Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
химия 9 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Басинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Рассмотрено на заседании Утверждаю
заседании МО педагогического совета Директор МКОУ
Протокол № протокол № «Басинская ООШ»
От «___»_____201 от «___»____201 приказ №
Руководитель МО от «___»_____201
_______// / _______/Авдеева Е.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
9 класс
Составила: учитель физики и математики
Тирмитова И.Т.
2017 Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Пояснительная записка
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента,
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе
•
•
химических формул веществ и уравнений химических реакций;
•
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
•
культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту
Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян
Программа курса химии для 811 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2е издание, переработанное и дополненное –
М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс»
О.С.Габриелян рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно
использовать учебники О.С.Габриеляна 20002004 г.г. издания).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
тема 2 «Металлы» вместо 15 часов – 18 часов;
тема 3 «Неметаллы» вместо 23 часов – 25 часов (включены практические работы);
2.Сокращено число часов:
на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» на 2 часа за счет исключения темы «Свойства
оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему
«Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
с 8 часов до 7 часов. Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов,)
УМК О.С.Габриеляна.
Наименование темы
Всего
часов
Из них
Практические работы
Дата по
плану
Дата по
факту
Контрольные
работы
По повторению
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Повторение основных вопросов
курса 8 класса.
Тема 1.
Металлы
Тема 2.
Неметаллы
Тема 3.
Органические соединения
Обобщение знаний по химии за
курс основной школы
Итого
6
18
25
12
7
68
работа №1. Осуществление
Практическая
цепочки химических превращений металлов
Практическая работа№2. Получение и свойства
соединений металлов.
Практическая работа№3.Решение
экспериментальных
№ 4. Экспериментальные задачи по теме: «Под
группа кислорода».
№ 5. Экспериментальные задачи по теме: «Под
группы азота и углерода».
№ 6. Получение, собирание и распознавание
газов.
6
№ 1
№ 2
№3
№4
3 Поурочное планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов ),
УМК О.С.Габриеляна
Тема урока
Изучаемые вопросы
Эксперимент:
Д. –
демонстрационный
Л. – лабораторный
Требования к уровню подготовки
выпускников
Повторение основных вопросов курса 8 класса (6 часов)
№
№
п/п
1
Периодический
закон и перио
дическая система
химических
элементов
Д.И.Менделеева в
свете учения о
строении атома.
закон
элементов
Периодический
Д.И.Менделеева.
система
Периодическая
химических
элементов
Д.И.Менделеева – гра
фическое
отображение
Периодического
закона.
Физический смысл номера
элемента, номера периода и
номера
группы.
Закономерности изменения
в
свойств
периодах и
группах.
Значение Периодического
закона и периодической
системы
химических
элементов Д.И. Менделеева
Состав атома.
Строение
электронных оболочек атома
первых 20 элементов
периодической системы Д.И.
Менделеева.
Характер
простого
вещества;
сравнение свойств простого
вещества со свойствами про
стых веществ, образованных
соседними по периоду
элементами; аналогично для
Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом;
основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода, к
которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в
пределах малых периодов главных подгрупп.
Знать/понимать:
химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
называть:
соединения изученных классов;
характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе
Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
Д. Получение и
изучение
ха
рактерных свойств
основного
и
кислотного оксидов,
оснований и кислот
на примерах MgO и
SO2,
и
H2SO4.
Mg(OH)2
2
Характеристика
элемента по его
положению в пе
риодической
системе химических
элементов
Д.И.Менделеева.
Генетические ряды
металлов
и
неметаллов
Кол
во
часо
в
1
Тип
урока
Дата по
плану
Дата по
факту
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
соседей по подгруппе. Со
став и характер высшего ок
сида, гидроксида, летучего
водородного
соединения
(для неметаллов).
Гене
тические ряды металла и не
металла.
Химические
свойства
кислот, солей и оснований в
свете ТЭД
Химические
свойства
амфотерных оксидов и
гидроксидов
Выполнение упражнений на
генетическую связь.
определять:
принадлежность веществ к определённому классу
соединений;
составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов пе
риодической системы Д.И.Менделеева.
Уметь
характеризовать химические свойства кислот,
солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными
уравнениями
Уметь
составлять: полные и сокращенные уравнения
реакций обмена. Обращаться с химической посудой,
растворами кислот и щелочей.
