Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
22.10.2019
Кружок по биологии «Практическая биология» помогает осуществить системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандарта второго поколения и обеспечивает
• Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
• Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования
• Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
• Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Кружок организован в помощь курсу биологии в 6 классе. В связи с тем, что на данный предмет отведён один час в неделю, а объём материала, который необходимо усвоить учащимся, очень велик, на оформление лабораторных работ на уроке не хватает времени. Поэтому некоторые лабораторные работы вынесены за рамки урока и проводятся в виде кружка. Для углубления знаний и развития познавательного интереса, добавлены другие лабораторные работы и весенние работы на пришкольном участке.
Практич биология.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа с. Большой Содом БазарноКарабулакского
муниципального района Саратовской области»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПС школы
Протокол № ___ от
«___» ___________ г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
Директор МБОУ «ООШ с.
УВР МБОУ «ООШ с.
Большой Содом»
______________ Н.Ю.
Горбунова
«___» ___________ г.
Большой Содом»
______________ О.В.
Сенина
«___» ___________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пядышевой Валентины Васильевны
(Ф.И.О.)
по учебному курсу
«Практическая биология»
6 класс
(предмет, класс, и т.п.) Пояснительная записка.
Кружок по биологии «Практическая биология» помогает осуществить системно
деятельностный подход, который лежит в основе стандарта второго поколения и
обеспечивает
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию
Проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования
Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся.
Кружок организован в помощь курсу биологии в 6 классе. В связи с тем, что на
данный предмет отведён один час в неделю, а объём материала, который
необходимо усвоить учащимся, очень велик, на оформление лабораторных работ
на уроке не хватает времени. Поэтому некоторые лабораторные работы
вынесены за рамки урока и проводятся в виде кружка. Для углубления знаний и
развития познавательного интереса, добавлены другие лабораторные работы и
весенние работы на пришкольном участке.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
1.
Личностных результаты
1) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализиро
вать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
2) Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
3) Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
4) Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами освоения курса являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений), и процессов (обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов растений; на живых
объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее
распространенных растений; съедобных и ядовитых растений; опасных для человека
растений, лекарственных растений.
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
3. В сфере физической деятельности:
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
4. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание курса (34 часов)
I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 9 ч
Тема 1. 1 Строение растительной и животной клеток (4 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.
Различия в строении растительной и животной клетки. Лабораторная работа Строение
растительной клетки. Строение животной клетки.
Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав.
Лабораторная работа Химический состав семян. Исследование свойств некоторых
органических веществ.
Деление клеток 1 ч
Деление важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного
организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов. Лабораторная
работа. Деление клетки. Митоз.
Тема 1. 2 Ткани растений и животных 2 ч Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их
многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их
строение и функции. Лабораторная работа. Ткани растений. Ткани животных.
Тема 1.3 Органы и системы органов 9ч
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды
Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Лабораторная работа. Клеточное строение органов растений. Строение корневых систем.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Лабораторная работа. Строение почек и расположение их на стебле.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ. Лабораторная работа.
Строение стебля.
Лист. Строение и функции. Простые и листья. Цветок, его значение и строение (около
тычинки, пестики). Соцветия. Лабораторная работа. Простые и сложные листья.
Видоизменения вегетативных органов.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян
однодольного и
двудольного растений. Лабораторная работа. Строение цветка.
Разнообразие плодов. Строение семян.
II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА 12 ч
Тема 2.1 Питание и пищеварение 1ч
Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных.
Пищеварительные ферменты и их значение. Лабораторная работа. Действие слюны на
крахмал.
Тема 2. 2 Передвижение веществ в организме 2ч
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности
строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого
давления в процессе переноса веществ. Лабораторная работа. Транспорт веществ в растении.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение,
функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови). Лабораторная работа.
Состав крови человека и лягушки.
Тема 2. 3 Опорные системы 2ч
Значение опорных систем и жизни организмов. Опорные системы растений, опорные системы
животных. Наружный и внутренний скелет. Опорнодвигательная система позвоночных.
Лабораторная работа. Опорные структуры. Строение и свойства костей.
Тема 2.4 Движение 2 ч
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной
активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная
работа. Движение инфузориитуфельки. Движение различных животных.
Тема 2. 5 Размножение 1 ч
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение растений.
Лабораторная работа. Черенкование комнатных растений.
Тема 2.6 Рост и развитие 3 ч
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Условия прорастания семян. Питание и рост
проростков. Особенности развития животных организмов. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторная работа. Прорастание семян. Рост растений. Прямое и непрямое развитие
насекомых.
Тема 2. 7 Организм как единое целое 1 ч Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме Функционирование организма как
единого целого, организм – биологическая система. Лабораторная работа.
Полупроницаемость клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз.
Календарно – тематическое планирование.
Дат
а
фа
кт
Количес
тво
часов
Тема
занят
№
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Строение растительной клетки.
Строение животной клетки и
клетки грибов.
Химический состав семян.
Исследование свойств
некоторых органических
веществ.
Ткани растений.
Ткани животных
Клеточное строение органов
растений.
Строение корневых систем.
Строение почек и расположение
их на стебле.
Простые и сложные листья.
Строение стебля.
Видоизменения вегетативных
органов.
Строение цветка.
Дат
а
пла
н
04.0
9.
11.0
9
18.0
9
25.0
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
02.1
09.1
16.1
23.1
06.1
13.1
20.1
27.1
04.1
0
0
0
0
1
1
1
1
2 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Разнообразие плодов.
Строение семян.
Действие слюны на крахмал.
Транспорт веществ в растении.
Состав крови человека и
лягушки.
Опорные структуры.
Строение и свойства костей.
Движение инфузории –
туфельки.
Движение различных животных.
Черенкование комнатных
растений.
Прорастание семян.
Рост растений.
26 Прямое и непрямое развитие
насекомых.
Полупроницаемость клеточной
мембраны. Плазмолиз и
деплазмолиз.
Деление клетки. Митоз.
Итоговое занятие.
Работа на пришкольном
участке.
27
28
29
30 -
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
11.1
18.1
25.1
15.0
22.0
29.0
05.0
12.0
19.0
26.0
05.0
12.0
19.0
09.0
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
4
16.0
23.0
30.0
07.0
14.0
21.0
28.0
4
4
4
5
5
5
5 Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Практическая биология»
Обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека
в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой
природы);
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса
В результате освоения курса «Практическая биология» учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих
умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его
познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и
др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной,
общественной и другой деятельности; Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
Строить логические рассуждения,
следственных связей;
включающие установление причинно
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих
умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых
организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Выращивание и размножение культурных растений Проведения наблюдений за
живыми объектами..
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Рабочая программа кружка "Практическая биология" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.