Рабочая программа кружка по географии
«Юные путешественники»
во 2-в классе
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Ядрихинская Г.И
г.Коряжма, 2017 г
Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени.
Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены
учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественников «Путешествуем по Белу свету …» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах.
Целями реализации программы являются:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических географических знаний и умений;
- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; - ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- знакомство с народами и странами мира;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
- повышение качества географических знаний и умений младших школьников;
- повышение успеваемости по предмету;
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации; - повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;
- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ 1. Русские путешественники, прославившие Россию.
2. Современные российские географические средства массовой информации.
3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
5. Я – туристический гид по родной Архангельской области.
6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
7. Мировые экологические проблемы человечества.
8. Этот континент меня удивил.
9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
10. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
11. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
12. Мои кроссворды и викторины по географии.
13. В этих местах я был(а).
14. «Семь чудес света» моей Родины.
15. Моя презентация (тема определяется учащимся).
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы. Кружок рассчитан на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.
№ |
Тема занятия |
Форма занятия |
Дата |
|||||
1. |
Введение – 1 час. Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка |
Круглый стол |
Сентябрь/ 1 |
|||||
Тема 1. Путешествуем по России – 4 часа |
||||||||
2. |
Моя Родина Россия |
|
Сентябрь/ 2 |
|||||
3
|
Архангельская область |
Видео путешествие. |
Сентябрь/ 3 |
|||||
4 . |
Москва-столица Родины. |
|
Сентябрь/ 4 |
|||||
5 |
Санкт-Петербург. Северная столица России. |
|
Октябрь/ 1 |
|||||
Тема 2. Отправляемся в путешествие по странам мира 16 часов |
||||||||
6 |
Путешествуем по странам мира. Япония. |
Занятие-викторина знатоков океанологов. |
|
|||||
7 |
Путешествуем по странам мира. Китай |
Видео путешествие. |
Октябрь/ 2 |
|||||
8 |
Путешествуем по странам мира. Индия |
Видео путешествие. |
Октябрь/ 3 |
|||||
9 |
Путешествуем по странам мира. Бразилия |
Видео путешествие. |
Октябрь/4 |
|||||
10 |
Путешествуем по странам мира. Испания |
Занятие-презентация учащихся. |
Ноябрь/ 2 |
|||||
11 |
Путешествуем по странам мира. Италия |
Видео путешествие. |
Ноябрь/ 3- |
|||||
12 |
Путешествуем по странам мира. Франция |
Видео путешествие. |
Декабрь/1 |
|||||
13 |
Путешествуем по странам мира. Англия |
Видео путешествие. |
Декабрь/2 |
|||||
14 |
Путешествуем по странам мира. Германия |
Видео путешествие. |
Декабрь/3 |
|||||
15 |
Путешествуем по странам мира. Греция |
Занятие-практикум (работа с картой, к/к) |
Декабрь/4 |
|||||
16 |
Путешествуем по странам мира. Австралия |
Видео путешествие |
Январь/3 |
|||||
17 |
Путешествуем по странам мира. Египет |
Видео путешествие |
Январь/4 |
|||||
18 |
Путешествуем по странам мира. Тунис |
Видео путешествие |
Февраль/1 |
|||||
19 |
Путешествуем по странам мира. США |
Занятие-деловая игра, презентация |
Февраль/2 |
|||||
20 |
Путешествуем по странам мира. Аргентина |
Видео путешествие |
Февраль/3 |
|||||
21 |
Путешествуем по странам мира. Болгария |
Видео путешествие |
Февраль/4 |
|||||
Тема 3. Путешествуем по островам мира 7 часов |
||||||||
22 |
Остров Мадагаскар |
Занятие-практикум |
Март/ 3 |
|||||
23 |
Остров Маргарита в Венеции |
Презентация, сообщения членов кружка |
Март/ 4 |
|||||
24 |
Остров Форд-Баяр.Франция |
Презентация. |
Март/ 1 |
|||||
25. |
Остров Кукол. Мексика |
Видео путешествие, презентация |
Март/ 2 |
|||||
26 |
Плавучие острова .Титикака. Перу |
Видео путешествие |
Март/ 3 |
|||||
27 |
Остров Пасхи |
Видео путешествие, презентация |
Март/ 4 |
|||||
28 |
Затерянные острова Тихого океана. |
Видео путешествие |
Апрель/ 1 |
|||||
Мировой океан 4 часа |
||||||||
29 |
Путешествие в глубины Тихого океана |
Конференция |
Апрель |
|||||
30 |
Путешествие по Индийскому океану |
|
Апрель |
|||||
31 |
Путешествие по Атлантическому океану |
|
Май |
|||||
32 |
Путешествие по Североледовитому океану |
|
Май |
|||||
Заключительная часть 2 часа |
||||||||
33 |
Работа над проектом |
|
Май |
|||||
34 |
Защита своих проектов |
|
Май |
|||||
Резерв 1 час Итого – 35 занятий |
|
|
||||||
- Оборудование:
1. Географические карты, глобусы, контурные карты.
2. Видеоматериалы:
3. Презентации:
4. Компьютерные фото-альбомы:
5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.
Литература :
1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 2014
2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 2016
3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 2000
4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 2016
5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель
А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 2014
6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.:
Просвещение, 2011.
7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 2017.
8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов, М.: Педагогика, 2015.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист,
9. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.
11.Интернет ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.