РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
классное руководство
1 кл
09.05.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса начальное общее образование, направление: духовно-нравственное, сроки реализации программы — 4 года Рабочая программа составлена на основе примерной программы: курса воспитания нравственных качеств Л.В.Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»» Курс «Уроки Мальвины» ориентирован на детей от 6 до 11 лет.
РП Уроки Мальвины .docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1 «А»  класса  начальное общее образование направление: духовно­нравственное сроки реализации программы — 4 года Рабочая программа составлена на основе примерной программы: курса воспитания нравственных качеств Л.В.Мищенковой «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»»            Составитель:  Брусянина Ирина Николаевна  учитель начальных классов                                                                                                 высшая квалификационная категория Бийск Содержание Пояснительная записка……………………………………….3 Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной  деятельности «Уроки нравственности»……………….7 Учебно­тематический план……………………………………….15   Содержание       программы………………………………………21 Список литературы…………………………………………………..23 Приложение……………………………………………………  …24 Пояснительная записка    Рабочая программа «Уроки Мальвины. 1­4класс» составлена на основе программы   курса   воспитания   нравственных   качеств     Л.В.Мищенковой «Уроки   нравственности,   или   «Что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо»»   в соответствии   с   требованиями   Федерального   государственного образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   с   учетом образовательного процесса школы и реализуется в  соответствии с моделью внеурочной деятельности школы. Курс «Уроки Мальвины» ориентирован на детей от 6 до 11 лет.         Рабочая   программа   включает   в   себя   135   занятий   (1   час   в   неделю)   и рассчитана на 4 года обучения: 1 класс – 33 часа, 2­4 классы – по 34 часа.        ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую  цель —   воспитание   нравственного,   инициативного   и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть   такие   строки:   «Любящий   свой   край   и   свою   родину;   уважающий   и принимающий   ценности   семьи   и   общества;   готовый   самостоятельно действовать   и   отвечать   за   свои   поступки   перед   семьей   и   школой; доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   партнера,   умеющий высказывать   свое   мнение;   выполняющий   правила   здорового   и   безопасного образа жизни для себя и окружающих».   ответственного, Учащиеся   начальной   школы   в   силу   своего   возраста   наиболее восприимчивы   к   духовно­нравственному   развитию   и   воспитанию.   Все пережитое   и   усвоенное   в   детстве   отличается   большой   психологической устойчивостью. В школе — социальном институте, через который проходят все граждане России, ­ продолжается формирование позитивного отношения ребенка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму   маленького   человека,   воспитать   полноценную   личность,  сформировать систему   нравственных   ценностей   младшего   школьника,   имеющего   свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребенка к   собственному   «Я»,   к   окружающим,   к   социально   одобряемым   и неодобряемым формам поведения.     «Уроки   Мальвины»  должны   быть   эмоциональными,   строиться   на непроизвольном   внимании   и   памяти,   включать   в   себя   игровые   элементы. Необходимо   использовать     яркую   наглядность   и   электронные   ресурсы.   В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.   Важно отметить всех, кто     домашнюю   работу.   На   уроках   нравственности   важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит   выполнил в  том,  чтобы  пробудить   у  ребёнка   интерес   к  внутреннему   миру   человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.     Основная цель курса: воспитание духовно­нравственной личности ребенка через систему ценностно­ориентированных занятий.        Задачи курса: ­ сформировать систему нравственных ценностей; ­   способствовать   формированию   основ   культуры   общения   и   построения межличностных отношений на основе толерантности; ­ формировать экологически воспитанную личность; ­   воспитывать   ответственное   отношение   к   своему   здоровью,   стремление   к здоровому образу жизни; ­ формировать интерес к чтению художественной литературы; ­ развивать познавательную активность; ­ развивать творческие способности.     Курс   «Уроки   Мальвины»   представляет   собой   комплекс   занятий   воспитывающего   характера,  знакомящий   учащихся  с  понятиями   того, «что такое хорошо и что такое плохо».         