Рабочая программа кружка «Твой выбор»
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
11 кл
04.05.2019
Рабочая программа кружка «Твой выбор»
Пояснительная записка Рабочая программа кружка разработана на основе авторской программы элективных курсов по профессиональному самоопределению «Мои профессиональные намерения», автор Н.Б. Бушуева. Программа призвана помочь учащимся 9-11 -х классов в нелегкий переходный период определить приоритетную для них сферу деятельности на основе диагностик по выявлению их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения с учетом потребностей регионального ранка труда. Профильная и профессиональная ориентация способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. В ней предусмотрено рассмотрение вопросов, направленных на изучение основных отраслей современного производства, какие из отраслей развиваются наиболее динамично, видов и форм хозяйствования в условиях рыночной экономики, спроса и предложения различных вакансий в настоящее время и какие профессии и специальности будут востребованы к моменту их вступления в трудовую жизнь. На заключительном этапе предпрофильного образования школьников предполагается проведение экскурсий на производства, а так же приглашение специалистов из центра занятости населения для проведения профориентационной работы и профтестирования. Эти знания необходимы выпускникам для выбора будущей профессии и учебного заведения, в котором можно получить данную профессию. Немаловажным является и выбор экзамена ГИА или ЕГЭ, который необходим для поступления в данное учебное заведение и своевременная и более качественная подготовка к нему. Программа кружка «Твой выбор» рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 10 классов.
кружок твой выбор.docx
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ­ 03­02    СОГЛАСОВАНО    Методист Карасульская средняя общеобразовательная школа УТВЕРЖДАЮ Заведующая   Карасульской   СОШ __________ Гинтер Т.В. 30.08.2018г. Приказ №84/2 ___________Юрова С.Н. 30.08. 2018г.  СОГЛАСОВАНО Старший методист ____________Зуева О.Г. 30.08.2018 п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область Рабочая программа кружка «Твой выбор», 11 А класс   на 2018­2019 учебный год Составитель: классный руководитель Завьялова М.Л. п.Октябрьский 2018 1 Пояснительная записка Рабочая программа кружка разработана на основе авторской программы элективных курсов   по   профессиональному   самоопределению   «Мои   профессиональные   намерения», автор Н.Б. Бушуева. Программа призвана помочь учащимся 9­11 ­х классов в нелегкий переходный   период   определить   приоритетную   для   них   сферу   деятельности   на   основе диагностик   по   выявлению   их   предпочтений   и   возможностей   для   более   обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения с учетом потребностей регионального ранка труда. Профильная   и   профессиональная   ориентация   способствует   созданию   условий   для повышения   готовности   подростков   к   социальному,   профессиональному   и   культурному самоопределению в целом. В ней предусмотрено рассмотрение вопросов, направленных на изучение основных отраслей современного производства, какие из отраслей развиваются наиболее динамично, видов и форм хозяйствования  в условиях рыночной экономики, спроса и предложения различных   вакансий   в   настоящее   время   и   какие   профессии   и   специальности   будут востребованы   к   моменту   их   вступления   в   трудовую   жизнь.   На   заключительном   этапе предпрофильного   образования   школьников   предполагается   проведение   экскурсий   на производства,   а   так   же   приглашение   специалистов   из   центра   занятости   населения   для проведения   профориентационной   работы   и   профтестирования.   Эти   знания   необходимы выпускникам  для   выбора  будущей   профессии  и   учебного  заведения,  в  котором  можно получить данную профессию. Немаловажным является и выбор экзамена ГИА или ЕГЭ, который необходим для поступления в данное учебное заведение и своевременная и более качественная подготовка к нему. Программа кружка «Твой выбор» рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 10 классов. Программа   кружка   ориентирована   на   достижение   следующих   целей: сформировать   готовность   старших   подростков   к   жизненному   и   профессиональному самоопределению,   которая   реализуется   в   обоснованном   построении   школьником индивидуальной образовательной траектории (выбор профиля в средней школе или сферы профессиональной   деятельности   для   обучения   в   системе   начального   и   среднего профессионального образования). Задачи: 1. формирование актуального для подростков «информационного поля», т.