Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе
Оценка 5

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Оценка 5
Документация
docx
математика
Детсад
02.12.2018
Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе
Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка.Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ИГРОТЕКА подготовительная группа.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное МБДОУ № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» учреждение Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида _________ Ананьина Н.В. Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе «КАРАМЕЛЬКИ» на 2017-2018 уч.г. Воспитатель 1 кв. категории Мусина О.В. г. Инта 2017-2018 уч. г. Пояснительная записка Предлагаемый курс кружка определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале. Главные цели курса кружка математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников. Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: - арифметическая (числа от 0 до 9, число 10, счет десятками, основные свойства чисел натурального ряда и др.), - геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.); - содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей). Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д. На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания, окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов). Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе. Содержание кружка «Игротека» Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма): - Сравнение трех и более предметов (фигур): по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.); по форме ( круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.); по цвету ( одного и того же цвета или разных цветов). - Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. - Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. - Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже и др., его использование при выполнение заданий. - Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. - Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь) Пространственные отношения: - Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.) - Временные представления: раньше – позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. - Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). - Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.). Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10: - Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. - Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента. - Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного. - Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.). - Десяток. Счет десятками. - Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». - Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»). - Целое и часть. - Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. - Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. -Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами). Простейшие геометрические фигуры: - Отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. - Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка. - Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу. Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: - Внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.); - Воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); - Памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); - Мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям). Планируемые результаты: - ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.); - определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.); - сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их; - называть числа от1 до 10 (20) в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; - сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же); - определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом; - объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание; - различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире; - воспринимать учебно-познавательную задачу и способы её решения; - проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические умозаключения и др.). Материально-техническое обеспечение: Счётные палочки, кубики Никитина, блоки Дьенеша, «Пифагоры», «Прозрачный квадрат Воскобовича» и пр. Геометрический материал (наглядный и раздаточный). Игрушки из разных материалов и размеров. Числовые карточки. Цветные и простые карандаши. Тетрадь в клетку. Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления. Методическая литература 1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.» - М., 1989. 2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа мышления», М. 2010. 3. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кьюизинера». М,2013. 4. Михайлова З.А . «Логико-математическое развитие дошкольников», Санкт-Петербург, 2013 . 5. Петерсон Л.Г , Холина Л.П. «Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников». Методические рекомендации: Ювента, 2011. 6. Петерсон Л.Г , Холина Л.П. «Раз - ступенька, два – ступенька…Математика для детей 6-7 лет». 7. Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. «Праздник в стране блоков». 8. Финкельштейн Б. Б. «Страна блоков и палочек». 9. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». 10. В.В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры». 11. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» - М. Педагогика, 1985. Календарно – тематическое планирование кружковой работы по ФЭМП в подготовительной группе Количество часов 33 в год. В неделю 1 занятие. СЕНТЯБРЬ 1 неделя 1ч. «Веселые цифры» 2ч. «Задание на сложение» «Лабиринт» «Дорисуй узор» 3ч. «Найди два одинаковых предмета» Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность, развивать мышцы пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги, проходить лабиринт. 2 неделя 1ч. «Молчанка» 2ч. «Рассели домики» блоки Дьенеша 3ч. «Кто к какому дереву идет? Цель: Развивать навыки счета, умение устанавливать закономерность, ориентироваться в пространстве, логическое мышление. 3 неделя 1ч. «Счет с хлопками» 2ч. «Напиши нужную цифру» «Закончи рисунок» 3ч. «Найди лишний предмет» Цель: Развивать умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль, логическое мышление, ориентировку на листе бумаги. 4 неделя 1ч. «Назови соседей» 2ч. «На золотом крыльце сидели» палочки Кьюзенера 3ч. Игры со счетными палочками Цель: Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность. ОКТЯБРЬ 1 неделя 1ч. «Счет с хлопками» 2ч. «Пифагоры» 3ч. «Продолжи узор» Цель: Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль. 2 неделя 1ч. «Устный счет прямой и обратный» 2ч. «Собери картинку» кубики Никитина 3ч. «Дорисуй узор» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание, мышцы рук, координацию. 