Программа составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ. С первоклассниками проводятся теоретические и практические занятия.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Волошинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
Педагогическим советом школы
№______ от ________________2017 г.
УТВЕРЖДАЮ.
Директор школы
______________Ищенко Н.И.
Приказ №___от__________________2017 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный инспектор движения»
Направление «Социальнопедагогическое»
для 1 класса
на 2017 2018 учебный год
Составитель:
Кожемякина Т.А.,
учитель 1 категориисл. Волошино
2017г
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1 Направленность Программы:
Программа кружка «ЮИД» относится к социальнопедагогической направленности:
создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления
нравственного и практического опыта.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Программа составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике
детского дорожнотранспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации
Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020
годах» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на
обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и
разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности
дорожного движения», Локального акта школы «Положение о рабочей программе внеурочной
деятельности обучающихся».
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную
реальность возникновения дорожнотранспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все
чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с
остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожнотранспортных
происшествий бывают дети. Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной
безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания
до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для
самосохранения в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.
1.3. Цели и задачи Программы:
Цель:
Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем
предупреждения дорожнотранспортных происшествий с использованием различных форм
деятельности.
Задачи:
1. Закрепление полученных знаний по ПДД учащимися на классных часах и углубление их.
2. Выработка навыков поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных
ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения.
3. Обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге.
4. Практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально
отведенной площадке.
5. Воспитание ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора
безопасности дорожного движения
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации Программы:
В работе кружка участвуют учащиеся 1 класса. Возраст 67 лет.
1.5. Сроки реализации Программы:
Программа рассчитана на один 20172018 учебный год. Занятия проводятся со второй четверти 1
раз в неделю по 1 часу. Всего 25 часов за год в 1 классе.
2 четверть – 7 часов
3 четверть 10 часов
4 четверть – 8 часов1.6. Формы и режим занятий:
Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение в ходе теоретических
занятий, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры. Занятия
проводятся для учащихся 1а класса во вторник в 14.00ч , в 1б классе – в четверг в 14.00ч
1.7.Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил
дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как
поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных
учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинноследственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации,
свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Учащиеся должны:
знать:
правила дорожного движения, об ответственности за нарушение ПДД;
основные дорожные знаки ;
сигналы светофора, регулировщика;
техническое устройство велосипеда.
уметь:
• переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую
часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте,
при езде на велосипеде.
работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
управлять велосипедом.
иметь навыки:
дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
участия в конкурсах, соревнованиях.
активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
Проверка проходит в ходе практических занятий, тестов и викторин по изученным темам.
Ожидаемый результат:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной
помощи;
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Сокращение детского дорожнотранспортного травматизма по вине детей и подростков.
1.8. Формы подведения итогов реализации программы:
выставки
соревнования
конкурсы
агитбригады
2. Содержание изучаемого курса
1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД.
Знакомство с задачами отряда.
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая
часть, участник дорожного движения.
2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя,
пешехода, пассажира.
2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение,
установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно указательные, знаки сервиса, знаки
дополнительной информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке,
по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе
и при отсутствии пешеходного перехода.
2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора.
2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением;
тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная
полоса, кювет.
2.7. Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком.
Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места
автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.
2.8. Нерегулируемый перекрёсток.Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка.
Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный
обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися
автомобилями.
2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда.
Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и
маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп
детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей.
Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд
нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
2.12. Устройство велосипеда.
2.13. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности
пассажиров в транспорте и в местах его ожидания.
2.14. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование
железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути.
2.16. Движение по загородной дороге.
2. 17. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на
дороге опасные ситуации «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»;
пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном
переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей
части.
3.Первая медицинская помощь при несложных травмах.
3. Календарнотематическое планирование 1 класс
№
Тема занятия
Содержание деятельности
Дата
1.
2
3
4
5
6
7
Вводное занятие. Инструктаж
по правилам поведения на
занятиях кружка.
Основные понятия и термины ПДД
Играпутешествие
улицам нашего села».
«По
Мой путь от школы до дома.
У каждой машины свои дела
и заботы.
У каждой машины свои дела
и заботы.
Игры по ПДД «Угадай знак»,
«Расставь дорожные знаки»,
«Мозаика».
Выявление знаний учащихся по ПДД.
Соблюдение правил т/б на практических
занятиях кружка.
Тротуар, обочина, проезжая часть, тормозной путь,
разделительная полоса, пешеходная и велосипедная
дорожка, пешеходный переход и т.д.
Дорожные знаки, пешеходные переходы, опасные
места на улицах нашего села.
Дорожные «ловушки». Составление безопасного
маршрута «Дом – школа дом».
Изучение основных законов безопасного
движения для пешехода и водителя. Виды
транспорта. Назначение транспорта.
Изучение основных законов безопасного
движения для пешехода и водителя. Виды
транспорта.
Закрепление изученных понятий и навыков в
игровой форме. Распределение приоритета
между участниками дорожного движения.
Главная и второстепенная дороги. «Правило
правой руки».8
Наш верный друг светофор.
