Курс «Я – исследователь» 2 класс
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины |
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации лицея. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами лицея и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. |
2. Адресат |
Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.
|
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту |
Рабочая программа составлена на основе программы «Я-исследователь»., базой которой стали методические рекомендации А.И.Савенкова « Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010., в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
|
4. Цели и задачи |
Цель программы: Ø трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы: · развитие познавательных потребностей младших школьников; · развитие познавательных способностей младших школьников; · обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; · формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска; · формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
|
5. Специфика программы |
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. По окончании программы определен определенный продукт - исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции.
|
6. Основные содержательные линии курса |
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы: Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска. Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
|
7. Структура программы |
Подпрограмма «Тренинг» В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса возвращается к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу. Подпрограмма «Исследовательская практика» Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Подпрограмма «Мониторинг» Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
|
8. Требования к результатам |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу, к школе; – интерес к предметно-исследовательской деятельности; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – смысловому восприятию познавательного текста; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол- лективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – нежи_ аяя; группы растений, группы животных); – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся будет знать: Ø основные особенности проведения исследований разных видов; Ø методы исследования; Ø правила выбора темы и объекта исследования; Ø основные логические операции, их отличительные особенности; Ø правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: Ø классифицировать; Ø обобщать; Ø отбирать все возможные варианты решения; Ø переключаться с одного поиска решения на другой; Ø составлять план действий по своей работе; Ø рассматривать объект с различных точек зрения; Ø составлять задания по предложенной теме; Ø проводить самоконтроль; Ø презентовать свою работу. Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения: Ø без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; Ø работать в коллективе, группе; Ø презентовать работу перед аудиторией.
|
9. Формы организации учебного процесса |
Формы занятий: Ø по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная (1-й и 2-й год обучения), групповая, индивидуальная; Ø по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, презентация в форме защиты итогов работы; Ø по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
|
10. Итоговый контроль |
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
|
11. Объем и сроки изучения |
На изучение курса «Я - исследователь» отводится 1 час в неделю, всего - 35 ч. |
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
· Персональный компьютер;
· Мультимедийная установка.
· Презентации;
· Карточки и раздаточный материал.
Список литературы
• А.И.Савенков. Программа исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
• А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
• А.И.Савенков. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Тематическое планирование
Содержание |
Тема. |
Характеристика деятельности учащихся. |
Тренинг. 18 ч |
||
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.). |
1.Что такое исследование?
|
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Уметь учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». |
2.Выбор темы исследования |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; Осуществлять самопроверку; Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; Уметь работать в паре. |
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. |
3.Цель и задачи исследования. |
Уметь формулировать (индивидуально или в результате обсуждения в группе)цель исследования.
|
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез |
4.Учимся вырабатывать гипотезы.
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
|
5 Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. |
5.Какими могут быть вопросы.
|
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
|
6-7 Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
|
6-7 Методы исследования |
Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдения. Уметь получать дополнительную информацию, эффективно использовать ее в процессе исследовательской работы , проводить оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
|
8.Наблюдение за комнатными растениями |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (растения ,вода, свет, и др.).
|
9-10.Эксперименты с растениями |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания |
11-12.Знакомство с логикой. Классификация. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов |
13-14.Как работать с книгой.
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
|
15.Учимся выделять главное и второстепенное |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. |
16.Как делать схемы. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формулировать собственное мнение и позицию. |
. Практическое задание — пиктограммы. |
17-18.Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Исследовательская практика -10ч. |
||
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры. |
19-20.Как сделать сообщение о результатах исследования.
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
. Предлагается выбрать любую из описанных игр(«Разнообразие растений», «Комнатные растения», «Красная книга» или разработать собственную. |
21-23. Коллективная игра – исследование. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Каждая группа получает дидактический материал (текст для наблюдения, вопросы и т. п.), в результате работы над которым делают теоретические выводы. Группа становится экспертом в данном вопросе.
|
24-25.Групповой исследовательский проект |
Учатся вычленять проблемы и находить способы их решения; формируют собственную точку зрения, учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение. В процессе студенты овладевают коммуникативными умениями, у них развивается чувство взаимопомощи. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя |
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.
