Рабочая программа информатика 7-9 классы
Оценка 4.6

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
информатика
7 кл
07.11.2017
Рабочая программа информатика 7-9 классы
Календарно- тематическое планирование 7 класс 1. Введение. Информация и информационные процессы. Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии. Тексты и кодирование
Публикация является частью публикации:
Рабочая программа Босовой 7-9.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Информатика» основного общего образования составлена на основе:   требований   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования,   предъявляемых   к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы   (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования»   с   изменениями   и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);  авторской   программы   по   информатике   Босовой   Л.Л.   (Информатика.   Программы   для общеобразовательных организаций: 2–11 классы. Учебное издание / Автор­составитель: М. Н. Бородин.­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.­576 с. табл.);    по информатике. основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы; требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования составлена   с   учетом   примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования (одобренной   Федеральным   учебно­методическим   объединением   по   общему   образованию,   Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Цели реализации программы: достижение   обучающимися   результатов   изучения   учебного   предмета   «Информатика»   в соответствии   с   требованиями,   утвержденными   Федеральным   государственным   образовательным стандартом основного общего образования; Задачами реализации программы учебного предмета являются:  обеспечение   в   процессе   изучения   предмета   условий   для   достижения   планируемых   результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;  создание в процессе изучения предмета условий для:    удовлетворения   познавательных   интересов,   способностей, развития   личности,  самореализации обучающихся, в том числе одаренных;  профессиональных ориентаций;   окружающей его среды образа жизни; формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально­ формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности; формирования   у   обучающихся   навыков   здорового   и   безопасного   для   человека   и  знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений, понимание   учащимися   отличий   научных   данных   от   непроверенной   информации,   ценности   науки   для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;  формирование   компетентностей   в   области   практического   использования   информационно­ коммуникационных   технологий,   развитие   информационной   культуры   и   алгоритмического   мышления, реализация инженерного образования на уровне основного общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Стремительное   развитие   информационно–коммуникационных   технологий,   их   активное использование   во   всех   сферах   деятельности   человека,   требует   профессиональной   мобильности   и готовности   к   саморазвитию   и   непрерывному   образованию.   В   этих   условиях   возрастает   роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Информатика   –   это   естественнонаучная   дисциплина   о   закономерностях   протекания информационных   процессов   в   системах   различной   природы,   а   также   о   методах   и   средствах   их автоматизации.   Курс   информатики   закладывает   основы   естественнонаучного   мировоззрения   и инженерного   образования.   Информатика   имеет   очень   большое   и   все   возрастающее   число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных   и   коммуникационных   технологий   (ИКТ)   –   одного   из   наиболее   значимых технологических достижений современной цивилизации.  Согласно требованиям ФГОС ООО изучение учебного предмета «Информатика» направлено на: развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; развитие   алгоритмического   мышления,   необходимого   для   профессиональной   деятельности   в  формирование информационной и алгоритмической культуры;  формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель ­ и их свойствах;  современном обществе;    формирование   знаний   об   алгоритмических   конструкциях,   логических   значениях   и   операциях; знакомство   с   одним   из   языков   программирования   и   основными   алгоритмическими   структурами   ­ линейной, условной и циклической;  формирование   умений   формализации   и   структурирования   информации,   умения   выбирать   способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;  формирование   навыков   и   умений   безопасного   и   целесообразного   поведения   при   работе   с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. В содержании  курса  информатики  основного общего  образования  делается  акцент  на изучение   развитии   формировании   информационной   культуры, фундаментальных   основ   информатики, алгоритмического мышления, реализации инженерного образования.  информационные   процессы   функционирования,   развития,   управления   в   природных,   социальных   и закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность Современные научные представления об информационной картине мира, понятиях информатики и методах работы с информацией отражены в содержательном материале учебно­методических комплексов по информатике. Изложение теории и практики опирается на:  и особенности;  технических системах;    информационный   объект, информационная   технология,   информационные   основы   управления,   алгоритм,   автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.;  методы   современного   научного   познания:   системноинформационный   анализ,   информационное моделирование, компьютерный эксперимент;  математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;  основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных. понятия:   информационный   процесс,   информационная   модель, Поскольку   курс   информатики   для   основной   школы   (7–9   классы)   носит   общеобразовательный характер, то его содержание обеспечивает знакомство учащихся со всеми его основными разделами: СОДЕРЖАНИЕ 7 класс 8 класс 9 класс Информация и информационные процессы Компьютер – универсальное устройство обработки 1. Введение   данных 2. Математические основы информатики     математической логики. Тексты и кодирование Дискретизация Системы счисления Элементы   комбинаторики,   теории   множеств   и 2 + + + + + + Списки, графы, деревья  Исполнители   и   алгоритмы.   Управление Алгоритмические конструкции Разработка алгоритмов и программ Анализ алгоритмов Робототехника Математическое моделирование  3. Алгоритмы и элементы программирования  исполнителями      4. Использование программных систем и сервисов   материалов    Информационно­коммуникационные технологии Электронные (динамические) таблицы Базы данных. Поиск информации Работа   в   информационном   пространстве. Файловая система Подготовка   текстов   и   демонстрационных + + + + + + + + + + + + + + + Новизна рабочей программы учебного предмета «Информатика» Изменения   содержания   рабочей   программы,   по   сравнению   с   примерной   программой   учебного предмета «Информатика» основного общего образования:  из раздела «Компьютер – универсальное устройство обработки данных» убрана тема «История и   тенденции   развития   компьютеров,   улучшение   характеристик   компьютеров»,   так   как   содержание дублируется   в  теме  «Основные   этапы  и   тенденции  развития   ИКТ»   из   раздела   примерной  программы «Работа в информационном пространстве. Информационно­коммуникационные технологии»; из  раздела  «Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики»  убрана тема «Количество текстов данной длины в данном алфавите»,  так как содержание дублируется  в  теме «Количество различных текстов данной длины  в данном алфавите»  из раздела  примерной программы «Тексты и кодирование»; из   раздела  «Исполнители   и   алгоритмы.   