РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Индивидуального сопровождения одаренности ребенка"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1) Цель программы: Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в экспериментальной дея-тельности. 2) Задачи: 1. Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников. 2. Дать дополнительные, более глубокие сведения в исследовательской деятельности. 3. Создать условия для дальнейшего личностного роста, реализации способностей. 3) Актуальность. Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуального сопровождения одаренного ребенка.docx
УТВЕРЖДЕНО                                                                                          Заведующий МБДОУ «Детский сад №10                                                                                          г.Красноармейска Саратовской области»                  _____________ Л.Ф.Салахова    №__ от «__» ______________2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  индивидуального сопровождения одаренности Развитие ребенка старшей группы «Всезнайки»  в театрализованной деятельности Полина А.                                Руководитель: Куклева И.А.2017 – 2018 учебный год I. Пояснительная записка. 1) Цель программы: Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в экспериментальной  деятельности. 2) Задачи: 1. Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников. 2. Дать дополнительные, более глубокие сведения в исследовательской деятельности. 3. Создать условия для дальнейшего личностного роста, реализации способностей. 3) Актуальность. Проблема   работы   с   одаренными   детьми   чрезвычайно   актуальна   для   современного российского   общества. Ученые   сегодня   единодушны   в   том,   что   каждый   человек   владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Таланты рождаются не   часто,   а   гениев   вообще   за   всю   историю   человечества   насчитывается   не   более   400. Образование обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребёнка.   Жизнь   требует   от   системы   образования   подготовки   выпускника,   способного адаптироваться   к   меняющимся   условиям,   коммуникабельного   и   конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего   успеха”. Новая  политика   в   образовании   России   выдвигает   задачу   демократизации образования   и   воспитания.   Стратегией   образовательного   пространства   является   создание образовательного   процесса,   направленного   на   гармоническое   развитие   личности,   создание обогащенной   Среды   для   развития   каждого   ребенка.   Необходима   "перестройка   системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности".  Эти тезисы, произнесенные более десяти лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема   одаренности,   которая   рассматривается   с   позиций   процессов   образования, воспитания и развития. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных   детей,   создание   различных   типов   учебных   заведений,   учитывающих   разные потребности,   подготовки   научных   кадров   для   работы   с   одаренными   детьми.   Работа   с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные   педагогические   процессы,   пронизывающие   все   ступени   роста   ребенка   от дошкольного детства до высшего образования. В   Федеральной   программе   развития   образования   выдвигается   цель   ­   «Развитие   системы образования   в   интересах   формирования   творческой   личности   как   одного   из   факторов экономического  прогресса общества ...». В программе основным направлением является ­ развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности. Одаренность   многогранна   и   проявляется   индивидуально   у   каждого   ребенка.   Раскрытие потенциала   одаренного   ребенка   актуально   для   системы   художественного   воспитания.   В настоящий   момент   растет   количество   специализированных   школ,   студий   как государственных, так и частных для одаренных детей. Реализация названных задач требуетсовершенствования системы художественного воспитания учащихся в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования. Все это подчеркивает важность данной программы. Волна возрастной одарённости в течении нескольких лет несёт нас своём гребне маленьких художников.   Но   она   уйдёт,   и   большинство   взрослеющих   детей   найдёт   другие предпочтительные   для   них   области   деятельности,   где   проявятся   их   способности.   Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности. Программа «Коротышки из Солнечного города» направлена на такое обучение, когда ребёнок овладевает знаниями, развивает качество, не в результате специальных усилий, а в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя. 4) Новизна. Программа «Коротышки из Солнечного города» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и с целью пропедевтической   работы   в   рамках   проекта   «Одаренные   дети».   Программа   позволит, развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно­ориентированный подход. Одаренные   дети   смогут   в   полной   мере   реализовать   свои   возможности   и   способности, проявляя   активность,   инициативу,   творчество.  