Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
труд
6 кл
01.09.2019
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий. Технология, 6 класс. Может быть использована при изучении предметной области "Технология". Индивидуально – групповые занятия призваны помочь учащимся 6 классов глубже осмыслить и связать знания отдельных предметов в общее представление о создании собственных проектируемых изделий.
Программе присущи практико - ориентированная и профориентационная направленность. В основу обучения положена современная деятельностная образовательная технология – проект. Программа применима для групп школьников с хорошим уровнем подготовки, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий. Технология, 6 класс..doc
ИНДИВИДУАЛЬНО – ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Рабочая программа
Пояснительная записка
6 классах
Рабочая программа индивидуально – групповых занятий по технологии в 6 классах разработана на основе авторской
программы (имеет внешнюю экспертную оценку) учителя Е.И. Симигук. г. ХантыМансийск, 2012 год.
:// festival
.1 september
(http
Предлагаемый курс предназначен для обучающихся 6 классов и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), практических работ – 23.
Индивидуально – групповые занятия призваны помочь учащимся 6 классов глубже осмыслить и связать знания отдельных предметов в
. ru / articles
/505612/)
общее представление о создании собственных проектируемых изделий.
. Программе присущи практико ориентированная и профориентационная направленности. В основу обучения положена современная
деятельностная образовательная технология – проект. Программа применима для групп школьников с хорошим уровнем подготовки, что
достигается обобщённостью включённых в неё знаний.
«Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и
естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных
областей в практической деятельности человека.
Цель курса – сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной
исследовательской работы; формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественнотехнологическому
направлению обучения и будущей профессиональной деятельности.
Из основной цели вытекают следующие задачи курса:
научить выделять проблему из общей массы информации;
развивать практикодеятельностные умения в области технологии и искусства;
научить вести исследования;
развивать творческие способности и интерес к выполнению проектов;
привить навыки правильного формулирования темы исследования;
сформировать начальные навыки в поиске и обработке информации;
сформировать умения анализировать данные и делать выводы;
сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;
научить правильно, оформлять проект;
развивать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, защищать творческий проект. В процессе освоения данного курса обучающиеся приобретают знания о:
мире современных профессий в сфере обслуживания и художественнотворческой деятельности;
этапах выполнения и защиты творческого проекта;
технологии выполнения работ декоративноприкладного искусства.
На основе усвоенных знаний формируются умения:
планировать проектную деятельность;
выполнять и представлять творческие проекты;
выполнять декоративноприкладные работы.
Основными разделами программы являются:
Основы проектирования. Алгоритм проекта (11 час)
Материализация проекта (9 час.)
Составление чертежей частей изделия, технологических карт (2 час)
Технологическая последовательность изготовления изделия (4часа)
Экологическое, экономическое обоснование и экспертиза (3 час)
Оформление пояснительной записки к проекту (4 часа)
Презентация изделия (2 час)
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. На каждом занятии
предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного творческого характера. Предполагается использование
таких методов обучения, как беседа, проблемное изложение материала, организация поисковой, творческой деятельности учащихся по
решению новых для них проблемных ситуаций, демонстрация объектов и результатов труда, выполнение творческих проектов.
Средствами обучения являются: технологические и инструкционные карты, дидактические материалы для личного пользования
учащимися на уроках, электронные программные диски для распечатки выкроек в натуральную величину с использованием компьютера, что
значительно облегчает работу.
Для решения познавательных и информационнокоммуникативных задач в процессе обучения предусматривается использование
Интернетресурсов, презентаций проектов, лучших работ учащихся, электронных учебных пособий.
Формы работы: групповая – совместноиндивидуальная, совместновзаимодействующая, самостоятельная, индивидуально
практические работы, самопроверка, предварительное выполнение практической работы, составление опорных конспектов, применение
познанных объектов к объяснению новых фактов, применение знаний в творческой деятельности, домашние работы выполняются
самостоятельно.
Курс заканчивается защитой проектов. Программа курса предполагает преемственность с ранее изучаемым материалом предметных
областей «технология» и «искусство». Система оценивания
Система оценивания в данном курсе включает критерии: оценка знаний, умений и навыков практической работы; качества изделий
(работ), приёмов труда, норм времени, критерии оценки творческого проекта.
Критерии оценки творческого проекта:
1. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, полнота библиографии.
2.Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы
3.Оригиналльность темы, подходов, найденных решений, аргументация материального воплощения и представления проекта.
4. Качество оформления. Соответствие его требованиям стандарта, структура текста, качество рисунков, схем, чертежей.
5. Объём и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение
проекта.
баллов35.
6. Коммуникативная компетенция: качество доклада, композиция, логичность, последовательность, аргументация, культура речи.
Владение аудиторией.