Уметь
характеризовать химические свойства
Тема2. Металлы (18 часов)
Положение металлов в
периодической
системе
химических
элементов
Д.И.Менделеева.
Особенности
атомов
Металлическая
строения
металлов.
кри
Л.
Образцы
различных металлов.
Уметь:
характеризовать:
положение металлов в периодической системе хи
мических элементов Д.И.Менделеева и особенности
строения их атомов;
1
1
1
1
1
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
3
4
5
6
7
Химические
свойства оксидов,
кислот, основании.
Ионные уравнения
реакций
Переходные
элементы .
Решение
упражнений
Контрольная
работа по
повторению
По теме 1
Положение
ме
таллов в перио
дической системе
химических
элементов
Д.И.Менделеева,
строение их атомов
8
Физические и
химические
свойства металлов.
Электрохимический
ряд напряжений ме
таллов.
в
сталлическая решётка и ме
таллическая химическая
связь.
Общие физические свойства
металлов.
Значение
металлов
развитии
человеческой цивилизации.
Химические свойства метал
лов как восстановителей.
Электрохимический ряд на
пряжений металлов и его ис
пользование для характери
стики химических свойств
конкретных металлов.
Взаимодействие
с
Д.
металлов
неметаллами.
Взаимодействие
Л.
с
металлов
растворами кислот и
солей.
9 Металлы в природе.
их
Способы
получения
Нахождение металлов в при
роде. Способы получения
металлов: пиро, гидро и
электрометаллургии
10
Общие понятия о
коррозии. Сплавы
Сплавы, их классификация,
свойства и значение.
Д. Образцы сплавов.
Уметь:
характеризовать:
химические свойства металлов;
общие физические свойства металлов;
связь между физическими свойствами и строением
металлов (металлическая связь, металлическая кри
сталлическая решётка
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические
свойства металлов в свете представлений об окис
лительновосстановительных реакциях и их поло
жения в электрохимическом ряду напряжений
(взаимодействие с неметаллами, кислотами и со
лями).
Знать/понимать:
химические понятия:
окислитель и восстановитель, окисление и восста
новление.
Уметь:
составлять:
уравнения реакций восстановления металлов из их
оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюми
нием.
11
12
Щелочные металлы
и их соединения.
Строение атомов щелочных
металлов.
Щелочные
металлы
простые
–
вещества, их физические и
химические
свойства.
Важнейшие соединения ще
лочных металлов – оксиды,
гидроксиды и соли, их свой
ства и применение в
народном хозяйстве.
лития с
натрия с
Д.
Образцы
щелочных металлов.
Взаимодействие
натрия,
водой;
кислородом.
Л. Ознакомление с
образцами
природных соедине
ний натрия.
Уметь:
называть:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды,
соли);
объяснять:
закономерности изменения свойств щелочных ме
таллов в пределах главной подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочных
металлов;
характеризовать:
1
1
1
2
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их
положению в периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами ще
лочных металлов;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро
ксидов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни:
NaCI – консервант пищевых продуктов.
Уметь:
называть:
соединения щелочноземельных металлов (оксиды,
гидроксиды, соли);
объяснять:
закономерности изменения свойств щелочнозе
мельных металлов в пределах главной подгруппы;
сходства и различия в строении атомов щелочнозе
мельных металлов;
характеризовать:
щелочноземельные металлы по их положению в
периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева;
связь между составом, строением и свойствами ще
лочноземельных металлов;
составлять:
2
комбини
рованны
й
Образцы
Д.
щелочноземельных
металлов.
Взаи
модействие кальция
с водой; магния с
Л.
кислородом.
Ознакомление
с
образцами
природных соедине
ний кальция.
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и
гидроксидов.
Уметь:
2
называть:
соединения алюминия по их химическим формулам;
характеризовать:
алюминий по его положению в периодической сис
теме химических элементов Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства алюминия;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства алюминия.
Получение
Д.
гидроксида
алюминия и его
взаимодействие с
растворами кислот и
щелочей.
Л. Ознакомление с
образцами
природных соедине
ний алюминия.
комбини
рованны
й
13
14
Щелочноземельные
металлы и их со
единения
.
Соединения
кальция..
15
16
Алюминий и его
соединения.