9
Наш верный друг светофор.
10 Путешествие в страну
Светофорию.
11 Мы – пассажиры.
12 Мы пешеходы.
13 Перекрёстки.
14 Перекрёстки.
15
Загородные дороги.
16
Загородные дороги.
17 Пешеходные переходы.
18
Где можно и где нельзя
играть.
Изучение основных законов безопасного
движения для пешехода и водителя.
Светофорное регулирование. Значение круглых
сигналов светофора выполненных в виде
стрелок.
Пешеходные светофоры для
велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды.
Светофорное регулирование. Значение круглых
сигналов светофора выполненных в виде
стрелок.
Пешеходные светофоры для
велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды
Закрепление изученных понятий и навыков в
игровой форме. Светофорное регулирование.
Виды светофоров.
ПДД для пассажиров – виды общественного
транспорта, посадочные площадки и дорожные
знаки, правила поведения в салоне транспорта,
перевоз грузов. Взаимовежливые отношения
пассажиров и водителя.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение,
правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего
транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн. Тротуар. Прилегающие территории.
Перекрестки.
Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Изучение основных законов безопасного
движения для пешехода и водителя.
Перекрестки.
перекрестков.
Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Дороги и их элементы. Проезжая часть.
Разделительная полоса.
Полоса движения.
Движение по загородной дороге.
Практическое занятие. Пересечение проезжей
части.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение,
правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего
транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн.
Регулируемые и нерегулируемые
перекрестки.
Практическое занятие. ПДД для пешеходов –
правосторонне движение, правила перехода
дороги, места перехода проезжей части дороги.
Обход стоящего транспорта у обочины.
Движение пеших групп и колонн. Регулируемые
и нерегулируемые перекрестки
перекрестков.
Границы
Границы
19
Викторина по ПДД «Азбука Закрепление изученных понятий и навыков вдорожного движения»
Тормозной путь.
20
21 Правила движения
велосипедистов.
22 Правила движения
велосипедистов.
23. На железной дороге.
24. Дорожные ловушки.
25 Дорожные ловушки.
26
Если получил травму.
27 Первая медицинская помощь
при травмах.
28 Игровая программа «В гостях
у Светофора Светофорыча»
игровой форме.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и
стоянка транспортных средств.
Влияние
погодных условий на движение транспортных
средств. Тормозной и остановочный пути.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки,
техническое состояние велосипеда, движение
групп велосипедистов. Разметка проезжей части
дороги. Остановка и стоянка транспортных
средств.
Практическое занятие. ПДД для велосипедистов
– дорожные знаки, техническое состояние
велосипеда, движение групп велосипедистов.
Разметка проезжей части дороги. Остановка и
стоянка транспортных средств.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду.
Места прекращения движения в случаях, когда
движение через переезд запрещено. Вынужденная
остановка на железнодорожном переезде.
Влияние погодных условий на движение
транспортных
Тормозной и
Дорожные ловушки.
остановочный пути.
Причины ДТП.
Ограниченная видимость. Если у обочины стоит
автомобиль. Скрытые опасности.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую
должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка
автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой
медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи
пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой
помощи.
Закрепление изученных понятий и навыков в
игровой форме.
средств.
4. Материальнотехническое обеспечение.
Наглядные демонстрационные пособия:
макет светофора; дорожных знаков;
наглядная агитация для родителей и детей;
плакаты, сюжетные картинки;
переносные знаки ДД;
детский педальный транспорт (велосипед) светофоры, игрушки транспортные;
конструкторы (строительный, металлический)
Экраннозвуковые пособия:
слайдовые презентации, видеофильмы;
Литература для участников образовательного процесса
1.»Азбука пешехода». Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений и педагогов начальной школы. Москва, «АСТ ЛТД»,2013.
2.Методические рекомендации для образовательных учреждений по формированию и
функционированию системы обучения безопасному поведению и профилактике детского
дорожно транспортного травматизма.
3. Азбука Пешехода, Москва ,»Просвещение»,2009.
4. Учебное пособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий Рим», 2009.
5.В. Л. Шмундяк «Комментарии к правилам дорожного движения» Москва «Центр пропаганды»,
2011.
6. ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие. Составители: Л.
П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
7. Тесты по ПДД для учащихся младших классов. Москва «Центр Пропаганды», 2010.
8. Басенки безопасенки. Оренбург, 2011
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М: Просвещение,
1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма,
Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в
школе, 2004.
Цифровые образовательные ресурсы
po
prodlenka
. org›vneklassnaia
… viktorina
pdd
…1
dlia
…
vol
в na . org›obzh
/ viktorina
_ po
_ pdd
. html
content.schools.by›12.mol od/library/
pedkopilka.ru›Начальная
festival.1september.ru›articles/614249/
школа
Викторина
по пдд
s_gra
в zhd.sev.edu54.ru›DswMedia/zelenyiyogonek.d
schoolessa
ен ys.info›scenarij
… dorozhnogo
… nachalnoj
…
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
Контрольные вопросы:
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?