е. целостное представление   о   мире   профессий,   соотносимых   с   профилями   обучения;   освоение понятий,   характеризующих   профессиональную   деятельность   человека   по   различным профилям; 2. обеспечение   подростков   средствами   самопознания   для   исследования   собственных познавательных   интересов,   склонностей,   способностей,   развития   умений   по целеполаганию и планированию дальнейшего образования; 3. формирование мотивов саморазвития, личностного роста, открытие перед юношами и девушками перспективы дальнейшего личностного развития; 4. определение   путей   и   способов   развития   своих   познавательных   и   личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки. Методика   обучения:  проведение   занятий   включает,   кроме   информирования, применение диагностических методик, проективных методов рисуночного и вербального типов, групповую дискуссии, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы. На   протяжении   занятий   учитель   также   занимает   позицию   активного   участники   и   в зависимости   от   вида   задания   он   выступает   роль   как   информатора,   эксперта, равноправного участника или наблюдателя. Основная идея заключается в том, чтобы не заставлять, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбим, себя, и направлена на саморазвитие личности 2 детей,   т.е.   помочь   подросткам   осознать   свои   силы   и   индивидуальность,   расширить представления о собственной значимости. Информационная   поддержка   самоопределения   учащихся   заключается   не   только   в содержательном   аспекте   (знакомство   с   профессиями),   но   и   в   процессуальном (формирование умений самостоятельного поиска информации). Важнейшее требование ­ ориентация учащихся на обучение самостоятельной работе с информацией по вопросу профессионального самоопределения, построения личной профессиональной перспективы (ЛПП). На занятиях учащиеся работают в специальных «Тетрадях выбора профессии», где заполняют бланки ответов по разным диагностическим методикам, в итоге каждый ученик накапливает информацию. Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу   и   синтезу   информации   с   учетом   групповой   динамики   и   построена   на самопознании, самосознании, саморазвитии личности. Завершается ориентационный курс индивидуальным консультированием учащихся с психологом и процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы. Ожидаемым результатом предполагается выбор профиля дальнейшего обучения или профессионального   образования   с   учетом   психологических   ресурсов   школьника   в соответствии со сформированным личным профессиональным планом. Учащиеся должны знать:        ситуацию   на   рынке   труда   Ишимского   района,   Тюменской   области;   категории работников,   востребованных   на   рынке   труда,   образовательную   карту   Тюменского региона,  уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; значение правильного самоопределения для личности и общества; основы профессионального самоопределения. Учащиеся должны уметь: проводить   профессиографический   анализ   профессий   и   соотносить   требования профессий к человеку со своими возможностями; осуществлять самооценку своей личности;   формировать   свой   профессиональный   план,   модель   собственной   профессиональной карьеры Календарно тематическое планирование Название темы Количество Дата  часов Введение (1 час) 1. Предмет  и задачи профориентационного кружка «Твой  1  05.09 выбор» Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. Профориентационное тестирование (5 часов) 2. Внутренний   мир   человека,   возможности   его   познания. Представление о себе и о выборе профессии 3. Секреты выбора профессии (хочу, могу, надо). 1  1 12.09 19.09 3 4. Типы направленности личности  5. Профессионально значимые качества личности (ПВК) 6. Профессиограмма и анализ профессий (Ч­Ч, Ч­Т, Ч­ П, Ч­  З, Ч­Х). Анализ профессий. (12 часов) 7. Сферы современного производства и их составляющие  8. Производство и окружающая среда 9. Виды и формы организации предприятий 10. Экономика и организация производства 11. Основы предпринимательства 12. Проект «Собственное дело» 13. Пути получения профессионального образования и его  выбор 1 1 1 1  1 1 1  1  3 1 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 14. Проект «Моя профессиональная карьера» 26.12 16.01 23.01 Человек на рынке труда. Профессиональное самоопределение и карьера. (9 часов) 30.01 15. Понятие профессиональной деятельности. Структура и  3 1 организация производства. 16. Практическая   работа   «Определение   цели,   задач   и содержания   основных   компонентов   своей   будущей профессии» 17. Нормирование и оплата труда. 18. Практическая   работа   «Определение   видов   оплаты   труда для заданных профессий» 19. Культура труда и профессиональная этика. 20. Практическая   работа   «Обоснуйте   смысл   и   содержание этических норм своей будущей профессии» 21. Профессиональное становление личности. 22. Профессиональная карьера 23. Практическая  работа «Составление плана своей будущей карьеры Подготовка к профессиональной деятельности. (2 часа) 24. Рынок труда и профессий. 25. Виды профессионального образования. Трудоустройство. С чего начать? (5 часов) 26. Профессиональное резюме. Формы самопрезентации. 27. Практическая работа «Составление своего резюме» 28. Формы   самопрезентации   для   профессионального образования и трудоустройства 29. Экскурсия на предприятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Итого  34 часа Содержание программы курса 06.02 13.02 20.02 22.02 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 4 Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии (6 час.) Внутренний   мир   человека,   возможности   его   познания.   