Строение атомов щелочнозе
мельных
металлов.
Щелочноземельные металлы
– простые вещества, их
физические и химические
свойства.
Получение и
применение оксида кальция
(негашёной
извести).
Получение и применение
гидроксида кальция (га
шеной извести). Разновидно
сти гидроксида кальция (из
вестковая вода, известковое
молоко,
пушонка).Соединения
кальция как строительные
и поделочные материалы
(мел,мрамор, известняк).
алюминия
Строение атома алюминия.
Физические и химические
свойства
простого вещества. Области
алюминия.
применения
Природные
соединения
алюминия.
Соединения
алюминия оксид и гидро
ксид,
их амфотерный
характер.
17
18
19
Решение задач
Железо и его со
единения.
20
и
Обобщение
систематизация
знаний по теме
«Металлы».
21 Контрольная ра
бота № 1 по теме 2
22
23
24
1.
Практическая
работа
Осуществление
цепочки
химических
превращений
металлов .
№2.
и
Практическая
работа
Получение
свойства
соединений
металлов.
Практическая
работа 3.Решение
Строение атома железа. Сте
пени окисления железа.
Физические и химические
свойства железа – простого
вещества.
Области
применения железа.
Оксиды и
гидроксиды
железа. Генетические ряды
Fe2+ и Fe3+. Важнейшие
соли железа.
Д.
Получение
гидроксидов железа
(II) и (III).
Л. Ознакомление с
образцами
природных соедине
ний железа.
Уметь:
называть:
соединения железа по их химическим формулам;
характеризовать:
особенности строения атома железа по его положе
нию в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева;
физические и химические свойства железа, оксидов
железа (II) и (III);
области применения железа;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства железа – простого вещества, оксидов железа
(II) и (III).
Решение
упражнений.
задач
и
Уметь:
характеризовать:
химические свойства металлов и их соединений;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства металлов и их соединений;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
комбини
рованны
й
1
2
1
1
1
1
1
экспериментальны
х задач на
распознавание и
получению
веществ.
25
Общая
характе
ристика неметаллов.
Тема 3. Неметаллы (25 часов)
26
Водород,
физические
химические
свойства.
его
и
Двойственное положение во
дорода в периодической сис
теме химических элементов
Д.И.Менделеева.
Физические и химические
свойства водорода,
его
применение.
получение,
Распознавание водорода.
Коллекция
не
в
аг
Д.
образцов
металлов
различных
регатных
состояниях.
Положение неметаллов в пе
риодической
системе
химических элементов Д.И.
Особенности
Менделеева.
атомов
строения
неметаллов.
Электро
отрицательность,
ряд
электроотрицательности.
Кристаллическое строение
неметаллов – простых
веществ.
Аллотропия.
Физические
свойства
неметаллов. Состав воздуха.
Знать/понимать:
химическую символику:
знаки химических элементовнеметаллов.
Уметь:
называть:
1
комбини
рованны
й
химические элементынеметаллы по их символам;
объяснять:
закономерности изменения свойств неметаллов в
пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать:
неметаллы малых периодов на основе их положения в
периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева;
особенности строения атомов неметаллов;
связь между составом, строением (кристаллические
решётки) и свойствами неметаллов – простых ве
ществ;
определять:
тип химической связи в соединениях неметаллов.
Знать/понимать:
1
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная и молекулярная массы, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
двойственное положение водорода в периодической
системе химических элементов Д.И. Менделеева;
характеризовать:
физические свойства водорода;
химические свойства водорода в свете представлений
комбини
рованны
й
об окислительновосстановительных реакциях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства водорода;
распознавать опытным путём:
водород среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с водородом.
Знать/понимать:
1
химическую символику:
знаки химических элементовгалогенов, формулы
простых веществ – галогенов.
Уметь:
комбини
рованны
й
Д.
Образцы
галогенов – простых
веществ.
объяснять:
закономерности изменения свойств галогенов в
пределах главной подгруппы;
характеризовать:
особенности строения атомов галогенов;
физические и химические свойства галогенов:
взаимодействие с металлами, водородом, растворами
солей галогенов;
определять:
степень окисления галогенов в соединениях;
тип химической связи в соединениях галогенов;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства галогенов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с хлором.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы галогеноводородов, галогеноводородных
кислот.