Содержание курса включает в себя следующие циклы: .«Я и школа»,  .«Я и окружающие», .«Я и семья», .«Я и природа», .«Я и книги», .«Я и животные», .«Я и здоровье».         Каждое занятие  проводится в форме  творческой  мастерской, что создает условия для формирования познавательной и творческой активности детей.   Занятия   проводятся   в   форме   бесед,   тренингов,   внеурочных мероприятий   и   игровых   программ,   позволяющих   школьникам   приобретать опыт   нравственного поведения. Проведение занятий подкрепляется учено­ методическим   комплектом,   состоящим   из   рабочих   тетрадей   на   печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя.  Планируемые результаты  освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»       Воспитание   нравственных   чувств   и   этического   сознания     у   младших школьников как направление духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся   должно   обеспечивать   присвоение   ими   соответствующих ценностей,   формирование   знаний,   начальных   представлений,   опыта эмоционально­ценностного   постижения   действительности   и   общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В   ходе   реализации   программы   «Уроки   Мальвины»   будет   обеспечено   достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.     Первый   уровень   результатов  —   приобретение   учениками   социальных знаний (о нравственных   нормах,   социально одобряемых и не одобряемых формах   поведения   в   обществе   и   т.п.),   первичного   понимания   социальной реальности   и   повседневной   жизни.   Для   достижения   данного   уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.   Второй   уровень   результатов  —   получение   обучающимися   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.     Третий уровень результатов — получение учащимися начального  опыта самостоятельного   общественного   действия,   формирование   у   младшего школьника   социально   приемлемых   моделей   поведения.   Только   в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет   взаимодействие обучающегося   с   представителями   различных   социальных   субъектов   за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.     Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть   последовательным,   постепенным,   это   необходимо   учитывать   при организации воспитания  социализации младших школьников.     Достижение   трёх   уровней   воспитательных   результатов   обеспечивает появление   значимых  эффектов  духовно­нравственного   развития   и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение   базовых   национальных   ценностей,   развитие   нравственного самосознания, укрепление духовного и социально­психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.    В результате прохождения программного материала  к концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь: систему нравственных качеств и этическое сознание;   потребность в самовоспитании и саморазвитии;    ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; чувство уважения к правам и обязанностям человека; чувство трудолюбия, уважения к людям труда;  ценностное отношение к природе, окружающей среде;  потребность в чтении художественной литературы.      У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:  Личностные универсальные учебные действия: ­ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ­   развитие   этических   чувств   —   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов морального поведения; ­ эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им; Ученик получит возможность для формирования: ­ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных   дилемм   на   основе   учёта   позиций   партнёров   в   общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ­   других   людей   и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.  эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств    Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем; ­   планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ­   адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей, родителей и других людей; ­   вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на основе   его   оценки   и   учёта   характера   сделанных   ошибок,   использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать   запись   (фиксацию)   в   цифровой   форме   хода   и   результатов решения   задачи,   собственной   звучащей   речи   на   русском,   родном   и иностранном языках;  Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: ­   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая   электронные,   в   открытом   информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме;   цифровые), ­   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков;  Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.     