Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно учебного плана.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так иколлективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, согласно учебного плана.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по
выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных
модулей.
и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом
выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка
по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на
основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе
подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в
творческой, деятельности форме.
Основные задачи комплексного учебного курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как
целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного
многообразия и исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный
курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития
культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть
направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить
средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий
для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
этики
в
в
понятия
светской
должен:
изучения
модуля
результате
нравственности
обучающийся
В
Знать:
этики;
основные
человека;
значение
образцы
народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить
обществе;
применять
социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным
отношения
знания
толерантные
полученные
культурах
разных
жизни
в
втемам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ модуля «Основы светской этики»
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы
морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в
обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять
при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности
есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие
моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения
отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в
школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые
фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет
нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило
нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного
самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного
поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и
джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в
культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен
знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое
значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.Дат
а
№
урок
Тема урока
Планируемые результаты
Формы и виды деятельности
Основные термины и
понятия
Календарно тематическое планирование
а
1
2
3
4
5
Россия наша
Родина
Этика – наука о
нравственной
жизни человека.
Добрым жить на
свете веселей.
Правила
общения для
всех.
От
добрых
правил – добрые
слова
и
поступки.
Формирование чувства гордости за
свою Родину, общие представление
об отечественной религиозно
культурной традиции
(многонациональная,
многоконфециальная) РОССИИ;
развитие этических чувств и норм
Знакомство с общественными
нормами нравственности и морали
Беседа; комментированное чтение;
устный рассказ на тему; работа с
иллюстрированным материалом;
творческие задания; участие в
учебном диалоге
Россия. Родина. Патриот,
Отечество.
Столица.
Президент. Государственные
символы. Духовные традиции
Беседа; комментированное чтение;
устный рассказ на тему; работа с
иллюстрированным материалом;
самостоятельная
работа с
источником
Культура,
нравственность,
религиозная, светская,
мораль,
этика:
Раздел 1 Этика общения
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Знакомство со взаимосвязями
между культурой, моральными
традициями и поведением людей.
Установка взаимосвязи между
религиозной (православной)
культурой и поведением людей.
Анализ жизненных ситуаций, выбор
нравственные формы поведения,
сопоставление их с нормами разных
культурных традиций
Добро и зло как основные
этические понятия
Общение, стремление понять
человека,
другого
тактичность,
чуткость,
деликатность,
Золотое
правило этики; принципы
общения
Знакомство со взаимосвязями
между культурой, моральными
традициями и поведением людей.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
Добро, зло, копилка добрых
словДобро и зло как основные этические
понятия
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
Раздел 2 Этикет
Каждый
интересен.
Премудрости
этикета.
6
7
8
9
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
Красота этикета. Установка взаимосвязи между
культурой и поведением людей.
Простые
школьные
домашние
правила этикета.
и
10
Чистый ручеёк
нашей речи.
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
нравственного,
Воспитание
ответственного
творческого,
гражданина России.
Овладение
логическими действиями анализа
готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать
возможность
существования
различных точек зрения
Беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с
источником информации,
составление плана, подготовка
творческой беседы с членами
семьи.
Беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Добродетельные отношения.
Дружба.
Этикет, образец, церемониал
Правила этикета,
Праздник. Подарок.
Праздничный ритуал.
Речь, стыд, вина, извинение.
11
развитие
В
добрых чувств –
творение души.
Раздел 3 Этика человеческих отношений
Обучение анализу жизненных
ситуаций, выбору нравственных
форм поведения, сопоставляя их с
формами религиозной культуры
(православной и др.)
Беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом,
самостоятельная работа с
Доброта,
приветливость,
недоброжелательность,
задиристость.
духовность.
ласка,
грубость,
Душа,12
13
–
Природа
волшебные
двери к добру и
доверию.
Знакомство со взаимосвязями
между культурой,
моральными
традициями и поведением людей.
Обучение анализу жизненных
ситуаций, выбору нравственных
форм поведения.
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Чувство Родины. Обучение толерантному отношению
к
разных
мировоззрений и культурных
Воспитание
традиций.
нравственного,
творческого,
ответственного гражданина России.
представителям
14 Жизнь протекает
среди людей.