|
26-27 Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы. |
28.Сообщения о своих коллекциях. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Мониторинг. 7ч |
||
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. |
29. Мой проект |
Осуществлять сбор, систематизация и анализ информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. |
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ |
30.Представление своих проектов. |
|
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
|
31.Мини конференция по итогам экспресс – исследований. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. |
32.Классная научно-практическая конференция. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
|
33. Анализ защиты исследовательских работ |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
|
34. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. |
Выбор заданий для наблюдений в летний период. |
35.Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы. |
Уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве |
Календарно-тематическое планирование «Я –исследователь» во 2 классе
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Элементы содержания |
Вид контро ля |
Планируемые результаты
|
|||||
По пла-ну |
Факт. При-меча-ние |
предметные |
УУД |
личностные |
|||||||
I четверть Тренинг. Первый цикл – 7 часов |
|||||||||||
1 |
Что такое исследование.
|
03.09 |
|
КУ
|
Знакомство с понятием «исследование». Коррек-тировка детских пред-ставлений о том, что они понимают под сло-вом«исследование». Кол-лективное обсуждение вопро-сов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? |
Текущий
|
Знать понятие «исследование», что такое «открытие», где и как использовать научные открытия. Уметь наблюдать.
|
Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учите-лем. П Умения учиться: навыки решения творческих задач и навы-ки поиска, анализа и интерпретации информации. КФормулировать собственное мнение и позицию. |
Формировать у детей мотивацию к обучению |
||
2 |
Выбор темы исследования.
|
10.09 |
|
КУ
|
Что такое «научные исследования»? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Преимущества и недостатки наблюдения. |
Текущий |
Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия. Уметь наблюдать |
Р:- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - осуществлять самопроверку П:-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты К:- работа в паре |
Освоение личностного смысла учения;
|
||
3 |
Цель и задачи исследования.
|
17.09 |
|
КУ
|
|
Текущий |
Знать понятия цель и задачи исследова-ния. Уметь формулировать цель и задачи работы. |
Р Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. П Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Находить значимые личностные качества исследователя. |
||
4 |
Учимся вырабатывать гипотезы.
|
24.09 |
|
КУ
|
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
|
Текущий |
Знать понятие гипотеза, способы проверки гипотез. Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. |
Р-планировать своё высказывание высказывать свою точку зрения на события П-наблюдать -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты К- участвовать в диалоге -слушать и понимать других |
Этические чувства , впечатления через восприятие картин природы |
||
5 |
Какими могут быть вопросы.
|
01.10 |
|
КУ
|
Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
|
Текущий |
Знать группы вопросов. Уметь строить и задавать вопросы |
П: осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; Р- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде
|
- освоение личностного смысла учения;
|
||
6 |
Методы исследования |
08.10 |
|
КУ |
Знакомство с основными доступными нам мето-дами исследования (подуматьсамостоятельно,спро-сить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
|
Текущий |
Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования. |
Р:высказывать свою точку зрения на события и поступки П-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, |
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу |
||
7 |
Методы исследования |
15.10 |
|
КУ |
Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
|
Текущий |
Знать методы исследования. Уметь составлять план исследования.
|
П: моделировать изучаемые понятия - пользоваться схемами, символами;устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить сообщение в устной форме, в виде рисунков, фантазировать Р:- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале К:- работа в паре, - осуществлять взаимопроверку |
освоение личностного смысла учения; |
||
Тренинг. Второй цикл – 11 часов |
|||||||||||
8 |
Наблюдения за комнатными растениями.
|
22.10 |
|
КУ |
Знакомство с наблюдени-ем как методом исследо-вания. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространен-ные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнение задания на проверку и тренировку наблюда-тельности |
Текущий |
Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению |
П:- пользоваться симво-лами, знаками, схема-ми;устанавливатьпричин-но следственные связи в изучаемом круге явлений; моделировать изучаемые понятия; строить сооб-щение в устной форме, в виде рисунков, фантази-ровать; проводить аналогииР: составление планапоследовательности действий при органи-зации проектной работы К работа со взрослыми |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
9 |
Эксперименты с растениями. |
29.10 |
|
КУ
|
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, растения и др.).
