Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка.Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
МБДОУ № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»
учреждение
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский
сад № 29
«Рябинушка»
комбинированного вида
_________
Ананьина Н.В.
Рабочая программа кружка
« ИГРОТЕКА »
для детей подготовительной к школе группе
«КАРАМЕЛЬКИ»
на 2017-2018 уч.г.Воспитатель
1 кв. категории
Мусина О.В.
г. Инта
2017-2018 уч. г.
Пояснительная записка
Предлагаемый курс кружка определяет содержание
работы по математической подготовке детей 6 лет к
обучению в школе и задает основные направления
реализации общих психолого-педагогических идей их
развития на математическом материале.
Главные цели курса кружка математики
подготовительного периода – это формирование начальных
математических представлений и развитие на их основе
познавательных способностей дошкольников.
Основная идея курса кружка заключается в том, что
развитие познавательных способностей у детей будет более
эффективным, если в процесс работы с математическим
материалом систематически будут включаться задания,
направленные на развитие логического мышления,
пространственного воображения и речи ребенка.
Развитие познавательных процессов - восприятия,
воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет
целенаправленно и систематически развивать
познавательные способности дошкольников, а это
необходимое условие их подготовке к школе.
В математическом содержании подготовительного
периода объединены три основные линии:
- арифметическая (числа от 0 до 9, число 10, счет десятками,
основные свойства чисел натурального ряда и др.),
- геометрическая (пространственные отношения, простейшие
геометрические фигуры и их прообразы геометрических
фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на
плоскости и в пространстве объектов и простейших
геометрических фигур, изготовление моделей
геометрических фигур из бумаги и др.);
- содержательно-логическая (эта линия построена на основе
математического материала двух первых линий и создает
условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления у детей).
Основными методами, используемых в период
подготовки детей к обучению математике в школе, являютсяпрактический метод, метод дидактических игр, метод
моделирования. Эти методы используются в различном
сочетании друг с другом, но ведущим остается метод
практических действий, который позволяет дошкольникам
усваивать и осмысливать математический материал, проводя
эксперимент, наблюдения на действиях с предметами,
моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая
и т. д.
На данном этапе метод практических действий
дополняется важнейшим для математики способом познания,
окружающего мира - методом моделирования (работа с
предметами и группами предметов дополняется
выполнением предметных и схематических рисунков;
осуществляется моделирование цифр из плоскостных
элементов).
Кроме того, более активное использование разнообразных
дидактических игр математического содержание позволяет,
с одной стороны, углублять математические знания, а с
другой - способствует формированию умений общаться с
воспитателем (преподавателем), развивает навыки
сотрудничества со сверстниками, формирует умения
оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми,
когда это необходимо.
Использование предложенного содержания и
описанных методов позволит осуществить
предматематическую подготовку дошкольников и вывести
общее развитие их мышления на уровень, позволяющий
успешно усваивать математику в начальной школе.
Содержание кружка «Игротека»
Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма):
- Сравнение трех и более предметов (фигур):
по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по
длине, выше - ниже, шире - уже и др.);
по форме ( круглый, некруглый, треугольный,
прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.);
по цвету ( одного и того же цвета или разных цветов).
- Определение правила, по которому составлен
предложенный ряд предметов, геометрических фигур.
Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.
- Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание
длин двух предметов.
- Подбор предметов по заданной длине. Свойство
транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже,
шире – уже и др., его использование при выполнение
заданий.- Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических
фигур (таблиц) по заданному правилу.
- Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью
чашечных весов без гирь)
Пространственные отношения:
- Взаимное расположение объектов на плоскости и в
пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее,
левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)
- Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня,
завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку
от любого дня недели. Времена года. Их последовательность.
- Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как
правило, четыре недели составляют месяц).
- Определение времени по часам (по часовой стрелке).
Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше
пяти часов и т.п.).
Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10:
- Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству
(больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия,
обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и
число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя
способами.
- Основные характеристики последовательности чисел
натурального ряда: наличие первого элемента, связь
предыдущего и последующего элементов в этом ряду,
возможность продолжить числовой ряд дальше от любого
элемента.