Для  оценки  планируемых  результатов  освоения   программы   «Уроки Мальвины»  рекомендовано   использовать   диагностический   инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».   Критерии Сформированность моральных норм и  правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Показатели Соблюдает моральные нормы и правила поведения Ориентируется в нравственном содержании и смысле  собственных поступков и поступков окружающих людей Для оценки  результативности   программы  «Уроки Мальвины» в  Приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания  для каждого раздела.                              Учебно­тематический план                                                1 класс № п/п Цикл Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 Я и  школа Я и окружающие Я и здоровье Я и природа Я и книга Я и семья Я и животные Итого 2 19 2 4 4 1 1 33 Здравствуй, школа!,  Вот и стали мы учениками... Содержание  программы   Я и школа  ­ 2 ч.   Я и окружащие  ­ 19 ч. Учимся работать в команде,     О хорошем и плохом,        Клуб «Выручайка»,  О дружбе,     «Здравствуй!»,       Профессий много есть на свете,      Учимся приходить на  помощь,    О рабочих руках и трудолюбии,    Зайкина избушка,     Учимся вежливости,    Новогодняя сказка,     Познакомьтесь: это я!     Сказка о солнечном  зайчике,   Учимся быть добрыми,     Когда люди радуются,      Я расту!   Сказка о веселой пчеле,    Как у зайчонка зуб болел,   Приглашаем гостей. В царстве Мойдодыра,     На пороге лета, о рыбалке.   Я и здоровье  ­ 2 ч.   Я и природа  ­ 4 ч. Венок осени,       Клуб любителей природы, В городе Лекарственных растений,      Солнышко. В мире любимых сказок,     Снегурочка,  По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк»,   Я и книга  ­ 4 ч. К.И.Чуковский и его произведения «Краденое солнце». Поезд везет подарки мамам Нам нравиться гулять по зоопарку...   Я и семья  ­ 1ч.    Я и животные  ­ 1 ч. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                                   Кол­во час Дата Раздел и Тема занятия № заня­ тия Формы внеур. деят­ти/   Воспитание качеств Теоретич. Практич. 1 2 3 4 5 6 7 8 Я и школа. Здравствуй, школа!  Познавательная беседа.  Игра на  внимание./Ответственности,  самостоятельности Я и школа. Вот   и   стали   мы учениками... Познавательная беседа.  Бережного отношения к  школьным принадлежностям Я и  окружающие. Учимся  работать в  команде     Я и  окружающие. О хорошем и  плохом Я и  окружающие.  Клуб  «Выручайка» Я и  окружающие. О дружбе Я и здоровье. В царстве  Мойдодыра   Я и  окружающие.  «Здравствуй!» Познавательная беседа.  Ролевая игра. Чувства  коллективизма Познавательная беседа.  Разыгрывание  ситуаций.  Умения находить выход из  неприятных ситуаций Путешествие по сказкам.  Доброты, стремления  приходить на помощь Познавательная беседа.  Работа с пословицами.  Желания быть другом Викторина. Потребности в  соблюдении гигиенических  правил Творческая работа. Умения  слышать и понимать  окружающих 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Я и природа. Венок осени         Я и  окружающие. Профессий  много есть на  свете  Я и книга В мире любимых сказок      Я и  окружающие.  Учимся  приходить на  помощь      Я и  окружающие. О рабочих руках и трудолюбии Я и  окружающие. Зайкина избушка Я и  окружающие. Учимся  вежливости Я и  окружающие. Новогодняя  сказка   Я и  окружающие. Познакомьтесь:  это я!   Я и книга. Снегурочка  Я и  окружающие. Сказка о  Познавательная беседа.   Логические задания.  Умения видеть красоту  природы, восхищаться ею Познавательная беседа.  Ролевые игры.Уважения к  людям, своим трудом  приносящим пользу обществу Просмотр мультфильма.  Стремления к чтению  художественной литературы;  доброты и отзывчивости Познавательная беседа.  Анкетирование. Стремления приходить на помощь, быть  чутким и отзывчивым Игра. Желания быть  созидателем Просмотр мультфильма.  Инсценировние сказки.  Справедливости, доброты и  отзывчивости Познавательная беседа.  Разыгрывание ситуаций.  Стремления быть вежливым и  добрым Познавательная беседа.  Игра. Бережного отношения к  природе, чувства доброты и  сострадания Анкетирование. Стремления к  изучению себя как личности Конкурсы. Стремления к  чтению художественной  литературы Работа в группах. Доброты,  отзывчивости 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 солнечном  зайчике    Я и  окружающие. Учимся быть  добрыми Я и книга. По страницам  русской  народной сказки «Лиса и Волк» Я и  окружающие. Когда люди  радуются      Я и  окружающие. Я расту! Я и семья. Поезд везет  подарки мамам Я и  окружающие. Сказка о  веселой пчеле Познавательная беседа.  Игра. Бережного отношения к  вещам Просмотр мультфильма. Игра.  