|
Текущий |
Знать понятие эксперимент. Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. |
П-наблюдать за расте-ниями;формулировать информацию о наблю-даемых объектах, - проводить сравнения, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; работа с таблицами; Р: принимать роль в учебном сотрудничест-ве К: работа в группах; уметь договариваться, приходить к общему решению |
Понимать необходимость бережного отношения к природе |
||
10 |
Эксперименты с растениями. |
12.11 |
|
. КУ
|
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, растениями и др.).
|
Текущий |
Знать понятие эксперимент. Уметь проводить эксперименты с реальными объектами. |
К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки П-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Р :соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем
|
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
11 |
Знакомство с логикой. Классификация.
|
19.11 |
|
КУ
|
Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок.
|
Текущий |
Уметь выполнять классификации. |
Р-выделять из темы известные и неизвестные знания и умения;
П-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты К - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
|
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
12 |
Знакомство с логикой. Классификация.
|
26.11 |
|
КУ
|
Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания. |
Текущий |
Уметь выполнять классификации. |
П- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; проводить классификацию изуча-емых объектов; - ориентироваться в учебнике, Р: определение цели выполнения задания во внеурочной деятельности К:Работа со взрослыми |
- Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
13 |
Как работать с книгой.
|
03.12
|
|
КУ
|
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
|
Текущий
|
Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
|
П- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; проводить классификацию изуча-емых объектов; - ориентироваться в учебнике, Р: определение цели выполнения задания во внеурочной деятельности К:Работа со взрослыми
|
- воспитание бережного отношения к книге
|
||
14 |
Как работать с книгой.
|
10.12 |
|
КУ |
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
|
Текущий |
Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы. |
П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы Р-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
|
- воспитание бережного отношения к книге
|
||
15 |
Учимся выделять главное и второстепенное
|
17.12 |
|
КУ
|
. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
|
Текущий |
. Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем. |
П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы Р-понимать и принимать учебную задачу, сформулиро-ванную совместно с учителем; К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
16 |
Как делать схемы.
|
24.12 |
|
КУ
|
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Учиться строить схемы «Дерево Паук» |
Текущий |
Уметь строить схемы «Дерево», « Паучок». |
.П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы Р-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
17 |
Пиктограммы, или как трансформиро-вать мысль в графический образ. |
14.01 |
|
КУ
|
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
|
Текущий |
Уметь писать и читать пиктограммы. |
К -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки -уметь работать в паре П:- устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений - проводить сравнения, делать выводы на основе сравнений - поиск необходимой информации в учебнике Р:-Самооценка результатов наблюдений |
- освоение личностного смысла учения |
||
18 |
Пиктограммы, или как трансфор-мировать мысль в графический образ. |
21.01 |
|
КУ
|
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
|
Текущий |
Уметь писать и читать пиктограммы. |
П- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; Р- самостоятельно делать выводы, К-признавать свои ошибки |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
Исследовательская практика 10ч
|
|||||||||||
19 |
Как сделать сообщение о результатах исследования.
|
28.011 |
|
КУ
|
Алгоритмом исследовательской деятельности.
|
Текущий |
Знать приемы исследовательской деятельности. Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». |
П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Р- самостоятельно делать выводы К-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
20 |
Как сделать сообщение о результатах исследования.
|
04.02 |
|
ОНЗ |
Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
|
Текущий |
Знать приемы исследовательской деятельности. Уметь отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…». |
Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - определять самостоятельно критерии оценивания , давать самооценку П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников К- участвовать в диалоге |
Осознавать нравственное значение совместной работы людей |
||
21 |
Коллективная игра-исследование «Разнообразие растений».
|
11.02 |
|
КУ
ПР
|
Проведение коллектив-ных игр-исследований. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную. Распознавание деревьев, кустарников и трав.
|
Текущий |
Уметь следовать заданной процедуре группового исследования.
|
Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников К- Работать в паре |
Осознавать необходимость бережного отношения к природе; - освоение личностного смысла учения
|
||
22 |
Коллективная игра-исследование «Комнатные растения».
|
18.02 |
|
КУ |
Проведение коллектив-ных игр-исследований Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную |
Текущий |
Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. |
Р- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; П-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий; К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки -уметь работать в паре |
Понимать ,что выращивание цветов- большой труд на радость людям; |
||
23 |
Коллективная игра-исследование «Красная книга».
|
25.02 |
|
КУ |
Проведение коллектив-ных игр-исследований Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.
