Рабочая программа и КТП по курсу "Я- исследователь"
Оценка 4.7

Рабочая программа и КТП по курсу "Я- исследователь"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
естествознание
2 кл
24.03.2017
Рабочая программа и КТП по курсу "Я- исследователь"
Рабочая программа составлена на основе программы «Я-исследователь»., базой которой стали методические рекомендации А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010г., в соответствии с требованиями ФГОС начального образования .Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа по курсу Я- исследователь.docx

Курс «Я – исследователь» 2 класс

Пояснительная записка

 

1. Роль и место дисциплины

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея.    Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

    Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  вторых  классов общеобразовательных школ.

 

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

     Рабочая программа составлена  на основе программы «Я-исследователь»., базой которой стали методические рекомендации  А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010., в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

 

4. Цели и задачи

Цель программы:

Ø  трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

·         развитие познавательных потребностей младших    школьников;

·         развитие познавательных способностей младших    школьников;

·         обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

·         формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;

·         формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

 

5. Специфика  программы

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы нахо­дит все большее применение. Современный учитель все чаще стре­мится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

    Однако возможности использования методов проведения само­стоятельных исследований и создания детьми собственных творчес­ких проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление  презентация на мини-конференции.

 

6. Основные содержательные линии курса

Программа учебно-исследовательской деятельнос­ти учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобрете­нию учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение уча­щимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

      Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация меро­приятий, необходимых для управления процессом решения задач ис­следовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты ис­следовательских работ и творческих проектов и др.).

 

7. Структура программы

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками ис­следовательского поиска:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в от­носительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвер­тях первого класса  возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоя­тельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта под­программа выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоя­тельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

      Подпрограмма «Мониторинг»

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суж­дения.

 

8. Требования к результатам

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по

курсу, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол-

лективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – нежи_

аяя; группы растений, группы

животных);

– проводить аналогии между изучаемым  материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности

под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе

общения.

Обучающийся будет знать:

Ø  основные особенности проведения исследований разных видов;

Ø  методы исследования;

Ø  правила выбора темы и объекта исследования;

Ø  основные логические операции, их отличительные особенности;

Ø  правила успешной презентации работы.           

Обучающийся будет уметь:

Ø  классифицировать;

Ø  обобщать;

Ø  отбирать все возможные варианты решения;

Ø    переключаться с одного поиска решения на другой;

Ø  составлять план действий по своей работе;

Ø  рассматривать объект с различных точек зрения;

Ø  составлять задания по предложенной теме;

Ø  проводить самоконтроль;

Ø  презентовать свою работу.

Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:

Ø  без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных    возрастных категорий;

Ø  работать в коллективе, группе;

Ø  презентовать работу перед аудиторией.

 

9. Формы организации учебного процесса

Формы занятий:

Ø  по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

Ø  по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы;

Ø  по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

 

10. Итоговый контроль

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских  работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.

 

11. Объем и сроки изучения

На изучение курса «Я - исследователь» отводится 1 час в неделю, всего - 35 ч.

 

                                                            Учебно-методическое обеспечение

 

  1. Методические и учебные пособия –

                   для учителя:

  А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  1. Оборудование и приборы –

·         Персональный компьютер;

·         Мультимедийная установка.

  1. Дидактический материал –

·         Презентации;

·         Карточки и раздаточный материал.

Список литературы

 

  1. Литература, использованная при подготовке программы –

 

•    А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

•   А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

•   А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

 

 

Тематическое планирование

Содержание

Тема.

Характеристика деятельности учащихся.

Тренинг. 18 ч

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

1.Что такое исследование?

 

 

 

 

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Уметь учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

2.Выбор темы исследования

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Осуществлять самопроверку;

Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;

Уметь работать в паре.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

3.Цель и задачи исследования.

Уметь формулировать (индивидуально или в результате обсуждения в группе)цель исследования.

 

 Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез

4.Учимся вырабатывать гипотезы.

 

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 

5 Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

5.Какими  могут быть вопросы.

