Актуальность программы заключается в том, что существует необходимость укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов окружающего мира с их виртуальной формой представления – в трехмерной графике. Содержание программы «3D графика» не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах физики и механики, с умением творчески представить свое видение, понимание окружающих объектов и явлений.
Цель программы - научить решению задач моделирования объёмных объектов средствами информационных технологий. Для достижения цели предполагается использование систем автоматизированного проектирования (3D-редакторов).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена на
заседании ШМО
протокол № __от
___2017 г.
Руководитель ШМО:
Согласована
Заместитель директора
по ВР
Утверждаю
Директор школы
Бабакова Т.В.
О.А. Ржевская
О.Н. Косолапенкова
Приказ № __ от ___2017
Рабочая программа
Кружка «3D мир»
по естественнонаучному направлению
Возраст: 1115 лет
Разработала учитель химии
Зябкина Ольга Алексеевна
высшая квалификационная категория
20172018 год1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России
от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №№ 1577;
Образовательной программой ООО,
Уставом ОО.
Программа кружка «3D графика» предусматривает изучение различных видов
3D графики, цветовых моделей, форматов графических файлов, выполнение
практических работ в различных графических редакторах. Данный курс раскрывает
перед учащимися удивительные возможности трехмерной графики.
Трёхмерная графика (3D (от англ. 3 Dimensions — «3 измерения») Graphics, Три
измерения изображения) — раздел компьютерной графики, совокупности приемов и
инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения
объёмных объектов1.
Актуальность программы заключается в том, что существует необходимость
укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов окружающего
мира с их виртуальной формой представления – в трехмерной графике. Содержание
программы «3D графика» не ограничивается какойлибо одной областью знаний, а это
переплетение истоков общих знаний о мире, законах физики и механики, с умением
творчески представить свое видение, понимание окружающих объектов и явлений.
Цель программы научить решению задач моделирования объёмных объектов
средствами информационных технологий. Для достижения цели предполагается
использование систем автоматизированного проектирования (3Dредакторов).
Задачи программы:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе,
технике, обществе;
закрепить и углубить знания, полученные в базовых курсах математики,
геометрии, информатики, черчения, ИЗО;
формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в
развитии общества и в изменении характера труда человека;
формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах
передачи информации;
формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в
качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач, а также отличительная особенность данной программы в том,
что развитие навыков трехмерного моделирования и объемного мышления будет
способствовать дальнейшему формированию взгляда обучающихся на мир, раскрытию
роли информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира,формированию компьютерного стиля мышления, подготовке обучающихся к жизни в
информационном обществе.
Сферой применения 3D графики является моделирование сложных трехмерных
объектов в архитектуре, строительстве, энергосетях, инженерии, дизайне интерьеров,
ландшафтной архитектуре, градостроительстве, дизайне игр, кинематографе и
телевидении, деревообработке, 3d печати, образовании и др.
Основным методом обучения в курсе «3D графика» является метод проектов.
Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие
способности обучающихся.
Формы и режим занятий: Основными, характерными при реализации данной программы
формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают
за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих
местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение
части занятия или нескольких занятий.
Также используются практические работы, проектные работы, лекции, видеолекции,
практикумы. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся
предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Данная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста (1115 лет).
Программа предусматривает 35 учебных часов: по 1 часу в неделю.
2. Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ. Диагностика учащихся. Техника безопасности.
Цели и задачи кружка. Общее ознакомление с разделами программы и методикой их
изучения. Информация. История развития и возникновения информационных
технологий. Связь с другими дисциплинами. Сферы применения 3D графики.
Инструктаж по технике безопасности.
ТЕМА 1. Информация. Понятие информации и ее свойства, технология сбора,
хранения, передачи, обработки и представления данных.
Данные и информация. Виды данных и информации. Системы счисления и области их
использования. Кодирование данных и информации. Формы представления
информации и передачи данных.
ТЕМА 2.
информационных технологий по сферам применения.
Информационные технологии.
Классификация информационных технологий по сферам производства.
ТЕМА 3. Автоматизированные информационные системы
Понятие информационных технологий.
Классификация
Устаревание информационных технологий.Автоматизированные и информационные системы управления.
Системы
автоматизированного проектирования и автоматизированные системы научных
исследований.
ТЕМА 4. Мультимедийные технологии обработки и представления информации.
Компьютерная графика. Трехмерная графика
Мультимедиа, звук, видео, графика. Понятие компьютерной графики, трехмерной
графики. Методы представления графических изображений. Растровая и векторная
графика. Цвет и методы его описания. Система цветов RGB, CMYK, HSB.
Основные элементы интерфейса. Общие принципы моделирования. Эскиз, чертеж,
фрагмент, деталь.
Формат графических файлов. Печать графических файлов.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Защита проектов.
Подготовка учащимися своего проекта к защите. Выступление и защита проекта.