Управление   исполнителями»  убрана   тема «Программное   управление   самодвижущимся   роботом»,  так   как   содержание   дублируется   в   теме «Ручное и программное управление роботами» из раздела примерной программы «Робототехника»; из раздела «Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями» убрана тема «Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ», так как содержание дублируется в теме «Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация   в   виде   программы   на  выбранном   алгоритмическом   языке,   отладка   программы   с   помощью выбранной  системы   программирования,   тестирование»  из   раздела  примерной  программы   «Разработка алгоритмов и программ»; для организации промежуточной и итоговой аттестации отводится 9 часов из расчета: 3 часа – 7 класс, 3 часа – 8 класс, 3 часа – 9 класс. Перечень методов организации учебной деятельности Программой предусмотрено использование различных организационных форм работы с учащимися: урочная (уроки одновозрастные и разновозрастные) и внеурочная деятельность.  Предполагается использование следующих педагогических технологий и методов обучения:       электронное обучение и дистанционные образовательные технологии; проблемное обучение; развивающее обучение; игровые технологии; коллективные и групповые; 3  метод проектов;    лекции; компьютерные практикумы;  консультации и др. Теоретический   материал   излагается   в   виде   проблемных   лекций,   направляющих   текстов   и сопровождается   электронными   образовательными   ресурсами.   При   изучении   учебного   предмета «Информатика»   предполагается   проведение   непродолжительных   практических   работ   (20­25   мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного   и   интересного   для   учащихся.   На   практических   занятиях   акцент   делается   на самостоятельную работу учащихся по освоению содержания программы.  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и информатика».  В   учебном   плане,  за   счет   часов   обязательной   части,   на   освоение   учебного   предмета «Информатика» на уровне основного общего образования отводится 102 часа из расчета: 34 часа – 7 класс, 34 часа – 8 класс, 34 часа – 9 класс. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика»: 1.   Российская   гражданская   идентичность   (патриотизм,   уважение   к   Отечеству,   к   прошлому   и настоящему   многонационального   народа   России,   воспитанное   чувство   ответственности   и   долга   перед Родиной,   идентичность   с   территорией   и   т.д.).   Осознание   своей   этнической   принадлежности,   знание, уважительное и доброжелательное отношение к истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ   культурного   наследия   народов   России   и   человечества;   интериоризация   гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к   обучению   и   познанию;   готовность   и   способность   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3.   Развитое   моральное   сознание   и   компетентность   в   решении   моральных   проблем   на   основе личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и ответственного   отношения   к   собственным   поступкам   (способность   к   нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях  народов России,  готовность на их  основе  к сознательному  самоограничению  в поступках,   поведении,   расточительном   потребительстве;   сформированность   представлений   об   основах светской этики; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность   ответственного   отношения   к   учению;   уважительного   отношения   к   труду,   наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4.   Сформированность   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития науки и общественной практики, учитывающего  социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5.  Осознанное,  уважительное   и  доброжелательное   отношение   к  другому  человеку,   его  мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,   готовность   к   конструированию   образа   партнера   по   диалогу,   готовность   к   конструированию образа   допустимых   способов   диалога,   готовность   к   конструированию   процесса   диалога   как конвенционирования   интересов,   процедур,   готовность   и   способность   к   ведению   переговоров). 4 Сформированность   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со   сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества.   Участие   в   школьном   самоуправлении   и общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учетом   региональных,   этнокультурных, социальных   и   экономических   особенностей   (формирование   готовности   к   участию   в   процессе упорядочения   социальных   связей   и   отношений,   в   которые   включены   и   которые   формируют   сами учащиеся;   включенность   в   непосредственное   гражданское   участие,   готовность   к   участию   в жизнедеятельности   подросткового   общественного   объединения,   включенного   в   продуктивное взаимодействие   с   социальной   средой   и   социальными   институтами,   идентификация   себя   в   качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация   ценностей   созидательного   отношения   к   окружающей   социальной   действительности, ценностей   социального   творчества,   ценности   продуктивной   организации   совместной   деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций   анализа,   проектирования,   организации   деятельности,   рефлексии   изменений,   способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7.   Сформированность   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   интериоризация   правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,   творческой   деятельности   эстетического   характера   (способность   понимать   художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры   обучающихся;   способность   к   эмоционально­ценностному   освоению   мира,   самовыражению   и ориентации  в  художественном  и  нравственном  пространстве  культуры;  уважение  к  истории  культуры своего   Отечества;   развитая   потребность   в   общении   с   художественными   произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры). 9.   Сформированность   основ   экологической   культуры,   соответствующей   современному   уровню экологического   мышления,   наличие   опыта   экологически   ориентированной   рефлексивно­оценочной   и практической деятельности в жизненных ситуациях. Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»: Метапредметные   результаты,   включают   освоенные   обучающимися   межпредметные   понятия   и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия Условием   формирования   межпредметных   понятий,   например,   таких   как   система,  факт, закономерность,   феномен,   анализ,   синтез  является   овладение   обучающимися   основами   читательской компетенции,   приобретение   навыков   работы   с   информацией,   участие   в   проектной   деятельности. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». систематизировать,   сопоставлять,   анализировать,   обобщать   и   интерпретировать   информацию, При изучении учебного предмета «Информатика» обучающиеся усовершенствуют приобретённые на   первом   уровне   навыки   работы   с   информацией   и   пополнят   их.   