 

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

 Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

6-7 Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

 

6-7 Методы исследования

Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдения.

Уметь получать дополнительную информацию, эффективно использовать ее в процессе исследовательской работы , проводить оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку

наблюдательности.

 

8.Наблюдение за комнатными растениями

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (растения ,вода, свет, и др.).

 

9-10.Эксперименты с растениями

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания

11-12.Знакомство  с логикой. Классификация.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов

13-14.Как работать с книгой.

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

 

15.Учимся выделять главное и второстепенное

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов.

16.Как делать схемы.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию.

. Практическое задание — пиктограммы.

17-18.Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.

Исследовательская практика -10ч.

 Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

19-20.Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

. Предлагается выбрать любую из описанных игр(«Разнообразие  растений», «Комнатные растения», «Красная книга» или разработать собственную.

21-23. Коллективная игра – исследование.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Каждая группа получает дидактический материал (текст для наблюдения, вопросы и т. п.), в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе.

 

 

24-25.Групповой исследовательский проект

Учатся вычленять проблемы и находить способы их решения; формируют собственную точку зрения, учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. В процессе студенты овладевают коммуникативными умениями, у них развивается чувство взаимопомощи.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

 

26-27 Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

 Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

28.Сообщения о своих коллекциях.

 Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Мониторинг. 7ч

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

29. Мой проект

Осуществлять  сбор, систематизация и анализ информации.

Поиск  оптимального способа достижения цели проекта.

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ

30.Представление своих проектов.

 

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

 

31.Мини  конференция по итогам экспресс – исследований.

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

32.Классная научно-практическая  конференция.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

 Формулировать собственное мнение и позицию.

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

 

33. Анализ  защиты исследовательских работ

 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собствен­ных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мне­ния об услышанном.

 

34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

Выбор заданий для наблюдений в летний период.

35.Семинар. Организация летних наблюдений  и исследований за объектами природы.

Уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  «Я –исследователь» во 2 классе

п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Элементы содержания

Вид контро

ля

Планируемые результаты

 

По пла-ну

Факт.

При-меча-ние

предметные

УУД

личностные

I четверть  Тренинг. Первый цикл – 7 часов

1

Что такое исследование.

 

 

 

 

03.09

 

КУ

 

Знакомство с понятием «исследование». Коррек-тировка детских пред-ставлений о том, что они понимают под сло-вом«исследование». Кол-лективное обсуждение вопро-сов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это де­лать?

Текущий

 

 

 

Знать понятие «исследование», что такое «открытие»,  где и как использовать научные открытия.

Уметь наблюдать.

 

 

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учите-лем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навы-ки поиска, анализа и интерпретации информации.

КФормулировать собственное мнение и позицию.

Формировать у детей мотивацию к обучению

2

Выбор темы исследования.

 

10.09

 

КУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое «научные исследования»?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Преимущества и недостатки наблюдения.

  Текущий

Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.

Уметь наблюдать

Р:- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- осуществлять самопроверку

П:-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

К:- работа в паре

Освоение личностного смысла учения;

 

3

Цель и задачи исследования.

 

17.09

 

КУ

 

 

 

 

  Текущий

Знать понятия цель и задачи исследова-ния. Уметь формулировать цель и задачи работы.

Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

 П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Находить значимые личностные качества исследователя.

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

 

 

24.09

 

КУ

 

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провока­ционная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические зада­ния на продуцирование гипотез.

 

 

  Текущий

Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез.

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. 

Р-планировать своё высказывание высказывать свою точку зрения на события

П-наблюдать

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

К- участвовать в диалоге

-слушать и понимать других

Этические чувства , впечатления через восприятие картин природы

5

Какими могут быть вопросы.

 

 

01.10

 

КУ

 

 

Какие слова используются при форму­лировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

 

 Текущий

Знать группы вопросов.

Уметь строить и задавать вопросы

П: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

 Р- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

 

 

- освоение личностного смысла учения;

 

6

Методы исследования

08.10

 

КУ

Зна­комство с основными доступными нам мето-дами исследования (поду­матьсамостоятельно,спро-сить у другого человека, понаблюдать, про­вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч­ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

 

  Текущий

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования.

