Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Все классы
16.11.2018
Образовательная программа кружка «Шахматы» ориентирована на обучающихся 7-14 лет. Количество часов 1 час в неделю.
1. Тематическое планирование
Первый год обучения
Введение (1)
Раздел 1 Шахматная доска (3)
Раздел 2 Ходы и взятие фигур (9)
Раздел 3 Цель шахматной партии (8)
Раздел 4 . Игра всеми фигурами из начального положения (7)
Раздел 5 . Краткая история (2)
Школьные состязания(3)
Отчет кружка (1)
Второй год обучения
Введение (1)
Раздел 1 Шахматная нотация (1)
Раздел 3.Ценность шахматных фигур (3)
Раздел 4 Техника матования одинокого короля (5)
Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (6)
Раздел 6. Шахматная комбинация (13)
Школьные состязания (4)
Отчет кружка (1)
РП Шахматы + КТП.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Отношинская средняя общеобразовательная школа
Казачинского района Красноярского края
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Асватулина М.Х.
«____» ______________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ Асватулин Х.К.
приказ № 011070 от 01.09.2016
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Шахматы»
Набиулина Венера Фаритовна, педагог дополнительного образования Образовательная программа кружка «Шахматы» ориентирована на обучающихся 714
лет. Количество часов 1 час в неделю.
Отношка, 2017г.
1. Результаты освоения внеурочной деятельности кружка «Шахматы».
Предметные результаты
o Дать определения шахматным терминам: белое и чёрное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на
уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в
дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля и другие.
o Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
o Правильно расставлять фигуры перед игрой;
o Сравнивать, находить общее и различие.
o Ориентироваться на шахматной доске.
o Кратко излагать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
o Называет шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат,
ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Метапредметные результаты
o Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления.
o Решать проблемы творческого и поискового характера.
o Планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
o Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха.
o Овладевать
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение
рассуждений.
o слушать собеседника и вести диалог;
o признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий.
o Определять общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
2. Содержание кружка «Шахматы» с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса
внеурочной деятельности
Формы
Основные виды учебной деятельности обучающихся
организации
учебных занятий
Первый год обучения
2 Введение
Раздел 1 Шахматная доска.
Шахматная доска
Вводное занятие
теоретическое
занятие
Групповая
Участвует в планировании деятельности кружка
Показать шахматные ходы. Различает понятия
горизонталь, вертикаль и диагональ.
Элементы шахматной доски
Индивидуальная
Самостоятельно ориентируется по шахматной
доске.
«Горизонталь,
диагональ»
вертикаль,
Парное
Раздел 2 Ходы и взятие
фигур.
Начальная
расстановка фигур
Пешка
Ладья
Слон
Ферзь
Конь
Король
«Угадайка»
"Что общего?"
Раздел 3 Цель шахматной
партии. Шах.
Мат.
Ничья
Пат
Индивидуальная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Групповая
Парная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Индивидуальная,
парная
Рокировка.
Индивидуальная,
парная
Самостоятельно заполняет
одну из
горизонтальных и вертикальных лини, диагоналей
шахматной доски фигурами
Рисует начальную расстановку шахматных фигур
Составляет схему ходов «пешки»
Показывает ходы фигуры «ладья»
Рисует схему возможных ходов «слона»
Рисует маршрут «ферзя» за 4 хода
Показывает возможные ходы фигуры «конь»,
сбить конем 12 фигур за 12 ходов, не попадая в
«бой»
Составляет схему «Король разведчик».
шахматных фигур по
Определяет шахматные фигуры: по описанию,
тактильным ощущениям.
Называет отличия
выделенным критериям
Отрабатывает правила постановки «шаха». Рисует
ходы фигур при объявлении шаха королю. Рисует
схему и показать ходя защиты от шаха
Дает определение понятию «мат»; Показывает ходы
объявления «мата», с помощью педагога
Дает определение «ничья»;
Дает определение «пат», «вечный шах»; Рисует
ходы, ведущие к пату; рисует первые два хода, с
которых начинается вечный шах.
Показывает
педагога
приемы рокировки, с помощью
3 «Шах или не шах»
«Мат или не мат»
«Рокировка»
Индивидуальная
Объявляет «шах» из предложенных вариантов
расположений фигур
Индивидуальная
Объявляет «мат» из предложенных вариантов
расположений фигур
Индивидуальная
Объявляет варианты рокировки шахматных
фигур
Раздел
4. Игра всеми
фигурами из начального
положения.
Индивидуальная,
парная
Ориентируется в шахматной доске.
Индивидуальная,
парная
Парная
Парная
в
шахматной
Ориентируется
доске.
Самостоятельно показывает ходы шахматных
фигур.
Самостоятельно показывает приемы постановки
«шаха», «мата», пата»,
Самостоятельно показывает приемы постановки
«ничьей» и «рокировки ».