Они   смогут   работать   с   текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:  содержащуюся в готовых информационных объектах;  выделять   главную   и   избыточную   информацию,   выполнять   смысловое   свёртывание   выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно­символической   форме   (в   виде   таблиц,   графических   схем   и   диаграмм,   карт   понятий   — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);  заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. 5 В ходе  изучения  учебного предмета  «Информатика»  обучающиеся  приобретут опыт  проектной деятельности   как   особой   формы   учебной   работы,   способствующей   воспитанию   самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче   средства,   принимать   решения,   в   том   числе   и   в   ситуациях   неопределённости.   Они   получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. В   соответствии   ФГОС   ООО   выделяются   три   группы  универсальных   учебных   действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.   Таким   образом,  в   качестве   планируемых   метапредметных   результатов   возможен,   но   не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:      формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;  логическую последовательность шагов. анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; обосновывать  целевые   ориентиры   и   приоритеты   ссылками   на   ценности,   указывая   и   обосновывая определять  действие(я)  в  соответствии   с учебной  и  познавательной   задачей,   составлять  алгоритм определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и обосновывать   и   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   учебных   и 2. Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные, осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и   познавательных   задач. Обучающийся сможет:  действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;  познавательных задач;  познавательной задачи;  выстраивать   жизненные   планы   на   краткосрочное   будущее   (заявлять   целевые   ориентиры,   ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);  задачи/достижения цели;   средства для их устранения;  практических задач определенного класса;  составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить выбирать   из   предложенных   и   самостоятельно   искать   средства/ресурсы   для   решения описывать   свой   опыт,   оформляя   его   для   передачи   другим   людям   в   виде   технологии   решения планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с   изменяющейся   ситуацией. Обучающийся сможет:  оценки своей учебной деятельности;  своей деятельности;  систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии отбирать   инструменты   для   оценивания   своей   деятельности,   осуществлять   самоконтроль   своей 6 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать   и   обосновывать   применение   соответствующего   инструментария   для   выполнения решения. Обучающийся сможет:   учебной задачи;  имеющихся критериев, различая результат и способы действий;  соответствии с целью деятельности;  доступных внешних ресурсов;  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и свободно   пользоваться   выработанными   критериями   оценки   и   самооценки,   исходя   из   цели   и оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или оценивать   свою   деятельность,   аргументируя   причины   достижения   или   отсутствия   планируемого деятельности в рамках предложенных условий и требований;  результата;  при отсутствии планируемого результата;  ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;  устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;  работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные   возможности   ее 5. Владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления наблюдать   и   анализировать   свою   учебную   и   познавательную   деятельность   и   деятельность   других соотносить   реальные   и   планируемые   результаты   индивидуальной   образовательной   деятельности   и принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно   определять   причины   своего   успеха   или   неуспеха   и   находить   способы   выхода   из осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:  обучающихся в процессе взаимопроверки;  делать выводы;   ситуации неуспеха;  привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;  демонстрировать   приемы   регуляции   психофизиологических/   эмоциональных   состояний   для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления   проявлений   утомления),   эффекта   активизации   (повышения   психофизиологической реактивности). ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий подбирать   слова,   соподчиненные   ключевому   слову,   определяющие   его   признаки   и   свойства   (под­ Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:  идеи);    и обобщать факты и явления;  выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать выделять явление из общего ряда других явлений; 7 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ  определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;  закономерностям;    проверки достоверности информации;  вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;  объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе   познавательной   и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);  выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины,   возможные   последствия   заданной   причины,   самостоятельно   осуществляя   причинно­ следственный анализ;  аргументацией или самостоятельно полученными данными. делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять   логические   связи   между   предметами   и/или   явлениями,   обозначать   данные   логические создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи; создавать   вербальные,   вещественные   и   информационные   модели   с   выделением   существенных учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:   связи с помощью знаков в схеме;    характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;  область;  формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;  основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;  строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;  анализировать/рефлексировать   опыт   разработки   и   реализации   учебного   проекта,   исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. переводить   сложную   по   составу   (многоаспектную)   информацию   из   графического   или преобразовывать   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную   предметную строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:  находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);  ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;  устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;  резюмировать главную идею текста;  преобразовывать   текст,   «переводя»   его   в   другую   модальность,   интерпретировать   текст (художественный   и   нехудожественный   –   учебный,   научно­популярный,   информационный,   текст   non­ fiction);  критически оценивать содержание и форму текста. Коммуникативные УУД 9. Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе   согласования   позиций   и   учета   интересов;   формулировать,   аргументировать   и   отстаивать   свое 8 определять   свои   действия   и   действия   партнера,   которые   способствовали   или   препятствовали строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно   и   аргументированно   отстаивать   свою   точку   зрения,   в   дискуссии   уметь   выдвигать определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать   позицию  собеседника,   понимая   позицию   другого,  различать   в   его   речи:   мнение   (точку мнение. Обучающийся сможет:    зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;  продуктивной коммуникации;   контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);  (если оно таково) и корректировать его;    задачей;  договариваться друг с другом и т. д.);  стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой критически относиться  к своему  мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие   цели,   распределять   роли, устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать   нормы   публичной   речи   и   регламент   в   монологе   и   дискуссии   в   соответствии   с 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:  определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;  отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);   коммуникативной задачей;    речевых средств;  своего выступления;  руководством учителя;  коммуникативного контакта и обосновывать его. высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать   письменные   «клишированные»   и   оригинальные   тексты   с   использованием   необходимых использовать   вербальные   средства   (средства   логической   связи)   для   выделения   смысловых   блоков делать   оценочный   вывод   о   достижении   цели   коммуникации   непосредственно   после   завершения использовать   невербальные   средства   или   наглядные   материалы,   подготовленные/отобранные   под 11. Формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей коммуникационных технологий (далее ИКТ­компетенции). Обучающийся сможет:  и практических задач с помощью средств ИКТ;  средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;  задачи;  использовать   компьютерные   технологии   (включая   выбор   адекватных   задаче   инструментальных программно­аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и выделять   информационный   аспект   задачи,   оперировать   данными,   использовать   модель   решения 9 др.;   информационную гигиену и правила информационной безопасности. использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать   информационные   ресурсы   разного   типа   и   для   разных   аудиторий,   соблюдать 12.   Развитая   мотивация   к   овладению   культурой   активного   использования   словарей   и   других определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; поисковых систем. Обучающийся сможет:    формировать   множественную   выборку   из   поисковых   источников   для   объективизации   результатов поиска;  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»: 1. Введение Информация и информационные процессы Компьютер – универсальное устройство обработки данных Выпускник научится: различать   содержание   основных   понятий   предмета:   информатика,   информация,   информационный различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на раскрывать   общие   закономерности   протекания   информационных   процессов   в   системах   различной приводить   примеры   информационных   процессов   –   процессов,   связанные   с   хранением,  процесс, информационная система, информационная модель и др;  материальных носителях;  природы;   преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;   энергонезависимой памяти, устройств ввода­вывода), характеристиках этих устройств;   компьютеров;   узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней  определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики          2. Математические основы информатики Тексты и кодирование Дискретизация Системы счисления Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Списки, графы, деревья  Выпускник научится: описывать   размер   двоичных   текстов,   используя   термины   «бит»,   «байт»   и   производные   от   них;  использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;   скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);  кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, определять   минимальную   длину   кодового   слова   по   заданным   алфавиту   кодируемого   текста   и 10 определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с определять   длину   кодовой   последовательности   по   длине   исходного   текста   и   кодовой   таблице кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);  равномерного кода;  записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной   записи   в   двоичную   и   из   двоичной   в   десятичную;   сравнивать   числа   в   двоичной   записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;  записывать  логические   выражения  составленные  с  помощью операций   «и»,  «или»,  «не»  и  скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;  помощью операций объединения, пересечения и дополнения;  использовать   терминологию,   связанную   с   графами   (вершина,   ребро,   путь,   длина   ребра   и   пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);  смежности» не обязательно);  кодами;  диаграммы). познакомиться   с   двоичным   кодированием   текстов   и   с   наиболее   употребительными   современными описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица использовать   основные   способы   графического   представления   числовой   информации,   (графики, Выпускник получит возможность: узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и  познакомиться   с   примерами   математических   моделей   и   использования   компьютеров   при   их анализе;   понять   сходства   и   различия   между   математической   моделью   объекта  и   его   натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;  только два символа, например, 0 и 1;  робототехнических системах;  объектов и процессов;  реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);    информации. познакомиться   с   примерами  использования   графов,   деревьев   и  списков   при  описании   реальных ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления узнать   о   наличии   кодов,   которые   исправляют   ошибки   искажения,   возникающие   при   передаче       3. Алгоритмы и элементы программирования Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями Алгоритмические конструкции Разработка алгоритмов и программ Анализ алгоритмов Робототехника Математическое моделирование Выпускник научится:   виде блок­схемы,  с помощью формальных языков и др.);  (словесный, графический, с помощью формальных языков);   11 составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ; выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в определять   наиболее   оптимальный   способ   выражения   алгоритма   для   решения   конкретных   задач определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента; использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;  выполнять   без   использования   компьютера   («вручную»)   несложные   алгоритмы   управления исполнителями   и   анализа   числовых   и   текстовых   данных,   записанные   на   конкретном   язык программирования   с   использованием   основных   управляющих   конструкций   последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);  составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с   использованием   основных   управляющих   конструкций   последовательного   программирования   и записывать их в видепрограмм   на   выбранном   языке   программирования;   выполнять   эти   программы   на компьютере;  выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;  заданном множестве исходных значений;   вычислять их значения. использовать логические значения, операции и выражения с ними; записывать   на   выбранном   языке   программирования   арифметические   и   логические   выражения   и использовать   величины   (переменные)   различных   типов,   табличные   величины   (массивы),   а   также анализировать   