Стремления к чтению  художественной литературы Познавательная беседа.  Стремления  быт полезным  окружающим Познавательная беседа.  Рисунки. Умения отличать  хорошие поступки от  неблагоприятных Практическая работа. Любви и  уважения к маме Познавательная беседа.  Творческая работа.  Доброжелательности,  заботливости, желания помочь Я и природа. Клуб любителей природы Разгадывание кроссвордов.   Игра. Бережного отношения к  природе Я и  окружающие. Как у зайчонка  зуб болел    Я и  окружающие. Приглашаем  гостей Я и природа. В городе  Лекарственных  растений       Я и здоровье. На пороге лета,  о рыбалке Психологический тренинг.  Сострадания  Ролевая игра.  Доброжелательности Экскурсия по гроду растений.  Бережного отношения к  природе Графический диктант работа с  загадками. Стремления к  здоровому образу жизни 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 31 32 33 Я и книга. К.И.Чуковский  и его  произведения  «Краденое  солнце» Я и природа. Солнышко Я и животные. Нам нравиться  гулять по  зоопарку...                                   Конференция по творчеству.  Просмотр мультфильма.  Стремления к чтению  художественной литературы Познавательная беседа.  Викторина. Любви к неживой  природе Экскурсия в экологический  центр. Культуры поведения в  зоопарке 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Итого 16,5 16,5 2 класс № п/п Цикл Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 Я и  школа Я и окружающие Я и здоровье Я и природа Я и книга Я и семья Я и животные Итого О культуре поведения в школе. Содержание  программы   Я и школа  ­ 1 ч.   Я и окружащие  ­ 11 ч. 1 11 3 8 7 2 2 34 Не надо больше ссориться.     Учимся дружить.        Учимся обсуждать проблему.  Слушаем сказку.     Занимательный журнал «Имена».      Колечко красоты.    Цветик­семицветик.    Спешим на помощь бабке Ёжке.    День космонавтики.     Ох уж этот ветер!..    Кем быть? О профессиях и трудолюбии. Тише, пожалуйста!..     Экскурсия в медицинский кабинет.      Для чего нужны нам сказки.   Я и здоровье  ­ 3 ч. Времена года.       Отправляемся в путешествие.         Во саду ли, в огороде.      Зима в лесу.       Лепим снеговика.      Тропинка.     Школа насекомых.     Лето в загадках.   Я и природа  ­ 8 ч.   Я и книга  ­ 7 ч. Узнай меня!        Девочка и разбойники.       И снова сказки. По страницам русской народной сказки «Царевна­Лягушка».    Сказочные фанты. Волшебники и волшебные предметы.     Животные с книжных страниц.      Под крышей дома моего.    Давайте, друзья, потолкуем о маме.   Я и семья  ­ 2ч. Белый пес в сиреневый цветочек.       Поговорим о собаках.            Я и животные  ­ 2 ч. № заня­тия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                                   Раздел и Тема занятия Я и школа. О культуре поведения в школе. Я и семья. Под крышей дома моего. Я и природа. Времена года. Я и природа. Отправляемся в путешествие. Я и книга. Узнай меня! Я и окружающие. Не надо больше ссориться. Я и окружающие. Учимся дружить. Я и животные. Белый пес в сиреневый цветочек. Я и окружающие.      Учимся обсуждать проблему. Формы внеур. деят­ти/  Воспитание качеств Культуры общения Любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи. Любви к природе, умения видеть ее красоту Бережного отношения к природе Стремления к чтению художественной литературы Толерантности, доброжелательного отношения к окружающим Умения находить способы для примирения; толерантности, дружелюбия. Доброты отзывчивости, любви к животным, опрятности. Доброты, справедливости, желания приходить на помощь. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Я и природа. Во саду ли, в огороде. Я и окружающие.   Слушаем сказку.    Я и животные. Поговорим о собаках.     Я и здоровье. Тише, пожалуйста!.. Я и окружающие. Занимательный журнал «Имена». Я и окружающие. Колечко красоты. Я и книга. Девочка и разбойники. Я и здоровье. Экскурсия в медицинский кабинет. Я и природа. Зима в лесу. Я и книга. По страницам русской народной сказки «Царевна­Лягушка»    Я и здоровье. Для чего нужны нам сказки. Я и книга. И снова сказка. Я и окружающие. Когда люди радуются      Я и природа. Лепим снеговика. Я и окружающие. Цветик­семицветик. Я и книга. Волшебники и волшебные предметы. Я и книга. Животные с книжных страниц. Я и окружающие. Спешим на помощь бабке Ёжке.  Я и окружающие. День космонавтики. Я и природа. Тропинка.     