3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Результатами освоения программы являются:
1. Основные личностные результаты обучения:
воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизм,
отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения людей;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления,
развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях.
2. Основные метапредметные результаты обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
3. Предметные результаты обучения:
ознакомление с основными элементами трехмерной графики, с 3D моделями
реальных объектов, с форматами графических файлов, с различными
трехмерными редакторами.
Создание виртуальных 3D объектов в различных редакторах, редактирование их,
сохранение и использованме их в различных работах; усвоениет навыков работы в
таких программах как SketchUp и Blender, приобретение навыков трехмерного
моделирования.
усовершенствование у учащихся технических навыков работы с компьютером,
использования сети Интернет.
4. Календарнотематическое планирование
№
Разделы программы и
темы занятий
1.
2.
Введение. Диагностика
учащихся. Техника
безопасности.
Информация. Понятие
информации и её свойства,
технология сбора,
хранения, передачи,
обработки и представления
информации.
34 Понятие информационных
технологий (ИТ).
Классификация ИТ по
сферам применения.
56 Автоматизированные
информационные системы
Колич
ество
часов
Теория Прак
тика
Дата
По плану
Факт
1
1
2
2
1
1
2
2
1 неделя
сентября
1 неделя
сентября
2 неделя
сентября
2 неделя
сентября
34 неделя
сентября
34 неделя
сентября
12 неделя
октября
12 неделя
октября78 Мультимедийные
технологии обработки и
представления
информации.
Компьютерная графика.
Трехмерная графика
Практическая работа № 1.
Настройка
пользовательского
интерфейса
Практическая работа № 2.
Подключение и настройка
библиотек.
Практическая работа № 3.
Создание простой детали.
Практическая работа № 4.
Создание чертежа
Практическая работа № 5.
Сохранение и вывод
документа на печать.
Практическая работа № 6.
Редактирование чертежа
Практическая работа № 7.
Построение тела вращения.
Практическая работа № 8.
Кинематические элементы.
Практическая работа № 9.
Построение элементов по
сечению.
Практическая работа № 10.
Пространственные кривые.
Практическая работа № 11.
Построение трехмерных
деталей.
Практическая работа № 13.
Построение сборочной
детали.
Практическая работа № 14.
Построение сборочного
чертежа.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35 Итоговое занятие.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 неделя
октября
34 неделя
октября
12 неделя
12 неделя
ноября
ноября
34 неделя
34неделя
ноября
ноября
12 неделя
декабря
34 неделя
декабря
23 неделя
января
12 неделя
декабря
34 неделя
декабря
23 неделя
января
4неделя
января
12 неделя
февраля
34 неделя
февраля
12 неделя
марта
4 неделя
января
12 неделя
февраля
34 неделя
февраля
12 неделя
марта
34 неделя
34 неделя
марта
марта
12 неделя
12 неделя
апреля
апреля
34 неделя
34 неделя
апреля
апреля
12 неделя
12 неделя
мая
мая
34 неделя
34 неделя
мая
мая
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15. Информационнометодическое обеспечение:
Список литературы для педагога:
Керлоу, Айзек Виктор Искусство 3Dанимации и спецэффектов / Айзек В.
Керлоу: [Пер, с англ. Е.В. Смолиной]. М.: ООО «Вершина», 2004. 180 c. илл.
Компьютерная графика: Полигональные модели. А.В. Боресков, Е.В. Шикин,
издательство ДиалогМИФИ, 2005 г. 464 с.
Керлоу, Айзек Виктор Искусство 3Dанимации и спецэффектов / Айзек В.
Керлоу: [Пер, с англ. Е.В. Смолиной]. М.: ООО «Вершина», 2004. 180 c. илл.
Монахов М.Ю., Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс:
Практикум / М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005. — 172 с.: ил.
Александр Петелин. SketchUp просто 3D! Учебниксправочник Google
SketchUp v. 8.0 Pro (в 2х книгах), 2012. — 192 с.: ил.
Тозик В., Ушакова О. Самоучитель SketchUp. – БХВПетербург, 2013.
Chronister J. Blender Basic / Перевод: Азовцев Юрий. Учебное пособие, 3е
издание.
для учащихся:
Монахов М.Ю., Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс:
Практикум / М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005. — 172 с.: ил.
Александр Петелин. SketchUp просто 3D! Учебниксправочник Google
SketchUp v. 8.0 Pro (в 2х книгах), 2012. — 192 с.: ил.
Тозик В., Ушакова О. Самоучитель SketchUp. – БХВПетербург, 2013.
Chronister J. Blender Basic / Перевод: Азовцев Юрий. Учебное пособие, 3е
издание.
3Dмоделирование в Blender. Курс для начинающих [Электронный ресурс]/ C.
Шапошникова, "Лаборатория юного линуксоида", 20092014. – Режим доступа:
http://younglinux.info/blender.php, свободный.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
5.