Уметь:
называть:
соединения галогенов по их химических формулам;
1
комбини
рованны
й
Д.
Получение
хлороводорода и его
растворение в воде.
Образцы природных
соединений хлора.
Л.
Качественная
реакция на хлорид
ион.
27
Общая
ристика галогенов.
характе
28
Соединения
логенов.
га
Строение атомов галогенов
и их степени окисления.
Строение
молекул
галогенов. Физические и
химические
свойства
галогенов. Применение гало
генов и их соединений в на
родном хозяйстве.
Галогеноводороды и их
свойства. Галогениды и их
свойства.
Применение
соединений галогенов в
народном
хозяйстве.
Качественная реакция на
хлоридион.
29
Кислород,
физические
химические
свойства.
его
и
Кислород в природе.
Физические и химические
свойства кислорода. Горение
и медленное окисление.
Получение и применение
кислорода.
Распознавание
кислорода.
Д. Горение серы и
железа в кислороде.
Получение
ки
слорода
разложением пер
манганата калия и
пероксида водорода,
собирание
и
распознавание
кислорода.
1
комбини
рованны
й
характеризовать:
химические свойства соляной кислоты;
составлять:
химические формулы галогеноводородов и галоге
нидов;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства соляной кислоты и хлоридов;
распознавать опытным путём:
соляную кислоту среди растворов веществ других
классов; хлоридион среди других ионов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для: критической оценки информации о применении
в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.
Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная и молекулярная массы, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
строение атома кислорода по его положению в пе
риодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева;
характеризовать:
физические свойства кислорода;
химические свойства кислорода: взаимодействие с
простыми веществами (металлами и неметаллами),
сложными веществами;
определять:
тип химической связи в молекуле кислорода и в ок
сидах;
степень окисления атома кислорода в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства кислорода;
распознавать опытным путём:
кислород среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
30
31
Сера, её физические
и
химические
свойства.
Оксиды
серы.
Строение атома серы и сте
пени окисления серы. Алло
тропия серы. Химические
свойства серы. Сера в при
Биологическое
роде.
значение
серы,
её
применение
(демер
куризация). Оксиды серы
(IV) и (VI), их получение,
свойства и применение.
Сернистая кислота и её
соли.
Д. Взаимодействие
серы с металлами и
кислородом.
Образцы природных
соединений серы. Д.
Получение оксида
серы
его
взаимодействие с
водой и со щёлочью.
(IV),
безопасного обращения с кислородом (условия го
рения и способы его прекращения).
Знать/понимать:
2
химическую символику:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).
Уметь:
комбини
рованны
й
объяснять:
строение атома серы по её положению в периоди
ческой системе химических элементов Д.И. Менде
леева;
закономерности изменения свойств элементов (ки
слорода и серы) в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
физические свойства серы;
химические свойства серы (взаимодействие с ме
таллами, кислородом, водородом) в свете представ
лений об окислительновосстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях серы;
степень окисления атома серы в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства серы;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
экологически грамотного поведения (для удаления и
обезвреживания разлитой ртути).
называть:
оксиды серы по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства оксидов серы;
химические свойства оксидов серы (как типичных
кислотных оксидов);
определять:
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам;
степень окисления атома серы и тип химической
связи в оксидах;
составлять:
уравнения химических реакций взаимодействия ок
сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;
32
Серная кислота и её
соли.
Свойства серной кислоты в
свете теории электролитиче
ской диссоциации и окисли
тельновосстановительных
реакций. Сравнение свойств
концентрированной и разбав
ленной серной кислоты.
Применение серной кислоты.
Соли серной кислоты и их
применение в народном
хозяйстве.
Качественная
реакция на сульфатион.
Д.
Образцы
важнейших
для
народного хозяйства
сульфатов.
Разбавление
концентрированной
серной кислоты.
Свойства разбав
ленной
серной
кислоты.
Л.
Качественная
реакция на сульфат
ион.
комбини
рованны
й
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
экологически грамотного поведения в окружающей
среде (кислотные дожди).
Знать/понимать:
1
химическую символику:
формулу серной кислоты.