Р:высказывать свою точку зрения на события и поступки

П-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу

7

 

Методы исследования

15.10

 

КУ

 Зна­комство с основными доступными нам методами исследования (поду­мать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про­вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнеч­ный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

 

  Текущий

Знать методы исследования.

Уметь составлять план исследования.

 

П: моделировать изучаемые понятия

- пользоваться схемами, символами;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить сообщение в устной форме, в виде рисунков, фантазировать

Р:- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

К:- работа в паре,

- осуществлять взаимопроверку

освоение личностного смысла учения;

Тренинг. Второй цикл – 11 часов

8

Наблюдения за комнатными растениями.

 

22.10

 

КУ

Знакомство с наблюдени-ем как методом исследо-вания. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространен-ные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнение задания на проверку и тренировку наблюда-тельности

Текущий

Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению

П:- пользоваться симво-лами, знаками, схема-ми;устанавливатьпричин-но следственные связи в изучаемом круге явлений; моделировать изучаемые понятия; строить сооб-щение в устной форме, в виде рисунков, фантази-ровать; проводить аналогииР: составление планапоследовательности действий при органи-зации проектной работы

К работа со взрослыми

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

9

Эксперименты  с растениями.

29.10

 

КУ

 

Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, растения и др.).

 

  Текущий

Знать понятие эксперимент.

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

П-наблюдать за расте-ниями;формулировать информацию о наблю-даемых объектах,

- проводить сравнения, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; работа с таблицами;

Р: принимать роль в учебном сотрудничест-ве

К: работа в группах;

 уметь договариваться, приходить к общему решению

Понимать необходимость бережного отношения к природе

10

Эксперименты  с растениями.

12.11

 

 

. КУ

 

 

Самый главный способ получения научной информации. Проведе­ние экспериментов с доступными объектами (вода, свет, растениями и др.).

 

  Текущий

Знать понятие эксперимент.

Уметь проводить эксперименты с реальными объектами.

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

П-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Р :соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем

 

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

11

Знакомство с логикой. Классификация.

 

19.11

 

КУ

 

Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправиль­ные классификации - поиск ошибок.

 

  Текущий

Уметь выполнять классификации.

Р-выделять из темы известные и неизвестные знания и умения;

 

П-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

К - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

 

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

12

Знакомство с логикой. Классификация.

 

26.11

 

КУ

 

Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения поня­тий. Практические задания с использованием приемов, сходных с оп­ределением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вы­вод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

  Текущий

Уметь выполнять классификации.

П- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;  проводить классификацию изуча-емых объектов;

- ориентироваться в учебнике,

Р: определение цели выполнения задания во внеурочной деятельности

 К:Работа со взрослыми

- Интерес к предметно-исследовательской деятельности

13

Как работать с книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

03.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структури­рованию текстов.

 

 

 

 

     Текущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

 

 

 

П- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты;  проводить классификацию изуча-емых объектов;

- ориентироваться в учебнике,

Р: определение цели выполнения задания во внеурочной деятельности

 К:Работа со взрослыми

 

 

 

- воспитание бережного отношения к книге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Как работать с книгой.

 

 

10.12

 

КУ

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структури­рованию текстов.

 

  Текущий

Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. 

П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Р-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

 

- воспитание бережного отношения к книге

 

15

Учимся выделять главное и второстепенное

 

17.12

 

КУ

 

. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

 

Текущий

. Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем.

П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы                         

Р-понимать и принимать учебную задачу, сформулиро-ванную совместно с учителем;

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

16

Как делать схемы.

 

24.12

 

КУ

 

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов.

Учиться строить схемы «Дерево Паук»

        Текущий

Уметь строить схемы «Дерево»,     « Паучок».

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Р-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

17

Пиктограммы, или как трансформиро-вать мысль в графический образ.

14.01

 

КУ

 

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практи­ческое задание — пиктограммы.