Я и окружающие. Ох уж этот ветер!.. Я и книга. Сказочные фанты Я и природа. Школа насекомых. Бережного отношения к земле. Стремления быть нужным, полезным окружающим. Доброжелательного отношения к животным. Толерантности. Уважительного отношения к имени. Стремления к внутреннему самосовершенствованию Стремления к чтению художественной литературы; искать выход из любой жизненной ситуации. Уважения к труду медицинского работника. Умения замечать красоту природы. Стремления к чтению художественной литературы; доброты, отзывчивости. Стремления к соблюдению гигиены глаз. Стремления к чтению художественной литературы. Чувства любви и уважения к маме. Наблюдательности, интереса к изучению природы. Доброты, отзывчивости. Стремления к чтению художественной литературы. Стремления к чтению художественной литературы. Отзывчивости и доброты. Гордости за наших соотечественников — первых космонавтов. Бережного отношения к природе Отзывчивости, сочувствия. Стремления к чтению художественной литературы. Чувства благодарности к полезным насекомым за их труд. 33 34 Я и окружающие. Кем быть?  О профессиях и трудолюбии. Я и природа. Лето в загадках. Уважения к труду., к людям различных профессий. Стремления к здоровому образу жизни.                                   3 класс № п/п Цикл Количество часов 1 2 3 4 5 6 Я и окружающие Я и здоровье Я и природа Я и книга Я и семья Я и животные Итого 10 3 7 9 1 4 34 Содержание  программы   Я и окружащие  ­ 10 ч. О себе, о дрежбе, о друзьях...     О добре и зле.     «У камина».           Клуб «Выручайка». В мире  профессий.      Что такое зима?         Принцессы Шарля Перро.   Учимся работать в микрогруппе. «Ромашка».     Хлеб — наше богатство.                Берегите время! Письмо дедушки Морфея. Наши страхи.      Зимние забавы.   Я и здоровье  ­ 3ч. И снова об осени...        Выглянуло солнышко...     Что за праздник без цветов.... Зимушка­зима.   Бабочек веселый хоровод.      Цветочная карусель.       В гостях у белочки.   Я и природа  ­ 7 ч.   Я и книга  ­ 9 ч. Путешествие в сказку.    Посылка от сказочных героев.         Эдуард Успенский.  Слушаем сказку.      В гости к друзьям из Простоквашино.      Знаменитые малыши.  Незнайка.     Да здравствуют книги!       Клуб «Белая ворона».     Фея Фантаста. Роза для мамы.   Я и семья  ­ 1ч.    Я и животные  ­ 4 ч. О кошках и собаках.    О животном не очень приятном.       Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачева. № заня­тия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                                   Раздел и Тема занятия Я и книга.  Путешествие в сказку.     Я и природа. И снова об осени...         Я и окружающие. О себе, о дружбе, о друзьях...     Я и окружающие.  О добре и зле.  Я и книга. Посылка от сказочных героев.      Я и здоровье. Письмо дедушки Морфея. Я и книга.  Эдуард Успенский.  Я и природа. Выглянуло солнышко...     . Я и животные.       О кошках и собаках.     Я и окружающие.  «У камина».     Я и окружающие.    Клуб «Выручайка».   Я и книга.   Слушаем сказку.   Я и животные. О животном не очень приятном. Я и книга. В гости к друзьям из Простоквашино.       Я и природа. Что за праздник без цветов... Я и окружающие. В мире  профессий.       Формы внеур. деят­ти/  Воспитание качеств Стремления к чтению художественной литературы. Умения восхищаться красотой природы. Умения понимать особенности переживаний другого. Стремления к самосовершенствованию Любви к чтению художественной литературы.  Стремления к здоровому образу жизни. Стремления к чтению художественной литературы. Толерантного отношения к осенним невзгодам. Доброго отношения и чувства ответственности за домашних животных. Умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания,  отзывчивости. Интереса  к чтению художественной литературы;стремления приходить на помощь  нуждающимся. Стремления к чтению художественной литературы; доброты и отзывчивости Терпимого отношения к лягушкам и жабам. Стремления к чтению художественной литературы Умения видеть красоту цветов и восхищаться ею. Уважения к труду. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Я и здоровье.  Наши страхи.       Я и окружающие. Что такое зима?          Я и книга.   Знаменитые малыши. Незнайка.  Я и животные.  Экзотические животные. Я и природа. Зимушка­зима.    Я и здоровье.     Зимние забавы.  Я и книга.  Да здравствуют книги!         Я и семья. Роза для мамы. Я и окружающие. Принцессы Шарля Перро.   Я и книга. Клуб «Белая ворона».      Я и природа.   Бабочек веселый хоровод.  Я и животные. Театр кошек Юрия Куклачева. Я и окружающие.   Учимся работать в микрогруппе. «Ромашка».  Я и книга. Фея Фантаста. Я и окружающие. Хлеб — наше богатство.                 Я и окружающие. Берегите время!  Я и природа. Цветочная карусель.        Я и природа. В гостях у белочки. Умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки. Умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою. Стремления к чтению художественной литературы. Доброжелательного отношения к представителям фауны. Чувства любования красотой русской природы.  