Уметь:
называть:
серную кислоту и сульфаты по их химическим
формулам;
характеризовать:
физические свойства концентрированной серной
кислоты;
химические свойства серной кислоты в свете теории
электролитической диссоциации и окислительно
восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение серной кислоты и её
солей;
определять:
принадлежность серной кислоты и её солей к соот
ветствующим классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления серы в серной ки
слоте и в сульфатах;
составлять:
химические формулы сульфатов;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства разбавленной серной кислоты;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства концентрированной серной кислоты
(взаимодействие с медью);
распознавать опытным путём:
серную кислоту среди растворов веществ других
классов;
сульфатион среди других ионов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с концентрированной серной
кислотой (растворение).
33
Азот,
его физи
ческие и химические
свойства.
Строение атома и молекулы
азота. Физические и химиче
ские свойства азота в свете
представлений об окисли
тельновосстановительных
реакциях.
Получение и
применение азота. Азот в
природе и его биологическое
значение.
Аммиак и его
свойства.
34
Строение
аммиака.
химические
получение,
распознавание аммиака.
молекулы
Физические и
свойства,
собирание и
Получение,
и
Д.
собирание
распознавание
аммиака.
Растворение
аммиака в воде и
взаимодействие ам
миака
с
хлороводородом.
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
Знать/понимать:
химические понятия:
химический элемент, атом, молекула, относительная
атомная и молекулярная массы, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
объяснять:
строение атома азота по его положению в периоди
ческой системе химических элементов Д.И. Менде
леева;
характеризовать:
физические свойства азота;
химические свойства азота как простого вещества в
свете представлений об окислительновосстанови
тельных реакциях;
определять:
тип химической связи в молекуле азота и в его со
единениях;
степень окисления атома азота в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства азота.
Знать/понимать:
1
химическую символику:
формулу аммиака.
Уметь:
называть:
аммиак по его химической формуле;
характеризовать:
физические и химические свойства аммиака;
определять:
тип химической связи в молекуле аммиака;
валентность и степень окисления атома азота в ам
миаке;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло
тами и кислородом);
распознавать опытным путём:
аммиак среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
35
36
Решение задач
Соли аммония.
Состав, получение, физиче
ские и химические свойства
солей
аммония:
взаимодействие со щелочами
и разложение. Применение
солей аммония в народном
хозяйстве.
37
Азотная кислота и
её свойства. Соли
азотной кислоты.
Состав и химические
свойства азотной кислоты
как
электролита.
Особенности окислительных
свойств концентрированной
азотной кислоты.
При
менение азотной кислоты.
Нитраты и их свойства. Про
блема
повышенного
содержания нитратов в
сельскохозяйственной
продукции.
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
тической деятельности и повседневной жизни
для:
критической оценки информации о применении
аммиака в быту (нашатырный спирт).
Распознавание
Л.
солей аммония.
Знать/понимать:
химические понятия:
катион аммония.
Уметь:
называть:
Д. Взаимодействие
концентрированной
азотной кислоты с
медью.
соли аммония по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства солей аммония;
определять:
принадлежность солей аммония к определённому
классу соединений;
тип химической связи в солях аммония;
составлять:
химические формулы солей аммония;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства солей аммония.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулу азотной кислоты.
Уметь:
характеризовать:
физические свойства азотной кислоты;
химические свойства азотной кислоты в свете теории
электролитической диссоциации и окислительно
восстановительных реакций;
народнохозяйственное значение азотной кислоты;
определять:
принадлежность азотной кислоты к соответствую
щему классу неорганических соединений;
валентность и степень окисления азота в азотной
кислоте;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства разбавленной азотной кислоты;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства концентрированной азотной кислоты
(взаимодействие с медью);
распознавать опытным путём:
азотную кислоту среди растворов веществ других
классов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с концентрированной азотной
кислотой.
называть:
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства солей азотной кислоты (раз
ложение при нагревании);
составлять:
химические формулы нитратов;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства нитратов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
критической оценки информации о нитратах (про
блема их содержания в сельскохозяйственной про
дукции).
Уметь:
объяснять:
строение атома фосфора по его положению в пе
риодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов (азота
и фосфора) в пределах главной подгруппы;
характеризовать:
химические свойства фосфора (взаимодействие с ме
таллами, кислородом) в свете представлений об
окислительновосстановительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях фосфора;
степень окисления атома фосфора в соединениях;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства фосфора.