Представление   о   себе   и выборе профессии (2 час.) Теоретическое обучение (1 час). Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий   ориентационного   курса.   Анализ   справки   по   результатам   профориентационной диагностики в 9­м классе. Пути к самопознанию: «Кто Я?», «Каков Я?», «Что скрывается за   собственным   Я?».   Метод   самонаблюдения,   тесты,   эксперимент.   «Я­концепция»   и профессиональное будущее. Практическое   обучение   (1   час).  Оформление   дневника   выбора   профессии. Проведение ориентировочного анкетирования. Секреты выбора профессии (хочу, могу, надо) (1 час) Теоретическое   обучение   (1   час).  Ответственность   человека   за  выбор   профессии. Выбор   вида   и   места   работы   и   учебы   с   учетом   реальных   личностных   возможностей   и существующих   ограничений,   нахождение   путей   реального   преодоления   возникших трудностей. Профессиональные намерения. Профессиональный план. Проверка своего «Я» в различных видах деятельности. Программа профессионального самовоспитания («хочу», «могу»,   «надо»),   профессиональные   пробы.   Типичные   ошибки   при   выборе   профессии (незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессий). Анкета изучения жизненных потребностей (под ред. Т.В. Черниковой). Интересы и склонности в профессиональном выборе («ХОЧУ») (1 час) Практическое   обучение   (1   час).  Изучение   собственных   интересов,   развитие рефлексии,   формирование   системности   мышления   и   установки   на   преемственность   в работе. Карта интересов (А.Е. Голомшток). Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ») (1 час) Практическое обучение (1 час). Индивидуальные особенности личности, условие для успешного выполнения деятельности. Особенности психики человека, характеризующие его   способности.   Специфические   сложности   профессий   (усвоение   и   выполнение). Профпригодность   ­   совпадение   требований   профессии   с   личными   качествами, возможностями   и   индивидуально­психологическими   особенностями   человека.   Влияние здоровья на успех в профессии. «Могу» ­ личные качества, обеспечивающие успешность профессионального   обучения.   Тест   интересов   и   склонностей   С.И.   Вершинина.   Анкета «Медицинские противопоказания». Типы   направленности   личности.   Профессионально   значимые   качества   личности (ПВК) (1 час)   реалистический,   социальный,   предприимчивый, Практическое обучение (1 час).  Преобладающий тип личностной направленности в   артистический, профессиональной   деятельности: конвенциальный,   Определение   своего профессионального типа личности, развитие рефлексии, совершенствование навыков по работе   со   стандартным   инструментарием,   формирование   навыков   целеполагания   и планирования.   Определение   типа   личностной   направленности   по   Дж.   Холланду. Упражнение «Закончи предложение». Анализ профессий (12 часов.)   интеллектуальный. Выбор и моделирование. Классификация профессий. Схема анализа профессий (2 час.) Теоретическое   обучение   (1   час).  Установка   на  необходимость   профессионального самоопределения. Теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий. Опорные   схемы   «Классификация   профессий».   Схема   анализа   профессий.   Формулы профессий. 5 Практическое   обучение   (1   час).  Анкета   «Мотивы   выбора   профессии»   (С.С. Гриншпун).   Упражнение   «Выбор»,   «Моды»,   «Формула   профессий»   (работа   в   группах). Конкурс «Угадай профессию». Профессиограмма и анализ профессий (Ч­Ч, Ч­Т, Ч­ П, Ч­ З, Ч­Х). Схема изучения профессий   по   психологическим   характеристикам,   требованиям.   Формула   профессии. Социальные пробы (6 час.) Теоретическое   обучение   (1   час).  Профессиограмма   ­   словесное   описание профессий (характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер   труда).   Информационные   источники   для   знакомства   с   профессиями.   Схема анализа профессий по Е.А. Климову. Схема профессиограммы по Н. С. Пряжникову. Практическое   обучение   (5   час.).  Составление   схемы   профессиограммы   по   Н.   С. Пряжникову. Знакомство с профессиями основных сфер человеческой деятельности по типам труда: (Ч­Ч, Ч­Т, Ч­ П, Ч­ З, Ч­Х). Рассмотрение профессий в указанных сферах деятельности.   Расширение   представлений   о   требованиях,   характеристиках   профессий. Исследование   своих   способностей   применительно   к   рассматриваемой   профессии (социальные пробы). Коллективное обсуждение полученных результатов. Получение сводной таблицы результатов исследования тендерных аспектов мотивов выбора профессии: ­ выявление ценностных ориентаций (М. Рокич); ­ выявление трудовых ценностных ориентаций (Е. Н. Павлютенков); ­ определение уровня самооценки (тест­опросник С. В. Ковалева). Развивающие упражнения «Знакомство с профессиями». Коллективное обсуждение: ­ что я знал об этой профессии; ­ что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; ­ какие изучаемые предметы помогают получить эту профессию; ­ что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, журналов и т. д.; ­ самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему). Человек на рынке труда (9 часов.) ­ Образовательная   карта   территории   Ишимского   района,   Тюменского   региона   (2 часа) Теоретическое обучение (1 час). Понятие рынка труда. Анализ современного рынка труда   в   районе,   области.   