предложенный   алгоритм,   например,   определять   какие   результаты   возможны   при Выпускник получит возможность: познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми  величинами;  создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;  познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;  познакомиться   с   понятием   «управление»,   с   примерами   того,   как   компьютер   управляет различными   системами   (роботы,   летательные   и   космические   аппараты,   станки,   оросительные системы, движущиеся модели и др.);  разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде. познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и      4. Использование программных систем и сервисов Файловая система Подготовка текстов и демонстрационных материалов Электронные (динамические) таблицы Базы данных. Поиск информации Работа в информационном пространстве. Информационно­коммуникационные технологии Выпускник научится: классифицировать файлы по типу и иным параметрам; выполнять   основные   операции   с   файлами   (создавать,   сохранять,   редактировать,   удалять,   архивировать, «распаковывать» архивные файлы);  разбираться в иерархической структуре файловой системы;  осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;  использовать   динамические   (электронные)   таблицы,   в   том   числе   формулы   с   использованием абсолютной,   относительной   и   смешанной   адресации,   выделение   диапазона   таблицы   и   упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);  удовлетворяющих определенному условию;   анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций. использовать   табличные   (реляционные)   базы   данных,   выполнять   отбор   строк   таблицы, Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет­сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):  навыками   работы   с   компьютером;   знаниями,   умениями   и   навыками,   достаточными   для   работы   с 12 различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); приемами   безопасной   организации   своего   личного   пространства   данных   с   использованием различными   видами   программных   систем   и   интернет­сервисов   (файловые   менеджеры,   текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;   индивидуальных накопителей данных, интернет­сервисов и т. п.;  основами соблюдения норм информационной этики и права;  познакомится   с   программными   средствами   для   работы   с   аудио­визуальными   данными   и соответствующим понятийным аппаратом;  узнает о дискретном представлении аудио­визуальных данных. Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): познакомиться   с   примерами   использования   математического   моделирования   в   современном познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств; практиковаться   в   использовании   основных   видов   прикладного   программного   обеспечения   (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);  мире;  компьютерами, с методами поиска в Интернете;  познакомиться   с   постановкой   вопроса   о   том,   насколько   достоверна   полученная   информация, подкреплена   ли   она   доказательствами   подлинности   (пример:   наличие   электронной   подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);  стандарты;     научных исследованиях. узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов; получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ; познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Образовательные   результаты   сформулированы   в   деятельностной   форме,   это   служит   основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике. Личностные образовательные результаты: готовность   к   самоидентификации   в   окружающем   мире   на   основе   критического   анализа  информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;  владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями;  умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;  приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;  учебных проектов;  использованием ИКТ. Метапредметные образовательные результаты: повышение   своего   образовательного   уровня   и   уровня   готовности   к   продолжению   обучения   с умение   осуществлять   совместную   информационную   деятельность,   в   частности   при   выполнении 13 владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что планирование   деятельности:   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом представление знаково­символических моделей на естественном, формализованном и формальном умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; моделирование   —   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   знаково­символическую выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи; преобразование   модели   —   изменение   модели   с   целью   адекватного   представления   объекта  получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования   информации;   компьютерного   эксперимента   при   исследовании   различных   объектов, явлений и процессов;  ещё неизвестно;  конечного результата, составление плана и последовательности действий;  прогнозирование результата деятельности и его характеристики;  контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;  коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;  умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации,   электронные   базы   данных,   информационно­телекоммуникационные   системы,   Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);   модель;   моделирования;  языках, преобразование одной формы записи в другую. Предметные образовательные результаты:  в сфере познавательной деятельности:   различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;  выбор   языка   представления   информации   в   соответствии   с   поставленной   целью,   определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);  полноты;  системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);  информационном обществе;  типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.)    между ними);  адекватных поставленной задаче;  освоение основных конструкций процедурного языка программирования;  освоение   методики   решения   задач   по   составлению   типового   набора   учебных   алгоритмов: использование   основных   алгоритмических   конструкций   для   построения   алгоритма,   проверка   его правильности путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств; оценивание адекватности построенной модели объекту­оригиналу и целям моделирования; осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей; построение   модели   задачи   (выделение   исходных   данных,   результатов,   выявление   соотношений освоение основных понятий и методов информатики; выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и преобразование информации  из одной формы представления  в другую без потери её смысла  и оценка   информации   с   позиций   интерпретации   её   свойств   человеком   или   автоматизированной развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием выбор   программных   средств,   предназначенных   для   работы   с   информацией   данного   вида   и 14 оценка   информации,   в   том   числе   получаемой   из   средств   массовой   информации,   свидетельств использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных проблемы,   возникающие   при   развитии   информационной   цивилизации,   и   возможные   пути   их понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера; определение   основополагающих   характеристик   современного   персонального   коммуникатора, решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями; следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации; авторское   