1
комбини
рованны
й
38
Фосфор, его фи
зические и хи
мические свойства.
Строение атома фосфора.
фосфора.
Аллотропия
Химические
свойства
Применение и
фосфора.
биологическое
значение
фосфора.
Д.
Образцы
природных
со
единений фосфора.
Получение белого
фосфора
из
красного.
39 Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная ки
слота и её соли.
Оксид фосфора (V) типич
ный кислотный оксид. Орто
фосфорная кислота и три
ряда её солей: фосфаты,
гидрофосфаты
и
дигидрофосфаты.
Д.
Образцы
важнейших
для
народного хозяйства
фосфатов.
40
Углерод, его фи
зические и хи
мические свойства.
Строение атома углерода.
Аллотропия:
алмаз и
графит. Физические и
химические
свойства
углерода.
Д.
природных
единений углерода.
Образцы
со
1
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки
слоты.
Уметь:
называть:
оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её
соли по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства оксида фосфора (V), орто
фосфорной кислоты в свете теории электролитиче
ской диссоциации;
народнохозяйственное значение фосфатов;
определять:
принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор
ной кислоты и её солей к соответствующим классам
неорганических соединений;
валентность и степень окисления атома фосфора в
оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в
фосфатах;
составлять:
химические формулы фосфатов;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства оксида фосфора (V) как типичного ки
слотного оксида;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства ортофосфорной кислоты.
Уметь:
объяснять:
строение атома углерода по его положению в пе
риодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева;
характеризовать:
химические свойства углерода (взаимодействие с ме
таллами, оксидами металлов, водородом, кисло
родом) в свете представлений об окислительновос
становительных реакциях;
определять:
тип химической связи в соединениях углерода;
степень окисления атома углерода в соединениях;
составлять:
Оксиды углерода.
41
Оксид углерода (II) или
угарный газ:
получение,
свойства,
применение.
Оксид углерода (IV) или
углекислый газ: получение,
свойства, применение.
Л.
Получение
углекислого газа и
его распознавание.
Угольная кислота и
её соли.
42
Состав и химические
свойства угольной кислоты.
Карбонаты и их значение в
природе и жизни человека.
Переход карбонатов в
гидрокарбонаты и обратно.
Распознавание
карбонат
иона среди других ионов.
Д.
Образцы
для
важнейших
народного хозяйства
карбонатов.
Л.
реакция
карбонатион.
Качественная
на
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства углерода.
Знать/понимать:
1
химическую символику:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).
Уметь:
называть:
оксиды углерода по их химическим формулам;
характеризовать:
физические свойства оксидов углерода;
химические свойства оксида углерода (IV) (как ти
пичного кислотного оксида);
определять:
принадлежность оксидов углерода к определённому
классу соединений;
степень окисления атома углерода и тип химической
связи в оксидах;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства оксида углерода (IV);
распознавать опытным путём:
углекислый газ среди других газов;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с оксидом углерода (II).
Знать/понимать:
1
химическую символику:
формулу угольной кислоты.
Уметь:
называть:
соли угольной кислоты по их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства угольной кислоты;
народнохозяйственное значение карбонатов;
определять:
принадлежность угольной кислоты и её солей к оп
ределённым классам неорганических соединений;
валентность и степень окисления углерода в угольной
кислоте;
составлять:
43
44
Кремний и его
соединения.Силикат
ная
промышленность
Строение атома кремния,
сравнение его свойств со
свойствами атома углерода.
Кристаллический кремний:
его свойства и применение.
Оксид кремния (IV) и его
природные разновидности.
Кремниевая кислота и её
соли. Значение соединений
кремния в живой и неживой
природе.
Понятие си
ликатной промышленности.
Д.
Образцы
природных
со
единений кремния.
Образцы
стекла,
керамики, цемента.
Л. Ознакомление с
природными
силикатами.
Л. Ознакомление с
продукцией
силикатной
промышленности.
и
задач
Решение
упражнений.
Подготовка к контрольной
работе.
45
и
Обобщение
систематизация
знаний по теме
«Неметаллы».
46 Контрольная ра
бота № 2 по теме 3
47 Практическая
работа № 4.