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
Раздел 4 Этика отношений в коллективе
Знакомство со значением этических
норм,
и
норм морали
нравственности в жизни людей
Знакомство со значением этических
норм,
и
норм морали
нравственности в жизни людей
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Природа,
жизнь,
ответственность Ценности.
Жизнь
человека.
Уникальность.
Неповторимость жизни.
Нравственность,
культура.
Культура России. Патриот.
Защитник
Отечества.
Коллективист.
Совесть. Стыд. Размышления.
Чувства. Воля.
Коллектив, коллективист,
друг, дружба. Нравственная
установка. Правила
поведения в коллективе.
15
16
Чтобы быть
коллективом.
Коллектив
начинается
меня.
с
17 Мой класс – мои
друзья.
18
Ежели душевны
вы и к этике не
глухи.
Знакомство со значением этических
норм,
норм морали
и
нравственности в жизни людей
Знакомство со значением этических
норм,
и
норм морали
нравственности в жизни людей
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Чуткость, бескорыстие,
доверие.
Вежа, вежливость, невежа.
Золотое правило
нравственности.
Общечеловеческие ценности.
19 Жизнь священна. Обучение анализу жизненных
ситуаций, выбору нравственных
Беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с
Материальные и духовные
потребности. Ценности.
Простые нравственные истиныформ поведения, сопоставляя их с
формами религиозной культуры
(православной и др.)
Обучение анализу жизненных
ситуаций, выбору нравственных
форм поведения, сопоставляя их с
формами религиозной культуры
(православной и др.)
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
иллюстративным материалом,
самостоятельная
с
работа
источником
информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
Жизнь человека.
Уникальность
неповторимость жизни.
Добро, истина, красота
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
составление плана, подготовка
рассказа.
Сочувствие,
сопереживание, сострадание
милосердие,
мораль,
Культура,
нравственность.
Справедливость.
Тактичность,
Душа обязана трудиться
Знакомство со взаимосвязями
между культурой,
моральными
традициями и поведением людей.
Анализ моральных и этических
требований,
предъявляемых к
человеку в светской культуре и
различных культурных, в том числе
и религиозных традициях.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи, подготовка
рассказа.
Добро,
установка.
нравственная
уважение,
Нравственность,
бескорыстие,
доброжелательность.
Гуманизм,
понимание, прощение.
Нравственный
Свобода.
выбор. Ситуация морального
выбора. Этика поступка.
гуманность,
Посеешь поступок – пожнёшь характер
Знакомство со значением этических
норм, норм морали и
нравственности в жизни людей
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи, подготовка
Ответственное поведение.
Свободный выбор личности.
Отношения ответственности.
Моральный долг. Моральная
обязанность.
20
Человек рождён
для добра.
21 Милосердие –
закон жизни.
22 Жить во благо
себе и другим.
23
24
25
26
27
28
Следовать
нравственной
установке.
Достойно жить
среди людей.
Уметь понять и
простить.
Простая этика
поступков.
и
Общение
источники
преодоления
обид.
Ростки
нравственного
опыта
поведения.29
30
31
32
33
34
Доброте
сопутствует
терпение.
Действия
приставкой
«СО».
с
рассказа.
чего
тебе
С
начинается
Родина.
В
рождается
патриот
гражданин.
Человек – чело
века.
и
Слово,
обращённое к
тебе.
Судьба и Родина едины
Знакомство с ценностями:
Отечество, долг и их понимание как
основы традиционной культуры
многонационального народа России.
Беседа, комментированное чтение,
устный творческий рассказ на
тему, самостоятельная работа с
источником информации,
подготовка творческой беседы с
членами семьи.
нравственных
важности соблюдения
и
Анализ
человеком
моральных норм
Подведение итогов. Презентация
творческих работ.
Участие в
диспутах,
обучение слушать
собеседника и излагать своё мнение.
Добродетельные отношения.
Дружба. Терпение и
терпимость.
Сочувствие, сопереживание,
сострадание, соболезнование,
соучастие.
Родина, Отчизна, Отечество.
Государство.
Мораль. Патриотизм. Народ.
Гражданин.
Человек, назначение человека,
установка,
Нравственная
живите дружно и легко, понять
и простить,
гуманность,
бескорыстие, СО значит вместе,
опыт нравственного поведения,
терпимость, терпение.