 

  Текущий

Уметь писать и читать пиктограммы.

К -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

П:- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений

- проводить сравнения, делать выводы на основе сравнений

- поиск необходимой информации в учебнике

Р:-Самооценка результатов наблюдений

- освоение личностного смысла учения

18

Пиктограммы, или как трансфор-мировать мысль в графический образ.

21.01

 

КУ

 

  Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, форму­ла и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практи­ческое задание — пиктограммы.

 

  Текущий

Уметь писать и читать пиктограммы.

П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

Р- самостоятельно делать выводы,

К-признавать свои ошибки

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

 

Исследовательская практика 10ч

 

 

19

 

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

 

28.011

 

КУ

 

 

Алгоритмом исследовательской деятельности.

 

  Текущий

Знать приемы исследовательской деятельности.

 Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».  

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Р- самостоятельно делать выводы

К-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

20

Как сделать сообщение о результатах исследования.

 

04.02

 

ОНЗ

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего до­клада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практичес­кие задания на сравнения и метафоры.

 

  Текущий

Знать приемы исследовательской деятельности.

 Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».  

Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- определять самостоятельно критерии оценивания , давать самооценку

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

К- участвовать в диалоге

Осознавать нравственное значение совместной работы людей

21

 

Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений».

 

11.02

 

КУ

 

 

ПР

 

 

 Проведение коллектив-ных игр-исследований. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

 

  Текущий

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

 

Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

К- Работать в паре

Осознавать необходимость бережного отношения к природе;

- освоение личностного смысла учения

 

22

Коллективная игра-исследование «Комнатные растения».

 

18.02

 

КУ

 Проведение коллектив-ных игр-исследований Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную

  Текущий

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Р- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;

П-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий;

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Понимать ,что выращивание цветов- большой труд на радость людям;

23

 

Коллективная игра-исследование «Красная книга».

 

25.02

 

КУ

 Проведение коллектив-ных игр-исследований Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

 

оценка работы группы

 

Уметь   следовать заданной процедуре группового исследования.

Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомогоматериала;

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других,

 

Осознавать необходимость бережного отношения к природе

24

Групповой исследователь-ский проект».

03.03

 

КУ

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

обыч­ные.

             

  Текущий

. Уметь организовывать исследование в группе.

Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

Осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным

25

Групповой исследователь-ский проект .

10.03

 

КУ

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах про­веденных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

обыч­ные.

           

итоговый

Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку

П- анализировать, сравнивать, группиро-вать различные объек-ты, явления, факты;

-самостоятельно делать выводы

Р- понимать и принимать учебную задачу,сформулирован-ную совместно с учителем,

К-включаться в кол-лективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

26

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

17.03

 

КУ

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий, где  каждый сообщает о своих результатах.

 

  Текущий

Владеть

 приемом экспресс исследовательской деятельности

Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

27

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

24.03

 

КУ

  Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий, где  каждый сообщает о своих результатах.

 

  Текущий

. Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации.

Р-  определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомогоматериала;

П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

К- работа в паре

 

Интерес к различным видам учебной деятельности

 

28

Сообщения о своих коллекциях.

07.04

 

КУ

Сообщения детей о том, какие коллек­ции ими собраны.

  Текущий

Уметь по алгоритму строить сообщение

Р- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи

П-  проводить сравнения, делать выводы

К- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

 

- положительное отношение к трудовой деятельности

 

Мониторинг-7ч.

29

Мой проект.

 

14.04

 

КУ

Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением

  Текущий

Уметь выполнять проект

Р:

- контролировать и корректировать своё поведение в ходе работы

К- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

 

 

- освоение личностного смысла учения

 

 

 

30

Представление своих проектов

21.04

 

КУ

 

 

 

 

 

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис­следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и выска­зывают собственные мнения об услышанном.

 

 

  Текущий

 

 

 

   

 Уметь строить защиту исследовательской  работы.