3 неделя 1ч. «Хлопки» 2ч. «Рассели жильцов» «Кто получился? » блоки Дьенеша 3ч. «Помоги самолету пролететь через облака» Цель: Закрепить состав чисел 5, 6, 7 из двух меньших; развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение видеть закономерность, глазомер, логическое мышление. 4 неделя 1ч. «День и ночь» (какая цифра исчезла) 2ч. «Прозрачный квадрат Воскобовича» 3ч. Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу» Цель: Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10; развивать быстроту мышления, концентрацию внимания, логическое мышление. НОЯБРЬ 1 неделя 1ч. «Веселый счет» 2ч. «Определи время по часам» 3ч. «Найди одинаковые снежинки» «Нарисуй снежинку» Цель: Закрепить счет в пределах 10, решать задачки – шутки, определять время по циферблату; развивать наблюдательность, точность движений, умение концентрировать внимание. 2 неделя 1ч. «Счет по цепочке» 2ч. «Нарисуй стрелки на часах» «Сосчитай треугольники и квадраты» 3ч. «Повтори узор» Цель: Закрепить умение ориентироваться на часовом циферблате; развивать сообразительность, умение сопоставлять рисунки, видеть закономерность, точность движений. 3 неделя 1ч. «Живые цифры» 2ч. «Пифагор» 3ч. «Выложи картинку из счетных палочек» Цель: Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку; развивать сообразительность, логическое мышление, речь. 4 неделя 1ч. «Веселый счет» 2ч. «Пифагор» «Нарисуй так же» 3ч. Лабиринт «Проводи Крошку крота к клумбе» Цель: Закрепить счет в пределах 20; развивать умение видеть, сопоставлять, ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить закономерность, точность движений, зрительную память. ДЕКАБРЬ 1 неделя 1ч. «Считай не ошибись» 2ч. «Веселый счет» «Что сначала, что потом? » 3ч. «Сложи вместе» Цель: Закрепить счет в пределах 20, умение решать задачи – шутки, головоломки; развивать умение понимать причинно – следственные связи, умение видеть закономерности, логическое мышление. 2 неделя 1ч. «Назови соседей» 2ч. «На золотом крыльце сидели» палочки Кьюзенера 3ч. Игры со счетными палочками Цель: Развивать умение видеть закономерности, дорисовывать недостающие фигуры, глазомер, мышцы рук, сообразительность. 3 неделя 1ч. «День и ночь» (какая цифра исчезла) 2ч. «Прозрачный квадрат Воскобовича» 3ч. Лабиринт «Помоги колобку найти дорогу» Цель: Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10; развивать быстроту мышления, концентрацию внимания, логическое мышление. 4 неделя 1ч. «Счет с хлопками» 2ч. «Пифагоры» 3ч. «Продолжи узор» Цель: Развивать умение играть в игры – головоломки, логическое мышление, умение видеть закономерность, внимание, самоконтроль. ЯНВАРЬ 3 неделя Математический КВН 4 неделя 1ч. «Живые цифры» 2ч. «Пифагор» 3ч. «Выложи картинку из счетных палочек» Цель: Закрепить счет и цифры в пределах 20, умение играть в игру – головоломку; развивать сообразительность, логическое мышление, речь. ФЕВРАЛЬ 1 неделя 1ч. «День и ночь» 2ч. «Рассели жильцов» блоки Дьенеша 3ч. «Нарисуй: что получится? » Цель: Закрепить цифры и счет в пределах 20, геометрические фигуры; развивать образное восприятие, внимание, глазомер, мышцы рук, логическое мышление. 2 неделя 1ч. «Молчанка» 2ч. «Счетные палочки – убрать 2 палочки чтобы получилась другая картинка» 3ч.«Напиши так же» Цель: Упражнять в умении играть в игры – головоломки; развивать сообразительность, зрительную память, сопоставлять, концентрировать внимание, точность движений, логическое мышление. 3 неделя 1ч. «Я задумала число» 2ч. «Покажи одинаковые цифры» «Сложи вместе» «Дорисуй картинку» 3ч «Помоги жирафу сорвать кокос» Цель: Закрепить цифры и счет в пределах 20; развивать сообразительность, мышцы рук, точность движений, умение концентрировать внимание. 4 неделя 1ч. «Я задумала число» 2ч. «Числовые домики» «Чего не хватает? » 3ч. «Выложи вторую половину» палочка Кьюзенера Цель: Закрепить состав чисел 8. 9, 10 из двух меньших; развивать умение обобщать, сопоставлять, внимание, наблюдательность., логическое мышление. МАРТ 1 неделя 1ч. «Веселый счет» 2ч. Эксперименты «В каком сосуде больше воды? », «Что легче, что тяжелее? », «Что тонет, что плавает?» 3 ч. «Прозрачный квадрат Воскобовича» Цель: Развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. 2 неделя 1ч. «Веселые цифры» 2ч. «Разложи по клеточкам» «Что останется? » «Повтори рисунок» 3ч. «Найди похожие предметы» Цель: Развивать сообразительность; логическое мышление, умение делать умозаключения, передавать точность форм, глазомер. 3 неделя 1ч. «Измени число» 2ч. «Пифагоры» 3ч. «Помоги щенку пройти к домику» Цель: Развивать умение решать примеры в пределах 20, умение сопоставлять, наблюдательность, концентрацию внимания, пространственное представление 4 неделя 1ч. «Не ошибись» 2ч. «Кубики Никитина» 3ч. «Соедини точки по порядку» Цель: Закрепить временные представления: неделя, год, счет двойками, тройками в пределах 20; развивать сообразительность, глазомер, концентрацию внимания, логическое мышление. АПРЕЛЬ 1 неделя 1ч. «Назови пропущенное слово» 2ч. Проблемная ситуация «Что будет, если мерить разными мерками?» Выводы Цель: Развивать умение сравнивать объём, количество сыпучих тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. 2 неделя 1ч. Логическая задача 2ч. Трафареты – «Обведи фигуры», «Составь изображение» 3ч. Лабиринт «Найди самую короткую дорогу» Цель: Развивать умение пользоваться линейкой, трафаретами, лекалом, воображение, логическое мышление. 3 неделя 1ч. Логическая задача 2ч. «Найди 10 отличий» «Найди нестандартную фигуру» 3ч. Игры со счетными палочками Цель: Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения, логическое мышление. 4 неделя 1ч. Задачи в стихах 2ч. «Пифагоры» 3ч. Лабиринт «Помоги червяку съесть грушу» Цель: Развивать сообразительность, наблюдательность, умение делать умозаключения, повторять закономерность, тренировать точность движений. МАЙ 1 неделя 1ч. «Палочки Кьюзенера» 2ч. Решение задач 3 ч. «Исправь ошибку художника» Цель: Закрепить счет в пределах 20, умение отгадывать математические задачи, знание последовательности дней недели; развивать смекалку, сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление. 2 неделя 1ч. «Подбери пару» 2ч. Решение задач Решение примеров Задачи на смекалку 3ч. Графический диктант Цель: Закрепление пройденного материала. 3 неделя Математическая олимпиада Цель: Выявление уровня развития за год.

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа кружка « ИГРОТЕКА » для детей подготовительной к школе группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2018