Решение
экспериментальны
х задач по теме:
«Подгруппа
2
комбини
рованны
й
химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов;
уравнения химических реакций превращения кар
бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;
распознавать опытным путём:
карбонатион среди других ионов.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты.
Уметь:
называть:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по
их химическим формулам;
характеризовать:
химические свойства оксида кремния (IV), крем
ниевой кислоты в свете теории электролитической
диссоциации;
народнохозяйственное значение силикатов;
определять:
принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой
кислоты и её солей к определённым классам неор
ганических соединений;
валентность и степень окисления атома кремния в
оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили
катах;
составлять:
химические формулы силикатов;
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой
кислоты.
Уметь:
характеризовать:
химические свойства соединений серы;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства соединений серы;
1
кислорода».
48 Практическая
работа № 5
Эксперимен
тальные задачи по
теме: «Подгруппы
азота и углерода».
49 Практическая
работа № 6. По
лучение, собирание
и распознавание
газов.
Предмет
нической химии.
орга
50
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
Уметь:
характеризовать:
химические свойства веществ, образованных эле
ментами подгрупп азота и углерода;
составлять:
уравнения химических реакций, характеризующие
свойства веществ, образованных элементами под
групп азота и углерода;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
Уметь:
характеризовать:
способы получение, собирания и распознавания
важнейших газов;
составлять:
уравнения химических реакций получения газов;
обращаться:
с химической посудой и лабораторным оборудова
нием;
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с веществами.
Тема 3. Органические соединения (9 часов)
Вещества органические и не
органические. Особенности
органических веществ. При
чины
многообразия
Д. Модели молекул
органических
соединений.
Знать/понимать:
химические понятия:
вещество, классификация веществ.
Уметь:
1
1
1
комбини
рованны
й
органических соединений.
Валентность и степень
окисления углерода в
органических соединениях.
химического
Теория
строения
органических
соединений А.М.Бутлерова.
формулы.
Структурные
Значение
органической
химии.
Строение молекул метана и
этана. Физические свойства
метана. Горение метана и
этана.
Дегидрирование
этана. Применение метана.
51
Предельные
леводороды
(алканы)
уг
Д.
Горение
углеводородов и
обнаружение
продуктов
горения.
Л.
Изготовление
моделей молекул
метана и этана.
их
52
Непредельные
углеводороды
(алкены).
Строение молекулы этилена.
Двойная связь. Химические
свойства этилена (горение,
взаимодействие с водой,
бромом).
Реакция
полимеризации.
Д. Взаимодействие
этилена с бромной
водой и раствором
перманганата калия.
характеризовать:
строение атома углерода;
связь между составом и строением органических
веществ;
определять:
валентность и степень окисления углерода в орга
нических соединениях.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы метана и этана.
Уметь:
называть:
метан и этан по их химическим формулам;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами ме
тана и этана;
химические свойства метана (горение), этана (горение
и дегидрирование);
определять:
принадлежность метана и этана к предельным уг
леводородам;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические
свойства метана и этана (горение, дегидрирование);
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с метаном (природным га
зом).
Знать/понимать:
химическую символику:
формулу этилена.
Уметь:
называть:
этилен по его химической формуле;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами
этилена;
1
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
53
Спирты.
Спирты – представители ки
слородсодержащих
органических соединений.
Физические и химические
свойства
спиртов.
Физиологическое действие
на организм метанола и
этанола.
Д. Образцы этанола
и
глицерин.
Качественная реак
ция
на
многоатомные
спирты.
Л.
глицерина.
Свойства
54
Альдегиды
Карбоновые
слоты.
ки
Уксусная кислота,
её
свойства и применение.
Уксусная кислота –
консервант
пищевых
продуктов. Стеариновая ки
слота – представитель
жирных
карбоновых
кислоты.
Д. Взаимодействие
уксусной кислоты с
металлами,
оксидами металлов,
основаниями
и
солями.
химические свойства этилена (горение, взаимодей
ствие с водой, бромом);
определять:
принадлежность этилена к непредельным углево
дородам;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические
свойства этилена (горение, взаимодействие с водой,
бромом).
Знать/понимать:
1
химическую символику:
формулы метанола, этанола и глицерина.