- Счет в прямом и обратном порядке. Независимость
количества предметов в группе от их свойств, способа и
порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета
количественного.
- Моделирование цифр из плоскостных элементов
(треугольников, прямоугольников и др.).
- Десяток. Счет десятками.
- Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».
- Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических
операций сложение и вычитание, название и обозначение
этих действий (знаки «+», «-»).
- Целое и часть.
- Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.
- Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление
задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный
материал.
-Составление задачи по схематическому рисунку и
схематического рисунка по задаче. Формирование начальных
представлений об универсальности математических способовпознания мира (одна и та же модель для задач с различными
сюжетами).
Простейшие геометрические фигуры:
- Отрезок, круг, многоугольник (треугольник,
четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат).
Отличие многоугольника от круга.
- Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как
сторона многоугольника. Линейка – инструмент для
вычерчивания отрезка.
- Продолжение ряда геометрических фигур по заданному
правилу.
Содержательно-логические задания на более сложном
математическом материале на развитие:
- Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием
сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь
ошибки» и др.);
- Воображения (деление геометрических фигур на части,
составление фигур из частей, преобразование одной фигуры
в другую; подсчет общего количества изображений одной и
той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной
фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких
предложенных);
- Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием
изученного арифметического и геометрического материала;
зрительные и слуховые диктанты на математическом
материале с определением закономерности следования
элементов);
- Мышления (выделение существенных признаков объектов,
выявление закономерностей и их использование для
выполнения задания; проведение простейших логических
рассуждений, сравнение объектов по разным признакам,
классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др.
по заданным условиям).
Планируемые результаты:
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу
слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве
(передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз,
направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее,
левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя
практические действия; упорядочивать их;
- называть числа от1 до 10 (20) в прямом и обратном порядке,
начиная с любого числа;- сравнивать количество предметов в двух группах (больше,
меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и
устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках)
конкретный смысл действий сложение и вычитание;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры
(отрезок, треугольник, прямоугольник, прямоугольник,
квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;
- воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её
решения;
- проводить мыслительные операции на несложном
материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и
различия, проводить классификацию объектов по заданным
признакам, выявлять закономерности и использовать их для
выполнения заданий, проводить простейшие логические
умозаключения и др.).
Материально-техническое обеспечение:
Счётные палочки, кубики Никитина, блоки Дьенеша,
«Пифагоры», «Прозрачный квадрат Воскобовича» и пр.
Геометрический материал (наглядный и раздаточный).
Игрушки из разных материалов и размеров.
Числовые карточки.
Цветные и простые карандаши.
Тетрадь в клетку.
Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие
логического мышления.
Методическая литература
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. « Игры и упражнения по
развитию умственных способностей у детей дошкольного
возраста.» - М., 1989.
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления»,
М. 2010.
3. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кьюизинера».
М,2013.
4. Михайлова З.А . «Логико-математическое развитие
дошкольников», Санкт-Петербург, 2013 .
5. Петерсон Л.Г , Холина Л.П. «Раз - ступенька, два –
ступенька… Практический курс математики для
дошкольников». Методические рекомендации: Ювента, 2011.
6. Петерсон Л.Г , Холина Л.П. «Раз - ступенька, два –
ступенька…Математика для детей 6-7 лет».7. Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. «Праздник в стране
блоков».
8. Финкельштейн Б. Б. «Страна блоков и палочек».
9. «Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования».
10. В.В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры».
11. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие
игры» - М. Педагогика, 1985.
Календарно – тематическое планирование
кружковой работы по ФЭМП в подготовительной
группе
Количество часов 33 в год. В неделю 1 занятие.
СЕНТЯБРЬ
1 неделя
1ч. «Веселые цифры»
2ч. «Задание на сложение»
«Лабиринт»
«Дорисуй узор»
3ч. «Найди два одинаковых предмета»
Цель: Развивать зрительное восприятие,
наблюдательность, умение анализировать и сравнивать,
сообразительность, развивать мышцы пальцев рук, умение
ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт.