Программа   разработана   в   соответствии  с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   дошкольного образования,   утверждённого   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 1 января 2014 г. 5) Концепция. Главные идеи концепции: сохранение устойчивых культурных и нравственных приоритетов,  поддержание авторитета образования науки, социального престижа знаний. Деятельность НОД связана не просто с удовлетворением потребностей дошкольников в  дополнительном образовании, а с возможностью комплексно охватить каждого учащегося в  соответствии с его талантами и желаниями. Только при таком условии можно адекватно  отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и  будущий профессиональный выбор. Актуальность концепции: в условиях уже реально действующего рынка труда возросла  социальная значимость знаний. предпосылки профессиональной ориентации и социальной  адаптации создаются сегодня не в вузе, не в школе, а в дошкольном учреждении Элементы научно­методической новизны: трактовка НОД как особой образовательной  политики, где объективные задачи образования соединены с личностными; определение НОД как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур  и наук; обоснование деятельности НОД как идеальной площадки для проведения «чистого»  педагогического эксперимента для внедрения целостного концептуального подхода и  отслеживания конкретных результатов. Принципы деятельности НОД: индивидуализация образовательной траектории дошкольников; создание условий для самореализации личности воспитанника; социально­педагогическая  поддержка детей, проявивших способности к научно­исследовательской деятельности; культурологический подход как возможность объединения гуманитарного и естественно­ научного направлений. Задачи НОД: пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний; формирование  творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;  развитие интереса к научно­исследовательской деятельности, к углубленному изучению  различных областей науки и техники; ранняя профессиональная ориентация; создание новых  форм и методик развития творческих способностей и опыта научного творчества. Формы и направления работы НОД: работа НОД строится с учетом индивидуальных  особенностей личности дошкольника. Формируемый в процессе деятельности НОД опытнаучного творчества имеет компоненты, характерные компоненты, характерные для всех  видов научной работы. Карта индивидуального сопровождения ребёнка. Наименование учреждения МБДОУ «Детский сад №10 г.Красноармейска» Адрес г.Красноармейск ул.Интернациональная д.20 1. Сведения о ребёнке  Ф.И.  Полина А.  Дата рождения ________________________  Адрес ____________________________  Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка    Мальчик хорошо развит, всесторонне, активен, очень подвижен, самостоятелен. Всем интересуется.   Адекватно   реагирует   на   замечания   взрослого,   старается   исправить ошибки.  2. Социальная характеристика семьи.  Мать –   Отец –   Степень участия в воспитании – большую роль в воспитании играет участие мамы и папы.  Условия проживания, условия быта ­ семья из четырёх человек проживает в отдельном  доме. Есть отдельная комната на двоих с братом. Созданы все условия для  полноценного развития ребёнка. 3. Запрос родителей Всестороннее развитие ребёнка. Дополнительные занятия  ребёнка в различных кружках. 4. Долгосрочная цель сопровождения  1.Развитие исследовательских способностей. 3.Повышение самооценки, уверенности в своих силах. 5. Возможные риски Высокая загруженность. Нежелание педагогов сотрудничать. 6. Группа сопровождения  Родители: мама, папа. Педагоги: руководитель кружка, воспитатель.  Мероприятия (примерный перечень мероприятий с указанием конкретных сроков и  распределением обязанностей) Наименование  мероприятия Сроки Ответственные Отметка о выполнении Проведение скринингого исследования 2 раза в год Руководитель кружкаКуклева И.А. Руководитель кружка  Куклева И.А. Руководитель кружка  Куклева И.А. Информирование о результатах  диагностических исследований Просвещение родителей: 1. Информирование о результатах  диагностических исследований 2. О формировании у ребенка  дошкольного возраста умения  доводить начатое дело до конца 3. Совместные творческие работы  родителей и ребенка 4. Открытое занятие перед родителями Ноябрь Сентябрь, май Январь 1 раз в месяц Октябрь, апрель Индивидуальная работа по  исследовательской деятельности) Посещение кружка Участие в конкурсах различного уровня. Куклева И.А. 1 раз в неделю Руководитель кружка  1 раз в неделю Руководитель кружка  Куклева И.А. Руководитель кружка  Куклева И.А. Раз в квартал 7. Оценка промежуточных результатов: Наименование мероприятий Сроки Оценка Постановка дальнейших целей и задач 8. Срок реализации индивидуальной программы развития: 2017 – 2018 уч.год 9. Подпись родителей _____________________ Заключение Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются  одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка  можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время,  хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут  стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического  существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется  ограниченное число связей между клетками мозга Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства  происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются  его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя  заметить. Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и  детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его  на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование  родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческогопотенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно­ дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей  ложится основная нагрузка. Список литературы. 1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н.,  Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А.  Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов­на­Дону, 2004. 2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005. 3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.. 4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С­Петербург 1996. 5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998. 6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М. 7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва. 8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.