Уметь:
называть:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химиче
ским формулам;
характеризовать:
связь между составом и свойствами спиртов;
химические свойства метанола и этанола (горение);
определять:
принадлежность метанола, этанола и глицерина к
классу спиртов;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические
свойства метанола и этанола (горение);
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
критической оценки информации о метаноле и эта
ноле.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы уксусной и стеариновой кислот.
Уметь:
называть:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим
формулам;
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами ки
слот;
химические свойства уксусной кислоты (общие с
комбини
рованны
й
1
комбини
рованны
й
другими кислотами);
определять:
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к
определённому классу органических соединений;
составлять:
уравнения реакций, характеризующие химические
свойства уксусной кислоты (общие с другими ки
слотами);
использовать приобретённые знания в прак
тической деятельности и повседневной жизни
для:
безопасного обращения с уксусной кислотой.
Уметь:
характеризовать:
нахождение в природе и применение жиров;
Д.
Качественная
реакция на крахмал.
Горение
белков.
Цветные реакции
белков.
Л. Взаимодействие
крахмала с йодом.
Уметь:
характеризовать
состав, физические свойства и применение глюкозы,
крахмала и целлюлозы;
физические свойства белков и их роль в организме.
1
1
1
1
1
1
1
1
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
55
56
Сложные эфиры.
Жиры
Жиры в природе и их приме
нение.
Аминокислоты.
Белки
их строение и
Белки,
биологическая роль.
крахмал
Глюкоза,
и
целлюлоза (в сравнении), их
роль.
биологическая
Калорийность
белков,
жиров и углеводов.
57
Углеводы
58
Полимеры
59
Обобщающий урок
по теме №4
60
Решение задач
61 Контрольная
работа №3
62
Периодический
закон и перио
дическая система
химических
элементов
Д.И.Менделеева в
свете учения о
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)
Знать/понимать:
закон
химические понятия:
химический элемент, атом;
основные законы химии:
Периодический закон.
Уметь:
Периодический
Д.И.Менделеева.
система
Периодическая
химических
элементов
Д.И.Менделеева – гра
фическое
отображение
закона.
Периодического
строении атома.
63
Строение веществ.
64
Классификация
химических
акций.
ре
65
66
Классификация
веществ.
элементов
Физический смысл номера
элемента, номера периода и
номера
группы.
Закономерности изменения
в
свойств
периодах и
группах.
Значение Периодического
закона и периодической
системы
химических
элементов Д.И. Менделеева
Типы химических связей,
типы кристаллических решё
ток. Взаимосвязь строения и
свойств веществ.
Классификация химических
реакций по различным при
знакам (число и состав
реагирующих
и
образующихся
веществ;
тепловой эффект;
ис
пользование катализатора;
направление;
изменение
степеней окисления атомов).
(основные
и
сложные
Простые
Генетические
вещества.
ряды металла, неметалла.
Оксиды
и
кислотные), гидроксиды (ос
нования и кислоты), соли:
состав, классификация и
общие химические свойства
в
теории
электролитической
диссоциации
свете
и
называть:
химические элементы по их символам;
объяснять:
физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода, к
которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И.Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в
пределах малых периодов главных подгрупп.
Д. Кристаллические
решётки алмаза и
графита.
Знать/понимать:
химические понятия:
атом, молекула, ион, химическая связь.
Уметь:
характеризовать:
связь между составом, строением и свойствами ве
ществ;
определять:
тип химической связи в соединениях.
Знать/понимать:
химическую символику:
уравнения химических реакций;
химические понятия:
химическая реакция, классификация реакций.
Уметь:
определять:
типы химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять:
уравнения химических реакций.
Знать/понимать:
химическую символику:
формулы химических веществ;
химические понятия:
вещество, классификация веществ, электролит и
неэлектролит, окислитель и восстановитель.
Уметь:
называть:
соединения изученных классов;
объяснять:
сущность реакций ионного обмена;
1
1
2
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
комбини
рованны
й
представлений
окислительновосстанови
тельных реакциях.
об
характеризовать:
химические свойства простых веществ и основных
классов неорганических соединений;
определять:
состав веществ по их формулам;
принадлежность веществ к определённому классу
соединений;
составлять:
формулы неорганических соединений изученных
классов.
1
1
67 Итоговая
контрольная
работа
Решение задач
68
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Рабочая программа ХИМИЯ 9 класс (Габриелян)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.