Стремления к здоровому образу жизни Умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим им. Уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности. Лучших женских качеств. Любви  к чтению художественной литературы; Бережного отношения к окружающей среде. Любви к домашним животным. Доброжелательности, сплоченности, толерантности. Умения работать в микрогруппе; чувство  коллективизма. Стремления к чтению художественной литературы. Бережного отношения к хлебу, уважения к людям, выращивающим хлеб. Бережного отношения ко времени. Любви к природе. Бережного отношения к природе.                                   Учебно­методическое обеспечение  Методическое обеспечение предмета для учителя:  Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе:   от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.­ М.: Просвещение, 2008.­ 151 с.  Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России [Текст] ­ М.: Просвещение, 2011. 25 с.  Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Методическое пособие. /Л.В.Мищенкова. ­ М.: Издательство РОСТ, 2013. 208 с. (Курс «Воспитание нравственных качеств»)  Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1­4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. ­  М.: Просвещение, 2010. 68 с.  Портреты писателей и их произведения.  Музыкальный сборник детских песен и инструментальной музыки.  Сборник пословиц и поговорок.  Настольные игры.   Альбом, цветные карандаши, краски.  Методическое обеспечение предмета для учащихся:  Раскраски. Альбом.  Головоломки: Танграм  Альбом, цветные карандаши, краски. Ножницы, клей.  Настольные игры. Мягкие игрушки.  Произведения писателей.   Материально­техническое обеспечение  ДVД – диски.  Компьютер.   Магнитная доска.  Магнитофон.                                                                                                              Приложение Тест на знание правил поведения в общественных местах   Этот   тест   покажет   вам   насколько   вы   знаете   правила   поведения   в общественных местах, культурно ли вы себя ведете. Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.? 1) следует, если их принимают в гардероб 2) не следует, если они тебе не мешают 3) следует Можно ли трогать руками музейные экспонаты? 1)   можно,   если   ты   уверена   в   прочности   материала,   из   которого   они изготовлены 2) нежелательно 3) нельзя ни в коем случае Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке? 1) допустимо 2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность 3) шумное поведение допустимо везде Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен? 1) нужно 2) не нужно 3)следует   постараться   дать   понять   экскурсоводу,   что   его   рассказ недостаточно увлекателен Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее? 1) не нужно 2) нужно 3) желательно, но не обязательно В какой одежде ходят в кино? 1) в нарядной 2) в спортивной 3) в будничной Что лучше надеть, собираясь в театр? 1) свитер и джинсы 2) нарядную одежду по сезону 3) желательно брючный костюм Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор? 1) и юноше, и девушке обязательно 2) на усмотрение юноши и девушки 3)   юноше   —   обязательно,   девушке   —   если   у   нее   высокая   прическа   или большая шляпа (шапка) 4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать) Может ли девочка находиться в театре в головном уборе? 1) нет 2) сколько угодно 3) в любом, кроме меховой шапки 4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма Как проходят по ряду перед сидящими зрителями? 1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим 2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда? 1) следует 2) не следует 3) желательно Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре? 1) обязательно 2) желательно 3) не следует Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре? 1) можно, если успеешь это сделать первым 2) желательно 3) нежелательно Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду? 1) можно — ничего в этом особенного нет 2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам 3) на ваше усмотрение Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят? 1) можно 2) нельзя 3) нежелательно Можно   ли   аплодировать,   когда   занавес   поднят   и   спектакль   вот­вот начнется? 1) нельзя 2) нежелательно 3) можно — в знак одобрения декораций Можно ли вслух комментировать спектакль? 1) можно, если это интересно вашим соседям 2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей 3) нельзя — подождите антракта Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам? 1) можно, если у вас хорошие слух и голос 2) желательно — чтобы подбодрить артистов 3) нельзя Можно ли есть в фойе (помимо буфета)? 1) можно 2) нежелательно 3) нельзя  Как выразить свой восторг от концерта? 1) громким свистом и топаньем ног 2) криками «браво» и вставанием Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров? 1) свистеть и топать ногами 2) немедленно встать и покинуть зал 3) молчать и не аплодировать Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился? 1) можно 2) нельзя 3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус 4) на ваше усмотрение 1. Слова приветствия.         Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс) 1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант). Графы. 2. Прощальные слова.  3. Слова извинения.  4. Слова благодарности.  5. Слова просьбы. 1 2 Пожалуйста  Извините  Добрый вечер  Доброе утро  Я рад Вас видеть  Слова на карточках Благодарю  Будьте добры  Будьте любезны  До встречи  Мне очень жаль  3 Здравствуйте  До свидания  Жаль  Если Вас не затруднит  Прощайте  У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь: — отдашь все открытки сестре; — отдашь ей одну открытку; — предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки; — выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре; — _________________________________________ . 2. Запиши ответы. 2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?  ____________________________________________________________ . 2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие: мама ____________________________________ ; папа _____________________________________ ; бабушка __________________________________ ; дедушка __________________________________ . 3. Выбери нужный ответ и подчеркни его. Каким ты бываешь чаще всего: • радостным; • злым; • спокойным; • плачущим; • смеющимся;  • недовольным; (запиши другое слово, обозначающее твое состояние).            Диагностика  по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс) 1.  Выбери нужные ответы и подчеркни его. Доброжелательность — это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь; желание и стремление оказать помощь только близким родственникам  или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым. 2. Закончи предложение: Доброжелательный человека всегда __ . Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ . 3.  Вспомни  сказки,   где   действуют   персонажи   (герои),   желающие   добра другим. Назови сказку. Назови добрых героев. Назови недобрых. Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка». Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал. Мачеха предложение)_______________  Сделай рисунки к сказкам. 4.  Расскажи  случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому. 5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев. 6.  Вычеркни лишнее:  •  желать добра   дочери   недобрые.  (допиши   Они   и   ее   две •  сочувствовать •  сопереживать •  воровать 7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный. 8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое   платье,   оцарапала   ногу).   Особое   внимание   следует   обратить   на добрые   дела   и   слова   Буратино:   ласковое   обращение   с   желанием   утешить, реальная помощь и т.д. 9.   Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.         Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности».  1. Закончи предложения:  Бережное отношение к вещам — это ...  Бережливым мы называем человека, который ... 2.  Подчеркни нужный ответ или допиши его. Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.  Что ты сделаешь? • Буду читать самую интересную книгу. • «Вылечу» все «больные» книги. • Поищу журнал с комиксами. ... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).  3.  Придумай  историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку,   чтобы  «полечить»  книги.  Как  вы   это   делали?   Каким   образом книги благодарили вас? 4.1.  Назови,  что   сделано   человеком   из   окружающих   тебя   в  школе   вещей, предметов. 4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали. 5.  Прочитай текст и ответь на вопрос. Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи. К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями. Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?» Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки». Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости? 6.  Сравни   смысл   слов:  бережливость   —   жадность.   Чем   бережливость отличается от жадности? 7.  Сочини  сказку о жадности, придумай ей название,  запиши  её, закончив выводом (правилом). 8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам. Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок. 9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое. Сами вещи не растут.  Вещи сделать — нужен труд. Карандаш, тетрадь, перо,  Парты, доски, стол, окно,  Книжку, сумку — береги;  Не ломай, не мни, не рви.                   Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки   Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны ­ оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны ­ оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны ­ оцените   ответ   в 1  балл.  