Проективная   методика   «Карта   региона».   Есть   ли   на нарисованной мною «Карте региона» мое будущее место работы? Куда и зачем ходят люди   на   работу?   Рейтинг   профессий.   За   что   люди   получают   зарплату,   почему   люди становятся безработными? Принципы формирования рынка труда, причины безработицы. Где можно приобрести профессии? Практическое   обучение   (I   час).  Поиск   информации   об   учебных   заведениях. Самостоятельная   работа   с   литературой,   газетами   и   журналами.   Контент   ­   анализ материалов,   отражающих   рынок   образовательных   услуг   и   профессионального   труда. Новые   профессии   на   рынке   труда.   Профессиональная   консультация:   тест   «Трудовые ценностные ориентации старшеклассников» (Е.Н. Павлютенков). ­ Дневник профессиональной карьеры (1 час) Практическое обучение (1 час).  Этапы планирования  профессиональной карьеры. Сбор и оценка информации. Профессиональные пробы, принятие решений. Планирование достижения цели, выбор желанного пути (прорисовка жизненных стилей). Пути получения профессии. Диагностические   методики   «Анкета   изучения   жизненных   потребностей»,   «Индекс жизненной   удовлетворенности».   Опросник   самоактуализации   (тест   САМОАЛ)   Э. Шомстром (под ред. Л. Я. Гозмана, Н. Ф. Калининой).  6 Подготовка к профессиональной деятельности. (2 часа) Рынок труда и профессий. Виды профессионального образования.  Трудоустройство. С чего начать? (5 часов) Профессиональное   резюме.   Формы   самопрезентации.   Практическая   работа «Составление   своего   резюме»   Формы   самопрезентации   для   профессионального образования и трудоустройства. Экскурсия на предприятие Домашнее задание. Эвристическое сочинение на тему «Мои возможности, проблемы и затруднения в достижении профессиональной карьеры». Итоговое   занятие.  Изучение   и   оценка   альтернативных   путей   индивидуального образовательного развития (1 час) Практическое   обучение   (1   час).  Составление   индивидуального   образовательного маршрута.   Определение   способов   его   реализации.   Формирование   информационного пространства, мотивов самоакктуализации.  Оценка эффективности занятий по программе курса по следующим вопросам:  Что нового ты узнал на занятиях?  Чему научился?  Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой?  Каковы твои впечатления от занятий?  Что запомнилось больше всего? Информационный   дайджест   «Биографии   знаменитых   людей».   Тест   «Шкала самоэффективности» (Р. Шварцер и М. Ерусалем). Список литературы для учителя: 1. Дереклеева, Н И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации  учащихся или Учимся жить в современном мире. / Н. И. Дереклеева. ­ М.: ВАКО,  2004 (Педагогика. Психология. Управление.) 2. Климов. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. / Е. А. Климов. ­ М.: МГУ,  1995. 3. Климов, Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е. А. Климов. ­ Обнинск, 1993. 4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. ­ М.:  АПК и ПРО, 2003. ­ 22 с. 5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ под ред. А. Ф.  Кудряшова. ­ Петрозаводск, 1992. 6. Пряжников, Н. С. Проблемы активизации профессионального самоопределения. / Н. С. Пряжников. ­ М.: МГУ, 1995. 7. Пряжников, И. С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н. С.  Пряжников. ­ М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. 8. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8­11  кл.). / Н. С. Пряжников. ­ М.: Вако, 2005. 9. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С.  Никифорова. ­ СПб.: СПбГУ, 1991. 10. Савченко. М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к  экзаменам (9­11 кл ): практическое руководство для классных руководителей и  школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. ­ М.: Вако, 2005 11. Саморазвитие личности (программа социально­психологического тренинга). Сост.  Л. Ф. Анн. ­ Йошкар­Ола, 2001. 7 Список литературы для учащихся 1. Каверина. Р. Д. Как выбрать профессию. / Р. Д. Каверина. ­ М.: Просвещение, 1985. 2. Карнеги, Д.  Как завоевать друзей и оказать влияние на людей; Как выработать уверенность   в   себе   и   влиять   на   людей,   выступать   публично;   Как   перестать беспокоиться и начать жить: пер.с англ. / Д. Карнеги, ­ М„ 1990. 3. Климов. Е. А. Как выбрать профессию? / Е. А. Климов. ­ М. 4. Кон, //. С. В поисках себя: личность и самопознание. / Н. С. Кон. ­ М., 1984. 5. Леей. В. Л. Искусство быть собой. / В. Л. Леви. ­ М.: Знание. 6. Мир профессий.­М., 1985­1987. 7. Прощицкая. Е.  Н.  Выбирайте  профессию./ Е.  Н. Прощицкая. ­М.: Просвещение, 1991. 8. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8­9 кл. общеоб. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. ­ М.: Просвещение. 9. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / под ред. Е. Ананьевой, В. Белоусовой. ­ М.: Аванта, 2003. 8

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»

Рабочая программа кружка «Твой выбор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2019