право   и   интеллектуальная   собственность;   юридические   аспекты   и   проблемы  или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;  хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);  таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;   компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;  технологий; в сфере ценностно­ориентационной деятельности:  и определяющего компонента современной информационной цивилизации;  очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;  источников;  разрешения;    использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности; в сфере коммуникативной деятельности:   электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;  овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;  телекоммуникационным каналам; в сфере трудовой деятельности:  процессы;  технических и экономических ограничений;  рациональное   использование   широко   распространённых   технических   средств   информационных технологий   для   решения   общепользовательских   задач   и   задач   учебного   процесса   (персональный коммуникатор,   компьютер,   сканер,   графическая   панель,   принтер,   цифровой   проектор,   диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);  деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);  умение тестировать используемое оборудование и программные      средства;                     использование   диалоговой   компьютерной   программы   управления   файлами   для   определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;                                                                      измерений и экспериментов;   осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; получение   представления   о   возможностях   получения   и   передачи   информации   с   помощью определение   средств   информационных   технологий,   реализующих   основные   информационные понимание   принципов   действия   различных   средств   информатизации,   их   возможностей   и соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых 15 выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;                                   использование   текстовых   редакторов   для   создания   и   оформления   текстовых   документов решение   создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио­ и видеозаписей, использование   инструментов   презентационной   графики   при   подготовки и   проведении   устных использование   инструментов   визуализации   для   наглядного   представления   числовых   данных   и                    (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);  задач   вычислительного   характера  путём   использования   существующих программных средств   (специализированные   расчётные   системы,   электронные   таблицы) или   путём составления моделирующего алгоритма;                 слайдов презентаций;  сообщений;  динамики их изменения;     помощью компьютера;      знакомство с эстетически­значимыми компьютерными моделями    и средствами их создания;    приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);                                                                      понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими   мерами при работе с этими средствами;                                                                           информационных технологий.                       создание и наполнение собственных баз данных;                               приобретение   опыта   создания   и   преобразования   информации различного   вида,   в   том   числе   с соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс Общее число часов – 34 ч.  1. Информация и информационные процессы (3 ч., 3/0) Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.  Различные  аспекты  слова  «информация»:  информация  как  данные,  которые  могут  быть обработаны автоматизированной системой и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры  данных:  тексты,  числа.  Дискретность  данных.  Анализ  данных.  Возможность  описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные  процессы  –  процессы,  связанные  с  хранением,  преобразованием  и  передачей данных. 2. Работа в информационном пространстве. Информационно­коммуникационные технологии (2 ч., 2/0) Компьютерные  сети.  Интернет.   Адресация   в   сети   Интернет.  Доменная  система  имен.  Сайт. Сетевое  хранение  данных.  Большие  данные  в  природе  и  технике  (геномные  данные,  результаты физических экспериментов, Интернет­данные,  в  частности,  данные  социальных  сетей).  Технологии их обработки и хранения. 3. Тексты и кодирование (3 ч., 2/1) 16 Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т. д.  Подход А.Н.Колмогорова к определению количества информации. Код   ASCII.   Кодировки   кириллицы.   Примеры   кодирования   букв   национальных   алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение   информации   при   передаче.   Коды,   исправляющие   ошибки.   Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. Практические работы: 1. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. 2.   Количество   информации,   содержащееся   в   сообщении.  Зависимость   количества   кодовых комбинаций от разрядности кода.   Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы  Работа в информационном пространстве. Информационно­коммуникационные технологии. Тексты и кодирование» (1 ч.) 4. Компьютер – универсальное устройство обработки данных  (4 ч., 4/0) Архитектура   компьютера:   процессор,   оперативная   память,   внешняя   энергонезависимая   память, устройства ввода­вывода; их количественные характеристики. Компьютеры,   встроенные   в   технические   устройства   и   производственные   комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D­принтеры).  Программное обеспечение компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей.  Носители информации в живой природе. Суперкомпьютеры.  Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. Техника безопасности и правила работы на компьютере. 5. Файловая система (2 ч., 1/1) Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).  Файловый менеджер. Практические работы: 3.   Основные   операции   при   работе   с   файлами:   создание,   редактирование,   копирование, перемещение, удаление.  4. Поиск в файловой системе. Архивирование и разархивирование. Контрольная работа № 2  «Компьютер – универсальное устройство обработки данных.  Файловая система» (1 ч.) 6. Подготовка текстов и демонстрационных материалов (13 ч., 5/8) 17 Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).  Текстовый   процессор   –   инструмент   создания,   редактирования   и   форматирования   текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.  История изменений. Проверка правописания, словари. Инструменты   ввода   текста   с   использованием   сканера,   программ   распознавания,   расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Понятие   о   системе   стандартов   по   информации,   библиотечному   и   издательскому   делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. Знакомство с графическими редакторами.  Средства   компьютерного   проектирования.   Чертежи   и   работа   с   ними.   Базовые   операции: выделение,   объединение,   геометрические   преобразования   фрагментов   и   компонентов.   Диаграммы, планы, карты. Практические работы: 5. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов.  6. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. 7. Подготовка компьютерных презентаций.  8. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. 9.   Операции   редактирования   графических   объектов:   изменение   размера,   сжатие   изображения; обрезка, поворот, отражение.  