Парная
Играет с ограниченным числом фигур
Парная
Парная
Играет одной белой фигурой, срубая все черные
фигуры
Играет одной белой фигурой, которая должна
достичь определенной клетки шахматной
доски, обходя препятствия
Подбирает литературу для плаката; оформляет
плакат
Шахматная партия
Шахматная партия
Шахматная партия
«Игра на уничтожение»
«Один в поле воин»
«Перехитри часовых»
Раздел 5. Краткая история
шахмат.
Групповая
История шахмат
Школьные состязания
Школьные состязания
Школьные состязания
Групповая
Рисует плакат об истории шахмат
Парная
Участвует в школьных состязаниях
Парная
Участвует в школьных состязаниях
Парная
Участвует в школьных состязаниях
Отчет кружка.
Групповая
Подбирает материалы, фотографии для плаката,
оформляет плакат
4 Введение
Раздел 1.
нотация.
Шахматная
Раздел 2.
шахматных фигур.
Ценность
Второй год обучения
Участвует в планировании деятельности кружка
Групповая. Парная Дает определение понятия «шахматная нотация».
Называет: понятия «горизонталь, «вертикаль»,
«диагональ»; шахматные фигуры, и их расстановку
Дает определение понятия «ценность», «ценность
шахматных фигур»
Групповая. Парная
Сравнительная сила фигур.
«Защита и взятие»
Раздел 3.
Техника
одинокого
матования
короля.
Две ладьи против короля.
Ладья и король против
короля.
Ферзь и ладья против
короля. Ферзь и король
против короля.
«На крайнюю линию»
«Мат в один ход»
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Парная.
Раздел 4. Достижение
мата без жертвы материала.
Парная.
Индивидуальная
Сравнивает значимость шахматных фигур
Отрабатывает приемы
шахматных фигур в партиях
защиты и взятия
Отрабатывает приемы матования шахматных фигур
Отрабатывает приемы матования
Отрабатывает приемы матования
белыми фигурами,
Отрабатывает прием
используя различные варианты ходов для того,
что бы черный король отступил на одну из
крайних вертикалей
Отрабатывает прием
белыми фигурами,
используя различные варианты ходов, для того
чтобы черным фигурам пришлось отступить на
угловое поле
Отрабатывает прием достижение мата без жертвы
с помощью педагога
Мат в два хода в эндшпиле
Парная.
Индивидуальная
Дает определение «эндшпиль».
приём мат в два хода.
Отрабатывает
Мат в два хода в
миттельшпиле
Мат в два хода в дебюте
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
определение
«миттельшпиль».
приём мат в два хода в
Дает
Отрабатывает
миттельшпиле.
Дает определение «дебют». Отрабатывает приём
мат в два хода в дебюте.
Перекрывание, блокировка,
связывание
Парная.
Отрабатывает прием перекрывания, блокировки,
и связывание шахматных фигур
5 «Сделай нечью»
Парная.
Отрабатывает прием комбинации шахматных
фигур для достижения неньей
Раздел 5.
комбинация.
Шахматная
Матовые комбинации.
Матовые комбинации.
Матовые комбинации.
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Дает определения «шахматная комбинация»
Отрабатывает матовые комбинации
Отрабатывает матовые комбинации
Отрабатывает матовые комбинации
Достижению материального
перевеса
Парная.
Индивидуальная
Дает определение «материальный перевес»; рисует
схеме материального перевеса
Достижения ничьей
Патовые комбинации.
Парная.
Индивидуальная
Рисует схему
достижения ничей в партиях
ничей; Отрабатывает приемы
Парная.
Индивидуальная
Рисует схему пата.
достижения пата в партиях
Отрабатывает приемы
Комбинации на вечный шах. Парная.
Индивидуальная
Рисует схему вечного шаха. Отрабатывает приемы
достижения вечного шаха в партиях
«Двойной удар»
Парная
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Более сложные комбинации Парная.
Парная.
Индивидуальная
Парная.
Индивидуальная
Отрабатывает варианты шахматных
комбинаций, так что бы белая фигура
одновременно перекрыла две черные фигуры
Отрабатывает приемы дебюта в партиях
Отрабатывает приемы дебюта в партиях
Индивидуальная
Отрабатывает
комбинаций в партиях
приемы
более сложных
более сложных
Более сложные комбинации Парная.
Индивидуальная
Отрабатывает
комбинаций в партиях
приемы
Школьные состязания
Парная.
Участвует в школьных состязаниях
Школьные состязания
Парная.
Участвует в школьных состязаниях
6 Школьные состязания
Парная.
Участвует в школьных состязаниях
Школьные состязания
Парная.
Участвует в школьных состязаниях
Отчет кружка.
