромной
водой   и   раствором
перманганата калия.
характеризовать:
строение атома углерода;
связь   между   составом   и   строением   органических
веществ;
определять:
валентность   и   степень   окисления   углерода   в   орга
нических соединениях.
Знать/понимать:
 химическую символику:
формулы метана и этана.
Уметь:
называть:
метан и этан по их химическим формулам;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами ме
тана и этана;
химические свойства метана (горение), этана (горение
и дегидрирование);
определять:
принадлежность   метана   и   этана   к   предельным   уг
леводородам;
составлять:
уравнения   реакций,   характеризующие   химические
свойства метана и этана (горение, дегидрирование);
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного   обращения   с   метаном   (природным   га
зом).
Знать/понимать:
 химическую символику:
формулу этилена.
Уметь:
называть:
этилен по его химической формуле;
характеризовать:
связь   между   составом,   строением   и   свойствами
этилена;
1
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
53
Спирты.
Спирты – представители ки
слородсодержащих
органических   соединений.
Физические   и   химические
свойства
спиртов.
Физиологическое   действие
на   организм   метанола   и
этанола.
 
 
Д.  Образцы этанола
и
глицерин.
Качественная   реак
ция
на
многоатомные
спирты.
Л. 
глицерина.
Свойства
 
54
Альдегиды
Карбоновые
слоты.
 
ки
Уксусная   кислота,
  её
свойства   и   применение.
Уксусная   кислота   –
консервант
пищевых
продуктов. Стеариновая ки
слота   –   представитель
жирных
карбоновых
кислоты.
 
 
Д.  Взаимодействие
уксусной кислоты  с
металлами,
оксидами   металлов,
основаниями
и
солями.
 
химические   свойства   этилена   (горение,   взаимодей
ствие с водой, бромом);
определять:
принадлежность   этилена   к   непредельным   углево
дородам;
составлять:
уравнения   реакций,   характеризующие   химические
свойства этилена (горение, взаимодействие с водой,
бромом).
Знать/понимать:
1
 химическую символику:
формулы метанола, этанола и глицерина.
Уметь:
называть:
спирты   (метанол,   этанол,   глицерин)   по   их   химиче
ским формулам;
характеризовать:
связь между составом и свойствами спиртов;
химические свойства метанола и этанола (горение);
определять:
принадлежность   метанола,   этанола   и   глицерина   к
классу спиртов;
составлять:
уравнения   реакций,   характеризующие   химические
свойства метанола и этанола (горение);
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
критической  оценки информации о метаноле и эта
ноле.
Знать/понимать:
 химическую символику:
формулы уксусной и стеариновой кислот.
Уметь:
называть:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим
формулам;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами ки
слот;
химические   свойства   уксусной   кислоты   (общие   с
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
другими кислотами);
определять:
принадлежность   уксусной   и   стеариновой   кислот   к
определённому классу органических соединений;
составлять:
уравнения   реакций,   характеризующие   химические
свойства   уксусной   кислоты   (общие   с   другими   ки
слотами);
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с уксусной кислотой.
Уметь:
характеризовать:
нахождение в природе и применение жиров;
 
Д. 
Качественная
реакция на крахмал.
Горение
белков.
Цветные   реакции
белков.
Л.  Взаимодействие
крахмала с йодом.
Уметь:
характеризовать
состав, физические свойства и применение глюкозы,
крахмала и целлюлозы;
физические свойства белков и их роль в организме.
1
1
1
1
1
1
1
1
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
55
56
Сложные эфиры.
Жиры
Жиры в природе и их приме
нение.  
Аминокислоты.
Белки
  их   строение   и
Белки,
биологическая роль.
 
 
крахмал
Глюкоза,
и
целлюлоза (в сравнении), их
роль.
биологическая
Калорийность
 
белков,
жиров и углеводов.
 
57
Углеводы
58
Полимеры
59
Обобщающий   урок
по теме №4
60
Решение задач
61 Контрольная
работа №3
62
Периодический
закон   и   перио
дическая   система
химических
элементов
Д.И.Менделеева   в
свете   учения   о
 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)
Знать/понимать:
закон
химические понятия:
химический элемент, атом;
основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
 
Периодический
Д.И.Менделеева.
система
Периодическая
химических
элементов
 
Д.И.Менделеева   –   гра
фическое
отображение
закона.
Периодического
 
 
 
строении атома.
63
Строение веществ.
64
Классификация
химических
 
акций.
ре
65
66
Классификация
веществ.
 
 
 
элементов
Физический   смысл   номера
элемента, номера периода и
номера
группы.
Закономерности   изменения
в
свойств
периодах   и  
группах.
Значение   Периодического
закона   и   периодической
системы
химических
элементов Д.И. Менделеева
Типы   химических   связей,
типы кристаллических решё
ток. Взаимосвязь строения и
свойств веществ.
 
Классификация   химических
реакций   по   различным   при
знакам   (число   и   состав
 
реагирующих
и
образующихся
веществ;
тепловой   эффект;
  ис
пользование   катализатора;
направление;
изменение
степеней окисления атомов).
 
 
(основные
  и  
 
сложные
Простые
Генетические
вещества.
ряды   металла,   неметалла.
Оксиды  
  и
кислотные), гидроксиды (ос
нования   и   кислоты),   соли:
состав,   классификация   и
общие   химические   свойства
в
 
теории
электролитической
диссоциации
свете
и
 
 
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический   смысл   атомного   (порядкового)   номера
химического элемента, номеров группы и периода, к
которым   элемент   принадлежит   в   периодической
системе Д.И.Менделеева;
закономерности   изменения   свойств   элементов   в
пределах малых периодов главных подгрупп.
Д.  Кристаллические
решётки   алмаза   и
графита.
Знать/понимать:
химические понятия:
атом, молекула, ион, химическая связь.
Уметь:
характеризовать:
связь  между  составом,  строением и свойствами ве
ществ;
определять:
тип химической связи в соединениях.
Знать/понимать:
химическую символику:
уравнения химических реакций;
химические понятия:
химическая реакция, классификация реакций.
Уметь:
определять:
типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять:
уравнения химических реакций.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы химических веществ;
химические понятия:
вещество,   классификация   веществ,   электролит   и
неэлектролит, окислитель и восстановитель.
Уметь:
называть:
соединения изученных классов;
объяснять:
сущность реакций ионного обмена;
1
1
2
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
представлений
окислительновосстанови
тельных реакциях.
 
об
характеризовать:
химические   свойства   простых   веществ   и   основных
классов неорганических соединений;
определять:
состав веществ по их формулам;
принадлежность   веществ   к   определённому   классу
соединений;
составлять:
формулы   неорганических   соединений   изученных
классов.
1
1
67 Итоговая
контрольная
работа
Решение задач
68