7. Объём и глубина знаний.
Оценка проекта и его защита проводится по семи критериям, оценивание поводится по пятибалльной системе, максимальное количество
Виды используемого контроля: текущий, периодический, итоговый. Контроль проводится для определения степени достижения целей
обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики
обучения.
Выполнение учащимися практической работы на текущих занятиях позволяет проверять и оценивать результаты каждого занятия.
Периодический контроль помогает установить степень усвоения материала по определённому разделу программы курса. Итоговый
контроль проводиться по окончанию курса в форме зачётной работы и защиты творческого проекта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате ИНДИВИДУАЛЬНО – ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/понимать
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; виды, приемы и последовательность выполнения
технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье
человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рассуждать, составлять план или схему работы; классифицировать проекты; рационально организовывать рабочее место; находить
необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять
последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы,
инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами
и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять
допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных
технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной
деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения техникотехнологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной
трудовой деятельности; создания макета или опытного образца проектируемого изделия; изготовления изделий из различных материалов;
создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества
выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат,
необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Содержание курса « Проектная деятельность».
Тема 1. Основы проектирования (1 час)
Разъяснить целевую установку курса. Классификация проектов. Выбор и обоснование темы проекта: выявление проблемы, планирование
работы. Основные законы художественного моделирования. Критерии оценки изделия, правила проведения экспертизы. Сдача экспертизы.
Тема 2. Алгоритм дизайна (2 часа)
Содержание основных этапов проектной деятельности – алгоритм дизайна. Дать понятие о творчестве вообще, техническом творчестве.
Показать, что творчество – это качественный скачек, на основе существенного количества переработанной информации. Научить рассуждать,
составлять план или схему работы. Пояснить, как правильно подбирать литературные источники. Работа с источниками и их анализ.
Тема 3. Создание банка идей (2 часа)
Создание образа изделия через изменение размеров, материалов, совмещение функций, комбинирование аналогов.
На основании полученных результатов создать возможные образы будущего изделия. Формирование банка идей и предложений. Сдача
эскизов первоначальных идей.
Тема 4. Потребности изменяют изделие (2 часа) Изучение и анализ существующих изделий по выбранной теме. Определение потребностей в усовершенствовании изделия. Составление
ряда эволюционного развития будущего изделия.
Тема 5. Маркетинговое исследование (2 часа) Ознакомительное, изучающее чтение специальной литературы. Конспектирование: виды
конспектов. Сбор и уточнение информации. Решение промежуточных задач. Выбор оптимального варианта. Выполнение эскизов по решению
промежуточных задач. Сдача эскизов оптимального варианта.
Тема 6. Научный подход в проектировании изделий (2 часа)
Источники научной информации для дизайнера. Технологический процесс. Выявление и анализ трудностей возникающих при выполнении
проекта. Совместновзаимодействующая форма групповой работы учащихся.
Тема 7. Материализация проекта (4 час)
Создание макета или опытного образца проектируемого изделия. Изготовление макета, образца. Проверка соответствия предъявляемым
требованиям. Выявление и анализ дефектов. Защита макета, образца.
Тема 8.Экспертиза изделия (1час)
Дать практические советы по разработке критериев проектируемого изделия. Требования к выбору и качеству объекта. Заслушать и
обсудить аргументы выбранных идей.
Тема 9. Выбор материалов (2 часа)
Выбор, исследование и анализ материалов по ряду факторов. Составление диаграммы выбора материалов.
Заслушать и обсудить результаты проведенных исследований.
Тема 10. Составление спецификации (1 час)
Определение предназначения проекта, результата и эксклюзивности работы. Эргономические характеристики. Составление
спецификации.
Тема 11. Изучение покупательского спроса изделия (1 час)
Подбор вопросов и составление анкеты по изучению покупательского спроса на проектируемое изделие. Требования к анкете.
Проведение опроса различных групп людей, анализ, выводы. Блиц контрольная.
Тема 12. Составление чертежей частей изделия (1 час)
Подготовка необходимых материалов для выполнения изделия. Первоначальный подсчет себестоимости. Составление чертежей, схем,
выкроек проектируемого изделия. Тема 13. Составление технологических карт (1 час)
Правила составления технологических карт, по этапам, проектируемого изделия. Схематическое изображение этапов проектирования.
Изготовление технологических карт.
Тема 14. Технологическая последовательность изготовления изделия (4 час)
Этапы изготовления проектируемого изделия. Технологическая последовательность, Изготовление проектируемого изделия.
Тема 15.Экологическое обоснование и экспертиза (1 час)
Загрязнение среды при производстве проектируемого изделия. Экологичность при использовании и утилизации проектируемого изделия.
Фронтальный опрос мнений.