Напротив   номера   вопроса   поставьте   тот   балл,   на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Вопросы: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вопрос Возможные баллы Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми  взрослыми Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить  неприятному мне человеку Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя  чувствовать среди людей Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое  замечание в мой адрес Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню Мне приятно доставлять людям радость Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их  отрицательные поступки 4 4 4 4 4 4 4 4 4 10 Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не  правы 4 Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим  образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла ­ 2  единицы, в 2 балла ­ 3 единицы, в 1 балл ­ 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с  баллом. Например, 4 балла ­ это 4 единицы, 3 балла ­ 3 единицы и т. д. Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц ­ высокий уровень нравственной самооценки.  От 24 до 33 единиц ­ средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц ­ нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц ­ низкий уровень нравственной самооценки.              Методика № 2. Диагностика этики поведения Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо». Тексты: 1. Когда я вижу кого­то из ребят в нелепой ситуации, то я ... 2. Если кто­то надо мной смеется, то я ... 3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ... 4. Когда меня постоянно перебивают, то я ... 5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...   агрессия,   равнодушие, Интерпретация: Первый   вопрос.  Отрицательный   результат   проявляется,   если   в   ответе присутствуют:   легкомысленное   отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие. Второй   вопрос.  Отрицательный   результат:   агрессия,   разные   способы психологического   подавления.   Положительный   результат:   отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии. Третий   вопрос.  Отрицательный   результат:   давление,   агрессия,   хитрость. Положительный   результат:   самоутверждающее   поведение,   построенное   на равноправных отношениях, открытая позиция. Четвертый вопрос.  Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия,   раздражение,   угроза,   давление.   Положительный   результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости. Пятый   вопрос.   агрессия, нетактичность.   Положительный   результат:   тактичное,   мягкое,   понятное высказывание своего пожелания.  Отрицательный   результат:   грубость,               Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям Инструкция.  Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний,   выбрать   из   которых   можно   только   5.   Список   педагог   заранее выписывает на доске. № ответов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Список желаний Быть человеком, которого  любят. Иметь много денег. Иметь самый современный  компьютер. Иметь верного друга. Мне важно здоровье  родителей. Иметь возможность многими командовать. Иметь много слуг и ими  распоряжаться. Иметь доброе сердце. Уметь сочувствовать и  помогать другим людям. Иметь то, чего у других  никогда не будет. Интерпретация: Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – высокий уровень. 4, 3 – средний уровень. 2 – ниже среднего уровня. 1, 0 – низкий уровень. Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации Инструкция. Я прочитаю вам 4­е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один. Вопросы: 1. Если кто­то плачет, то я: а) пытаюсь ему помочь; б) думаю о том, что могло произойти; в) не обращаю внимания. 2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 ­ 7, и говорит, что у него нет такой игры: а) я скажу ему, чтобы он не приставал; б) отвечу, что не могу ему помочь; в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую  игру; г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть. 3. Если       кто­то       в     компании     расстроился       из­за     того,       что проиграл в игру: а) я не обращу внимания; б) скажу, что он размазня; в) объясню, что нет ничего страшного; г) скажу, что надо лучше научиться этой игре. 4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы: а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этой ситуации; б) обидитесь в ответ; в) докажете ему, что он не прав. Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1­а, 2­г, 3­в, 4­а. Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником. 4 балла ­ высокий уровень; 2, 3 балла ­ средний уровень; 0, 1 балл ­ низкий уровень.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Уроки Мальвины» для 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружка  «Уроки Мальвины» для 1  класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018