10. Операции редактирования графических объектов: работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.  11. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). 12. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. 7. Дискретизация (3 ч., 2/1) Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование   цвета.   Цветовые   модели.  Модели   RGB  и  CMYK.  Модели   HSB   и   CMY.   Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Практические работы: 12. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. Контрольная работа за курс 7 класса (1 ч.) 8 класс Общее число часов – 34 ч.  1. Системы счисления  (5 ч., 2/3) Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024.  Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.  18 Практические работы: 1.  Перевод   натуральных  чисел  из  десятичной   системы  счисления  в   двоичную  и   из   двоичной  в десятичную. 2.   Перевод   натуральных   чисел   из   десятичной   системы   счисления   в   восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.  3.   Перевод   натуральных   чисел   из   двоичной   системы   счисления   в   восьмеричную   и шестнадцатеричную и обратно.  4. Арифметические действия в системах счисления. Контрольная работа№1 «Системы счисления» (1 ч.) 2. Элементы комбинаторики, теории множеств и  математической логики  (7 ч., 5/2) Множество.  Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера­Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»   (дизъюнкция,   логическое   сложение),   «не»   (логическое   отрицание).   Правила   записи   логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности.  Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов   алгебры   логики.   Логические   элементы.   Схемы   логических   элементов   и   их   физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера. Практические работы: 5. Построение таблиц истинности для логических выражений. 6. Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов.  7.   Определение   количества   элементов   во   множествах,   полученных   из   двух   или   трех   базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Контрольная работа №2 «Элементы  комбинаторики,  теории  множеств  и  математической логики» (1 ч.) 3. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями  (6 ч., 5/1) Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды­приказы и   команды­запросы;   отказ   исполнителя.   Необходимость   формального   описания   исполнителя.   Ручное управление исполнителем. Алгоритм   как   план   управления   исполнителем   (исполнителями).   Алгоритмический   язык   (язык программирования)   –   формальный   язык   для   записи   алгоритмов.   Программа   –   запись   алгоритма   на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее   составленной   программе   исполнителями,   выполняющими   команды.   Программное   управление исполнителем.  Словесное   описание   алгоритмов.   Отличие   словесного   описания   алгоритма,   от   описания   на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе   робот);   компьютер,   получающий   сигналы   от   цифровых   датчиков   в   ходе   наблюдений   и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. Практические работы: 8. Описание алгоритма с помощью блок­схем. 4. Алгоритмические конструкции (13 ч., 10/3) Конструкция   «следование».   Линейный   алгоритм.   Ограниченность   линейных   алгоритмов: 19 невозможность   предусмотреть   зависимость   последовательности   выполняемых   действий   от   исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.  Выполнение  и невыполнения условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.  Конструкция   «повторения»:   циклы   с   заданным   числом   повторений,   с   условием   выполнения,   с переменной цикла.  Примеры   записи   команд   ветвления   и   повторения   и   других   конструкций   в   различных алгоритмических языках. Практические работы: 9. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. 10. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Контрольная работа за курс 8 класса. (1 ч.) 9 класс общее число часов – 34 ч.  1. Математическое моделирование (3 ч., 2/1) Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.  Компьютерные эксперименты. Практические работы: 1.   Примеры   использования   математических   (компьютерных)   моделей   при   решении   научно­ технических   задач.   Представление   о   цикле   моделирования:   построение   математической   модели,   ее программная   реализация,   проверка   на   простых   примерах   (тестирование),   проведение   компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. 2. Списки, графы, деревья (3 ч., 3/0) Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник)  и  конечная  вершина  (сток)  в ориентированном  графе.  Длина  (вес)  ребра  и  пути.  Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево.   Корень,   лист,   вершина   (узел).   Предшествующая   вершина,   последующие   вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево. Практические работы: 2. Решение задач по теории графов, деревьев. 3. Базы данных. Поиск информации (3 ч., 2/1) Базы данных. Таблица как представление отношения.  Средства и  методика поиска информации. Построение  запросов;  браузеры.  Поиск информации в сети Интернет.  Компьютерные  энциклопедии и  словари.  Компьютерные  карты  и  другие  справочные системы. Поисковые машины. Практические работы: 3. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами. 4. Разработка алгоритмов и программ (12 ч., 4/8) Оператор присваивания. Представление о структурах данных. 20 Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.  Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ.  Практические работы:  4.   Составление   алгоритмов   и   программ   по   управлению   исполнителями   Робот,   Черепашка, Чертежник и др. 5.   Знакомство   с   алгоритмами   решения   задач.   Реализации   алгоритмов   в   выбранной   среде программирования.  нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;  нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;  заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;  нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;  нахождение минимального (максимального) элемента массива. 6. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами.  7.   Обработка   целых   чисел,   представленных   записями   в   десятичной   и   двоичной   системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). 8. Составление описание программы по образцу. 5. Анализ алгоритмов (2 ч., 1/1) Сложность   вычисления:   количество   выполненных   операций,   размер   используемой   памяти;   их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. Примеры  описания объектов и процессов с помощью набора числовых  характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул. Практические работы: 9. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Контрольная работа №1 «Разработка алгоритмов и программ. Анализ алгоритмов» (1 ч.) 6. Робототехника (2 ч., 1/1) Робототехника   –   наука   о   разработке   и   использовании   автоматизированных   технических   Микроконтроллер.   Сигнал. систем.   Автономные   роботы   и   автоматизированные   комплексы.   Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.   Примеры   роботизированных   систем   (система   управления   движением   в   транспортной   сварочная   линия   автозавода,   автоматизированное   управление   отопления   дома, системе,   автономная система управления транспортным средством и т.п.).  Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства, датчики. Система команд робота.   Моделирование   робота   парой:   исполнитель   команд   и   устройство   управления.     Ручное   и программное управление роботами. Пример учебной среды разработки программ управления движущимися роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами.  Влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом. 21 Практические работы: 10.   Конструирование   робота.   Реализация   алгоритмов   "движение   до   препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.  11. Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота, отладка программы управления роботом. 7. Электронные (динамические) таблицы (4 ч., 1/3) Электронные (динамические) таблицы.  Практические работы: 12. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации. 13. Преобразование формул при копировании.  14.   Выделение   диапазона   таблицы   и   упорядочивание   (сортировка)   его   элементов;   построение графиков и диаграмм. 8. Работа в информационном пространстве. Информационно­коммуникационные технологии (3 ч., 2/1) Виды деятельности в сети Интернет.  Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Проблема  подлинности полученной  информации.  Электронная  подпись,   сертифицированные сайты и документы.  Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.   Взаимодействие   на   основе   компьютерных   сетей:   электронная   почта,   чат,   форум, телеконференция и др. Гигиенические,   эргономические   и   технические   условия   эксплуатации   средств   ИКТ. Экономические,   правовые   и   этические   аспекты   их   использования.   Личная   информация,   средства   ее защиты. Организация личного информационного пространства. Основные   этапы   и   тенденции   развития   ИКТ.   Стандарты   в   сфере   информатики   и   ИКТ. Стандартизация и стандарты в  сфере информатики  и ИКТ  докомпьютерной эры (запись  чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.). Практические работы: 15.   Интернет   ­   сервисы:   почтовая   служба;   справочные   службы   (карты,   расписания   и   т.   п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. 16. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Контрольная работа за курс 9 класса (1 ч.) ОПИСАНИЕ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО И  МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Босова, Л.Л. Учебник  «Информатика» для 7 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  — М.: БИНОМ. Босова, Л.Л. Учебник  «Информатика» для 8 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  — М.: БИНОМ. Босова, Л.Л. Учебник  «Информатика» для 9 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  — М.: БИНОМ. Босова, Л.Л.  Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса.  / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова   — М.: Босова, Л.Л.  Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.  / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова   — М.: Учебно­методическое обеспечение Литература 1. Лаборатория знаний, 2015. – 224 с. 2. Лаборатория знаний, 2015. – 160 с. 3. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с. 4. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 152 с. 5. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с. 6. Босова, Л.Л.  Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса.  / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова   — М.: 22 Босова, Л.Л.  Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса.  / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова   — М.: Босова, Л.Л.  Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса.  / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова   — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 136 с. 7. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 160 с. 8. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 146 с. 9. Методическое пособие для учителя 5­6, 7­9 класс (автор: Бородин М.Н.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 10. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный на сайте издательства Бином (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/). Интернет­ресурсы http://elschool45.ru/  ­   Система   электронного   обучения   с   применением   дистанционных   образовательных технологий школьников Курганской области; http://fipi.ru  ­   Федеральное   государственное   бюджетное   научное   учреждение   «Федеральный   институт педагогических измерений» (Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2015 год, открытый банк заданий ОГЭ); http://inf.сдамгиа.рф/ ­ Материалы для подготовки к ГИА в форме ОГЭ; http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/informatika ­ «Мое образование» (Онлайн­тесты по  информатике); http://fcior.edu.ru ­ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов (ФЦИОР); http://sc.edu.ru/ ­ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://window.edu.ru/ ­ Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам; http://konkurskit.org/ ­ Сайт конкурса «КИТ».  http://www.computer­museum.ru/index.php ­ Виртуальный компьютерный музей; http://videouroki.net/ ­ Видеоуроки по Информатике; http://interneturok.ru/ ­ Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры; http://kpolyakov.narod.ru/index.htm  ­   Сайт   К.   Полякова.   Методические   материалы   и   программное обеспечение. Материально­техническое обеспечение Оснащение   учебного   кабинета   должно   обеспечиваться   оборудованием   автоматизированных рабочих   мест   (АРМ)   педагога   и   обучающихся,   а   также   набором   традиционной   учебной   техники   для обеспечения образовательного процесса. АРМ включает  не только компьютерное рабочее место, но и специализированное   цифровое   оборудование,   а   также   программное   обеспечение   и   среду   сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности. I. Специализированный программно­аппаратный комплекс педагога (СПАК).  СПАК включает: 1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением и доступом к сети Интернет. 2. Интерактивное оборудование 2.1. Интерактивная доска 2.2. Проектор мультимедийный 2.3. Визуализатор цифровой (документ­камера) 3. Оборудование для тестирования качества знаний обучающихся 4. Копировально­множительная техника  4.1.   Печатное,   копировальное,   сканирующие   устройства   (отдельные   элементы   или   в   виде многофункционального устройства, в соответствии с целями и задачами использования оборудования в образовательном процессе). 5. Прочее оборудование (фото­ и (или) видеотехнику, гарнитуры, веб­камеры, графические планшеты, 23 устройства для коммутации оборудования, устройства для организации локальной беспроводной сети и пр.). II. Специализированный программно­аппаратный комплекс обучающихся (СПАК). СПАК включает: Персональный   или   мобильный   компьютер   (ноутбук)   с   предустановленным   программным 1. обеспечением. III.   Обучающая   цифровая   лабораторная   учебная   техника   (Комплект   цифрового   измерительного оборудования для проведения естественнонаучных экспериментов). Обучающая цифровая лабораторная  учебная техника включает: 1.   Комплект   цифрового   измерительного   оборудования   для   проведения   естественнонаучных экспериментов. 2. Цифровой микроскоп. 3.   Комплект   лабораторных   приборов   и   инструментов,   микропрепаратов   и   пр.,   обеспечивающих корректную постановку экспериментов, наблюдений, опытов с использованием цифровой лабораторной учебной техники. IV.   Учебная   техника   для   отработки   практических   действий   и   навыков,   проектирования   и конструирования. Представлена наборами конструкторов, робототехники, тренажерами и пр., предназначенными для моделирования, технического творчества и проектной деятельности, отработки практических навыков в области безопасности жизнедеятельности, трудовых навыков и пр.   24

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы

Рабочая программа информатика 7-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017