рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"10 класс

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)Программа предназначена для обучения учащихся 10-х классов, рассчитана на 78 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов задания 26 ЕГЭ предыдущих лет. Г. Т. Егораева. «Русский язык», Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ. Прграмма состоит из 2-х разделов.
Иконка файла материала конспект.docx
Пояснительная записка Программа предназначена для обучения учащихся 10­х классов, рассчитана на 78 часов, базируется на программно­методических материалах по русскому  языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов задания 26 ЕГЭ  предыдущих лет. Г. Т. Егораева. «Русский язык», Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского  языка. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. Учебно­тренировочные и контрольно­измерительные материалы к ЕГЭ. Прграмма состоит из 2­х разделов. Первый раздел «Комплексный анализ текста». В данном разделе  рассматривается последовательность расположения частей текста,  систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и  средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный  характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые  особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно­выразительные  средства. Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы  предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе  исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый  текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль,  выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в  тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Программа включает в себя  пояснительную записку; содержание программы;   основные термины и понятия, необходимые для овладения курсом;   формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;   требования к результатам освоения ОГЭ; список литературы для учащихся. технологию организации учебного процесса; Цели программы: 11. Помощь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания 26  ЕГЭ, написанию экзаменационного сочинения; 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в  жанре рецензии или эссе; 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения  письменной речью; 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее  содержание текстов разных функциональных стилей; 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме  свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте  проблем, свои оценки фактов и явлений. Задачи программы:  Помочь овладеть литературно­критическими жанрами (рецензия,  эссе).  Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в  то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или  эссе.  Способствовать развитию письменной речи.  Подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА. Раздел 2. Планируемые результаты Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков: ➢        умение проводить многоаспектный анализ текста; ➢        умение самостоятельно составлять задание к тексту; ➢         создавать свой текст, писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с  использованием разных типов речи; ➢        совершенствовать навыки выразительного чтения текста. Раздел 3 Учебно­тематический план Название разделов, тем Количество часов Всего Теория Практика 21. Инструктаж по технике безопасности. Водное  занятие. I. «Комплексный анализ текста» 1 Тема и основная мысль текста  2. Средства связи между частями текста 3. Способы связи в тексте 4. Выделение микротем 5. Лексические, морфологические,  синтаксические средства организации текста. 6. Стили речи 7. Типы речи 8. Контрольная работа II « Лингвистический анализ текста» 1. Изобразительно­выразительные средства  языка, оформляющие описание и рассуждение 2. Анализ изобразительно­выразительных  средств, оформляющих описание и рассуждение 3. Анализ лексики: многозначные слова,  переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления,  фразеологизмы. Контекстные синонимы.  Контекстные антонимы 4. Фонетические средства выразительности:  аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония),  диссонанс, звукопись 5. Лексические – поэтические тропы: метафора,  синекдоха, ирония, гипербола, литота,  олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза,  художественный символ, паронимы 6. Стилистические фигуры: градация, антитеза,  оксюморон, лексический повтор, анафора,  2 2 3 3 2 2 2 2 28 2 2 14 2 2 6 1ч. 18 1ч. 7 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 13 15 1 1 7 1 1 2 1 1 7 1 1 4 3эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,  риторический вопрос, риторическое  восклицание, риторическое обращение,  синтаксические конструкции III. «Сочинение­рассуждение на основе текста» 28 1. Анализ текста 2. Композиция и языковое оформление  сочинения 12 18 Итого: 78ч. 14 6 9 14 5 9 4Раздел 4.Основные термины и понятия Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Изобразительно­выразительные средства языка. Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола,  индивидуально­авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы,  синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия,  оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и  поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет. Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза,  риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык,  многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции,  синтаксический параллелизм, эпифора. Технология организации учебного процесса по программе Реализация данной программы предусматривает использование личностно­ ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой  образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности  каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с  учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову: ­ уроки­ лекции; ­ уроки применения знаний на практике; ­ уроки навыков (тренировочные); ­ уроки комплексного применения знаний. Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную  деятельность являются: ­ работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического  материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе) ­ самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение  выразительных средств языка и объяснение их роли); ­ работа в группах; ­ индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально­ деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной  деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как  черты личности. Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и  индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и  структурой ОГЭ. 5Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их  оценки. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на  трёх уровнях: текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на  каждом занятии); промежуточный (проводится в форме теста и сочинения в соответствии с  требованиями ЕГЭ и на основе КИМов); итоговый (в конце курса) проводится в форме теста и сочинения в  соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов; Раздел 5.Календарно­тематическое планирование №занятия Содержание Кол­во  часов Сроки (дата) Стилистический и типологический  анализ текста 20 планируемые скорректированные 61 2 3 4 5 6 7 8 9 Техника безопасности на занятиях Текст. Тема и основная мысль текста Средства связи между частями текста,  способы связи в Тексте. Выделение микротем в тексте Лексические средства организации  текста Морфологические средства  организации текста Синтаксические средства организации  текста Стили речи Типы речи Контрольная работа 1 (промежуточная) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Лингвистический анализ текста 28 07.09 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 26.10 02.11 09.11 710 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Изобразительно­выразительные  средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно­выразительных  средств, оформляющих описание и  рассуждение Многозначные слова. Переносное значение слова Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы Фонетические средства  выразительности: аллитерация,  ассонанс, эвфония, диссонанс.  Звукопись Тропы: метафоры, сравнение, эпитет,  олицетворение, ирония, гипербола,  литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация,  антитеза, оксюморон, лексический  повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание. Риторические фигуры, синтаксические  конструкции Промежуточная контрольная работа 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Анализ текста. 10 16.11 23.11 30.11 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 824 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Содержание исходного текста Тексты функционального стиля Анализ композиции текстов научного,  публицистического, разговорного  стилей. Рецензия. Эссе. Промежуточная контрольная работа 3 2 2 2 4 2 Композиция и языковое оформление  сочинения 18 Вступление к сочинению Смысловые и грамматические связи  предложений Авторская позиция. Основная часть сочинения Изложение собственного мнения. Аргументация Заключительная часть сочинения Тренировочные сочинения Подведение итогов. Обобщающее  занятие  Резервное занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 01.03 15.03 22.03 29.03 05.04 12.04 19.04 26.04 03.05 10.05 17.05 24.05 31.05 9Раздел 6. Методическое обеспечение 1.А.И. Власенков Русский язык, 10­11кл. М.; Просвещение, 2010; 2   Г.Т.   Егораева   Русский   язык.   Выполнение   задания   части   3   (С).   М.; «Экзамен», 2010; 3.Т.   А.   Ладыженская.   Система   обучения   сочинениям   на   уроках   русского языка. М.; Просвещение, 2009; 4.Т.   А.   Калганова.   Сочинения   различных   жанров   в   старших   классах.   М.; Просвещение, 2009; 5.В.   И.   Капинос.   Развитие   речи:   теория   и   практика   обучения.   М.; Просвещение, 2009; 6.Е.А.Влодавская.   Русский   язык.   Поурочное   планирование.   Москва. «Экзамен».20010. 7.   Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты   по   культуре   речи.   Москва. «Флинта»,2000. 8.   Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные   задания   по   русскому языку.5­11 классы. Ростов­на Дону, «Легион».2012. 9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями­ М. «Экзамен».2010. 10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .­М. «Экзамен».2012. 11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10­11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. ­ 13­е издание. ­ М.: Просвещение, 2007. 12.А.Б.Малюшкин.   Комплексный   анализ   текста.   10   класс.   Москва. Творческий центр,2010. 13. подготовки. С­Пб. «Азбука классика»,2005. 14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая Занимательные задачи по русскому языку. Ростов­на­Дону. «Феникс»,2009.   Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения   разных   типов.   Технология 10