П:- подробно перес-казывать прочитанное;

 работать с дополни-тельными источниками информации; создание алгоритма действия

Р:контролировать своё поведение по отноше-нию к сверстникам

К- участвовать в диа-логе; слушать и пони-мать других, высказы-вать свою точку зрения на события и поступки

Интерес к различным видам учебной деятельности

 

31

 

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

 

28.04

 

КУ

 Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных ис­следований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и выска­зывают собственные мнения об услышанном.

 

  Текущий

Уметь строить защиту исследовательской  работы.

 

П-Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев;

- проводить сравнение

- смысловое чтение: определение темы, смыслового значения произведения

- поиск необходимой информации в учебнике

Р: Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками

К работа в паре

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

32

Классная научно-практическая конференция.

 

 

05.05

 

КУ

 

  Текущий

Уметь строить защиту исследовательской  работы.

 П-Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат  сказки, как в них оцени-

ваются такие качества, как  скупость, жадность, хитрость;

Интерес к предметно-исследовательской деятельности

33

 

Анализ защиты исследователь-ских работ.

 

12.05

 

КУ

Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе.

итоговый

Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

П-Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями;

Р-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем.

К:- работа в группе,

- планирование совместной работы

Выражать свой отношение к красоте творческой работе своих одноклассников.

34

Итоговое занятие. Анализ исследователь-ской деятельности.

19.05

 

КУ

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

    итоговый

 Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе.

П: Знать  сезонные изменения в живой природе;

Р: Принимать роль в учебном сотрудничестве

К:- работа в группах

- распределять роли, планировать действия, готовить отчёт

- освоение личностного смысла учения

 

35

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы.

26.05

 

КУ

Уточнение собственных исследовательских заданий на летние каникулы.

 

  Текущий

Уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

К Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- ценить и принимать базовые ценности: «добро», «природа», «родина», «любовь», «красота»

 

 

 

 


 

Курс «Я – исследователь» 2 класс

Курс «Я – исследователь» 2 класс

Специфика программы Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы нахо­дит все большее применение

Специфика программы Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы нахо­дит все большее применение

Пройдя первый круг во второй и третьей четвер­ тях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах

Пройдя первый круг во второй и третьей четвер­ тях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся будет уметь : Ø классифицировать; Ø обобщать; Ø отбирать все возможные варианты решения; Ø переключаться с одного поиска решения на другой; Ø составлять план…

Обучающийся будет уметь : Ø классифицировать; Ø обобщать; Ø отбирать все возможные варианты решения; Ø переключаться с одного поиска решения на другой; Ø составлять план…

Итоговый контроль Способы проверки результатов освоения программы

Итоговый контроль Способы проверки результатов освоения программы

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов

Умения учиться : навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации

Умения учиться : навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование»

Календарно-тематическое планирование «Я –исследователь» во 2 классе № п/п

Календарно-тематическое планирование «Я –исследователь» во 2 классе № п/п

Выбор темы исследования. 10

Выбор темы исследования. 10

Учимся вырабатывать гипотезы. 24

Учимся вырабатывать гипотезы. 24

Методы исследования 08.10

Методы исследования 08.10

Наблюдения за комнатными растениями

Наблюдения за комнатными растениями

Эксперименты с растениями. 12

Эксперименты с растениями. 12

Знакомство с логикой. Классификация

Знакомство с логикой. Классификация

Как работать с книгой. 10

Как работать с книгой. 10

Учимся выделять главное и второстепенное 17

Учимся выделять главное и второстепенное 17

Пиктограммы, или как трансформиро-вать мысль в графический образ

Пиктограммы, или как трансформиро-вать мысль в графический образ

Как сделать сообщение о результатах исследования

Как сделать сообщение о результатах исследования

Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений»

Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений»

КУ Проведение коллектив-ных игр-исследований

КУ Проведение коллектив-ных игр-исследований

Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди»

Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди»

Сообщения о своих коллекциях

Сообщения о своих коллекциях

Мой проект. 14.04

Мой проект. 14.04

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований

Мини – конференция по итогам экспресс – исследований

Анализ защиты исследователь-ских работ

Анализ защиты исследователь-ских работ

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы

Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017