|
оценка работы группы
|
Уметь следовать заданной процедуре группового исследования. |
Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомогоматериала; П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, |
Осознавать необходимость бережного отношения к природе |
||
24 |
Групповой исследователь-ский проект». |
03.03 |
|
КУ |
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. обычные.
|
Текущий |
. Уметь организовывать исследование в группе. |
Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; |
Осознавать необходимость бережного отношения к природе и, в частности, к насекомым и паукообразным |
||
25 |
Групповой исследователь-ский проект . |
10.03 |
|
КУ |
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. обычные.
|
итоговый |
Уметь выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку |
П- анализировать, сравнивать, группиро-вать различные объек-ты, явления, факты; -самостоятельно делать выводы Р- понимать и принимать учебную задачу,сформулирован-ную совместно с учителем, К-включаться в кол-лективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками. |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
26 |
Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». |
17.03 |
|
КУ |
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий, где каждый сообщает о своих результатах.
|
Текущий |
Владеть приемом экспресс исследовательской деятельности |
Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения . |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
27 |
Экспресс - исследование «Какие коллекции собирают люди». |
24.03 |
|
КУ |
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий, где каждый сообщает о своих результатах.
|
Текущий |
. Уметь структурировать полученный материал, выделять главное и второстепенное из собранной информации. |
Р- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомогоматериала; П- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников К- работа в паре
|
Интерес к различным видам учебной деятельности
|
||
28 |
Сообщения о своих коллекциях. |
07.04 |
|
КУ |
Сообщения детей о том, какие коллекции ими собраны. |
Текущий |
Уметь по алгоритму строить сообщение |
Р- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи П- проводить сравнения, делать выводы К- понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
|
- положительное отношение к трудовой деятельности
|
||
Мониторинг-7ч. |
|||||||||||
29 |
Мой проект.
|
14.04 |
|
КУ |
Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением |
Текущий |
Уметь выполнять проект |
Р: - контролировать и корректировать своё поведение в ходе работы К- понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
|
- освоение личностного смысла учения
|
||
30 |
Представление своих проектов |
21.04 |
|
КУ
|
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
|
Текущий
|
Уметь строить защиту исследовательской работы. |
П:- подробно перес-казывать прочитанное; работать с дополни-тельными источниками информации; создание алгоритма действия Р:контролировать своё поведение по отноше-нию к сверстникам К- участвовать в диа-логе; слушать и пони-мать других, высказы-вать свою точку зрения на события и поступки |
Интерес к различным видам учебной деятельности
|
||
31 |
Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.
|
28.04 |
|
КУ |
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
|
Текущий |
Уметь строить защиту исследовательской работы.
|
П-Уметь находить признаки зимних явлений природы в названиях зимних месяцев; - проводить сравнение - смысловое чтение: определение темы, смыслового значения произведения - поиск необходимой информации в учебнике Р: Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками К работа в паре |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
32 |
Классная научно-практическая конференция.
|
05.05 |
|
КУ |
|
Текущий |
Уметь строить защиту исследовательской работы. |
П-Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат сказки, как в них оцени- ваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; |
Интерес к предметно-исследовательской деятельности |
||
33 |
Анализ защиты исследователь-ских работ.
|
12.05 |
|
КУ |
Выступления учащихся по теме. Рассказ о проделанной работе. |
итоговый |
Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. |
П-Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; Р-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем. К:- работа в группе, - планирование совместной работы |
Выражать свой отношение к красоте творческой работе своих одноклассников. |
||
34 |
Итоговое занятие. Анализ исследователь-ской деятельности. |
19.05 |
|
КУ |
Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы. |
итоговый |
Уметь находить и исправлять ошибки, допущенные в работе. |
П: Знать сезонные изменения в живой природе; Р: Принимать роль в учебном сотрудничестве К:- работа в группах - распределять роли, планировать действия, готовить отчёт |
- освоение личностного смысла учения
|
||
35 |
Семинар. Организация летних наблюдений и исследований за объектами природы. |
26.05 |
|
КУ |
Уточнение собственных исследовательских заданий на летние каникулы.
|
Текущий |
Уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве |
Р Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. К Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
- ценить и принимать базовые ценности: «добро», «природа», «родина», «любовь», «красота»
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.