Групповая
1. Тематическое планирование
Подбирает материалы, фотографии для плаката,
оформляет плакат
Первый год обучения
Введение (1)
Раздел 1 Шахматная доска (3)
Раздел 2 Ходы и взятие фигур (9)
Раздел 3 Цель шахматной партии (8)
Раздел 4 . Игра всеми фигурами из начального положения (7)
Раздел 5 . Краткая история (2)
Школьные состязания(3)
Отчет кружка (1)
Второй год обучения
Введение (1)
Раздел 1 Шахматная нотация (1)
Раздел 3.Ценность шахматных фигур (3)
Раздел 4 Техника матования одинокого короля (5)
Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала (6)
Раздел 6. Шахматная комбинация (13)
Школьные состязания (4)
Отчет кружка (1)
Приложение 1.
Первый год обучения
№
п/п
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Тема занятия
Дата план.
Дата факт.
Введение
Раздел 1 Шахматная доска. Шахматная доска
Элементы шахматной доски
«Горизонталь, вертикаль, диагональ»
Раздел 2 Ходы и взятие фигур.
расстановка фигур
Пешка
Ладья
Слон
Ферзь
Начальная
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
7 Конь
Король
«Угадайка»
"Что общего?"
Раздел 3 Цель шахматной партии. Шах.
10)
11)
12)
13)
14)
15) Мат.
Ничья
16)
Пат
17)
18)
Рокировка.
«Шах или не шах»
19)
«Мат или не мат»
20)
21)
«Рокировка»
Раздел 4. Игра всеми фигурами из начального
22)
положения.
23) Шахматная партия
24) Шахматная партия
25) Шахматная партия
26)
27)
28)
29)
«Игра на уничтожение»
«Один в поле воин»
«Перехитри часовых»
Раздел 5. Краткая история шахмат.
История шахмат
Школьные состязания
Школьные состязания
Школьные состязания
Отчет кружка.
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
01.03
15.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
17.05
24.05
24.05
30)
31)
32)
33)
34)
№
п/п
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
Второй год обучения
Тема занятия
Дата план.
Дата факт.
Введение
Раздел 1. Шахматная нотация.
Раздел 2. Ценность шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур.
«Защита и взятие»
Раздел 3. Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля.Ладья и король против
короля.
Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король
8
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10 против короля.
«На крайнюю линию»
«Мат в один ход»
материала.
Раздел 4. Достижение мата без жертвы
Мат в два хода в эндшпиле
Мат в два хода в миттельшпиле
Мат в два хода в дебюте
Перекрывание, блокировка, связывание
«Сделай нечью»
Раздел 5. Шахматная комбинация.
Матовые комбинации.
Матовые комбинации.
Матовые комбинации.
Достижению материального перевеса
Достижения ничьей
Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.
«Двойной удар»
Типичные комбинации в дебюте (более сложные
примеры).
Типичные комбинации в дебюте (более сложные
примеры).
Более сложные комбинации
Более сложные комбинации
Школьные состязания
Школьные состязания
Школьные состязания
Школьные состязания
Отчет кружка.
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22)
23)
24)
25)
26)
27)
28)
29)
30)
31)
32)
33)
34)
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
29.05
1. Сухин И. Котятахвастунишки // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. –
Список источников
М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению.
– М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам.
4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга
выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
9 7. Сухин И. Чернобелая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книгавыручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
9. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
10. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
11. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
12. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
13. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
14. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
15. Медведев В. Как капитан Совриголова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
16. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
17. Остер Г. Полезная девчонка.
18. Пермяк Е. Вечный Король.
19. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
20. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
21. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
22. Берестов В. В шахматном павильоне.
23. Берестов В. Игра.
24. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
25. Ильин Е. Средневековая легенда.
26. Квитко Л. Турнир.
27. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
28. Сухин И. Волшебная игра.
29. Художественная литература
30. Булычев К. Сто лет тому вперед.
31. Велтистов Е. Победитель невозможного.
32. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
33. Крапивин В. Тайна пирамид.
34. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
35. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
36. Надь К. Заколдованная школа.
37. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
38. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
39. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
40. Раскатов М. Пропавшая буква.
41. Семенов А. ЯбедаКорябеда и ее проделки.
42. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.:
Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
43. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
44. ЧжанТяньИ. Секрет драгоценной тыквы.
45. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Список литературы для педагога:
1. Касаткина В. Шахматная тетрадь
2. Москалев В.А. Шахматная тетрадь : рисуем ходы, осваиваем правила/ В.А. Москалев.
Изд. 2е, испр. Ростов –на – Дону: Фенекс, 2012. 22 с.: ил.
Рожков П. 1000 шахматных задач. Решебник 1 год. Москва 2011
3.
10 4. Рожков П. 1000 шахматных задач. Решебник 2 год. Москва 2011
11
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Шахматы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.