Тема 16. Экономические расчеты (2 часа)
Изучение потребности данного изделия на рынке аналогичных товаров. Возможность массового производства. Расчет себестоимости.
Уровень продажной цены. Экономическое обоснование проектируемого изделия.
Тема 17. Оформление пояснительной записки к проекту (4 часа)
Показать, как весь наработанный материал должен быть логично распределен по разделам и параграфам. Требования к оформлению.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оформление пояснительной записки к проектируемому изделию.
Тема 18. Презентация изделия (2 час)
Подготовка изделия к демонстрации. Реклама, отчет о проделанной работе. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта.
Список литературы для учителя:
1. КриволаповаН.А. Методика организации и проведения занятий по развитию творческого мышления учащихся: методическое пособие
для учителей\Н.А. Криволапова,Л.А. Дементьева; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Курганской области. Курган, 2008. – 60 с.
2. Технология. 511 классы. Обслуживающий и технический труд: задания для подготовки к олимпиадам/ авт.сост. В.П. Пономарева, М.П.
Шачкова. Волгоград: Учитель, 2011. – 116 с.
3. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя /Под ред. И.А. Сасовой. – М.: ВентанаГраф, 2003. – 296.:
ил.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. М.,2004.
5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 4145.
Список литературы для обучающихся: 1. Технология. 511 классы. Обслуживающий и технический труд: задания для подготовки к олимпиадам/ авт.сост. В.П. Пономарева, М.П.
Шачкова. Волгоград: Учитель, 2011. – 116 с.
2. Синица Н.В.Технология. Технологии ведения дома: учебник для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.В.Синица,
В.Д.Симоненко.– М.: ВентанаГраф, 2013.
3. Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 58 классы / С.Э. Маркуцкая. – 2е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Интернетресурсы
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования
МИОО.
www.researcher.ru — Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научнотехнического творчества молодежи
МГДД(Ю)Т,
vernadsky.info — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская
версии.
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». http://petersburg-edu.ru/?page=213 -
Образовательный портал.
Дополнительная литература:
Технология. 59 классы: дополнительные и занимательные материалы / авт.сост. Л.Д. Карачевцева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель,
2009.
Занятия по прикладному искусству. 57 классы: работа с солёным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток /
авт.сост. Е.А. Гурбина. Волгоград: Учитель, 2009.
Технология. 59 классы. Организация проектной деятельности / авт.сост. О.А. Нессонова и др. Волгоград: Учитель, 2009.
Технология. 68 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий: конспекты занятий / авт.сост. И.Г. Норенко.
Волгоград: Учитель, 2007. Календарнотематический план у
т
к
а
ф
о
п
а
т
а
Д
Наименование изучаемой
темы
Всего
часов
Основное содержание по теме
Тема урока, тип урока
Основные понятия темы
Основы проектирования.
Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний
Алгоритм дизайна.
Комбинированный урок
Создание банка идей.
Урок обобщения и
систематизации знаний
Потребности изменяют
изделие.
Урок комплексного
применения ЗУН
Маркетинговое
исследование.
Урок обобщения и
Целевая установка курса,
раскрыть смысл обучения по
данной проблеме.
Выбор и обоснование темы
проекта.
Законы художественного
конструирования.
Экспертиза и оценка изделий.
Содержание основных этапов –
алгоритм дизайна.
Последовательность
проектирования.
Формирование банка идей и
предложений.
Создание образа изделия.
Изменение размеров.
Выбор материалов.
Совмещение функций.
Комбинирование известных
аналогов.
Комбинирование идей.
Анализ существующих изделий.
Определение потребностей в
усовершенствовании.
Сбор и уточнение информации.
Решение промежуточных задач.
Выбор оптимального варианта.
1
2
2
2
2
Характеристика основных видов
деятельности
(на уровне учебных действий)
Планируемые
результаты*
(по итогам
прохождения
материала)
Информационное
сопровождение,
цифровые и
электронные
образовательные
ресурсы**
Экспертиза изделия
Презентация
«Учебный проект»
Знакомство с
литературой по основам
художественного
проектирования.
Просмотр проспектов,
журналов.
Создание возможных
образов будущего
изделия в рисунках,
эскизах.
Прорисовывание
элементов конструкции.
Составление ряда
эволюционного
развития будущего
изделия.
Работа с источниками.
Выполнение эскизов по
решению
Учебный фильм
Электронный банк
проектов
Электронный
черновик проекта
№
п/п
о
п
а
т
а
Д
у
н
а
л
п
1
9
0
.
5
23
45
9
0
.
9
1
2
1
0
1
.
3
9
0
.
6
2
0
1
.
0
67 1
0
1
.
7
1
0
1
.
4
0
1
89 2
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий (технология, 6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.