2 неделя
1ч. «Молчанка»
2ч. «Рассели домики» блоки Дьенеша
3ч. «Кто к какому дереву идет?
Цель: Развивать навыки счета, умение устанавливать
закономерность, ориентироваться в пространстве, логическое
мышление.
3 неделя
1ч. «Счет с хлопками»
2ч. «Напиши нужную цифру»
«Закончи рисунок»
3ч. «Найди лишний предмет»
Цель: Развивать умение обобщать и классифицировать,
внимание, быстроту мышления, самоконтроль, логическое
мышление, ориентировку на листе бумаги.
4 неделя
1ч. «Назови соседей»
2ч. «На золотом крыльце сидели» палочки Кьюзенера3ч. Игры со счетными палочками
Цель: Развивать умение видеть закономерности,
дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук,
сообразительность.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
1ч. «Счет с хлопками»
2ч. «Пифагоры»
3ч. «Продолжи узор»
Цель: Развивать умение играть в игры – головоломки,
логическое мышление, умение видеть закономерность,
внимание, самоконтроль.
2 неделя
1ч. «Устный счет прямой и обратный»
2ч. «Собери картинку» кубики Никитина
3ч. «Дорисуй узор»
Цель: Развивать логическое мышление,
наблюдательность, умение концентрировать внимание,
мышцы рук, координацию.
3 неделя
1ч. «Хлопки»
2ч. «Рассели жильцов»
«Кто получился? » блоки Дьенеша
3ч. «Помоги самолету пролететь через облака»
Цель: Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших;
развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания,
умение видеть закономерность, глазомер, логическое
мышление.
4 неделя
1ч. «День и ночь» (какая цифра исчезла)
2ч. «Прозрачный квадрат Воскобовича»
3ч. Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»
Цель: Закрепить умение решать математические
задачи, счет в пределах 10; развивать быстроту мышления,
концентрацию внимания, логическое мышление.
НОЯБРЬ
1 неделя
1ч. «Веселый счет»
2ч. «Определи время по часам»
3ч. «Найди одинаковые снежинки»«Нарисуй снежинку»
Цель: Закрепить счет в пределах 10, решать задачки –
шутки, определять время по циферблату; развивать
наблюдательность, точность движений, умение
концентрировать внимание.
2 неделя
1ч. «Счет по цепочке»
2ч. «Нарисуй стрелки на часах»
«Сосчитай треугольники и квадраты»
3ч. «Повтори узор»
Цель: Закрепить умение ориентироваться на часовом
циферблате; развивать сообразительность, умение
сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность
движений.
3 неделя
1ч. «Живые цифры»
2ч. «Пифагор»
3ч. «Выложи картинку из счетных палочек»
Цель: Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение
играть в игру – головоломку; развивать сообразительность,
логическое мышление, речь.
4 неделя
1ч. «Веселый счет»
2ч. «Пифагор»
«Нарисуй так же»
3ч. Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе»
Цель: Закрепить счет в пределах 20; развивать умение
видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в
клетку, находить закономерность, точность движений,
зрительную память.
ДЕКАБРЬ
1 неделя
1ч. «Считай не ошибись»
2ч. «Веселый счет»
«Что сначала, что потом? »
3ч. «Сложи вместе»
Цель: Закрепить счет в пределах 20, умение решать
задачи – шутки, головоломки; развивать умение понимать
причинно – следственные связи, умение видеть
закономерности, логическое мышление.
2 неделя
1ч. «Назови соседей»2ч. «На золотом крыльце сидели» палочки Кьюзенера
3ч. Игры со счетными палочками
Цель: Развивать умение видеть закономерности,
дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук,
сообразительность.
3 неделя
1ч. «День и ночь» (какая цифра исчезла)
2ч. «Прозрачный квадрат Воскобовича»
3ч. Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу»
Цель: Закрепить умение решать математические
задачи, счет в пределах 10; развивать быстроту мышления,
концентрацию внимания, логическое мышление.
4 неделя
1ч. «Счет с хлопками»
2ч. «Пифагоры»
3ч. «Продолжи узор»
Цель: Развивать умение играть в игры – головоломки,
логическое мышление, умение видеть закономерность,
внимание, самоконтроль.
ЯНВАРЬ
3 неделя
Математический КВН
4 неделя
1ч. «Живые цифры»
2ч. «Пифагор»
3ч. «Выложи картинку из счетных палочек»
Цель: Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение
играть в игру – головоломку; развивать сообразительность,
логическое мышление, речь.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
1ч. «День и ночь»
2ч. «Рассели жильцов» блоки Дьенеша
3ч. «Нарисуй: что получится? »
Цель: Закрепить цифры и счет в пределах 20,
геометрические фигуры; развивать образное восприятие,
внимание, глазомер, мышцы рук, логическое мышление.
2 неделя1ч. «Молчанка»
2ч. «Счетные палочки – убрать 2 палочки чтобы получилась
другая
картинка»
3ч.«Напиши так же»
Цель: Упражнять в умении играть в игры –
головоломки; развивать сообразительность, зрительную
память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность
движений, логическое мышление.
3 неделя
1ч. «Я задумала число»
2ч. «Покажи одинаковые цифры»
«Сложи вместе»
«Дорисуй картинку»
3ч «Помоги жирафу сорвать кокос»
Цель: Закрепить цифры и счет в пределах 20;
развивать сообразительность, мышцы рук, точность
движений, умение концентрировать внимание.
4 неделя
1ч. «Я задумала число»
2ч. «Числовые домики»
«Чего не хватает? »
3ч. «Выложи вторую половину» палочка Кьюзенера
Цель: Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших;
развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание,
наблюдательность., логическое мышление.
МАРТ
1 неделя
1ч. «Веселый счет»
2ч. Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что
легче, что
тяжелее? », «Что тонет, что плавает?»
3 ч. «Прозрачный квадрат Воскобовича»
Цель: Развивать умение сравнивать массу, объём,
количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать
полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
2 неделя
1ч. «Веселые цифры»
2ч. «Разложи по клеточкам»
«Что останется? »
«Повтори рисунок»
3ч. «Найди похожие предметы»Цель: Развивать сообразительность; логическое
мышление, умение делать умозаключения, передавать
точность форм, глазомер.
3 неделя
1ч. «Измени число»
2ч. «Пифагоры»
3ч. «Помоги щенку пройти к домику»
Цель: Развивать умение решать примеры в пределах
20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию
внимания, пространственное представление
4 неделя
1ч. «Не ошибись»
2ч. «Кубики Никитина»
3ч. «Соедини точки по порядку»
Цель: Закрепить временные представления: неделя,
год, счет двойками, тройками в пределах 20; развивать
сообразительность, глазомер, концентрацию внимания,
логическое мышление.
АПРЕЛЬ
1 неделя
1ч. «Назови пропущенное слово»
2ч. Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными
мерками?»
Выводы
Цель: Развивать умение сравнивать объём, количество
сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать
выводы и умозаключения.
2 неделя
1ч. Логическая задача
2ч. Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение»
3ч. Лабиринт «Найди самую короткую дорогу»
Цель: Развивать умение пользоваться линейкой,
трафаретами, лекалом, воображение, логическое мышление.
3 неделя
1ч. Логическая задача
2ч. «Найди 10 отличий»
«Найди нестандартную фигуру»
3ч. Игры со счетными палочками
Цель: Развивать зрительное восприятие, смекалку,
наблюдательность, умение делать умозаключения,
логическое мышление.4 неделя
1ч. Задачи в стихах
2ч. «Пифагоры»
3ч. Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу»
Цель: Развивать сообразительность,
наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять
закономерность, тренировать точность движений.
МАЙ
1 неделя
1ч. «Палочки Кьюзенера»
2ч. Решение задач
3 ч. «Исправь ошибку художника»
Цель: Закрепить счет в пределах 20, умение
отгадывать математические задачи, знание
последовательности дней недели; развивать смекалку,
сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление.
2 неделя
1ч. «Подбери пару»
2ч. Решение задач
Решение примеров
Задачи на смекалку
3ч. Графический диктант
Цель: Закрепление пройденного материала.
3 неделя
Математическая олимпиада
Цель: Выявление уровня развития за год.